Сочинение на тему: «Православное учение о Святой Троице. Личные свойства»

План

1. Догмат о Св.Троице - совершенное учение о Боге.
2. Отцы Церкви о Св.Троице.

а) Св.Василий Великий, св.Григорий Нисский, св.Григорий Богослов.

б) Св.Мефодий Патарский и св.Епифаний.

3. Исследование догмата о Св.Троице по Евангелию от Иоанна.

4. Личные свойства.

«Для Православной Церкви
Пресвятая Троица - непоколебимое
основание всякой религиозной жизни.»

В.Н.Лосский

Все основное учение нашей Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви построено на догмате о Святой Троице, как совершенном учении о Боге и о Его свойствах, свойствах Лиц Пресвятой Троицы.

Святитель Григорий Богослов сразу характеризует меру наших знаний по вопросу Личных свойств Божественных Лиц Пресвятой Троицы: «Ты слышишь о рождении; не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца; не любопытствуй знать, как исходит». Еще святитель Григорий о безумии, как о наказании за допытывания и любопытства, говорит так: Ты спрашиваешь о рождении и что такое исхождение Духа Святого? Скажи мне сначала, что такое нерождаемость Отца, тогда в свою очередь я, как естествоиспытатель, буду обсуждать рождаемость Сына и исхождение Святого Духа. И мы оба будем поражены безумием за то, что подсмотрели тайны Божии».

Нередко св.Василия Великого и других каппадокийских отцов обвиняют в требожии. (Спасский А.А. Собр.соч.М:1997. с.503). Это делали еретики еще в IV веке. Евнолий надсмеялся над св.Василием за его рассуждение о сущности и ипостасях Божественных. Но мысль св.Василия была вполне усвоена и прежде всего братом его - св.Григорием Нисским. Св.Григорий написал трактат, где доказывал арианам, что они не правы, когда выводят мысль о существовании трех богов. (Илларион, архиеп. Верейский. Без Церкви нет спасения. М. 1998. с.410).

Св.Анастасий Синаит сохранил отрывок из писаний св.Мефодия Патарского, где св.Мефодий делает сравнения: «Три прародительные главы всего человечества, эти единосущные лица, были прообразами и некоторым подобием святой и Единосущной Троицы, именно не имеющий (земного) виновника своего бытия и нерожденный Адам представлял образ и подобие безначального Виновника всего, Вседержителя Бога и Отца, рожденный же сын его представлял образ рожденного Сына и Слова Божия, а происходящая (от него) Ева означала исходящее Лице Святого Духа». (Ловягина Е. полное собрание творений св.Мефодия. Спб. 1905. с.287)

Интересны слова св.Епифания: «Одно Божество особо объявлено у Моисея, Двоица же сильно проповедана у пророков, а Троица является в Евангелиях».

Во многом, разбирая и изучая тексты Ветхого и Нового Заветов, находишь места, которые так или иначе открывают нам св.Троицу. В Новом Завете, например, мы видим, что есть три Лица Ипостаси. Они вечно различны между Собой по личным свойствам, но во всем остальном единосущны и равны.

Св.Троица - это недомыслимая тайна, конечно же мы немного обнаруживаем эту тайну в тварном мире «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». (Рим.1:20).

Основным источником наших знаний о Троице действительно является не что иное, как пролог Евангелия от Иоанна (а также его 1-е Послание), отчего автор этих дивных текстов и получил название в православной традиции «Богослов». С первого же стиха пролога Отец именуется Богом, Христос - Словом, и Слово в этом «начале», которое здесь носит не временный, а онтологический характер, есть одновременно и Бог («...Слово было Бог») и иной, чем Отец («и Слово было у Бога»). Эти три утверждения святого Евангелиста Иоанна: «В начале было Слово - и Слово было у Бога - и Слово было Бог», - зерно, из которого произросло всё тринитарное богословие. Они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие.

«Слово было у Бога», - говорит святитель евангелист Иоанн в прологе своего Евангелия. Πρὸς τὸν θεόν указывает на движение, на динамическую близость; можно было бы перевести скорее «к», чем «у»: «Слово было к Богу». Таким образом, πρὸς τὸν θεόν содержит в себе идею отношения;  это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение; так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы.

Именно Евангелие открывает нам и тринитарное «положение» Святого Духа, как третьей Ипостаси в Троице, и те отношения, которые подчеркивает Его личностную «единственность». Достаточно прочесть в Евангелии от Иоанна последние беседы Спасителя с апостолами: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин.14:16-17), - и далее, - «Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец по имя Моё» (Ин. 14:26). Итак, Дух - иной, чем Сын (Который также Утешитель), но Дух послан во имя Сына, чтобы свидетельствовать о Нем. Таким образом, Его отношение  к Сыну состоит не в противоположности или разобщенности, но в различии и взаимной соотнесенности, то есть в общении с Отцом. Также следует сказать и об отношении Духа с Отцом: Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15:26), Дух иной, чем Отец, но соединен с Ним отношением исхождения, Ему свойственного и отличного от рождения Сына.

Сын и Дух открываются нам  в Евангелии как два Божественных Лица, посланные в мир: Одно, - чтобы соединяться с нашей природой и ее возродить, Другое, - чтобы оживить личную нашу свободу. У каждого из этих Двух Лиц свое особое отношение к Отцу (рождение и исхождение); между нами также существует отношение взаимной соотнесенности; именно благодаря очищению Пречистой Девы Духом Сын мог быть дан людям, и по молитве вознесшегося одесную Отца Сына людям послан Святой Дух, «Утешитель, Которого пошлю вам от Отца». И эти два Лица явлены нам как равночестные Отцу и сущностно с Ним тождественны.

Итак, Троица есть изначальная тайна, Святая Святых Божественной реальности. Троица не может быть постигнута человеком.

Дух через Сына приводит нас к Отцу, в Котором мы «открываем» единство Трех. Отец, по терминологии святителя Василия Великого, открывает Себя через Сына в Духе. Так же и все Божественные имена, которые передают нам общую жизнь Трех, исходят от Отца через Сына и в Святом Духе. Отец - есть источник, Сын - явление, Дух - сила являющая. Поэтому Отец есть источник Премудрости, Сын - сама Премудрость, Дух - сила, усвояющая нам Премудрость; или Отец есть источник Любви, Сын - Любовь, Себя открывающая, Дух - Любовь, в нас осуществляющаяся. Или же, по формулировке митрополита Филарета (Дроздова): Отец - любовь распинающая, Сын - любовь распинаемая, Дух - любовь торжествующая. Божественные имена - это излияние жизни Божественной, источает ее Отец, показует ее нам Сын, сообщает Дух.

Бог показует себя таким, каков Он есть. Бог есть Мудрость, Любовь, Справедливость, но не потому, что Он этого хочет, а потому что Он таков.

Мы не можем познать глубину Божественной Сущности, но мы знаем то излучение славы, которое есть истинно Бог.

Творение - дело Пресвятой Троицы. Три Лица творят совместно, но каждое присущим ему образом, и тварное бытие есть плод их творчества. «Отец творит Словом в Духе Святом», а св.Ириней Лионский говорит и называет Сына и Духа «двумя руками Божиими».

Св.Григорий Богослов говорит: «Мы поклоняемся, - Отцу и Сыну и Святому Духу, разделяя личные свойства, а соединяя Божественное не сводим трех Ипостасий к одной, чтобы не впасть в недуг Савелия, и не разделяем Единого Бога на три разнообразных и несродных сущности, чтобы не впасть в безумие Ария».

Очевидно, что способ существования Единого Бога в трех Лицах в сущности  своей непостижим и непредставляем для человеческой мысли.

Каждое Лицо Святой Троицы, сохраняя Свою самостоятельность и Личность, находится в двух других и не может быть представлено без Них; все три Лица взаимопроникаются, живя вечно одно в другом, с другим, для другого. (Иустин, иеромонах. Догматика Православной Церкви. М.,  1990, с.14-115).

Говоря об Отце и Его Личных свойствах, нужно отметить, что говоря вообще о трех Ипостасях, все-таки мы выделяем одно начало, ибо Отец - начало Сына и Духа, не по времени, а по причинности, потому что Слово и Святой Дух от Отца, хотя и не после Отца. Св. Григорий Богослов говорит: «Отцу нельзя приписывать начала, чтобы мы не ввели чего-либо более первобытного, чем Первобытный, и тем не уничтожим Существо Первобытного; и не можем  мы Сына и Духа Святого считать безначальными, чтобы не отнять у Отца Его личного свойства. Ибо Они небезначальны и в то же время каким-то образом безначальны, в чем и заключается удивительность  и необычность».

Несказанным и незамысимым образом Отец вечно рождает Сына и вечно производит Духа. Никакое рассуждение не может даже приблизительно выразить этого несказанного рождения и невыразимого исхождения.

Св.Иоанн Дамаскин говорит: «Различие между рождением и исхождением существует, - но природу этого различия мы не можем никоим образом постигнуть».

Личное свойство Сына - это рождение. Бог по природе и существованию выше времени и пространства, не рождает во времени, временно и пространственно, но рождает Сына вечно, неизменно, бесстрастно.

В вечности не было момента, когда бы Отец был без Сына, Они всегда существовали и существуют вместе, Отец, как Отец, а Сын, как Сын. Отец всегда рождает Сына, и Сын рождается от Отца.

Как слово человеческое рождается от разума действием внутреннего движения духа, но не умаляет разум, а служит его выражением, так и Сын духовно рождается от Отца, не умаляя этим Отца, но являясь вечным Словом Отца, вечным Разумом Отца, вечной Премудростью Отца, вечным Сиянием Славы Отчей, вечным Образом Отца. (1 Кор.1:24, 2Кор. 4:4, Евр.1:3).

Личное свойство Духа Святого - это Его исхождение от Отца.

Никео-Царьградский Символ веры гласит: «И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки».

Очень интересно здесь будет высказывание  св.Василия Великого: «Уверяю, всякого человека, исповедующего Христа, но отрицающего Бога, что ему Христос не принесет ни какой пользы; уверяю также всякого призывающего Бога, но отвергающего Сына, что его вера напрасна; уверяю также и всякого отстраняющего Духа Святого, что его вера в Отца и Сына будет бесполезной, ибо он не может иметь такой веры без присутствия Духа. Ибо не верует в Духа, то не верует в Сына, а кто не верует в Сына, тот не верует в Отца». «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Неверующий в Духа не имеет удела в истинном поклонении, ибо невозможно иначе поклоняться Сыну, как только Духом Святым, и не возможно иначе призвать Отца, как только Духом усыновления».

Дмитрий Соловьев.

Ученик 3 класса Белгородской

духовной семинарии с миссионерской
направленностью. г.Белгород. 1999 г.

Обновлено (16.09.2017 17:05)

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: