Жена священника

Быть матушкой священника – большой труд, быть супругой святого – подвиг, а быть славной женой – девственницей – высокий пример служения Богу и ближнему! Подвиг Любви! Жизнь матушки проходит под покровом смирения.

«Жена у меня ангел», – писал о своей супруге святой Иоанн Кронштадтский. И все, кто были вхожи в дом священника, подтверждали, что Елизавета Константинова – удивительный ангел-хранитель семейного очага.

В 1855 году Иоанн Сергиев поселился в Кронштадте. Вскоре молодой человек женился на Елизавете Несвицкой. Для неё первые годы семейной жизни были непростыми. Выходя замуж, Елизавета надеялась на обычное женское счастье, мечтала о благополучном, уютном доме. А супруг и не думал окружать себя и жену комфортом.

Молодой супруге, мечтавшей о счастье материнства, трудно было лишиться этой надежды. Она смирилась, облачившись в целомудрие по выбору супруга. «Я священник, Лиза, – говорил отец Иоанн, – счастливых семей и без нас достаточно, а мы должны посвятить себя служению Богу».

Елизавета Константиновна не сразу приняла такой образ жизни. Её обижало, что муж, получив жалованье, в тот же день раздавал его бедным. Из квартиры пропадала посуда – отец Иоанн считал, что неимущим она нужнее. Выходя утром из дома в хорошей обуви, вечером он приходил босиком, а в его сапогах щеголял какой-нибудь нищий. Кронштадт – город маленький и его жители, жалея супругу батюшки, приносили ей обувь, говоря: «Слышали, отец Иоанн снова кому-то свои сапоги отдал, прими, пригодится». Потеряв терпение, Елизавета Константиновна написала жалобу, и епархиальное начальство приказало выдавать жалованье отца Иоанна его жене.

Со временем Елизавета Константиновна смирилась с характером мужа, приняла его таким, какой он есть, и целиком посвятила свою жизнь служению супругу. Без его благословения она не начинала даже самого пустякового дела, помогала отцу Иоанну во всех его начинаниях и оставалась незаметной, предпочитая жить в тени мужа.

Отец Иоанн был занятым человеком. Из собора он возвращался поздно и часто уезжал по делам в Петербург или Москву. Но когда бы он ни вернулся, даже в самый глухой час ночи, жена всегда ждала его с ужином, в чисто убранной квартире. Елизавета Константиновна любила, когда в дом приходили гости, и закармливала их пирогами, печь которые была великая мастерица. Отец Иоанн говорил о жене: «Настоящая она матушка».

Прекрасно понимая, какой крест она несёт вместе с ним, отец Иоанн отвечал супруге огромной любовью и благодарностью. Без Елизаветы Константиновны он даже обедать не садился, говорил, что нет аппетита. И называл жену ласково: «богоданная супруга».

У них не было своих детей, и они взяли на воспитание племянницу Руфину. Любили её как родную дочь. Учили языкам и музыке. Все годы учёбы в гимназии девочка ходила на уроки и возвращалась домой в сопровождении приёмной мамы. А уроки у Руфы часто проверял сам отец Иоанн. Она окончила гимназию с золотой медалью. Для семьи это был один из самых счастливых дней.

Когда Руфина вышла замуж, отец Иоанн дал богатое приданое. Но даже замужнюю дочь родители продолжали опекать. А потом, когда Руфа родила сына Игоря, заботились о внуке. Мальчик часто болел, и дед купил для него дачу в деревне. Скучая по бабушке, Игорь писал ей письма, которые подписывал так: «Бедовый внучек целует свою драгоценную бабу Лизу».

Когда отец Иоанн умер, родные долго не могли примириться с потерей. А жена так и не смогла в это поверить. Ей было легче жить, думая, что супруг просто куда-то уехал. Но жить без него Елизавета Константиновна не смогла. Часто повторяла: «Ему-то хорошо, а мне так тяжело без него, ведь 53 года были вместе».

За всю жизнь Елизавета Константиновна всего один раз сфотографировалась вместе мужем. Это было в день полувекового юбилея со дня их свадьбы. На семейном портрете отец Иоанн сделал надпись: «Дорогой возлюбленной супруге в знак глубокой благодарности за мирное сожитие в продолжение 50-ти лет».

 

Какое имя выбрать ребёнку? В традициях Православной Церкви.

В нашей стране список имён, которые родители выбирают, очень ограничен – буквально два десятка имён. В этом явлении есть и положительная и отрицательная стороны. Положительная это популярность великих, а особенно русских святых.

Многие люди хотят им подражать и поэтому дают их имена своим детям. Например, святой благоверный Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский и др. С другой стороны, много замечательных великих святых забыто, и имена их мы слышим чрезвычайно редко. Даже, имена святых, которых называют в церкви Великими: такие как святитель Василий, преподобные Онуфрий, Евфимий, Иустин и другие. И только в семьях людей причастных к церковной, научной или культурной среде, которые серьёзно относятся к какому-либо творчеству, часто наблюдаются редкие имена. Можно предположить, что ограниченный список имён является наследием тоталитарного советского прошлого, а также отступничества от Бога. А отсюда как следствие - незнание жизни великих святых.

Поскольку православная вера пришла нам от греков, то многие святые имена не популярны в России исключительно из-за звучания и к тому же и незнание греческого языка, который много лет в обычных школах совсем не преподавался. Так имена святых мучеников Феотекна, Феописта, Феопемпта в русском переводе соответственно означающих: Божье дитя, Богу верный, Богом посланный не популярны не потому, что святые какие то не такие, а только из-за произношения. Незнание греческой традиции тоже сказывается при наречении имён. Иногда происходят казусы. Так почти все знают, что Светлана – перевод на русский язык имени мученицы Фотинии, Богдан – имён святых Феодосия или Феодота.

Но имя святой мученицы Хионии не всегда узнаётся в Снежане, мученицы Эпихарии в Раде, святой праведной Сусанны - в Лилии, святой мученицы Ауреи ( Аурики) – Хрисии - в Злате. Житие мученицы Ауреи см. Ч. М., 30 января.

Да и такие часто встречающиеся имена мучениц Веры, Надежды, Любови вряд ли были бы популярны в оригинальном звучании: Писта, Елпида и Агапа.

Есть имена, неузнанные из-за перевода на другой язык. Так произошло с именем святителя Мирокля Медиоланского (день памяти 30 ноября ст. ст.), бывшего первым епископом города Милана после принятия Миланского эдикта, оно было переведено на русский как Мирослав ( http://ru.wikipedia, Сайт: Святые по алфавиту, Католический сайт - Житие свт. Мирокля, Сайт: Фонд свт. Иоанна Шанхайского).

А святая мученица Инесса (под таким именем святая известна в Испании) никто иной, как святая мученица Агния (варианты имени: Анна, Агна, Агнесса) (день памяти 21 января, см. Ч.М. свт. Д. Ростовского) святая мученица Фаина (память 18 мая) (перевод имени - светлая, ясная) – под именами Клары (перевод имени на немецкий) и Ясны (чешский вариант).

Также из-за перевода совсем не поминаются святые мученики третьего и шестого веков, носившие имя Урс. У нас это имя известно в переводе на кельтский язык - Артур (медведь). Известны 3 святых Урса (память 30 июля, 1 февраля, 30 сентября ст. ст., см. Ч.М. свт. Дм. Ростовского, в «Житие свт. Вассиана Лодийского», 10 июня; упоминается свт. Урс Равеннский).

Как известно наречение имени происходит на восьмой день. До революции это в простых семьях осуществлял исключительно священник, и часто в семьях бывало, например, по две Марии или по два Ивана. А положительной стороной этого было разнообразие имён и, как следствие, почитание многих святых. Сейчас очень редко можно услышать имена святых пророков – Исайя, Михей, Аггея и пр. Доказательством того, что они были популярны - множество фамилий Иониных, Малаховых, Амосовых и т.д. Следовательно, им и не молятся люди!

Но воцерковлённые люди старались во все времена как-то придерживаться всё-таки устава. Иногда родители, давая имя ребёнку, совершенно не подозревают, что это сокращённый вариант имени. Например, Тина, производное от имён Валентина, Христина, Алевтина. А Поля, Полина это уменьшительное от имени мученицы Павлы, Павлина – Паулина (по-английски Павел звучит как Поль). (Ч. М. 10 февр.) Аналогия: Кристина –Христина, Полина – Павлина (по–русски). (Словарь английских личных имён, М. 1973г.). (Изображение святых мучениц: Виктории, Павлины и др. на мозаике 7 века в старинной церкви в Равенне, Италия. См. «Халкидон») Стелла, Эстелла – итальянское произношение имени святой преп. Евстолии Константинопольской, Ч. М., 9 ноября ст. ст.

Имя Дина может быть сокращением от имени святой праведной грузинской царицы Динары (память 30 июня ст. ст., см. Минею. Изображение святой - в Тронном зале Московского Кремля). Иногда по греческой традиции это сокращение от имён с окончанием Тина: Алевтина и т.д. тАля – сокращение от имени муч. Альбины Кесарийской, Формийской, пострадавшей от Декия (см. Православная энциклопедия). Лада - сокращение имени святой мученицы Палладии (память 24 мая ст.ст.,Ч. М. свт. Д. Ростовского, Житие муч. Мелетия Стратилата), Стася – Анастасия, Слава – Клеопатра (перевод имени « слава отца» или сокращение от языческого имени преподобной Евфросинии Полоцкой – Предслава (память 23 мая).

При наречении имени по древнему установлению не положено давать имена Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Марии, можно принять имя Иисуса Навина, а имя Мария в честь любой из святых прославленных церковью.

День памяти Иисуса Навина, как и святых: Адама, Ноя, Дины (дочь Иакова и Лии) и других в один день. Часто можно услышать в церковной лавке, что этих святых нет в календаре. А как же тогда быть с Сепфорой? Имя жены Моисея стало известно благодаря монахине - подвижнице нашего времени. И когда празднуют свои именины монахини с такими именами как Вирсавия (мать царя Соломона) (Сант-Петербургский мартиролог), Асенефа, Девора (современница, монахиня – иконописец екатеринбургской епархии)? Именины всех ветхозаветных святых празднуются в неделю Праотец в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым.

К сожалению, бывает так, святые есть, а в календаре их нет. В современные святцы не попали, например, такие святые как святые праведные: Сильвия, Тарсила, и другие родственники святителя Григория Богослова (день памяти 12 марта ст. ст., свт. Д. Ростовский). 5 святых в одной семье! Косвенным доказательством того, что они были в древних святцах, служит то, что в Борисовском Тихвинском монастыре жила в своё время монахиня, носившая святое имя блаженной Тарсилы, а также в истории известна одна из княжон Вяземских по имени Тарсила.

То же самое мы наблюдаем с именем святой блаженной Тарасии (иное произношение – Тересия (Тереза) – жены святителя Павлина Ноланского (память 23 января, Ч. М. свт. Д. Ростовский).

Иногда в церковную лавку приходят люди, крещёные в одной из православных поместных церквей, например в Словакии или Грузии. Там родители могут дать любое имя не соответствующее святцам, но они обязательно почитают святого – покровителя рода и празднуют так называемую Славу – аналогию нашим именинам.

Из греческой традиции к нам перешёл такой приём: давать при крещении звание- прозвище святого. Например, Магдалина. Всем известно, что носителю имени именины следует праздновать в день памяти Марии Магдалины, а Хризостома – в день памяти святителя Иоанна Златоуста и т.д.

А ведь тоже самое произошло с именем святой мученицы Македонии - Карины. День памяти этой и святой мученицы Сабины - Феодотии (Богданы, Даны) празднуется в день святого священномученика Пиония – 11 марта (ст. ст., Ч.М.). Свидетельством того, что эти имя было некогда популярным, служит фамилия Сабинин, а Каринами девочек называли и называют во все времена. По аналогии: Эллина (в переводе на русский язык – греческая) может праздновать свои именины в день памяти любой из греческих цариц, так как Эллина значит «греческая» пример: греческая царица Пульхерия, греческая царица Елена). По традиции Греческой православной церкви – любое имя, это имя - какого – то святого, ведь в первые века христианства кровь христианских мучеников лилась рекой.

Пример тому: в житиях святых святителя Димитрия Ростовского от 1 сентября (ст.ст.) есть описание мученического подвига сорока дев-постниц и Аммуна, учителя их. Открываем греческий «Агиологион» и видим: сорок дев обозначены поимённо. Вот некоторые имена: Диона, Афина, Афродита (Венера), Мельпомена и др. (следуют имена языческих богинь).

Надо сказать, что в Ч. М. святителя Димитрия иногда указано только число пострадавших, а в греческих – святые называются поимённо.

Открываем житие святого мученика Мелетия Стратилата (Ч. М., 24 мая ст. ст.), и видим: поимённо пострадавших с ним названы около 10 человек, а безымянных -1218 человек (в « Агиологионе» такие имена: Палладия, Сосанна ( или Сусанна – белая лилия, Сергий и пр.) В Афонском патерике есть имя преподобномученика Триандафила Эсфигменского, в переводе на русский - «Роза», память 30 октября. В Полном месяцеслове Востока тоже есть такое имя – имя другого мученика Триандафила Константинопольского, в Греции это имя женское (" Агиологион", 8 августа ст. ст.)

С наречением имени связано множество суеверий. Часто (особенно в роддоме) можно услышать утверждение, что нельзя, мол, давать имена умерших родственников – повторят их судьбы или: ни в коем случае нельзя давать имена святых мучеников, а то мучиться ребёнок будет всю жизнь. Или такое: надо обязательно дать два имени: одно церковное, известное только для близких, а другое - общественное, для всех. Это, мол, защищает.… Такое часто встречается у переселенцев из Средней Азии. Причём оба имени есть в святцах. Например, зовут Георгий, крещён Валерием или: для всех Виктор, крещён Сергием. К большому сожалению, подобные суеверия поддерживаются некоторыми священниками.

А сомнительные целители иногда и врачи посылают своих клиентов, заметим, взрослых людей, крещёных в детстве, покреститься ещё раз и принять другое имя, надеясь на исцеление и перемену судьбы. И такое проходит…

Всё это отголоски нашего язычества или порождение недавнего социалистического прошлого, когда наряду с советскими Ноябринами, Коммунарами верующие бабушки тайком в церкви крестили своих внуков «человеческими» именами, давали им имена православных святых.

Таким образом, появились снова люди с двойными именами, как и во времена крещения Руси. Святой равноапостольный князь Владимир получив в крещении имя, Василий, освятил своё языческое имя, и оно вошло в святцы. Как и многие князья вошли в святцы под двойными именами, например, Всеволод-Гавриил или Ярополк-Пётр. И уже отголосок тех давних времён двойные имена современников: Градислава-Анастасия (так звали одну из дочерей равноап. Владимира), в данном случае уже как дань уважения святому Владимиру. Но это встречается редко.

В практике церкви имена меняются при монашеском постриге или когда человек принимая крещение, уже имея языческое имя, желает иметь святого покровителя. Из Библии мы знаем такие примеры: Аврам (перевод: отец высокий) заменено на Авраам (перевод: отец множества народов). В данном случае Господь, Сам, нарекая другим именем, показал на предназначение Авраама, что он будет отцом множества народов. И как Сара (госпожа моя) стала Саррой (госпожа множества). Ситуации, когда Господь сам менял имя, мы наблюдаем в житиях - великомученика Пантелеимона ( Пантолеон «подобный льву» стал «всемилостивым» - Пантелеимоном).(И мы уже можем свидетельствовать, как оправдало себя это имя), -великомученика Прокопия (Ч. М., память 8 июля) – ( Неаний «юношеский» стал «успевающим» - Прокопием), Успевающий – Прокопий – имя, полученное им от Самого Господа. («Ты совершишь великие дела и приведёшь к Отцу Моему большое стадо») .

В 2007 году 21 августа Священный Синод Русской Православной Церкви официально утвердил празднование всех святых просиявших на Британских островах и в Ирландии, а также Венгерских и Румынских. Память этих святых будет отмечаться в третье воскресенье по Пятидесятнице. Церковь на Британских островах в 1 тысячелетии была единой частью святой, соборной и апостольской церкви. Известны тысячи мучеников, исповедников. Это святые, как Англии, так и Ирландии, Уэльса, Шотландии, Корнуэлла были широко известны за пределами своей страны. Как пример этому популярность имени святого страстотерпца Эдуарда (память 31 марта н. ст.). На православном сайте «Халкидон» можно познакомиться с житиями святых

-преподобномученика Албана Британского (304год),

-св. равноап. Патрика Ирландского (493 год),

-достопочтенной Хильды (680) и многих, многих других. 

 

Православие и животные

Разговор в очереди магазина. Двое здоровых мужиков стоят за пивом, ухахатываются: 

— Я, короче, своим малым купил крольчонка. Маленький такой, рыженький, пушистый. Заводчик еще говорит: «Рано его от мамки забирать». А я говорю: «Пофиг! Главное, что моим понравится, он как игрушка». Мои его сразу купать потащили. Набрали полную ванну и утопили его, короче. Что я им сказал? Да ниче! Лучше б планшет купил за эти деньги! 

И смеется. И тот, другой, тоже смеётся.

Цитаты о взаимосвязи «венца природы» и братьев меньших существуют веками: «праведник заботится о своей скотине, сердце же грешника не знает милосердия», «чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки», «величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным».

Вот только всё время кажется, от этих выражений нет никакого толку.

Но, надо же, виноват и «причем». Издевательства над животными происходят именно с этого молчаливого согласия и бла-бла-бла на тему «всем не поможешь».

Вспомните — вы же ни разу не видели, как хозяин лупит со всей силы свою собаку на улице? Как дети, играя, бросают камни в кошек? Как в переходах продают задыхающихся в пластиковых контейнерах хомяков? 

Не знаете, что животных, которые работают в цирке, избивают? Не бывали в зоопарках, где зверей содержат в чудовищных условиях? Не слышали, что дельфины в естественной среде живут 25 лет, а в дельфинарии три года?

Если ваш ответ на все эти вопросы «нет», вы либо лжете, либо относитесь к счастливой категории людей, дошедших в своем безразличии ко всему до стадии просветления. Я пока вижу и слышу каждый раз. И каждый этот раз думаю: «на какое будущее рассчитывает наглухо больное общество, в котором из поколения в поколение, с молоком матери, передается равнодушие и жестокость (в данном случае, это синонимы) к тем, кто слабее?»

Это, например, моя личная сводка историй за последний месяц. Так сказать — к столу, приятного аппетита:

Девушка, тоненькая, лет 16-17, заходит в набитый сотый автобус, за плечами рюкзак огромный, явно с фотоаппаратом, на руках котенок, крохотный совсем, в полотенце. Из ее разговора по телефону, зажатому между щекой и плечом, и внешнего вида малыша, выглядывающего из полотенца, ясно, что едут они в ветлечебницу — только подобрали с улицы детеныша.

Садится на единственное свободное место, с облегчением стаскивает рюкзак, укладывает котенка на колени, он засыпает.

Рядом появляется женщина с сыном лет 7-8. Нормальный такой, здоровый, взращённый на еде из «Макдака», мальчуган. Но нет, мамаша с кондуктором начинают вопить в один голос: «Ребенок стоит, а эта уселась со своим котом. Тьфу! Отношение к деткам! Растет будущая мать! Ни стыда не совести! Вставай! Эти чертовы зоофилы».

Встает. Котенок просыпается, громко плачет, как маленький ребенок. Полный салон — все сидят, все молчат.

*

Зоомагазин. Папа с сыном выбирают хомяка. Берут «вот того жирного и красивого, который больше всех бьется об стекло». 

Продавец спрашивает:

— А в чем понесете? 

— А не в чем нам… 

— Ну ничего, я запакую...

И засовывает хомяка в коробку из-под лампочки. Пихает его в голову, тот упирается лапками, коробка не закрывается. Но засовывает и закрывает.

В ребенке — как в каждом маленьком человеке, еще не испорченном до конца родительским воспитанием, — чужая боль отзывается:

— Папа, папа, а может, не надо? Может, хомяку плохо там будет? 

— Неее… Ты что! Он же не чувствует ничего.

Выношу к подъезду еду для мамы-кошки и ее пятерых котят. Крошечные, тощие, кости торчат. Мама такая же — худющая и несчастная.

Вылезает из своего BMW женщина лет 35, с ней двое детей — с отсутствующими лицами. Тут же руки в боки и заявление:

— Так вот кто тут еду им приносит! Вот из-за кого вся эта антисанитария тут плодится. Я их быстро отсюда уберу, средство знаю.

Стоят дети, рот открыв, смотрят на маму и на котят, которые жмутся к своей, немного другой, маме.

— Пойдемте, мои лапочки, подальше от заразы всякой, — говорит мамаша им.

*

Ребенок с мамой ждут на остановке трамвая. С ними — маленький щенок бигля. Веселый, живой, вертится вокруг своей оси, повизгивает от радости.

Ребенок с абсолютным остервенением на лице натягивает поводок, так что щенок начинает хрипеть. А потом бьет его поводком по мордочке, больно, размахиваясь.

— Женщина, почему вы позволяете своему сыну издеваться над собакой? 

— Мой сын, моя собака! Пошла в **, что хотим, то и делаем.

Знакомая подобрала котенка. Человек, который продал его ей, сказал: «Не возьмешь, сегодня же его утоплю».

Живет знакомая в общежитии, в отдельной, ясное дело, комнате. Но ее соседка, у которой пьяный муж традиционно устраивает дебоши, и дети орут круглыми сутками, внезапно решила, что причина ее несложившейся в целом жизни именно этот маленький кот.

Поэтому, когда его хозяйки не было дома, соседка выбросила котенка в мусоропровод: «А че он мяукал? Выбесил меня!»

Кота нашли. Но «блохоноса» уже пообещали в ближайшее время отправить «обратно на улицу».

Подруга забрала собаку у людей, которые хотели ее усыпить, потому что собрались переехать за границу, а «документы так долго и трудно оформлять, да и 10 лет ей уже».

Собака была и есть в диком стрессе — предательство хозяев, смена места и человека, страх и непонимание ситуации.

Но понемногу она заново начинает жить, кладет голову на колени своей спасительнице и долго-долго внимательно и благодарно смотрит ей в глаза.

А я тем временем думаю: если бы усыпить решили, допустим, пожилого члена семьи, которого трудно перевозить в новое, более успешное будущее, как бы отреагировали СМИ?

Если бы соседка по общежитию выбросила в мусоропровод чужого младенца, потому что он «орал»? Чем бы это для нее закончилось законодательно?

Если бы ребенок из интереса жестоко избивал на глазах у мамы своего младшего брата, как бы она отреагировала на это?

Если бы ребята постарше, играя, утопили в ванной ребенка помладше, какие слова нашли бы для них взрослые?

Пока на эти вопросы можно дать вполне себе однозначные ответы, но это, поверьте, вопрос времени, не более.

Когда одно поколение, равнодушное к чужой боли, растит следующее такое же, надо отдавать себе отчет в том, что будет только хуже. 

Хотите узнать, почему у нашего общества нет будущего? Посмотрите на больную и избитую кошку или собаку, живущую у вашего подъезда.

 

Пассажиры

Мы садимся в поезд, встречаем наших родителей  и думаем, что они будут всегда с нами в пути.

Но на какой-то остановке они выйдут и мы должны продолжить  наше путешествие без них.

В поезд будут входить много пассажиров: наши друзья, братья и сестры, любовь нашей жизни.

Многие будут выходить и оставлять после себя огромную пустоту,  некоторых мы даже не заметим, что они вышли.

Это путешествие полное радости, печали, встреч и утрат. УСПЕХ  состоит в том: с каждым состоять в хороших отношениях.

ЗАГАДКА в том: мы никогда не узнаем, на какой остановке должны будем выйти.

Поэтому мы должны жить, любить, прощать  и всегда сделать самое лучшее.

Так как когда придет момент, где мы должны  сойти  и наше место опустеет, от нас должны остаться  только хорошие воспоминания. ...и навсегда в поезде жизни  дальше путешествовать.

Я желаю тебе, чтобы твое путешествие с каждым днем становилось прекраснее, чтобы у тебя в багаже всегда были любовь, здоровье, успех и деньги.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО всем пассажирам в поезде моей жизни!!!

 

В престольный праздник

28 июля 2017г. в храме святого князя Владимира совершался престольный праздник. Богослужение возглавил Благочинный Актюбинской области иеромонах Нектарий(Гузев), которому сослужило духовенство города и области. После литургии состоялся Крестный Ход вокруг храма. Затем отец Благочинный обратился с проповедью к прихожанам, в которой рассказал историю храма, а также поздравил с праздником.

 

 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: