За что страдают дети?

Семья - это единое тело, и часто духовный груз, который на ней лежит, распределяется между ее членами неравномерно. Случается, что дети несут непосильный груз и расплачиваются своим здоровьем за грехи и ошибки родителей.

И вот - ропот: если, мол, Бог справедлив, то как Он допускает страдание детей?

Да. Бог справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Мф.5,48).

Для нас не был бы труден вопрос, за что страдают дети, если бы в этом, как и во всем, мы взирали на Христа Спасителя, соизмеряли с Ним всю нашу жизнь. За что страдают дети? За что страдал Сам Спаситель? Ведь Он безгрешен. Каждый рождающийся в мир младенец несет на себе печать первородного греха. А Господь и того не имел. Он - чище любого ребенка - страдал, и как!

Вот и ответ на вопрос за что страдают дети. За наши грехи. За наше нерадение о спасении их душ, о своем спасении. Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы обеспечить детям физическое существование, но, прежде всего, духовно воспитать их, открыть им дорогу к Богу. Вот слова Спасителя: «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф.19, 14).

Если мы не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет иконы, Евангелия, если мы не стараемся жить благочестиво, то значит, мы препятствуем ему приходить ко Христу. И в этом наш самый главный грех., который ложится и на наших детей.

Вот почему за наши грехи страдают дети, даже если они в них не виноваты. Мы с ними связаны невидимой нитью, в них - наши кровь, дух. Если бы они не были нашими детьми, они бы не страдали за нас. Но тогда бы они от нас и не родились. Грех потому и есть величайшее зло, что от него страдают невиновные. Но поэтому страданиями одних искупаются грехи других. «Ранами Его мы исцелехом», - говорим мы о Господе Иисусе Христе, открывшем нам дверь спасения.

Больные дети принимают на себя подвиг мученичества и юродства ради того, чтобы Господь не до конца прогневался на этот мир, и мы, можем быть благодаря им,  еще имеем время на покаяние. Но мы по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них какого-то другого человека, не чувствуем этого.

Протоиерей Димитрий Соловьёв. 2011

Обновлено (31.03.2011 00:17)