Вызов времени
из обращения Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II
15.12.2001 г.
Прошли годы массового атеизма, когда Церковь Христова была втиснута в клещи тоталитарной политики. Прошли годы тоталитарного деспотизма. У Церкви появилась возможность существовать. Но означает ли это, что христианин, как воин Христов, перестал быть воином и перешел в разряд «мирного» жителя? - Конечно же нет!
«Несть наша брань к плоти и крове, но к началам, к властям и к миродержателем тьмы века сего к духовом злобы поднебесным»
В результате изменения общественного строя и экономических отношений в последнее десятилетие произошло резкое расслоение общества на сверх богатое меньшинство и бедное большинство. Возросла социальна несправедливость. Более того, изменилась сама духовная атмосфера, изменился менталитет населения. Главным мерилом личности и движущей силой общественных отношений все больше становятся деньги. Происходит коммерциализация всех сторон жизни. Люди становятся прагматичнее, жестче и циничнее. И это, конечно же, серьезная проблема для Церкви и верующих. Явление это не ново в истории, но масштаб его сейчас огромный, захватывающий. Истоки этого искушения, по учению православных подвижников, в неправильном отношении к богатству и вообще ко всему материальному, когда материальное стяжательство становится единственной вожделенной целью жизни, кумиром, которому служат и отдают все свои силы и время. Есть два подхода к богатству:
- общераспространенный: более легкий, плотской;
- духовный: трудный, приемлемый немногими.
Плотской, завистливый и жадный человек всегда смотрит на то, что есть у других и чего нет у него. Отсюда неудовлетворенность и погоня за достижением материальных благ. Такой человек нередко пренебрегает голосом своей совести и моральными запретами; он часто не замечает свои недостатки, а напротив, видит свои добродетели и выставляет их напоказ. Духовный человек поступает наоборот. Он не смотрит на то, чего у него нет, не ропщет, не завидует, а бывает доволен и благословляет Бога за то, что у него есть. А в духовном плане он не ведет счет своим добродетелям, не превозносится ими; смотрит на то, чего у него не достает, видит свою духовную нищету и от этого смиряется, просит Бога простить его за нерадение о своем спасении и получает благодать от Бога. Вспомним притчу о мытаре и фарисее.
Теперь о том, как мы, христиане, должны отвечать на этот вызов времени. Двумя способами. Первый способ - это служение обездоленным, бедным, презираемым. Необходимо постоянно и ежедневно проявлять заботу и милосердие к немощным, одиноким, престарелым, насколько позволяют силы. Надо помнить, что бедность также часто развращает человека, как и богатство. Благотворить, по слову Господа, нужно без высокомерия, без публичного и внутреннего бахвальства. Должны ли этим заниматься только священнослужители? - Нет. Это дело всех верующих. Второй способ - это возвращение всему обществу высоких идеалов нестяжания, подвижничества и духовности. Христос в Евангелии сказал: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе». (Лк.9:25). Бессмертная душа больше тленного тела. Духовный рост достигается через внутренний уход от соблазнов мира к молитве и святости.
Минуло уже десять лет свободного существования Церкви на территории нашего Отечества. Причем надо особо отметить, что по некоторым позициям независимость церковной жизни от государства в наши дни не имеет аналогов в тысячелетней истории РПЦ и представляет собой беспрецедентную историческую ситуацию.
Главная наша проблема состоит в том. Что в период 70-летних гонений Церковь не только лишилась сотен епископов, сотен тысяч священников и монахов, церковных учителей и профессоров, но и своего золотого фонда - ответственной церковной общественности. Нужно ли говорить об утрате всего имущества, святынь, самой возможности нести Слово Божие людям, совершать дела милосердия? Русская Церковь лишилась всех своих учебных заведений и после отделения школы от Церкви по закону потеряла право влиять на воспитание молодого поколения. Катастрофические нравственные, географические, экономические, этнодемографические, культурные и многие другие последствия этого нам должны быть хорошо известны.
Нравственные - распущенность людей, разврат, сводничество, порнография, вера в гипнозы, гороскопы, суеверия и т.д.
Географические - распад СССР.
Экономические - распад экономики, обнищание одних, обогащение других.
Этнографические - спад рождаемости. Кстати в мусульманских странах рождаемость у коренного населения большая. Мы осуждаем Чечню, но женщины и девушки-чеченки абортов не делают, а наши идут на это.
Демографические - убыль населения.
В довоенный период церковная организация практически перестала существовать, а общее церковное управление осуществлялось весьма ограниченно и постоянно регламентировалось государственным аппаратом.
После войны под давлением исторических событий ситуация несколько изменилась и была сделана попытка возобновить полноценное духовное управление, разумеется, в жестких узких рамках, определенной атеистической государственной властью. Но на Церковь обрушивались новые гонения, она в который раз была лишена нескольких тысяч храмов.
Подготовил протоиерей Димитрий Соловьёв
Февраль 2011 г.
Обновлено (20.03.2011 21:10)