План
1. Догмат о Св.Троице - совершенное учение о Боге. 2. Отцы Церкви о Св.Троице.
а) Св.Василий Великий, св.Григорий Нисский, св.Григорий Богослов.
б) Св.Мефодий Патарский и св.Епифаний.
3. Исследование догмата о Св.Троице по Евангелию от Иоанна.
4. Личные свойства.
«Для Православной Церкви Пресвятая Троица - непоколебимое основание всякой религиозной жизни.»
В.Н.Лосский
Все основное учение нашей Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви построено на догмате о Святой Троице, как совершенном учении о Боге и о Его свойствах, свойствах Лиц Пресвятой Троицы.
Святитель Григорий Богослов сразу характеризует меру наших знаний по вопросу Личных свойств Божественных Лиц Пресвятой Троицы: «Ты слышишь о рождении; не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца; не любопытствуй знать, как исходит». Еще святитель Григорий о безумии, как о наказании за допытывания и любопытства, говорит так: Ты спрашиваешь о рождении и что такое исхождение Духа Святого? Скажи мне сначала, что такое нерождаемость Отца, тогда в свою очередь я, как естествоиспытатель, буду обсуждать рождаемость Сына и исхождение Святого Духа. И мы оба будем поражены безумием за то, что подсмотрели тайны Божии».
Нередко св.Василия Великого и других каппадокийских отцов обвиняют в требожии. (Спасский А.А. Собр.соч.М:1997. с.503). Это делали еретики еще в IV веке. Евнолий надсмеялся над св.Василием за его рассуждение о сущности и ипостасях Божественных. Но мысль св.Василия была вполне усвоена и прежде всего братом его - св.Григорием Нисским. Св.Григорий написал трактат, где доказывал арианам, что они не правы, когда выводят мысль о существовании трех богов. (Илларион, архиеп. Верейский. Без Церкви нет спасения. М. 1998. с.410).
Св.Анастасий Синаит сохранил отрывок из писаний св.Мефодия Патарского, где св.Мефодий делает сравнения: «Три прародительные главы всего человечества, эти единосущные лица, были прообразами и некоторым подобием святой и Единосущной Троицы, именно не имеющий (земного) виновника своего бытия и нерожденный Адам представлял образ и подобие безначального Виновника всего, Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его представлял образ рожденного Сына и Слова Божия, а происходящая (от него) Ева означала исходящее Лице Святого Духа». (Ловягина Е. полное собрание творений св.Мефодия. Спб. 1905. с.287)
Интересны слова св.Епифания: «Одно Божество особо объявлено у Моисея, Двоица же сильно проповедана у пророков, а Троица является в Евангелиях».
Во многом, разбирая и изучая тексты Ветхого и Нового Заветов, находишь места, которые так или иначе открывают нам св.Троицу. В Новом Завете, например, мы видим, что есть три Лица Ипостаси. Они вечно различны между Собой по личным свойствам, но во всем остальном единосущны и равны.
Св.Троица - это недомыслимая тайна, конечно же мы немного обнаруживаем эту тайну в тварном мире «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». (Рим.1:20).
Основным источником наших знаний о Троице действительно является не что иное, как пролог Евангелия от Иоанна (а также его 1-е Послание), отчего автор этих дивных текстов и получил название в православной традиции «Богослов». С первого же стиха пролога Отец именуется Богом, Христос - Словом, и Слово в этом «начале», которое здесь носит не временный, а онтологический характер, есть одновременно и Бог («...Слово было Бог») и иной, чем Отец («и Слово было у Бога»). Эти три утверждения святого Евангелиста Иоанна: «В начале было Слово - и Слово было у Бога - и Слово было Бог», - зерно, из которого произросло всё тринитарное богословие. Они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие.
«Слово было у Бога», - говорит святитель евангелист Иоанн в прологе своего Евангелия. Πρὸς τὸν θεόν указывает на движение, на динамическую близость; можно было бы перевести скорее «к», чем «у»: «Слово было к Богу». Таким образом, πρὸς τὸν θεόν содержит в себе идею отношения; это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение; так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы.
Именно Евангелие открывает нам и тринитарное «положение» Святого Духа, как третьей Ипостаси в Троице, и те отношения, которые подчеркивает Его личностную «единственность». Достаточно прочесть в Евангелии от Иоанна последние беседы Спасителя с апостолами: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин.14:16-17), - и далее, - «Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец по имя Моё» (Ин. 14:26). Итак, Дух - иной, чем Сын (Который также Утешитель), но Дух послан во имя Сына, чтобы свидетельствовать о Нем. Таким образом, Его отношение к Сыну состоит не в противоположности или разобщенности, но в различии и взаимной соотнесенности, то есть в общении с Отцом. Также следует сказать и об отношении Духа с Отцом: Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15:26), Дух иной, чем Отец, но соединен с Ним отношением исхождения, Ему свойственного и отличного от рождения Сына.
Сын и Дух открываются нам в Евангелии как два Божественных Лица, посланные в мир: Одно, - чтобы соединяться с нашей природой и ее возродить, Другое, - чтобы оживить личную нашу свободу. У каждого из этих Двух Лиц свое особое отношение к Отцу (рождение и исхождение); между нами также существует отношение взаимной соотнесенности; именно благодаря очищению Пречистой Девы Духом Сын мог быть дан людям, и по молитве вознесшегося одесную Отца Сына людям послан Святой Дух, «Утешитель, Которого пошлю вам от Отца». И эти два Лица явлены нам как равночестные Отцу и сущностно с Ним тождественны.
Итак, Троица есть изначальная тайна, Святая Святых Божественной реальности. Троица не может быть постигнута человеком.
Дух через Сына приводит нас к Отцу, в Котором мы «открываем» единство Трех. Отец, по терминологии святителя Василия Великого, открывает Себя через Сына в Духе. Так же и все Божественные имена, которые передают нам общую жизнь Трех, исходят от Отца через Сына и в Святом Духе. Отец - есть источник, Сын - явление, Дух - сила являющая. Поэтому Отец есть источник Премудрости, Сын - сама Премудрость, Дух - сила, усвояющая нам Премудрость; или Отец есть источник Любви, Сын - Любовь, Себя открывающая, Дух - Любовь, в нас осуществляющаяся. Или же, по формулировке митрополита Филарета (Дроздова): Отец - любовь распинающая, Сын - любовь распинаемая, Дух - любовь торжествующая. Божественные имена - это излияние жизни Божественной, источает ее Отец, показует ее нам Сын, сообщает Дух.
Бог показует себя таким, каков Он есть. Бог есть Мудрость, Любовь, Справедливость, но не потому, что Он этого хочет, а потому что Он таков.
Мы не можем познать глубину Божественной Сущности, но мы знаем то излучение славы, которое есть истинно Бог.
Творение - дело Пресвятой Троицы. Три Лица творят совместно, но каждое присущим ему образом, и тварное бытие есть плод их творчества. «Отец творит Словом в Духе Святом», а св.Ириней Лионский говорит и называет Сына и Духа «двумя руками Божиими».
Св.Григорий Богослов говорит: «Мы поклоняемся, - Отцу и Сыну и Святому Духу, разделяя личные свойства, а соединяя Божественное не сводим трех Ипостасий к одной, чтобы не впасть в недуг Савелия, и не разделяем Единого Бога на три разнообразных и несродных сущности, чтобы не впасть в безумие Ария».
Очевидно, что способ существования Единого Бога в трех Лицах в сущности своей непостижим и непредставляем для человеческой мысли.
Каждое Лицо Святой Троицы, сохраняя Свою самостоятельность и Личность, находится в двух других и не может быть представлено без Них; все три Лица взаимопроникаются, живя вечно одно в другом, с другим, для другого. (Иустин, иеромонах. Догматика Православной Церкви. М., 1990, с.14-115).
Говоря об Отце и Его Личных свойствах, нужно отметить, что говоря вообще о трех Ипостасях, все-таки мы выделяем одно начало, ибо Отец - начало Сына и Духа, не по времени, а по причинности, потому что Слово и Святой Дух от Отца, хотя и не после Отца. Св. Григорий Богослов говорит: «Отцу нельзя приписывать начала, чтобы мы не ввели чего-либо более первобытного, чем Первобытный, и тем не уничтожим Существо Первобытного; и не можем мы Сына и Духа Святого считать безначальными, чтобы не отнять у Отца Его личного свойства. Ибо Они небезначальны и в то же время каким-то образом безначальны, в чем и заключается удивительность и необычность».
Несказанным и незамысимым образом Отец вечно рождает Сына и вечно производит Духа. Никакое рассуждение не может даже приблизительно выразить этого несказанного рождения и невыразимого исхождения.
Св.Иоанн Дамаскин говорит: «Различие между рождением и исхождением существует, - но природу этого различия мы не можем никоим образом постигнуть».
Личное свойство Сына - это рождение. Бог по природе и существованию выше времени и пространства, не рождает во времени, временно и пространственно, но рождает Сына вечно, неизменно, бесстрастно.
В вечности не было момента, когда бы Отец был без Сына, Они всегда существовали и существуют вместе, Отец, как Отец, а Сын, как Сын. Отец всегда рождает Сына, и Сын рождается от Отца.
Как слово человеческое рождается от разума действием внутреннего движения духа, но не умаляет разум, а служит его выражением, так и Сын духовно рождается от Отца, не умаляя этим Отца, но являясь вечным Словом Отца, вечным Разумом Отца, вечной Премудростью Отца, вечным Сиянием Славы Отчей, вечным Образом Отца. (1 Кор.1:24, 2Кор. 4:4, Евр.1:3).
Личное свойство Духа Святого - это Его исхождение от Отца.
Никео-Царьградский Символ веры гласит: «И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки».
Очень интересно здесь будет высказывание св.Василия Великого: «Уверяю, всякого человека, исповедующего Христа, но отрицающего Бога, что ему Христос не принесет ни какой пользы; уверяю также всякого призывающего Бога, но отвергающего Сына, что его вера напрасна; уверяю также и всякого отстраняющего Духа Святого, что его вера в Отца и Сына будет бесполезной, ибо он не может иметь такой веры без присутствия Духа. Ибо не верует в Духа, то не верует в Сына, а кто не верует в Сына, тот не верует в Отца». «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Неверующий в Духа не имеет удела в истинном поклонении, ибо невозможно иначе поклоняться Сыну, как только Духом Святым, и не возможно иначе призвать Отца, как только Духом усыновления».
Дмитрий Соловьев.
Ученик 3 класса Белгородской
духовной семинарии с миссионерской направленностью. г.Белгород. 1999 г.
Сегодня освящали квартиру одного человека и он рассказал мне, как его знакомый, военный человек, узнав о своем заболевании - гепатит С, застрелился. Сам этот человек, у которого мы освящали квартиру, тоже был некоторое время болен, и когда врачи не могли поставить диагноз, он буквально обошел полсвета, чтобы исцелиться.
Характерно для нас с вами, что люди верующие скорби переносят гораздо проще, чем люди неверующие. Верующий человек смиренно склоняет свою голову, верит в промысел Божий, а неверующий человек мечется из стороны в сторону и бьется, как рыба об лед.
Иногда я удивляюсь силе духа некоторых людей. В храме я часто наблюдаю за маленькой, хрупкой женщиной, приходящей в храм со своим трехлетним малышом. Я смотрю на них на богослужении, смотрю, как малыш прижимается к маме, и сколько нежности и тепла они дарят друг другу, и содрогаюсь от того, что эта совсем еще юная женщина тяжело больна, и что врачи констатируют тяжелейший диагноз - саркому внутренних органов, констатируют ее безболезненное течение. Сердце обливается кровью, когда видишь этого мальчишечку, прижимающегося к маме. В голове запечатлеваются улыбка этой женщины, ее взгляд и ее глаза, полные надежды, и хочется, очень хочется молиться о ней. Малыш, сейчас стоящий около нее, должен не только знать, что у него была мама, не только помнить ее по фотографии, но и осязать ее руки, чувствовать ее поддержку.
Я определенно понимаю, что такое саркома, - это агрессивное или, как ее называют врачи, широкодифицированное заболевание. На каждый укол химиотерапии это заболевание еще больше «огрызается» и «оскаливается», оно успокаивается лишь тогда, когда его не трогают, когда оно может творить свое черное дело. Но вглядываясь в храме в эти две судьбы - матери и ребенка, я, не задумываясь, отвергаю все доводы науки, а надеюсь на Милость Божию.
Сколько силы духа дает человеку вера! Как страшно остаться один на один со смертью. Но и смерть подвластна тому, кто верит в Бога, и все свое упование возлагает на Него.
Вспоминается стихотворение известного актюбинского поэта Валерия Мартыненко:
Доля-юдоль окаянная с грозным названьем «судьба»:
Между двух дат расстояние - как ты преступно скупа,
Жестокосердна до крайности, крутишь свои жернова.
Все тебе, видно, без разницы, все-то тебе трын-трава.
Протоиерей Димитрий Соловьев,
Октябрь 2011 г.
P.S. Сегодня, 31 октября 2011 г. ко Престолу Божию отошла героиня этих строк - новопреставленная Марина...
|
Наверное, многие из нас замечали, как быстро и незаметно проходят сутки. Однажды мне необходимо было побывать в офисе высокопоставленного человека, и секретарь назначила время встречи с ним на 7 часов. Я переспросил: «Вечера?» Она ответила: «Нет, утра.» Конечно, я удивился тому, как люди умеют ради заколачивания денег усердно трудиться. Видимо, для того, чтобы назначить мне встречу на 7 утра, этому человеку надо было встать в 4.30, час потратить на подъем и завтрак и около часа для того, чтобы добраться до места работы, - и весь этот энтузиазм ради земного. Мы часто с трудом двигаемся ради небесного, а каждая прожитая минута уже никогда не возвратится к нам. По сути дела, в нашем запасе только настоящее, прошлое уже прошло и его никогда не вернуть., а будущее еще не наступило. И эти настоящие минуты и часы мы должны как можно продуктивней наполнять.
Возможно ли человеку продлить свою жизнь? Да, возможно. На 2 часа позже лечь спать - не в 21 час, а в 23 часа. На 2 часа раньше встать - не в 7 часов, а в 5. Значит, на 4 часа в сутки мы увеличиваем не только творческий потенциал, но и время своей жизни. А если к этому прибавить еще 5-ти часовой просмотр телевизора, то жизнь продлевается не на 4 часа, а на все 9. А теперь давайте умножим эти 9 часов на 7 дней в неделю, - выходит 56 часов, т.е. более 2-х суток. Получается, что жизнь можно не просто увеличить, а растянуть. Время ведь действительно растягивается в зависимости от того, сколько мы вкладываем в это время смысла. Заполняя время делами, добродетелями, мы, по сути дела, увеличиваем свою жизнь. Живя праздно, проводя время у экрана телевизора или у трубки телефона, мы сокращаем свою жизнь.
Один батюшка мне рассказывал о мальчике, который его сильно удивил. Этот мальчишечка обладал от Бога дарами, которые присущи далеко не каждому ребенку. Например, когда он поступил в 1-й класс, он постоянно удивлялся тому, что все дети разговаривают на каком-то иностранном языке. Родители сразу поняли, что этим иностранным языком является мат. Но этот ребенок, как не от мира сего, - чистота его души не видела плохого. Или другой случай, произошедший с этим же мальчиком: у его мамы была межпозвонковая грыжа, и были сделаны соответствующие снимки позвонков в разрезе. Увидев эти снимки, у него загорелись глаза, и он обратился к маме: «Мама, мама я понял, почему у тебя ножка болит: вот этот вот нарост зажимает вот эти нервы, и боль отдает в твою ножку.» Когда об этом случае рассказывали врачам, они удивлялись, потому что некоторые студенты-медики вплоть до 5-го курса мединститута не умеют разбираться в снимках, сделанных в разрезе.
С этим же ребенком произошла история, касающаяся нашей темы. Однажды к маме пришел массажист, которую звали т.Рая., наш герой, перед тем, как массажист начала выполнять процедуры, спросил:
- Тетя Рая, а Вы сколько времени будете делать этот массаж? Минут 40?
- Да, - ответила она, - Может быть даже час.
- А Вы бы не могли убрать со стола Ваши мази? Ведь за целый час я смогу сделать все уроки. Ведь целый час - это так много. Я не хочу потратить его зря.
Я удивился такому рассказу и тому, как маленький 7-летний малыш дорожит своим временем. Иногда нам кажется, что такой подход к жизни - это дело каких-то подвижников, но, на самом деле, любой подвижник от простого человека отличается только одним. Что значит слово подвижник? Какой смысл в себе заключает в себе это слово? Смысл только один - двигаться, т.е. продвигаться вперед, наполнять свою жизнь, разумно расходовать свое часовое богатство. Подвижники жили, понуждая себя на это внутреннее движение и наполняя свой день не времяпрепровождением, а достижением определенных поставленных целей. Такое сокровище, как время, имеет колоссальную ценность, и трата его на пустое является грехом.
Протоиерей Димитрий Соловьев,
октябрь 2011 г.
Завтра вся Церковь совершает память преподобных Кирилла и Марии - родителей игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского. Такие имена в святцах нашей Церкви особенные, особенные, потому что их немного. Немного таких благочестивых семей, которые сами свято прожили жизнь в браке и так воспитали детей. Петр и Февронья, Адриан и Наталья, протоиерей Иоанн Кронштадтский и матушка Елисавета Константиновна, протоиерей Григорий и матушка Нина, которые вместе прожили 61 год и скончались в один день. Вот, наверное, и все, что отложилось в моей памяти и что оставило след в моей душе, как великий образец христианского брака.
Сpеди обычаев пpекpасных Мне вспомнить хочется один, Он символ веpности и счастья От юных лет и до седин.
Ах, этот миг неповтоpимый, Когда стучат, стучат взволнованно сеpдца, И не забыть, как мы даpили Дpуг дpугу нежно, нежно-нежно, два кольца.
Дальше в этой известной песне «Обручальное кольцо» говорится и об основном условии брака: «пусть будут руки золотыми, характер тоже золотой». Кто часто читает Библию, тот не мог не заметить одной детали - наш праотец Ной рождает детей в 500 лет и после уже осуществившегося обетования о потопе. Что это за деталь, о чем она говорит? Она говорит о многом. Вся планета Земля вокруг Ноя представляла собой страшную оргию, и в потопе погибают не только люди, но и животные. Это, как объясняют многие толкователи, говорит о том, что люди в то время запятнали себя не только блудом и изменами, но и мужеложством, скотоложством. Поэтому Господь и не пощадил не только людей, но и животных. Но Ной со своим благочестивым семейством являл собой абсолютно другой образ, он был как искорка в страшном урагане бушующих грехов. Своим примером, своей семейной жизнью он как бы обличал существующие порядки, он как бы говорил о том, что возможно не только не прелюбодействовать, не только не блудить, но и в браке жить воздержанно и целомудренно. Своим примером он и показал, и доказал, что в этом мире возможно жить благочестиво, да и благодаря своему воздержанию был спасен.
В моем сознании образы благочестивого брака всегда приравниваются к мученичеству. Люди, берегущие свою честь и чистоту до брака, семьи, ведущие воздержанный образ жизни в браке, вдовые, живущие памятью об ушедших супругах, вызывают у меня глубокое-глубокое уважение.
Сам по себе я не особый любитель художественных фильмов, к своему стыду я не смотрел ни разу даже общеизвестные в Православии фильмы «Поп», «Страсти Христовы» и лишь один раз посмотрел художественный фильм «Остров», но на днях мне пересказали на словах художественный фильм, транслировавшийся по 1-му каналу, - «Серафима Прекрасная». Опять повторюсь, что то, что я услышал, всего лишь пересказ. Сам я этого фильма не видел, но, то ли пересказ был интересный, то ли сюжет захватывающий, но он запечатлелся в моей памяти. Серафима выходит замуж по глубокой любви к своему супругу. После рождения двоих детей у мужа (звать его, кажется, Виктором) признают тяжелое онкологическое заболевание. Он ложится в больницу, ему необходима серьезная операция, денег на которую в семье нет. Серафима принимает решение продать все свое небольшое хозяйство и деньги от продажи направить лечение супруга. Она тихой поступью приходит к нему в палату и приносит эти «зеленые бумажки». Виктор спрашивает, откуда деньги, и узнает, что продано все, что как-то могло прокормить семью. Он хочет, чтобы осталось хозяйство, и семья после его смерти ни в чем не нуждалась, он хочет пожертвовать собой, своей жизнью ради семьи. А она хочет пожертвовать достатком семьи ради своего любимого. Эти деньги, в конце концов, не уйдут на лечение мужа - уголовники, узнав, видимо, о снятых в банке деньгах, похищают их, а Серафима, узнав банду, которая украла последние средства, не задумываясь идет в само логово шайки и начинает умолять насмехающихся преступников вернуть ей хотя бы часть денег. Естественно, эти деньги ей не отдают, а издеваясь над ней, жестоко избивают. Вся побитая и окровавленная Серафима приходит домой, с трудом готовит ужин и отправляет дочку отнести обед отцу в больницу. Малышка, придя в палату, все откровенно рассказывает папе. Тот, не долго думая, сбегает из больницы. Найдя этих уголовников, Виктор пытается защитить честь своей супруги, которую любит безгранично, но один из бандитов (или одна) наносит ему смертельное ножевое ранение.
Серафима, оставшись без мужа, сама поднимает детей. Но самое интересное, что меня поразило в этом фильме, - это то, что после смерти мужа, через 7-8-10 лет к ней стали приходить свататься вдовые мужчины, предлагая замужество: «Серафима, ты осталась вдовой, и я похоронил давно свою супругу, давай вместе растить деток, ведь всегда лучше, когда у детей есть мать и отец, когда семья полная.» Но Серафима, наша Серафима Прекрасная всегда отвечала таким ухажерам: «Вы что? У меня уже есть муж, пусть мы находимся сейчас в разлуке, но он мой муж и мое сердце целиком и полностью принадлежит только ему».
А теперь, о том, что мне удалось увидеть, хоть и мельком, буквально такую сцену из этого фильма: Серафима приходит на могилку мужа, перебирает на ней цветы, взгляд направлен на фотографию, и она рассказывает ему, как провела свой день: «Виктор-Виктор, мы с тобой скоро станем дедушкой и бабушкой. Представляешь, у нас с тобой появятся такие маленькие внучата.» Честно говоря, такое самоотвержение меня поразило. Ведь действительно, основа брака - самопожертвование. Цельные браки - это браки, в которых люди способны жертвовать собой ради друг друга. Если бы наша пресса, наше телевидение проповедовало бы такой героизм, то наши семьи были бы на много крепче. А если есть крепкие семьи, значит, есть и крепкое государство.
В дореволюционное время статистика разводов колебалась в пределах 3-4%. В наше время средний процент разводов по странам СНГ - 85%, а некоторые регионы СНГ вообще бьют всякие рекорды, например, в Свердловской области количество разводов в 2008 г. составило 93%. Т.е. из каждых 100 зарегистрированных браков 93 расторгнуты. Но даже те, которые не расторгнуты, в массе своей живут в хроническом «предразводном» состоянии.
Если бы об этом задумались наши с вами правители, если бы об этом задумались журналисты, кинематографисты, то может быть стало бы меньше неполных семей, сирот при живых родителях, а стало бы больше дружных и крепких семей. Ведь счастливое общество и крепкое государство - это не только политическая и экономическая стабильность, это, прежде всего, крепкие семьи.
Протоиерей Димитрий Соловьев,
октябрь 2011 г.
|