Какими методами лечиться нельзя

Новоначальным - Новоначальным

Сегодня Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым было озвучено ежегодное Послание народу Казахстана. В этом Послании отмечено, что в медицине произошли серьезные изменения, это связано с тем, что в течение нескольких лет из республиканского бюджета шло существенное финансирование клиник и медучреждений, занимающиеся лечением болезней кровообращения, в том числе и кардиологических. Во многих областных центрах были построены кардиологические клиники, и сердечнососудистые заболевания, еще в прошлом году занимавшие первое место по причинам смертности, перешли по Республике на второе место.
Зато на первое место пришла онкология, и против этой болезни практически нет клиник, врачей, химиотерапевтических лекарств не хватает, а некоторых, используемых в соседней России, вообще никогда и не было на территории нашей Республики, и вся помощь таким больным порой состоит исключительно в обезболивающих уколах.
Изможденный до крайности больной, испытывая продолжительные страдания и порой неукрепленный верой в Бога, начинает искать помощь в сомнительных средствах лечения. С одной стороны человек еще уповает на медицину, но с другой стороны, видя, что медицина не совершенна, пытается искать параллельные методы лечения. Такими методами лечения могут являться: первое - магия, шаманство, колдовство, экстросенсорика, биоэнергетика, лечение «космическим разумом», прорицательство о болезнях, гадание, ворожба, астрология с прогнозом болезней.
Удивительно, но на каждые 300 человек в мире существует один колдун.  Согласно 61-му Правилу Вселенского Собора прибегающие к таким методам миряне отлучаются от Церкви, а клирики извергаются из сана. Какова же природа оккультного воздействия на тело человека и  на его психику? Дело в том, что Господь исцеляет болезни своею благодатью, а оккультисты пользуются  тварной энергией, которая по учению Церкви является бесовской энергией. В результате может произойти временное исцеление от болезни, но не обольщайтесь - это не исцеление: пациенты оккультиста или его родственники будут расплачиваться новыми, еще более тяжкими недугами или лишениями.
Второе - гипноз и кодирование от наркомании и от алкоголизма. Эти методы тоже являются неправославными, потому что насильно вторгаются в человеческую психику, в результате подавляется воля одного человека волей другого человека, а это является даже с моральной точки зрения неприемлемым средством.
Третье - вшивание под кожу лекарственных препаратов. Этот метод основан на животно-инстинктном страхе смерти, который должен стать препятствием для употребления алкоголя. Такой подход может надолго избавить человека от алкоголизма, но если после этого он сорвется, то действительно может наступить смерть, но не из-за препарата, а из-за того, что остановить больше человека будет нечем.
Четвертое - аутогенные тренировки. Этим методом обычно лечат врачи-психотерапевты. За помощью в исцелении от болезни они обычно обращаются не к Господу, а своему собственному Я. По-сути этот метод можно приписать к разряду гипноза, а сам гипноз в древности назывался магнетизмом и испокон веков относился к черной магии.
Пятое - нейролингвистическое программирование, т.е. внушение человеку с помощью набора слов, например, запрета выпивать спиртное. Этим видом микрогипноза стараются овладеть психологи и психиатры, но все же с точки зрения Церкви важно не то, как сказать человеку о его болезни, а то насколько он сам захочет победить свою болезнь.
Шестое - водолечение по методу Парфирия Иванова. Метод Парфирия Иванова совершенно оккультный, активисты этого учения перед погружением в воду обязательно отрекаются от Христа и призывают на помощь своего мистического учителя.
Седьмое - гомеопатия. Методы гомеопатии обычно благословляются Церковью, но в современных условиях врачи-гомеопаты стали использовать абсолютно неприемлемые православным христианам методы - это препараты сифилитических тканей, гонорейных тканей, тканей эмбрионов и т.д.
Восьмое - иглорефлексотерапия. Этот метод полностью допускается, если врач рефлексотерапевт одновременно не является экстрасенсом или биоэенергетиком и не использует мистической техники (не читает мантры и заклинания).
Девятое - искусственное голодание - может совершаться по медицинским показания и с согласия духовного отца.
Десятое - уринотерапия. Господь дал человеку для потребления внутрь Свои Тело и Кровь, которые употребляются во исцеление души и тела, внутрь потребляется святая вода и просфора, но не что-то другое. Христианин, прибегавший к таким методам лечения должен исповедовать этот грех. В древних  требниках была специальная молитва над человеком «ядшим скверну».
Одиннадцатое - лечение камнями. До сих пор многие верующие люди считают, что у них есть т.н. их камень, через который они получают силу и исцеление. Такие представления о камнях, конечно, имеют в основе языческие верования.
Двенадцатое - музыкотерапия. Применима, если используется в чистом виде без какого-то подтекста  и без скрытого смысла.
Зато очень полезно каждому и верующему и неверующему человеку знать о магнитных бурях, особенно тем, кто страдает сердечнососудистыми заболеваниями. Правда и здесь надо быть немного осторожными, потому что иногда в СМИ проскальзывает информация о магнитных бурях не от научных исследователей, а от астрологов.
Тринадцатое - косметические операции с целью увеличения бюста, отсасывания жира, изменения формы тела, омоложения, увеличения гениталий - относятся к разряду греховных, так как направлены на реализацию похотного греха.
Каждому следует помнить: в случае болезни необходимо посетить храм Божий и приступить в Святым Тайнам. С телесной болезнью нужно обратиться к врачу-специалисту, с душевным расстройством - к врачу-психиатру, и укрепленными верой в Господа начать лечение.

Протоиерей Димитрий Соловьев
январь 2012 г.

Блаженный Пимен родился на свет больным, больным он и вырос. Но сия телесная болезнь не дала в нем места болезни духовной: он был чист от пороков и соблюл девство от утробы матери. Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его наследником по своей смерти. Однажды, по действию Божественного Промысла, устрояющего все к лучшему, блаженный Пимен особенно сильно заболел, так что даже не надеялся и на выздоровление. Повинуясь необходимости, родители принесли его тогда в Печерский монастырь и просили живших в нем преподобных отцев помолиться об избавлении их сына от болезни. Но усердные молитвы иноков не принесли исцеление болящему, ибо молитва самого блаженного была сильнее молитвы их всех. Он не просил себе здоровья у Господа, но, напротив, молил о продолжении болезни, зная, что если будет здрав, то родители возьмут его из монастыря и лишится он осуществления заветного желания. Так как отец и мать были здесь и не давали возможности сыну принять пострижение, то блаженный впал в великую печаль и прилежно начал молиться Богу, чтобы Он исполнил его желание, какими Сам ведает путями. И вот в одну ночь, когда родители его и рабы были погружены в глубокий сон, вошли к нему светлые Ангелы, одни из которых были в образе прекрасных юношей, другие как игумен и братия. Они несли в руках святое Евангелие, свечи, власяницу, мантию, куколь и все остальное, нужное при пострижении. «Желаешь ли, чтобы мы постригли тебя?» - спросили они преподобного. Он с радостью отвечал: «Ей, хочу! Бог послал вас; молю: исполните желание моего сердца». Они тотчас же начали творить вопросы, совершая сполна все, что положено в уставе иноческого пострижения. Так они постригли его в великий ангельский образ, облекли в мантию и куколь, нарекши Пименом. Вручив же ему, по обычаю, свечу горящую, сказали: «Сорок дней и ночей не угаснет свеча эта». Вместе с тем они предсказали ему всегдашнее страдание от телесных болезней, заметив при этом, что получение здравия будет знамением наступления смерти. И целовав новопостриженного, они удалились в церковь, где положили на гроб преподобного Феодосия (1074; память 3 мая и 14 августа) волосы его, завернувши их в полотно.

Иноки, находившиеся в ближних келиях, слыша пение, разбудили прочих, полагая, что или игумен с некоторыми из братий постригает болящего, или он преставился. Все вместе они отправились в келию, где лежал преподобный. Но придя, нашли всех спящими: отец, мать и слуги также спали. Между тем иноки заметили, что келия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду. «От кого, брате, принял ты пострижение? И что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители?» - спросили они, обращаясь к преподобному. «Я так понимаю, - отвечал он, - что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей. Власы же мои, положив в убрус (полотно), они удалились с ними в церковь».

Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но она оказалась запертой, разбудив пономарей и дознавшись у них, что в церковь после вечерней молитвы никто не входит, так как и самые ключи от нее не у них, а у екклесиарха, иноки отправились к нему. Но и екклесиарх никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь. Тогда, взяв ключи, они все вместе пошли в храм, где на гробе преподобного Феодосия, действительно, нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всем известили игумена. Игумен же чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны. Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые Ангелы. Долго рассуждали игумен и братия: вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу. Но так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: власы, чудесно перенесенные на гроб преподобного Феодосия и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, а она не угасала в течение сорока дней и ночей, невзирая на все это, игумен с братиею признали излишним творить на преподобным свое пострижение, но только сказали: «Довольно, брат Пимен, тебе: ты от Самого Бога получил иноческий образ и нареченное имя».

Случилось как-то, что один больной, страдавший таким же недугом, как и преподобный Пимен, принесен был в Печерский монастырь и пострижен. Иноки, на которых лежала обязанность служить больным, внесли его к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе и равномерно. Но, небрежно относясь к своим обязанностям, они часто забывали об них, так что больные по временам изнемогали от жажды. Тогда блаженный Пимен сказал лежавшему с ним больному: «Так как прислуживающие нам гнушаются нами по причине смрада, исходящего от нас, то захотел ли бы ты, брат мой, нести их обязанности, если бы тебя восставил Господь?» Больной обещался преподобному с усердием служить до самой смерти. Блаженный Пимен сказал на это: «Вот Господь отнимает болезнь твою от тебя и, сделавшись здравым, исполни обещание твое, служа мне и подобным мне. На нерадивых же о таковом служении Господь наведет болезнь лютую, чтобы они, наказанные так, получили спасение». Больной тотчас поднялся совершенно здравым и начал служить преподобному Пимену, а прежние его прислужники, гнушавшиеся своего дела - служения больным, были объяты недугом, по слову блаженного. Исцелившийся от недуга брат служил усердно, но, побыв немного в таковом деле, и он уклонился от Пимена вследствие мерзкой его болезни, и оставил его без хлеба и воды. Уйдя, он поселился в другой келии. И вот внезапно, как огнем, охватил его сильный жар, и не имея сил подняться, он три дня мучился от жажды и наконец стал кричaть: «Ради Бога сжальтесь надо мною, ведь я умираю от жажды!» Услыхав его, иноки, находившиеся в ближайшей келии, пришли к нему, и увидев его болезнь, сообщили о ней преподобному Пимену: «Брат, служивший тебе умирает». - «Что сеет человек, - отвечал преподобный, - то и пожнет: он бросил меня голодного и жаждущего, и сам потерпел то же солгав Богу и призрев мое недостоинство. Но мы научены не воздавать за зло злом, поэтому идите и скажите ему: тебя зовет Пимен встань и иди к нему».

Когда заболевшему передали это он тотчас сделался здоров и, вставши, без всякой помощи пришел к преподобному. Блаженный Пимен долго увещевал его, говоря: «Маловер, вот ты здоров; смотри, опять не согрешай! Разве ты не знаешь, что равную награду будут иметь, как болящий, так и служащий ему. Терпение униженных не останется бесплодно: испытывающие тут кратковременную скорбь и тяготу, будут испытывать радость и веселие там, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Ради этого и терплю все. Бог, через меня избавивший тебя от твоего недуга, может и меня восставить от этого одра и исцелить мою немощь, но я сам не хочу, ибо «претерпеваемый до конца спасен будет» (Мф. 10, 22), сказал Господь. Лучше в этой жизни я сгнию весь, чтобы в будущей тело мое было нетленно; лучше здесь переносить смрад, чтобы там наслаждаться неизреченным благоуханием. Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему церковь и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе. Это же темная и смрадная келия не прежде ли суда суд? Не прежде ли бесконечной муки мука? Но терпящий все это с благодарением может с правом сказать: «Терпя потерпех Господа, и внят ми»(Пс. 39, 2); утешая подобных страдальцев, апостол говорит: «аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог, аще без наказания есте, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове» (Евр. 12, 7-8), И Сам Господь увещевает нас, брат мой, говоря: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). Наставленный таковым увещанием блаженного, брат был глубоко тронут и с тех пор неотступно служил святому Пимену.

Доблестный страдалец и достойный подражатель праведного Иова, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал одержимый страданиями своими в продолжении двадцати лет. Но вот приспел час и время преставления преподобного. Во святом Печерском монастыре явилось знамение. Ночью над трапезною показались вдруг три огненные столпа, которые потом перешли на верх церкви. Бог весть о чем говорило сие дивное знамение! Но истинно то, что Бог, в Троице прославляемый, «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс.103,4), уже прислал Ангелов Своих за душой многоболезненного Пимена. В тот день преподобный внезапно почувствовал себя здоровым и узнал час исхода своего, как предсказали ему постригавшие его. Восставши от одра своего, преподобный Пимен обошел все келии, поклонился всем и простился с братиею смиренно. Болящим же братьям сказал: «Друзья мои и братья! Встаньте и проводите меня». И тотчас, по слову его, болезни их исчезли, и сделавшись здравыми, они пошли со своим благодетелем. Преподобный Пимен, войдя в Церковь, причастился Божественных Таин, и после этого, взявши погребальный одр, без постороннего указания пути понес его к пещере, в которой никогда не был и которую не видел от рождения своего. Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония (1073; память 10 июля и 28 сентября) и указал место, где желал быть положенным.

Здесь в пещере преподобный Пимен сопровождавшей его братии поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братий, лежащих вблизи: «Вы положили в этом гробу двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме. Первого инока, положенного без схимы, вы найдете в схиме. Он при жизни неоднократно хотел принять ее, но все откладывал, дела же являл достойные этого образа, поэтому Господь даровал ему схиму по смерти. Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел, достойных ее, а говорил только: «Когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда, постригите меня в схиму». Не помнил он слов, сказавшего: «Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад, но мы живии благословим Господа» (Пс. 113, 25-26). Поэтому и отнята у него схима и дана показавшему дела, достойные ее: «Имущему бо (добрые дела) везде дано будет и преизбудет, от неимущего же (добрых дел) и еже мнится имея. взято будет» (Мф. 25, 29). Третий брат, - продолжал преподобный, - много лет положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения в день Страшного суда. Ибо он совершал дела, недостойные этого образа: всю жизнь провел в лености и грехах, не помня зов Господа: «Ему же дано будет много, много взымется от него» (Лк. 12, 48). Пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук».

Преподобный на время замолчал и потом, обратившись к братии, торжественно сказал: «Вот, братие, пришли постригавшие меня для принятия моей души», - и вслед за этими словами возлег на одр и успе о Господе. С великою честию братия возложили его на показанном месте в пещере.

Обновлено (29.01.2012 00:02)