СЕГОДНЯ... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями.
Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1). Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму, - и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповеданья слова Божиего в другие страны и не возвращался в Иерусалим. Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны потом его (Деян.19:15); такое же действие оказывали вериги святого Петра, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители - детям, а те - своим наследникам, объясняли, какого Великого узника касались эти вериги и чьим телом он освящены. Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия. И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего, возвращалась в Царьград из Иерусалима, - где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места, - то патриарх Ювеналий подарил ей за ее благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра. По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора, а другую послала в Рим своей дочери Евдокии, которая была замужем за римским царем Валентином III-м. Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.
|
|
|
Последнее редактирование: 31.01.2013 14:40 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Основатель монашества преподобный Антоний родился в середине III в. в одном из селений Среднего Египта. Оставшись сиротой в 18 лет, он раздал имение нищим и, оставив младшую сестру на попечение девственниц, решил вести аскетическую жизнь, чтобы стать совершенным. В первых веках христианства подвижники жили в городах и селениях рядом с мирянами, и Антоний, поселившись в хижине близ родного селенья, посещал живших в этих местах аскетов, учась у одного кротости, у другого безгневности, у третьего бдениям, молитвам, постам. Но сожаление о любимой сестре, оставленном богатстве и утехах юности не оставляли его, и, борясь с демонами, он усилил аскезу, бодрствуя ночами и не вкушая пищи по нескольку дней, а потом поселился в египетской гробнице, высеченной в горах. Демоны пытались его запугать, принимая вид хищных зверей и гадов, наносили увечья по ночам. Утром Господь исцелял его и укреплял в брани.
Вскоре Антоний избрал еще более уединенное место в развалинах старой крепости в Фиваиде, куда раз в год приходили его друзья, чтобы передать ему запас хлеба через кровлю. Здесь он провел 20 лет, постигая науку открытой войны с демонами, чтобы передать ее последователям со словами сложенного им псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его...»
Через 20 лет ревнители аскезы взломали двери, и Антоний вышел к людям, не изменившийся лицом, не обнаружив ни смущения, ни радости при виде людей,— он достиг уже совершенной ясности и покоя. Став старцем, наставником множества иноков, поселившихся в кельях в окрестных горах, Антоний поучал их, когда они собирались на беседы.
Преп. Антоний обладал даром особой, не плотской и не книжной, рассудительности, и к нему в пустыню приходили монахи и миряне, философы и правители. Преподобный исцелял больных, прогонял бесов, умел посрамить надменных философов и подать им назидание. Он заступался за обиженных перед имп. Константином, сурово осуждая неправедных судей. Дважды он посетил Александрию, и первый раз во время Максимилианова гонения, служа христианам-исповедникам в рудниках и темницах. Но, не будучи призван Господом к мученичеству, согласно правилам древней Церкви, не дерзнул сам предать себя властям. В другой раз он пришел по зову еп. Афанасия для борьбы с арианами.
Преп. Антоний дожил до 105 лет, сохранив телесное здоровье и силу. Почувствовав близость кончины, он велел похоронить себя втайне и уснул с радостным лицом со словами: «Дышите всегда Христом. Ему верьте». Епископ Александрийский св. Афанасий Великий написал его житие. Святые мощи его были обретены в 544 г, в VII в. перенесены из Александрии в Константинополь, откуда в XII в. вывезены крестоносцами во Францию и сейчас открыты в церкви св. Иулиана и Антония в Арле.
|
|
|
Последнее редактирование: 31.01.2013 14:56 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Преподобные Кирилл и Мария жили в древнем Ростовском княжестве. По преданию, их имение находилось в четырех верстах от Ростова Великого. Боярин Кирилл состоял на службе у ростовских князей. Кирилл и Мария строго следовали церковным правилам и обычаям, были прилежны в молитве и любили храм Божий. Особенно заботились они о делах милосердия.
У благочестивой четы уже был сын Стефан, когда Бог даровал им еще одного сына, Варфоломея, в будущем — преподобного Сергия Радонежского. Еще до рождения Варфоломея Господь явил знамение Своего благоволения будущему подвижнику: однажды во время Божественной литургии ребенок во чреве матери трижды громко воскликнул. Праведные супруги дали обет: если родится младенец мужского пола, посвятить его на служение Церкви и Богу.
После Варфоломея у Кирилла и Марии родился третий сын — Петр. Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и чистоте. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал сыновей учиться грамоте. Стефан и Петр учились легко, а Варфоломею грамота не давалась. Мальчик горько плакал и усердно молился, чтобы Господь вразумил его. И чудесным образом, через явление таинственного инока, Варфоломею дан был великий дар Божий — познание книжного учения.
Под старость, обеднев, боярин Кирилл вынужден был поселиться в городке Радонеже, земли Московской. Стефан и Петр женились, а Варфоломей желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были усердными почитателями монашества, но просили Варфоломея подождать с исполнением своего намерения до их смерти, чтобы упокоить их старость. Благодатный сын повиновался святым родителям.
В конце жизни преподобные Кирилл и Мария пожелали сами принять монашество. Они направились в Покровский Хотьков монастырь, находившийся в трех верстах от Радонежа и в то время объединявший две обители: для старцев и для стариц. Здесь преподобные Кирилл и Мария провели остаток дней своих в приготовлении к вечной жизни. Они приняли сначала монашеский постриг, а затем и схиму. Отягощенные болезнями и старостью, схимники недолго подвизались в новом звании. Около 1337 года они с миром отошли ко Господу.
Существует предание, что преподобный Сергий заповедал, прежде чем идти к нему в обитель, помолиться сначала об упокоении его родителей над их гробом. Почитание преподобных Кирилла и Марии восходит к 16 веку. У мощей их в Покровском соборе монастыря непрестанно читалась Псалтирь и служились панихиды. Сила заступничества преподобных проявилась во многих чудотворениях, происходивших по молитве к ним от их мощей.
В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых.
|
|
|
Последнее редактирование: 03.02.2013 19:43 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


1 февраля Церковь отмечает память преподобного Макария Великого.
Преподобный Макарий родился в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости. По кончине их, под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие.
Прожив три года в пустыне, он пошел к преподобному Антонию Великому (+ 356 г.). Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.
Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне.
По причине множества приходившего к нему народа, преподобный Макарий имел мало времени, чтобы в удалении предаваться богомыслию. Поэтому преподобный выкопал под своей келлией глубокую пещеру, длиной около полстадии, куда и скрывался от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву.
В годы царствования императора Валента арианина (364-378 гг.) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое крещение.
Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.
Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины (+ ок. 390-391 г.) ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близким переходе его в блаженные небесные обители. Когда святая душа преподобного Макария была взята Херувимом и вознеслась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили, что избежал их св. Макарий.
|
|
|
Последнее редактирование: 03.02.2013 19:51 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Преподобный Евфимий был родом из армянского города Мелитины. Происходил от богатых и знатных родителей и был поздним, вымоленным ребенком. Отданный матерью во исполнение обета в церковь и воспитанный Мелитинским епископом Отрием, Евфимий был поставлен чтецом, а затем принял монашество и был рукоположен в священники.
Пробыв некоторое время в должности управителя всеми городскими монастырями и тяготясь этим, преподобный на 30-м году жизни тайно ушел из города и удалился в Фаранскую Лавру, где в пустой уединенной хижине началась его отшельническая жизнь. Рядом с ним подвизался преподобный Феоктист. Вдвоем они ушли еще дальше, в Кутилийскую пустыню (недалеко от Иерихона), поселившись в горах в пещере. Но вскоре Господь открыл тайну их уединения; сначала на них набрели пастухи, затем стали стекаться иноки – сложилось монашеское общежитие, в котором управлять стал преподобный Феоктист, а духовником был преподобный Евфимий, которому Господь даровал прозорливость и возможность исцелять. Исцелив сына арабского военачальника, преподобный обратил его и вместе с ним множество арабов в христианство.
Желая уединения и сменив несколько мест, преподобный поселился в пустыне Зиф, где основал новый монастырь. Во времена подвижничества преподобного состоялись III и IV Вселенские Соборы, обличавшие ереси Нестория и Диоскора, отрицавших один Божественную, другой – человеческую природу Христа. Преподобный принял исповедание Соборов, признал их православными, и многие пустынники, находившиеся в заблуждении, под его влиянием отреклись от несторианства и монофизитства.
Скончался преподобный Евфимий в возрасте 97 лет в 473 г. Время кончины ему было открыто за несколько дней, и преподобный благословил и напутствовал братию прежде всего приобретать любовь и смирение.
Из обстоятельств кончины преподобного Евфимия мы видим, что Господь открыл ему время его отшествия. Только редкие и великие угодники Божии удостаиваются знать это. Другим же того не дано. Почему же Господь скрывает от нас час смерти?
Во-первых, для того, чтобы мы постоянно следили за собой, были внимательны к своим поступкам, словам и помышлениям. “Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий” (Мф. 25, 13).
Во-вторых, для того, чтобы мы не откладывали со дня на день доброделания и самоисправления. Будет ли человек постоянно напрягать свои силы в борьбе со злом, займется ли немедленно своим исправлением, если будет знать, что конец его жизни еще очень далеко? Не возникнет ли у него такая мысль: “Успею еще запастись добрыми делами, успею еще посвятить себя подвигам исправления. Вот приблизится смерть, тогда и начну, а пока можно пожить в свое удовольствие”?
Кто-то скажет: “А почему бы и нет? Почему, действительно, нельзя сделать так?”. Но можем ли мы поручиться, что под конец жизни найдем в себе силы исправиться, сможем украсить себя добродетелями? “Кости нечестивого наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах” (Иов. 20, 11), - говорит праведный Иов. Таким образом, ежеминутно и неустанно должны заботиться мы о своем спасении, не надеясь на день завтрашний и послезавтрашний.
Наконец, Господь не открывает нам день нашей кончины еще и для того, чтобы наша свобода всегда была неприкосновенной и, чтобы не была отнята ценность у нашей добродетели. И, действительно, если бы вдруг мы узнали, что через месяц нам предстоит расстаться с этим светом, то, конечно, поспешили бы посвятить все эти тридцать дней на приготовление к смерти, на творение добрых дел и т.д. Но разве, по сути, это не принуждение? Разве не будут эти добрые дела лишь плодом страха? Бог же любит только доброхотных дателей. “В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви” (1 Ин. 4, 18). Таким образом, без благого произволения нашего духа, наше приготовление не имело бы высокой цены. Господь скрыл от нас час смерти, и наше доброе дело остается делом свободы, любви к добру; только тогда в очах Божиих становится оно достойным полной награды. “Блажен тот раб, которого господин пришед найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его” (Мф. 24, 46-47).
|
|
|
Последнее редактирование: 03.02.2013 20:25 Редактировал Алена.
|
|
СЕГОДНЯ... 12 г., 6 мес. назад
|
Репутация: 0
|


Сегодня, 3 февраля (21 января по ст. ст.), – память преподобного Максима Грека (ок. 1470–12.XII.1555), одного из образованнейших людей своего времени, знаменитого деятеля русского Просвещения XVI столетия, поплатившегося за свою европейскую ученость и человеческую порядочность многолетним заточением в монастырской темнице. Михаил Триволис – таково светское имя Максима Грека – родился в Арте в аристократической греческой семье Триволисов. В 1490–1491 гг. он баллотировался (неудачно) в состав совета острова Корфу, а через год направился в Италию, где получил блестящее университетское образование. Поначалу он обосновался во Флоренции, где познакомился с Анджело Полициано, Марсилио Фичино и другими прославленными итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Он также учился у известного гуманиста Иоанна Ласкариса; побывал в Болонье, Падуе, Милане, Венеции. Но самым сильным впечатлением стали для него проповеди Джироламо Савонаролы, гибель которого в 1498 г. Максим Грек описал, уже находясь в Московии («Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве»). Очевидно, под влиянием Савонаролы он решил постричься в доминиканском монастыре Сан Марко, но пробыл там недолго (1502–1504 гг.). Выученик итальянских гуманистов переехал на Афон и постригся в Ватопедском монастыре в монахи с именем Максим. В жизни Михаила-Максима произошел перелом: он отрекся от своих прежних увлечений, чтобы полностью сосредоточиться на богословии, хотя отзвуки культуры Ренессанса будут звучать во многих его позднейших работах.
Но спокойная жизнь продолжалась недолго: в 1516 г. по запросу великого князя Василия III Максим Грек приехал в Москву для перевода Толковой Псалтири. Когда работа была закончена (видимо, в 1522 г.), то ученого старца, несмотря на его специальное прошение, не отпустили обратно на Святую Гору, но оставили в Москве для перевода и исправления других книг. Были и иные мотивы, о которых Максиму в порыве откровенности поведал его московский знакомый Берсень Беклемишев: «Пришол еси сюда, а человек еси разумной, и ты здесь уведал наше добрая и лихая, и тебе, там пришод, все сказывати»! В 1525 г. московские церковные и светские власти несправедливо обвинили Максима Грека в ереси и заточили в темницу Иосифо-Волоколамского монастыря, добавив также обвинение в шпионаже в пользу Турции. (Это нам хорошо знакомо!) В 1531 г. последовали новые обвинения, в частности, в «порче» богослужебных книг. Происшедшее было почти неизбежно при низком культурном уровне большинства окружавших Максима Грека людей. Многие ему завидовали и ненавидели за обличения. Немногочисленные сторонники ученого монаха-гуманиста, явно опережавшего свое время, были не в состоянии защитить его. Лишь в 1551 г. (или несколько ранее, в 1547-1548 г.) с него сняли церковное запрещение и перевели в Троице-Сергиев монастырь, где он умер, скорее всего, в декабре 1555 г. и где покоятся его мощи (обретены в 1996 г.). (Традиционная дата памяти Максима Грека, 1556 г., 21 января по юлианскому календарю, приурочена ко дню памяти его небесного патрона – св. Максима Исповедника).
Преподобный Максим Грек стал жертвой своей учености и моральной порядочности. В России умных людей при необходимости умело используют, но обращаются с ними совсем не по-людски. Потребовалось «всего лишь» четыре с половиной столетия, чтобы Русская Церковь воздала ему должное, причислив к лику святых. Что ж, как сказал один русский поэт, «любить мы умеем только мертвых». Не так давно ученый грек стал героем художественного произведения – романа Мицоса Александропулоса «Сцены из жизни Максима Грека» (М., 1980).
Литературное наследие Максима Грека весьма многогранно и насчитывает более трехсот наимено¬ваний книг. Многие работы до сих пор не опубликованы. По словам Александра Пыпина, одного из исследователей его творчества, Максим Грек явился в истории древнерусского образования «первым посредствующим звеном, которое соединило старую русскую письменность с западной научной школой».
Максим Грек, в миру Михаил Триволис, был сыном знатного сановника в городе Арте, в Эпире; получив превосходное образование, он больше всего полюбил главную науку - изучение Священного Писания, потому и отправился на Афон, где в двадцати обителях находились богатейшие греческие книгохранилища и почти все сокровища церковной науки. Здесь же, в Ватопедской обители, он принял пострижение и собирался прожить до самой смерти, постигая учение Христа, что только и было дорого его душе.
Однако судьба распорядилась так, что пришлось преподобному творить святые дела на чужой стороне. По требованию русского великого князя Василия Ивановича он был послан турецким султаном в 1516 году в Москву для разбора великокняжеской библиотеки и перевода богослужебных книг с греческого языка на русский.
Максим со всем усердием перевел несколько особенно важных книг и приступил к правке уже переведенных прежде, где столкнулся и с огромным количеством ошибок. Против внесения каких бы то ни было изменений восстали приверженцы старины, невежественные люди, которые не могли допустить, чтобы книги, к которым они привыкли, стали другими. Кроме того, нашлись и невзлюбившие максима за прямой, правдивый характер. Даже великий князь рассердился на него за то, что он не одобрил намерения Василия Ивановича развестись со своей супругой Соломонией и жениться на Елене Глинской.
Однако князь не хотел, чтобы преследование Максима выглядело как личная месть с его стороны, и предоставил своим приспешникам искать другие обвинения против преподобного. И тогда всевозможная клевета обрушилась на невинного человека: и еретик-то он, и книги портит, и переписку ведет с турецкими властями, побуждая султана к войне с Россией. Семена лжи попали в благодатную почву, и Максим Грек был заключен в кандалах в темницу Симонова монастыря, а позже выдворен из Москвы под Волоколамск.
Междутем, не было недостатка и в сторонниках просветителя, которые всеми доступными средствами старались ему помочь. Но ни к чему не привело их заступничество, как и его собственные убедительные оправдания - преподобный был оставлен томиться в тюрьме и даже попал под церковный запрет. Единственным облегчением для страдальца было то, что отправили впоследствии в Тверь, под надзор добродушного епископа Акакия, который приветливо обходился с ним и даже позволил читать и писать.
По истечении двадцати лет опалы митрополит Иосиф благословил наконец Максима причащаться и ходить в церковь, и только в 1551 году игумену Артемию и некоторым благородным и добрым боярам упросить царствующего тогда Иоанна IV освободить Максима из тверского заключения, и старец с почестями был препровожден в Троице-Сергиеву лавру. И здесь он еще продолжал трудиться - перевел с греческого языка Псалтырь, но силы его были так истощены, что в 1555 году он окончил свой земной путь страдальца в неприветливой для него чужой стране.
За талантливые сочинения богословско-философской направленности, обширное литературно-публицистическое наследие, переводы и статьи по грамматике и лексикографии в 1988 году канонизирован Русской Православной Церковью.
|
|
|
Последнее редактирование: 03.02.2013 20:18 Редактировал Алена.
|
|
|