Как нам покаяться?
«Покайтесь, приблизилось Царство
Небесное» (Мф.3:2)
Возлюбленные о Господе, дорогие братия и сестры! Уже около двух тысяч лет прошло с того момента, как Господь впервые послал учеников Своих возвещать людям приближение Царства Божия.
Кто-то принимал их слова с великой радостью, а у кого-то сердце было как бы закрыто для этой радости, а значит и закрыто для Царства Небесного, закрыто для Бога. Такой человек мог часто молиться, говорить о себе, как о великом грешнике, приходить в храм, умом верить в Бога.., но сердцем служить совершенно не Богу, а только своим страстям.
Предтечей нашего Спасителя был Иоанн Креститель - строгий аскет, пророк Господень, предвозвестник великой радости - пришествия в мир Избавителя.
Св.Иоанн Предтеча был проповедником покаяния, за что кстати и был усечен мечем. И Христос прежде выхода на проповедь приходит к Иоанну Крестителю, приходит как бы указуя нам два пути, два спасительных пути: крещение и покаяние. Как без одного, так и без другого Царства Божия нам не наследовать.
И напрасно многие думают, что Царство Божие и наше земное благополучие покупается только свечами и мнением о себе, как о христианине. Нет, надо не только считать себя христианином, но и жить по христиански. Ведь некоторые называют себя христианами, а живут хуже язычников, делая себе идолов в виде денег, чревоугодия, блуда и прочей нечестии. Царство Божие приобретается внутренним с а м о и с п р а в л е н и е м, точным сердечным познанием нашей нужды в Спасителе, т.е. внутренним осознанием своего бессилия, беспомощности и греховности: «Без Христа, без Его помощи я как больной без врача».
«Покайтесь, приблизилось бо Царство Небесное,» - говорит нам Евангелие. А мы как отвечаем в сердце на этот зов? Ответы наши незамысловатые: кто-то откладывает покаяние на следующее время, у какого-то есть дела поважнее, кто-то даже когда стоит в храме, сердцем гуляет в кругу домашних или же на базаре, а кто-то и того хуже, пришел в храм не для внутреннего самоисправления, духовного исцеления, а просто по нуждам.
Так вот Евангелие нам говорит: «Покайтесь!» (Мф.3:2), покайтесь сегодня и немедля, потому что завтра уже может быть слишком поздно.
«Но как, - спросите Вы, - приобрести нам это живое покаяние, этот паспорт в Небесное Отечество?»
Для этого нужна полноценная исповедь пред священником в грехах от самого раннего детства. Исповедь должна быть строга по отношению к себе и снисходительна по отношению к окружающим. Исповедь должна быть без всякого самооправдания, самохвальства, гордости и самолюбия - это во-первых. И во-вторых, покаявшийся человек должен принести плод покаяния. Что же это за плод? Этим плодом является самоисправление. Если исправление есть, то значит покаяние не было фальшивкой, если исправления нет, если человек, допустим, не ходил в Церковь, потом покаялся в этом грехе и продолжает не ходить к Своему Отцу Небесному в Его Дом, или забегает в храм только когда самому очень тяжко, то покаяние было поддельным, неискренним. Бог хочет, чтобы мы ходили в Его Дом, в Церковь Божию, не как к Царю, который властен в чем-то исполнить нашу просьбу, а в чем-то - нет, не как слуги или подданные, а как любящие дети, которые приходят к Отцу не для того, чтобы что-то иметь, а единственно ради искренней любви к Нему.
Поэтому не будем думать, что Евангельский призыв - «Покайтесь», - сегодня и сейчас нас не касаются, - нет, они не только сегодня и в данный момент касаются нас, но и обязывают каждого слышащего их ко многому.
Диакон Димитрий Соловьев, 2003 г.