Язвы нашей души
Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику; священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист. (Кн.Лев.13:9-13).
Совсем непонятные слова находим мы в Слове Божием, с первого взгляда кажущиеся какой-то «авторской ошибкой»: «священник осмотрит... и если кожа бела ... то это застарелая проказа», но «если проказа расцветет на коже и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног... то он объявит больного чистым, потому что всё превратилось в белое: он чист». Когда проказа не покрывает всего тела, священник должен признать больного нечистым, но если проказа распространилась с головы до ног «сколько могут видеть глаза священника», то Библия говорит нам: «он чист». Странное рассуждение. Но странное ли оно? Не будем рассматривать его в медицинском плане, скажем лишь о том, что повествует нам Слово Божие в отношении нашей души.
На исповедь мы тоже приходим к священнику, и священник, принимающий ее, разрешает нас от грехов или оставляет нас с грехами. Но как определить, искренне кается человек или нет? По настоящему определить это возможно лишь по тому состоянию, с каким сам кающийся подходит к этому таинству. Если кающийся человек видит себя грешным частично, лишь в чем-то, то такое духовное прокажение оставляет человека нечистым. Но, если кающийся, подходя к Святому Таинству, видит себя грешным с головы до ног, то и покаяние можно признать живым и действенным. Обычно человек, кающийся частично в своих грехах, рассуждает приблизительно так: «Да, я грешный, да, на моем духовном теле есть проказа, но как прокажены остальные люди, сколько проказы на них, сколько грехов у людей, которые меня окружают! Я-то конечно грешный, но, в замен своим грехам, я хожу в храм и обязательно ставлю свечи, а они - и говорить не хочется...». Христианин, который себя не оправдывает, не смотрит ни на кого, у него хватает своих грехов и ему нет дела до грехов ближнего, на кого ему смотреть? Духовная проказа покрыла его душу с головы до ног, и на ум такому человеку может прийти только одно - «Боже, будь милостив ко мне грешному» (Лк.18:13). Но когда человек признает себя прокаженным и не частями, а целиком, в душе и сердце, - наступит прощение, а вместе с ним радость и покой.
На Богослужении часто поют: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», - эти оправдания Господни приходят всегда тогда, когда человек себя осуждает. Когда человек начинает себя оправдывать, выгораживать, то приходит осуждение Господне. Очень хорошо это выражено в притче о мытаре и фарисее, где фарисей осуждается, а мытарь оправдывается. Царь Давид, которому принадлежат эти слова (Пс.118), осуждал себя и искал оправданий Господних. Мы же себя постоянно оправдываем и как будто бы сами себя осуждаем.
В 4-й главе Бытия описывается страшная трагедия в истории рода человеческого - убийство Каином Авеля. И вот что особо поражает в этом повествовании - что Господь ведет диалог не столько с праведным Авелем, сколько с грешным Каином. Казалось все должно быть ровным счетом наоборот, но вчитываясь в слова Священного Писания, мы просто не можем не удивляться милости Божией: «Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.» (Быт.4:3-12).
Удивительно то, что Господь собеседует с грешником и уделяет грешнику большее внимание, чем праведнику. Вам это ничего не напоминает? Напоминает Спасителя, который говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние» (Мф.9:13). А в миру, кстати, бытует другая теория, совершенно противоположная Евангельской, - что грешников Бог не слушает, с ними не собеседует, от них отворачивается. Но так ли это на самом деле? Конечно же, нет. Уже много лет в Троице-Сергиевой Лавре окормляет народ архимандрит Наум (Байбородин). Будучи 81-летним старцем, он продолжает принимать тысячи людей. Однажды к нему пришла уже совсем немолодая женщина и сказала о том, что ей явилась Пресвятая Богородица. Все, находящиеся около отца Наума стали смеяться, а батюшка, резко оборвав всех, сказал: «А я верю, что этой женщине могла явиться Матерь Божия, хотя мне она никогда не являлась. Но потому, что мы находимся у Трапезы Господней, а эта женщина далеко, отошедшая от Церкви Христовой, как раз и нуждалась в особом диалоге с Царицей Небесной».
Святые отцы подчеркивают, что чудеса особенно часто проявляются к людям, далеко отошедшим от Него. Для верующего же человека вся жизнь является чудом. Великое чудо - пролитая на Кресте Кровь Христа Спасителя, чудо, когда грешник на исповеди претворяется в праведника, чудо - сама наша жизнь со всеми ее проявлениями. Для человека верующего все вокруг является одним сплошным чудом. Очерствевший и неверующий человек часто нуждается в каком-то особом чуде, для Каина этим чудом явился диалог Божий с ним, для кого-то, может быть, исцеление от болезней, а для кого-то авария без жертв. Но, как бы то ни было, и для праведников и для грешников Господь всегда являет чудеса, и только от нас самих зависит, как мы откликнемся на Чудо Божие.
Протоиерей Димитрий Соловьев
Март 2012 г.
Обновлено (01.04.2012 02:10)