КАК ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН ПРОВОДИТЬ ДЕНЬ
Новоначальным - Новоначальным |
Как христианин должен проводить день
(из «Слов и речей» митрополита Московского Филарета)
Когда утром пробуждаешься от сна, пусть прежде всего говорит твое сердце: «Слава Тебе, Господи, сохранившему меня в нощь сию! Слава Тебе, показавшему нам свет! Господи, благослови мне день!»
При сем помысли, что Бог дает тебе день, которого ты сам себе не мог бы дать, и отдели первый час или хотя первую часть часа даруемого тебе дня, и принеси в жертву Богу в благодарной и благопросительной молитве. Чем усерднее ты сие сделаешь, тем более освятишь свой день, тем крепче оградишь себя от искушений, каждый день встречающихся.
И с самого утра поставь мысль о Христе душою твоей жизни, движущею силою твоих действий. Окинешь ли взором свое жилище – помяни Христа в вертепе, в яслях, на соломе, всю жизнь не имевшего где главу приклонить, наконец заключенного в темнице, и на кресте, и благодари Бога за свой дом, свое убежище, как бы оно ни было бедно; не завидуй великолепным, украшенным чертогам: чертог Христов – непорочное сердце! Одеваешься ли в свои одежды – помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания, и не гоняйся за нарядами, не следуй прихотям моды, а старайся облечься в благость и долготерпение, взирая умственно на кроткого и смиренного сердцем Иисуса.
Вкушаешь ли пищу – помяни оцет и желчь, вкушаемые Господом, и не требуй обильных яств и питий: не в дом пира приходит Небесный Гость, а лишь к тому, кто отверзает Ему сердце, - прими же в свое сердце Христа, страждущего и умирающего на кресте, и умертви свои страсти и похоти.
Когда потом ты обращаешься к людям, то прежде чем скажешь слово, подумай, каково будет его действие, и еще строже подумай, прежде чем сделаешь что-нибудь перед ними, ибо дела говорят сильнее слов.
Предпринимаешь ли что – прежде всякого другого советника советуйся с верою во Христа. Воззови словом апостола: «Господи, что повелишь мне делать? (Деян.9,6) Угодно ли Тебе, Господи, предприемлемое мною? Если угодно, благослови, если не угодно, не допусти меня сделать неугодное Тебе». И потом слушай, что речет тебе Господь в твоей совести, в твоем разуме, в советах людей, благочестивых и мудрых, и, начав занятия избранным делом, молись в сердце: «Господи! Поспеши на помощь мне!». (Пс.39,14).
Идешь ли куда из дому – иди с Богом, по напутственному слову, от благочестивых предков к нам дошедшему: ходи перед Богом (Быт.17,1), как Сам Господь требовал; всегда усматривай пред собой Господа, ибо он одесную тебя (Пс.15,8), держи в мыслях и в сердце, что Бог тебя видит, чтобы тебе и стыдно и страшно было покуситься на недостойное пред очами Божиими.
Войдешь ли в общество людей – веди себя с крайней осторожностью; слышишь ли там слово в похвалу тебе – остерегись: похвала не редко скрывает в себе лесть, может поселить в себе самонадеянность и небрежение о дальнейшем усовершении себя. Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее или унижающее, - остерегись, чтобы не воспламениться гневом, который не творит правды Божией (Иак.1,20); оскорбляю- щему отвечай или молчанием, или коротким словом правды. Слышишь ли слово, порицающее ближнего, - остерегись, чтобы не принять участия в грехе чужого языка, не присоединяйся к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого. Слышишь ли слово, опечаливающее бедствием, - остерегись, чтобы твоя печаль не сделалась сильнее твоего рассудка, раствори ее упованием на милосердие Божие и теплою молитвою: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя». (Пс.31, 7). Переноси безропотно скорби и самые несчастия. Как не потерпеть их ради Царствия Божия, тебя ожидающего! Вспомни, ты иногда возвращаешься издали домой по скверной дороге, в дождь, в мороз, и однако идешь терпеливо и охотно; так же терпеливо иди скорбным путем в небесное отечество наше. Скорби неизбежны на пути туда, как наказание за грехи наши. Сам Христос страдал за грехи наши и беззакония наши. Но и в самом страдании своем верь, что Господь тебя неизменно любит и только испытывает тебя.
Увидишь ли в письме или в книге некоторые слова неверия, неблагоговения, неприличия – поспеши закрыть око твое, не прельсти себя мыслию прочитать из любопытства или для забавы. Не касайся сажи. Не играй огнем. Не желай узнать вкуса яда. А паче всего страшись быть самому соблазном для другого! Вспомни, как печально и грозно говорил сам Господь о вреде соблазна: горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит. (Мф.18,7) Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море. (Лк.17,2) Действительно, плачевен и страшен грех, но соблазн – гораздо более. Грех мой при помощи благодати Божией могу я прекратить и покаянием очистить; но соблазн, если он мною подан и перешел к другим, я уже не властен ни прекратить, ни очистить, и вредное действие его продлится на многих и многих…
Вообще, в сношениях с людьми будь осторожен, мирен, справедлив, сострадателен, благотвори даже врагам, подражая Сияющему солнцем Своим на злыя и благия. Если будешь жить и действовать таким образом, то когда помолишься, ничто не преградит молитве твоей пути на небо.
Когда настанет время, особенно усвоенное Богу и храму Его, - день праздника, час божественной службы – спеши отторгнуть себя от дел и попечений житейских, и добровольно и усердно представь себя Богу в Церкви Его. И когда входишь в Церковь, приведи себе на память обетование Господа собирающимся во имя Его: там Я посреди них (Мф.18, 20), и стой благоговейно в Церкви, как пред Самим Христом, и моли Его, да освятит Он тебя святынею Своею, да одушевит молитвою, да просветит словом Евангелия и благодатью таинств. Заметь и сие: в Церкви сослужат нам ангелы и охраняют святыню, в ней обитающую. Некогда в Лавре преподобного Феодосия, близ Иерусалима, авва Леонтий, пришедши в воскресный день в Церковь для приобщения святых Таин, видел ангела, стоящего на правой стороне престола, и когда старец, убоявшись, обратился, чтоб бежать в свою келлию, то пришел к нему глас от ангела: «С тех пор, как освящен сей престол, мне поручено пребывать при нем». Зная это, возлюбленный стой благоговейно. А если почувствуешь, что ты лишь телом стоишь в Церкви, а мысль твоя уходит в твой дом, или на торжище, или в место увлечения, опомнись, поспеши возвратить убежавшую мысль, соедини ее и сердце в стремлении к Богу, на тебя взирающему. Когда услышишь слово Божие, отверзай не внешний только, но внутренний слух твой, отверзай сердце, принимай сей «хлеб небесный» и питай им не только память, но и жизнь и деятельность.
Когда готовишься быть причастником тела и крови Христовых или хотя присутствуешь при сем таинстве, прилепись мыслию и сердцем ко кресту и гробу Господа, к телу Христову, страждущему, умирающему, погребаемому, воскресающему, прославленному, - и прикосновение к Нему твоей веры будет существеннее, чем кровоточивой к Его ризам, и «сила Христова изыдет» (Лк.8, 46) очистить и возвысить твои силы, душевные и телесные.
Выйдя из церкви, не спеши на дела житейские во дни, посвященные Богу: дела, которые ты незаконно сделаешь в праздничное время, не принесут тебе пользы. И твердо знай, что если ты совсем не приходишь благодарить и прославлять Бога в храме Его, то не придет от Него благословение на твои дела вне храма Его. (Агг.1,9) А если иногда и встретишь благосостояние, удаляясь от храма Божия, то страшись, чтобы не постигла тебя внезапная смерть и не сказано было тебе: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей… ныне же (в вечности) ты страдаешь». (Лк.16, 25). О, сохрани тебя Бог от такой участи!
Никогда не забывай, что и душа твоя – храм Божий, и если когда-нибудь нечистый помысл и лукавое желание приблизятся к душе твоей и будут увлекать и тело твое ко греху, поспеши оградить себя словами, сказанным апостолам ко всем, стало быть и к тебе: «Разве не знаете, что вы – храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3, 16) – и скажи тогда себе: «Как же дерзну я – грехом и беззаконием разрушить храм Божий! Как осмелюсь оскорбить и удалить от себя Духа Святаго!»
Но вот заканчивается день, ты отходишь ко сну; помысли, что Бог дает тебе покой от трудов, и отыми начаток от времени твоего покоя, и посвяти его Богу чистою и смиренною молитвою. Ее благоухание приблизит к тебе ангела для охранения твоего покоя. Отходя ко сну помяни смерть, которой сон есть образ и преддверие, и молитвою благоговейной веры предай себя Тому, Который есть воскресение и жизнь (Ин.11, 25). Помяни, яко смерть не замедлит. (Сир.14, 12). Иногда и без видимой болезни человек немногими шагами оставшейся жизни переступает в небо или оступается в бездну… Кто бы ни был ты, слушающий меня, скоро и твоей и моей душе – не знаю, которой скорее, - только верно скоро и твоей и моей душе отверзется невидимая область будущей жизни. Подумали ль мы, что там нас встретит? Кто там нас примет? Удостоят ли ангелы нести нашу бедную душу в некую обитель Света? Не угрожает ли ей открытое нападение темных сил? И потом в великий день, когда явится Судия живых и мертвых и от лица Его побегнут небо и земля, так что «места не обрящется има» (Ср.: Откр.20, 11), где мы тогда обрящемся? И когда Господь сядет на престоле славы Своей и разделит людей друг от друга, и поставит одних одесную, а других ошуюю… О, ближний мой! Где мы тогда будем? Что, если очутимся ошуюю? Вы знаете, что скажет Судия находящимся ошуюю…
Что же нам делать? Как избавиться от страха смерти и вечной муки? Давно сказан спасительный совет: бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12,13). Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение (Сир.1, 13). Страх Божий силен избавить тебя от всякого иного страха. Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он надежда его. (Сир.34, 14).
Таковы должны быть постоянные расположения и упражнения верующего, чтоб он наконец мог сказать с апостолом Павлом: «Я… живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Уже не я живу, но живет во мне Христос». (Галл.2, 20).
< Предыдущая | Следующая > |
---|