Отношение к сектантам

На нашем сайте, в большей части по инициативе самих его пользователей, форумчан, активизировались темы о сектантах. Поэтому назрела необходимость поговорить на тему православного отношения к сектантам.

Св. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь... Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся,- да что я говорю - драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру - тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление». (Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб. Т. 2. С. 25-26.).

Так ли мы относимся к нашим гибнущим братьям, которые и есть наши ближние, коих мы должны не гнать, предлагая убраться в Америку, не обзывать, впадая в ярость и призывая к каким-то шествиям и этим, словно эхом, напоминая недавние времена коммунистического безбожия, а прежде всего, ЛЮБИТЬ, раз уж мы называем себя христианами? Забывая об этой заповеди,  мы просто не достойны называться христианами, это будет только посмешное использование имени Христа нам в осуждение.

Для того, чтобы понять, какое оно - православное отношение к сектантам - нужно обратиться к словам Апостола Петр, который писал о Спасителе: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос... нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2, 21).  То есть сам Христос и есть пример для нас в отношении к нашим заблудшим братьям.

В период земной жизни Христа примером отступничества от истиной веры иудейской были самаряне. Священник О.Стеняев, известный православный миссионер,  пишет: «Отправляя учеников на проповедь, Христос говорил им: «... на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10, 5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4, 22); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лук. 9, 53).». Вот и есть евангельский пример, так живо существующий и в наши с вами дни. То есть самаряне первых веков нашей эры по отношению к вере Израиля - это те же сегодняшние сектанты по отношению к Православию.

А как схожи черты не только непринятия, но и  агрессии по отношению ко Христу и Его  ученикам со стороны отступников, с тем же отношением сектантов к православным. На призыв учеников свести огонь на головы самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 54-55). Господь вразумляет нас, обращаясь к «сынам Громовым»: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 56).

Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Беседа с самарянкой в духе кротости принесла, куда больший результат, чем нетерпимое отношение к самарянам его учеников. Сказано: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины» (Ин. 4, 39).

Мы обязаны твердо хранить всё преданное нам, призваны разъяснять людям пагубность лжеучений и ересей, однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим людям - носителям несовместимых с христианством учений, мы должны молиться о просвещении одержимых ложными учениями. Рассматривая отношения Иисуса Христа к сектантам и еретикам Его времени, мы можем научиться различать истинное и ложное отношение к православному благовествованию.

Протоиерей Димитрий Соловьев

май 2011 г.

 

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: