Се стою у двери и стучу…

XXI век принес много нового, до этого никогда не происходившего с человечеством практически во всех сферах. В человеческие отношения вкралась черствость. В духовной сфере возобладал эгоизм. Во временном пространстве при всем прогрессе науки - нехватка времени. В аскетическом - неспособность толкать себя на подвиг. В политике  впервые за все существование мира на земном шаре воцарился капитализм. Еще до недавнего времени этому как-то сопротивлялся незабвенный Фидель Кастро, а сейчас победа почти полностью одержана. Все вокруг меняется, а мы, люди, похожи на человечков, которые живут в стеклянном доме и бросают камни в окружающее их стекло.

Как-то на экраны мирового кино вышел фильм, уже не помню его названия, в этом фильме принц и единственный наследник африканского короля ищет себе супругу. И вот он находит вторую половинку, которая, как он считает, может стать достойной женой коронованного наследника. И все было бы в ней хорошо, если бы не одно «но»: на вопрос «что ты больше всего любишь?» она отвечала: «То, что любишь ты». Что ты больше всего предпочитаешь? - «То, что предпочитаешь ты». Этого было достаточно, чтобы принц расторг помолвку, ссылаясь на то, что он ищет любящую жену, а не бездушную игрушку. Но проблема оказалась не в девушке, а в нем: как выясняется в ходе этого фильма, с любой девушкой, с которой он знакомится в своем королевстве, происходит то же самое, но принцу нужна личность, которая бы не просто преклонялась перед его положением в обществе, а которая бы его искренне любила. И вот он покупает билет на самолет и летит в Америку в качестве простого рабочего, чтобы найти ту достойную, которая полюбила бы его, невзирая на положение в обществе.

Наверное, многие замечали, что Господь, создавая блага на земле: землю, скотов, рыбу, зелень, траву, светила, как бы по особенному творит человека. Перед самым творением человека Библия как бы отступает от привычного повествования и приписывает Богу размышление о том, стоит ли творить человека или нет: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». (Быт.1:26) К чему такой вопрос в устах Божиих? Святой преп. Андрей Рублев в своей неподражаемой иконе Троица изображает этот совет Божий. Перед тем, как создать человека, Господь предвидит, что человек падёт, что человек отвергнет голос совести и зов разума, что понадобятся смерть и страдания Сына Божия для того, чтобы искупить человеческий грех. И в то же время, кроме всего этого, Господь создает не просто живую душу, а Господь создает личность. Многие богословы отмечают, что в тот момент, когда Господь создал неповторимую человеческую личность - в начале в лице Адама, а затем в лице каждого из нас, - Он ограничил Самого Себя. Всемогущий Бог по отношению  к человеку как бы (поймите только правильно) перестал быть Всемогущим. Не верите? А вспомните слова Христовы «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Перед личностью человека, перед его характером Господь как бы смиренно преклоняется и тихо-тихо  стоит и стучит в двери человеческой души. Зачем Он это делает? Он хочет, чтобы мы любили Его не как властелина, от которого зависит наша жизнь, а как любящего и нежного Отца. Как Он это делает? По-разному: через трудную болезнь, через добрых человечков, через услышанную проповедь, - просто стоит и стучит, а мы откликаемся или отворачиваемся. Тогда, на предвечном совете Святой Троицы Господь прекрасно понимал, что создавая человека, как личность, со своими амбициями, взглядами, настроениями, Он умаляет, т.е как бы ограничивает Самого Себя. Но все же любовь к человеку у Бога настолько велика, что Он готов идти даже на это «самоограничение». Поэтому точно святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов отметил: «Бог есть любовь». Почему? Потому что все Его действия - действия любви, от самого первого дня существования человека и до самого последнего Господь будет проявлять себя, как любящий Отец. И на эту Любовь Божию к человеку по-настоящему человек может откликнуться тоже только любовью.

Святой Апостол Павел подмечает: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор., 13, 1). Откликаясь на призыв Божий к нам и взирая на Самого любящего Господа, мы должны также возлюбить Господа Бога своего всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим, и всею крепостью своею.

Протоиерей Димитрий Соловьёв

Февраль 2012 г.

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: