"Убийство" семьи
Не так давно подошел один человек и задал вопрос: «Можно ли освятить квартиру с черновой отделкой?» Конечно можно, но лучше было бы, если бы ремонт был закончен и в квартире собрались все члены семьи. Наступил этот момент, я приехал на освящение, но войдя в квартиру заметил, что из членов семьи только молодая женщина и кот.
А где же муж? - спросил я.
- Выгнала, - ответила хозяйка.
- А что случилось?
- Кот ходил в туалет в сапоги мужа, он возмутился против кота и я его выгнала.
Я думаю, что каждый из нас знает таких людей вокруг себя, которые «сюсюкаются» с собаками, целуются с кошками и ... ненавидят людей. И такое происходит не только в отношении супругов, еще ярче это выражается и по отношению к детям, когда вместо семьи выбирают четвероногого питомца. Причем своих кровных детей не просто не хотят, их жестоко убивают с помощью таких способов, которые не приснились бы и в самом страшном сне даже Адольфу Гитлеру.
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» (Быт.1:28) - это первая заповедь, данная Господом людям. Этой заповедью утверждается семейная и брачная жизнь, как основное, главное волеизъявление человека. И хотя из этого правила бывают исключения, например, монашество или целибатство, но исключения ли это? Скорее всего, нет, потому что монахи-священники тоже «плодятся и размножаются» и именно поэтому мы называем их отцами, но этот плод совершается в духе их детей. И монахинь-женщин мы называем тоже матерями, матушками именно поэтому. Своим образом жизни они действительно перерождают людей, перерождают своих духовных чад.
После сотворения Евы в Библии звучат слова, над которыми спорят богословы: «И оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть» (Быт.2:24). Некоторые приписывают эти слова Адаму (но были ли у Адама отец и мать?), а некоторые - Самому Богу. Но как бы то ни было, Слово Божие однозначно утверждает, что «будут двое едина плоть», а это значит, что союз брака настолько велик и свят, что с этим союзом не сможет сравниться никакой другой на земле, даже союз матери и ребенка.
Есть только один союз, который является подобием брака, - это союз Христа и Его Церкви: «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь: зане уди есмы тела его, от Плоти его и от костей его. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь.» (Еф.5:28-32).
Согласно Слову Божию на земле ближе, чем муж и жена, не существует людей, и словами «оставит человек отца и мать» подтверждается, что после заключения брака в глазах Божиих семья становится автономной. Если до вступления в брак родители могли влиять на свое чадо, внушать и вкладывать в него что-то, могли помогать ему даже в выборе жениха и невесты, то после вступления в брак родители не имеют права вмешиваться в жизнь своих детей. Повторяю: «оставит человек отца и мать», - и это решение Бога ни кто не вправе отменить. Да и любая попытка влезть кому-то в чужую семью чревата серьезными разногласиями в ней. В семье последнее и главное слово за мужем и даже если кто-то с этим решением может быть не согласен, то действительным основанием несогласия с ним может быть только противоречие решения мужа Слову Божию.
В современном мире создана масса условий, чтобы уничтожать этот великий союз брака и, прежде всего, конечно, это состояние, когда кто-то позволяет себе жить с чужим мужем или с чужой женой. Мне всегда было интересно, почему согласно апостольским правилам прелюбодеяние приравнивается к убийству: за вольное убийство отлучали от Церкви на 25 лет, за прелюбодеяние - на 20 лет. Причем при всем этом, епитимьи, касающейся греха блуда, довольно снисходительны - до 5 лет. И только теперь, вдумываясь в заповедь «будут двое едина плоть», мне стало ясно, что люди, разрывающие эту «едину плоть», становятся настоящими живодерами. Ведь, по сути, и убийца и прелюбодей совершают одно и то же дело, только убийца убивает одного человека, а прелюбодей рвет на куски человеческие взаимоотношения, семью, душу - всё то, что подразумевал Господь, когда говорил «будут двое едина плоть».
Как может Церковь защитить семью? Что могли Апостолы противопоставить прелюбодеянию? Как они могли противоречить живодерам? Только отлучением от Церкви. Отлучением не из-за осуждения, а отлучением ради защиты семьи, верности, брака и чистоты. И вот, когда мне приходится слышать об изменах, передо мной всегда предстает картина, когда человека по живому разрывают на куски. И хотя измену всегда можно оправдать, но боль и тяжесть греха от этого не уменьшатся ни на каплю, ведь слова Господа в отношении брака непреложны: «БУДУТ ДВОЕ ЕДИНА ПЛОТЬ», - и никто, ни при каких обстоятельствах не в праве отменить это установление Господа.
Протоиерей Димитрий Соловьев,
март 2012 г.
Обновлено (08.03.2012 22:10)