Письмо со Святой Земли

image004

Дорогие читатели! Приветствую Вас из Святого града Иерусалима!

Это блог для тех, кто любит Святую Землю, родину нашего Спасителя  и хочет больше знать о ней и о людях живущих здесь. Все, что происходит  на Святой Земле очень важно и всегда интересно - здесь происходит встреча человека с Богом, а паломничество меняет отношение человека к себе и к ближнему.

Уже 6 лет как я постоянно работаю с группами паломников из России и делюсь с ними своей любовью к моей родине - Святой Земле. Я рассказываю моим паломникам о нашем Господе Иисусе Христе, о жизни здесь в библейские времена, о святых местах, о природе и многом другом. Мне, местному жителю-христианину, всегда хочется рассказать еще и еще, но  люди не могут вместить слишком много информации, а вопросов задают много и самых разных. И вот, через этот блог надеюсь восполнить то, что не возможно иногда успеть рассказать за неделю паломничества. Очень много писали и пишут о Святой Земле, но надеюсь, что вы найдете  что-то новое, полезное и интересное на этих страницах.

С любовью во Христе,

Ваш гид Рафаил.

 

С самого раннего детства я путешествую по моему родному Иерусалиму и по Святой Земле.

Мои родители часто водили нас - меня и моих сестер - пешком в гости к родственникам. Особенно часто мы ходили так по субботам, когда здесь не работает общественный транспорт, и многие улицы закрыты для проезда машин. Иногда наш путь лежал через весь город. Родители  любили ходить пешком. От улицы пророка Самуила, где мы жили, мы шли в сторону Старого города, оттуда - вверх к улице царя Давида, а дальше - к улице долины Рефаимской. И так пророки и цари, сама Библия оживала для меня через рассказы взрослых, через названия улиц и древний ландшафт нашего города. Родители ходили с нами и по арабской и по еврейской части города. Тогда, в 80-е годы, на ул. Салах-Эддин в арабской части города был единственный в Иерусалиме английский книжный магазин, куда моя мама-англичанка водила меня за английскими детскими книгами и кассетами. Бывая часто на этой улице с паломниками, так как большинство отелей расположены здесь, всегда вспоминаю те времена. Израильтяне боятся заходить в эту часть Иерусалима,  а зря - здесь совершенно безопасно.

29112012image002

Фото: ул. Салах Эд-Дин, на которой до сих пор существует тот самый английский книжный магазин.

Мы жили на съемных квартирах и часто переезжали, что оказалось очень полезным - любя гулять, я изучал все новые районы и даже арабские деревушки в окрестностях Иерусалима. Целыми днями я, бывало, блуждал по Иерусалимским холмам. Моими верными спутниками  в этих не всегда безопасных походах были мои друзья-протестанты: Чаки и Сюзи. Такие друзья для израильского мальчика были редкостью, как и сами наши прогулки. Шести-семи летним мальчиком я беседовал с арабскими пастухами, гладил их коз и баранов. Сейчас коз и баранов в тех местах уже нет. Теперь на этом месте огромный арабский район Сур-Бахер. Так промыслительно сложилось, что большинство водителей туристических автобусов, с которыми я работаю, живут в этих местах моего детства и у нас с ними всегда есть о чем поговорить.

В Израиле общество строго разделено: есть светские израильтяне, религиозные евреи,  арабы, иностранные рабочие. Общаются они редко и без особого энтузиазма. Наша семья никогда не подпадала не под одну из категорий.  Моя мама - англичанка. Приехала в Израиль в конце 70-х годов. Папа (Царствие ему Небесное) - коренной Иерусалимец. Мой дед (кстати, тоже Рафаил) родился в Еврейском квартале старого города во время британского мандата. По линии мамы его семья живет в Иерусалиме уже более 500 лет.

Мои родители всегда были очень открытыми людьми. Когда я стал православным  Христианином и принял крещение, моя мама была, разумеется, крайне огорчена. Первое, что она сказала, было: «Я давала тебе слишком много читать». И действительно, в нашей семье на книжных полках всегда жили:  мамин Шекспир (по-английски), папин Достоевский (на иврите), Гете, и множество самых разных книг. Антологию английской литературы, эту толстенную книгу, я помню с детства. А в спальне моей мамы, иудейки по вероисповеданию, до сих пор весит большая цитата из проповеди Джон Дона. Она когда-то купила ее в Лондоне в соборе Сен Пол. Цитата начинается совами: «Нет человека, что был бы сам по себе, как остров; каждый живущий - часть континента.»

Мое образование, однако, не ограничивалось только книгами, которые  я поглощал в больших количествах. В Израиле даже в государственные школы делятся на светские, религиозные и ультра религиозные. Я ходил в религиозную. Начиная с третьего класса каждый учебный день начинается с утренней молитвы. Молитву составляют: псалмы, разные более поздние гимны, отрывки из священного писания  (Пятикнижия), и т.д. Конечно, маленькому школьнику не все  понятно. Но когда читаешь каждое утро про Бога, про Авраама, про победу над фараоном, о воскрешение мертвых, то эти образы остаются на всю жизнь. Особенно когда сам учебный день то же связан со светскими предметами, как география, история и т.д., а включает в себя занятия по Библии. Такая вот ежедневная Воскресная школа дала мне отличное знание Ветхого завета. А настоящая Воскресная школа у меня то же была. Моя мама, почему-то, согласилась, что бы я посещал христианскую домашнюю воскресную школу вместе с Чаки и Сюзи. Скорее всего, она это сделала для расширения моего кругозора. И вот, Евангельские образы вошли в мою жизнь.

Важнейшее влияние на мою личность и духовное мировоззрение оказала русская речь. Русскую азбуку (почему-то!) я стал изучать сам в 11 лет. Потом были русские друзья в Школе Искусств, где я учился. Потихонечку начал осваивать язык. Научился читать ради Пушкина, поскольку переводы меня не удовлетворяли. Однако, говорил тогда плохо. Вылавливал отдельные фразы, предложения.   Словарный запас рос. Поступил на работу в русский театр, где роли надо было выучивать по-русски. Так что, когда познакомился с будущей женой, говорил уже не плохо.

Классическая музыка была еще одной составляющей моего образования. Не хочу писать об этом слишком подробно, но музыка всегда занимала и занимает большую часть моей жизни.Она дала мне еще один опыт Христианства - сперва через западные мессы и реквиемы, а потом через русскую и византийскую Литургическую традицию.

И так, совсем не случайно, что моя жена Анна, москвичка, в прошлом профессиональный музыкант. До встречи со мной она жила здесь уже много лет, однако, Иерусалим знала не очень хорошо. Дело в том, что Иерусалим это не только Старый город. Есть замечательные районы (правда, их потихонечку застраивают странными и не красивыми зданиями - элитным жильем). Районы эти были построены до основания государства Израиль. В одном из постов я расскажу Вам о них подробнее. Так мы гуляли вдвоем, иногда по многу часов. Теперь у нас трое малышей и нет машины. Наши дети тоже очень любят ходить пешком.

Когда я свободен от групп у меня всегда есть особая работа с моей самой любимой VIP группой - моей семьей.

29112012image004

Фото: Иерусалимский район Рехавия - одна из любимых улочек моей семьи.

 

Восточное Православие - Церковь детей

Хочу прежде всего поблагодарить всех, кто читает мой журнал. Для меня это очень важно, и дает силы писать еще. Буду рад вашим комментариям и вопросам, на которые постараюсь отвечать. Я по-прежнему постоянно с группами. Был тут у меня выходной день, я заглянул в компьютер и увидел там интересный, на мой взгляд, матерьял. Это фрагмент из книги, которую пишет моя жена Анна. Книга называется "Иерусалимский дневник". В основу ее легли радиопередачи о церковных праздниках на Святой Земле, которые Анна делала на радио "Радонеж" года 2 назад. Каждая глава посвящена определенному празднику и тому, что дает Святая Земля для понимания события, личности того или иного святого. Не знаю, когда книга будет готова полностью, времени у жены почти нет, но вот хочу предложить Вам начало одной из глав. Тема для нас всех, кажется, очень важная.

5-го ноября Православный Иерусалим собирается в маленький древний храм, прилепившийся,  как маленькая шлюпка к борту большого корабля, к стене Храма Гроба Господня. Сегодня - здесь престольный праздник - день св. ап. Иакова брата Господня. В храм ведет маленькая, совершенно сказочная (как и многое в Иерусалиме, впрочем) железная дверка, спрятавшаяся за архитектурным изгибом могучих камней стены храма Гроба Господня. Если не знать - спокойно пройдешь мимо, что многие и делают. А мы зайдет внутрь.
За железной - современная стеклянная дверь, далее узенький коридор упирающийся в крутую лестницу на хоры. Слева - внутренний двор с алтарем и беседкой посередине  - это придел св. Марии Магдалины и место ее встречи с воскресшим Христом. Пересекаем этот дворик и находим, снова будто спрятавшуюся, дверь в сам храм. Уже во дворике слышно пение, - это транслируется через усилители идущая за стеной служба. Во время престольных праздников дворик забит людьми. Входим в храм.
Первое что бросается в глаза - это ряды скамеек. Нередко паломники, видя скамейки в приходских храмах Иерусалимской Патриархии, спрашивают: «Это что, храм католический, да?» На православном Востоке, как и в Греции, не возбраняется сидеть на Богослужения.  Это не касается монастырей - там молятся стоя и только вдоль стен есть стасидии - высокие кресла с маленьким откидным сиденьем, которых  на всех, как правило, не хватает. На приходе же встают только на важные моменты службы - благословения священника, малый вход, Евхаристический канон. Если человек хочет - он может найти уголок в храме и стоять на ногах все Богослужение, но, как правило, у каждого  прихожанина есть свое место на определенной скамье, а случайно попавших на службу очень заботливо и радушно усаживают. Мне примерно полгода понадобилось на, то что бы деликатно, не обижая, но все же приучить наших милых прихожанок, что я люблю стоять на службе, несмотря на то, что на руках у меня непременно сидит кто-нибудь из моих детей. Последнее время, правда, заработав проблемы со спиной,  я все чаще сижу.


Храм святого Иакова брата Господня - это наш «зимний» храм. К зиме у нас переводят часы, а Иерусалимская Патриархия и наш любимый Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне продолжают жить по своему времени, и начало служб сдвигается на час назад. Так, на литургию на Елеон надо прийти к 7:30, что не очень легко, тем более что мы не живем близко от монастыря. А вот у Иакова и зимой и летом в 9 (!) утра. Но удобство во времени не единственная причина. И мы с мужем, и наши малыши очень любим арабские приходы, потому что там... любят, любят всех и каждого, а деток - в особенности. На востоке вообще любят детей, и не только своих, которых, как правило, в семье не менее 5 штук, но и чужих. Эта совершенно потрясающая любовь к детям крепко держит браки и у христиан, и у мусульман, и у иудеев. Молодежь из неверующих семей до свадьбы может и погулять. Всякое бывает, как и везде. Но после свадьбы даже самые гулящие становятся примерными матерями и отцами. Конечно, здесь то же бывают разводы, но очень редко. Причина тут еще и в религиозной общине, к которой каждый человек принадлежит, если даже и не ходит в храм, синагогу или мечеть. Таким образом, как минимум рождение, вступление в брак и смерть человека обязательно связывает его с его религией. В Израиле и Палестине нет других браков, кроме как религиозных. У нас нет ЗАГСов и Дворцов бракосочетаний.  Для заключения гражданского, светского брака (такие браки заключают, как правило, только некоторые выходцы из бывшего СССР), люди вынуждены выезжать за границу: в Италию, Кипр, Чехословакию. Но наш рассказ сегодня не о них.

Мы в храме и перед нами одетые по последней европейской моде мамы и папы с неописуемо красиво наряженными детками. Дети сидят с родителями на скамейках. Кто постарше, так же как взрослые, держат буклетики с евангельским и апостольским чтением на этот день, которые лежат стопкой при входе в храм. Малыши поменьше свободно ходят (а иногда и бегают!) по храму. Никто не делает родителям замечаний. Если малыши расшалились, их унимают те, кто оказался в этот момент рядом. В арабских приходах Святой Земли (и, думаю, не только), нет проблемы детей в храме. Об этом не говорят с амвона священники, не пишутся остроумные статьи и нравоучительные проповеди, не плачутся друг другу мамы. Здесь просто нет такой проблемы. И нет ее не потому, что у нас какие-то особо воспитанные дети. Нет, дети как дети, и шалят, и не слушаются иногда. Просто в храме они никого не раздражают. На востоке (как и в Греции, судя по грекам, которых видим здесь) сохранилось правильное отношение к Литургии, как к соборному Богослужению. Люди приходят в храм не для того, что бы войти в какое-то особое сугубо личное, глубокое общение с Богом, - для этого есть домашняя молитва или будничные Литургии, где детей не бывает. Есть так же неприходские храмы на некоторых святых местах,  куда можно пойти в любой день для более «монашеской» Литургии (Гробница Божией Матери в Гефсимании, храм Константина и Елены в Патриархии и т.д.)  В свой же приходской храм в Воскресный или праздничный день, идут для того, что бы помолиться всем вместе, предстать перед Богом общиной, а значит потерпеть друг друга, проявить любовь и помочь, если у кого-то что-то не так. У каждого из прихожан есть дети, младшие братья и сестры, или внуки. Все прекрасно понимают, как трудно маме с малышами в храме. И вот, каждый старается по ходу дела, не отвлекаясь на долго от участия в службе, чем-то помочь,  - усадить поудобнее маму, помочь ей поставить коляску и т.д. Бегает малыш по храму,  ему все улыбаются, к одному подбежал - по головке погладили, к другому - конфетку дали, а кто и на ручки возьмет, икону какую покажет. Известно, что дети шалят и не слушаются когда чувствуют напряжение взрослых и даже два слова сказанные ребенку шепотом с приветливой улыбкой способны снять это напряжение.  В храме взрослые ведут себя, по понятиям малышей, странно: молчат, не двигаются, не обращают на них внимания. Ребенок испытывает дискомфорт и пытается «вернуть» взрослых обратно, потому что без них ему страшно. Он начинает привлекать внимание всякими выходками. Нередко это объясняют духовными проблемами родителей, одержимостью бесами и т.п. Я не редко и сама так думала, поджав губы наблюдая орущего в храме младенца на руках у  перепуганной, бессильной мамы. Растя деток здесь, я поняла, что все может быть совсем по-другому. Если взрослые никуда не «пропадают» в храме,  не выбрасывают ребенка на время молитвы из своей жизни, а, как обычно, рады ему, напряжения нет, и малыш ведет себя вполне нормально. А уж если раскапризничается, всегда какая-нибудь рядом стоящая (или сидящая) тетушка возьмет его с рук мамы, погуллит, пошушукается с ним, и,  смотришь, - ребенок уже утих и сосредоточенно вертит в руках тетин большой золотой крест с камушками (арабы носят нательные кресты поверх одежды).  А недавно мою раскричавшуюся четырехмесячную дочку успокаивала паломница-гречанка (я был занята с двухлетней  средней). Подойдя к коляске, она стала ритмично крутить рукой перед лицом ребенка и напевать какую-то им одним понятную  греческую детскую песенку, что-то про шоколад и кофе. Младенец был просто счастлив.


На Востоке очень любят и ценят детей. А для палестинских христиан это еще и момент политический. Кругом мусульмане и евреи. Как же христианам не держаться вместе, как же не помочь маме вырастить в храме новых членов общины, которые так важны? Помогает еще и пение. Византийское и арабское церковное пение одноголосное, мелодии очень простые и каждый может их повторить. В Храмах Иерусалимской Патриархии вообще и в арабских приходах в особенности не возбраняется прихожанам подпевать хору. Многие молитвы весь приход поет вместе с хором. У арабов пение громкое, четкое, ритмичное и малыши с удовольствием подпевают вместе со всеми. Замечания делать не принято. И даже если кто-то поет фальшиво, никто не заметит, потому что главное для чего прихожане идут в храм - это мир и согласие. Все это вместе создает ту неповторимую теплую атмосферу восточных православных Богослужений, которая приятна и детям, и прихожанам и, я думаю, Богу.

Церковь, которую не одолеют врата ада, родилась,  как община людей, объединенных Христом, и противостоящих окружающему миру любовью. Любовь - это не сентиментальное чувство или «розовые очки». Любовь начинается с не осуждения. А для того, что бы не осудить, нужно понять и пожалеть.  Вот и получается, что храм - для людей, а не люди для храма, и дети такие же прихожане как и все...

01122012image001



Борьба с кумирами на Сионе
Сегодня у меня была экскурсия по старому городу (Иерусалиму) и были мы так же на Сионе. На улице, которая находится между католическим храмом Дормицион (Успения Божией Матери) и Сионской Горницей, стоит вот уже несколько лет скульптура - подарок из России от одного из известных фондов. Если сказать искренне, это изображение царя Давида - не великий шедевр искусства, однако, паломники любят с этой скульптурой фотографироваться
18.12.2012image002
Скульптура, как она выглядит в последнее время.


На эту несчастную скульптуру часто нападают, - красят ее, отбивают нос, бросают в нее яйца и т.д. Последнее время как-то следят, и стало лучше, - хотя бы струны у арфы целы. После основного рассказа про Сион, посещения Горницы, молитвы и евангельского чтения сегодня состоялась обычная в этом месте беседа. Вот она:

Паломник: - Ой, а что тут у статуи с лицом сделали?
Я: - На нее часто нападают. Сейчас еще ничего, выглядит не плохо.
Паломник: - Какие-то хулиганы наверное?
Я: - Все не так просто. Я думаю. что если бы фонд поставил статую в центер города или у Яффских ворот, никто бы не нападал. А поскольку под Горницей Тайной Вечери находится синагога, рядом еще и духовное еврейское училище, решение муниципалитета поставить статую именно здесь было ошибкой. Русские, которые подарили от чистого сердца, не могли знать ,что это вызовет такие эмоции. А наши-то Израилитяне могли бы знать лучше. А может быть специально так сделали, как издевательство. Религиозные евреи не воспринимают эту скульптуру, как образ царя Давида. Тем паче ,что заповедь существует: «Не сотвори себе кумира». Большинство евреев не воспринимает никакие изображения людей, портреты и т.д. А скульптура - еще хуже в их понимании. А кстати, мы с вами,  православные, почитаем иконы, и есть особые каноны изображения Господа и святых. А вот трехмерное изображение, как в европейской западной традиции, то есть статуи, у нас до Петра Первого не были приняты. Были только барильефы в иконописном стиле. Данная работа выполнена не духовно. И хоят статую эту и освятили, она все же иконой не является. Видите, кто-то под статуей надписал  (читаю, перевожу с иврита надпись-графити):
«Эта мерзкая статуя не имеет ничего общего с Давидом царем Израильским. Уберите эту мерзкую статую отсюда.»
Паломник: - Но это же хулиганство! Почему нет терпимости?

18.12.2012.image003
Скульптура в худшие времена...

Я: - Конечно, я Вас понимаю, и сам бы такого не сделал. Но представьте себе, что... (обращаюсь к группе) скажите, кто-то из Вас знает кто такой Ганеша?
Молчание.
Я: - Может быть кто-то из молодежи знает?
Молодой священник: - Я знаю. Это такой слон, с человеческим телом, индийское божество.
Я: - О, спасибо батюшка! Видите какие образованные священники бывают! Все верно. Так вот, представьте себе, что какой-то фонд из Индии, какие-то монахи, например, решили, в знак дружбы между славянскими народами и индусами, подарить бронзового Ганешу Сергиеву Пасаду. А администрация решила бы поставить его в Троице-Сергиевой Лавре. Или, скажем, подарили бы статую кришны Оптиной Пустыни, и почему-то там ее поставили бы на соборной площади. Вероятно, были бы люди, которые отреагировали бы спокойно, но, скорее всего, судьба того Ганеши была бы такая же как у этого Царя Давида.
Паломница: - Как Вы можете сравнивать пророка и царя Давида с какими-то слонами?
Я: - Вы должны понять, что для евреев эта скульптура все равно, что языческое божество для нас.
18.122012image005
Ганеша

... Вот такой разговор был сегодня. Очень хочется, что бы этот диалог не повторялся бы так часто. Скульптура в этом месте - соблазн для всех: для религиозных евреев, для русских паломников, которые видят подарок от соотечественников в таком виде, а так же соблазн для моих эстетических вкусов (мой отец занимался скульптурой, я в этом немножко разбираюсь). Скульптуре очень важно пространство, в котором она находится. А на Сионе бедный царь Давид сидит, как узник, приткнувшись к стене и глядя с тоской в соседнюю стену...

Так что, присоединяюсь: "Пожалуйста, перенесите царя Давида куда-нибудь в другое место!"

 

Оливки и Древо Жизни

Вот, я и снова с Вами, мои дорогие читатели. Перерыв вышел длиннее, чем я планировал. Причина в том, что когда жара спадает появляется много паломников на Святой Земле. От общения с местными православными понимаешь, что это явление довольно новое,  - раньше приезжали более равномерно в течение всего года, но кто-то дожди не любит, кто-то сорокоградусную жару не выносит, и вот появилась новая мода - приезжать исключительно в октябре-ноябре. Все работают. Все заняты - и квалифицированные гиды, и не очень. Сезон. Каждый год мы думаем, что это будет последний раз, но наступает октябрь и все повторяется.

Обычно палестинские крестьяне начинают в это время сбор оливок. Ждут до первых дождей. Пока еще не было настоящего первого дождя, который льет и льет, и на улице хотя бы +15. Пока были только короткие пыльные дожди, которые «не считаются», и градусов у нас под 30.  Но  к концу недели ожидается похолодание и настоящий дождь по всей стране. Библейский термин для первого дождя это «йорэ» - «заряд». Однако, есть крестьяне которые боятся, что их оливки украдут, а в этом году они большие и их много,и поэтому начинают собирать уже сейчас. Вообще оливка странное дерево - чем меньше воды она получает, тем вкуснее оливки и масло. А если воды много они гниют и в них поселяются червяки. Интересно так же, что оливки имеют разновидности. У нас в основном есть «балади» - «местные», «франдж» - от слова «фракни», то есть чужие и «роман» - римские. Самые крупные это  «чужие» - «франж». Римские - овальные. А наши местные - мелкие и вкусные. В Израильских супермаркетах  их не продают. Настоящие оливки и масло только у крестьян. Наши паломники покупают обычно именно такое масло - в России его не найдешь, даже в Москве. Там в основном Итальянское или Испанское. А у него совсем другое качество и вкус. Наше масло более насыщенное, и вкус более оливковый. Сырыми оливки  не едят, - ошибка, которую часто повторяют паломники, думая, что оливки можно есть как ягоды. Оливы горькие.  Горечь убирают вымачивая их в воде и в воде с солью. Черные оливки пересыпают солью и держат под прессом. Оливковое масло первой выжимки  тоже горькое. Арабы любят такое масло как консервант. Например, для шариков «лабане» - это такой арабский соленый творог или для готовки.   Они говорят: «Настоящее масло должно драть горло.» В салат, однако, такое масло не положишь. Горечь уходит когда масло стареет, или же его очищают. Культивировали оливковое дерево именно у нас, в Сирии и Палестине, и только потом стали их выращивать в Греции, на Кипре, в Италии и в Испании. Трудно представить себе нашу жизнь без оливок и оливковых деревьев... Обещаю написать позже об оливках в псалмах и у пророков - это очень интересно. А сегодня хочу рассказать о совсем другом дереве, вернее  древе.

Был я тут с группой в Капернауме. Беседовал с отцом Иринархом, стоявшим за ящиком. Вдруг приходит другая группа. И их гид, не православный русский израильтянин лет  50-ти,  обращается к монаху с вопросом. Я расслышал только слова: "древо жизни", и вышел на улицу (не хотел им мешать). Через 10 минут этот гид подходит ко мне и у нас состоялся примерно такой разговор:

Он: - Ты человек церкви.

Я: - Ну, можно и так выразиться.

Он: - Скажи мне пожалуйста, что такое «древо жизни»?

Я: - Есть настоящее Древо Жизни, а есть то, что люди называют древом жизни.

Он: - Да, но какое это дерево? Это что какая-то порода дерева?

Я: - Смотрите, это понятие Богословское. О Древе Жизни мы читаем сперва в Библии, в Ветхом Завете. В Раю было древо познания добра и зла, которое было запрещенным для человека, и Древо Жизни. Но дело в том, что скорее всего, и именно так большинство и Христианских и иудейских толкователей толкуют, что это понятие духовное. Да, описывается плод, который Ева ела и дала Адаму, но это не главное. Знание, которое Адам и Ева получили было смешано со злом,  и взамен этого знания они получили смерть. Наша Христианская традиция называет это состояние грехопадением. Именно поэтому и пришел Христос, что бы искупить грех первородный. Но надо понять, что Древо Жизни, это понятие не только Христианское. Мы в Библии читаем книгу Притчей Соломоновых о том, что Древо Жизни это есть Премудрость Божия. Раввины толкуют это как выполнение заповедей, то есть 613 заповедей, выполняя которые человек исправляет тот хаос, который произошел после грехопадения.  Древо Жизни - это Тора (учение - Закон Божий). Когда в синагогах поднимают вверх свиток Торы (Пятикнижия) все протягивают руки в эту сторону и говорят: «Эц хаим hи ламахзиким ба вэ томхеhа мэушар» («Она (премудрость) - древо жизни для тех, которые приобретают ее: и блаженны, которые сохраняют ее» (Притч. 3:18) Получается, Древо Жизни - это Премудрость Божия. В Христианской традиции - Сам Бог. В некоторых наших молитвах Древом Жизни называется Крест. Недаром он называется у нас Животворящим Древом. Однако, Вы наверное знаете, что почему-то икону, которая по-гречески называется  «Ампелос»,  то есть «виноград» (в центре Христос, вокруг виноградная лоза и на ней изображении апостолов) продавцы  в магазинах часто называют Древом Жизни. Это не верно. Эта икона связана с притчей о виноградной лозе.

Он: - Да, верно. Я так тоже знал, что «апмелос» это «висящий». А дерево, которе в Сионской Горнице - это древо жизни?

Я: - Нет, это бронзовая (кажется) скульптура оливки, подарок от папы Римского. Оливка имеет много связей с библией.  Но об оливке как "древе жизни" я ничего не знаю.

Он: - Мне вот тоже так показалось, я даже спорил с одним гидом, который утверждает, что то дерево  - древо жизни.... А ты вообще кто?

Я: - Я Иерусалиме.

Он: - Ты араб?

Я: - Как Вам кажется?

Он: (смотрит на меня внимательно, думает) - На наших евреев ты как-то не похож...

Я: - По происхождению я сефардский еврей (поясню: сефардами называются евреи выходцы из Испании и Андалусии).

Он: - Понятно... А я вообще родом из Харбина, но вырос в Союзе.

Я: - Значит ты китаец? (смеемся вместе).  На самом деле у меня был очень хороший друг, то же родом из Харбина -  ныне покойный профессор Хаим Тадмор, основатель факультета ассириологии в Еврейском Университете. Он иммигрировал в Израиль в 30-е годы.

Пауза.

Он: - Я знаю, что мы другие для вас.

Я: - Ну, Вы знаете, когда я был подростком много общался с выходцами из СССР. Так что это не совсем так. Как Вас зовут?

Он: - Петя.

Я: - А меня Рафаил. Будем знакомы!

Сложные отношения здесь между гидами, особенно между верующими (православными) и не верующими (от министерства туризма). Но, бывают и такие вот хорошие встречи, когда человек хочется пусть не креститься, но хотя бы разобраться в чем-то, а не только повторять сказки и легенды про какое-то непонятное древо жизни...

А про оливки и Древо Жизни буду писать в следующий раз, поскольку тема оказалась очень интересной для меня, и я хочу поделиться с Вами. Так что, спасибо Пете :-)

 

Ветхозаветное очищение и Крестовоздвижение

Мы только что праздновали Рождество Пресвятой Богородицы, и вот, Крестовоздвижение впереди. Великое благословение побывать во время этих праздников в Иерусалиме, на местах, где происходили события этих праздников. Но, не наблюдается огромное количество групп на этих праздниках, так как кроме как к Пасхе и Рождеству почти никто специально к праздникам на Святую Землю не едет. Выбор, когда и как ехать зависит от отпуска на работе, скидок на авиабилеты и проч. Каждый год во время празднования еврейского Нового года (Рош ха-Шана), в этому году это было 17 сентября, на Святую Землю приезжает почти вся верующая Украина всех деноминаций. Приезжают они потому, что на неделю праздника авиакомпании дают невероятно дешевые билеты - Украинцам к нам, а нашим религиозным евреям - на Украину. «Зачем же евреи летят на Украину в свой праздник, да еще  из Иерусалима?», спросите Вы. Дело в том, что  в городе Умани похоронен один из самых почитаемых еврейских праведников - рабби Нахман. И он преставился именно на еврейский Новый год. И евреи считают особым благословением побывать у его могилы в эти дни.

16.02.2013_image002
Патриарх Иерусалимимский Феофил на крестном ходе к месту обретения Креста в Храме Гроба Господня.

В этом году более 30-ти тысяч человек из Украины соверши паломничество на Святую Землю с 12-го по 20-е сентября. Очень мало паломников с Украины осталось на Рождество Богородицы и Крестовоздвижение, а русских паломников в этот период вообще очень мало. И вот мы с группой «Радонежа» наблюдали как 19-го числа вдруг все утихло, опустело. Страна в одночасье оказалась покинутой паломниками. Поскольку ощущение православного присутствия на Святой Земле по большому счету зависит от паломников, а их сейчас почти нет, внимание переключается на окружающие иудейские обычаи. Вы должны понять, что на Крестовоздвижение с хоругвями  и большими крестами  по улицам Иерусалима никто не ходит, как было во времена Византийской империи, и как было, конечно, в тот приснопамятный день, когда Крест Христов был обретен. Только у Гроба Господня и в Христианском квартале ощущается праздник - попадаются люди с веточками базилика в руках, а от Патриархии идет крестный ход к храму Гроба Господня, а после службы - обратно.

Но что же происходит в Израиле в эти дни?

Начиная с месяца «Элюль» - это последний месяц еврейского календаря, начинается период «слихот», который означает «прощение». «Слихот» - это молитвенные обращения, где покаяние выражается в разных поэтических формах, гимнах, составленных после  разрушения Храма. Однако, эти «слихот» украшают, всего лишь, самое главное - это соборное пение 13-ти свойств Божиих, которое является цитатой из книги Исход. Это своего рода явление Божией милости к кающемуся. Эту молитву запрещено читать наедине, только  соборно:

«И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него (Моисея), и провозгласил имя Господа. И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог, Человеколюбивый и Милосердный, Долготерпеливый и Многомилостивый, и Истинный, сохраняющий  правду и являющий милость тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех.» (Исх. 34:5-7)

Окончание стиха, где говориться о наказании - опускается.

По-славянски Вам, конечно, знакомы эти строки. Эти свойства Божии упоминает царь Давид в псалме 80:15. Этот отрывок поют на Литургии во время пения антифонов: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив...»

В надежде на прощающую любовь  и милосердие Божие, обращаются люди в эти дни к своему Создателю. Усиливается покаянный период после Нового года, начинаются «десять дней покаяния», а  достигает он своего апогея -  в Йом Кипур - День искупления или День очищения, иногда по-русски переводят как «Судный день». Именно в этом году иудейский Йом Кипур совпадает с праздником Обновления (Освящения) Храма Гроба Господня и навечерием Крестовоздвижения. Это совпадение для меня очень интересно. Йом Кипур - это день искупления. Наше окончательное искупление было совершено на Голгофе, а победа над смертью - в Гробе Господнем, источнике нашего Воскресения. Завеса святая святых  Ветхозаветного храма была разодрана, когда Царь Славы умер на кресте. Константин Великий строит храм Гроба Господня, а место Ветхозаветного храма неподалеку лежит в запустении. Ученики Христовы и ученики раввинов пошли разными путями, и идут так до сих пор. Посмотрим же, как развиваются события.

Йом Кипур начинается с вечера. В этом году - 25 сентября. Сам праздник обычно бывает  10-го числа месяца  Тишрея по еврейскому календарю, а по Григорианскому календарю это день переходящий и выпадает на разные числа сентября. В этот день не только сам человек лично просит прощения. Молитва имеет настрой общего покаяния, и каждый молиться как будто от лица всего народа. Молитва, которая хорошо передает покаянный настрой этого дня, в перевод на русский будет звучать так:

«Мы грешили, беззаконствовали, неправо поступали перед Тобою, не сохранили, не исполнили, что заповедал Ты нам, но, Боже Отцов, не оставь нас до конца.»

В этой молитве мы видим типичный подход множества молитв, встречающихся в молитвословах Йом Кипура, а так же исповедей, которые читаются в этот день.

Только я с Вами не очень хорошо поступил, потому что это молитва - христианская, из канона Андрей Критского - ирмос седьмой песни. Вы его конечно же знаете наизусть по-славянски: «Согрешихом, беззаоновахом, неправдовахом пред Тобою...» Сама формула - почти тождественна большинству покаянных молитв, которые читают евреи в эти дни, и первообраз восходит к ходатайственной молитве св. пророка Даниила (книга Даниила, глава 9), которая читается частями на Йом Кипур. Уверен, хоть у меня нет доказательств, и я не являюсь патрологом, что преп. Андрей Критский, который жил в 8-ом веке, хорошо знал, кроме Библии, еще и  некоторые иудейские покаянные гимны, и от этого его Великий покаянный канон заряжен Ветхозаветным духом, если можно так выразиться.

У евреев исповедание грехов читают ежедневно, кроме больших праздников. Это называется «Малая исповедь». На Йом Кипур читают исповедь более подробную. Перечисления грехов идет по буквам еврейского алфавита: «Ашамну, багадну, газальну, дибарну дофи... и т.д.»  («Виноваты: предавали, украли, клеветали...»)  Еврейская традиция говорит, что любой грех, который человек совершил против Бога в этот день прощается. Но грех, который человек совершил против ближнего, прощается только если он у ближнего попросил прощения. И действительно в эти дни все просят прощения друг у друга. Если между двумя религиозными людьми  есть какие-то судебные тяжбы, их стараются уладить до Йом Кипур.

Йом-Кипур - самый тихий день в Израиле. Более 60-ти % страны постятся - ничего не едят и не пьют. Большинство улиц дорог закрываются, на машинах почти никто не ездит.

16.02.2013_image004

Иерусалимские дети наслаждаются улицами без машин.

Не все ходят в синагогу, но те которые ходят фактически проводят там целый день. И я, православный христианин, хоть в этом празднике и не участвую, не могу не ощущать особое тихое напряжение этого дня. С одной стороны действительно вокруг очень тихо, я бы даже это называл «еврейская иссихия», с другой - ощущения душевной бури. Как будто прообраз Страшного суда. В синагогах читают: «В этот день будет запечатано (на Небесах), кто умрет в этот год, а кто будет жить, кто умрет не в свое время, а кто в свое, кто от голода, кто от жажды.» Так же в этот день, верят евреи, записываются имена в Книгу Жизни.

Основа праздника Йом Кипур - ветхозаветная:

«И да будет это для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души ваша и никакого дела не делайте - ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, - ибо в этот день очищают вас, что бы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, что бы вы были чисты пред Лицом Господа. Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши. Это постановление вечное» (Левит 16:29-31) .

Так именно евреи и понимают этот праздник, как вечное постановление Божие. Однако мне, воспитывавшемуся в иудейской традиции и участвовавшему много раз в молитве Йом Кипур вместе с моим отцом не понятно, как можно совершить это очищение, когда ветхозаветного Храма нет. И священства нет. И козлов отпущения никто больше не выпускает. Еврейский средневековый раввин Бехаей, живший в Испании, так отвечает на это недоумение:

«В наше время, когда мы находимся в рассеянии, и нет у нас первосвященника, что бы искупил наши грехи, нет престола, что бы принести на нем жертвы, и нет храма, что бы молиться в нем, ничего не осталось у нас перед Богом, кроме нашей молитвы и Его 13-ти свойств.» (о 13 свойствах Божиих, упоминаемых в книге Исход, я говорил выше).

Несмотря на то, что современный иудаизм старается обойтись без храма, из чтения Ветхого Завета у меня всегда оставалось ощущение центральности Храма и священства, и жертвоприношения в Йом Кипур. И не только я так чувствую. Верующие евреи стараются всячески наполнить это опустошение в этот день. Например, одеваются в белую одежду как образ чистоты. Некоторые просто в белый костюм европейского типа, однако многие, даже те, кто в повседневной жизни ходят «как нормальные люди», надевают одежду похожую на ризу. Мне она напоминает те рубашки, которые паломники надевают для окунания в реке Иордан. Это воспоминание о том, как Первосвященник в этот день вместо торжественного облачения одевался в особый льняной хитон.

«... Священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кедар надевает: это священные одежды. И пусть омывает он тело свое водою и надевает их...» (Левит, 16:4)

Дело в том, что ветхозаветный священник от лица народа ходатайствовал перед Богом за очищение народа и Храма. В Библейском понятии грех ощутим физически и надо его смыть. Это как «генеральная уборка». Для этой цели служил козел отпущения, на голову которого первосвященник возлагал руки и исповедовал грехи народа. Так эта жертва брала на себя грехи народа за весь год. Козла выпускали из храма в дебри Елеонской горы и далее в пустыню. Он, таким образом, очищал и само святилище от нечистот Израиля.

16-ую главу из книги Левита, где описывается священнодействие на Йом Кипур,  стоит читать параллельно с Посланием к Евреям апостола Павла, глава 9-ая, где речь идет о том, как Христос «Первосвященник будущих благ, придя с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворной, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (к Евр. 9:11-12)

И еще там же: «без пролития крови нет прощения» (стих 22)

Именно в этот день Первосвященник Ветхого Завета входил в Святая Святых. Это и есть прообраз вхождения Христа в нерукотворная Святая Святых, когда Он после искупительных страданий, смерти и Воскресения, вознесся на небо и сел на Престол славы одесную Отца, ходатайствуя за нас.

И нельзя, живя в Иерусалиме, сейчас не видеть эту параллель, когда Йом Кипур совпадает с Обновлением храма Гроба Господня и Крестовоздвижением. Гроб Господен и Голгофа во время Христа находились за городом. Храм Ветхозаветный еще стоял. Гроб Господен не был храмом, а был погребальной пещерой, принадлежащей Иосифу Аримофейскому. О том, ходили ли туда апостолы Новый Завет нам не говорит. Ученые, однако, говорят, что первые христиане Иерусалима действительно молились в пещерах, среди которых и Гроб Господен, и Гробница Божией Матери, и пещера Рождества Христова в Вифлееме. После разрушения Иерусалима Титом (70 г. н.э.) и превращения Иерусалима в римский город при императоре Адриане (135 г. н.э.), Иерусалим даже перестал называться Иерусалимом.  Гроб Господен был засыпан землей, и над Голгофой и Гробом было построено капище Венеры. Только после паломничества равноап. царицы Елены (326 год н.э.) капища были разрушены и началось строительство храма. Однако главным для царицы Елены было обретение Креста Господня, который так же находился под землей. Три креста были найдены, рядом надпись на трех языках: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».  Но какой из них истинный Крест Господен узнали только после воскрешения умершего, положенного на Крест Спасителя.  После этого  крест подняли с земли, что бы все увидели его. В это время пели: «Кирие элейсон!» - «Господи, помилуй!» и благословляли все четыре стороны света.

16.02.2013_image005
Крестовоздвижние в храме Гроба Господня. Подземная церквоь царицы Елены над местом обретения Креста в ожидании крестного хода.

 

16.02.2013_image006
Спуск к месту обретения Креста. Над местом обретения - мраморная плита с грудой веточек базилика. По преданию, когда царица Елена обрела крест, на этом месте рос куст растения, которое в честь этого и назвали "базилик" - царский цветок.

После смерти царицы Елены (ок. 327 года), ее сын Константин построл храм Гроба Господня (закончил в 336 году). Пещера, где лежало тело Христа была покрыта часовней (кувуклией), над которой высился величественный храм, способный вместить тысячи паломников. Нынешний храм не дает представления о том, Константиновом.

16.02.2013_image007
Так, предположительно, выглядел храм Гроба Господня в 4-ом веке. Слева - первоначальная кувуклия Гроба Господня под куполом, в центре справа - гора Голгофа, слева - величественный храм с колонами, где проходили все службы.

16.02.2013_image008
Макет нынешней кувуклии (часовни) Гроба Господня из перламутра, который находится в Иерусалимской Патриархии около приемного зала Птариарха. Макет был подарен царем Николаем  II в 1914 году. Сделан он в Вифлееме мастером Ильей Сулейманом.

В праздник Крестовоздвижения, так же воспоминается и возвращение Креста из персидского плена, которое было при императоре Ираклии. В 614 году персияне-иранцы Сасаниды завоевали Святую Землю. Храмы и монастыри были разрушены, а Животворящий Крест взят в плен вместе с патриархом Захарией. Ираклий после победы над Хозроем вторым, вернулся с Крестом в Иерусалим (630 год). Предание говорит, что он не мог войти в город (по другой версии  -  в храм), поскольку Крест стал очень тяжелым для него. Патриарх сказал ему, что он должен слезть с коня, снять свое царское облачение и со смирением нести крест на Голгофу, потому что Христос тоже смирил Себя, как раб, и не подобает нести Крест в царском одеянии с торжеством победителя. Император спешился, разоблачился и Крест стал легче. После этого Крест снова был воздвигнут на Голгофе и четыре края света были благословлены.

Крестовоздвижение -  единственный из двунадесятых праздников, в который положен строгий пост. Церковь, понимая торжественность этих событий все равно напоминает верующим, что Крест не только знамя или символ народа, побеждающего своих врагов, а еще доказательство Христова смирения, которое Господь хочет, что бы мы тоже приобрели. То есть присутствует покаянный настрой, несмотря на то, что это не Страстная Пятница и не Крестопоклонная неделя Великого поста. В православной традиции Церковь не празднует политические победы, даже если это победа верных, но празднует особые явления Божии или Божией Матери, явления Креста, ангелов или святых. И хотя Крестовоздвижение нельзя отделить от историческйо и политической почвы, главное в празднике -  не Елена, и не Ираклий, а - Крест Христов. Чудо - не подвиг Елены, и не победа Ираклия, а сам Крест и его сила.

16.02.2013_image009
Крест, который носят на крестных ходах в Храме Гроба Господня.

Особая радость, подъем, искреннее ликование ощущается в тех молитвах, которые составили на этот день наши святые отцы. Сила и свобода, освобождение от врагов видимых и не видимых, духовных и политических, которые в этот день в страхе бегут от нас силою Честнаго и Животворящего Креста. Акцент в этот день направлен не на историческую смерть Иисуса, не на страдания и страсти Христовы, а на собрание всех христиан как одного целого в почитании Честного Креста. «Крест - хранитель всея вселенныя»,  - поет Церковь, крест побеждает супостатов. Церковь отождествляет себя с древним Израилем,  с их чудесной  победой над Амаликом. Церковь - новый Израиль. Хоть Богослужение на праздник было написано не в 4-ом веке, а позже, чувствуется вздох облегчения после гонений на Церковь со стороны язычников и евреев. Римский император становится покровителем Христианства. И это радость великая. Так же, в 7-ом веке после разрушения Храм Гроба Господня персами, Император Ираклий возвращает  Крест и призывает всю империю к единству. Понятно, что самое главное - это смерть Христова как победа над дьяволом.  Иисус призывает нас тоже взять наш крест и идти за Ним, потому что без Голгофы нет и Воскресения.  Однако нельзя не обратить внимание так же на политический смысл праздника, как он выражается в нашем православном Богослужении. Например: тропарь «Спаси Господи, люди Твоя» в наши дни можно сказать имеет смысл более духовный, чем был изначально. По-гречески в этом тропаре просят, что бы была победа царям над варварами. Так этот тропарь звучит по-гречески и сейчас. Есть в этом некий анахронизм, потому что в Греции нет императоров, но с каким чувством его поют греки! До революции молились в России: «победы благоверному императору нашему (имя рек) на сопротивныя даруя». И действительно, в Богослужении праздника сильно ощущается самодержавная византийская идеология, совмещенная с возвышенным Богословием. И это можно понять. Люди, ощущая постоянную нестабильность в их жизни и в общественной жизни, хотят опоры, хотят огородить себя от несчастий, в этом смысле крест действительно является оружием.

16.02.2013_image010
Паломники на спуске к месту обретения Креста. Внизу идет молебен  (чин Обретения).

Конечно, все можно толковать как борьбу внутреннюю. Однако для психологии человечества свойственно и характерно делать себе жизнь полегче. Легко видеть себя Богоизбранным победителем, а всех остальных - врагами-варварами. В этом смысле Церковь иногда действительно является новым Израилем (не в хорошем смысле), Израилем, который ненавидит всех язычников, ощущает себя избранным в любых ситуациях, и при этом не следит  за исполнением заповедей Божиих.  Если мы смотрим на Ветхозаветную историю Израиля, и на двухтысячелетнюю историю Израиля в рассеянии, можем получить большой урок. Если так же посмотреть на историю Византийской империи, а потом еще на историю ее наследницы Русской империи, тоже можно получить большой урок о смирении. Всего лишь через 8 лет после триумфального входа Ираклия в Иерусалим Святой Град был захвачен арабами-мусульманами. Это было большим ударом по империи. Однако Православие не погибло из-за этого, а наоборот,  - великие святые, отшельники, гимнографы защитники догматов Церкви нашли убежище от преследований императоров и патриархов иконоборцев именно  в Иерусалимской Церкви. Обычно канонические решения синодов были подкреплены римским законом под покровом самого императора. Таким образом был и Первый (Никейский) Вселенский собор, инициатором которого был император Константин. Так же императоры-еретики поддерживали еретические соборы. А в России император мог проводить реформы касающиеся Церкви (как Петр Первый, например). С их точки зрения они поступали как миротворцы, которые объединяют империю и соединяют всех граждан в одно Христианское общество. Так же  мыслил и император Ираклий, посоветовавшись, с патриархом Константинопольским Сергием, и призывая всех Христиан-граждан к единству. В это время шли  Богословские споры о личности Христа (Христологические вопросы) и Его природе (Естестве). Монофизиты утверждали, что у Иисуса после воплощения одна природа, отсюда и слово монофизиты -  «монофизис». А халкедонцы, то есть те, кто приняли решение 4-го Вселенского собора, защищали догму о том, что у Иисуса две природы в одной ипостаси, их называют дуофизиты. Из-за этого раскола образовались не только отдельные от Византии поместные церкви, а даже отдельные государства, что и помогло персам, а впоследствии мусульманам-арабам захватить Иерусалим. Ираклий хотел предотвратить это. Идея, придуманная патриархом Сергием, звучала как «монофелитизм» - единоволие. Эта было попыткой найти компромисс между халкедонцами (то есть православными) и монофизитами.  С одной стороны у Иисуса - две природы, Божественная и Человеческая, однако они соединены одной Божественной волей. После возвращения Креста Господня в Иерусалим и победы над персами, Ираклий хотел как-то примирить и соединить всех. С политической точки зрения это было правильное решение. Однако патриарх Иерусалимский, свят. Софроний, не поддержал идею императора и Константинопольского патриарха. Сам Ираклий был вообще против назначения Софрония Птариархом. Но Софрония поддерживали отцы из Лавры св. Саввы Освященного, из монастыря св. Феодосия, и других монастырей Пустыни Святого Града. Так же начиная с 633 года до своей смерти стоял против еретической идеологии императора и его наследников св. преп. Максим Исповедник, который считал, что если у Христа нет человеческой воли, Он тогда несовершенный человек. И если Христос несовершенный человек, то христианское учение о спасении и обожествлении человеческой природы через Христа становится бессмысленной абстракцией. За это в 662-ом году при императоре Константе II он претерпел мучения (ему отсекли язык и правую руку) и был сослан в изгнание, где вскоре умер. Православная Церковь на 6-ом Вселенском соборе в 680 году утвердила учение патриарха Софрония и преп. Максима Исповедника как догму.

Получается,  в нашем церковном предании и Богослужении осуществляется знаменитая идея  о «симфонии властей». Тропарь Кресту является так же молитвой за Отечество, за народ, за императора (если он есть) и за Церковь, как общество людей, собравшихся вместе, и среди которых присутствует Христос. Я не из тех, которые считают, что Православные должны заниматься самобичеванием и дать оружие врагам Церкви через критику Византийской Империи, в которой на самом деле много было и хорошего и плохого. Тем не менее, очень важно разделять земное и Небесное. Когда внимание концентрируется только на народном восторге в почитании Честного Креста, исчезает главное - Голгофская Жертва Христа и призыв к покаянию. Церковь старается напомнить нам об этом:

«Рай отверзл еси, Спасе, верою пришедшему Ти разбойнику, и сладости сподобися исповедаяся тебе: помяни мя, Господи. Прими якоже и оного нас, зовущих: согрешихом вси, благоутробием Твоим не презри нас.» (из Утрени Крестовоздвижения)

Крест действительно спасает и хранит, защищает нас от бесов. Но так же существует Крест Христов, на котором Он пригвоздился и умер, поправ, таким образом, смерть. Есть еще и наш крест, который каждый из нас несет. Сам Максим Исповедник говорит о том, что «все являемые существа нуждаются в Кресте, то есть, в состоянии, в котором они отсекаются от вещей действующих на них через чувства. Все умственные существа нуждаются в погребении, то есть в полном отстранении от вещей которые действуют на них через ум. Когда все связи с такими вещами порваны, и их природное действие и желание отсечено, тогда Логос (Сам Христос) является (душе) Воскресшим из мертвых.» (Добротолюбие).

Тут мы видим, как Крест необходим всем живущим в мире независимо от их вероисповедания и веры вообще. Человек обращается к Богу, кается,  отсекает от себя страсти и заблуждения, получает утешение в виде посещения свыше. И неверующие люди, и не христиане проходят тот же процесс, только не полностью осознанно. Без Голгофы, без Креста, весь мир становится бессмысленным. И в этом смысле Крест действительно хранит всю вселенную. Хранит от самолюбия, от жестокости, эгоизма и гордости. От иллюзии мнимого величия. Господь, который Сам смирил Себя до смерти, смиряет и каждого человека, и целые народы, - Храм Ветхозаветный был разрушен, евреи до сих пор плачут по нему. Христианская Европа, и Христианский Восток давно не являются одной единицей.  Сам же Восток давно уже не является Христианским - христиан тут все меньше. Святая София превращена в музей. У Гроба Господня - воюющие между собой христианские конфессии, - монофизиты и дуофизиты до сих пор дерутся. Русский народ пережил особо тяжелые испытания: татарское иго, реформы Петра Первого, революцию, Перестройку и кто знает что еще. В Православной Греции - экономический кризис. Так каждый народ несет свой Крест, и спасается им (если понимает урок и не живет в иллюзиях, конечно). В этом смысле несчастие может быть самым большим благословением. Вот и еврейский народ, сам того не понимая, несет свой Крест, хоть и с закрытыми глазами. К сожалению, никакое миссионерство тут не поможет, хоть иногда и хочется сказать евреям: «Берите Крест и идите за Иисусом. В Нем спасение Израиля.» Или: «Ваше искупление - «кипур», совершилось  две тысячи лет назад. Грехи, которые вы стараетесь снять себя, уже давно взял на Себя Многомилостивый Господь Иисус Христос. »
16.02.2013_image011
На престоле Храма Воскресения (кафоликон храма Гроба Господня) - икона св. Константина и Елены, в центре ее - самая большая в мире частица Древа Животворящего Креста Господня.

Вот тут проявляется наше смирение, смирение христиан Святой Земли, - мы не проповедуем иудеям, а в терпении ждем такого же явления, какое было у гонителя Савла, которого призвал Сам Христос. Действительно, есть состояние людей и народов, где миссионерство бессильно. Но Господь сильнее всех.

16.02.2013_image013
Автор на пустых улицах Иерусалима в Йом Кипур.

В этом году совпали праздники: Обновление Храма Гроба Господня, навечерие Крестовоздвижения и Йом Кипур, что и дало мне причину подумать и о своих грехах, и о судьбах нашей планеты.

16.02.2013_image014
С ПРАЗДНИКОМ ВСЕМИРНОГО ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ  ИЗ ИЕРУСАЛИМА!

Гора Елеонская - восхождение к Православию

Начнем с того, что до недавнего времени я не знал, что гора Елеон по-русски называется гора Елеонская. Название горы на иврите - «хар а-зэйтим» и означает именно "гора оливок", и мне казалось, что по-русски так ее и называют - «масличная гора». Так что когда я впервые пришел в русский Спасо-Вознесенский монастырь  и матушки задавали мне вопрос: «Ты первый раз на Элеоне?», я  даже не понимал, что они имеют ввиду. Конечно, эту гору я хорошо знал еще до того. Но именно звучание слова «Элеон», «на Элеоне» напоминало мне ивритское слово «элйон» - то есть верхний, вышний. Это одно из имен Божиих в библии - «эль элйон» - Бог Всевышний. Сразу возникал мир разных ассоциаций, ведь гора связана с пришествием Мессии, с Апокалипсисом, воскрешением мертвых, Страшным Судом еще до времен воплощения Христова. И поныне богатые евреи со всего мира стремятся быть похороненными на иудейском кладбище на Елеоне, даже те, кто не были особенно верующими людьми. Раньше еврейское кладбище на Елеоне было не для богатых. Это было единственное кладбище еврейской общины Иерусалима. Много моих предков похоронено там. От 1948 до 1967 года Елеонская гора и Старый город, как и весь западный берег реки Иордан, принадлежали Иордании. В это промежуток времени было построено новое кладбище, «Гора покойников» на выезде из Иерусалима. Она очень здорово расширилась последнее время, и когда въезжаешь в город Иерусалим, первое что видишь это огромное кладбище. Однако древнее елеонское кладбище настраивает на молитву и напоминает видение пророка Иезекииля о воскрешении мертвых.


Рассказ об Элеоне можно было бы назвать «Мой путь к православию», поскольку монастырь с отцами и сестрами играл важную роль в моей катехизации. Хотя о Христе и о Евангелии я как-то знал, но начиная с 2002 года мои поиски стали более обязательными. Кроме чтения Нового Завета и другой Христианской литературы (работал я тогда в книжном  магазине и времени для размышлений было много), я еще ходил по святым местам. Ходил и ко Гробу Господню, наблюдал, что там люди делают: паломники, монахи, францисканцы, греки. В саму Кувуклию не находил в себе силы войти. Очень хотел приобрести молитвослов. Но не знал где. В магазинах, где продают диски, искал записи православной Литургии и литургического пения. Однажды, когда я шел из книжного магазина в сторону Яффских ворот, встретил двух иеромонахов из России (паломников). Они обратили внимание на то как я странно разговаривал по мобильному телефону - то по-русски, то на иврите, и поздоровались со мной.  Первое что я им почему-то сказал, было: «Я не крещеный». Они интересовались, кто я, и сказали, что если я хочу, они готовы со мной поговорить на следующий день в 12 часов у Яффских ворот, так как в тот момент они шли на встречу с Патриархом Иерусалимским. На следующий день я встретился с ними и мы пошли побеседовать у Гроба Господня. Поп пути один из них спросил, почему я не хожу в мессианскую церковь (это одно из ответвлений протестантизма). Надо сказать, что они  активно занимаются проповедью среди ивритоговрящего населения и делают это успешно. Но я ответил, что со всем уважением к Израилитянам, которые признают, что Иисус это Мессия, если я собираюсь быть в Церкви, то хочу быть в Церкви апостольской, а не в синагоге. Потом мы долго говорили у гроба Господня и батюшка пригласил меня идти на ночную Литургию. Лиутргия была естественно по-гречески. Единственное, что я понял было «Кирие элеисон», «софия», «мир всем» по-русски, и «Отче наш» (тоже пели по-русски). Архиепископ который служил, задавал мне вопрос: «Ты наверное много думаешь, наверное, какие-то интеллектуальные процессы подвинули тебя идти сюда?» Я тут же ответил: «Да, конечно. Много думаю. Но это не главное. Главное это вера.» Владыке ответ понравился, и он дал мне свой телефон.  Попросил позвонить ему. Вот так прошла моя первая в жизни православная Божественная литургия.  Хоть язык был не понятен для меня, само священнодействие, сам факт, что я стоял напротив Кувуклии гроба Господня, народу было мало (будний день), меня окружали одни монахи, все это дало мне понять что это и есть продолжение очень древнего Ветхозаветного Богослужения, только Жертва - бескровная. Вот это ощущение Храма, я нахожу только в Православии. Наверное, у меня в крови осталась какая-то тоска по Ветхозаветной службе, я ведь из левитов. И в этой православной службе у гроба Господня видел я, что храм существует и зря современные евреи плачут о разрушении его. Надо еще объяснить, что Византийское пение, очень похоже на то как пели мои предки в храме и как поют сегодня сефардские (то есть не европейские  евреи).

И вот через две недели я позвонил владыке. Но он всячески пытался отделаться от меня, я сейчас понимаю, что у него были в этот период очень большие проблемы в Патриархии. Он дал мне телефон одного человека, который, как владыка сказал, мне поможет. Я позвонил, но никак не смог с ним договориться  о дне крещения. Он рекомендовал мне пойти на Елеон. Там есть игумен, сказал он, который говорит по-английски. По-русски я тогда говорил плохо. Открыл я телефонную книгу на иврите. Искал среди монастырей - на иврите «минзарим» - от слова «назорей» - так в древности называли человека давшего на определенное время обет  богу - не стричь волос не пить вина, не общаться с женщинами. И вот на иврите монастырь - «минзар». Нашел «минзар ха-руси бэ хар а-зейтим». Позвонил. Спросил: «А как вас найти. Какой у Вас адрес?» Монахиня ответила: «У нас нет адреса. Идите на колокольню, ее видно отовсюду».

16.02.2013_image020

Я не мог дождаться, когда закончиться рабочий день, и как только пришел мой сменщик в магазин, отправился в сторону Старого Города. Дорога такова: магазин был в еврейском районе Рехавия, на ул. Газа, оттуда - в сторону Парка Независимости, дальше - до стен старого города, вдоль стен до долины Кедронской, а дальше - вверх на Елеон через Гефсиманию. Почему-то все, кто меня видел в этот день улыбались и здоровались: туристы, католические монахи, африканцы. Добрался я до знаменитой смотровой площадки. Смотрел я на город и вспомнились мне слова о втором пришествии Христовом у пророка Захарии:

«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской. Которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большой долиной, и половина горы отойдет к северу, а половина ее - к югу».

Я долго стоял, смотрел на город. Дальше пошел в сторону арабского района Аттур. Спросил, где здесь русский монастырь. Все говорили, что он закрыт. Но, слава Богу нашел ворота среди арабских домов, вокруг - повсюду портреты Арафата, который тогда только что умер. И вот открываются ворота, и из арафатского Иерусалима попадаю в такое безвременное состояние. Монахиня-румынка сказала, что вечерня идет. Дорога к храму идет по аллейке, между масличными деревьями. Дальше, ближе к храму,  - кипарисы и сосны.  Чувствовал я себя как ребенок. Монастырский мир со своей строгостью и Уставом способствует иногда детскому, наивному восприятию мира. Как сказал Господь: «Будьте как дети». Стою на пороге храма. Вспоминается мне европейская легенда о Парсифале. Легенда говорит о поиске  Грааля - чаши, в которой хранится кровь Христова. И когда Парсифаль впервые вместе с рыцарями ордена Грааля участвует в службе (Литургии), он вроде бы ничего не понимает. И его выгоняют оттуда. Но ему суждено пройдя через многие испытания найти чашу Грааль. То, что это легенда - понятно. Но как притча о духовном поиске человека, эта история до сих пор меня вдохновляет. Особенно, в интерпретации Вагнера (опера «Парсифаль»). Храм даже напоминал мне декорации к этой опере.

16.02.2013_image021

Иду за порог в притвор. Стою. Подходит монахиня. Говорит, что мне там нельзя стоять. Как-то строго, но не грубо, так что мне не было обидно. Вместо того, что бы меня выгонять, берет меня до места, где стоят все мужчины - справа от алтаря. Сейчас, кстати, стало менее строго - часто паломник стоят все вместе - и мужчины и женщины. Стою, и вижу перед собой удивительную икону Божией Матери - «Взыскание Погибших». Тогда конечно, не знал что она так называется. Но важнее того, чувствовал, что Она зовет всех погибших людей, и меня в том числе,  к себе. Рядом стоял монах, как я понимаю сейчас, выросший в Америке. Мне повезло, и он стал со мной говорить по-английски. Когда читали кафизмы, он показал мне, что можно сесть. И дал мне Псалмы по-английски, что бы мне служба была более понятна. Потом он посмотрел на икону, и сказал  о том, как Божия Матерь хочет привести всех в Церковь. Таким образом он выразил вслух мои ощущения. Я часто читал у Фридриха Ницше, и у других писателей, что Иисус принес в мир мрак, уродство, ненависть к жизни, смерть, и много всего. Когда я даже и сам так думал. И вот, чувствуя невероятную красоту Царицы Небесной я понял, что это все от неудачного, не правильного опыта Христианства. Не водном языческом капище не найдешь этой легкости и  света, которые встречаются в православных храмах. Рядом с иконой «Взыскание Погибших» стоит икона «Скоропослушница», именно в тот день был ее праздник.  Раздавали свечи. Монахини из клироса вышли и встали напротив иконы. Мне тоже дали свечу. Сестры стали петь Акафист Пресвятой Богородице. Все тот же монах-американец  дал мне перевод по-английски. Пели Киевским распевом, который всю ночь и всю следующую неделю не выходил у меня из головы. Когда служба закончилась, уже было темно. Вернуться домой - небезопасною. Я попросил увидеться с игуменом Андроником (к которому меня посылал А.). Мне сказали, что это надо делать завтра. Я поужинал в трапезной в паломническом доме. После этого попросили благословения у игумении оставить меня на ночь. Монахини очень обрадовались. Они уже собирались меня крестить прямо на следующий день. Но, все не так просто.

 

Успение

Только что закончил работу с группой, которая приезжала специально ради праздника Успения. В Иерусалиме уже во время поста чувствуется особый молитвенный подъем, особое присутсвие Божией Матери. С 26-го на 27-ое мы были на единственной в году ночной службе на Гробе Божией Матери в Гефсимании. Групп на этой службе бывает не так много, однако бывает много местных монахов и монахинь - русских, греков, румын, которые очень любят эту службу. Служба закончилась к двум часам ночи. Большинство молящихся потом проснулись поздно, примерно к 10 утра.  А я предложил группе идти на Чин погребения с Патриархом, хотя ради этого надо было рано вставать. Пришли к 9-ти утра в Гефсиманию (после завтрака), и картина была совсем иная. Храм был переполнен. Гробница Пресвятой Богородицы - это погребальная пещера, из которой во времена Византийской империи сделали храм, который был потом расширен во времена крестоносцев. Они же построили нынешний вход и спуск в саму гробницу. В наши дни храм снаружи едва замечаешь, он весь под землей. Когда подъезжаешь на автобусе к Гефсимании, и говоришь группе:"Вот здесь, слева, Гробница Пресвятой Богородицы", те, которые здесь первый раз, обычно даже не обращают внимание на гробницу. Поскольку они ее вообще не воспринимают и не видят. Все спрашивают, что это за храм с золотыми купалами - храм Марии Магдалины, который сразу же бросается в глаза. Гробница Пресвятой Богородицы - самое святое место в Иерусалиме после Гроба Господня. Но так же как в Евангелии Божия Матерь присутсвует таинственным образом и евангелисты о ней почти ничего не рассказывают нам, так же и ее святой гроб в Гефсимании прячется от взора людей. Как жила Матерь Божия в скромности так и похоронена, и  храм над ее гробом отличается особой красотой в простоте, которая не всегда восприниматся паломниками. Конечно, с 5-го до 7-го века существовал верхний храм над Ее гробницей. Но он был разрушен в 614 году во время войны с персами. Однако, та часть храма где находится сама гробница и помещение вокруг нее никогда не было расписано, было принято решение не расписывать и не украшать стены. По сей день это так. Есть только многочисленные лампады, которые дают особое впечатление. От входа в храм добираешься до гробницы спускаясь по длинной широкой лестнице. Это спуск в Кедронскую долину у подножия горы Елеон. Спуск к гробнице крутой. На Чин Погребения вся лестница была занята людьми. Мои паломники напугались. Я им сказал, что этого ничего, через толпу можно потихонечку добраться до низа, где идет службаа у святой гробницы. Там уже был на месте Патриарх Иерусалимский Феофил, и митрополиты Тимофей с Иссихием, архиепископы Аристарх, Мефодий, и владыка Феодосий, котрого по-арабски зовут Аталла ("дан Богом"). Он палестинский араб и  пел по-арабски. Чин Погребения у нас по традиции поют по очереди архиереи и служащие священники. Как это происходило можно увидеть и услышать здесь:

16.02.2013_image022
Фото: Чин Погребения (2010 год)

Мне особо повезло, что одна гречанка, которая стояла рядом со мной, держала в руках весь Чин и была не против, что бы я тоже подглядывал в ее книгу и подпевал. Я не владею греческим, но могу читать и знаю Богослужение и Богослужебный язык. После службы Патриарх благословил паломника митрополита Феологоса  (Сересского) произнести проповедь. Сама по себе замечательная проповедь, только жаль, что никто не переводил на английский, арабский или русский. Мне запомнились особо его слова о том, что «у Гроба Божией Матери плачут и возносят молитвы не только апостолы и ангелы, а еще сонм паломников побывавших на этом месте за последние 2 тысячи лет. И ныне стоят паломники с надеждой и уверенностью, что молитва Пресвятой Богородицы избавляет нас от смерти. Что смерть Богородицы это бессмертие. Смерть Богородицы - это радость для всего мира.» Саму проповедь по-гречески можно прочитать здесь: http://www.jp-newsgate.net/gr/2012/08/27/6511/#more-6511

К сожалению, перевода нигде нет...

Я сам член Иерусалимской Церкви, и мое отношение к элленизму не однозначно. С одной стороны, эллинская эстетика меня очень привлекает, византийское пение и Богослужение мне очень близко, однако, церковь не национальная структура, и не клуб для эстетиков. Надо, что бы все было понятно. Хотелось бы, что бы наши отцы пели что-то по-русски, а русские паломники хоть не много изучали бы греческий. К стати, в прошлом веке Богомольцы из России, к концу полугодовалого пребывания на Свято Земле, пели всю Литургию по-гречески наизусть (об этом пишет владыка Антоний Храповицкий).

16.02.2013_image023
Фото: Паломница из России у Гроба Божией Матери

.... В первые я пришел к Гробнице Пресвятой Богородицы после Литургии у покойного отца Иоакима, настоятеля греческого участка на Елеоне. Это было на Вознесение вскоре после моего крещения. Перед этим я был на Всенощной в Спасо-Вознесенском монастыре, исповедовался у тогдашнего духовника обители, о. Андроника, сестры любезно пригласили меня на ужин, и потом пошел к месту Вознесения. В наши дни место принадлежит мусульманам и за вход надо платить, кроме этого дня. Я тогда ничего об этом не знал. Даже свечи в этот день продает представитель православной общины Иерусалима. Я купли свечи, поставил их и стал ходить вокург часовни над местом Вознесения. Тут меня увидела монахиня М., которая как-то догадалась,что я не паломник. Дело втом, что каждый новый человек в общине здесь сразу на виду, это всегда большое событие. Она пригласила меня на ночную Литургия, которая бывает в греческом храме напротив места Вознесения. Ночью под Вознесение здесь особое ощущение, что второе пришествие может произойти в любой момент. Был очень хороший крестный ход с пением в последний раз тропаря "Христос Воскресе" и тут же тропаря Вознесения.  После службы греческий монах П. из Гефсимании пригласил нас к гробнице Пресвятой Богородицы, поскольку у него есть ключи от храма. Спускались с Елеона в Гефсиманию мы пешком и в полной темноте. Спуск очень крутой и скользкий. Только сейчас оцениваю, то что тогда случилось со мной. Днем обычно у Гробницы много туристов, паломников и т.д. А тут до начала утренней службы храм был пустой. Официально он был закрыт (ночь). Я приложился к Гробнице, к иконе Пресвятой Богородицы «Иерусалимская». В этом храме нет иконостаса и мне дали спать на лавке в прямом смысле в алтаре. Заснул сразу, а когда проснулся, было ощущение, что сама Пресвятая Богородица уложила меня спать. Потом мы с монахиней М. поднялись обратно на Елеон к месту Вознесения. Там раз в году на праздник бывает Литургия. Но мы уже причастились ночью. Зачем ходить с одной службы на другую? Дело в том, что матушка одна из тех особых людей в Иерусалиме, которые любят ходить с одной службы на другую. На месте Вознесения мы, как договаривались, встретились с моей будущей женой Анной и ее родителями. Тогда мы еще не были женихом и невестой. Потом опять спустился с Елеона, уже с Анной. Мы шли по дороге, по которой по преданию ходила сама Царица Небесная, которая очень любила моилться ан Елеоне. И предание так же говорит, что здесь архангел Гавриил возвестил ей о ее скором Успении.  Получается, что накануне Вознесения и в сам праздник я несколько раз спускался и поднимался на Елеон. Таким образом, хорошо освоил место, оно буквально вошло в меня. Мы с Анной приложились вместе к Гробнице и получили благословение от Царицы Небесной. Вскоре мы твердо решили пожениться. Таким образом, и Гефсимания, и сам Елеон сыграли и играют важную роль в нашей жизни. В сам день Успения в этом году мы с группой были на Елеоне, Спасо-Вознесенском русском монастыре, о котором рассказ впереди.

 


Обновлено (19.05.2013 12:47)

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: