ВСЕМ, НОСЯЩИМ ИМЯ... 13 г. назад
|
Репутация: 0
|
17 (4) мая — равноапостольная мироносица Мария Магдалина (перенесение мощей в Царьград).
Именины (день Ангела): 8 февраля, 19 февраля, 25 февраля, 2 апреля, 14 апреля, 17 мая, 5 июня, 11 июня, 17 июня, 20 июня, 22 июня, 24 июня, 4 августа, 22 августа, 11 октября, 11 ноября.
|
|
|
Последнее редактирование: 17.05.2012 05:23 Редактировал Алена.
|
|
ВСЕМ, НОСЯЩИМ ИМЯ... 13 г. назад
|
Репутация: 0
|
18 мая (5 мая) - великомученица Ирина.
В переводе с греческого Имя Ирина означает — «Мир».
|
|
|
Последнее редактирование: 17.05.2012 19:13 Редактировал Алена.
|
|
ВСЕМ, НОСЯЩИМ ИМЯ... 13 г. назад
|
Репутация: 0
|
Святые равноапостольные
Кирилл и Мефодий
24 мая Русская Православная Церковь празднует память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Имя этих святых известно каждому со школы, и именно им все мы, носители русского языка, обязаны языком, культурой, письменностью.
Невероятно, но вся европейская наука и культура родилась в монастырских стенах: именно при монастырях открывались первые школы, обучали детей грамоте, собирали обширнейшие библиотеки. Именно для просвещения народов, для перевода Евангелия создавались многие письменности. Так произошло и со славянским языком.
Святые братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был воином и правил болгарским княжеством Византийской империи. Это дало ему возможность научиться славянскому языку.
Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование вместе с малолетним императором Михаилом 3-им при царском дворе
Затем он принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.
Его брат Константин, принявший в монашестве имя Кирилл, с малых лет отличался большими способностями и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки.
Вскоре император отправил обоих братьев к хазарам для евангельской проповеди. Как гласит предание, по пути они остановились в Корсуни, где Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", и человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на этом языке.
Когда братья вернулись в Константинополь, император снова отправил их с просветительской миссией - на этот раз в Моравию. Моравского князя Ростислава притесняли немецкие епископы, и он просил императора прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.
Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. В Константинополе находилась в виде заложницы сестра болгарского князя Богориса (Бориса). Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе святой веры. Около 860-го года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.
Для выполнения новой миссии Константин и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Это произошло в 863 году.
В Моравии братья были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они подали жалобу в Рим.
Взяв с собой мощи святого Климента (Папы Римского), обнаруженные ими еще в Корсуни, Константин и Мефодий отправились в Рим.
Узнав о том, что братья несут с собой святые мощи, Папа Адриан встретил их с почетом и утвердил богослужение на славянском языке. Переведенные братьями книги он приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие. В середине 10-го века польский князь Мечислав женился на богемской княжне Домбровке, после чего он и его подданные приняли христианскую веру.
Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских проповедников и немецких императоров были отторгнуты от Греческой церкви под власть Римского папы, за исключением сербов и болгар. Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, и до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях и той православной вере, которую они старались насадить среди них. Священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.
|
|
|
Последнее редактирование: 23.05.2012 22:58 Редактировал Алена.
|
|
ВСЕМ, НОСЯЩИМ ИМЯ... 13 г. назад
|
Репутация: 0
|
22 ноября 1920 года в скромной афинской больнице скончался старый монах в истёртой рясе. Два месяца он пролежал в палате для неизлечимо больных, сгорая от рака. При себе у него не было ни денег, ни панагии, хотя он имел епископское достоинство. Но в тот самый момент, когда душа епископа разлучилась от тела, по больничной палате разлилось дивное благоухание. Одежду усопшего переложили на лежавшего рядом паралитика, и тот тут же вскочил, благословляя Бога. А благоухание ещё полгода не ослабевало в палате. Так Господь прославил Своего угодника, который сторонился людских похвал и, будучи митрополитом, старался жить незаметно. Так Православная Церковь обрела святого по имени Нектарий, явившего в наш безбожный век полноту смирения – добродетели, которая, по мысли Отцов, есть «одеяние Божества».
***
Конечно, о смирении знают лишь одни совершенные, но и мы можем постичь существо смирения, взирая на его проявления в святых людях, подобно тому, как при взгляде на видимый мир можно постичь величие Сотворившего мир Творца. Смирение же проявляется в осознании собственной немощи и бессилия, в признании себя последним из всех, в уповании на одного лишь Бога, в стойком перенесении оскорблений и полном отречении своей воли. Все эти качества святой Нектарий явил в своей жизни в полноте.
Ещё ребёнком, находясь в страшной нужде, Анастасий «Простец», как называли тогда святого, познал людское бессилие и всемогущество Творца, отправив Богу письмо: «Христос мой! У меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя». И Бог в тот же день исполнил просьбу, отосланную по адресу «Господу Иисусу на Небеса».
Святой искренне почитал себя последним из людей. Однажды, когда он был уже директором богословской школы в Афинах, серьёзно заболел школьный уборщик. В те времена в Греции не было социального страхования, и бедняга должен был потерять работу. Выздоровев, он застал школу в идеальной чистоте. Опасаясь, что его заменили, он пришёл рано утром и … застал директора, который подметал уборную со словами: «Подметай, Нектарий! Это – единственное, чего ты достоин». Увидев уборщика, митрополит подозвал его и сказал: «Не удивляйся! Я подменял тебя, чтобы ты не потерял работу. Но будь осторожен: никому не говори об этом, пока я жив!»
Когда в школьную церковь приезжал другой епископ, святой никогда не занимал главного места, даже если это полагалось ему по праву, но становился по правую сторону от престола, облачённый в малый омофор и чёрный монашеский клобук. Он почти никогда не надевал панагию, но подобно батюшке Серафиму, открыто носил лишь маленький нательный крестик.
***
В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный Иоанн пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться.
Святой Нектарий прошёл все три степени.
Ему многократно приходилось испытывать на себе человеческую злобу, зависть и ненависть, но он никогда не роптал на Бога и смиренно принимал посылаемые Им испытания. Будучи митрополитом Пентаполя, этот чистейший человек, трепетно охранявший свою девственность, был изгнан из Египта по обвинению в аморальном поведении. Его оклеветали приближённые престарелого Александрийского патриарха, которые боялись, что любимый всем народом Нектарий станет новым патриархом. Ему пришлось уехать в Афины, где два года он делил свой хлеб с нищими, обивая пороги министерств, чтобы получить хоть какое-то место. На Эгине, незадолго до смерти, он испил последнюю горькую чашу. Мать одной из девушек, принятых им в монастырь, обвинила святого в том, что он сделал из её дочери и остальных монахинь любовниц, и рождённых от них детей сбрасывает на дно монастырского колодца. Судья, поверивший клевете, ворвался в монастырь с жандармами. Он бил святого, кричал на него и таскал за бороду, тот же молча молился. В колодце, разумеется, никого не нашли, а девушку отправили на осмотр к гинекологу, который признал её девство. Мать девушки, так и не покаявшись, сошла с ума, а судья смертельно заболел и, лишь уразумев причину заболевания и испросив прощения у святого, был исцелен.
Если говорить об оставлении гнева, то эту степень смирения святой прошёл ещё до пострига. Когда он служил сельским учителем на Хиосе, мальчик, помогавший ему по кухне, однажды забыл на открытом огне кастрюлю с едой. Еда сгорела, и сам дом оказался в опасности. Вспылив, Анастасий дал юному помошнику два подзатыльника, но тут же раскаялся. Он попросил у мальчика прощения, а для себя в наказание за грех выпросил у Бога полную потерю вкусовых ощущений. Бог исполнил его просьбу: до самой смерти святой Нектарий не чувствовал ни гнева, ни вкуса принимаемой им пищи. Вот так до крови подвизались святые!
А уж неверию собственным делам и постоянному желанию поучаться преисполнена вся жизнь святого Нектария.
Будучи совершенным в смирении, он не мог не полюбить молитву, о которой Лествичник пишет: «Тогда ты достоверно узнаешь, что святое существо смирения есть в тебе, когда будешь исполнен неизреченного света и несказанной любви к молитве». Часто святой Нектарий настолько погружался в богомыслие, что не слышал стука в дверь. И если посетители всё же решались ее приоткрыть, то видели его отрешённым, стоящим на коленях, с воздетыми к небу руками и взглядом, устремлённым вверх. А однажды маленький мальчик увидел святого словно купающимся в ослепительном золотом свете. «Пожар! Пожар!» – закричал ребёнок и принялся тушить огненные языки пламени, которые исходили от лица и тела святителя.
И уже незадолго до смерти смиренному Пентапольскому митрополиту явилась Честнейшая Херувим и оставила дивной красоты песнопение, переведенное теперь практически на все языки мира и известное как «Агни Парфене».
На свете нет ничего прекраснее смирения. Оно есть одеяние Божества и неизреченный аромат святых. Смирение есть высшая из добродетелей и одновременно их основание. «Смирение, – пишет преподобный Ефрем, – есть райский сад, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений. Им очищаются грешные, оправдываются виновные, возвращаются на истинный путь заблудшие, спасаются погибшие, торжествуют сражающиеся, увенчиваются победители».
Без смирения невозможно спасение. Смиренным человека не сделает ни скромное платье, ни потупленный взор, ни молчаливые уста, ни даже хождение в Божий храм. Если мы обижаемся на клеветников и обидчиков, увы, в нас нет истинного смирения. Если мы гневаемся на врагов, в нас нет истинного смирения. Если мы почитаем кого-либо ниже себя, нет в нас смирения! Но как же его приобрести? Рассуждая об этом, Лествичник пишет: «Если хотим достигнуть смиренномудрия, то не перестанем испытывать самих себя; и если поистине будем думать, что всякий ближний превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас». А чтобы не возноситься, можно, по свидетельству преподобного Иоанна, до конца жизни оплакивать, хоть и прощённые, но соделанные когда-то грехи. Можно ежедневно осуждать себя за «неисправности» жизни. Можно размышлять о страданиях Господа нашего Иисуса Христа – Безгрешного Бога, Который ради нас, грешных людей, однажды вошёл в утробу Девы Марии и, родившись, много лет терпел голод и жажду, стужу и зной. Будучи Творцом, терпел поношения от горделивой твари, будучи Подателем всех благ, за все оказанные миру благодеяния получил в награду одну лишь губку, смоченную уксусом, и распятие на Кресте! Можно и нужно, наконец, смиренно и терпеливо переносить всё, попущенное нам от Бога, всё то, что мы не в состоянии исправить, ибо, как написал однажды святитель Нектарий, «смириться — значит отсечь собственную волю»
|
|
|
Последнее редактирование: 30.05.2012 06:31 Редактировал Алена.
|
|
ВСЕМ, НОСЯЩИМ ИМЯ... 13 г. назад
|
Репутация: 0
|
День равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены празднуется 3 июня. Елена – мать римского императора Константина, живших в III – начале IV века после Рождества Христова.
Елена была убежденной христианкой, и так же воспитала сына Константина. Став полноправным императором Западной части Римской империи и понимая, что только христианство сможет объединить огромную территорию империи, он прекратил всяческие гонения на христиан и позволил свободу вероисповедания. Благодаря этому указу в начале IV века христианство распространилось по всей Европе вплоть до Британских островов. Молитвы Константина часто помогали ему побеждать в битвах, а однажды на небе явилось знамение в виде креста и слов «Сим побеждай».
После прихода к власти Константин отправил свою мать Елену в Иерусалим на поиски Креста Животворящего, на котором был распят Христос. Ее поиски увенчались успехом. Царица Елена также помогала бедным, повелела очистить все христианские святыни от следов язычества и построить на их месте храмы.
Константин перенес столицу Римской империи из Рима в Византию, которая и была переименована в Константинополь (сейчас Стамбул).
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
|
|
|
Последнее редактирование: 02.06.2012 19:44 Редактировал Алена.
|
|
ВСЕМ, НОСЯЩИМ ИМЯ... 13 г. назад
|
Репутация: 0
|
Подвиг любви и преданности.
Пережить смерть любимого — одно из самых больших испытаний, которое может выпасть на долю человеку. Почему одни люди могут оправиться от горя и жить дальше, а другие ломаются? Какой из этих путей свидетельствует о силе любви оставшейся половинки?
В середине XVIII века в Санкт-Петербурге жила молодая пара — Андрей Федорович и Ксения Григорьевна Петровы. Они были счастливы в браке, жили в достатке. Но неожиданно эта идиллия была разрушена: Андрей Федорович скоропостижно скончался от болезни. Двадцатишестилетняя Ксения осталась вдовой.
На похороны мужа Ксения пришла в его мундире. Женщина уверяла всех, что, напротив, скончалась Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович жив. Родственники отнеслись к ее поведению как к свидетельству помешательства от горя. Они еще более укрепились в этой мысли, когда молодая вдова начала раздавать свое имущество нищим. Даже свой дом Ксения подарила одной знакомой с тем, чтобы она давала там приют беднякам и странникам, а сама ушла жить на улицы Петербурга. Родственники пытались удержать ее от этих необдуманных, как им казалось, шагов или хотя бы приютить у себя, но ее ответ оставался неизменным: “Мне ничего не нужно”.
Прошло время, и весь город заговорил о необычной бродяжке. Ксения целыми днями ходила по городу, но никогда ничего не просила и не принимала милостыни — за исключением копеечных монет, которые тут же раздавала другим беднякам. Но стоило ей самой взять в лавке орех или пряник, и выручка купца взлетала до небес. Стоило покачать люльку больного ребенка, и он выздоравливал. Стоило сказать что-то на первый взгляд непонятное, и эти слова сбывались.
Любопытные горожане решили последить за “Андреем Федоровичем” и узнали, что ночи он проводил в поле — в любое время года и в любую погоду под открытым небом. Там Ксения не спала, а молилась. Где и когда она спала, так и осталось тайной.
Когда на Смоленском кладбище строили храм, рабочие обратили внимание, что по ночам кто-то поднимает кирпичи на стройку. Это оказался “Андрей Федорович”. Его особенно заботило, чтобы строители делали фундамент церкви крепким: “Много ей придется вынести, но устоит, ничего…” И действительно, в наводнение 1824 года, когда было разрушено кладбище, снесено множество крестов и могил, уничтожены кладбищенские книги, храм подвергся большой опасности, но все же устоял.
Как-то раз Ксения пришла в гости к Параскеве Антоновой, которой она в свое время подарила дом. У этой женщины не было семьи, и она всерьез задумывалась над тем, кто досмотрит ее в старости. “Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!” — сказала Ксения. Какой может быть сын, да еще и на кладбище?! Но Параскева не первый день знала блаженную и поэтому сразу же поспешила туда, куда ей было сказано идти.
На одной из улиц Васильевского острова вблизи Смоленского кладбища Антонова увидела большую толпу народа. Толпа собралась вокруг женщины, которую сбил извозчик. Женщина погибла, но перед смертью успела родить мальчика. Отца или хоть каких-то родственников этого малыша полиции разыскать не удалось, и Параскева Антонова усыновила его. Прошли годы, мальчик вырос, стал видным чиновником. Он до конца своих дней был благодарен приемной матери и блаженной Ксении за их любовь и заботу.
Когда и как умерла Ксения Петербургская, точно не знает никто. Известно только, что похоронена она на Смоленском кладбище. Люди стали замечать, что после панихиды на ее могиле их жизнь начинала налаживаться, решались казавшиеся нерешаемыми проблемы. Вскоре там построили часовню. А в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви после многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых.
|
|
|
Последнее редактирование: 04.06.2012 15:11 Редактировал Алена.
|
|
|