«Не ешьте» друг друга
Эта история произошла не в нашем городе, но один священник рассказывал мне о ней, как о реальной, произошедшей с ним. Однажды, в первую неделю Рождественского поста, он встретил своего соседа, который жил в соседнем подъезде и по идеологии был ярый марксист-ленинист. И вот, этот человек спрашивает батюшку: «Что, у вас опять пост начался?» Батюшка же, зная его ленинские взгляды, удивился и задал встречный вопрос: «А откуда ты знаешь?» На что коммунист ответил: «Да как же тут не знать, надо мной живет «верующая семья», и, когда начинается пост, они так начинают кричать друг на друга, бить посуду, кидать кастрюли, что мне приходится стучать им по батарее. Так вот по этой семье я и определяю, когда наступает пост. Батюшка задумался: действительно, насколько важно в постные дни придерживаться не только «религиозной диеты», но не забывать о мире и радости в душе.
Мы с вами так привыкли к статьям и изданиям о посте, что иногда даже ленимся их читать. Нам кажется, что о посте и постных днях мы все знаем. В начале поста мы думаем, как его провести, а в середине поста начинаем жить наступающим праздником. Всем нам не впервой уже слышать рассуждения о том, что пост состоит не только в воздержании от мясной, молочной пищи, но и в стремлении «не есть» людей. Так вот и получается, что пост у нас два в одном - «не кушать» людей и не кушать мясо. Но что-то важное в этом мы пропускаем мимо ушей, так что пост, проведенный нами, оставляет нас такими же, какими мы были.
Христианство и, в частности, православие антисовременны. Но не потому, что оно отстает от традиций мира, а потому, что между Церковью и миром существует огромная пропасть. Религией сегодняшнего мира является комфорт. Христианство же в дни поста пытается привить человеку стремление хотя бы в чем-то отказываться от комфорта.
Давайте порассуждаем. Христианин, держащий пост, с точки зрения мира находится в оппозиции к его ценностям. Ведь действительно, хотя люди и говорят, что их ценности - это образование, здоровье и т.д., но на самом деле их реальной ценностью является все тот же комфорт, снаряженный самыми простейшими вещами: подольше поспать, побольше поговорить, повкусней поесть, пораньше убежать с работы, приврать, обидеться, осудить. И в пост наша задача не просто в чем-то себя ограничить, а постараться бороться именно с этими комфортными вещами. Тогда пост будет оставлять в нашей жизни действительно заметный след.
Мы не говорим, что надо отказываться от всего - этого делать не нужно, это и бессмысленно, и не полезно, и не реально. Нужно лишь на маленькую капельку отказаться от своего комфорта. Святые отцы уходили в пустыню, неделями питаясь капельками воды и травой, накладывали на себя другие, такие серьезные, кажущиеся нам сказочными подвиги.
А что делать нам, вот таким мирским, немощным, слабым и много говорящим о посте (я имею в виду кулинарию)? Нам нужно было бы стараться держать свой пост не в одной или двух вещах, а во всем, что нас касается, внутренне показывать себя пред Богом, держащими пост.
Раньше, до поста мои мысли витали (и хорошо, что на колхозном рынке, а не где-то похуже), а в дни поста мысли надо постараться наполнить. Раньше мы пытались отлынивать от церкви, а в дни поста надо, пересиливая себя, с радостью посещать храм Божий. Раньше мы были любители поспать, а в дни поста надо стараться подыматься на 20 минут раньше.
И таким образом пытаться во время поста затрагивать все аспекты своей жизни, не бояться слыть несовременным, а пытаться в это время ущемлять себя, подражая примеру святых отцов.
Протоиерей Димитрий Соловьёв
Ноябрь 2011 г.
Обновлено (29.09.2014 07:35)