Разговор с Богом
Давно прошли те времена, когда расстреливали только за одну религиозность. Пришло новое время, и оно принесло новые проблемы. За веру в Бога уже не расстреливали, а выгоняли с работы, не давали комсомольский билет, запрещали повязывать красный галстук. Когда рухнула огромная машина коммунистического строя, образовался духовный вакуум. Верили в Ленина, а оказалось, что он был психически больным, разжиженный мозг после вскрытия показал возможность наличия сифилиса. Верили в Сталина, а Сталин верил только Адольфу Гитлеру. Потом поверили Хрущеву, но и его отправили с позором в «ссылку». Наступили времена перестройки, и люди стали веровать в Чумака, НЛО, Тамару Глобу, Кашпировского. Насколько возможно люди старались наполнить свой духовный мир. В конце концов люди дошли до того, что своей верой опустились до примитивного каменного века - стали верить в звезды, в овнов, козерогов, обезьян, быков и свиней.
В наше время, казалось бы, тоже приходит вера, но эта вера ограничивается, к сожалению, отношением к Церкви, как к бюро религиозных услуг. Даже воцерковленные верующие забывают о том, что Церковь - это не духовный «дом быта», а место встречи человека с Богом. Дорога, соединяющая их, - это молитва. Единственное средств, способное приблизить человека к Богу, - это настоящая искренняя живая молитва, обращенная к своему Творцу и Создателю. Иногда эта молитва подменяется купленными свечками или заказанными молебнами, но каким бы духовным путем человек не пытался идти, без искреннего живого общения с Богом Бог для него будет закрыт. Всё в Церкви прекрасно: и свечи, и молитвы, и богослужение, но все это хорошо только тогда, когда из нашего сердца исходит живая молитва.
Мы никогда не задумывались о том, что такое Таинства Церкви. Святые Таинства или, как их по-мирски называют, обряды - это особые Богослужения, направленные на спасение, преображение и исцеление человеческой души и тела. Святые Таинства совершаются внешне и внутренне. Например, когда совершается Таинство Священства, внешне хиротонисуемого проводят вокруг Престола, а внутренне совершается молитва о новоизбранном священнике. Когда совершается Таинство Евхаристии, внешне, казалось бы, мы принимаем настоящий хлеб и настоящее вино, но, в то же время, определенно мы вкушаем Настоящую Кровь Христову и Настоящее Тело. При Таинстве Брака мы возлагаем венцы на новобрачных, но к этому присовокупляем наши внутренние усердные молитвы о них.Почему? Потому что Богу было угодно сотворить нас и телесными и духовными. И Таинства Церкви всегда воздействую и на дух и на тело.
Мне всегда страшно смотреть на тех родителей, которые с невероятным усердием беспокоятся о телесном благополучии детей, забывая о том, что первостепенная задача родителей - не насытить чрево детей, не дать им набор знаний, не бегать с ними по поликлиникам за очередной прививкой, а нечто большее. Этим большим оказывается бессмертная душа ребенка, которая долгое время находится под влиянием родителей. Когда необходимо добиться устройства ребенка в хорошую школу, перевести его в лучший класс, найти ему высокопрофессиональных педагогов, тогда родители употребляют все усилия. Но когда ребенка надо научить молитве, привести его на Причастие, просто побеспокоиться о его бессмертной душе, тогда на родителей нападает страшная парализация - они как параличные моргают обезумевшими глазами и идут в соседний супермаркет, чтобы купить ребенку новую палку колбасы и обязательно без содержания в ней «Е». Когда надо бороться за сохранение жизни телесной, то родители готовы биться головой об стенку, но когда надо спасти бессмертную душу, побороться за нее, то они уверенно чешут затылки и говорят: вырастит - сам сделает свой выбор. Получается, что родители сами превращаются в животных, которые тоже не способны дать своему детенышу что-то духовное.
Сегодня мне звонила мама одного мальчика, которому за убийство дали 11 лет, осталось отбыть в колонии 8 лет. Она в откровенном телефонном разговоре сетовала на то, что не успела привить ребенку самое главное - веру в Бога. Она успела его покормить вкусной колбасой, успела сделать все прививки, но не успела дать самое главное - веру в Живого Бога. И теперь она констатировала, что вообще ничего не успела.
Сегодня происходит страшная трагедия, когда человечество теряет последнюю единственную связь с Богом - живую молитву. Кто-то заменяет молитвы Богу простым заказом «религиозных услуг», а кто-то уходит в другую сторону, противоположную - фанатизм, что тоже отдаляет человека от Бога. Вообще сейчас слово фанатик на слуху. Но немногие знают, что это слово означает, «fanatos» переводится как «мертвый», и как мертвый не способен чувствовать и понимать, так и фанатик становится бесчувственным и не способным прислушиваться к другим, чаще всего адекватным мнениям. Фанатики не терпимы к чужим взглядам и у них отсутствует всякое критическое восприятие своих убеждений.
Еще недавно в нашем обществе господствовало такое мнение, что в Церковь приходят одни неудачники, сломленные жизнью люди, или старики, которые, не найдя утешения в земной жизни, ищут иллюзорных радостей. К счастью, в наше время этот стереотип начинает исчезать, и все больше возрастают в числе те люди, которые осознают, что Церковь - это не сфера услуг, а Мать, способная родить человека для Жизни Вечной. Тем не менее, остается множество людей, которые «стесняются» переступить порог Храма Божия, а еще меньше людей, готовых пережить то духовное преображение, которое происходит в Церкви. Однажды я беседовал с человеком, который оправдывал свое неучастие в церковной жизни тем, что ему стыдно кланяться среди простых смертных бабушек. Я его спросил: «Вы, наверное, Президент или Председатель Правительства?». «Нет, я слесарь 3-го разряда» - ответил он. Тогда мне пришлось такому слесарю рассказывать, что в храм приходят люди социально выше, чем просто слесари, и ради Господа они не стесняются никого, а истинно молятся и даже причащаются. Пусть их осуждают все, главное, что они с Богом и Бог с ними. А мнение людей оно изменчиво.
Сердцевина жизни христианина - это Таинство Причащения или Евхаристия, т.е. благодарение. Это основа, фундамент жизни каждого православного верующего. Все Таинства Церкви неразрывно связаны с Евхаристией. Главное содержание Евхаристии или по-другому Божественной Литургии - это когда хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Такую близость с Богом мы можем испытать опять же только в Церкви, и поэтому христианин не может не стремиться к этому Таинству. Таинства Церкви и живая молитва человека в ней - это такие основания, которые помогают нам удержаться на плаву и не погибнуть в клокочущем житейском море.
Протоиерей Димитрий Соловьев,
август 2011 г.
Обновлено (25.08.2011 21:18)