Страдают ли грешники?
Новоначальным - Новоначальным |
СТРАДАЮТ ЛИ ГРЕШНИКИ?
Воспел святой пророк Давид: «Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь» (Пс.33:20). Как это верно! Всем, служащим Господу, попускаются скорби, но все эти скорби рассыпаются сами собой, ни одна из них не может сокрушить раба Божия; они воспитывают, очищают, усовершают его. О скорбях грешников, живущих на земле для земных наслаждений и для земного преуспевания, пророк не сказал ни слова. Скорби им не попускаются. К чему им скорби? Они не понесут их с благодарением, а только ропотом, унынием, хулою на Бога, отчаянием умножат грехи свои. Господь предоставляет им пользоваться земными благами до самой кончины, чтобы они опомнились, хотя бы по причине благоденствия своего. Он посылает скорби только тем грешникам, в которых предвидит обращение. Грешников, намеренных и произвольных, в которых нет залога к исправлению и покаянию, Господь не признает достойным скорбей. Св.Давид, упомянув о многих скорбях, которым подвергаются праведники, ничего не упомянул о скорбях грешников: они, будучи преступниками, а не сынами, не привлекают к себе показания Господня. Давид говорит только о смерти их, что она «люта» (Пс.33:20). Точно: люта смерть грешников, забытая, неизученная ими: она представляет их внезапно из среды обильных наслаждений в бездну вечного мучения.
Отверженные грешники, живя в небрежении, не участвуют ни в подвигах, ни в скорбях. Какое же положение и последствие у таких людей? В них уничтожается сознание греховности своей, является неизмеримое самомнение (внутренний царизм); греховная жизнь соделывается их неотъемлемой принадлежностью, как бы постоянной одеждою, облачением, начинает выявляться нечестие, заключающееся в неведении Бога или в ложных понятиях о Боге. В таком состоянии произвольных и нераскаянных грешников настигает лютая смерть и, восхитив их, представляет на суд Божий.
Священное Писание соединяет понятие об искушениях с понятием обличения: «сыне мой, - говорит оно, - не премогай наказанием Господним, ниже ослабевай от Него обличием» (Евр. 12:5). Это видно из вышеприведенных слов. «Ибо кого Господь любит, того и наказывает» (Евр. 12:6). На каком основании обличение соединяется с искушением? На том, что всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, выявляет их, приводит в движение. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным, но когда придет скорбь, тогда восстают и открываются неведанные страсти и пороки, особенно гнев, печаль, уныние, гордость, неверие. Существенно нужно и полезно для христианина обличение через скорби и неприятности. Сверх того, скорби, принимаемые и переносимые как должно (т.е. с искренним благодарением), усиливают веру, они показывают человеку его немощь и доставляют смирение, низлагая самомнение (т.е. гордость и эгоизм). «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но впоследствии оно приносит мирный плод праведности тем, которые через него были научены (Евр. 21:11). Плод скорбей, заключающийся в очищении души, нужно хранить как драгоценное сокровище. Хранится этот плод, когда подвергшийся искушению, употребит в это время все усилия пребыть в евангельских заповедях, не увлекаясь страстями, обнаруженными и приведенными в движение искушениями. Между евангельскими заповедями и крестом - чудное родство! Делание заповедей Божиих привлекает на делателя крест Христов, а крест усовершает нашу деятельность по закону Христову, объясняет нам этот закон, доставляет ощущение духовной свободы, несмотря на привождение, - исполняет нас неизреченною духовною сладостью, несмотря на горечь наружных обстоятельств.
Кто видит промысел Божий о человеке оком веры, тот на искушения, наносимые людьми, не обратит никакого внимания на эти слепые орудия Промысла, и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему единому в скорбях своих. Когда игемон Пилат сказал предстоявшему пред ним Господу: «власть имею отпустить Тебя, и власть имею распять Тебя» (Ин. 19:10). Тогда Господь отвечал ему: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11); ты - настолько слепое орудие, что даже не понимаешь и не подозреваешь того дела, на которое употребляешься.
Путь христианина - путь за Христом, но за Христом без креста шествовать невозможно. Крест, возложенный на наши плечи, - это великое благо, данное нам Богом. Взять крест и нести его - значит благодушно терпеть любые скорби самоотверженно. Полезна горькая полынь для тех, у которых испорчено пищеварение: так и злонравным полезно подвергаться скорбям. То и другое служит врачеством, доставляя телесное здравие первым и приводя к покаянию вторых.
По творениям свят. Игнатия Брянчанинова
и прп. Марка Подвижника
составил протоиерей Димитрий Соловьев
< Предыдущая | Следующая > |
---|