СОЧИНЕНИЕ

по предмету «Священное Писание Нового Завета»

воспитанника 1-го класса

Белгородской Православной Семинарии (с миссионерской направленностью)

Соловьева Дмитрия Сергеевича

1998 г.

«Нагорная проповедь Иисуса Христа - лестница духовного восхождения»

В своей Нагорной проповеди Иисус Христос учит нас, как нам жить, чтобы создать на земле Царство Божие, - этот потерянный людьми рай, и тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царстве Небесном.

Еще в беседе с Никодимом Христос объяснил, что для вступления в Царство Мессии или Царство Божие, надо переродиться, перевоспитать себя и, с Божией помощью, мало помалу, как бы по лестнице поднимаясь, стать как бы другим человеком. Излагая теперь в Нагорной проповеди Свое учение, Он начинает ее тем же требованием духовного возрождения.

 

Первый шаг и первая ступень к этому - сознать свою нищету, свое нравственное ничтожество в сравнении с тем совершенством, к которому надо стремиться. Кто горделиво говорит: «Я знаю всё», - тот  не станет домогаться к приобретению новых и новых знаний, и потому никогда ученым человеком не сделается; а вот Сократ, говоривший о себе: «Я знаю одно только - что я ничего не знаю», - Сократ, сознававший ничтожество своих знаний в сравнении с бездною неведомого, сделался величайшим философом и ученым древнего мира. Да, сознание своей духовной нищеты - есть первый шаг к самоисправлению, к совершенству; это первая ступень, первый порог на духовном пути и, при том, довольно высокий, - не легко перешагнуть его, но крайне необходимо, так как он заграждает дальнейший путь. Вот почему Господь наш Иисус Христос и начинает Свою проповедь словами «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3).

Итак, смирение, сознание своей нищеты духовной - первый шаг на пути к блаженству Царствия Небесного.

Сознавший свою духовную нищету, как слепой, которому возвращено зрение, - сразу в глаза его бросается то, что так долго было сокрыто от него: он видит бездну грехов своих, он думает, что в них препятствие к дальнейшему шествию по пути к блаженству; он сокрушается, хочет преодолеть это препятствие, в раскаянии плачет, и слезами своими свидетельствует об искреннем желании больше не грешить. И Христос сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». (Мф.5:4) Вот как пишет об этой второй заповеди блаженства митрополит Филарет (Дроздов): «Под именем плача здесь в словах Спасителя разумеется печаль и сокрушение сердца  и действительны слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу, или даже заслуживаем гнев Его нашими грехами» (Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Пространный катехизис. М., 1995, стр.104). И Апостол Павел говорит: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор.7;10) О мирской печали или о бесполезном плаче говорит Святой Иоанн, пресвитер Кронштадтский: «Плачет бессильная злоба; плачет униженная гордость;  плачет неудовлетворенная суетность; плачет оскорбленное самолюбие... и мало ли бывает суетных слез? Сколько неудовлетворенных страстей, сколько малодушных, столько и пустых слез, но эти слезы бесполезны, слезы, крайне вредныя для плачущих, ибо причиняют смерть души».

Смиренномудрые, оплакивающие свои грехи и грехи своих братий, доходят до такого  душевного спокойствия, что не раздражают никого и сами ни на кого не гневаются; смирение и саморассуждение делает их кроткими. Поэтому Христос и говорит: «Блаженны кроткие...» (Мф.5:5).  Пример смирения и кротости - Сам Иисус Христос. Призывая к Себе  всех трудящихся и обремененных, Он сказал: «Посмотрите на Меня, как Я кроток и смирен сердцем, несмотря на встречаемое повсюду противодействие Мне; научитесь же от Меня кротости и смирению, и вы успокоитесь, утешитесь» (Мф.11:29). А что  Он действительно был кроток и смирен сердцем, это видно из всей Его жизни.

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Какую же землю унаследуют они и когда? На этот вопрос толкователи  дают разные ответы, но возьмем самого авторитетного из них - свт. Иоанна Златоуста. Он полагает, что здесь речь не идет о духовной земле, ибо нигде в Писании нет термина «духовная земля», а речь идет о чувственной награде.

Кстати, о том, что «кроткие наследуют землю», было предсказано еще Псалмопевцем: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс.36:11).

Во все времена, на всех степенях умственного и нравственного развития люди, не имевшие даже понятия об истинном Боге, сознавали свою греховность и стремились по-своему, как понимали, умилостивить своих богов, оправдаться перед ними. Но вот Сам Бог в лице Иисуса Христа открывает Себя людям. Отныне всякий алчущий и жаждущий исполнения воли Божией, правды Его (и исполняющий ее), насытится, то есть получит удовлетворение своего духовного голода и жажды, оправдается перед Богом и через это войдет в жизнь вечную. А так как блаженство состоит именно в исполнении всего того, что ведет к Царствию Небесному, то алчущие и жаждущие правды Божией - блаженны. Поэтому Христос и говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6).

Нищие духом, плачущие о своих и чужих грехах, кроткие, исполняющие волю Божию, в силу этих свойств своих, всегда бывают в то же время и милостивыми. Милостивый Бог требует и от людей милосердия, сказав: «Милости хочу, а не жертвы». А  если такова воля Божия, то понятно, что надо быть милостивым, чтобы войти в Царство Небесное. «Блаженны милостивые...» (Мф.5:7) - сказал  Господь и этими двумя словами ясно выразил Свою мысль, но для большего вразумления слушателей, Он добавил, что милостивые помилованы будут, - что милостивые к другим сами могут рассчитывать на милосердие Божие к ним.

Взаимную любовь и милосердие - вот что завещал нам Христос. «Будьте милосердны, как и Отец ваш (Небесный) милосерд» (Лк.6:36), - сказал Он. Но в чем же должно выражаться милосердие с нашей стороны? На этот вопрос отвечает Иисус: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф.7:12). Если мы желаем себе от других сострадания и помощи, когда терпим болезни, беды, нужду, то, по всей справедливости,  и другие вправе ожидать от нас такого же сострадания и такой же помощи. Это общие указания на дела милосердия.

Следует заметить, однако, что не все дела милосердия делают творящего блаженным. Творить добрые дела надо не с гордостью и самохвалением, а с усердием и радостью, не  упрекать облагодетельствованного, а смиренно признавать, что сам получаешь через это больше, чем даешь Самому Богу, Который, конечно, не останется у тебя в долгу. Но Бог примет только то. Что дается от чистого сердца, из  любви к ближнему,  а не ради исполнения возложенной на тебя обязанности.

Далее, как бы поднимаясь по ступеням, Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем...» (Мф.5:8). А в чем обнаруживается нечистота сердца Он объяснил при другом случае: «Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство; все это извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21-23), - вот в чем состоит нечистота сердца .

Чистые сердцем испытывают  здесь, на земле, такое душевное спокойствие, какое составляет истинное блаженство. Но этого мало - «они Бога узрят» - говорит Христос, узрят в будущей вечной жизни. И только чистым сердцем обещана такая высокая награда.

Да, блаженны чисты сердцем! И как жалки имеющие нечистое сердце! Как бы они ни старались новыми грехами заглушить свою совесть, она все-таки по временам дает о себе знать, упреки ее терзают сердце; все прежние грехи, все, что оскверняло сердце, все встает и страшными картинами проходит  перед взором грешника. Предчувствие кары Божиего правосудия одолевают его, он рад бежать...бежать от Бога, да некуда!.. И как часто такие люди кончают жизнь самоубийством, не подумав о том, что бежать надо не от Бога, а к Богу, - что покаяться никогда не поздно, что разбойник, покаявшийся перед самой смертью на кресте, не только был прощен, но и введен в Царство Небесное.

«Блаженны миротворцы» - сказал Господь наш Иисус Христос. Поэтому желающие быть блаженными, счастливыми и войти в Царство  Божие, должны быть миротворцами, то есть должны творить или водворять мир и, прежде  всего, в душе своей.

Как же мы должны исполнять эту заповедь блаженств? На этот вопрос отвечает митрополит Филарет (Дроздов): «Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать причины к несогласию; случившееся несогласие всевозможно прекращать, даже с уступкою нашего права, если только сие не противно долгу, и ни для кого не вредно; стараться и других враждующих между собою примирять, поколику имеем возможность, а когда не можем, молить Бога о их примирении» (Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Пространный катехизис. М., 1995, стр.109). Эти же слова святителя подтверждает и Св.Апостол Павел: «Будьте в мире между собою, и Бог любви и мира будет с вами» (1 Сол.5, 13; 2 Кор.13, 11). И Св.Григорий Нисский пишет: «Из всего, чем люди люди домогаются в жизни наслаждаться, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты не назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни: богатство, здоровье, жена, дети, дом, родные, друзья, пусть будут прекрасные сады, места для веселых пиршеств и все изобретения удовольствий... пусть все это будет, но не будет мира, - что пользы в том?» И далее святитель Григорий как бы подводит черту и нам поясняет: «Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем Истинному Богу».

Итак, блаженны смиренномудрые, плачущие о грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды Божией, милостивые, чистые сердцем, миротворцы. Им Христос обещал Царство Небесное. Но Он предвидел, что нелегок им будет этот путь к вечной блажной жизни, что им придется много претерпеть за правду, за их стремление исполнить волю Божию. Поэтому Он утешает их и говорит, что гонения не только не лишат их истинного блаженства, но еще вернее обеспечат его за ними: «Блаженны изгнанные за правду, ибо Их есть Царство Небесное» (Мф.50,10) (Гладков Б.И., Толкование Евангелия. М., 1991, стр.199).

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злость за Меня» (Мф.5:11). Сколько же мук, страданий, гонений претерпевали праведные от злонравных? И где же теперь искать утешение, укрепление? И вот Господь дает утешение Своим чадам: «Радуйтесь и веселитесь! Ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших  прежде вас». И слово Божие сбылось в точности: при всех скорбях, гонениях, лишениях и мучениях, изгнанники и мученики за Имя Христово радовались и торжествовали над своими гонителями.

Обратимся опять к отцу нашей Церкви - святому праведному Иоанну Кронштадтскому, и послушаем его: «Гонения за правду, за веру Христову, - говорит он, - есть и теперь будут до скончания мира; только теперь гонят не пытками, не казнями, а неверием, дерзким отрицанием  веры, поношением, насмешками, кощунством, клеветою или гордым  невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами, веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность - слабодушием и нервною раздражительностью; милостыню - глупою расточительностью; наружную молитву - лицемерием; напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождения всем ее бесчисленным похотям - называют современным прогрессом; отчуждение же от молитвы и жизнь, чуждую всяких  обязательств веры, - признаком современного человека. Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих среди таких людей весьма неприятно, и счастлив тот, кто среди них не живет, а кто живет - терпи гонения и насмешки, колкости; впрочем, не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие!».

Что же нам можно заметить общего для правильного разумения заповедей блаженств?

«Господь предложил в этих изречениях учениях о достижении блаженства, как именно говорит Евангелие: «Отверз уста Своя, учаше». Но будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил учение  Свое, не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и будут исполнять это. Поэтому, в каждом изречении о блаженстве рассматривать должно: во-первых, учение или заповедь, во-вторых, ублажение или обещание награды». (Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Пространный Катехизис. М., 1995, стр.102).

Отец VI в. по Р.Х. Варсануфий Великий так говорит о заповедях блаженств: «Ремесла различны и плоды также различны, а цена и плата одни и те же. И с ремесленниками бывает то же: один из них плотник и получает динарий в день, другой каменщик и получает  также динарий; иной занимается другим ремеслом и получает ту же плату, - и далее цитирует - «блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф.5:3), - и еще, - «блаженны изгнанные правды ради, яко тех есть Царство Небесное»  (Мф.5;10). И другие  блаженные (т.е. заповеди блаженств), различные между собою, не чужды того же Царства Небесного. «Итак, - заключает преподобный Варсануфий Великий, - если  не можешь подавать милостыни, то будь нищ духом, чтобы наследовать со Святыми  Царство Небесное. Плачь о грехах твоих в этом мире, что утешиться с плачущими... Приобрети кротость, чтобы наследовать землю. Взалчи и возжажди правды, чтобы насытиться оною. Будь чист сердцем, чтобы узрить Бога в Славе Его. Будь миротворцем своего сердца, чтобы наречься сыном Божиим. При благих делах будь готов правды ради претерпеть изгнание из града в град, т.е. из лукавого помысла диавольского в благой помысл Божий, чтобы возвеселиться в наследии Царства Небесного. Претерпи ради Господа поношение, гонение и ложные злословия, чтобы возвеселиться в радости, получив многую мзду на небесах». (Варсануфий Великий. Руководство к духовной жизни. М.1995, стр.408).

Какой же путь к исполнению этих заповедей и как нам суметь их исполнить? На этот вопрос отвечает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос: «Аз есмь путь и истина и живот (т.е. жизнь): никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною. Аз есмь дверь: Много аще кто внидет, спасется» (Ин.14; 6,10).

«Как всякий из нас жаждет блаженства! Как каждый боится и убегает скорбей и болезней! Только, к сожалению, мы жаждем и ищем блаженства на земле, где его нет, а не на небе, где оно пребывает во веки; боимся и убегаем скорбей и болезней, но они наибольшей частью для нас если не необходимы, то полезны, потому что врачуют недугующую многоразличными страстями бессмертную душу. В самом  деле, какое блаженство в изгнании, в ссылке, в темнице? (ибо все мы изгнаны за грехи из рая в этот мир, как в темницу). Какое блаженство у осужденных на смерть? Вы скажете, что есть много и на земле невинных удовольствий, которыми Сам Бог пользоваться не запрещает, например - Сам Бог дал вино, веселящее сердце человека, или открыл людям искусство  играть  на псалтири, гуслях, органе, тимпане и многих других музыкальных инструментах; Сам научил составлять лики и ликования; Сам окружил нас поющими птицами,  как бы призывающими нас к радости и блаженству; Сам распростер пред нашими глазами величественное зрелище природы, в которой повсюду видим радость и счастье тварей, как бы зовущих и нас к сорадованию... Но этими утешениями надо пользоваться весьма умеренно и отнюдь не  прилепляться к ним, а стремиться к обещанному блаженству наипаче тесным путем труда, бдения, молитвы, воздержания, чистоты и всякой добродетели... Истинное, полное и вечное блаженство наше, на небе, там, где в неприступном свете живет всеблаженный Бог, где водворяются лики праотцев, патриархов, пророков, мучеников, апостолов, иерархов, преподобных и праведных и всех святых; там где царствует вместе с Сыном Своим и Богом Царица небеси и земли, Пресвятая Богородица. А здешнее блаженство - земное, плотское призрачно, мимолетно, как сон, часто грубо и нечисто. Только истинная добродетель предвкушает и здесь на земле блаженство Небесное» (Иоанн Кронштадтский. Полное собрание сочинений. Спб., 1993 г., Т.1, стр.150).

Почему же эти заповеди Божии поются на Божественной Литургии и почему каждая из блаженств  предваряется пением «помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Твое»? - «Видя открытые Царские врата, как врата Царства Небесного, и взирая сердечными очами на Господа, таинственно грядущего в малом входе, нам земным странникам, изгнанникам из рая, естественно молить Господа, подобно благоразумному разбойнику: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Твое». Пение или чтение в это время блаженств Христовых напоминает нам, как о явлении Иисуса Христа на проповедь миру и о первой Его проповеди на горе, так и о том, какие добродетели каждый из нас должен иметь, чтобы удостоиться войти в отверстое небо, в отверстый крестом Господа рай.» Отец IV века преподобный Ефрем Сирин так говорит о заповедях блаженства: «...блаженны алкавшие и томившиеся жаждою; потому что там (т.е. в Царствии Небесном) насытятся, а горе насыщенным; потому что там непрестанно будут алкать и жаждать. Блаженны плакавшие и рыдавшие; потому что там воссмеются и утешатся, а горе смеющимся ныне, потому что там непрестанно будут плакать и рыдать. Блаженны миловавшие; потому что там будут помилованы. Слышали вы, как ублажаются подвизающиеся, и сколько злосчастными признаны нерадивые».

И далее преподобный Ефрем заключает: «Размысли обо всем этом и поспеши спастись. Не смотри на нерадивых и роскошествующих, зане яко трава скоро изсшут (Пс.36,2). Не возлюби века сего; потому что делает он запинание любящим его... Послушай, что говорит Богослов Иоанн: «Не любите мира, ни того, что в мире, потому что все, что в мире, похоть плотская, и похоть очес и гордость житейская - мирское обольщение - и преходит, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1 Ин.2, 15-17).(Ефрем Сирин, преподобный. Творения. М., 1993. Т.1, стр.38,39).

Обновлено (25.02.2011 22:14)

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: