Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.    Забыли пароль?

православная вежливость и субординация
(1 чел.) (1) Гость
ВнизСтраница: 12
Сообщения темы: православная вежливость и субординация
#2855
православная вежливость и субординация 13 г. назад Репутация: 1
С некоторыми людьми после того, как они приходят к вере, происходит занятная вещь: они начинают вести себя так, словно понятия вежливости, субординации, корректности теперь для них не существуют. Был человек как человек, но вот стал христианином, и с ним произошла «чудесная» перемена. Он со всеми подчеркнуто на «ты», включая духовенство, старших по возрасту и чину, дескать, я к Богу на «Ты» обращаюсь, а к вам и подавно. Даже к очень пожилой женщине он может обратиться «сестрица», мол, все мы – братья и сестры.

Начинает резать правду-матку в глаза любому в любой ситуации, потому что обходительность и вежливость – это «человекоугодничество и раболепие». При этом говорит все, что взбрело ему на ум, прикрывая правдолюбием свое личное, часто осудительное мнение. И начальники для него теперь никто, поскольку у него один начальник – Бог. И старшинства не уважает – не в годах заслуги, а в добродетелях. Демонстративно отказывается признавать чины и звания – «перед Богом мы все равны». А если вдруг кто-то сделает ему на этот счет замечание или обидится, то он все с той же прямотой скажет: «Это у тебя от гордыни. Смиряться надо!» А у некоторых появляется особая тяга обличать ближних, причем громогласно, во всеуслышание, да и слов красивых подберет – ну чем не Иоанн Златоуст?

На самом деле такое поведение свидетельствует о неправильном понимании греха человекоугодия и совсем не сообразуется с учением Библии, Евангелия, которые наставляют нас почитать родителей, наставников, учителей, быть внимательными к нуждам ближних, снисходить к их немощам. Неспроста же говорят: «Слово ранит, слово лечит». Истинный христианин не может не признавать начальство, грубить пожилым людям, фамильярно обращаться со священством.

Говорить правду тоже надо уметь, иначе вместо того, чтобы принести пользу этой правдой, мы оскорбим человека своим хамством, восстановим его против себя, и тогда уж любые наши самые расправдивые слова потеряют всякий смысл, и им не будет доверия. И особенно нужно сказать об обличении другого человека.

Привычка обличать всех и вся тоже весьма далеко от христианского образа жизни. Обличителям кажется, что они следуют словам Господа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его …» (Мф 18:15). Но тут нельзя забывать, что Господь говорит о грехе «против тебя», то есть о лично нанесенной обиде, а не о грехах вообще. Кроме того, Он учит сначала говорить с человеком наедине, чтобы не было свидетелей его падения, ибо нам следует более стремиться покрыть чужой грех, а не разглашать его: «…пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф 18:15). Нельзя грубо и беспардонно вмешиваться во внутренний мир другого человека, этим мы причиним больше вреда, чем пользы. Неумелое, неумное обличение скорее озлобит человека, а многие наперекор сказанному будут в еще большей степени предаваться своему греху. И тем более недопустимо разглашение под предлогом обличения чужих грехов.

К разряду обличительства можно отнести способность немедленной постановки диагноза своим ближним. Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с таким явлением: тебе плохо, что-то не так, может, здоровье подводит или с мужем поругалась, дети расстроили, на душе кошки скребут. Поделилась с верующей подругой или сотрудницей, а та, вместо того, чтобы посочувствовать, металлическим голосом выдает заключение: “Это тебе по грехам!” При этом предполагается, что обличенный немедленно должен посыпать голову пеплом и удалиться на 40 дней в монастырь на покаяние, иначе последует второе уличение в неправославности, несмирении и маловерии. И вообще – как ты смел попросить сочувствия? За чашкой чая хочешь в Царство Небесное въехать? Не выйдет, дорогой. И попробуй намекни на то, что тебе неприятно такое обращение, неблагодарный! Тебя смиряют, о спасении твоей души пекутся, а ты недоволен!

Иначе, как жестокостью, это не назвать. Вполне возможно, что обличающий настолько преуспел с духовном делании, что уже не нуждается в сочувствии, а исключительно в розгах. Но что делать тем, кто еще не готов к тотальному самобичеванию и чисто по-человечески все еще ищет сострадания у ближних? Так ли уж необходимо отнестись к ним по всей строгости закона, нанеся этим еще большие раны их душам?

Многие из любителей блюсти чужую духовную жизнь ссылаются на манеру обращения с людьми Иисуса Христа, в частности на Его гневные слова, обращенные к торговцам, оккупировавшим иерусалимский храм. Мол, вот как Христос с ними, так и мы с вами. Кто что хочет видеть, тот то и видит. Только торговцы да фарисеи навлекли на себя такой гнев, что Спаситель в эти минуты отмел всякую вежливость и корректность. Но со всеми другими людьми Он разговаривал спокойно, не оскорбляя и не унижая их. Манера же нынешних жестоких обличителей свидетельствует о том, что сам человек изначально горд и нашел хорошее применение своей гордости, нетерпимости, беспардонности. Он нашел в Писании оправдание своему греху и позволяет этому греху в себе процветать.

Господь сказал: “Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Иоан. 13:35). Вот она, отправная точка христианского поведения – любовь. Да, мы не ангелы, мы можем не выдержать, сорваться, у нас бывает плохое настроение, нас могут вывести из себя наши же ближние, и иногда мы оказываемся неспособны посочувствовать или сохранить вежливость. Но одно дело – минутная слабость, в которой христианин затем и повинится, и совсем другое дело - привычка вести себя подчеркнуто неуважительно и жестоко по отношению к окружающим. Нас, христиан, это не красит. Ведь это о нас говорят: “У вас там в церквях все злые”. Почему? Потому что выбрали другие ориентиры, подменили любовь жестокостью, хамством, беспардонностью.

Истинному христианину следует более прилагать усилий к собственному смирению, чем к смирению других, к собственному обличению, чем к обличению других. И вера никак не должна быть причиной для отмены вежливости и корректности.
Отец Дмитрий
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Модератор
Постов: 1432
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Казахстан Актобе
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5123
православная вежливость и субординация 12 г., 7 мес. назад Репутация: 1
Отец Дмитрий
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Модератор
Постов: 1432
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Казахстан Актобе
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5306
Православная или современная? 12 г., 6 мес. назад Репутация: 0
Православная или современная

В этом году в Москве был проведен I Форум Православных женщин. Мероприятие было проведено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, а так же Союза православных женщин.
В форуме приняли участие женские делегации православных и общественных организаций, образовательных учреждений и творческих объединений.
Одним из докладчиков на форуме была Пелагея Тюренковская, которая в своем выступлении подняла проблему «Образ православной женщины». Вопрос вызвал противоречивую реакцию.
И действительно, при общении с обычным мирским обывателем выясняется, что православная женщина может быть двух видов: либо одинокая неудачница (семейное положение: старая дева, разведена, воспитывает одного взрослого ребенка; род занятий – либо при церкви, либо на малооплачиваемой работе; внешний вид – черная юбка до пят, угрюмость, платочек, обязательно черный, кроссовки, рюкзачок). Либо – толстая замученная мать многодетного семейства – в вечном безденежье, при унылом муже и сопливых детишках в одежках с соседского плеча.
И этот стереотип глубоко засел в людском понимании. Ведь современная девушка ходит на каблуках, носит деловые костюмы ,джинсы, макияж, имеете чувство стиля и вкуса, и обязательно делает карьеру. А в православии все это просто недопустимо! Любые «исключения» из правила в сложившихся умах не церковных граждан вызывают лишь осуждение. Вот и маются бедные девушки, что делать быть современной или православной?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл несколько лет назад высказался по этому поводу так: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе своим внешним обликом».
Православная девушка может не только «молиться, поститься и слушать лекции Кураева» и в храме она не из –за убогости, а наоборот. Стать православной женщиной не так-то просто, а, следовательно, почетно. Воцерковленность, семья и дети (не один и даже не два), соблюдение традиций и постов не мешает ей иметь хорошее образование, прекрасную работу и ухоженную внешность, красиво, но целомудренно одеваться.
Как все это донести до людей? Очень просто, только личным примером!


по материалам сайта Православная молодежь Казахстана
Татьяна
Администратор
Постов: 150
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 28.11.2012 18:32 Редактировал Татьяна.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5641
Православная или современная? 12 г., 3 мес. назад Репутация: 0

Если уж ты доверил свою жизнь Богу, то не должен бояться ничего.
Даже если страшно, даже если вокруг — непроглядно,
даже если кажется, что житейское море сейчас поглотит тебя,
а твоя лодка разобьется о скалы, не бойся все равно!
Если когда­то ты понял, что Христос — рядом с тобой,
если когда­то ощутил сердцем Его присутствие,
если когда­то уверился в том, что Господь любит тебя и ведет по жизни, значит,
Он никогда уже не бросит тебя,
не отвернется, не перестанет слышать твои молитвы...

Протоиерей Алексей Уминский «О чем говорит Христос. Разговор о Евангелии»

Доверие. Наверняка, произнося это слово, каждый из нас представляет себе что-то хорошее: надежность, открытость, искренность. Наконец, это значит, что рядом с нами — надежный и искренний человек, на которого можно всегда положиться. Ну и, безусловно, нам бы самим хотелось быть для кого-нибудь такими вот, достойными доверия. В общем, «доверие» — какое-то очень хорошее и теплое слово, как и ассоциации, возникающие при его произношении.

Много ли у каждого из нас таких людей, которым можно было бы доверять безоговорочно и на все сто? У кого-то — несколько; кто-то рад и тому, что, проанализировав ситуацию, может назвать хотя бы одно имя; а кто-то пока в поиске. Я не беру случаи, когда человек не доверяет вообще никому и никогда (это, видимо, болезненные симптомы психического расстройства) или же доверяет всегда и всем (а это уже — Лев Николаевич Мышкин). Оставив эти два случая, можно поговорить об остальных.

В толковом словаре Ушакова слово «доверие» определяется как «убежденность в чьей-либо честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь». Убежденность предполагает, что доверять мы можем только тем, кого хоть сколько-нибудь знаем. И это, видимо, также значит, что настоящее доверие необходимо заслужить — это не то, что возникает само собой, в одночасье (если, разумеется, речь идет не о какой-нибудь сумасшедшей влюбленности, когда готов отдать/доверить все, что имеешь, и трезво мыслить не получается). Вера же — часто вопрос нашей совести и нашего выбора.

А между тем доверять приходится людям совсем незнакомым и едва ли не ежедневно! И доверяем мы им вещи далеко не пустячные — наше здоровье, свободу, деньги, репутацию и, наконец, саму жизнь.

Доверие бывает разное, как и причины для его возникновения: доверяем мы не только тем, кого знаем и с кем пуд соли съели, но и из любопытства, из-за боязни обидеть недоверием или оказаться в дурацком положении, из-за безразличия, от незнания и наивности, от неимения выбора, вынужденно. Вся наша жизнь строится на доверии.

Почти каждое утро и почти каждый из нас отправляется на работу. Зная сегодняшнюю ситуацию на дорогах, всякая поездка — небезопасна (и для тех, кто за рулем собственного автомобиля, тоже). Но, наверное, никто из нас не подходит к водителю и не требует медицинскую справку, не интересуется и о его настроении на данный момент? Сел — поехал. С надеждой на то, что если водителя допустили до работы, значит, с его здоровьем (в том числе и психическим) всё в порядке, и что до пункта назначения вы доберетесь не только вовремя, но и в целости и сохранности.

Каждому из нас в течение жизни неоднократно приходится обращаться за помощью в медицинские учреждения. И там за нас как-то уже все решено: подходим к окошку регистратуры и берем талон к тому врачу, которого кто-то назначил на наш участок. Много ли мы знаем об этом человеке? Да почти ничего, если не брать в расчет разговоры в очереди. Можно, конечно, пойти в платную клинику и самому выбрать себе врача, но и там — намного ли больше информации? Деньги — еще не гарантия благополучного исхода дела. Но пришли в больницу (или вызвали врача на дом) и надеемся, что наше здоровье в надежных руках.

С учебными учреждениями ситуация похожая. Мы, конечно, прислушиваемся к тому, что говорят о том или ином учителе, но в итоге, пока не отдадим ребенка в школу и сами не убедимся в компетентности и порядочности человека, взявшегося учить наше чадо, все, что мы можем,— это только наблюдать и надеяться.

И еще о многом можно сказать — о выборах, рекламе, купле-продаже недвижимости… В общем-то, это все — о наших отношениях с людьми, которых мы или совсем не знаем, или знаем, но недостаточно хорошо. Но ведь есть еще семья, родственники, друзья — кому, если не им, доверять? Самые близкие, родные, любимые. Соседи, коллеги по работе — одних мы можем знать чуть ли не всю свою жизнь, с другими проводим достаточно много времени, чтобы разобраться, кто есть кто. Но стоит назвать несколько ситуаций — например, дележ наследства или развод супругов — и оптимизма становится меньше. Или дали деньги в долг другу — и дружба врозь, потому что тот вовремя не отдал. Или — трезвому человеку вы полностью доверяете, а с ним же, но нетрезвым, уже не до доверительных отношений. Или работаете с человеком вместе не один год, доверительно, как ни с кем другим, общаетесь, а он возьми да и подставь. Или же, чего далеко ходить, мы сами. Случается, что вольно или невольно, а делаем мы что-то такое, что не оправдывает чье-либо доверие. Подводим людей… И в основе — опять не убежденность, а все та же надежда на то, что все обойдется, все наладится, все будет хорошо. Если задуматься, то получается так, что, во-первых, часто понятие «доверие» больше связано не со словами «верить» и «знать», а со словом «надеяться». А во-вторых, по-настоящему доверять другому человеку (даже не будучи мизантропом и не имея мысли, что «человек человеку — волк, враг и т.п.») — трудно и беспокойно. Тем более когда всем сердцем прикипаешь к тому, что поставлено на кон, и особенно если речь идет о материальных ценностях и нашем собственном комфортном житье-бытье.

Но надо сказать, что в этих случаях мы все равно менее беспечны и всеядны, чем в вопросах веры — жизнь потребителя и обывателя того требует, здесь мы явно видим, что теряем. Но ведь есть еще и другое. То ли постоянно забывается, что мы — не только тело и его потребности, а еще и душа, то ли искренне полагаем, что здесь все в норме (крещеные, в церковь ходим, причащаемся, милостыню подаем — чего же еще?!), и ничего страшного произойти не может. Для кого-то вполне допустимо называть себя православным христианином, ходить в храм на исповедь и при этом сверять свою жизнь по гороскопам и доверять решение своих проблем ясновидящему или «белому колдуну в четвертом колене». Быть, как сказал профессор А.И. Осипов, «православным язычником». Забывая или вовсе не зная о главном, быть нараспашку для всего и всех, кокетливо заигрывать с тем, что кажется любопытным и вполне безобидным:

— Ну как не довериться святынькам — из святых же мест привезены! Вот этот песочек с могилки — в носки, камушек — под подушку, краску с иконки — в стакан со святой водичкой — и никакая хвороба не одолеет! Знающие люди посоветовали!..

— Как можно не доверять этой целительнице — у нее весь дом в иконах и церковных свечах, да и молитвы, что читаются, такие же, как в моем молитвослове! И после ее сеансов муж спиртное на дух не переносит!..

— Почему это гадать — грешно? Я вот узнаю, что меня ждет, и буду готов ко всему. Тем более и гадать мне будут не по каким-то там рунам или картам Таро, а по Библии. Я — православный, Библии я доверяю.

Трезво рассуждать, какие потери можно понести из-за своей излишней доверчивости,— и в голову не приходит…

Как правило, в нашей жизни нам всегда предоставляется выбор, в том числе — выбор своего пути и ответа на вопрос: доверять или нет? «Доверяй, но проверяй»,— говорится во всем известной пословице. Другими словами, приложи хоть какое-то усилие, хоть немножко потрудись и, во-первых, сумей увидеть этот выбор, а во-вторых, попытайся хоть как-то проверить его правильность. Это в обычной жизни недоверие и перепроверка могут вызвать обиду и неприятные ощущения, а в жизни духовной они являются добродетелями.

Помнится, во времена СССР был такой коронный вопрос-тест: «А пошел бы ты с этим человеком в разведку?». Надо было подумать и, взвесив все за и против, дать ответ. В условиях мирного времени вопрос, конечно, странный, но на самом-то деле не шуточный и требующий размышлений: кто ты такой, чтобы обижать человека своим недоверием, но и безрассудно доверить свою (и нередко — не только свою) жизнь — значит пропасть ни за понюшку табаку. Можно, конечно, возразить, что сейчас — не война, и мы — не минеры и не разведчики, а значит, и право на ошибку имеем. Но это как сказать. Война — не всегда и не обязательно стрельба и взрывы на улицах города, часто — это все то же самое, но внутри нас. И одно из главных условий для того, чтобы не оказаться побежденным — это наконец понять, что ты живешь. Не доживаешь свои последние десятки лет, а живешь и будешь жить вечно. И вот тогда вопрос «кому и что доверять?» — это уже серьезно. Потому что по-настоящему страшно должно быть только одно: ошибиться в том, что как-то может повлиять на жизнь вечную, на то, что ожидает нас за гробом. Конечно, все мы — самые обычные люди, и земные сиюминутные невзгоды и потери представляются нам вещами куда более ужасными, чем какие-то рассуждения о том, что когда-то потом из-за нашей безрассудности нам может быть еще хуже, чем сейчас. Утрата здоровья, близких людей, денег, квартиры — куда уж, кажется, страшнее? Потерять сбережения или разочароваться в человеке для нас страшнее, чем потерять связь с Богом. До тех пор, пока у нас нет веры (и даже если вера у нас есть, но верим мы неправославно) — так оно и есть.

Как-то грустновато выходит. А может, стоит буквально понимать слово «доверие»? До-верие — то, что есть у нас до веры, то есть путь исканий и ошибок. Человек идущий и ищущий — это уже хорошо! И радостно в этом то, что итогом этих поисков для многих из нас является обретение Господа. И не беда, что ценой ссадин, шишек и даже переломов. Потому что вот тут уж, даже если жизненные обстоятельства и складываются так, что нет пока рядом с нами такого человека, которому можно безоговорочно доверять, в сердце вселяется радость и покой — оттого, что все упование наше мы возложили на Него, и не только здоровье, деньги, свободу, а саму жизнь Ему доверили. И не только свою, а и тех, кого любим. И уже не так страшны нам ни воры-грабители, ни мошенники, ни врачи-недоучки, ни наши собственные ошибки.


Газета «Православная вера» №22 (474), 2012 г.
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Последнее редактирование: 10.03.2013 08:25 Редактировал Алена.
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5644
Православная или современная? 12 г., 3 мес. назад Репутация: 0

ГОСТЕПРИИМСТВО должно не только проявляться в действии,
но прежде всего быть духовным качеством человека.


Семьи не должны замыкаться в самих себе; они должны иметь общение с другими семьями и посторонними лицами. В этом случае возникают общежительные отношения и обязанности, именно - гостеприимства и дружбы.

Высокий образец гостеприимства видим в лице Авраама (Быт. 18:1 и д.). Ап. Павел говорит: страннолюбия не забывайте (Евр. 13:2). На страшном суде Господь скажет праведным: был странником, и вы приняли Меня (Матф. 25:35). А насчет дружбы хотя нет прямых заповедей в Свящ. Писании, так как дружба в первые времена была включена в общее отношение христианского братолюбия, однако мы знаем, что Господь Спаситель на тайной вечери назвал учеников Своих друзьями: вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15:14-15). Назвал Он другом Своим и Лазаря (Ин. 11:11). Известна дружба между Давидом и Ионафаном, ап. Павлом и Тимофеем, великими отцами и учителями церкви Василием Вел. и Григорием Богословом. Истинная дружба имеет немаловажное нравственное значение: истинный друг есть как бы зеркало, или воплощенная наша совесть. В ней отражается и ясно видится, как все хорошее в наших мыслях, намерениях и действиях, так и все дурное. Не напрасно премудрый Сирах сказал: Верный друг - врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его (Сир. 6:16).

В то же время дружба есть, после семейных отношений, самая первая и самая простая форма любви, посредством которой мы можем учиться любви вообще. Для истинной дружбы требуются одинаковое воззрение на жизнь и одинаковые общие убеждения, взаимная откровенность, доверие, преданность, готовность оказать личную помощь другу и жертвовать собой ради него, неизменная верность. Есть немало неистинных друзей. Подлинная дружба далеко незаурядное явление. Приобретай друга по испытании и не скоро доверяйся ему (Сир. 6:7).
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#5701
православная вежливость и субординация 12 г., 2 мес. назад Репутация: 1
Чем больше отгонять комаров руками, тем больше их прилетает.



Чем больше махать на собак палкой, тем больше они злятся.



Чем больше будешь оправдываться, тем больше услышишь обвинений.



Чем больше обидных слов скажешь, тем больше получишь оскорблений
Отец Дмитрий
ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ!
Модератор
Постов: 1432
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Пол: Мужской Страна, город: Казахстан Актобе
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
ВверхСтраница: 12
Модераторы: Татьяна, Отец Дмитрий
Недавно обновленные
Новое на сайте: