Об иконе Божией Матери «Взыскание погибших»

ikona_b_mИмя этой иконы принадлежит к числу трогательнейших наименований, какие только были усвоены Пречистой Деве, и выражает глубокую и благодарною думу человечества о Богоматери, как о последнем прибежище, последней надежде потерянных людей.

«Погибший» - какое страшное слово! Над человеком, значит, добро окончательно утратило свою силу; он никогда не вернется в число людей, живущих здоровой жизнью. Никому ненужный, лишняя обуза для себя, всеми презираемый, влачит он жалкое существование, без дела, падая из одной лужи в другую, жалкое посмешище «врага», потерянный для земли, потерявший себя для неба...

И вот таких-то безнадежных людей спасительницей, этих «погибших взысканием» является Богоматерь...

Когда люди считают какого-нибудь человека безвозвратно потерянным, и он сам чувствует, что все для него кончено, невидимо следящая за ним Пресвятая Богородица является его надежной опорой. Она с жаром материнской любви и ни пред какою действительностью не отступающей веры борется за такого погибшего и сообщает ему новые жизненные силы, когда он лежит почти трупом.

 


Что шепчет Богоматерь такой измученной, пропавшей душе: это тайна Ее, это тайна спасаемого Ею человека... Но чудным образом она льет целительный бальзам на сплошную язву души, выпрямляет, выхаживает, оздоровляет пропадающего человека.

В проникнутом горячею верою акафисте Покрова Богоматери знаменитый проповедник Иннокентий Херсонский проводит следующую замечательную мысль о чудесном заступлении плоти Богоматери: «Господь, желая показать людям бездну щедрот Своих, силу терпения Своего, даровал Тебя людям, как непреодолимую защиту. И если кто из них праведным судом Божиим оказывается достойным осуждения, - Твоим державным покровом сохраняется на покаяние».

Русский народ с незапамятных времен усвоил Богоматери трогательное название «Взыскание погибших» - и издавна в России писались иконы с этим наименованием, пока, наконец, прославление одной из них не сделало это имя особенно известным.

В половине XVIII столетия в селе Бор, Калужской губернии, почти на границе ее с Московской, был деревянный, крайне бедный храм. Один из прихожан, живший в деревне Вязовке, Федот Обухов, по силе возможности своей, помогал убогому храму, в котором ризы были крашенинные, а сосуды оловянные, жертвуя туда иконы и утварь.

Крестьянин Обухов часто бывал в городе Волхове, Орловской губернии, разъезжая оттуда по окрестным селам и деревням, скупая пеньку и конопляное семя. Однажды зимой, в лютый мороз, он был застигнут в пути страшной вьюгой и сбился с дороги: лошадь его выбилась из сил и стала на краю непроходимого оврага; ехать дальше было некуда, а вьюга и мороз все ожесточались. В этой крайности несчастный Обухов от всего сердца помолился Божией Матери, дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви города Волхова, и пожертвовать его в свой приходский храм. Затем он отпряг лошадь, привязал ее к саням, укрылся, чем мог, лег в сани и стал понемногу замерзать. Еще несколько минут, и он бы погиб.

Но не дремало над ним око Той, Которую он с такою верою призывал. Совершилось необъяснимое происшествие: сани с отпряженной лошадью, стоявшие у края оврага, вдруг очутились у ворот крестьянина соседней деревни. Сидя внутри избы, этот крестьянин услыхал под окном голос: «Возьмите».

Вышедши к воротам, он увидал привязанную лошадь, а в санях Федота Обухова. Его внесли в дом, оттерли, обогрели и вернули к жизни.

Когда он совсем оправился от последствий ужасного события, то заказал в Волхове, согласно обету, икону «Взыскание погибших»,по написании ее, отвез к себе в дом, а потом на своей голове благоговейно перенес ее в храм.

Икона эта, писанная в память чудесного спасения человека от гибели, и сама прославилась чудесами. На поклонение ей ежегодно собиралось много народу, и на копейки усердных богомольцев на месте прежней бедной деревянной церковки воздвигли прекрасный, богатый каменный храм.

Замечательны обстоятельства, сопровождавшие строение храма. Два соседних помещика спорили между собой, так как каждому из них хотелось, чтобы храм стоял на его земле. В это время староста храма, человек благочестивый, видел во сне, что он из старого храма на голове вынес икону «Взыскание погибших» и поставил там, где она и стоит в новом храме, и был при этом голос: «Здесь Мне будет место». Вскоре пришел из Синода указ строить храм на том самом месте, которое видел во сне староста.

Великое чудо сотворила Богоматерь через Борскую икону «Взыскание погибших» в 1871 году. Было холерное время, и жители Серпухова пожелали принести к себе икону. В городе был мальчик, немой и невладевший ногами. Увидав икону, он вдруг произнес: «Вот взыскание погибших», - и тут же стал на ноги. По принесении иконы холера в Серпухове прекратилась. В воспоминание об этом серпуховские граждане пожертвовали в храм села Бор драгоценное Евангелие с изображением иконы и с надписью, говорящей о чуде.

Борская икона «Взыскание погибших» отличается громадными размерами. В вышину она более 2 м, а в ширину 1 м 25 см. Вверху иконы изображено Крещение Христово - в память того, что именно в праздник Крещения крестьянин избавлен был от гибели. Богоматерь изображена в полурост, обхватив обеими руками стоящего во весь рост Божественного Младенца.

Древняя чудотворная икона «Взыскание погибших» находилась и в Харьковской губернии. Обретена она, по преданию, около 1770 года; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением той местности от холеры.

В Троицком женском монастыре Самарской губернии пребывал чудотворный образ «Взыскание погибших», силою которого исцелился в ноябре 1896 года 58-летний крестьянин села Большой Каменки Алексей Казаков, от страшного нарыва, потребовавшего трех операций и обезобразившего все его лицо, а также от сильной зубной, головной и глазной боли.

16 августа 1898 года эта же икона исцелила диакона села Вязовки, Петра Кандалинцева, а 28 июля того же года крестьянина села Большой Глушицы, Василия Лазарева.

Известны были еще чудотворные местночтимые иконы «Взыскание погибших»: в Москве, в храме Рождества Христова, что в Палашах, и в храме святителя Николая в Звонарях; в городе Волхов в Георгиевской церкви («первообраз Борской иконы»); в селе Красном, Конотопского уезда, Черниговской губернии; в городе Вороноже и в г. Козлове Тамбовской губернии.

С 1835 года при Московском Александровском Сиротском институте существовала церковь во имя этой иконы.

В Москве икона «Взыскание погибших» сейчас находится в храме в честь Воскресения Словущего на Успенском вражке.

Празднование ей совершают 5/18 февраля.

Обновлено (17.02.2011 22:08)