Православие в Казахстане

Диакон Димитрий СОЛОВЬЕВ, клирик храма Архангела Михаила г. Актюбинска

ПРАВОСЛАВИЕ В КАЗАХСТАНЕ

 

"Господь же ежедневно
прилагал спасаемых к Церкви"

(Деян. 2:47)

После распада СССР Казахстан стал второй по величине страной СНГ после России. Республика входит в десятку крупнейших стран мира. Бескрайние степи, многоликие поля, золотая целина, горизонты палящего солнца, далекие аулы – так выглядел Казахстан в 60-е – 70-е годы минувшего столетия. Так представляется он и в наши дни; однако, к этим внешним составляющим добавились и не столь ярко выраженные в прошлом проблемы, характерные ныне для всех стран постсоветского пространства. Тяжелая во всех отношениях жизнь породила множество проблем, с которыми приходится сталкиваться человеку.

Люди пытаются убежать от навалившихся на них бед, забот и скорбей – и зачастую бегство это не приносит им удовлетворения. Кто-то в своих духовных исканиях возвращается к вере отцов; иные, стараясь забыться, утопают в страстях и пороках; а другие, странствуя по морю житейскому, забредают в дебри сект и неохаризматических общин.

Причины, по которым люди попадают в секты, самые разные, но основная и, надо полагать, самая существенная – внутреннее уныние и, как следствие этого, попытка скрыться от реальности. Человек стремится к тому, чтобы убежать подальше от высокой стоимости жизни, от безработицы и инфляции, от ярко выраженной социальной несправедливости.

Куда угодно, только бы подальше от действительности! К сожалению, весьма часто случается, что именно находящийся в состоянии внутренней депрессии и безысходности человек легко улавливается сектантскими проповедниками.

В отличие от России, в Казахстане слабо развиты неопротестантские религиозные группы, но зато чрезмерно активны "Свидетели Иеговы" (зарегистрированы 01.06.94). Нынешняя деятельность секты определяется не только ловом людей на улице, но и настойчивыми телефонными звонками, как правило, начинающимися с вопроса: "Это частная квартира или предприятие?" Этот вопрос "расселиты" (последователи Д. Рассела – основателя секты) задают, поскольку понимают, что, попади они на предприятие или, скажем, в УВД, с ними особых разговоров вести никто не станет, а если и станет, то явно не в пользу корпорации в Бруклине. Если же им посчастливится дозвониться до квартиры – их следующий вопрос по сути своей будет звучать приблизительно так: "Устраивает ли Вас нынешняя жизнь (или сегодняшний курс правительства, или учеба в школе…)?" Цель сектантов – понять интересы собеседника, воздействуя на его слабые стороны; и если тот начинает живо реагировать – успех практически гарантирован.

Помимо иеговистов, в республике также действуют "новоапостольская церковь ", "церковь полного Евангелия ", "пресвитерианская церковь ", "эзотерическая церковь – храм Исиды " и многие другие.

Некоторые религиозные группы тоталитарной и деструктивной направленности не только ведут работу с населением на улицах, в скверах и парках, но также внедряются в больницы, учреждения, тюрьмы, органы власти. При этом все деструктивные культы некорректно-осудительно относятся к РПЦ, критикуют и часто поносят все, что касается Церкви, начиная со священнослужителей и заканчивая всем строем ее канонической и богослужебной жизни.

На территории Казахстана расположены три епархии Русской Православной Церкви с центрами в Астане, Уральске и Чимкенте. Чимкентская епархия расположена на юге страны, Астанинская – на северо-востоке, а Уральская – на западе. В Уральско-Гурьевскую епархию входят пять областей: Западно-Казахстанская (Уральская), Атырауская (бывшая Гурьевская), Актауская (п-ов Мангыстау), Кустанайская и Актюбинская.

Актюбинская область, расположенная на западе страны, является самой большой в Казахстане – ее площадь превышает территорию Белоруссии. Актюбинская область граничит с Оренбургской областью России. Административный центр находится в г. Актобе (бывший Актюбинск). Область разделена на 12 районов с местным самоуправлением, которое, в свою очередь, подчиняется центру. Здесь действуют пять храмов РПЦ: два – в городском, и три – в районных центрах. Сам г.Актюба небольшой – население составляет около 280 тысяч жителей. Через него проходит линия железной дороги, связывающая Москву с Алматой (бывшая Алма-Ата), Ташкентом и Средней Азией. Население умеренно религиозное; подавляющая его часть исповедует ислам. Наряду с двумя православными храмами в городе существуют также две мечети и католический костел.

Православная Церковь стремится просветить светом Христовым души человеческие, противостоя вместе с тем влиянию сектантов. Деятельность храма Архангела Михаила в г. Актюбинске можно свести к трем основным составляющим: литургической, проповеднической или катехизаторской и миссионерской.

Литургическая деятельность, или, вернее сказать, жизнь прихода есть первостепенная, главная, основная миссия, начало и конец общины, существующей в Боге.

Внутренняя или проповедническая миссия состоит в укреплении прихода, т.е. – в поддержке каждого человека, переступившего порог храма, и общества в целом. Для этой цели были подготовлены буклеты на самые различные темы, применительно к каждому возрасту, в которых просто и доступно рассказывается о церковных священнодействиях, а также затрагиваются общечеловеческие, нравственные, семейные и детские темы.

При храме вот уже около полутора лет проводятся беседы для взрослых и детей, в которых мы большое внимание стараемся уделить вопросам нравственности (в том числе – проблемам семьи), пытаемся осмыслить евангельские ориентиры. Кроме того, мы часто прослушиваем записи интересных и назидательных проповедей известных иерархов, священников и богословов, просматриваем видеофильмы, затрагивающие проблемы и боли современности. На беседах с людьми часто поднимаются вопросы отличия христианства от многочисленных заблуждений. Мы стараемся раскрыть возвышенный, надмирный характер Церкви, живущей Духом Святым, и изучить взгляды прозелитических вождей и лидеров. При близком сопоставлении двух позиций отчетливо видно – где истина, а где ложь; где христианство, а где подмена.

Миссионерская деятельность нашего прихода заключается в основном в проповеди о Христе и православии вне стен храма; однако, и здесь есть ряд исключений. Так, в храм часто приходят школьники разных вероисповеданий и солдаты, для которых проводятся экскурсии по храму и беседы о православии в Казахстане, о новомучениках и исповедниках: свт. Николае, митрополите Алма-Атинском и Казахстанском; прп. Севастиане Карагандинском, чудотворце; сщмч. Пимене, епископе Верненском (ныне г. Верный переименован в Алмату); прмчч. Серафиме и Феогносте Алматинских.

Кроме того, мы рассказываем об истории и современной жизни нашего храма, православной культуре и ее роли в развитии и становлении Казахстана. Школьники и гимназисты интересуются истоками древнерусской письменности и церковно-славянского языка, эпохой крещения Руси. Военнослужащие же чаще всего поднимают вопросы, связанные с деятельностью новейших тоталитарных сект и деструктивных культов.

Вместе с тем, свою миссионерскую деятельность мы не ограничиваем узкими рамками внутрихрамовых мероприятий, а стараемся вывести ее далеко за пределы церковной ограды. Здесь ведется работа по следующим направлениям:
1) встречи с личным составом в частях вооруженных сил,
2) напутствие военнослужащих во время призыва на службу Отечеству,
3) встречи в колониях с осужденными,
4) проповеди и беседы на радио и телевидении,
5) преподавание Закона Божия в школах, лицеях и домах-интернатах,
6) общее взаимодействие в различных направлениях с представителями областных и городских властей.

2003 год

материал взят с сайта  http://seminaria.bel.ru

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: