Казахстан – земля мучеников
За каждый прожитый день происходит множество событий и в стране, и в мире, и в нашей повседневной жизни. И хотя их смена обновляет нашу жизнь, все же эти события заставляют нас привыкать к ним и воспринимать как что-то обычное. За одну минуту в мире умирает 90 человек, значит на одну секунду приходится 1,5 человека, за год в иной мир переходит 5 млн.человек, а рождается чуть-чуть больше. И на память приходят слова известной песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». В реальности, действительно, мы проживаем только миг, а прошлое остается в истории. Будущее же еще не наступило. И этот миг, который, по сути дела, является нашей реальной жизнью, мы заполняем суетой, беспокоимся о глобальных проблемах, об экономическом развитии страны, о новых законодательных актах, ищем свежие новости - и так беспрерывно. Все это на первый взгляд обычная мирская жизнь, но эта обычная мирская жизнь прекращается у меня тогда, когда я переступаю порог храма. Здесь, в Доме Бога Вышняго, начинаешь понимать и осознавать насколько эта суета пуста и никчемна. Здесь, в Храме Божием, начинаешь понимать и осознавать, что эта суета вытесняет из нашей жизни Бога, а без Бога вся наша жизнедеятельность обесценивается и приходит к тупику: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а за тем мы наш, мы новый мир построим - кто был ничем, тот станет всем» (гимн «Интернационал»). Идеи хорошие, но к чему они привели? К обнищанию населения, падению нравов, разрушению культуры и духовности - к полному тупику.
Вокруг храма кипят страсти: люди женятся, разводятся, взрывают, делят, обманывают, а в храме совершается тихая молитва. И, несмотря ни на что, эта молитва Церкви «за всех и за вся» будет продолжаться до скончания века. На каждом Богослужении Церковь Христова в духе любви совершает свои молитвы за мечущийся мир, за отчизну, природу и народ. В газетах пылают страсти, интриги, а священники православные на Богослужении под пение хора многократно повторяют: «О богохранимой стране нашей казахстанской, Президенте, властех, воинстве и народе ея Господу помолимся! О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся! О даровании плодов земных и временех мирных Господу помолимся!», - эти слова, как живительный бальзам, умиротворяющий стихии житейского моря. Они наполнены такой искренностью и простотой, и в то же время, такой любовью и нежностью к своему народу, Отечеству, к своему граду, на которую способна только Церковь Христова. Ведь как Христос положил жизнь свою за нас и нашего ради спасения, так и мы на молитве и Богослужении полагаем минуты и часы, вымаливая у Бога блага людям, нас окружающим, городам, в которых мы живем, земле, которая нас кормит. И пусть житейские волны будут продолжать возвышаться и яриться, Церковь Христова будет продолжать свое плавание по пути к Небесному Отечеству, беззаветно желая спастись всем.
Казахстан - земля мучеников
Казахстан - земля мучеников. Сколько здесь пролито невинной крови! Сколько верующих людей полегло здесь за свои убеждения! Обильно пропитана земля казахстанская потом и кровью людей, стойко стоявших за веру в Бога. И, наверное, их кровь, как семя, посеянное в землю, дает плод, который мы все видим сегодня - семя миролюбия, свободы и взаимной дружбы ислама и христианства, и дай Бог, чтобы так продолжалось на долгие года, на долгие столетия - навсегда!.
Новые горизонты взаимоотношений государства и религиозных объединений, которые заменили старый уклад и строй, стали выражаться в разных поощряющих религию со стороны государства мерах. У религиозных объединений появилось право юридического лица, а следовательно возможность иметь в собственности недвижимость, защищать свои права и интересы в суде, религиозные организации могут теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации. Командованию воинских частей запрещено препятствовать военнослужащим участвовать в богослужениях в свободное время. Дозволено совершение религиозных обрядов в больницах, госпиталях, домах престарелых, в тюрьмах и лагерях.
Пик фундаментального изменения закона пришелся еще на постсоветский период и отразился на законах всех стран, составляющих нынешнее СНГ, в том числе и на законе суверенного Казахстан. Первого октября 1990 г. был принят Закон, который сохранил прежний Совет по делам религий, но существенно менял его функции в сфере отношения к религии. «Государственный орган СССР по делам религий является информационным, консультативным и экспертным центром» (Русская Православная Церковь в советское время. М., 1995, с.284).
Радикальные перемены в правовом статусе религиозных объединений, рост влияния и высокий авторитет ведущих религиозных организаций Ислама и Православия не вызывали, мягко говоря, энтузиазма у сторонников прежних порядков. И только каким-то чудом или мудрой политикой в Казахстане посткоммунистический вакуум, образовавшийся после 70-летнией атеистической пропаганды, тихо и спокойно сумел перейти в нормальные взаимоотношения атеистов и верующих, чего нельзя сказать о России, где, к сожалению, энтузиасты и сторонники прежних законов приняли новый Закон, легализовавший религию, в штыки. Так, 9 сентября 1990 г. неподалеку от своего дома был убит широко известный на Западе и пользовавшийся большим авторитетом в церковной и около церковной интеллигенции протоиерей Александр Мень. Вся Россия была потрясена злодеянием, совершенным в Оптиной Пустыни на Пасху в 1993 г., - убийством монахов Русской Православной Церкви.
К счастью Правительство нашей Республики в переходный момент от массового атеизма к массовому либерализму сумело поставить мощный заслон для проникновения деструктивных и тоталитарных сект, как христианского, так и исламского направления. Но этого мало - даже самый мощный заслон имеет иногда трещины, через которые проникают духовно нечистоплотные люди, а иногда и целые организации, которые стремятся (а в некоторых случаях, не просто стремятся, а делают это намеренно) не признавать авторитета никакой власти, подрывают демократические устои нашей Республики, запрещают своим адептам служить в армии, разжигают национальные или расовые конфликты, калечат психику нормальных людей. К сожалению, действовавший Закон «О свободе совести» открыл широкие ворота для деструктивных и тоталитарных религиозных объединений. И часто эти новоявленные религиозные модернистские организации, прикрываясь красивыми названиями и якобы международным признанием, получали государственную регистрацию и начинали свое «черное дело» на территории нашей страны. И к великому сожалению, на территории нашего суверенного государства продолжают свою деятельность психолого-терапевтические и сатанинские организации религиозного толка.
Политические перемены конца 1980-х и начала 1990-х годов вызвали колоссальный рост числа действующих на территории Казахстана новых религиозных организаций. При этом некоторые новоявленные религиозные организации уже успели «прославиться» в мире, как практикующие психотеррор в отношении своих последователей, подозреваются в шпионаже, известны множеством судебных процессов по фактам нанесения психического и физического вреда адептам, различных антиобщественных и антигосударственных действий, вплоть до проникновения в государственные органы. Кстати, работа некоторых так называемых тоталитарных религиозных объединений уподоблется действиям специальных служб. Многие религиозные объединения занимаются абсолютно неконтролируемой «целительской» деятельностью, приводящей часто к умопомешательству и подрыву здоровья людей, а на языке сектантов такой подрыв здоровья человека после продолжительного лечения - кара за грехи.
Так что же такое тоталитарная секта? Часто в адрес православных или мусульман от адептов сект христианского направления (например «Аум Сиреке» и др.) или исламистского (к примеру, ваххабитов) слышатся упреки: «почему вы нас называете сектантами?» Но эти упреки разбиваются как лодки о камни при первой же полемике. Если мы называем ваххабитов сектой, то только потому, что с традиционным исламом эти политиканствующие элементы ничего общего не имеют. Т.е. они отсечены от традиционного ислама и их «выходки» нельзя приписывать всему исламу. То же самое можно сказать и об «Аум Синреке» - они отсечены от христианства, и их поведение отнюдь не сообразуется ни с какими христианами. Поэтому от таких «горе-мусульман» и «горе-христиан» возможны непредсказуемые действия, направленные и против личности, и против государственных органов, и против общества в целом.
В 2011 году в жизни Республики произошло неординарное событие - открылись 3 новые епархии Русской Православной Церкви в Казахстане. Общее число епархий выросло до восьми. Со времен постперестроечного периода Церковь Христова старается играть в жизни Казахской ССР, а позже и независимого Казахстан, не только религиозную, но и социальную роль. И новые структурные объединения призваны эту роль развивать и усиливать.
В 1984 году 1-го апреля на Алматинскую кафедру был наречен наместник Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит Евсевий. После хиротонии во епископы он получил титул Алматинского и Казахстанского. Пробыв на кафедре до 20 июля 1990 г., переведен в Поволжье, а ныне возглавляет Псковскую кафедру в сане митрополита. В тот же день и год - 20 июля 1990 года на Алматинскую и Казахстанскую кафедру назначают следующего наместника Троице-Сергиевой Лавры - Архимандрита Алексия. Почти год новоизбранный Владыка управляет обширной Казахстанской епархией. В 1991-м году Казахстанскую епархию делят на три части - три равноправные епархии с подчинением Святейшему патриарху Московскому. Епархиальные архиереи получили титулы - Алматинский и Семипалатинский, Уральский и Гурьевский, Чимкентский и Акмолинский. 31-го марта 1999 года Алматинская и Семипалатинская епархия Указом Священного Синода РПЦ переименовывается в Астанинскую и Акмолинскую. 7-го октября 2002 года архиепископа Астанинского и Акмолинского Алексия переводят в Тулу, а через несколько лет награждают саном Митрополита.
Решением Синода от 7-го мая 2003 года в Казахстане открывается митрополичий округ. Возглавил новообразованный Митрополичий округ митрополит Астанайский и Акмолинский Мифодий, переведенный с Воронежской кафедры. Юридически в 2003 году произошло открытие Митрополичьего округа, но практически, реально вплоть до 2010 года округ, как административная структура, не существовал. Синод РПЦ освободил Митрополита Мефодия от управления митрополичьим округом и перевел в Пермь, а на его место был избран председатель молодежного отдела Священного Синода архиепископ Костромской и Галичский Александр. Через несколько месяцев после назначения архиепископа Астанинским и Акмолинским 26 июля 2010 г. ему присваивается титул Астанайского и Казахстанского. 28 июля 2010 г. в день святаго равноапостольного князя Владимира на центральной площади г.Киева во время Божественной Литургии Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом архиепископ Александр возведен в сан митрополита. С 6-го октября 2011 г. митрополит Александр является постоянным членом Священного Синода РПЦ.
В настоящее время в митрополичий округ входит 8 епархий:
1) Астанайская - Алматинская область, г.Алматы, г.Астана. В епархии 61 приход, 4 монастыря 64 воскресные школы, 1 семинария. Возглавляет епархию Митрополит Астанайский и Казахстанский викарный архиерей, ректор АДС, епископ Каскеленский Геннадий;
2) Уральская и Гурьевская - Уральская, Актюбинская, Атырауская и Мангистауская области. Насчитывается 15 приходов. Возглавляет архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний.
3) Кустанайская и Руднинская - Костанайская область. Правящим архиереем
является епископ Анатолий.
4) Павлодарская - Павлодарская область. Управляющий епархией - епископ Варнава.
5) Петропавловско-Булаевская - Северо-Казахстанская область. Управляющий епархией - епископ Гурий.
6) Карагандинская - Карагандинская область. Титул епископа - Карагандинский и
Шахтинский. Управляющий епархией епископ Севастиан.
7) Кокшетауская - Акмолинская область. Временно управляет епархией
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
8) Чимкентская - Южно-Казахстанская, Кызылординская и Жамбылская
области. По данным на сентябрь 2011 г. она включает в себя 94 прихода, 22 часовни, 80 священников, 11 диаконов, 19 заштатных священнослужителей, 2 православные гимназии, 47 воскресных школ. Титул епархиального архиерея - Чимкентский и Таразский. Управляет епархией с 15 февраля 1991 года архиепископ Елиферий.
Православные церкви являются динамичными организациями, продолжающими нести Весть о Воскресшем Спасителе в современном Казахстане.
Земля Казахстана - это земля, освященная кровью мучеников. Первый мученик, проливший свою кровь за веру в Бога, был епископ Пимен Верненский (Белоликов), пострадавший на заре коммунистической власти - 16 сентября 1918 года. Начиная с этого времени, со всех концов бывшего Союза в Казахскую ССР ссылали всех лучших людей нашего Отечества - цвет веры, науки, культуры, тружеников на Ниве Христовой. Поименно мы знаем не многих, но кровь, пролитая ими, является лучшим свидетельством их святого подвига. Святые мученики Серафим и Феогност Алматинские, преподобный Севастиан Карагандинский, святитель Николай Алматинский, старец - митрополит Иосиф Алматинский и многие-многие другие, прошедшие через пытки и унижения, муки в застенках КАРЛАГА, и своею кровью, засвидетельствовавшие непоколебимость Церкви Христовой. Сегодня они предстоят Престолу Божиему и молятся о нас.
Святии новомученицы и исповедницы земли Казахстанския, молите Бога о нас!
Молитва
О, преславнии воины Отца Небеснаго! О, Божественнии храборницы! В годину гонения лютаго в земли Казахстанстей за веру Христову пострадавшии и сея земли предстатели теплейшии явившиися! Вам ныне мы, смиреннии и недостойнии, усердное моление приносити дерзаем в день благознаменитый праздника вашего. Обаче недоумеюще, како нарещи вас подобает или како по достоянию воспети подвиги ваша, сице вопием:
О, святителие Христовы, Евангелия Божественнаго и предания церковнаго носителие, о народе Божием печальницы! Помозите нам закону Господню прилежно поучатися и ближним своим милости творити, да будем достойни вашея любви и заступления.
О, священницы Господни, Жертвы Безкровныя совершителие и о прощении грехов людей христоименитых ходатаи! Испросите нам прилежание к службе Божией и попечение об исправлении грехов наших.
О, преподобнии отцы и матери, во ангельстем чине Богу послужившии, страстей победителие и даров Духа Святаго честнии сосуди! Излейте на нас благодать даров ваших, да возревнуем страсти вся победити.
О, страстотерпцы Божественнии, терпения адаманти твердии, кротости Христовы цвети благоуханнии! Далече отжените от нас малодушие и ропот, научите нас надежду на единаго Бога спасающаго возлагати и ближних немощи терпеливно носити.
О, святии сродницы наши, Земли Казахския украшение, юдоль печальную в славы Божия селение претворившии, равноагельнии хранителие градов и весей наших, о людех православных приснии молитвенницы! Якоже во время земнаго жития вашего во всяких нуждах страждущим помогали есте, тако и ныне будите нам помощницы и заступницы, яко велие дерзновение пред Богом стяжали есте, в тяжких страданиях верны Христу явившеся. Помозите нам поприще земное без порока прейти и Царствия Небеснаго достигнути и тамо купно с вами прославляти в Троице певаемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Протоиерей Димитрий Соловьев
ноябрь 2011 г.
Обновлено (26.02.2014 15:00)