О внешнем и внутреннем

Господь Иисус Христос однажды сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смерен сердцем», - и смирение есть вожделенная для многих христиан добродетель. Но часто, не добившись настоящего смирения, не сумев победить собственный эгоизм, многие «младенцы» духовной жизни бросаются в лжесмирение, пытаясь через него скрыть свою гордыню и предполагая, что через это лжесмирение они будут уважаемы и любимы обществом, и самое главное - исполнят заповедь Христову.

Вы никогда не замечали таких людей вокруг себя? Например, когда люди не опрятно одеты или пышут «смиренными» эпитетами,  и через это пытаются приобрести вид смиренного, доброго человека.  Им кажется, что если одеться чуть хуже среднего уровня или вообще не обращать внимание на одежду, то смирение уже будет обитать в их душах. А многие оправдывают свою внешнюю неопрятность еще и тем, что душа важнее тела, а  значит, последнее ничего не значит по сравнению с душевным. Но на самом деле все как раз таки наоборот: внешняя неопрятность раскрывает и внутреннюю разобщенность. И по внешним признакам можно судить и о душе человеческой. Представим себе такую картину: на похоронах у своей мамы стоит родная дочь, внешне она одета прилично, но короткий топик не дает закрыть нижнюю часть живота и пупок, а джинсы плотно обтягивают нижнюю часть тела. Что можно подумать при виде такой картины? Можно предположить, что у доченьки настолько окостенела душа, что даже вид лежащей в гробу матери ее не трогает. А как следствие этого и соответствующая одежда. Или другой пример. В храм приходит человек грязный и непричесанный, рубашка застегнута не до конца, и живот вываливается наружу.  О чем говорит его внешний вид? О том, что у этого человека нет уважения не только к храму, но и к обитающему в нем Богу. Вот если бы на этом месте стояла резиденция премьер-министра или хотя бы какого-нибудь мелкого чиновника, то, наверное, он и оделся бы соответствующе.

Естественно, здесь не идет речь о дорогостоящей или дешевой одежде, потому что возможность одеться чисто и со вкусом и в таком виде прийти  в церковь не зависит от бедности или богатства. В нашем мире существует парадокс - самое ценное является самым простым и обыденным. Видимо так устроил Господь, что самое драгоценное, что есть у человека невозможно купить даже за большие деньги, а все второстепенное приобретается уже за деньги, и это касается не только души и тела, которые дал нам Господь как благой дар, но и многого другого. Например, воздух, вода, свет, хлеб присутствуют на земле в изобилии и доступны каждому, а представьте, если дорого стоило бы хождение по земле или отдых на траве? Или хлеб являлся б не самой дешевой пищей, а какой-нибудь дорогой? Сколько людей тогда были бы голодными? Нет, Господь так устроил, что всё самое ценное является одновременно самым доступным. Так и мы в одежде и внешнем виде должны ценить не изысканность и дороговизну, а опрятность, чистоту и простоту.

Мое внимание привлекает  в храме одна пожилая бабуличка, всегда скромно и по- старушечьи одетая, но при всем этом ее одежда на столько опрятна, что создается впечатление не только внешней, но и внутренней чистоты этого человека. А вот, например, предметы роскоши, наоборот, стоят очень дорого, хотя по сути дела являются излишеством. Почему-то с советских времен нас убеждали в том, что быть христианином значит быть отсталым человеком. А в Римской Империи вообще считали христиан варварами. Но Церковь Христова - не вера варваров, а вера людей, уважающих законы этого мира и почитающих Законы Божии. Везде, где ступала нога христианина, наступал духовной и материальный подъем. Хотя с христианами поступали как раз по-варварски как в древности, так и сейчас. Во времена самого «просвещенного» Римского императора Марка Аврелия христиан мучили так же жестокого, как и при императорах-глупцах. Например, страдания мученика Аттала. Человека удивительного благородства души судили за то, что он был христианином. На суде ему предложили отречься от Христа, а когда он отказался это сделать, его раздели, посадили на раскаленный железный стул. Святой Аттал сел спокойно, хотя всё тело его обугливалось, и он, обличая римлян говорил: «Вы называете нас христиан варварами, а сами какое варварство творите?»

То же самое и во времена нашествия Наполеона, который вошел к нам как варвар и насильник, а ушел, как побитый пес. Чем мы, христиане, «отомстили» Франции? Только одним - любовью и прощением (даже строительством занимались во Франции, помогая бедным парижанам). Это было и во времена Христа. На примере Пилата видно, что он признает Христа невиновным и в то же время предает Его на смерть. Разве это не варварство? Или в наше время: беснующиеся девушки из группы «Рussy Riot» оскверняют Храм Христа Спасителя, а их с любовью и с просьбами препровождают в места не столь отдаленные, чтобы только оградить этих девушек от самосуда общественности.

Даже к варварам Церковь проявляет любовь. Поэтому, когда говорят о христианах, как о варварах, это можно  воспринять как клевету. Уж кто-кто, а христиане никогда варварами не были и не только по делам, но и по внешнему виду. Образ христианина  (внешний) соответствует его внутреннему миросозерцанию. Если это Церковь, то, как икона Царства Небесного, внешний вид священника благолепен, если это мирянин, - то, во-первых, его внешний вид не должен концентрировать на себе внимание, а во-вторых, он должен соответствовать месту, в котором христианин находится, т.е. Храму Божиему. Каждый человек своим  внешним видом свидетельствует о внутреннем состоянии, и поэтому очень важно, чтобы внешнее находилось в соответствии с внутренним.

Протоиерей Димитрий Соловьев

август 2012 г.