Как молодой человек может стать миссионером?

«…Именно молодежь оказывается самой беззащитной перед современным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Зачастую она становится разменной монетой в политических и коммерческих играх. … Юношество в буквальном смысле слова дезориентировано, оно не знает, кому верить и как принимать решения.»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Тема молодежи и миссионерства – сложная тема. Хотя бы потому, что молодежная миссия особая. Особая по целому ряду причин. Молодой человек может найти запросто «язык общения» с такими же, как он, молодыми людьми (священнику это сделать гораздо сложнее). Молодой человек может донести миссию Христову в те места, куда обычный церковный свет проникнуть почти не может.

Например, в кругу друзей решается вопрос, на какой волне праздновать выпускной бал, и голос такого молодого человека смог бы сделать этот праздник чуточку светлее и чище. Или молодые люди, привыкшие, допустим, в своей кампании нецензурно общаться между собой, могли бы именно от сверстника узнать о непристойности такого поведения. Причем, подростки, привыкшие смотреть на все с позиции отрицания, могли бы услышать эти слова не как нравоучение, а как добрый совет или взгляд друга. И вот в таких ситуациях, которые могут коснуться не только нецензурной брани, но и греха аборта, курения, употребления спиртных напитков, слово молодого человека может быть сильнее и значимей слова священника или родителей и иметь при этом отрезвляющее действие. Говорить об этом, конечно, может кто угодно, но слово друга, подружки, однокашника принесет особый  результат.

В нынешнее время, в связи с Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», священнослужители не могут выступать с проповедью в ВУЗах, школах, больницах, и их место с легкостью может занять молодой церковный человек, непринужденно раскрывающий красоту Православной веры в недоступных, по сути, для священнослужителя местах.

Миссия молодых людей эффективна. Ведь благодаря этой миссии многие и многие, кто не услышал слово о вере в Бога в детстве, может услышать это слово в юношестве.

Знакомая картина: две подруги проходят мимо храма, одна воцерковленная, другая нет:

- Давай зайдем в храм», - говорит воцерковленная.

- А разве можно так просто взять и зайти - спрашивает вторая.

- Конечно, пойдем, я покажу свою любимую икону, чудесную икону.

Проходит неделя, и еще вчера невоцерковленная девушка переступает порог храма, чтобы самой прикоснуться к чудесному лику.

И так, три основных принципа отличает молодежную миссию:

1) Молодые люди разговаривают на одном языке.

2) Молодые люди разговаривают на равных, а не с позиции «сверху вниз».

3) Молодой человек может проникнуть в «труднодоступные места», куда, допустим, не может дойти проповедь, произнесенная с амвона.

Миссия Церкви Христовой уникальна. Успехов Православной миссии не знает ни одна конфессия. Целые страны и империи принимали Евангельское Благовествование через Миссию Церкви. Апостолы Христовы проповедовали без меча и без золота. Они были как «овцы посреди волков» (Мф. 10:16), но эти «овцы» завладели целым миром, так что сама власть Римской империи в лице Константина Великого капитулировала перед Христовой Церковью. В 314 г. был издан знаменитый Миланский эдикт, который юридически и фактически узаконил Церковь. Такие же колоссальные успехи были и позднее. Целые страны и народы обращались к Богу. Многие святые просияли подвигами, трудами, равными святым апостолам: Кирилл и Мефодий – просветители славян, Нина – просветительница Грузии, святитель Иннокентий (Вениаминов),  Митрополит Московский, апостол Америки и Сибири, святитель Николай (Касаткин) и многие другие.

Миссия Церкви всегда была необычной: попадая в чужую страну,

миссионер становился «одним из них», по слову апостола Павла «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:19-23). Попадая в чужую страну, православный миссионер не пытается изменить быт или традиции народа, но, наоборот, старается привнести в этот народ свет Евангельской Истины.  Например, святитель Иннокентий (Вениаминов) прибыв на Алеутские острова, узнал, что у местного населения нет даже азбуки, поэтому он не только проповедует о Христе, но и создает азбуку, а затем, уже по этой азбуке, начинает переводить Священное Писание и молитвы. Кстати, в переводе молитвы Отче наш святитель Иннокентий вместо слова «хлеб» поставил «рыба», ведь основной пищей алеутов была именно рыба: «хлеб наш насущный» он переводит как «рыбу нашу насущную» - меняется текст, но сохраняется смысл. 

Миссия Церкви разнообразна и красочна: проникновенные иконы,

Литургия, теплота, встреча с праведным человеком, колокольный звон, старое православное кладбище, деревенский храм пусть даже с покосившимся крестом - разве это не проповедь о Христе? Опыт Христианской миссии настолько богат, что просто несопоставим ни с какой иной!

Но вопрос, заданный в тему доклада, сегодня такой: где отыскать

таких молодых людей, которые могли бы проповедовать о Христе? Как сделать так, чтобы их было больше? Ответ на него я нахожу только один: в нынешней ситуации сложилось так, что пастыри Церкви Христовой заняты разнообразными заботами, многие из них вообще превратились в прорабов. Молодым людям около таких священнослужителей почти нет места, гораздо ближе к таким священникам строительные бригады или богатые спонсоры. Придет молодой человек к такому пастырю и в скорости уйдет, ведь кладку класть он еще не умеет, а материальных средств и самому не хватает. Может быть, и была в этом юноше или девушке какая-то искорка к миссионерству, но она была тут же погашена безразличием пастыря. И поэтому проблема молодых миссионеров кроется в проблеме перерождения пастырей – перерождение из прорабов в любящих, внимательных, требовательных и сострадательных отцов.

Любящее пастырское сердце привлекает и объединяет вокруг себя молодые неокрепшие души и наоборот, пастырь, потерявший дар любви, в лучшем случае остается требоисполнителем, а в худшем – массовиком-затейником. Очень мудро об этом говорил преподобный Серафим Саровский новопоставленному игумену: «Матерью будь, а не отцом».

Преподобный Ефрем Сирин однажды сказал: «Церковь – не собрание

святых, а толпа кающихся грешников». И эта «толпа» чаще всего нуждается в любящем и добром пастыре. Наверное, именно об этом проповедовал святой апостол Павел: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.» (Рим. 12:15).

И современные нам пастыри говорят о том же, святой праведный Алексей (Мечев) пишет:  «Забудь себя и забудь всё в себе и живи жизнью всех и каждого. Кто бы ни пришел, переживай с ним то, что он переживает. Входи в его душу, а себя забудь, совершенно забудь себя».

Жертвенное горение пастыря возжигает молодых людей, именно вокруг такого священника рождаются молодые миссионеры. Юноши и девушки, видевшие «доброго пастыря» и воспринявшие от него уроки доброты, пронесут эти уроки через всю свою жизнь, и частичками этой доброты будут одаривать всех, с кем сведет их жизненная стезя.

Мы  все удивляемся подвигам Серафима Саровского, но именно этот замечательный аскет и строгий подвижник встречал каждого доброй улыбкой, сострадательным сердцем,  ласковыми словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Доброта – это тот язык, который могут видеть слепые и слышать глухие, тем более к нему восприимчивы к нему молодые сердца. Кто-то, может, захочет возразить: «Зачем бороться за души молодых людей, ведь Сам Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18)». «Значит, - говорят скептики, - Церковь и так будет существовать «до скончания века» (Мф. 28, 20), можно смело опустить руки и перестать бороться». Да, она будет существовать до скончания века, но в каждом конкретном народе, если пресечь живой поток молодых людей и перестать бороться за молодые неокрепшие души, она может постареть, а затем и просто иссякнуть. Как это, например, случилось в Албании, где в прошлом веке Албанская Православная Церковь почти полностью прекратила свое существование. И только после падения СССР Церковь в Албании стала подниматься из руин.

Без активного  притока молодых людей Церковь может прожить 1-2 поколения, а затем она начинает стремительно иссыхать, порой до критического умаления. Исходя из этого, мы должны радоваться каждому молодому человеку, пришедшему сегодня в храм, ясно осознавая, что это подарок, данный Богом нашей Церкви. Присутствие молодых людей в храме означает, что Русское Православие будет существовать, православные семьи будут создаваться, съезды православной молодежи будут собираться, Божественная Литургия будет совершаться, а значит, Господь будет продлевать существование этого мира. Если у нас есть молодежь – у нас есть будущее. А если у нас есть будущее, значит, нам не следует унывать.

Православный храм посещает множество людей, и чаще всего они ищут в церкви утешение и сострадание, они ждут, что их выслушают. В особенности в этом нуждаются молодые люди, которые, в силу чистоты и искренности более ранимы. Найти к ним ключик – долг каждого пастыря. Почему-то сегодня мне вспоминаются слова великого русского писателя Антона Павловича Чехова: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других."

Мирские понятия и понятия Церкви неравнозначны. В миру считают, что Вселенная вокруг нас является макрокосмосом, а человек в этом макрокосмосе является пылинкой или, по-другому, микрокосмосом. В Церкви же совсем не так: одна человеческая душа является макрокосмосом, которой не достоин целый мир. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26), - говорит Господь наш Иисус Христос, значит, каждая человеческая душа, каждый человек рядом с нами гораздо драгоценней, чем весь этот мир. Осознав это, каждый может стать миссионером, пекущимся о душах людей, с которыми сталкивает его Господь на жизненном пути. Видеть в каждом человеке «ближнего», воспринимать человека, как высшую ценность – начало миссионерства. Без этих простых понятий миссионерский энтузиазм в человеке родиться не может.

И сейчас хотелось бы закончить свой доклад словами человека, для которого миссионерское горение было не пустым звуком, а целожизненным подвигом, человека, который изменял сердца людей вокруг себя, - батюшки Иоанна Кронштадтского: "Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога (Лк. 12, 6). Умилился я, увидев в роще птичье гнездышко малой птички, с малейшими птенчиками (серого цвета), увидев, как ревниво и жалобно пищали самец и самка и дети их ждали червячка или мушки из клюва матери. Истинно, и маленькая птичка не забыта у Бога, о всякой Он промышляет, всякую питает и возращает, всякой жизнь дарит."

Протоиерей Димитрий Соловьёв

настоятель храма св.кн. Владимира г.Актобе