Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.    Забыли пароль?
ВнизСтраница: 123
Сообщения темы: В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА
#2370
В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 13 г., 4 мес. назад Репутация: 0
Для чего установлен Великий пост?

Пост является нашей жертвой Богу и подготовкой к достойной встрече главного для каждого христианина праздника - Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - Святой Пасхи.

В Прощеное воскресенье перед началом поста Церковь вспоминала библейский рассказ об изгнании Адама из Рая, поэтому пост можно считать нашим уподоблением Адаму и плачем о потерянном Рае.

К тому же пост является следованием самому Христу - новому Адаму, Который перед своим выходом на проповедь 40 суток молился и постился в пустыне. Адам нарушил заповедь о посте в Раю, а Христос новый Адам (как Его называет Священное Писание) победил искушения диавола в пустыне и опять открыл нам двери Рая.

Если я не постился с самого начала поста, когда лучше его начинать? Может, уже в следующий раз?

— Пост установлен Церковью с целью содействовать утверждению в христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными и ведет свое начало со времен Ветхого Завета. Раннехристианские писатели: Ипполит Римский, Тертуллиан, Епифаний, Августин, Иероним - свидетельствуют, что 40-дневный пост установили еще апостолы, по примеру боговидца Моисея, постившегося перед дарованием Синайского законодательства (Исх. 34. 28), пророка Илии, державшего пост во время бегства от нечестивой царицы Иезавели (3 Цар. 19, 8), и, наконец. Самого Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, постившегося 40 дней в пустыне перед выходом на общественное служение (Мф. 4. 2).

Библия ясно указывает на то значение, которое придавалось посту как подготовительному действию во времена опасности, общественных бедствий или исполнения особо важных дел. Опираясь на духовный опыт. Православная Церковь также установила 40-дневный Великий пост перед важнейшим христианским праздником - Пасхой.

Рассматривая пост как некую добровольную жертву, приносимую человеком Богу, и учитывая основную цель поста — духовно-нравственное преображение человека, покаяние как необходимый этап этого преображения, помня слова псалмопевца Давида: «Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс. 50, 19), можно утверждать, что начать поститься никогда не поздно. Откладывать до следующего раза просто неразумно.

Конечно, желательно делать это в соответствии с церковными правилами, тем более что Православная Церковь готовит своих чад к Великому посту в течение трех недель, последовательно настраивая их. Однако Сам Спаситель в притче о работниках в винограднике свидетельствует, что Всевышний приемлет всякого, кто готов подвизаться, и не оставляет его без награды (Мф. 20, 1-16).

Почему первая седмица Великого поста является особенно строгой?

— Великий пост является постом, который существовал в Церкви еще со времен апостольских. Согласно древним постановлениям в течение этого поста нужно было придерживаться строгих ограничений не только в колличестве но и в выборе пиши. Многие из первых христиан в течение всей Четыредесятницы довольствовались лишь хлебом и водой. Однако со временем, учитывая немощь человеческую, такие строгие постановления постепенно были смягчены, и теперь строжайшим периодом поста является первая его седмица. а также Страстная седмица, которая предшествует Светлому Воскресению Христову.

Подавая нам пример истинного поста и научая, что поставляется не просто воздержанием от определенной пищи, Святая Церковь отмечает в Уставе, что те, кто способен придерживаться строгого поста, могут ничего не употреблять в первый и второй его день. Трапеза подается в среду после Литургии Преждеосвященных Даров, но не предусматривает вареную пишу или масло. Те же, кто не способен так поститься в силу состояния здоровья или различных обстоятельств, в первые два дня могут употреблять хлеб и квас. Существенно пост послабляется для больных и пожилых людей, а также для тех, кто занят тяжелым физическим трудом.

Некоторые утверждают, что поститься обязательно только первую и последнюю седмицы Великого поста. Как к этому относится Церковь?


— Традиция 40-дневного Великого поста повсеместно в Церкви была принята ко II в. Как на основную причину введения Святой Четыредесятницы святитель Иоанн Златоуст указывает на ослабление ревности верующих к Таинству Причастия, которое во времена первых христиан совершаюсь за каждым воскресным богослужением. В силу указанного обстоятельства возникла необходимость в более достойной подготовке к принятию Святых Христовых Тайн, приступать к которым стало обязательным в торжественные дни, особенно в день Светлого Христова Воскресения.

В IV в.. по свидетельствам святителей Василия Великого и Григория Нисского, Великий пост перед Пасхой хотя и был обшеиерковным, однако не всегда длился именно 40 дней и начинался не везде одновременно. Церковь в этом отношении не стесняла местных обычаев. Особое внимание к соблюдению поста Церковь стала проявлять с появлением ересей. Некоторые ереси ставили пост на один уровень с высшими нравственными обязанностями христианина, другие, наоборот, полностью отрицали его значение.

На Востоке, где в основном и возникали ереси, строгость соблюдения поста была усилена, и его нарушение наказывалось очень строго. Такое отношение к посту перешло и к нам с принятием христианства. Отсюда то особое почитание поста, которое существует в Православной Церкви и традициях нашего народа. На Запале тенденция к ослаблению авторитета древнецерковного учения о посте проявлялась постоянно. В итоге протестантизм полностью отрицает пост как нравственную обязанность.

Итак, «традицию» поститься в первую и последнюю седмицы Великого поста нельзя назвать святоотеческой или благочестивой. Возможно, и правы те, кто говорит, что лучше поститься так, чем никак. Но с другой стороны, полупост - это не пост. С точки зрения церковных канонов, нарушение поста - это нарушение поста. А для того, чтобы ослабить или прекратить пост, необходимы уважительные причины. Одна из них - это болезнь. Но и в таком случае нужно посоветоваться и взять благословение у духовника или приходского священника. Кстати, поститься первую и последнюю неделю поста, по просьбе родителей, можно благословить детям и подросткам, которые едва лишь начинают поститься.

Но нужно всегда помнить, что существует Церковный Устав, который мы должны пытаться выполнять. А согласно ему Великий пост является постом сорокадневным, а не постом первой и последней недели.

Когда и зачем читается канон святого Андрея Критского?

— Великий покаянный канон святого Андрея Критского читается, согласно Церковному Уставу, в первые четыре дня Великого поста, а также в среду вечером пятой седмицы Великого поста. Свое название этот канон получил как через глубину мыслей, которые он выражает, так и из-за того, что, в отличие от других канонов, он содержит около 250 тропарей (обычные каноны в большинстве случаев имеют около 30 тропарей).

Святая Церковь установила читать его в начале поста для того, чтобы настроить души верующих на подвиг Великого поста, помочь прийти в покаянное, молитвенное состояние. Этот канон, по словам Синаксаря, «учит всякую душу, к чему доброму нужно с ревностностью стремиться и от чего злого уклоняться, всегда к Богу приходя с покаянием, слезами и явным исправлением».

На первой седмице чтение канона разделяется на четыре части, чтобы не сразу подвергать верующих большому испытанию, учитывая строгость первой недели поста.

Тропари в честь преподобной Марии Египетской, которые присоединяются к тем частям канона, которые читаются в среду и четверг, учат нас не предаваться отчаянию, даже если мы находимся в плену греха, ибо Господь всегда дает нам возможность искреннего покаяния и освобождения от него.

Откуда берет начало традиция благословения колива в пятницу первой седмицы Великого поста?

— Постановление Церковного Устава об освящении колива в пятницу первой седмицы Великого поста берет начало со времен императора Юлиана Отступника. Этим Церковь еще раз прославляет Господа, Который явил всем, что пост является богоустановленным делом, а не выдумкой людей.

Нечестивый император, пытаясь уничтожить истинную веру и зная, что в первую седмицу Великого поста христиане придерживаются его особенно строго, отдал приказ, чтобы перед этим днем все, что продается на торжище, было окроплено идоложертвенною кровью, дабы те, кто будет есть приобретенное там, осквернились. Но святой великомученик Феодор Тирон, явившись милостью Божией из мира невидимого епископу Евдоксию, рассказал о тайном намерении богоотступника и посоветовал в течение всей первой седмицы поста употреблять лишь коливо.

В память этого чудесного спасения христиан от осквернения в первую пятницу Великого поста Церковь установила читать молебный канон этому великомученику и освящать коливо.

В связи с чем был установлен чин Торжества Православия?

— Чин Торжества Православия совершается ежегодно в Неделю первую Великого поста. Это чин в память торжества православной веры над иконоборцами в IX в., когда после длительной борьбы между православными и теми, кто отрицал почитание святых икон, называя их идолами. Православие одержало победу.

VII Вселенский Собор осудил еретиков и им была провозглашена анафема, после чего по городу прошел крестный ход со святыми иконами. Эта традиция провозглашения многолетия верным и вечной памяти умершим православным, анафемы еретикам и совершения крестного хода сохранилась доныне.

Читаются ли акафисты, в том числе дома, во время Великого поста?

— Во время Великого поста по церковной традиции акафисты не читаются ни в церкви, ни дома. Это связано с тем, что акафист является торжественным радостным чтением, в котором прославляется Господь, Божия Матерь или святые. А пост — это время для раскаяния и плача. В будничные дни Великого поста даже не совершается Божественная литургия, которая является вершиной нашей благодарности Богу. Поэтому в дни Великого поста можно заменить чтение акафистов чтением Псалтири.

Единственным акафистом, который присутствует в богослужебном уставе нашей Церкви, является Акафист Пресвятой Богородице, который в храме поется в 5-ю субботу Великого поста. Поэтому этот день и наливают Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы.

Почему во время Великого поста в среду и пятницу нершается Литургия Преждеосвященных Даров?


— Литургией Преждеосвященных Даров называется священнодействие, на котором не бывает проскомидии и освящения Даров, а для причастия используются Святые Дары, которые были освящены раньше, за литургией святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. Именно от этого установления и происходит название богослужения.

Свое начало оно берет со времен апостольских. Начальный запрет совершать в будние дни Великого поста полную литургию был связан с тем, что Евхаристия в Древней Церкви неразрывно была связана с агапами — вечерями любви. В условиях необходимости соблюдения строгого поста невозможно было устраивать такие вечери, но. за не менее древним обычаем, нужно было достаточно часто причащаться, что и стало началом возникновения чина Литургии Преждеосвященных Даров.

Кроме того, Церковь Христова понимает пост как время покаяния и скорби о своих грехах, время смирения, а такое состояние нельзя совместить с полной радостью светлого торжества Евхаристии.

Поэтому, стремясь сберечь покаянное состояние души, но вместе с тем не лишая верных возможности причащаться, Святая Церковь установила совершать в среду и пятницу Великого поста Литургию Преждеосвященных Даров.

Почему последняя неделя Великого поста называется Страстной?

— В церковнославянском языке слово «страсти» означает «страдания, муки». В Страстную неделю Православная Церковь обращает особенное молитвенное внимание на события, которые происходили в Иерусалиме перед иудейской пасхой 2000 лет тому назад а именно на последние дни пребывания Иисуса в городе. Тайную Вечерю в Сионский горнице, молитву в Гефсимании. измену Иуды, суд над Спасителем. Его распятие, смерть и воскресение.

Последние дни земной жизни Спасителя евангелисты передали наиболее обстоятельно. Именно ли священные события стоят в центре нашего внимания в течение всей Страстной седмицы. Богослужения этого периода связаны обшей темой страданий Христовых. Каждый верующий человек пытается за это время как можно полнее проникнуться их глубоким смыслом, чтобы в полной духовной готовности встретить славное Воскресение Христово. В своем Первом соборном послании святой апостол Петр пишет: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (I Пет. 4. 13).

Если Господь воскрес, то зачем мы вспоминаем Его страдание?

Страсти Христовы и Его славное Воскресение не разрывно связаны друг с другом. «Я на то родился и на то пришел в мир». - говорит Господь Пилату во время своих добровольных страданий (Ин. (8, 37). А еше раньше, когда ученики исповедовали Иисуса Христом и Сыном Ьожиим. Господь говорил, «что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк 9.22)

Крестные Страдания Христа - это цена за возвращеиие человека в Рай Кровь Христа, которую Он пролил на Кресте, является выкупом за наши грехи. Крест Христов для нас, христиан, после Воскресения Христова является уже не орудием позорной казни, а символом победы Христа над смертью.

Да и апостол, проповедуя Христа Воскресшего, говорил, что желает хвалиться «только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал. 6, 14).

Когда мы покланяемся Кресту, то вспоминаем о Воскресении Христовом и поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», а когда празднуем Воскресение Христово, также не забываем о Голгофской жертве: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ...»

Как достойно провести Страстную седмицу?

— Страстная седмица — это последняя перед Пасхой неделя, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни и страдания (Страсти) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Изо дня в день мы приближаемся к Светлому Христову Воскресению - Пасхе Господней. Но путь к Воскресению Христа неминуемо идет через добровольные страдания и смерть нашего Спасителя.

Утром в Великий Четверг мы вспоминаем установление главного Таинства Церкви — Причастия во время Тайной Вечери, которую Господь совершил со своими учениками. Вечером в Великий Четверг, накануне Страстной Пятницы, в храмах читаются 12 Страстных Евангелий, чтобы напомнить нам цену, которой мы выкуплены из рабства греха и смерти.

В Великую Пятницу на середину храма выносится Святая Плащаница — как напоминание о крестной смерти нашего Спасителя и Его трехдневном погребении.

Суббота Страстной седмицы называется Тихой, ибо Господь находится в гробе и восходит душой к аду. чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников и праотцов наших. А в полночь начинается Пасхальное богослужение, которое продолжается всю ночь.

Все ли события мы вспоминаем изо дня в день на Страстной седмице. Мы готовимся к празднованию Пасхи, но должны помнить, что главной является подготовка собственной души к встрече с Воскресшим Христом. Чтобы достойно провести эти дни перед Воскресением Христовым, нужно приложить особенные духовные усилия и проникнуться духом того, что происходит в этот период в православных храмах.

Этому лучше всего помогут Таинства Покаяния и Причастия. Поэтому в течение Страстной седмицы нужно обязательно найти время, чтобы исповедаться. Начиная с Великого Четверга следует оставить все бул ничные дела и посещать богослужения, которые с особенным вниманием обращаются к событиям, обстоятельно описанным евангелистами.

Участие в этом молитвенном следовании за Христом, очищение души Таинством Покаяния, сочетания с Господом в Таинстве Евхаристии помогут нам подготовить себя к достойной встрече с Воскресшим Христом.

Почему Великий Четверг Страстной седмицы называется Чистым Четвергом?

— Чистым Четверг Страстной седмицы называется потому, что существует традиция к этому дню завершать все приготовления к Пасхе, убрать в храмах и жилишах. чгобы последние дни Страстной седмицы полностью посвятить молитве В Четверг Страстной седмицы мы также вспоминаем, как Христос омыл ноги ученикам перед Тайной Вечерей.

Но современным хозяйкам нужно всегда помнить, что Страстной Четверг прежде всего - это день, когда вспоминается установление главного Таинства Церкви — Таинства Причастия. Поэтому главным в этот день должно быть участие в Святой Евхаристии и Причастии Святых Христовых Тайн. К этому нас призывает Святая Церковь и напоминает, что главным является чистота души, которая достигается через раскаяние и исповедание грехов.

Поэтому, готовя свои жилиша к празднику, а также куличи к пасхальному столу, не нужно забывать о единственном, что есть на потребу.


К тому же, в этот вечер будет совершаться одна из самых торжественных служб на этой неделе с чтением 12 Страстных Евангелий. Их мы будем слушать с зажженными свечами, а затем эти огоньки нашей пылкой веры понесем к нашим жилищам, помня, что Свет Святого Воскресения воссиял через тьму страданий, смерти и погребения Христова.

Что разрешено и что запрещено есть в дни Великого поста?

— Великий пост является постом строгим. То есть кроме мяса, молока, яиц, масла и жиров животного происхождения в дни Великого поста запрещено употреблять и рыбу. К тому же существует благочестивая традиция - первую неделю поста проводить в сухоядении: некоторые благочестивые христиане берут на себя подвиг не употреблять растительного масла и не варят в эти дни никаких кушаний. Существуют и другие особенности и традиции Великого поста, о которых можно узнать из литературы или спросить у духовника или приходского священника.

Но главное, нужно не забывать, что пост телесный является вспомогательным в посте духовном. И жажда телесная, которая рождается в нас в эти дни, должна перерасти в жажду Христа и Божией благодати. К тому же существует очень меткое высказывание: во время поста нужно прежде всего воздерживаться от того, чтобы «поедать» друг друга. Это — главное.


Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви
Татьяна
Администратор
Постов: 150
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2380
В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 13 г., 4 мес. назад Репутация: 0


Преподобный Макарий, сидя однажды при дороге, увидел дьявола в образе человека, обвешанного какими-то сосудами и направлявшегося к близ лежавшему монастырю. Молитвою святый остановил беса и спросил: "куда идешь?" "Да иду навестить братию," - был ответ. "А что за сосуды с тобой?" сказал преподобный. "А это, отвечал бес, различные кушанья для монахов." "Для чего же их так много с тобою?" спросил Макарий. "Да чтобы, если одно не понравится, так другим угостить братию. Один мой злой совет или внушение не примут, ну так другой еще горший предложу, и таким образом кого ни будь уловлю," сказал дьявол и пошел своим путем. Преподобный же остался ждать его возвращения. Дождавшись, спросил: "ну, как твои дела?" "Худы, - отвечал бес, - почти все монахи не приняли меня и только один несколько слушается". "А как ему имя?" "Феопемпт", - отвечал дьявол и исчез. Макарий отправился в монастырь. Узнавши о приближены его, монахи с ваиями в руках вышли на встречу ему, и все наперерыв друг перед другом звали его каждый к себе. Он же, узнав, кто из них Феопемпт, отправился к последнему и был принят с радостью. Началась беседа. "Как поживаешь?" спросил преподобный своего хозяина. "Хорошо, молитвами твоими," - отвечал Феопемпт. "Ну, а злые помыслы не смущают тебя?" продолжал старец. Стыдясь признаться в оных, инок сказал, что не смущают. "Какой счастливец! воскликнул преподобный; а я уж вот сколько лет пощусь, и сам видишь, как все почитают меня, а между тем скверные помыслы до сих пор не дают мне покоя". Тогда и Феопемпт признался: "Да, отче, и я весьма обладаем от духа любодейного!" Старец затем стал выпытывать у него и другие злые мысли, обуревавшие его, и Феопемпт признался в очень многих. "До которого ты часа постишься?" спросил после сего Макарий. "До третьего часа пополудни, "отвечал инок. Преподобный сказал ему: "старайся соблюдать пост до вечера; читай и изучай Евангелие и писания св. отцов; если придет злая мысль, всеми силами твоей души гони ее от себя, и Господь поможет тебе победить врага", Феопемпт обещался последовать совету старца, и Макарий ушел от него. Вскоре после сего он опять встретил дьявола и на свои вопрос: "куда идешь?" опять получил отвить: "иду навестить братию." Снова дождавшись возвращения беса, преподобный по-прежнему и еще спросил: "как твои дела?" - "Весьма худы" - отвечал дьявол, - "ныне, уже все без исключения монахи не приняли меня и Феопемпт с ними. И не знаю, кто это так развратил его. Ибо ныне он был для меня хуже всех" Бес после сего исчез, а преподобный возвратился в свою келию, славя Бога.

Видя отсюда, сколь нестерпимы для дьявола пост, слово Божие и борьба со злыми помыслами, будем и мы употреблять эти средства в брани с ним и противопоставлять их нашему общему врагу. Он всеми мерами старается погубить нас: и мы, со своей стороны, все меры должны употреблять, чтобы победить его. Он нам объявил непримиримую брань: и мы объявим ему. Он, яко лев, рыкая ходить, ища, кого поглотить: и мы будем выходить против него облеченными во все оружии Божии.
Алена
Постов: 1359
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2381
В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 13 г., 4 мес. назад Репутация: 0
Страсть чревоугодия чаще всего проявляет­ся или как привычка много, неумеренно есть, т. е. в форме объядения, или как пристрастие к утонченному вкусовому ощущению, т. е. тому, что на языке аскетики носит наименование "гортанобесия", улаждение теми или иными вкусовыми ощущениями. Здесь уместно гово­рить о пользе поста, т. е. подчинения своих телесных потребностей церковному уставу о воз­держании; при этом духовник должен поучать и необходимости сочетать пост телесный, т. е. воздержание в пище, с постом духовным, т. е. обузданием своих мыслей, чувств, движений и пр. Прекрасно нас в этом вопросе учит сама Церковь своими постными песнопениями, как напр.: "Постимся постом приятным, благоугод­ным Господеви: истинный пост есть злых от­чуждение, воздержание языка, ярости отложе­ние, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост ис­тинный есть и благоприятный" (Стих, на стих, в понедельник вечера I седм. Вел. Поста). Вся наша аскетическая литература полна полезны­ми советами в этой области. Духовник и сам должен понимать и другим внушать, что пост есть добродетель вовсе не одних только мона­хов и схимников, а что пост есть необходимое средство для всякого человека, желающего серьезно заняться своей духовной жизнью, ос­вободиться от своих привычек и стать более трезвенным. "Сей род ничимже исходит, токмо молитвой и постом", — вот слова Господа, ко­торые дожны быть памятны и духовнику и всякому христианину. Протестантизм, исклю­чивший эту добродетель из своего кодекса нравственных заповедей или католицизм, сведший пост на очень облегченное воздержа­ние, удобное и малообременительное, — совер­шенно не знают всей силы этого великого ору­жия. Как бы ни был труден пост в условиях современной жизни, к нему надо стремиться и его надо стараться возрождать в быту христи­анском. Он помогает и поддерживает молит­венное настроение, он смиряет человека и ос­вобождает его от ряда других злых привычек.

Страсти блудной, как занимающей особое место и связанной с целым рядом иных при­входящих вопросов аскетики и нравственной психологии, будет посвящена особая глава.

Сребролюбие чаще всего проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Весьма яркое проявление этой страсти открывается в форме зависти, от кото­рой мало кто свободен. Начинается она в раз­мерах, казалось бы, невинных и мало замет­ных, но, развившись, она пленяет человека, вселяя в сердце его всевозможные недобрые чувства. Зависть рождает классовое недоволь­ство своим положением и своим достатком. За­висть, кроме того, может легко перейти в форму честолюбия. Зависть легко облачается в одежды искания справедливости, нравственной категории, кстати, сказать, неизвестной Еван­гелию и отеческому учению. Общество наше настолько верит в положительные качества этой юридической категории, что почитает ее основой общественных отношений. Древлее благочестие и жизнь подлинно христианская, как она существовала в Византии, в древней Руси совершенно была чужда этому понятию. Искали тогда не право, не справедливость, а правду. Это и сохранилось в сознании древних предков наших, это же чувство сохранил и простой русский народ вплоть до революции.

Поучая своих пасомых остерегаться сребро­любия, духовник должен помнить, что христианству вообще чуждо стремление насадить на этой планете какой бы то ни было социальный рай. Христианство не ищет рецептов для уни­версального счастья. Вера в какое-то счастли­вое будущее, в котором всем будет жить так прекрасно и справедливость будет парить на земле, совершенно не согласуется с тем хрис­тианским, евангельским пессимозмом, которо­му верны были все истинные христиане.
Матушка Ирина
Постов: 52
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2403
В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 13 г., 3 мес. назад Репутация: 0
Три подготовительные недели к Великому посту

Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.
Первая подготовительная неделя к Великому Посту.

Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею Мытаря и Фарисея», нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия "О мытаре и фарисее" (Луки 18:10-14).

"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится."

Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Вел. Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» ...
Вторая подготовительная неделя к Великому Посту.

Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о Блудном Сыне», среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие "О блудном сыне"(Луки 15:11-32).

Рече Господь притчу сию: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся."

В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели, на Всенощной после полиелея поется псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона»... Этот 136-й псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об отечестве. Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя к Великому Посту.

Третья подготовительная неделя называется <Мясопустною> или <Сырною> или по народному <Масляница>. В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.

Само воскресенье <Мясопустной недели> называется <Неделей о Страшном Суде>, т.к на Литургии читается Евангелия <О Страшном Суде> (Матфея 25:31-46) и о последнем мздовоздаянии, чем Святая Церковь желает побудить грешников к покаянию:

"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную."

В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию напоминая что за все грехи нам придется отвечать.

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц.

На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Потому это воскресенье принято называть «Прощенным Воскресеньем». Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после литургии.
Татьяна
Администратор
Постов: 150
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2416
В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 13 г., 3 мес. назад Репутация: 0
Мясопустная родительская вселенская суббота

Из книги "Погребение и поминовение православного христианина"

Заупокойная служба в субботу мясопустную озаглавлена так: «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».

Сделаем небольшую выписку из синаксаря (см. сноску 1) на этот день:

«Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви».

Итак, установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова - и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь (до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже (кого) вода покры, брань пожат (война истребила), трус объят (землетрясение поглотило), убийцы убиша, огнь попали, бывшие (в) снедь зверям, птицам и гадам, погибшие от молнии и измершие (умершие) мразом (на морозе); яже уби меч, конь совосхити (унёс, похитил), яже удави плинфа (придавила плита, камень) или персть посыпа (землей засыпало), яже убиша чаровная напоения (напитки), отравы, костная удавления, - внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, - предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». При этом поименно воспоминаются по особой книжке («Реестр, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах») (см. сноску 2) усопшие православные благочестивые Императоры, Цари, Великие князья и благочестивые Императрицы, Царицы, Княгини. В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия (см. сноску 3). В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.

Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, - упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех - царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, - всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».

«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота - безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».

Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке. - Ред.)

Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).

«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).

«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний - всякий человек. - Ред.), и лягания (здесь - ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).

«Умершия Божиим прощением (здесь - наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).
Татьяна
Администратор
Постов: 150
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
#2424
В ПРЕДДВЕРИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 13 г., 3 мес. назад Репутация: 0
Масленица — время просить прощения и готовиться к посту

Протоиерей Анатолий Малинин

Масленица так называется потому, что в этот период времени, т.е. в течение недели перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим Постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресением. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и масленица также устанавливается не по числам.

Масленица обычно в народе празднуется, как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы. Он говорит, что масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают.

Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви.

Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами.

Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться.

Время Великого Поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые, как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6.14-15).

Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году.

В начале 17-го века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, «прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву Лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд «прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощенное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели прощальные песнопения и произносилась глубоко-покаянная проповедь патриархом. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных.

Святая церковь в Прощенное воскресение вспоминает грехопадение первых людей и потерю рая. Этим она напоминает, что грех послужил причиной человеческих страданий и всех несчастий человеческой жизни. Иисус Христос пришел к человекам, чтобы спасти род человеческий и даровать ему потерянный рай и жизнь вечную. Но чтобы получить спасение, надо покаяться. Первые слова проповеди Иисуса Христа — это призыв к покаянию. «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мтф.4.17).

На масленой неделе мы должны подумать, как нам принести искреннее покаяние в течение Великого Поста, чтобы души наши воскресли к Пасхе вместе с Воскресшим Христом и чтобы Он сподобил нас радоваться вечной радостью вместе с ним и со всеми святыми, прославляя Святую Троицу во веки веков. Аминь.
Татьяна
Администратор
Постов: 150
graphgraph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
 
ВверхСтраница: 123
Модераторы: Татьяна, Отец Дмитрий
Недавно обновленные
Новое на сайте: