СЕГОДНЯ... 12 г., 10 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.
Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине.
Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 - 68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет.
По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу.
В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8/21 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8/21 мая.
|
|
|
Последнее редактирование: 09.10.2012 04:58 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 10 мес. назад
|
Репутация: 0
|
«Одиннадцатый Всероссийский Патриарх Тихон в тяжелые, смутные дни скорби принял на себя от Бога подвиг вещать русским людям слово истины и любви. Вместе со всем народом страдал и плакал Патриарх над поруганной Родиной. "Отречемся от старого мира и построим земной рай - без Бога, без христианской совести, без послушания заветам предков, - провозглашали новые правители, - а кто не захочет нашего земного рая, кто не поверит в нас, не примет нашей веры - того уничтожим". И вот такой страшной программе противостал святой Патриарх Тихон. Семь с половиной лет он делал дело Божие, терпя поругание, насилие, не раз готовый принять мученическую кончину от злоумышленной руки.
Святой Патриарх в отличие от злобного духа времени, господствовавшего в те дни, оставался олицетворением кротости, доброты и сердечности. Современники единодушно признавали его молитвенником народным и старцем всея Руси. Тогда еще, при жизни Патриарха, они находили в нем истинную "святость, величавую в своей простоте".
В делах же Церкви Патриарх Тихон был непреклонен и тверд, особенно при защите Церкви от врагов. Его слова могут быть полезны для всех нас и теперь, в наши дни, когда Церковь снова переживает множество скорбей и бед. "Пусть погибнет мое имя в истории, лишь бы Церкви была польза".
И как Патриарх Тихон хранил Церковь в чистоте Православия в период церковной разрухи, гонений и раскола, так и нас теперь призывает он последовать его примеру, идти его путем.
"Грех растлил нашу землю, очистим сердца покаянием и молитвой", - проповедовал святитель Тихон нашим бабушкам и дедушкам. Не дойдет ли его голос и до нас, внуков их, сегодня, когда грозный ветер бед врывается без исключения в каждую дверь? Ведь многие пророчества святых мужей мы видим уже совершившимися, и чаша Божиего гнева продолжает изливаться на богоборческий мир. А Бог поругаем не бывает. И все мы тому свидетели. Терпят поругание пастыри и овцы стада Христова, но те, кто терпят и в терпении славят Бога, - восстают в славе и в силе. И после смерти продолжают они дело свое - несут свою веру, свою проповедь о Боге и жизни в Боге всем людям.
***
В 1989 году Божиим велением состоялось прославление Святейшего Патриарха Тихона. Это совершилось 26 сентября в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова - апостола любви, что очень знаменательно и имеет таинственный смысл. В жизни Божиих людей, как в жизни любого человека, не бывает ничего случайного, ибо миром правит Бог, у Которого все существует в гармонии, устрояется со смыслом. Только надо иметь очи, чтобы видеть.
Основным знамением всей жизни Патриарха Тихона, по его же определению, были слова Святого Евангелия от Иоанна, которые духовным слухом услышал он в день своей архиерейской хиротонии: "Симоне, сыне Ионин, любиши ли Мя?.." - обращается Господь к ученику (Ин. 21, 15). И эти слова Господа звучали для Патриарха вопросом всегда, всю его жизнь: "Тихоне! Любиши ли Мя?" И он всегда отвечал: "Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тебя!" Он любил, даже до смерти, всей своей жизнью, всеми делами своими.
И этот же вопрос Святейший Патриарх негласно задавал всякому, кто встречался на его жизненном пути. И эти слова обращал он и к пастве российской: "Русь, любишь ли ты Господа?" И многие, многие сподвижники и современники его отвечали ему верностью любви, следуя за своим Патриархом и отцом, даже до смерти крестной, к святости своей.
А в наши дни уже от святых мощей святителя Тихона слышит Русь этот вопрос. Ибо теперь только слова: "Ей, Господи, мы любим Тебя", воплощающиеся в жизнь, обещают нам жизнь. А нерешительность, двоедушие, безразличие ходатайствуют смерть, и смерть не только духовную.
Жизнь Святейшего Патриарха Тихона напоминает о Боге. Жизнь Святейшего Патриарха Тихона свидетельствует о Боге. Его жизнь, кончина и упокоение со святыми призывают Русь очнуться от сна духовного, чтобы ожить в Боге, чтобы жить в Боге.»
Из проповеди отца Иоанна Крестьянкина
|
|
|
Последнее редактирование: 09.10.2012 13:12 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 10 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого.
В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний.
Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.
Что же происходило в 910 – 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле – Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.
Иногда сарацины контратаковали и отбирали имперские земли, — в общем, шла затяжная вялотекущая война. Империя не слабела, но как-то топталась на перепутье: стратиоты – свободные крестьяне-ополченцы, основа армии – разорялись и теряли способность служить; катафракты – броненосная конница рыцарского типа – еще не стала решающей силой. Столичная аристократия прожигала жизнь – и свою, и чужую. Православная Церковь в это время проводит активную и мудрую миссионерскую деятельность в славянских землях, распространяет и Веру, и культуру.
Современному человеку трудно понять, чем была для остальной Европы византийская культура, не с чем сравнить. Грамотность на территории нынешних Франции или Германии была редким явлением даже среди знати (Карла Великого с трудом научили читать только в сорок лет!), настоящих городов почти не было, дороги и гигиена весьма условные. Восточные славяне, наши с вами предки, вообще были настоящими дикарями, «зверинским обычаем живяху». Приехавший в Ромейскую Империю гость из европейской глубинки всю оставшуюся жизнь не мог придти в себя от изумления. Чистые, ухоженные города с канализацией и водопроводом, сеть удобных и ровных дорог, почта, похожие на дворцы общественные бани, грамотное население и всесторонне образованная аристократия, словом все, что называется «цивилизация».
О событиях 910 – 911 годов рассказывают несколько византийских летописей, по-гречески «хронографов». Перед нами в деталях раскрывается жизнь Влахернского дворца, отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов… Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.
Все-таки было одно событие, которое могло вызвать тревогу в городе и дворце. Где-то около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были гораздо страшнее относительно цивилизованных арабов.
В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.
Через 78 лет внуки тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, отправились на великий и опасный подвиг – крестить русских дикарей-язычников, учить их читать, писать и просто жить по-человечески, а не «зверинским обычаем». С тех пор и хранит православную Русь простертый над ней Покров Пресвятой Богородицы, а забытый греческой Церковью праздник стал на Руси одним из любимых.
|
|
|
Последнее редактирование: 13.10.2012 21:42 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 10 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры" (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не раз мы в Евангелии читаем торжественное исповедание человека, который узнал во Христе своего Господа и Бога. Первый раз – в начале пути Господня. После Его крещения, когда Христос вступил на Свой крестный путь, Он встречает Нафанаила; Он свидетельствует перед другими, что это человек чистый, правого сердца: и Нафанаил Его спрашивает: откуда ты это знаешь? Спаситель ему отвечает таинственные слова: Прежде чем тебя позвал Филипп, Я тебя видел, когда ты был под смоковницей... И Нафанаил, поклоняясь Ему, говорит: Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!.. В житии святого апостола Нафанаила мы читаем, что в то время он предстоял перед Богом в молитве, и слова Христовы „Я видел тебя под смоковницей” вдруг как бы разорвали перед ним пелену, и он понял, что стоит перед Тем Богом, Кому он тогда возносил свою молитву.
А потом это свидетельство как-то замирает; апостолы, как все мы, ослеплены видимым и только очень медленно начинают презирать невидимое. В течение трех с лишним лет Христос постепенно раскрывает перед ними Свою истинную природу: да, Он подлинный, истинный человек, но одновременно Он – Бог, пришедший плотью спасти мир. И это постепенно нарастающее сознание находит себе выражение уже на пути к Иерусалиму, перед самой смертью Христовой, в свидетельстве апостола Петра: Ты Христос, Сын Бога Живого...
Прежде Своего распятия Христос постепенно открывался Своим ученикам как Бог; после Своего распятия Он настойчиво, раз за разом, в целом ряде видений открывается перед ними как человек, воскресший плотью. Все рассказы о Воскресении Христовом нас ставят перед лицом именно этого факта: это не дух, это не видение; ученики не только слышат Его голос, но они прикасаются к Его телу, они видят, как Он с ними вкушает пищу; и справедливо, говоря о их свидетельстве, апостол Иоанн позже писал: Мы говорим о том, что наши очи видели, наши уши слышали, к чему прикасались руки наши... Христос действительно воскрес плотью: плотью освященной, плотью преображенной, плотью, которая вся стала духом, не переставая быть плотью. И мы поклоняемся вместе с апостолом Фомой воскресшему Христу, и веря Ему, зная Его как своего Бога, но и как воскресшего Иисуса из Назарета, взываем Ему: Господь мой и Бог мой!..
На этом построена вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то, и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек. Человек так велик, что Бог может вместиться в него, человек так велик, что Христос может пройти через врата смертные и войти в вечную жизнь, и с Собой увлечь, унести нас в вечность, – как поток уносит. Человек так велик, что Христос, приобщившись во всех отношениях, кроме греха, нашему человечеству, приобщает нас до конца Своему Божеству, если только мы открываемся Его воздействию. Как это дивно!
А в наступающие сорок дней Христос постоянно является Своим ученикам, Он им раскрывает тайны Царства Божия, Он им открывает имя Господа нашего как Любовь, Он им открывает понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью; Он открывает им, что временную жизнь они могут потерять, что она неминуемо пройдет, но что им дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все... И в наступающие недели каждое евангельское чтение будет нам говорить об этом торжестве жизни, о победе жизни, о победе любви над всем остальным. Будем радоваться, будем ликовать о том, что воскресший Христос не только победил смерть для Себя и в Себе, – будем радоваться, что в нас и для нас Он победил смерть, грех, страх – все, и что мы стали теперь свои, родные Живому Богу. Аминь.
Митрополит АНТОНИЙ Сурожский
|
|
|
Последнее редактирование: 19.10.2012 01:11 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 10 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Вселенских Соборов в Православной Церкви Христовой было семь:
Никейский
Константинопольский
Ефесский
Халкидонский
Константинопольский 2-й
Константинопольский 3-й
Никейский 2-й.
СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.
Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.
Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.
После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.
Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.
На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.
ПРИМЕЧАНИЕ: Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселен. соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а лютеране, не смотря на пример Апостолов и признание всей Христианской Церкви, не признают ни одного Вселенского Собора.
|
|
|
Последнее редактирование: 21.10.2012 18:35 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 10 мес. назад
|
Репутация: 0
|
Каждый, кто приходит в Оптину пустынь, найдет удовлетворение милостью Божьей и по молитвам великих отцов наших.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)
Оптина пустынь. В 19–20-ом веках эта монашеская обитель была настоящим духовным маяком для многих, кто искал Бога. И для интеллигенции, и для простого народа каждый старец был «как отец родной». Подвижники Оптиной заботились о духовном возрастании ближних, молились о спасении душ тех, кто приходил к ним. Помогали, поддерживали, давали советы. Преподобный Анатолий (Путилов) так сочувствовал людям, что когда узнавал о чьем-то горе, у него начинала болеть голова, а затем и сердце. Всегда готового прийти на помощь преподобного Анатолия (Потапова) в народе называли «утешителем» и «вторым Серафимом». Каждый старец обители являл своим последователям пример кротости, смирения, терпения, глубокого молитвенного подвига.
Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу — лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, все творится по воле Создателя.
Преподобный Варсонофий Оптинский
Преподобные Оптинские старцы были для Руси светильниками живой веры. Благодать Божия, наполнявшая сердца старцев радостью и любовью, соделала их врачевателями душ человеческих. Более всего дорожили они вечным спасением тех душ, которые вверяли себя их попечению. В самых сложных жизненных ситуациях и в самых мучительных душевных затруднениях они просто и ясно могли разъяснить пути Промысла и волю Божию. Старцы сочетали в себе всецелую жизнь в Боге и деятельную жизнь, строгость и утешение, собранность духа и общительность, обширные познания святоотеческих писаний и житейскую опытность. Велика была их мудрая любовь, умели они понять каждого человека; не только простой народ, но и интеллигенция, часто слабая в вере и даже враждебная Церкви, потянулась в Оптину пустынь, ища и обретая в кельях старцев высшую правду — мир Христов. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно сюда.
Так Оптина Пустынь оказалась неразрывно связана с русской культурой XIX — начала XX веков. К старцам приезжали: супруги Киреевские, бывшие усерднейшими и главными помощниками старца Макария по книгоизданию, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский, B. С. Соловьев, С. М. Соловьев, К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент), C. А. Нилус, С. А. Есенин, В. В. Розанов, И. М. Концевич, А. А. Ахматова. Обитель посещали композиторы П. И. Чайковский и Н. Г. Рубинштейн, Гончаровы — почти все родственники жены Пушкина, гр. Л. Н. Толстой, гр. А. П. Толстой, великий князь Константин Константинович Романов и его дети, великая княгиня Елизавета Феодоровна и многие другие. Большинство из вышеназванных лиц были духовными чадами Оптинских старцев.
Много монастырей было в России, много было этих чудесных островов любви и молитвы. И не только к Оптинскому роднику за живой Евангельской водой притекали русские люди. Гоголь говорил: «Монастырь наш - Россия». И много старцев, благоухающих ароматами святости, возрастила Русская земля!
Но Оптинский феномен уникален тем, что в скромной, неприметной, смиренной белоснежной обители старчество запылало Неопалимой купиной на целое столетие. С 20-х годов XIX столетия, когда рославльские подвижники братья Путиловы, преп. Моисей и Антоний, взявшись за топоры, сами расчищали место в лесу для Предтеченского Скита, и до лихих 20-х годов прошлого века, когда старца Нектария уводили по обледеневшей скользкой дорожке из Скита в Козельскую тюрьму!
Золотой век Оптинского старчества! Созвездие смирения и любви! Горение ревности и духа!
«Из полы в полу», от сердца к сердцу передавалось и хранилось Богом старчество в Оптиной. Как свеча от свечи загорались старцы друг от друга, и свое сердечное пламя любви передавали всей богомольной России.
Оптина была тогда самым жарким духовным костром, у которого грелась вся Россия. Именно сюда протянулись нити сердец тысяч и тысяч людей: от крестьян до князей, от простецов до цвета русской интеллигенции.
В чем же загадка Оптиной? В чем сердцевина ее тайны?
«За несколько верст, подъезжая к обители, — писал Н.В.Гоголь, — уже слышишь ее благоухание! Всё становится приветливее. Поклоны — ниже. И участия к человеку — больше».
Старцы — это «земли Российский утешителие», это духовные маяки, указывающие заблудшему человеку путь к «Единому на потребу». Это многоопытные духовные врачи, в аптечке которых огромное количество лекарств и инструментов — от пластыря сострадания и утешения до ревностного скальпеля хирурга, когда только оперативное вмешательство может спасти больного.
Старец, как искусный гончар, берет в свои руки невзрачную бесформенную глину человеческой души и вылепляет из нее осторожно и трепетно прекрасный сосуд, которому надлежит наполниться Божественною благодатью.
Евгений Поселянин, замечательный духовный писатель, хорошо знавший преп. Амвросия, писал о нем и о старчестве: «Меня покорила его святость, и та непостижимая бездна любви, которая была в нем. Я стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости. Учить людей жить счастливо, и помогать им нести выпадающие на их долю тягости и скорби, в чем бы они не состояли».
Для старцев не имело никакого значения, кто обращался к ним: генерал или крестьянин, князь или кухарка. Душа — вот та единственная непреходящая ценность, которая интересовала старца.
Океан человеческой боли колыхался вокруг оптинских хибарок. Сколько здесь было выплакано слез! Сколько распутано невообразимо тяжелых жизненных узлов!
Старцы, «любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии», вызволяли запутавшуюся в тенетах страстей человеческую душу и выпускали на свободу эту прекрасную птицу. И, словно рожденные свыше, светлые, радостные, окрыленные, уходили люди от старцев, оставляя мрачные узы греха под их епитрахилью.
«Посмотрите на этого человека! — восклицал с болью сердца преп. Лев. — Видите — у него все члены телесные повреждены, поражены. Господь наказал его за нераскаянные грехи. Он живой в аду. Но ему можно помочь. Господь привел его ко мне для искреннего раскаяния, чтобы я обличил и наставил! Могу ли я его не принять???»
...Старцы учили народ дышать воздухом молитвы. Учили покаянию, вере, познанию воли Божией.
Они жили с Россией одной жизнью, одним сердцем! Они не закрывались монастырскими стенами от боли и человеческих страданий. Они вместе с народом молитвенно несли и терпели его скорбь. Вместе с ним делили его радость. Они и сейчас молятся — «да утвердит Господь земное Отечество наше в православии и благочестии!»
Старцы боролись и борятся за человеческую душу. Душа человеческая может подняться до самых вершин познания Бога и может опуститься до мрачных подземелий ада. Может убелиться, как прекрасная невеста Христова, а может добровольно сделать себя притоном самых низменных, самых мерзких страстей и пороков.
«Сердце — не щепка, — говорил преп. Анатолий Старший, - и душа человеческая — вещь недешевая. Она дороже всего мира! Все сокровища земного шара и вся вселенная не стоят одной души христианской!»
...Когда мы внимательно читаем поучения наших старцев, их письма, то видим, как они постоянно напоминают нам о том, что в жизни христианина нет чего-то малоценного, незначительного, второстепенного. Все важно! Все имеет огромное значение. Каждое наше слово, каждая мысль, каждая новая встреча.
Старец Нектарий любил говорить: «Ищите во всем великого смысла!». Поэтому в перспективе Евангелия даже кажущиеся мелочи нашей жизни, простые будничные события приобретают вдохновенную окраску великой важности и ценности перед Богом.
И жизнь наша духовная складывается не из каких-то неимоверных, тяжелейших, абстрактных подвигов. Она часто складывается из простого маленького человеческого участия, из тихой сокровенной сердечной молитвы друг за друга. Она складывается из сострадания, терпения, уважения к человеку. А проще сказать — она складывается из любви!
«Жить — не тужить.
Никого не осуждать,
Никому не досаждать,
И всем — мое почтение!»
Кто не знает этих крылатых слов преп. Амвросия Оптинского? Простые слова, но какая в них глубина и важность!
Будем молиться Оптинским старцам. Они наши Небесные покровители. Духовные маяки. Они всегда рядом! Они слышат наши молитвы!
Преп. Варсонофий Оптинский говорил: «Если мы воскликнем: «Вси святии, молите Бога о нас!», — то все Небо сразу же ответит: «Помоги, Господи!»
А преп. Иосиф, словно удивительный, прекрасный духовный завет, оставил свои бесценные слова, обращенные к каждому из нас: «Не отбивайся от Оптиной! Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостью Божией и за молитвы великих отцев наших. Они многих воспитали духовно для Небесного Отечества! Не перестают они и теперь духовно воспитывать тех, кто приходит в Оптину на поклонение их святым мощам. Не отбивайся от Оптиной!".
“В Оптину за опытом”, - говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель Калужской губернии. Советы, исходящие из благодатного опыта духовной, да и практической жизни оптинских старцев, получали люди разных званий, в том числе и великие русские писатели, общественные деятели. Монастырь в XIX-XX веках возрастил лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное. Старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Иосиф, Анатолий (Старший) и Анатолий (Младший), Варсонофий, Нектарий, Исаакий (Старший) и Исаакий (Младший), Никон были целителями, прозорливцами, утешителями, обличителями.
“Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором в университете ... Надо уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних”, - писал в конце XIX столетия старец Амвросий. Эти слова, как и почти все, сказанное и написанное им и другими оптинскими старцами, звучат удивительно своевременно в наши дни. Они учили жить не по страстям, а по заповедям. “Ревность, хотящая истребить великое зло, сама есть великое зло”, - говорил ученик преподобного Амвросия старец Иосиф.
Оптинские подвижники были защитниками, неуклонными ревнителями веры православной. “Апостол Павел, прозирая наше время, пишет: “течение скончах, веру соблюдох”. Значит, это очень трудно ... Деточки, берегите святую веру, это неоценимое сокровище, с ним войдете в Царство”, - наставлял в начале нашего века старец Варсонофий.
Из Оптиной призывалось гордое человечество ко смирению. “Люди воистину с ума сходят, если на свой ум полагаются, да от него всего ожидают ... Наш учитель - смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”, - повторял накануне революционной смуты старец Анатолий.
Предлагаемые людям правила жизни могли быть исполнены в любом земном звании и служении. “Святыня - это простота, рассудительность, являемая перед людьми. Рассуждение выше всех добродетелей. Серьезность и приветливость можно совместить, за исключением некоторых обстоятельств”, - такое духовное завещание оставил старец Нектарий перед кончиной в 1928 году. Он же в дни огненного испытания Родины утолял жажду верующих, сам находясь в изгнании. “Россия духовно возродится, - пророчествовал он, - материально богатой она не будет, но духовно будет богатой. И в нашем монастыре будет еще семь светильников, семь великих старцев”. Слова эти полны тайны, и толкуют их по-разному: кто-то говорит, что речь идет об обретении мощей почивших старцев и их канонизации, а кто-то верит, что в возрожденном в 1987 г. монастыре Господь воздвигнет старцев. Но то, что Оптина по-прежнему созидает духовную судьбу России, несомненно. Ведь не случайно именно оптинские иноки стали одними из первых новомучеников уже в наши дни. Пасха 1993 г. стала последней земной Пасхой для трех братий монастыря, убитых фанатиком-сатанистом.
Собор преподобных отцов Оптиной Пустыни, прославленных Церковью летом 1996 г. - это особенное явление милости и благодати Божией. Оптинское старчество, подобно могучему дереву, дало много плодоносных ветвей. Оно стало училищем благочестия и веры для всех, искренне ищущих спасения души.
И как завет звучат для каждого из нас слова преподобного старца Иосифа: “Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих отец наших... Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам”.
Преподобные и Богоносные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
|
|
|
Последнее редактирование: 24.10.2012 14:18 Редактировал Алена.
|
|
|