О засуживании

Новоначальным - Новоначальным
Православие - это царский серединный путь ко Господу и уклонение от этого серединного пути неминуемо приводит к трагическим ошибкам. Эти ошибки можно воспринимать как уклонения вправо, а можно воспринимать как уклонение влево. Яркий пример этому - таинство Исповеди. Названные и исповеданные грехи во время таинства Исповеди сразу «прощаются и разрешаются» (из молитвы таинства Исповеди). Неисповеданные грехи, т.е. непрощенные от Богом поставленного священника не прощаются и не разрешаются, потому что Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 19-23). Эта золотая середина, данная нам в Евангелии Самим Господом, является прямым путем в Царство Небесное. Любое уклонение направо или налево - есть, по-сути, уклонение от Царства Божия.
Кто и как уклоняется направо? Направо уклоняются те, кто даже после таинства Исповеди продолжают себя засуживать в совершенных грехах. Это связано с разными проблемами: недоверием на Исповеди, неверием в прощение грехов или тайным от самого себя услаждением от совершенных когда-то грехов.
Засуживание происходит еще и тогда, когда христианин вроде бы и раскаивается в совершенных грехах, но при этом делает не так, как Господь говорит, не через Богом поставленного «разрешителя», а через себя любимого: он сам перед собой грешит и сам перед собой кается.
Уклоняются налево те, кто грешит и даже не думает каяться. Ангелам свойственно не падать, бесам свойственно падать, а людям свойственно падать, подобно бесам, и подыматься, подобно Ангелам.
Но возникает вопрос: где найти грань между покаянием и засуживанием? Как разобраться в себе и понять, когда я себя засуживаю, а когда каюсь? Каемся мы во время таинства Исповеди, хотя это состояние может начаться и гораздо раньше самой Исповеди. После совершившегося над нами таинства мы должны твердо веровать, что грехи, названные нами, прощены и разрешены, и таким образом начать жизнь с чистого листа, стараясь изображать на этом листе яркие краски добродетели. Но если нас начнут смущать помыслы гордыни, гнева, раздражения, то здесь самое время вспомнить опять свои грехи, не засуживая себя за них, а представляя себе портрет самого себя таким, какой он есть.  И таким образом память о своих грехах можно использовать как противоядие от греха.
Золотой путь, ведущий к Царству Небесному, - путь покаяния. Зная нашу немощь, Господь дал нам это великое Таинство, но Ему было не угодно, чтобы мы сами от себя получали прощение, Ему было угодно, чтобы свидетелями этого прощения, данного Богом, стали пастыри Церкви Христовой.

Протоиерей Димитрий Соловьев
январь  2012 г.