Серафима Прекрасная

Завтра вся Церковь совершает память преподобных Кирилла и Марии - родителей игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского. Такие имена в святцах нашей Церкви особенные, особенные, потому что их немного. Немного таких благочестивых семей, которые сами свято прожили жизнь в браке и так воспитали детей. Петр и Февронья, Адриан и Наталья, протоиерей Иоанн Кронштадтский и матушка Елисавета Константиновна, протоиерей Григорий и матушка Нина, которые вместе прожили 61 год и скончались в один день. Вот, наверное, и все, что отложилось в моей памяти и что оставило след в моей душе, как великий образец христианского брака.

Сpеди обычаев пpекpасных
Мне вспомнить хочется один,
Он символ веpности и счастья
От юных лет и до седин.

Ах, этот миг неповтоpимый,
Когда стучат, стучат взволнованно сеpдца,
И не забыть, как мы даpили
Дpуг дpугу нежно, нежно-нежно, два кольца.

Дальше в этой известной песне «Обручальное кольцо» говорится и об основном условии брака: «пусть будут руки золотыми, характер тоже золотой». Кто часто читает Библию, тот не мог не заметить одной детали - наш праотец Ной рождает детей в 500 лет и после уже осуществившегося обетования о потопе. Что это за деталь, о чем она говорит? Она говорит о многом. Вся планета Земля вокруг Ноя представляла собой страшную оргию, и в потопе погибают не только люди, но и животные. Это, как объясняют многие толкователи, говорит о том, что люди в то время запятнали себя не только блудом и изменами, но и мужеложством, скотоложством. Поэтому Господь и не пощадил не только людей, но и животных. Но Ной со своим благочестивым семейством являл собой абсолютно другой образ, он был как искорка в страшном урагане бушующих грехов. Своим примером, своей семейной жизнью он как бы обличал существующие порядки, он как бы говорил о том, что возможно не только не прелюбодействовать, не только не блудить, но и в браке жить воздержанно и целомудренно. Своим примером он и показал, и доказал, что в этом мире возможно жить благочестиво, да и благодаря своему воздержанию был спасен.

В моем сознании образы благочестивого брака всегда приравниваются к мученичеству. Люди, берегущие свою честь и чистоту до брака, семьи, ведущие воздержанный образ жизни в браке, вдовые, живущие памятью об ушедших супругах, вызывают у меня глубокое-глубокое уважение.

Сам по себе я не особый любитель художественных фильмов, к своему стыду я не смотрел ни разу даже общеизвестные в Православии фильмы «Поп», «Страсти Христовы» и лишь один раз посмотрел художественный фильм «Остров», но на днях мне пересказали на словах художественный фильм, транслировавшийся по 1-му каналу, - «Серафима Прекрасная». Опять повторюсь, что то, что я услышал, всего лишь пересказ. Сам я этого фильма не видел, но, то ли пересказ был интересный, то ли сюжет захватывающий, но он запечатлелся в моей памяти. Серафима выходит замуж по глубокой любви к своему супругу. После рождения двоих детей у мужа (звать его, кажется, Виктором) признают тяжелое онкологическое заболевание. Он ложится в больницу, ему необходима серьезная операция, денег на которую в семье нет. Серафима принимает решение продать все свое небольшое хозяйство и деньги от продажи направить лечение супруга. Она тихой поступью приходит к нему в палату и приносит эти «зеленые бумажки». Виктор спрашивает, откуда деньги, и узнает, что продано все, что как-то могло прокормить семью. Он хочет, чтобы осталось хозяйство, и семья после его смерти ни в чем не нуждалась, он хочет пожертвовать собой, своей жизнью ради семьи. А она хочет пожертвовать достатком семьи ради своего любимого. Эти деньги, в конце концов, не уйдут на лечение мужа - уголовники, узнав, видимо, о снятых в банке деньгах, похищают их, а Серафима, узнав банду, которая украла последние средства, не задумываясь идет в само логово шайки и начинает умолять насмехающихся преступников вернуть ей хотя бы часть денег. Естественно, эти деньги ей не отдают, а издеваясь над ней, жестоко избивают. Вся побитая и окровавленная Серафима приходит домой, с трудом готовит ужин и отправляет дочку отнести обед отцу в больницу. Малышка, придя в палату, все откровенно рассказывает папе. Тот, не долго думая, сбегает из больницы. Найдя этих уголовников, Виктор пытается защитить честь своей супруги, которую любит безгранично, но один из бандитов (или одна) наносит ему смертельное ножевое ранение.

Серафима, оставшись без мужа, сама поднимает детей. Но самое интересное, что меня поразило в этом фильме, - это то, что после смерти мужа, через 7-8-10 лет к ней стали приходить свататься вдовые мужчины, предлагая замужество: «Серафима, ты осталась вдовой, и я похоронил давно свою супругу, давай вместе растить деток, ведь всегда лучше, когда у детей есть мать и отец, когда семья полная.» Но Серафима, наша Серафима Прекрасная всегда отвечала таким ухажерам: «Вы что? У меня уже есть муж, пусть мы находимся сейчас в разлуке, но он мой муж и мое сердце целиком и полностью принадлежит только ему».

А теперь, о том, что мне удалось увидеть, хоть и мельком, буквально такую сцену из этого фильма: Серафима приходит на могилку мужа, перебирает на ней цветы, взгляд  направлен на фотографию, и она рассказывает ему, как провела свой день: «Виктор-Виктор, мы с тобой скоро станем дедушкой и бабушкой. Представляешь, у нас с тобой появятся такие маленькие внучата.» Честно говоря, такое самоотвержение меня поразило. Ведь действительно, основа брака - самопожертвование. Цельные браки - это браки, в которых люди способны жертвовать собой ради друг друга. Если бы наша пресса, наше телевидение проповедовало бы такой героизм, то наши семьи были бы на много крепче. А если есть крепкие семьи, значит, есть и крепкое государство.

В дореволюционное время статистика разводов колебалась в пределах 3-4%. В наше время средний процент разводов по странам СНГ - 85%, а некоторые регионы СНГ вообще бьют всякие рекорды, например, в Свердловской области количество разводов в 2008 г. составило 93%. Т.е. из каждых 100 зарегистрированных браков 93 расторгнуты. Но даже те, которые не расторгнуты, в массе своей живут в хроническом «предразводном» состоянии.

Если бы об этом задумались наши с вами правители, если бы об этом задумались журналисты, кинематографисты, то может быть стало бы меньше неполных семей, сирот при живых родителях, а стало бы больше дружных и крепких семей. Ведь счастливое общество и крепкое государство - это не только политическая и экономическая стабильность, это, прежде всего, крепкие семьи.

Протоиерей Димитрий Соловьев,

октябрь 2011 г.

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: