Интервью протоиерея Димитрия Соловьева газете "АКТОБЕ ТАЙМС"
Русская Православная Церковь объявила о всеобщем молебне в защиту Церкви и ее святынь, который должен пройти 22-го апреля во всех епархиях РПЦ. Такое постановление принял Высший Церковный Совет под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
С вопроса об этой всеобщей церковной акции мы и начали разговор с протоиереем Димитрием Соловьёвым, настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира.
- Этот молебен служится только в Кафедральных храмах, не во всех. Кафедральный храм есть один на каждую епархию, это тот храм, где служит епископ, у нас в Актобе - это Свято-Никольский собор, на Водно-зеленом бульваре. Будет ли там проведен этот молебен, я, честно говоря, пока не знаю. (Интервью с отцом Дмитрием записывалось в субботу, накануне Пасхи - прим. авт.)
- Разве распоряжения Церковного Совета не обязательны к исполнению?
- Нет, решения Высшего Церковного Совета не обязательны и носят, скажем так, рекомендательный характер. А вот если идет распоряжение Патриарха, Священного Синода, Архиерейского собора или Поместного собора, то эти приказы рассылаются специально по всем епархиям и обязательны к беспрекословному и строгому исполнению. Высший Церковный Совет ниже по статусу и, конечно, многое определяет, но в целом, это рекомендательный орган.
- Вот этот молебен - такой достаточно масштабный. Ситуация на самом деле так ужасна? Ведь кроме защиты святынь, речь еще идет о некой спланированной и масштабной атаке на Церковь.
- Вы знаете, мы не видим и не чувствуем никакой антицерковной атаки, потому что живем в Казахстане, и здесь её нет, действительно. Потому что здесь в Казахстане, слава Богу, общее положение в целом лучше, чем в России. У нас и экономическая ситуация лучше, у нас уважительнее относятся к людям, и сами люди, в большей своей части, ведут себя проще, скромнее и спокойнее. В России люди живут уже по совсем другим законам, это уже другая страна. В России Церковь воспринимают более конфрантационно, потому что все церковное идет вопреки тому, чему учит современный мир. Когда женщины молодые ходят, не побоюсь этого слова, полуголые, в татуировках чуть ли ни тюремных - церковь этого, конечно же, не приветствует и учит быть скромнее. Естественно, что эти призывы вызывают некое обострение между обществом и Церковью.
- Разве у нас нет такой молодежи?
- У нас это тоже есть, но это не носит такой массовый характер. Поэтому мы этого здесь не чувствуем, а в России, мне кажется, это есть. И экономическая ситуация, повторюсь, играет немаловажную роль. Даже взять города, которые рядом: Орск и Оренбург. Там и цены выше, чем у нас, и коммунальные платежи огромные. Мне рассказывали о бабушке, у которой пенсия 7 тысяч рублей, а коммунальные платежи в сумме 5 тысяч. И получается, что на жизнь остается всего 2 тысячи рублей в месяц. Власти российские пытаются что-то сделать, но, видимо, недостаточно. А это вызывает напряженность и даже какую-то озлобленность в части общества. И эти негативные настроения людей Церковь тоже ощущает на себе.
- Череда актов вандализма и осквернения храмов, по словам РПЦ, началась с акции девушек панк-группы - Толоконниковой, Алёхинй и Самуцевич , которые исполнили антипутинскую песню на амвоне храма Христа Спасителя. Некоторые СМИ считают, что именно Церковь настаивает на суровом наказании этих девушек, которым теперь грозит 7 лет тюрьмы, они, собственно уже в заключении. С чем связаны такая резкость и суровость РПЦ? Ведь то выступление было не антицерковным, а направлено против существующего режима?
- Не столь важно, против кого или чего была направлена та акция, главное, что храм не должен становиться площадкой для каких-то политических выступлений. Для проведения митингов достаточно других мест. И такое резкое осуждение вызвано, скорей всего, тем, чтобы в корне пресечь подобные действия в будущем. Потому что, если этого не сделать сейчас и спустить с рук, то они будут повторяться. Это, во-первых.
А во-вторых, в храме Христа Спасителя находится величайшая православная святыня - частица Ризы Господней (часть одежды, в которой Христа вели на Голгофу - была подарена в 17 веке персидским шахом Аббасом русскому царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету - прим. авт.). Эту Ризу в древности почитали, как хранительницу всей Руси. Там же в храме Христа Спасителя хранится и гвоздь, который вбивали в Иисуса, пролившего кровь, - это тоже считается великой святыней. И предки наши издревле, когда возникали какие-то проблемы или одолевали недуги, болезни - собирались вокруг этой святыни и обращались с молитвой к Богу, и Господь посылал избавление. И когда представители русского народа, правнуки или праправнучки тех людей, которые молились об исцелении, о России, начинают гримасничать, то это выглядит, как попрание христианских ценностей и просто неуважение к вере своих предков. Это в лучшем случае, просто неуважительное отношение не столько к Богу, сколько к людям, своим предкам. А то, что часть общества требует крайних мер, мне кажется это связано с тем, чтобы пресечь в корне, чтобы было неповадно, чтобы люди видели, что на такие действия есть жесткие меры, которые будут хоть как-то останавливать.
- На прошлой неделе отличились активистки скандального украинского движения FEMEN, которые местом своей акции протеста против запрета абортов также выбрали храм - колокольню собора святой Софии. И реакция Украинской Церкви на схожую, в общем-то, акцию была диаметрально противоположной в сравнении с РПЦ. Киевский митрополит Владимир, по сведениям украинских СМИ, заявил буквально следующее, цитирую: «Это оскорбляет наши религиозные чувства, но реагировать мы будем не по-светски, не политически. Мы будем реагировать по церковному, так, как реагировал Господь на действия тех людей, которые распинали Его на Кресте. Он обращался к Богу в молитве со словами: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». То, что Русская и Украинская православные церкви совершенно по-разному реагируют на очень похожие инциденты - это нормально, на Ваш взгляд? И которая из этих двух позиций ближе Вам лично?
- Украинская Православная Церковь - это хоть и часть Русской Православной, но обладает полной автономией и по размеру Украинская Церковь такая же, как и Русская. Украинская Церковь сама выбирает своего предстоятеля, и митрополит Владимир - это по сути такой же патриарх, только не носит официально такого титула. Предстоятель УПЦ не подчиняется и не подотчетен Патриарху Русской Православной Церкви. Такой же автономией, кстати, обладает Японская Православная Церковь и митрополит Токийский. Украинская Церковь в эпизоде с описанной вами акцией приняла своё решение. Разные ситуации бывают. Мне кажется, что в таких ситуациях нужно, хотя бы внешне, проявить строгость, ведь и сам Господь не всегда поступал милосердно. А в случае с группой Толокнниковой, Алёхиной и Самуцевич совершено такое кощунственное деяние, которое требует строгого наказания. Но строгость человеческая, то есть суд должен быть не медийный, когда СМИ решают кого и как судить, а правовой. То есть судебная инстанция, и её приговор. У нас в храме тоже ведь случается всякое, люди разные приходят. Иногда недовольные люди приходят. Бывает, что пьяные дебоширят и сквернословят. Это тоже кощунство, неуважение к храму.
- Меры какие-то принимаете?
- Милицию вызываем. И, вы знаете, если люди приходят в храм и видят тут строгие порядки, то побаиваются уже. А если всё с рук спускать, то иные и наглеть начинают, ругаются, дерутся. Те же нищие, например, постоянные бойни устраивают; они же платят дань каким-то людям, и все это знают, и милиция знает. То, что приезжают люди какие-то и отбирают деньги у этих нищих. И начинаются драки и разбирательства с криками и матами. А это особенно неприятно во время молитвы, хотя и не в самом храме сквернословят, но слышно же. А когда милицию вызываем, она приезжает и быстро всех на место ставит. Порядок всё-таки восстанавливается, и мы долго потом спокойно служим и просто нормально живём.
- А вообще, паства в последние годы растет или снижается численно?
- Молодеет, в первую очередь. Раньше большинство прихожан составляли «белые платочки», то есть сплошь одни бабушки. Потом стали появляться женщины среднего возраста, еще чуть позже и мужчины. А теперь, процентов 40, наверное, тех, кто приходит в нашу церковь - это молодые люди до 35 лет. То есть, да - и молодеет паства, и больше людей приходит. Знаете, недавно улицу соседнюю хотели перекопать, так люди подходили, спрашивали, как быть, Пасха скоро. А я им отвечаю «Ничего страшного, у нас же немного людей». А мне отвечают «Что Вы, батюшка, мы давно здесь живем, видим, что людей всё больше и больше с каждым годом приходит!». Не знаю, вроде и Собор кафедральный построили, а прихожан действительно становится больше. Может быть, люди выбирают наш Свято-Владимирский еще и потому, что храм старый, намоленный, а люди ценят старину. И это, кстати, так же с теми святынями.
- Что именно?
- Может быть, такое резкое осуждение акции этих девушек из панк-группы последовало, потому что речь шла не о каком-то обычном, а о центральном - Храме Христа Спасителя, где хранятся такие величайшие святыни. Ну, вот возьмем исламские святыни, к примеру, Мекку. Это место, о котором мусульмане даже думают с особым уважением и благоговением. И представьте, что нечто подобное, как выходка группы Толоконниковой, Алёхиной и Самуцевич, случилась бы в Мекке. Не сомневаюсь, что это вызвало бы еще большее негодование и резонанс среди мусульман. Это, мягко говоря. И здесь - то же самое. Риза Господня - не меньшая святыня для православных христиан. И я думаю, что если сейчас проявить строгость, это отрезвит людей, кого-то поставит на место. А если проявить излишнюю мягкость... знаете, люди, к сожалению, часто принимают это за слабость и начинают наглеть.
- А как же милосердие?
- К кому-то нужно и милосердным быть. Но милосердие к кому Господь проявлял? К тем, кто кается. К тем, кто осознает свою вину в чем-то, приходит и просит прощения. К таким нужно проявлять милосердие. А когда человек наглеет, ведет себя вульгарно, как те торгующие в храме, которых изгнал Господь, то о каком милосердии может идти речь? Тут знаете как - когда собака оскаливается, нелишне ей и палку показать.
- К слову о палке... Протоиерей Всеволод Чаплин около месяца назад, наверное, практически призвал защищать христианские ценности при необходимости с оружием. Это позиция Русской Православной Церкви или его личное мнение? И вообще, священник вправе высказывать своё суждение по таким, скажем так, принципиальным вопросам?
- Да, конечно. Если его слова не подтверждаются официальными документами, то это его личное мнение. Он может его высказывать, так же как я, или любой другой священник. От имени Церкви может выступать Патриарх и официальная документация, которая ведется Священным Синодом. В данном случае протоиерей Всеволод Чаплин выступает от своего имени, он имеет на это право, и он высказывает свою позицию, а не Церкви. Церковь защищает нравственные ценности только одним способом - молитвой. Это самый простой способ - обратиться к Господу, чтобы он помог, умирил людей. Если есть какие-то призывы к защите ценностей с применением насилия, то это частное мнение этих людей. Церковь, повторюсь, всегда призывает к миру и спокойствию через молитвы.
- Церковь, Вы сами сказали, призывает прихожан вести себя скромно и достойно. Мне кажется, что и священнослужителям логично вести скромный образ жизни. В историях с часами Патриарха за 30 тысяч долларов и его квартирой СМИ ведь, в том числе, упрекают Патриарха в нескромности - это неприятные факты, но тем не менее.
- На счет часов, я думаю, здесь ничего неприятного нет, дело в том, что часы эти были, и Патриарх сам об этом рассказывал. Единственное, что он их никогда не носил, и те фото, которые были опубликованы в различных СМИ - это, конечно, коллаж. То есть эти дорогие часы были преподнесены кем-то из верующих в подарок Патриарху, и я сейчас не исключаю, что подарены были специально, чтобы потом просто его скомпрометировать. И квартира, о которой идет речь, тоже была подарена тогда еще митрополиту Кириллу Московским правительством... Дело в том, что у меня тоже такая проблема существует...
- Даже так! Вам тоже делают дорогие подарки?
- Да. Здесь вот в чем дело. Иногда приходишь в храм и совершаешь Богослужение в каком-то дорогом облачении. Люди думают, вот в каком дорогом одеянии батюшка пришел, а никто не знает, что оно кем-то подарено и что этот человек потратил на создание такого облачения много времени, сил, денег и своего труда, чтобы расшить его золотом. У человека просто мечта была, чтобы именно в его облачении батюшка проводил Богослужения. И священник надевает эти наряды, чтобы доставить радость тому, кто сшил его своими руками и подарил. И вот прихожу на Богослужение, и кто-то восклицает «Ах, он тут весь в золоте благолепном службу ведет, это же какие деньги! Их же можно было раздать больным или нуждающимся!» и так далее. Но это кровь и пот человека, который сам создал это облачение и сам подарил.
- Это личный выбор человека, Вы хотите сказать.
- Да, это его личный выбор. И вообще, почти всё, что сейчас на мне надето - это подарок кого-то из прихожан. И подрясник, который на мне, и обувь - я себе практически ничего не покупаю. И кушаем то, что остается с панихиды, хлеб всегда домой берем. И это так и бывает по Евангелию: когда ты служишь Господу - Господь Бог тебя и питает. Не надо об этом заботиться, будь то пища, одежда или часы, Господь тебе всё сам даст. Так же и в истории с Патриархом: он же не ходил по магазинам, не искал, не выбирал эти часы, они сто лет ему не нужны. Их кто-то подарил, а отказать человеку, я это по собственному опыту знаю, не всегда возможно. Люди обижаются, когда я, например, отказываюсь брать что-то в дар.
- Но тогда, если принимать подарки от прихожан считается вполне допустимым и нормальным, то почему такой резкой и нервной была реакция Церкви и Патриарха на публикации в СМИ? Ну, подарили часы, квартиру подарили и что такого? Откуда эта риторика об атаке на Церковь, информационной войне? Вам не кажется, что сама Церковь как-то нагнетает и сгущает краски, и даже где-то политизирует ситуацию?
- Может быть это уроки прошлого. Церковь много лет подвергалась гонениям, сколько во время правления большевиков было уничтожено храмов и священнослужителей, которых и на кол сажали и распинали! И это до сих пор временами продолжается, не так давно священник Даниил Сысоев, отец троих детей, был расстрелян прямо в одном из московских храмов. Мы привыкли, что нас гонят и притесняют. Порой, кажется, что быть священнослужителем - это почетно. Но не всегда. Иногда приходится сталкиваться и с какой-то ненавистью или проявлением неуважения - когда водители видят, например, что идет священник, специально стараются проехать рядом и окатить грязью. Я не знаю, с чем это связано, но так бывает. Это синдром какой-то. И какая-то самозащита должна быть. Лучшая самозащита - это, конечно, молитва.
- Может быть, высшему духовенству нужно быть просто безупречным во всех своих проявлениях и не давать даже повода для критичных замечаний в свой адрес?
- Дело в том, что копать будут всегда. Под любого, даже под самого чистейшего человека. Уж если б вы знали, сколько под меня копают! И сколько доносов и кляуз пишут. Есть даже те, кто открыто желает мне смерти. Или просто не здороваются со мной. Просто приходят в храм и отворачиваются, делают вид, что не замечают. Не знаю, что я им сделал? То есть если кто-то хочет найти проблемы, он их будет искать. Врагов и недоброжелателей хватает.
- Вы как-то с ними боретесь?
- Я с этим не борюсь. Я просто молюсь, и за врагов молюсь впереди своих родных. И сначала прошу у Господа здоровья своим врагам и их семьям, детям, близким и чтобы у них было всё хорошо. Прошу благословления всем, кто меня недолюбливает или желает зла, чтобы в их дома вернулось добро вместо злобы. У меня такой способ бороться, и это мне помогает. Мои враги - это мои спасители. Когда нас тут жмут - значит, мы перед Богом отвечать не будем. Когда нас тут хвалят - это уже плохо. А когда ругают - это хорошо.
- В каком смысле?
- Когда Вас хвалят, есть опасность возгордиться, возвыситься в своих глазах. Поэтому я не люблю, когда слышу какие-то похвалы в свой адрес, стараюсь не отвечать и отойти в сторонку.
- Молебен, о котором мы говорили в начале, назначен на 22-е апреля. Это день рождения Ленина. Это, по-вашему, случайное совпадение? И, вообще, как Церковь относится к Ленину?
- Насколько я знаю, Ленин анафеме не предан. Последним таким, кого Церковь отлучала, был Лев Толстой и, если не ошибаюсь, та анафема снята.
Думаю, да, это простое совпадение, случайно так получилось. Потому что в Пасху такие молебны не служатся, а ближайший праздник, который следует за Пасхой (день воспоминания уверения апостола Фомы - прим. авт.), выпадает как раз на воскресенье, 22 апреля. Мне кажется, не нужно в это вкладывать сакральный смысл.
Мурат БАЙДИЛЛАЕВ
Обновлено (29.09.2014 07:33)