Пятидесятники

Пятидесятники

В середине этого столетия в США возникло так называемое «харизматическое» движение («харис» на греческом - «благодать»), задавшееся целью возродить в современном обществе благодатные дары, полученные апостолами в день пятидесятницы. И, в частности, «дар языков» - внезапно полученную способность говорить на другом языке.

Харизматическое движение можно было ожидать в протестантской среде, так как протестантство, не имея благодатной апостольской преемственности, лишено возрождающей силы святых Таинств и даров Святого Духа. Безблагодатные сектантские молитвенные собрания не могут принести подлинного духовного удовлетворения христианину.

Обещая влить свежую духовную струю в жизнь протестантских церквей, это движение стало популярным. В скором  времени в разных частях США начали возникать объединения пятидесятников. Изредка пятидесятники в большом количестве   собираются  на свои съезды, куда приезжают люди со всех концов США и из других стран. Из-за отсутствия у них определенной административной структуры трудно определить общую численность сект пятидесятников. Сравнительно недавно общины пятидесятников стали возникать в Европе и в России.

Общее у пятидесятников - это стремление к благодатному озарению и проявление «дара языков». Большинство из них признает Пресвятую Троицу, первородный грех, божество Спасителя и Его искупительную жертву. Они также признают крещение путем погружения в воду и причащение - «тайную вечерю», с которой соединяют обряд «омовения ног». Но апостольское преемство, священство и остальные Таинства в силу своего протестантского происхождения, пятидесятники отвергают.

Само название «пятидесятники» возникло из их понимания  схождения Духа Святого на  Апостолов в день Пятидесятницы (то есть на 50-й день после воскресения Христова).

Пятидесятники учат, что подобно Апостолам они в момент  своего крещения и общественной молитвы получают дары Святого Духа и чудесную способность говорить на неизвестных языках. Для получения благодатных даров пятидесятники прибегают к разным искусственным средствам: на своих собраниях воодушевляют себя путем унисонного пения молитв, притаптывая при этом в такт ногами, хлопая в ладоши и хором возглашая слова «аллилуйа» и «аминь». Главное у них - это создать себе хорошее настроение, а некоторые при этом даже впадают в экстаз. Особо чувствительные натуры начинают неудержимо смеяться, жестикулировать и что-то бормотать.

Хотя пятидесятники и подобные им современные харизматики стремятся искусственными приемами вызвать в себе  «дар языков», однако у них выходит что-то совсем не похожее на чудо, происшедшее с Апостолами в день Пятидесятницы. О чудесном и подлинном даре языков, полученном Апостолами и день схождения на них Духа Святого, повествуют начальные главы книги Деяний святых Апостолов. О сути же и назначении дара языков пишет святой апостол Павел в 12-14 главах своего Послания к коринфянам. Дар языков был необходим апостолом для успешного распространения Евангелия среди разных народов.

Получив этот дар, апостолы могли проповедовать людям различных национальностей на их родном языке, благодаря чему Церковь начала быстро распространятся. Однако, мы знаем из последующей церковной истории, этому дару суждено было просуществовать недолго. По мере  того как в разных странах  появлялись местные христианские проповедники, отлично владевшие языком, нужда в сверхъестественном даре языков  упоминается как редкое явление.

Из Послания Апостола Павла к коринфянам можно заключить, что именно  в этой Церкви дар языков был распространен более чем в других Церквях. Тогда он был одним из духовных дарований, которое некоторые христиане получали после крещения и возложения на их главу апостольских рук. Но не все умели правильно общаться с этим даром. Апостол Павел предостерегает коринфских, христиан от злоупотребления. Случалось, на молитвенных собраниях коринфские христиане начинали говорить на разных языках, когда в том не было нужды. Апостол Павел объясняет, что дар языков «нужен не для верующих, а для неверующих». Иными словами, нужен для проповеди, для обращения язычников в христианство, а не для крещеных. Более того, дар языков имел еще отрицательное, влияние на молитвенные собрания, если им не вовремя пользовались. Когда, например. Во время богослужения несколько человек одновременно начинали говорить на разных наречиях, большинству  присутствующих непонятных, то из-за этого шума терялось молитвенное настроение.  С целью исправления такого несвоевременного употребления чудесно полученной способности говорить на новых языках апостол Павел  объясняет коринфянам, что дар языков есть самый меньший дар в ряду других, более нужных человеку  духовных дарований. Коринфские христиане правильнее поступят, если вместо дара языков будут просить Бога обогатить их верой, любовью, мудростью.

Сравнивая дар языков апостольского времени  с современным «языкоглаголанием», нельзя  не увидеть между ними существенную разницу. В апостольское время то была членораздельная  человеческая речь, необходимая проповеднику для миссионерских целей. В противоположность  подлинному дару языков апостольских времен современное «говорение на языках» пятидесятников есть просто набор несвязных и бессмысленных звуков, принимающих  форму бормотания или неистового выкрикивания. Этот факт пятидесятники и сами признают, объясняя, впрочем, что у них де - язык «райских жителей». Но невозможно эти бессмысленные звуки признавать за Божье чудо. Они результат нервной возбужденности, впадения в транс и галлюцинаций, граничащих порой с беснованием. Поэтому сектанты кощунствуют, когда свою  искусственно вызванную экзальтацию и нечленораздельные звуки приписывают к Божьему вдохновению.

Вообще стремление ко всяким острым ощущениям характерно для современного общества, увлекающегося буйной музыкой, которая вызывает у слушателей злобные или эротические чувства. Характерно для нашего общества,  поощряющего половую распущенность, злоупотребляющего  возбуждающими химическими веществами  и наркотиками, увлекающегося фильмами о преступлениях и страшилищами. Все эти извращения являются симптомами больной человеческой души. Подобным образом и поиски людьми восторга и экстаза на молитве есть признак  страстного и гордого состояния. Здесь происходит подмена подлинных даров Святого Духа искусственно вызванными душевными переживаниями. Игнорируя духовный опыт святых угодников Божиих, отбрасывая Богом установленные священство и Таинства, современные сектанты стараются  получить благодать разными сомнительными и опасными  путями. Получается самообман, или «прелесть», против которой предостерегают святые подвижники Православной Церкви.

Православный христианин должен всячески сторониться подобных извращений религиозного чувства. Он имеет доступ к благодатным подлинным сокровищам в Таинствах Церкви, а ее богослужениях и в своей частной искренней молитве. В общении с Богом надо искать не восторга и острых переживаний, а обновления своей грешной души. Обновление же приходит через смирение, покаяние и исправление себя. По мере же  обновления души человека в него будет вселяться подлинная благодать Божия, а с нею небесный мир и чистая радость, в сравнении  с которыми земной восторг является дешевой и жалкой подделкой.

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: