Дивеевский монастырь - это место, которое посетила Матерь Божья и оставила там свой след, освятив землю. Сюда приезжают страждущие со всего мира, разных национальностей и возрастов, чтобы получить благословение, искупаться в святых источниках и получить исцеление. Недавно эти места посетили паломники из Актобе.
Оксана МАКСИМЕНКО,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Дивеевский монастырь - самый большой в настоящее время женский монастырь Русской Православной Церкви. Его в свой удел взяла Пресвятая Богородица.
По преданию преподобного Серафима, когда Богородица явилась на это место, она обошла монастырь и оставила на своем пути святой след. Его назвали канавкой и стали ходить по нему, обращаясь к Небесной Царице с мольбой. В 2003 году эту канавку благоустроили, обложили плиткой и поставили ограждение.
- Кто проходит по ней, прочитав 150 раз молитву (есть специальная молитва «Богородица-Дева, радуйся!»), тот получает исполнение любой своей просьбы, конечно, если эта просьба соответствует правде и законам Божьим), - рассказывает настоятель храма Святого князя Владимира Дмитрий СОЛОВЬЕВ. - По этой канавке совершаются огромные крестные ходы. По преданию, земля эта святая, ее раздают людям, и люди исцеляются. Мы тоже по капельке будем ее раздавать в следующее воскресенье.
Устроителем этого монастыря стал преподобный Серафим Саровский. Он держал себя в затворе в лесу, когда к нему явилась Божья Матерь и сказала, что он должен выйти из затвора к людям и обустроить Дивеевский монастырь. В итоге под его благословением начали строиться храмы, возрождаться обитель, собираться сестры монахини.
В настоящее время в Дивеевском монастыре хранятся мощи преподобного Серафима, его святые останки, к которым тоже приходят люди, чтобы получить исцеление.
- К мощам приходит очень много бесноватых. Когда их подводят, они начинают выкручиваться, рычать, у них появляется злоба, - рассказывает отец Дмитрий. - Но потом, когда их прикладывают к святым мощам, они начинают успокаиваться.
Раздают в Дивеево и сухарики преподобного Серафима - хлеб из того котелка, из которого кушал сам преподобный Серафим. Раздают понемногу. В храме Святого князя Владимира этот хлеб сейчас пакуют по пакетикам, и в это воскресенье на Успение Божьей Матери его тоже будут раздавать прихожанам.
С собой в Актобе отец Дмитрий привез еще масло из лампады от той иконы, перед которой умер преподобный Серафим. Оно тоже обладает исцеляющей силой.
Третьей святыней, ради которой люди приезжают на эту землю, являются источники. Об одном из них молился преподобный Серафим, чтобы выпросить у Бога, сделать его источник способным исцелять болезни.
В Дивеево только благоустроенных святых источников 15. Температура воды в них +4 градуса, но ни один человек, окунувшись в них, не заболел. Напротив, люди специально опускаются в воду, чтобы вылечиться. Здесь есть источник, который избавляет от онкозаболеваний, другой помогает обрести материнское счастье. Есть источник великомученика Пантелеймона, который помогает от всех болезней, есть такой, который исцеляет от глазных болезней. Некоторым людям у источников становится плохо, поэтому там же дежурит «скорая».
- В Дивеево приезжают тысячи паломников всех национальностей, всех вер, потому что батюшка Серафим никого не отвергал, - говорит протоиерей Соловьев.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. (Мф.24:22)
Наконец-то совершилось - то, о чём мы около двух лет обсуждаем на нашем сайте, наконец-то признал и научный мир. Ученые мировой науки решили провести «нелепый» опыт - стали замерять сокращение времени, и пришли к однозначному выводу о том, что сегодня 24 часа проходят так же быстро, как проходили раньше 16 часов, т.е. каждый из нас теряет треть времени своей жизни.
Но об этом говорят не только ученые, об этом говорят и старцы Святой горы Афон. Скорость всех процессов на земле возросла. Самый простой пример: раньше не было стиральных машин, которые облегчают женский труд, женщины полоскали белье в реке и детей у них было гораздо больше, чем сейчас. При этом женщина успевала и постирать, и приготовить, и накормить.
Еще в 80-е годы люди передвигались медленно и чинно, не было сотовых телефонов, не было интернет-общения, но люди успевали общаться гораздо активнее, чем сейчас: поднимались, спокойно прочитывали утреннее правило, за столом читали «Отче наш», в воскресенье успевали придти на Богослужение в храм. Теперь же все делается на бегу, так, что мы чувствуем себя лишенными радости общения. Нам судорожно не хватает времени на всё. И даже на молитве ум наш мчится вперед слов. И, казалось бы, в такой быстроте нам должно хватать времени на всё, но, на самом , ни на что времени не хватает. Не хватает времени на храм, на детей, из-за недостатка общения люди спиваются, нет сил просто помолиться. И в такой спешке человек остается один, один среди множества таких же как он спешащих людей.
Только недавно прошли летние детские каникулы. В 80-х годах 3 месяца летних каникул были настоящей вечностью. В этом году у многих было ощущение того, что сразу за маем наступил сентябрь - с такой скоростью движется наше время. Мне рассказывала моя прабабушка, что раньше за день она успевала пойти в храм (причем не поехать на автомобиле, а пойти пешком за несколько верст), поработать на поле, заняться домашним хозяйством, помолиться на сон грядущий. В наше время люди, даже имея автомобиль, люди не успевают попасть в Храм Божий.
Складывается такое ощущение, что в этой гонке пустоты люди живут не своей собственной жизнью, а чужой.
Как возвратить утерянное время, и возможно ли остановить то, что не в нашей власти? Да, возможно, ведь главный виновник сокращения времени - это грех. Господь сокращает время, чтобы мы не нагрешили больше, т.е., чтобы не усугубили своих грехов, и поэтому время начинает увеличиваться, когда мы перестаем грешить. Что пожирает наше время особо сильно? Телевизор, газеты, интернет, сенсации, новости, разврат и насилие, острые чувства, бьющие через край эмоции - все это чужая, навеянная нам жизнь. Тратя на это свою жизнь, мы абсолютно ничего не приобретаем. Но есть вещи, от которых жизнь человеческая только увеличивается. Во-первых, это Божественная Литургия, на которой душа человеческая успокаивается и умиротворяется. Во-вторых, это тихая домашняя молитва. Когда враг нас подгоняет, старается нас занять все новыми и новыми делами, мы должны суметь остановиться и, несмотря на натиск врага, постараться остановиться и прожить жизнь спокойно и размеренно.
Протоиерей Димитрий Соловьев
август 2011 г.
|
В наше время очень часто проводятся всевозможные конкурсы и не только по различным видам спорта, но в самых разных сферах, затрагивающих разные группы населения. Например, есть конкурс детского вокала, конкурс красоты, по телевизору раскручивают «Фабрику звезд» или «Минуту славы».
Но недавно в России прошел конкурс совершенно другого масштаба - конкурс «Свадебных платьев для беременных невест». В нем участвовали женщины, находящиеся в положении и при этом стремившиеся замуж. Когда я это услышал, я задумался, ведь это просто поразительно: то, что до недавнего времени, буквально несколько лет назад считалось глубоким позором, сейчас выставляется напоказ. Если в 80-х годах замуж выходила беременная женщина, то старались выбрать платье, которое бы скрывало ее интересное положение, утягивали живот, скрывали, насколько это было возможным. Сейчас все переменилось, и стыд стал «добродетелью».
До 1980-х годов такого вообще не было. Может быть это связано со смешением понятий, а, может быть, люди просто недопонимают саму суть брака. Что означает слово «невеста»? Это слово возникло от однокоренного слова «неизвестная» или, по-другому, «неизведанная». А если она «изведанная» и не одним, а десятью мужчинами, то какая же она невеста?
Раньше это прекрасно понимали, а сейчас в наше «просвещенное» время люди перестали понимать такие простые вещи. Казалось бы, ну, что еще проще? Белое платье - цвет чистоты, царские венчальные венцы, подчеркивающие духовную красоту брачующихся, свадебные цветы, самим видом показывающие красоту и целомудренность брака. Но все это осталось только как внешняя оболочка, внутренняя же составляющая практически полностью исчезла.
Совсем недавно Господь сподобил меня побывать в одной семье. В небольшом домике, который мы приехали освящать, жила женщина с четырехлетним сыном. Я спросил имена живущих в доме, она назвала только свое имя и сына. Я спросил про папу - оказалось, что у сына папы нет, у папы есть другая семья, а этой семье от «богатого папы» остаются лишь небольшие подачки. Конечно, женщина объяснила, что родила ребенка «для себя», что тот человек ей абсолютно не нужен, но я спросил ее: «А помогает ли сейчас Вам этот человек?». Она мне ответила: «Да, помогает. Вот несколько месяцев назад он принес нам в подарок эту картину, - и указала на картину на стене, - Он сказал, что купил ее на каком-то аукционе».
Я подошел поближе и стал всматриваться в картину, даже такому дилетанту в изобразительном искусстве, как я , было понятно, что это простая, никому не нужная мазня и что история о покупке ее на аукционе - простое вранье. И тут перед этой картиной мне открылась страшная действительность: женщина, вступающая в блуд или прелюбодеяние с мужчиной, ненавистна этому мужчине, он ее просто ненавидит, буквально втаптывая ее в землю. И хотя он будет говорить о любви, о чувствах, будет приносить намалеванные картины или призрачные цветы, - все это будет лишь сокрытием жалкой действительности - ненависти.
Чтобы разговоры о ненависти не были лишь голословным обвинением, приведу некоторые примеры: почти все женщины, сожительствующие в блуде или прелюбодеянии с мужчиной, в отличие от замужних, курят и пьют. И ни один "партнер" их в этом не останавливает. Задаешься вопросом: если он их любит, но позволяет им курить, травит их кровь алкоголем, такскает их по кабакам, то что это за любовь? Может быть лучше было бы назвать это более правдивым словом - "ненависть"? Ведь человека, которого любишь, наоборот, будешь оберегать не только от пьянки, но даже и от бокала шампанского. Однажды я стал свидетелем такой картины: молодая пара ждала ребенка, когда они пришли в гости, то беременной женщине предложили маленький бокал шампанского, но ее супруг умоляюще стал просить ее ради ребенка не пить даже глоток этого напитка. Я увидел действительно проявление любви и к супруге и к будущему ребенку. К женщине же, которая живет в блудном сожительстве или прелюбодеянии, такой любви от фоваритов нет. Правда, они ее тоже "награждают", в лучшем случае чем-нибудь венерическим, а в худшем случае - сифилическим. Так вот одна моя знакомая искала своему ребенку отца и рассказывала, как один реальный претендент на отцовство повел ее в сауну. И в этом месте она набрала столько венерических заболеваний, что на протяжении десяти лет пытается вылечиться и не может. Разве это любовь? Разве это благородно со стороны сильного пола по отношению к слабой женщины, обремененной ребенком? Конечно же нет.
Когда я взглянул на эту картину, мне стало жутко жалко эту бедную, никому не нужную женщину. Стало жутко жалко этого мальчишечку, который при живом отце стал безотцовщиной. Седьмая заповедь гласит: НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ. И эта заповедь основана не на желании Господа властвовать над нами, а на простом желании счастья каждому из нас. Ни на прелюбодействе, ни на блуде не построишь своего счастья. Лишь исполняя Закон Божий, можно быть счастливым самому и обогатить этим счастьем своих близких.
Протоиерей Димитрий Соловьев,
июль 2011 г.
Давно прошли те времена, когда расстреливали только за одну религиозность. Пришло новое время, и оно принесло новые проблемы. За веру в Бога уже не расстреливали, а выгоняли с работы, не давали комсомольский билет, запрещали повязывать красный галстук. Когда рухнула огромная машина коммунистического строя, образовался духовный вакуум. Верили в Ленина, а оказалось, что он был психически больным, разжиженный мозг после вскрытия показал возможность наличия сифилиса. Верили в Сталина, а Сталин верил только Адольфу Гитлеру. Потом поверили Хрущеву, но и его отправили с позором в «ссылку». Наступили времена перестройки, и люди стали веровать в Чумака, НЛО, Тамару Глобу, Кашпировского. Насколько возможно люди старались наполнить свой духовный мир. В конце концов люди дошли до того, что своей верой опустились до примитивного каменного века - стали верить в звезды, в овнов, козерогов, обезьян, быков и свиней.
В наше время, казалось бы, тоже приходит вера, но эта вера ограничивается, к сожалению, отношением к Церкви, как к бюро религиозных услуг. Даже воцерковленные верующие забывают о том, что Церковь - это не духовный «дом быта», а место встречи человека с Богом. Дорога, соединяющая их, - это молитва. Единственное средств, способное приблизить человека к Богу, - это настоящая искренняя живая молитва, обращенная к своему Творцу и Создателю. Иногда эта молитва подменяется купленными свечками или заказанными молебнами, но каким бы духовным путем человек не пытался идти, без искреннего живого общения с Богом Бог для него будет закрыт. Всё в Церкви прекрасно: и свечи, и молитвы, и богослужение, но все это хорошо только тогда, когда из нашего сердца исходит живая молитва.
Мы никогда не задумывались о том, что такое Таинства Церкви. Святые Таинства или, как их по-мирски называют, обряды - это особые Богослужения, направленные на спасение, преображение и исцеление человеческой души и тела. Святые Таинства совершаются внешне и внутренне. Например, когда совершается Таинство Священства, внешне хиротонисуемого проводят вокруг Престола, а внутренне совершается молитва о новоизбранном священнике. Когда совершается Таинство Евхаристии, внешне, казалось бы, мы принимаем настоящий хлеб и настоящее вино, но, в то же время, определенно мы вкушаем Настоящую Кровь Христову и Настоящее Тело. При Таинстве Брака мы возлагаем венцы на новобрачных, но к этому присовокупляем наши внутренние усердные молитвы о них.Почему? Потому что Богу было угодно сотворить нас и телесными и духовными. И Таинства Церкви всегда воздействую и на дух и на тело.
Мне всегда страшно смотреть на тех родителей, которые с невероятным усердием беспокоятся о телесном благополучии детей, забывая о том, что первостепенная задача родителей - не насытить чрево детей, не дать им набор знаний, не бегать с ними по поликлиникам за очередной прививкой, а нечто большее. Этим большим оказывается бессмертная душа ребенка, которая долгое время находится под влиянием родителей. Когда необходимо добиться устройства ребенка в хорошую школу, перевести его в лучший класс, найти ему высокопрофессиональных педагогов, тогда родители употребляют все усилия. Но когда ребенка надо научить молитве, привести его на Причастие, просто побеспокоиться о его бессмертной душе, тогда на родителей нападает страшная парализация - они как параличные моргают обезумевшими глазами и идут в соседний супермаркет, чтобы купить ребенку новую палку колбасы и обязательно без содержания в ней «Е». Когда надо бороться за сохранение жизни телесной, то родители готовы биться головой об стенку, но когда надо спасти бессмертную душу, побороться за нее, то они уверенно чешут затылки и говорят: вырастит - сам сделает свой выбор. Получается, что родители сами превращаются в животных, которые тоже не способны дать своему детенышу что-то духовное.
Сегодня мне звонила мама одного мальчика, которому за убийство дали 11 лет, осталось отбыть в колонии 8 лет. Она в откровенном телефонном разговоре сетовала на то, что не успела привить ребенку самое главное - веру в Бога. Она успела его покормить вкусной колбасой, успела сделать все прививки, но не успела дать самое главное - веру в Живого Бога. И теперь она констатировала, что вообще ничего не успела.
Сегодня происходит страшная трагедия, когда человечество теряет последнюю единственную связь с Богом - живую молитву. Кто-то заменяет молитвы Богу простым заказом «религиозных услуг», а кто-то уходит в другую сторону, противоположную - фанатизм, что тоже отдаляет человека от Бога. Вообще сейчас слово фанатик на слуху. Но немногие знают, что это слово означает, «fanatos» переводится как «мертвый», и как мертвый не способен чувствовать и понимать, так и фанатик становится бесчувственным и не способным прислушиваться к другим, чаще всего адекватным мнениям. Фанатики не терпимы к чужим взглядам и у них отсутствует всякое критическое восприятие своих убеждений.
Еще недавно в нашем обществе господствовало такое мнение, что в Церковь приходят одни неудачники, сломленные жизнью люди, или старики, которые, не найдя утешения в земной жизни, ищут иллюзорных радостей. К счастью, в наше время этот стереотип начинает исчезать, и все больше возрастают в числе те люди, которые осознают, что Церковь - это не сфера услуг, а Мать, способная родить человека для Жизни Вечной. Тем не менее, остается множество людей, которые «стесняются» переступить порог Храма Божия, а еще меньше людей, готовых пережить то духовное преображение, которое происходит в Церкви. Однажды я беседовал с человеком, который оправдывал свое неучастие в церковной жизни тем, что ему стыдно кланяться среди простых смертных бабушек. Я его спросил: «Вы, наверное, Президент или Председатель Правительства?». «Нет, я слесарь 3-го разряда» - ответил он. Тогда мне пришлось такому слесарю рассказывать, что в храм приходят люди социально выше, чем просто слесари, и ради Господа они не стесняются никого, а истинно молятся и даже причащаются. Пусть их осуждают все, главное, что они с Богом и Бог с ними. А мнение людей оно изменчиво.
Сердцевина жизни христианина - это Таинство Причащения или Евхаристия, т.е. благодарение. Это основа, фундамент жизни каждого православного верующего. Все Таинства Церкви неразрывно связаны с Евхаристией. Главное содержание Евхаристии или по-другому Божественной Литургии - это когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Такую близость с Богом мы можем испытать опять же только в Церкви, и поэтому христианин не может не стремиться к этому Таинству. Таинства Церкви и живая молитва человека в ней - это такие основания, которые помогают нам удержаться на плаву и не погибнуть в клокочущем житейском море.
Протоиерей Димитрий Соловьев,
август 2011 г.
|