Святая земля

Мечта каждого православного посетить Святую Землю. У некоторых эта заветная мечта исполнилась. У некоторых, как, например, у последней царицы и страстотерпицы Александры, нет. Некоторые копировали Св. Землю и ее святыни на свои края, как преподобный Серафим или патриарх Никон. Но всегда Святая Земля была глубокой тайной и заветной мечтой! Всегда к ней стремились вереницы паломников, путешествующих на лошадях, самолетах, кораблях или пешком.
Эти рассказы – простой взгляд обычного человека на Св.Землю. Рассказ не обо всем, а только о том, что видел или о чем рассказывал гид. Здесь нет исчерпывающей информации, это впечатления простого паломника.

Первое впечатление и первые чувства стали приходить сразу после посадки самолета в аэропорту Тель-Авива. И чувства эти были двояки. Еще при взгляде в иллюминатор стало ясно: в Израиле очень жарко, что после холодной ноябрьской Москвы было удивительно приятно.
Второе чувство, возникшее чуть позже, в аэропорту, чувство умиротворенности, какого-то покоя, исходящего от всего… Не было московской суеты, толкотни, не было беготни пассажиров, была тишина, удивительная тишина вокруг.


1
Израиль - удивительная страна. Лидда.

Вообще Израиль - удивительная страна. Можно сказать, уникальная.
Удивительна она тем, что ни одно государство в мире не принимает такое количество паломников разных религий. В Израиле проживает 7 млн. человек, а паломников приезжает каждый год порядка 2-х млн. Удивительна она и тем, что на таком миниатюрном клочке земли присутствуют почти все климатические зоны (ну разве что кроме вечной мерзлоты). Здесь есть и тропики, и пустыня, и полупустыня, и степи и море.
Уникальность этой страны определяется и составом почвы. Как говорят местные жители, любую палку ткнешь в землю и она будет плодоносить. Это связано с большим содержанием в земле минералов. Но в то же время, по утверждению геологов, земля абсолютно пустая, т.е. в ней нет никаких полезных ископаемых.
Еще страна эта удивительна тем, что жизнь ее очень зависит от Бога. И хотя жизнь любой страны мира складывается не без воли Божией, но здесь случай особый. Ведь если Бог долго не посылает на эту страну дождь, то жизнь увядает, продукты и вода дорожают, приходит каждодневное ожидание дождя, как чуда от Бога! Или сезона дождей, как особой милости Божией.
Страна удивительна соседством религий. И не только христианства, иудаизма и ислама, но и многочисленных их разветвлений.
Но самое большое диво этой земли в том, что это та самая земля, по которой ходил Господь Иисус Христос, и где совершилось «дело нашего спасения».
Нельзя не полюбить эту землю и не желать вновь вернуться. И хотя внешнеполитически и даже экономически Израиль слабо развит, духовно он обогащает паломников уже многие века. Нельзя побывать в этой стране и не заинтересоваться ее жизнью. Нельзя побывать там и забыть ее…
На самом берегу Средиземного моря расположен город Тель-Авив (куда в основном и прилетают авиалайнеры со всех стран мира1). Тель-Авив современный город2 с развитой инфраструктурой. В нем расположены посольства и консульства почти всех государств мира, в нем работает правительство Израиля, в нем «бьет ключом» дневная и ночная жизнь. И, хотя принято этот город считать столицей Израиля, официальной столицей Израиля остается Иерусалим.
Недалеко от Тель-Авива (наверное, в 2-3 километрах) находится селение, именуемое Лиддой. Здесь родился и был погребен Св. великомученник Георгий Победоносец. Многие государства прославляют и почитают Святого великомученика, как своего (Россия, Украина), некоторые даже именуются его именем (Грузия). Но настоящей родиной великомученика является Израиль. И здесь, в Израиле, его тоже чтят, часто можно встретить его иконописные изображения, здесь тоже считают его за своего. Кстати, из западных государств Европы Георгия особо почитают в Британии. Сам же Георгий хоть и родился в Лидде, но практически всю жизнь прожил в Никомидии, где и пострадал при царствовании римского императора Деоклетиана.

2
Армагеддон – долина суда

Lytebox for JoomlaПродолжая свой земной путь из Тель-Авива в Галилею, в Назарет, мы сделали лишь одну остановку, желая попросить благословения великомученика Георгия Победоносца. Проезжая по извилистым дорогам, к закату дня мы добираемся к величественной, огромной долине, именуемой в откровении «Армагеддон».



Lytebox for Joomla
Вглядываясь в эту долину, становится страшно: когда-то именно здесь совершится битва Бога Вседержителя и духов бесовских, «в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр.16:14) на месте, «называемом по-еврейски Армагеддон» (Откр.16:16).

Сколько битв и побоищ пережило это место! Сколько раз становилось оно стратегическим, но последняя битва и брань будут самыми страшными не только для живущих на земле, но и для воинств небесных. Сейчас же это место, окованное заходящим солнцем, навевало тихую тоску, тоску о страшных событиях будущего.

3
Назарет
Lytebox for JoomlaВо времена Спасителя говорили: «из Назарета может ли быть что хорошее» (Ин.1:46), но видно эта пословица не оправдала себя, потому что именно из Назарета явилось самое хорошее и драгоценное сокровище – наше спасение.

Поздно вечером на автобусе мы прибыли в светящийся огнями Назарет. Этот город, наверное, самый тихий и добродушный во всем Израиле. Жизнь в нем какая-то спокойная, а люди приветливы и улыбчивы. Когда-то, во времена жизни Спасителя, Назарет был очень мал, но сейчас он разросся и превратился из маленькой, никому не известной деревушки в небольшой, но известный городок.

Lytebox for JoomlaВ этом городе почти всю жизнь прожила Божия Матерь и истоптала здесь своими ножками, наверное, все улочки; здесь Архангелом Гавриилом совершилось Благовещение и непорочное зачатие Христа. Здесь до 30 лет прожил Спаситель, помогая отцу Иосифу в столярном деле, «возрастая и укрепляясь духом».
С еврейского Назарет переводится как «росток». И действительно, из этого города произошел росток (непорочного зачатия Господа), который разросся в одно спасительное древо – Христианство. Сбываются слова древнего пророка: «от корене Иесеева произойдет росток».
Назарет находится на 800 м выше уровня мирового океана. Св.колодец – это то самое место, куда Пресвятая Дева ходила за водой. На нем, как известно из предания, совершилось т.н. «первое Благовещение». Рано утром, когда у колодца еще не было людей, Пресвятая Дева шла за водой. Здесь в этот ранний час и явился ей Архангел Гавриил, произнеся первые слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». На этом месте находится православный Храм, принадлежащий Иерусалимской Церкви. Из реликвий в этом Храме сохранился сам колодец (источник) и ступеньки, по которым к источнику спускалась Матерь Божия. И источник и ступени покрыты стеклом во избежание случаев вандализма. Когда Архангел скрылся, Дева Мария с водой пошла домой.

Мы тоже прошлись по этим улочкам к дому Божией Матери, улочки эти уложены древним камнем и ближе к источнику усеяны вьющимися цветами и яркой растительностью, а дальше от источника улочки превращаются в базарные ряды, мимо которых с водичкой, наверное, и ходила Матерь Божия. Обычный запах Назарета – это смесь запаха кофе и роз. Пройдя по этим извилистым улочкам, мы подошли к месту, где жила Царица Небесная и все святое семейство. В этом месте находится не только дом святого семейства, но и место, где Иосиф зарабатывал на хлеб для всей семьи. Здесь совершилось т.н. «второе Благовещение».
Когда Божия Матерь пришла с водой домой, она открыла книгу пророка Исаии и начала читать: «се Дева во чреве примет и родит Сына…» И тут второй раз ей явился Архангел Гавриил, произнеся полностью слова Благовещения. Здесь он стоял, ожидая ответа той, которая предназначалась стать Царицей Небесной и Матерью Божией. И ответ последовал: «се раба Господня. Буди мне по глаголу твоему». (Лк 1:38) И в эту секунду действием Духа Святого зачался Христос.
На месте дома находится католическая базилика. В древние времена на этом месте стоял прекраснейший Храм, построенный царицей Еленой, мамой Константина Великого. Персидский хан Хазрой уничтожил этот Храм. Потом это место захватывали крестоносцы, присвоив себе право обладать этим местом. Дом, где жило святое семейство, католики разрушили: верхнюю часть дома и крышу забрали в Ватикан, а нижние комнаты и мастерская находятся в неизменном виде.
4
Кана Галилейская

Кана Галилейская – место, где Господь наш Иисус Христос на браке претворил воду в вино. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.» (Ин.2:1-3). Здесь впервые мы видим пример ходатайства Матери Божией пред Иисусом о людях, находящихся в сложной ситуации.

Нынешняя Кана имеет смешанное население (православных, католиков и мусульман). По виду она тоже существенно отличается, в связи с тем, что сильно пострадала от набега крестоносцев. Во времена Христа Назарет был маленькой деревенькой, а Кана – городом. Сейчас же все изменилось: Кана уменьшилась и стала «миниатюрной», а Назарет разросся. В IV в. ц.Еленой на месте совершения чуда построен Храм, разрушенный персидским ханом Хазроем.
В начале 19 в. мимо Каны проезжали великие князья Сергей Александрович и Елисавета Федоровна Романовы. Взглянув на город, они увидели множество католических костелов, но не было православного Храма. Ими было принято решение построить в Канне православный Храм. Когда начали вскоре рыть землю под фундамент для нового Храма, произошло чудо! Глубоко в земле обнаружили мозаику древнего Храма царицы Елены. А значит, новый православный Храм оказался не только на месте древнего, но и на том самом месте, где произошло чудо претворения воды в вино. Кроме того, здесь были найдены 6 водоносов каменных (Ин. 2:6), в которых и совершилось это чудо. Православные распорядились, кстати, благородно: 2 оставили у себя, 2 – отдали в музей Израиля, и 2 – католикам.3
Галилея и окрестности Галилейского моря богаты оливками. В III в . до Р.Х. Израиль был покорен Александром Македонским, и именно оливки привлекли его взгляд. Практически две с половиной тысячи лет прошло с того момента, изменился менталитет той страны под воздействием варваров и просто захватчиков; изменились границы, изменилась даже религия, превратившись из богоданной в отверженную Богом, но остались оливки, оливки и внутри страны и на экспорт. Их так много, что порой они ассоциируются с русскими грибами. Что для русских грибы, то для Израиля
оливки. И разница состоит лишь в том, что грибы, в основном, собирают в залесках и лесах и реже выращивают, а оливки выращивают и за счет этого
живут. Ведь необходимо помнить, что Израиль - аграрная страна. И если первостепенно жизнь этого государства зависит от туристов и паломников, то вторая составляющая – аграрная. Поэтому, наверное, почти круглый год в Израиле основной продукт питания – овощи и фрукты. Символически Господь называет эту местность «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед». (Исх.3:8)

5
Фавор

Фавор издревле считают горой Преображения. Горой, на которой преобразился Господь Иисус Христос. И хотя прямых указаний на это у евангелистов мы не находим, все же нет никаких сомнений, что это та самая гора, озарившаяся небесным светом. Свидетелями этого являются священное предание, воспринявшее от апостолов прямое указание места преображения, и ближайшие ученики апостолов (св.Кирилл, блж.Иероним). Косвенными свидетелями являются и библейские пророчества, указывающие на гору Фавор, как на особую4. Высота этой горы и структура, имеющая вид конуса, впечатляющие и вызывающие внутренний восторг. Гора интересна тем, что она обильно насыщена растительностью. И если другие горы представляют собой цепи горных массивов, то Фавор стоит отдельно и величественно.

Кроме того, Фавор являлся и важным стратегическим объектом, ведь раньше, начиная с эпохи Иисуса Навина, в долине Армагеддон, лежащей у подножия горы Фавор, проходили битвы. А с Фавора эта долина просматривается хорошо. Высота горы около 3 километров выше уровня мирового океана и при подъеме на эту гору «закладывает» уши из-за перепада давления.
На вершине горы находится два монастыря: православный и католический. Монастыри утопают в богатой растительности даже в зимнее время года. И это очень удивительно, ведь к нашему времени почти весь Израиль превратился в пустыню. А гора Фавор не потеряла своей растительной красоты, даже несмотря на часто близкие военные действия. В православном монастыре находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Акафистная» или «Неувядаемый цвет». Особенность этого образа состоит в том, что он писан не красками, а отпечатан на газетной бумаге.


Поднимаясь на Фавор отчетливо понимаешь трудность внутреннего преображения. Ведь символически эта Святая гора символизирует нашу жизнь и ее финал – Царство Небесное, но чтобы его достигнуть нужно подниматься в гору добродетели до конечной точки внутреннего преображения или, как его именует свт.Григорий Палама, «фаворского света».
У подножия горы находится небольшое селение, именуемое Девор. Это родина ветхозаветной пророчицы и судьи Деворы5 – женщины, много послужившей благу ветхозаветной Церкви и проявлявшей неженскую мужественность.
Здесь же у подножия находится место исцеления отрока от одержимости. Это событие описывается тремя евангелистами6, которые также донесли до нас и событие славного Христова Преображения на Фаворе7.
6
Иордан

IMG_2371.JPGИордан – священная река, в которой принял крещение от Иоанна Господь Иисус Христос8. И этим освятил не только Иордан, но и через него все источники мира. Интересен тот факт, что в Израиле очень много рек, но традиционно израильтяне называют только Иордан рекой, а остальные, без исключения, носят название ручьев, хотя бы даже они и были бы достаточно внушительного размера9.
Вообще же Иордан10 наверное не только самая известная река в Израиле, но и во всем мире. Начало берет с библейской горы Ермон (или по-другому - Хермон)11, протекает через Тивериадское озеро и впадает в Мертвое море.
Место, где принял крещение Господь, где погрузился в Иордан, является сейчас пограничной зоной. Но в праздник Крещения Господня в порядке исключения к этому месту для освящения воды и погружения пропускают блаженного иерусалимского Патриарха, священнослужителей и народ.
Согласно ранней христианской традиции здесь же произошло вознесение пророка Илии на небо на огненной колеснице (3 Цар.19 гл., 4 Цар.2 гл.), здесь же прошли 12 племен Израиля, чтобы унаследовать обетованную землю (И.Нав. 3-5 гл.). Поэтому это место и носит название Бейт Авара (в переводе с иврита – «переход»).
Отождествление места Крещения Господня с местом перехода израильтян имеет глубокий двойной смысл. Во-первых, это географически соединяло Ветхий и Новый заветы, а во-вторых, как для израильтян смыслом перехода было заселение обетованной земли, так и крещение открывает возможность достигнуть и поселиться в Небесном Отечестве.
Иордан прохладная река и также как и Галилейское море находится ниже уровня мирового океана на 200 метров. Видимо поэтому около Иордана и Галилейского моря всегда прохладней, чем вокруг. А в зимнее и осеннее время буквально задыхаешься от свежести иорданских вод… А некоторые даже чувствовали легкое головокружение от перепада давления.

7
Галилейское море

IMG_2738.JPGГалилейское море – это основной источник пресной воды для всего Израиля. Море имеет форму скрипки. Оно достаточно глубокое – 50 метров глубины. В длину оно достигает 21 км (30 верст), а в ширину – 12 км (8 верст).
На севере в него впадает Иордан, а на юге – вытекает. Озеро почти всегда спокойно, но временами при ветреной погоде, возникающей в соседних горах, оно может бушевать (Мф.13:23, Мк.4:35, Лк.13:22, Ин.6:18). Озеро обычно называют морем, но в древности этих названий было множество12. Море находится приблизительно на 280 м ниже уровня мирового океана13. Море подпитывается 70 теплыми источниками. А вокруг моря растет множество тропических фруктов, поля мандаринов, грейпфрутов и, конечно, оливок.
На берегу моря все дышит покоем и свежестью. А когда-то во времена Спасителя здесь кипела бурная жизнь и деятельность. Только больших городов вокруг озера было девять. Семь из них ныне совершенно не обитаемы, в двух - сохраняется небольшой остаток населения14.
Сколько же здесь совершилось евангельских событий, наверное, все и не перечесть. Здесь Он призывает первых своих учеников (Мф.4:18-22, Мк. 1:16-20, Лк.5:1-11), здесь, в прибрежном Капернауме, воскрешает сына царедворца (Ин.4:46-50), дает «заповеди блаженств» (Мф.5:1-12), и чудесно насыщает 5000 пятью хлебами и двумя рыбками (Мф.14:14-21). Здесь в городах и на водах Галилейского моря совершал множество чудес: исцеление слепых (Мк.8:22-25), одержимых (Мк 5:13, Лк 8:2), хождение по водам, укрощение бури, чудесные уловы рыбы.
Также как 2000 лет назад по вечерам на море выходят рыбаки. Рыба здесь уникальная, носит название «рыба апостола Петра». Она не поддается экспорту даже внутри страны и не терпит заморозки. Рыба необычайно вкусная и как в древности ее пекут на открытом огне и камнях. Удивительно еще и то, что «рыба апостола Петра» при жарке на огне не впитывает запах дыма и остается такой же свежей. И если кто-то попытается просто подогреть чайник на огне костра, то почувствует, что вода в чайнике впитала запах дыма, рыба же, напрямую соприкасающаяся с огнем, дыма не впитывает. Разве это не чудо?
В 1986 г. в Галилейском море под толстым слоем ила была найдена древняя лодка времен Иисуса Христа (I в. н.э.). Ее назвали Лодкой Иисуса. В настоящее время древняя лодка выставляется в музее Кибуна Гинносар. А по виду этой древней лодки сделали современные, на которых возят паломников, показывая им Галилейское море. Море Галилейское очень тихое и спокойное, но, как рассказывают местные жители, на море бывают страшные бури, при которых корабли, как будто засасывает в глубину. Как тихо, благодатно быть на этом озере. Душа наполняется каким-то благоговейным трепетом… Как будто как-то подсознательно душа осознает, что на этом озере трудился, проповедовал, молился, воскрешал и исцелял ее Творец и Создатель Господь Иисус Христос.

8
Города Галилейского моря

Как было сказано выше, во времена Господа Иисуса Христа прибрежные части Галилейского моря были чрезвычайно населены15. Только больших городов насчитывалось около 10. Но ныне от этих годов почти ничего не осталось, кроме небольших селений. Сбылись строгие слова Господа, обращенные к этим городам за неверие их: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!.. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.» (Мф. 11:21-23).
Капернаум16 – город упоминаемый только в Новом завете, и о нем часто говорится как о городе Христа, т.е. главном и любимом местопребывании Господа Иисуса Христа во время земной жизни и центральном месте его деяний в Галилее. Здесь поселился Господь после того, как оставил Назарет (Мф. 4:13), так что Капернаум стал называться «Его городом» (Мф. 9:1); здесь он уплатил подать на Храм (Мф. 17:24), здесь жили св.апостолы Петр и Андрей, здесь Господь исцелил тещу апостола Петра (Мф. 8:14-15, Мк. 1:29-3:1). В Капернауме он исцелил также расслабленного ( Мф. 9:2-6) и призвал к апостольству Матфея, сидевшего у сбора пошлин (Мф. 9:9). Здесь он изгонял нечистых духов, совершал исцеления, произносил множество притчей, но несмотря на все это жители Капернаума не приняли проповеди Христовой, и над ними был произнесен грозный суд Божий: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.» (Мф. 11:21-23). Сейчас этот некогда славный город вымер, и от него нет и следа.
Тиверия17 – город, основанный Иродом Антипой в 16 г. по Р.Х. для учета уникальной рыбы и для отдыха. От этого прибрежного города получило название озеро Тивериадское. Город выстроен из черного базальта, а с разрушения Иерусалима Титом Тиверия стала центром учености и литературы. Кроме того, Тиверия считалась столицей Галилеи. Тиверия трижды упоминается в Священном Писании18, в котором говорится «о месте, от которого пришли другие лодки, близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем».
Место умножения хлебов находится почти в прибрежной зоне – месте, где Господь чудесно умножил хлеба и рыбу19. На этом месте во времена царицы Елены была построена базилика «Умножения хлебов». В 614 г. персы разрушили базилику, но до нашего времени дошли частицы интерьера Храма. Это каменный византийский престол и мозаика напольная с изображением хлебов и рыбы (IV в.). Сейчас это место (со времен крестоносцев) принадлежит католикам. Здесь находится католический монастырь с бенедиктийскими монахами. Есть предание, что на месте умножения хлебов постоянно растет пшеница.
IMG_2730.JPGМагдала20 – родина Марии Магдалины, свидетельницы воскресения Христа. Существует предание, что Св.Мария Магдалина не была грешницей, но девой, а беснование, от которого исцелил ее Господь, было попущено ей по воле Божией. Здесь есть источник, в котором Святая омылась после исцеления21. Также здесь есть источник с теплой водой, наверное, теплее воздуха. Место принадлежит православным и выкуплено оно трудами архим.Антонина (Капустина) в 19 в.
Заканчивая свое путешествие по Галилее, мы с болью в сердце расставались с ней. Потому что здесь почти каждый клочок земли - свидетель трудов Господа и проповеди апостольской. Здесь, в отличии, например, от Иерусалима, тишина и немноголюдство. Отсюда начал свою проповедь Господь и отсюда мы начали свое паломничество.
Мы направляемся к Иерусалиму. И почти вся дорога из Галилеи в Иерусалим лежит вдоль Иордана, на другой стороне которого виднеется в виде множества огней государство Иордания. С этим государством у Израиля самая большая протяженность границы. С этим государством заключены мирные соглашения, чего нет, например, с Ливией и Палестиной22.
Проезжая мимо кладбищ, меня всегда удивляло, что около некоторых могил горели лампады, освещая в ночи надгробные памятники.

9
Город Мира. Иерусалим (1004 г. до Р.Х.)

Святой город для трех религий23. И, наверное, мечта каждого побывать или хотя бы одним глазком посмотреть на жизнь и быт города, в котором произошли страшные события смерти и воскресения Христова.

IMG_2310.JPG

От одного приближения к святому городу возникают чувства трепета и благоговения. В Священном Писании настолько ярко выражено уважение к святому граду, что даже при выходе из Иерусалима говорится о «низшествии» из св.града, а при входе во св.град пишется о «возшествии» во св.град. Так много событий связывает это место со священной историей, что не хватит и долгого времени, чтобы описать их.
Хотя само слово «Иерусалим» переводится на русский язык в мужском роде, но на иврите оно имеет женский род, как, например, «Москва».
Только в 19 в. стали строить дома за стенами Иерусалима, до 19 в. все поселения находились в пределах древнего града.
История Иерусалима превышает уже 3000 лет. Она начинается с 1000 г. до Р.Х., когда этот город, захваченный царем Давидом, стал столицей Израиля. Вообще же, некоторые историки, исследователи и богословы проводят историю Иерусалима еще глубже на несколько тысячелетий. По их общему мнению первое понятие о первобытном положении города несомненно сообщается в 22 главе книги Бытия. Именно по словам книги, город находится на одной из гор в земле Мориа, на которой Авраам по божественному повелению хотел принести в жертву своего сына Исаака (II Пар.3:1)24. До сих пор в Абиссинском монастыре Иерусалима показывают масличное древо, в ветвях которого по преданию запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака.
Нынешний Иерусалим при императоре Адриане, гонители христиан, смещен на север. Так что Иерусалимский Храм оказался на окраине города, а стены Храма (стена плача)25 стали стеной города. Император Адриан, ненавидя христианство, строил на месте христианских святынь языческие капища, но по воле Божией эти капища стали точной отметкой местонахождения святынь. Под этими капищами Св.царица Елена находила величайшие христианские святыни.
Господь предрек об этом городе, что в нем не останется «камня на камне». И первый раз Иерусалим был разрушен Титом, а второй раз и уже окончательно, во время восстания евреев при императоре Адриане. Адриан назвал этот город «Элия Капиталина» - на римский лад – и засыпал все христианские святыни огромным слоем земли, «украшая» эти земляные горы капищами.

При Адриане был разрушен весь Иерусалим26. Каменные стены Иерусалима выстроены позже, но некоторые камни в стенах датируются еще эпохой Соломона. Кстати, как повествует предание, при постройке Соломоном Храма кирпичи сами поднимались из земли. Совсем недавно евреи купили право вновь выстроить храм, собрали деньги и начали стройку, но вырвался из земли огонь и не дал строить. Потом произошло землетрясение, так что охота строить храм у евреев пропала. И до сих пор они не имеют ни одного своего храма в мире27! Так до сих пор и живет этот народ вторую тысячу лет в рассеянии и ослеплении.

Яфские ворота находятся с западной стороны Иерусалима. В качестве охраны Яфские ворота построены так, что человек со щитом не может пройти, не повернувшись боком. В средние века у ворот была сделана большая дорога в город для торжественного въезда императора. Яфские ворота еще называются Вифлеемскими, потому через них шли путники в Вифлеем. Эти ворота, наверное, самые близкие по месторасположению к Храму Гроба Господня.

Горница Тайной вечери. Это та самая горница, в которой Господь установил таинство Причастия Тела и Крови Своей (Мф.26:20-29, Мк.14:17-25, Лк.22:14-23, Ин.13:1-30). Из-за ее местонахождения в Иерусалиме на Сионской горе ее еще называют Сионской горницей. Сохранность этого места со времен Спасителя подтверждается многими историческими свидетельствами. А над горницей, на крыше, находится то место, где на Св.Апостолов и Матерь Божию сошел Святой Дух «в виде огненных язык». По преданию это была крыша этой самой горницы. И это не удивительно, ведь на Востоке крыши домов являются жилыми комнатами, часто по крышам вырастают целые улицы.
Близ горницы показывают могилу царя Давида. Хотя достоверность этого не подтверждается.
Рядом с горницей тайной Вечери, тоже на Сионской горе, находится католический монастырь, воздвигнутый на месте дома Св.Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в котором последние годы своей земной жизни провела Пресвятая Богородица. И тут же на Сионской горе находится высокая колокольня, на пике которой вместо креста изображение петуха, - это место, где Петр отрекся от Господа.
По городу проводят множество раскопок. Недавно среди раскопок, прямо за «стеной плача» нашли ступени Иерусалимского Храма, по которым взошла Пресвятая Дева на введение во Храм, на которых совершалось Сретение Господне. Это поистине уникальная находка 1997-98 гг. была засыпана толстыми пластами земли.
Иерусалим от Гефсиманского сада разделяет Кедронский поток, взятый сейчас в трубы, и Кедронское ущелье. По преданию отсюда начнется воскресение умерших, и евреи, чтобы побыстрей воскреснуть хоронят здесь богатых сродников. Здесь похоронен отец Иоанна Крестителя священник Захария, многие первосвященники и пророки.

Золотые ворота – это те самые ворота, через которые торжественно въехал во Иерусалим Господь Иисус Христос на ослике. Они сейчас заложены и находятся под вооруженной охраной и камерами слежения, так как считается, что через них въедет антихрист.

Овчие ворота находятся рядом с домом в Иерусалиме, где родилась Пресвятая Богородица. Раньше эти ворота вели к ныне несуществующей28 «овчей купели», где Господь исцелил расслабленного (Ин.5:1-16). Дом, где родилась Царица Небесная, находится глубоко в земле и спускаешься туда, как в пещеру. На верху – небольшой православный Храм.

Притарион (притория) – место заключения Христа под стражу. Это место принадлежит Православной Иерусалимской Церкви и находится в земле. На этом месте во времена Господа находились:
а) военная каторга (гарнизон)
б) дом Пилата
в) тюрьма.
Шел праздник Пасхи и, несмотря на всю занятость, первосвященник оставил все свои дела и прибежал в дом к Пилату просить о смерти Христа. Почему пришел сам первосвященник, а не кто-то другой? Потому что Пилат никого другого просто бы не слушал. Но когда Пилат от первосвященника узнал, в чем обвиняют Христа, очень удивился, ведь он не решал религиозных вопросов. Тогда первосвященник с помощью клеветы и лжесвидетелей добивается смертной казни. Этот суд был вопиющим попранием всех законов юриспруденции. С этого места Господь пошел на Голгофу. На этом крестном пути паломникам показывают место, где Господь упал на землю, и на камне отобразилась кисть руки. Этот камень, вставленный сейчас в кладку стены, указывает место падения. На этом пути ко Христу выбежала Вероника, отершая Лик Его платом. На этом плате изобразился нерукотворный Лик Господа, получивший название «нерукотворный плат Вероники».

Порог Судных Врат (конечная остановка крестного пути).
Перед выходом на Голгофу Господа выводили через судные ворота, ведущие к месту казни. По закону около этих ворот можно было последний раз защитить Господа, и достаточно было хотя бы одного мужчины в возрасте старше 30 лет, который говорил бы о невинности подсудного, но такого человека не нашлось. И в тот момент, когда Господь переступил порог судных врат, обратного пути уже не было.

В начале 18 в. Архимандрит Антонин (Капустин), начальник русской духовной миссии решил построить в Иерусалиме дом для паломников. Был куплен участок земли. И когда стали раскапывать землю, под фундаментом был обнаружен порог Судных Врат. Естественно на этом месте поставили огромную православную русскую Церковь в честь Благоверного Александра Невского, а порог Судных Врат закрыли стеклом.
Крестный путь, начинающийся с претории29 (тюрьма) и заканчивающийся Голгофой и Храмом Гроба Господня, не превышает и километра. Он не всегда совпадает с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во II и IV в.в. Однако общее направление пути осталось почти без изменения. Крестный путь30 на своем протяжении включает 14 остановок, связанных с событиями Страданий Господа.
Первые две из них находятся на территории Претории (тюрьмы), следующие семь - в городе, и остальные – на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:
1) место осуждения Пилатом Иисуса – лифостротон31 (Ин.19:13)
2) получение креста
3) первое падение с крестом
4) место встречи Христа с Матерью
5) крест отдает Симону Киринейскому (Мф.27:32, Мк. 15:21, Лк.23:26)
6) Вероника вытирает платом Лицо Господа
7) второе падение с крестом Господа
8) Господь утешает иерусалимских дев (Лк.23:18-27)
9) Третье падение с крестом
10) Место раздевания Господа перед распятием
11) Пригвождение ко Кресту Спасителя
12) Господь отдает Душу Свою (Ин.19:40)
13) снятие с Креста и подготовка к погребению (Ин.19:40)
14) погребение Спасителя (Ин.19:41-42).

10
Храм Живоносного Гроба Господня или Храм Воскресения Христова

IMG_2453.JPGХрам Гроба Господня представляет собой соединенные под одну крышу место Распятия Спасителя и место Его славного воскресения. И если смотреть сверху, то над Храмом видны две ротонды – купола. Маленький - над Голгофой32 – местом Распятия, большой - над Кувуклией – местом Воскресения. При императоре Адриане святые места были засыпаны землей, а на насыпях воздвигали языческие капища. И только после издания
Миланского эдикта Св.равноап.царем Константином в 313 г. стали открываться святыни. Огромную роль в это внесла мать Константина - Св.Равноапостольная Елена. Ею же и были найдены под толстым слоем земли место Воскресения Христова и место страданий Господа – главные святыни Святого Града. Она воздвигла над этими святынями великолепный Храм, к сожалению не доживший до наших дней. Нынешний же Храм, возведенный Константином Мономахом, не базируется на плане древнего Храма и уступает ему в убранстве. В начале ХХ века состояние этого Храма резко ухудшилось. После землетрясения 1927 года в особенности. Потребовалось немедленное вмешательство для сохранения святынь. Лишь в 1958 г. три Церкви33 пришли к соглашению и началось восстановление Храма.
Я всегда задумывался, почему Храм Гроба Господня не виден с внешней панорамы Иерусалима на фотографиях св.Града. Но если внимательно взглянуть вглубь истории этому найдутся объективные причины. Дело все в том, что нечестивый император Адриан, как уже было сказано, будучи ярым язычником, засыпал святые места Иерусалима, а на верху этих насыпей построил языческие капища. Потом царица Елена нашла Гроб Господень, уничтожила капища и сняла пласты земли. И на этом месте, как бы в выкопанном рве, воздвигла величественный Храм, объединивший в одно помещение и Голгофу и Кувуклию 34. При чем саму Голгофу легко было найти по горному камню, который отличался от насыпанной земли. А место, где стоял Крест Господень нашли по разлому в горе, произошедшему во время Распятия Христа. Этот разлом или трещина хорошо видны и поныне. И поэтому, подходя к Храму Гроба Господня, спускаешься по ступенькам вниз. Так что все лавки и весь город остаются наверху. Видимо, именно по этой причине Храм так плохо виден с панорамы Иерусалима.
Слово «Голгофа» переводится как «череп» или «лоб». Это название возникло по трем основным причинам:
а) во-первых, как свидетельствует священное предание, именно на этом месте был захоронен череп первочеловека – Адама35;
б) во-вторых, сама скала Голгофы напоминала череп человека;
в) в-третьих, по свидетельству некоторых историков, около Голгофы были захоронения распятых преступников и часто из могил виднелись черепа.
На территории Храма Гроба Господня находится 16 мест поклонения, в основном связанные с Распятием, Погребением и Воскресением Христовым:
1) Камень Помазания – место, где Иосиф и Никодим подготавливали тело Христово к погребению.
2) Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали за распятием.
3) Голгофа – место Распятия Христова.
4) Гробница Христова36. Гробница включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную комнату. Гробница, изначально вытесанная в скале, облицована мрамором.
5) Могила Иосифа Аримафейского, вытесанная в скале.
6) Место «Не прикасайся ко Мне» - место явления Господа после Воскресения Марии Магдалине, где Он и сказал: «Не прикасайся ко Мне» (Ин.20:17).
7) Столб бичевания – колонна, к которой был привязан Господь и биен плетьми. Если приложить ухо к столбу – колонне, слышны удары плеткой.
8) Тюрьма Господа – находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, куда Господь перед распятием был временно посажен, и Его мучители сжали ему ноги доской с двумя отверстиями.
9) Часовня Лонгина Сотника, который уверовал в Господа Иисуса Христа во время Распятия и сам мученически погиб за Христа.
10) Часовня Жребия. Здесь римские воины делили с помощью жребия одежду: «…об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19:24).
11) Часовня св.Елены и грот находки Животворящего Креста – расположены в натуральной скале, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где св.Елена обнаружила Крест Христов, гвозди и кресты двух грабителей.
12) Часовня бичевания и Тернового Венка. Здесь на Господа одели терновый венец.
13) Часовня Адама – находится под Голгофой. Предание говорит, что это место погребения первочеловека. Здесь виден под стеклом разлом в горе Голгофе на две части.
14) Часовня 40 мучеников и ап.Иакова, брата Божия. Эта часовня не связана со Страстями Господними, но архитектурно относится к Храму Гроба Господня.

11
Вифлеем – место Рождества нашего Спасителя

Вифлеем37 - палестинский город и прежде чем попасть в него надо проехать израильско-палестинскую границу. И хотя Иерусалим от Вифлеема отделяет 20-ти минутный проезд на автобусе, огромная стена38 и «автоматчики» свидетельствуют о напряженности, существующей во взаимоотношениях между этими государствами.
Древний Вифлеем вплоть до IV в. н.э. был маленькой и незначительной деревней, которую заселяли земледельцы и пастухи. В Ветхом Завете упоминается как Иудейский Вифлеем, так как существовал еще один Вифлеем на северо-западе Галилеи около Назарета. Город также известен под названием Эфрата, хотя так часто назывался не только Вифлеем. Но и весь район вокруг него.
Судьба Вифлеема резко изменилась в IV в., когда св.Елена по приказу ее сына императора Константина Великого построила над вертепом Рождества Христова великолепную базилику. Это событие вывело город из неизвестности и сделало важным христианским местом паломничества, почти равным по значению соседнему Иерусалиму.
Развалины первой базилики св.Елены находятся под зданием современной базилики, построенной императором Юстинианом. Пол и мозаику св.Елены до сих пор можно увидеть в современной базилике.
На фасаде базилики были выложены цветной мозаикой сцены Рождества Христова и поклонение персидских волхвов. Именно это изображение в 614 г. спасло базилику от разрушения: персы, увидев изображения трех своих соотечественников – волхвов, не сожгли здание в знак уважения к этому изображению. Поэтому после Юстиниана Храм почти не перестраивался39, и при императоре Юстиниане были пробиты в пещеры Рождества два отверстия с боков. В этом Храме находится место обрезания Господня, а в пещерке есть места, где Господа пелена Матерь Божия, где волхвы поклонялись. В Храме же при входе находится чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская» или другое название – «Радостная», и икона Спасителя «Нерукотворный Спас». Рядом находится место захоронения Вифлеемских младенцев от 0 до 2 лет, с ними захоронены и взрослые люди: родители, соседи, защищавшие детей.
Раньше Вифлеем был такой же радостный и добродушный, как и Назарет. Сейчас же он разделен границей между Израилем и Палестиной, и, что характерно, эта граница проходит почти по улочкам города в виде огромной стены.
Вход в Храм Рождества маленький, чтобы каждый входил в него со смирением и с поникшей головой перед «ныне родшемся Господом». Пещера Рождества Христова имеет сейчас проходы по бокам, а изначально этих проходов не было, был один вход спереди, и получалось, что место Рождества Христова было самым укромным местом в пещере, а не самым доступным, как сейчас. Император Юстиниан за такую перепланировку пещеры чуть не лишил главы архитектора.

12
Пастушьи поля (поле пастухов)

Это место связано с ангелами, представшими перед пастухами и возвестившими им о рождении Христа-Спасителя (Лк. 2:8-14). Оно находится недалеко от Вифлеема, к востоку от него, в арабской деревне Бейт-Сахур. Уже в IV в. это место стало местом паломничества. В пещере, где находились пастухи во время явления ангелов, образовалась церковь-грот. С V в. и до конца всей Византийской эпохи Рождество Христово начинало праздноваться отсюда и заканчивалось в Вифлееме.
Здесь произошли и некоторые события Ветхого Завета. Здесь жила Руфь, собиравшая колоски и вышедшая замуж за Вооза. Здесь жил Иесей, отец царя Давида. Здесь пророк Самуил помазал царя Давида на царство.
Поле пастухов – имение Божией Матери, поэтому она сюда и приехала на перепись. И жители этого селения часто видят Царицу Небесную в поле и в Храме. В пещере вид сохранен прежний. В ней пастухам явился Архангел Гавриил со множеством ангелов. Пастухи заповедовали похоронить себя на том месте, где стоял Архангел Гавриил. Тут же похоронены и отцы, погибшие от нашествия персов в VII в. по Р.Х.

13
Монастырь Преподобного Саввы Освященного

Это один из самых строгих монастырей. Именно отсюда берут свое начало уставы русских и афонских киновиальных (отшельнических) монастырей. До сих пор в этот монастырь не ступает нога женщин. Пищу здесь вкушают один раз в день, а субботу и в воскресенье два раза в день. Службы здесь совершаются ночью по 6-7 часов. Монастырь находится в глубине Иудейской пустыни, около кедронского потока и температура воздуха здесь от 0 до +50 С. Монастырь основан преподобным Саввой Освященным, учеником и духовным сыном преп.Евфимия Великого. Именно здесь жил и трудился Иоанн Дамасскин, составивший в одной из пещер свое нетленное творение – Пасхальный Канон.
Здесь очень много нетленных мощей угодников Божиих. Их так много, что невозможно всех канонизировать, «с кого начинать?» - говорят отцы.
Во время месячной осады и штурма лавры бедуинами в 786 г. монастырь был полностью разграблен, а монахи поголовно вырезаны. Живым остался лишь один монах-савваит, ушедший в это время глубоко в пустыню для более глубокого подвига. Вернувшись, он увидел убитых братьев, разграбленные храмы. Он сам всех похоронил и продолжал здесь подвизаться.

Преподобный Савва совершал подвиги и чудеса, но был о себе крайне смиренного мнения. Преподобный преставился ко Господу 5 декабря 532 г. в возрасте 94 лет. Перед смертью он собрал последние силы и пошел в соседний Иерусалим попрощаться с Гробом Господним. Затем, мирно отошел ко Господу40. Крестоносцы забрали нетленные мощи преподобного, но современные католики вернули его святые останки в монастырь. Игумен монастыря, перевозивший мощи из Италии, рассказывал, что тело преподобного было теплое. Католики облачили нетленные останки в свои одежды и необходимо было по приезду в монастырь их переодеть, когда стали переодевать, то преподобный сел, как живой, и его с легкостью переодели.

Через 80 лет после кончины преподобного Саввы, в 614 г., на Святую Землю совершено нашествие  персов. Затем произошло арабское нашествие и самое жестокое - нашествие крестоносцев.

Монахов здесь хоронят в специальных склепах, где нет запаха тления. Монахи монастыря в основном молчат. Вокруг монастыря очень много пещер, где жили подвижники. Пещеры, над которыми есть кресты, указывают, что здесь живет иеромонах (т.е. монах-священник) и совершается Литургия. А в тех пещерах, где нет крестов, живут монахи (иноки), непосвященные в священный сан.

14
Монастырь преподобного Феодосия Киновиарха

тот монастырь, в отличии от монастыря препод.Саввы, общежительный. Он возник на месте остановки волхвов «иным путем отшедших» от Ирода. Сам преподобный Феодосий был нежный и милосердный. Он сам до глубокой старости исполнял все самые сложные послушания. Брал на себя все самое тяжелое и трудное, чтобы только легче было братиям-насельникам. Когда необходимы были просфоры для совершения божественной Литургии, он стоял возле раскаленной печи иногда на пятидесятиградусной жаре. А потом разносил эти просфоры по обителям и киновиям. В этом монастыре много св.мощей (останков) Угодников Божиих. Здесь находятся мощи препод.Иоанна Мосха, творца канонов, и мощи матери бессребрянников Косьмы и Дамиана.
Очень много мощей и черепов мучеников, пострадавших за веру от персов (VII в.). Есть удивительные черепа – это черепа с крестами, т.е. череп у обычного человека делится на три части, здесь же череп делится не на три части, как у всех людей, а на четыре – как у младенцев.

15
Бейт-Джала

Это, наверное, самое большое селение православных арабов в Израиле, когда целый арабский городок превратился в православный город. Здесь когда-то еще до посвящения в священный сан, в пещере подвизался святитель Николай Чудотворец. Около двух лет будущий святитель провел здесь, молясь и духовно обогащаясь святынями святой земли. Вскоре над этим местом воздвигли Храм и вход в пещеру очутился внутри Храма.
В Бейт-Джале служат на арабском, и священник – настоятель-араб, учившийся когда-то в Московской семинарии, оттуда и привез в Израиль русскую матушку.
В Храме находится частица мощей святителя Николая Чудотворца, доставшаяся Храму чудесно. Во время военной компании израильтяне обстреливали палестинский город Бейт-Джала. Почти все жители находились в бомбоубежищах. Глубокой ночью обстрел прекратился, и стало тихо. Люди стали расходиться по домам. В стороне от города стоял костел41, и кардинал видел, что в город продолжали лететь израильские ракеты, но они исчезали в святителе Николае, стоявшем на Церковью. Он рассказал об этом случае папе, а папа дал Храму мощи в драгоценном окладе.
Однажды в этом Храме на человека упала крыша. А когда разгребли, увидели человека даже без единой царапины, только туфлю потерял.
В трудное время Храму нужна была икона святителя Николая. Хотели купить у одного торговца, но тот «заломил» огромную цену. Просили, но торговец не уступал, и вот проходит время и торговец сам приносит икону и рассказывает, что изображенный на иконе является ему и говорит: «Отдай меня и не держи».

16
Русские постройки (площадь Москвы)

В Иерусалиме, почти около стен старого города есть целый квартал, принадлежащий когда-то русской духовной миссии и российскому
палестинскому обществу. Эти здания были распроданы Хрущевым и Брежневым42 и до сих пор почти все здания принадлежат государству Израиль.
Сейчас наши здания приспособлены под городской суд и городскую тюрьму. Правда, Слава Богу, что большой величественный собор русской миссии отдали в распоряжение Православной Церкви.

17

Елеонская гора (масличная гора)

IMG_2308.JPGЕлеонская гора со дня нашествия персов принадлежала иноверцам. Узнав, что земля продается, архимандрит Антонин (Капустин), начальник русской духовной миссии (в конце 19 в.) решил приобрести несколько участков. Он попросил своего духовного сына, православного араба оформить на себя покупку земли, потому что иноверцы продавали землю только своим. И архимандрит Антонин начал строить, якобы для себя, дом. При постройке нашли мозаичный пол базилики царицы Елены (IV в.). Вскоре стало ясно, что это место обретения главы Иоанна Предтечи. Вообще отец Антонин много труда положил на открытие церквей и святынь, где «копнет», там и находит
Сокровище43…Найдены были полы древней церкви с въевшейся кровью мучеников, избитых персами. Сейчас здесь женский монастырь.

Место Вознесения Господня

Место Вознесения Господня находится на Елеонской горе. Сохранился древний престол, датированный временем царицы Елены. Храм царицы Елены на этом месте был построен с открытым сводом. Чтобы люди могли и очами видеть небо, куда вознесся Господь. Этот Храм был уничтожен в VII в. персами, а на его месте, уже позже, крестоносцы воздвигли скромную церковь. Это место теперь принадлежит иноверцам и с каждого паломника взимается плата за вход. За службу в этом месте на Вознесение Господне Иерусалимская Патриархия тоже отдает плату и на время выкупает это место. Кстати сказать, что место Вознесения Господня находится в большом запустении и убожестве. На этом месте сохранилась стопочка, оставленная Спасителем перед Вознесением.

Северный склон Елеонской горы

Это место обозначено началом Входа Господня во Иерусалим. Начиная отсюда и через Золотые Ворота Иерусалима Господь въехал торжественно во св.Град., а дети кричали: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:1-11, Мк.11:1-11, Лк. 19:29-44, Ин. 12:12-19). Три Евангелиста указывают на гору Елеонскую, как на начало этого пути (Мф.21:1, Мк. 11:1, Лк. 19:29, 37), и это место, и даже камень, с которого Господь садился на ослика, сохранены историей. Кстати, камень этот всегда соленый (покрытый солью), сверху камня находится престол для совершения Литургии. Место это очень ухоженное и живописное, принадлежит православным.
В 90-х гг. монофизитский – сектантский «архиепископ» решил подражать Господу: сел в этом месте на осла и поехал во Святой Град. Но произошло чудо Божие. Внезапно с неба ударила молния и гром, осел испугался и скинул на землю монофизита. С тех пор монофизиты ездить на ослике побаиваются…

Гефсимания (подножие Елеонской горы)

IMG_2279.JPGГефсимания находится у подножия Масличной горы в русле Кедронского потока44. В этом месте Господь перед вольным страданием произнес свою молитву «до кровавого пота» (Мф.26 гл., Мк. 14 гл., Лк. 22 гл., Ин.18:1). Место, где Спаситель молился, закрыто огромным католическим костелом «Двенадцати наций»45. Снаружи открыта лишь маленькая часть св.земли, куда падал кровавый пот Спасителя. Место, где находились ученики, и куда приходил Спаситель, прося учеников бодрствовать, находится у православных. (Мк.14:37, Лк.22:38, Мф.26:40). Вокруг растут 8 масличных деревьев, имеющих возраст 4 000 лет, т.е. заставшие Спасителя. У этих маслин видны новые расточки, показавшиеся из толстой старой коры.
Немного выше находится монастырь Марии Магдалины, построенный в память супруги императора Александра II – императрицы Марии на средства ее детей и внуков. На освящении присутствовал вел.кн. Сергей Александрович Романов с супругой Елизаветой Федоровной. И здесь Елизавета Федоровна, будущая мученица, произнесла пророческие слова: «Как бы я хотела быть здесь погребена». Ее святые останки действительно чудесно нашли покой именно здесь. Она похоронена здесь со своей келейницей Варварой. Революционеры хотели убить только Елизавету, а Варваре предложили уйти, но она отвечала: «Я с матушкой». Мощи преподобномученницы Елизаветы находятся в Храме св.равноапостольной Марии Магдалины с правой стороны от алтаря, а Варвары – с левой.
Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю митр.Илией46, - «Гефсиманская».
Есть на Елеонской горе еще место, которое именуется в Евангелие «Галилеи». Господь говорил, что после Воскресения он «предваряет учеников в Галилеи» (Мф. 26:32, Мк.14:28). В народе же это место именовалось «малой Галилеей» (в отличие от настоящей «большой» Галилеи), и именовалось оно так из-за большого поселения здесь жителей Галилеи. Здесь и ждали ученики Господа после воскресения. Здесь случились события с Фомой (Ин.20:25-29). Эти места принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.

Место погребения Пресвятой Богородицы (Иосафатова долина)

В районе потока Кедрон очень много захоронений. Согласно традиции именно здесь произойдет Страшный Суд. Эта традиция восходит к имени Иосафат, происходящего от ивритского Шафот-Яхве, то есть «судит Бог» (Иоил. 3:2). И потому это место носит общее название «Иосафатова долина»47. Здесь же находится родовая гробница Божией Матери. В ней находится ложе48, где лежало пречистое тело Божией Матери. Здесь же, в этой гробнице есть могилы родителей Пречистой Девы - Иокима и Анны, а также могила Иосифа Обручника.
Базилику в этом месте воздвигла равноап.царица Елена. Здесь находится чудотворный образ «Иерусалимской» Божией Матери. Отцы Афона, видевшие Царицу Небесную, говорят, что она действительно похожа на этот образ.

18
Горняя. Град Иудов.

IMG_2314.JPG«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в Нагорную страну. В город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её, и Елисавета исполнилась Святого Духа» (Лк.1:39-41).
Так описывает нам Слово Божие события, связанные с этим местом. Повсюду здесь видна обильная растительность. Это действительно «Нагорная страна», т.е. живописный, зеленый горный массив, производящий впечатление на душу. Здесь жили родители св.Иоанна Крестителя – Захарий и Елисавета, сюда пришла Пресвятая Дева после Благовещания Архангелом Гавриилом. Сейчас это пригород Иерусалима, здесь построен большой больничный комплекс, сюда ведет хорошая дорога, доступная даже для больших автобусов. В те же времена град Иудов находился на небольшом расстоянии от св.Града. Матерь Божия пришла сюда из Назарета, из Галилеи, находящимся на большом расстоянии, равном переходу почти через всю страну. Юная посетила старицу - Пресвятая посетила святую.
На месте, где стоял дом Захарии и Елисаветы, стоит католический монастырь49. А наш монастырь с великолепным Храмом находится недалеко от этого места. Главный Храм, кстати, освящен Высокопреосвященнейшим Кириллом, митрополитом Смоленским и Калининградским (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Матерь Божия пробыла здесь «около трех месяцев и возвратилась в дом свой» (Лк.1:56). Позже, уже после рождения св.Иоанна Крестителя, сюда пришли слуги Ирода, чтобы погубить младенца. Захария, не сказавший, где находится его сын, был убит, а Елисавета с ребенком бежала в пустыню, где вскоре умерла. А Иоанн остался в пустыне сначала под покровительством пастухов, а потом жил самостоятельно. Причем, как свидетельствует Предание, когда Елисавета бежала с младенцем и слуги Ирода ее уже настигали, разверзлась гора, в это отверстие вошли мать с ребенком, и гора затворилась, не пропустив иродовых слуг.
Здесь находится камень, с которого начал свою первую проповедь св.Иоанн Предтеча (Мф.3 гл., Мк.1 гл., Лк.3 гл.).

19
Святые места Иерусалима
Монастырь преподобномученницы Мелании Римляныне50

Монастырь преподобномученицы Мелании находится на месте, где подвизалась святая. В самом городе Иерусалиме, за стенами т.н. Старого города. Здесь прямо под Церковью находится пещера, где подвизалась подвижница и тут же находятся ее святые мощи. С глубокой древности они не открыты, а находятся «под спудом», т.е. закрыты надгробием.
В этом же монастыре находится икона с частицей мощей (останков) св.ап.Иакова, брата Божия. Св.апостол был сыном Иосифа Обручника от первого брака, сводным братом Господа Иисуса Христа. Приняв всем сердцем Христово благовестие, святой апостол закончил свою жизнь мученически51.
Здесь же находятся мощи святых мучеников Кириака и Иулиты – сына и мамы. Когда маленький младенец Кириак исповедовал веру своей мамы, его били головой о каменный пол до смерти на глазах у мамы. Затем умертвили и мать.
Кроме того, здесь имеется чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Великая панагия».
Этот монастырь очень близко смыкается с местом Воскресения Христова, и находится он, так же как и Голгофа, на возвышении. Из предания Иерусалимской церкви известно, что именно на этом месте, где находится этот монастырь, какое-то время стояла Пресвятая Богородица, взирая на страдания Сына и Бога Своего. Близко же к месту казни подойти не смогла из-за оцепления сотников центуриона. Но и с этого места Матерь Божия могла слышать слова своего Сына Возлюбленного, обращенные к Ней: «Жено се сын Твой» (Ин.19:26). Ведь расстояние от Голгофы до этого места 10-12 метров.
Имеется в этом месте икона с частицей мощей мученика Омара Турчанина. Краткое житие этого угодника Божия следующее. В Великую субботу, перед праздником Св.Пасхи Христовой, турок в отряде воинов находился около Храма Гроба Господня. В этот год православных христиан не пустили к Гробу Господню для принятия Благодатного огня52, и на их место пришли инославцы, ожидавшие, что им сойдет Благодатный огонь. Но Благодатный огонь сошел не на Гроб Господень, где молились инославцы, а на колону около входа в Храм, при этом расколов ее. Сошел на то место, где стояли и молились православные. Видя это чудо Божие, Омар принимает православие и вскоре становится мучеником.

Монастырь Святителя Спиридона Тримифунтского

Сразу следует отметить, что сам Святитель Спиридон в этом месте не подвизался, но именно в этом монастыре находится чудесный образ Святителя, отобразившийся нерукотворно на стекле Кивота.

В этом же монастыре находится камень, с которого проповедовал Господь двенадцатилетним отроком (Лк.2:40-52).
Есть предание, что в Греции, в месте, где находятся останки Святителя Спиридона, на ногах святого снашиваются туфли. И святителю Спиридону
их время от времени меняют, а сношенные раздают в разные страны и города, как вещественный знак помощи святого. Такая туфелька имеется и в этом святом и благодатном месте.

Монастырь Малая Панагия

В этом монастыре находится чудотворная икона Божией Матери, называемая «Малая Панагия». Ее следует отличать от той, которая находится в монастыре преподобномученицы Меланьи, на месте стояния Божией Матери близ Голгофы. Этот образ древний и благодатный. Из-за частого покушения на него вандалов и фанатиков иерусалимские церковные власти поместили его под решетку.
Тут же я впервые увидел очень редкий образ, не встречающийся почти ни где, кроме этого монастыря бабушки Пресвятой Богородицы – Святой Праведной Марии.


Монастырь Святителя Николая Чудотворца

Прогуливаясь по узким и извилистым улочкам Св.Града, мы добрались до монастыря Святого Николая. Он находится на месте, где жил Святитель Николай во время своего пребывания в Иерусалиме53. Здесь же находится его чудотворный образ.
Вообще, правды ради, следует отметить, что монастыри носят название монастырей только условное. Имеют очень убогий вид и функции приходского храма, в нашем понимании. Обслуживаются часто одним священнослужителем, а некоторые вообще не имеют своего постоянного священника и обслуживаются по очереди священниками Храма Св.Гроба Господня. В некоторых из множества монастырей службы совершаются один - два раза в год.


Монастырь Сирийский Монофизитов54

Монастырь не православный. Находится на месте дома, где жил евангелист Марки и его мать – мироносица Мария55.
Здесь часто собирались первые христиане, сюда приходил Господь, и тут встретились и провели две недели апостолы Петр и Павел - рыбак и ученый… Петр, как известно ни когда не выделял себя из числа апостолов, как об этом превратно учат католики, не выделяли его и сами апостолы, как это видно из книги Деяния Святых апостолов, где на апостольском сборе председателем был не Петр, а Иаков. И ему дали последнее слово.
Считается, что на этом месте была написана первая икона евангелистом Лукой, где вопреки ожиданиям Луки Пресвятая Богородица вышла изображенной молодой с Младенцем на руках.

Мечеть Омара – бывшая христианская базилика, бывший христианский собор. Глядя на нее можно определить в какой, если не большей красоте находились христианские храмы, все православные святыни. Но благодаря персам, затем арабам и крестоносцам приобрели нищенский и убогий вид.
Некоторые историки предполагают, что это здание всегда принадлежало исламу и лишь крестоносцы, завоевав Св.Град забрали его под базилику. Но как бы там ни было сейчас это нехристианское здание.

Долина Бейгемом (Геемом)

Эта долина находится совсем рядом от Иерусалима, от Иософатовой долины и Кедронского потока. Здесь когда-то жили нечестивые народы, которые поклонялись огромному быку – Молоху – с открытой пастью, которую раскаляли огнем и бросали туда живых младенцев56. А чтобы не слышать плачь и душераздирающие крики, били в барабаны и кричали. После изгнания этих народов евреи в качестве несогласия с этим решили устроить на этом месте мусорную яму, через которую проложили пешеходный мост. Ворота, ведущие из Иерусалима в Бейгемом, получили название Мусорные. В эту яму бросали не только мусор, но и умерший скот, чтобы уничтожить зловоние яму зажгли. Люди, переходившие через этот мост, боялись упасть в это страшное место с моста. Эта долина считается прообразом ада.

20
Пустыня Иудейская (Пустыня св.Града)

IMG_2658.JPGС самого расцвета христианства, после эпохи мученичества начинается новая эпоха – эпоха подвижничества или аскетизма, когда отцы и жены становились добровольными мучениками, лишь в отличие от общепринятых мучеников, страдая не от людей, а от демонов, воевавших против них57.
Отцы, уходившие в пустыню, земное воспринимали, как сор. Первым подвижником и монахом был преп.Павел Фивейский, ушедший в пустыню в 30 лет и проживший в ней до 100 лет. Павел Фивейский не оставил учеников, кроме преп. Антония Великого, который в свою очередь насадил множество монашествующих.
Иудейская пустыня на простых людей наводила ужас и ее так и называли «пустыней ужаса» из-за разбойников и львов, обильно ее населявших. Именно об этой пустыне рассказывает Спаситель, когда говорит притчу о человеке, попавшем в руки разбойников по пути из Иерусалима в Иерихон (Лк.10:25-37). И вся эта пустыня усыпана как бы ульями пчел - пещерами, кельями, монастырями, коливами и скитами, свидетельствующими всему миру о многовековом подвиге жен и мужей, молодых и старых, все отдавших ради своего Бога!

21
Гора искушений

IMG_2318.JPGЭто место, где Господь постился 40 дней и ночей и был искушаем сатаною (Мф.4:1-11, Мк.1:12-13, Лк.4:1-13). Место это находится близ города Иерихона в Палестине. Оно достаточно безлюдно и дико, а сам вид строгой горы наводит ужас и страх даже в дневной час.
Как известно из Предания, Господь сам указал св.апостолам место искушения. Первым известным лицом, подвизавшимся здесь, был преп.Илларион Газский, а после него – преп.Харитон – исповедник, к тому времени уже перенесший страдания за Христа в Никомидии. Из жития преп.Харитона известно, как уйдя в пустыню он попадает в руки разбойников, которые заточив его в самодельной темнице, хотели его пытать, ожидая получить от него деньги. Но, как видел преподобный, как только разбойники вышли, приползла змея, плеснувшая яд в кувшин с вином и уползла. Вернувшись, разбойники стали пиршествовать, но тут же погибли от сильнодействующего яда. В этой пещере и стал подвизаться преподобный. Образовав здесь обитель, он ушел на гору искушений, образовав там вторую обитель.
Сейчас на горе живет один монах. Это связано с тем, что жизнь здесь подвижническая и желающие здесь поселиться по-долгу не выдерживают58.

22
Иерихон

IMG_2360.JPGПродвигаясь по пустыне, из окна автобуса видишь отвесные гладкие и остроконечные горы, зеленые оазисы и посевы экзотических фруктов, их обычно покрывают пленкой, делая теплицы, защищая от жары. Здесь, в пустыне Иудейской59, начиная с IV в. процвело множество духоносных отцов, находилось более 70 лавр и более 15 тысяч монахов по лаврам, т.е. не считая тех, что жили отдельно в пещерах и келиях. Пустыня ниже уровня мирового океана на 280 м (-280 м). Сколько Евангельских и житийных событий прошло здесь! Сколько святых проливало здесь свои слезы и вымаливало жизнь миру, вымаливало наше существование! Просили простить нас, их потомков и дать нам время на покаяние.
Когда-то здесь пас своих овец, будущий отец Царицы Небесной Иоаким, проливая свои слезы о бесчадстве. Здесь ему явился Архистратиг Силы Господней, благовествуя рождение Божией Матери. Здесь спасся Илия от гнева Ахава (3 Цар.17 глава).
Иерихон – самый древний город на земле60. В районе Иерихона израильтяне во главе с Иисусом Навином перешли Иордан (И.Нав.3-5 гл.) и чудесно взяли город. На этом же месте крестился от Иоанна Господь Иисус Христос. Здесь же преподобная Мария Египетская встретила Зосиму, перейдя через Иордан, как по суше.
В Иерихоне Господь исцеляет двух слепцов (Мф.20:29-34, Мк.10:46-52, Лк.18:35-43), обращает к Богу сребролюбивую душу Закхея Мытаря (Лк.19:1-10). В городе Он произносит Свою притчу о десяти минах (талантах)(Лк.19:11-28). Монастырь, принадлежащий православным, находится на месте, где жил Закхей-мытарь, и носит название пророка Елисея. Елисей особо почитается в городе, ведь когда здесь он претворил воду из плохой - в хорошую.
Смоковница, с которой Закхей смотрел на Господа, сохранилась, но находится под стеклом. Интересно еще, что Иерихон, находясь практически в пустыне, имеет плодородную почву. Здесь растет множество фруктов целый год. В декабре мы ели в Иерихоне клубнику размером с небольшое яблоко. Местные жители говорят, что все фрукты здесь очень сладкие.

23
Монастырь преподобного Георгия Хозевита

Монастырь преподобного Георгия Хозевита находится в пустыне, глубоко в горах, около Кедронского потока. Здесь в древнем монастыре почитают место, где пророк Илия спасался от нечестивого царя Ахава и где ворон кормил его, принося в клюве пищу пророку (3 Цар.17 гл.).
Здесь находятся нетленные мощи преп.Иоанна Нового Румына, современного нам подвижника.
Вокруг монастыря в пещерах до сих пор живут отцы-отшельники. Это хорошо видно по корзиночкам, свисающим с пещер, для хлеба и воды.

24
Монастырь преподобного Герасима Иорданского

Завершается наше путешествие по Святой Земле. На улице давно темно, мы проезжаем близ контура Мертвого моря. В ночной темноте это море наводит ужас, ужас всем свершившимся здесь. Когда-то вместо моря здесь стояли два обширных города Содом и Гоморра. Веселый смех, пиршества и конечно грехи переполняли жизнь этих городов. Теперь же здесь страшное место, где прекратилась всякая жизнь.
Мы сворачиваем от моря и направляемся в монастырь преп.Герасима. Этот монастырь находится на месте, где Иосиф с Девой Марией и младенцем остановились, убегая в Египет от Ирода. Именно на этом месте, по Преданию, Господь Иисус Христос встал своими ножками на землю, сделал первые шаги. Здесь почитают мучеников, пострадавших от персов, а также мироточивую икону Божией Матери «Млекопитательницу», изображенную на стене.
Основал это гостеприимное61 место преп.Герасим, который очистил себя до первозданной чистоты. Увидев однажды льва с огромной занозой в лапе, преподобный вытащил занозу и обработал рану. И лев в благодарность своему избавителю стал служить, чем мог. Однажды Герасим дал послушание льву охранять осленка, но лев, уснув, не увидел, как осла украли путники. Проснувшись, он пришел к Герасиму с поникшей главой, прося прощения за плохое послушание. Герасим же, подумав, что лев съел осленка, поругал льва. Прошло время и путники возвращались назад. Увидев их, лев напал на них и забрал своего осла, которого привел к Герасиму, доказав свою невиновность. Когда Герасим умер, от льва это долго скрывали, но когда показали ему могилочку Герасима, то лев долго стоял около нее, а потом ударился несколько раз о камень головой и тут же на могилочке умер…
Возвращаясь домой после посещения Земли, где жил и трудился Господь Иисус Христос, еще долго не можешь понять, где ты побывал. Не можешь понять всю значимость той Земли, которая сыграла столь важную роль в судьбе каждого человека, жившего, живущего или того, кто будет жить. Судьба всех людей, их вечная жизнь или вечная смерть решилась тут. Здесь Бог показал людям, насколько сильно Он любит человека, насколько человек Ему дорог. И отдав Сына Своего Единородного «нас ради человек и нашего ради спасения» на смерть, Он показал безграничную меру этой любви. Вглядываясь в дали Св.Земли, перед человеком предстает Евангелие, написанное географически на этой Земле. И это помогает понять Слово Божие абсолютно ясно и точно. Святую Землю нельзя не полюбить. Ее никогда не удастся забыть, а воспоминание о ней будет наполнять душу умилением. К ней верующей душе нельзя привыкнуть.
Наверное, это связано с тем, что именно на этой земле родилось самое драгоценное сокровище каждого из нас: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14).

Примечание

1Правда иногда гражданские самолеты по разным причинам сажают на военные аэродромы. И здесь для туристов и паломников начинаются «допросы» службы безопасности с особой тщательностью.
2Аэропорт Тель-Авива называется Бен-Гурион.
3В Кане Галилейской, в православном Храме находится частица мощей апостола Симона Кананита, который, как известно из предания, и был на свадьбе женихом.
4напр.: Пс.138:13)
5Девора правила Израилем почти 40 лет(!). Суд.4:5-5:31.
6Мф. 17:14-18, Мк. 9:14-28, Лк 9:37-42.
7Мф. 17:1-9, Мк. 9:2-10, Лк. 9:28-36.
8Мф. гл.3, Мк. гл.1, Лк. гл.3, Ин. гл.1.
9Некоторые источники, кроме названия ручьев, носят еще названия потоков, но всегда избегается слово «река».
10В переводе с иврита – «сходящий».
11Пс. 138:13
12Напр.: Геннисаретское озеро, Галилейское море, Киннерефское море (Числ.34:11, Нав. 12:3), Тивериадское море.
13Сейчас по данным ученых Галилейское море мелеет на 1,5 м в год.
14Это Магдала и Тивериада.
15Это города и селения моря Галилейского и его ближайших окрестностей: Магдала (Лк 8:2), Тиверия, Кана (Ин 2:1-9), гора блаженств (Мф 5:1-12), Капернаум (Ин 4:46-50), страна Гадаринская (Мк 5 гл.) и др.
16Перевод с иврита – «селение Наума» или «село утешения».
17Нынешнее название города – Табариие.
18Ин 6:1, 6:23, 21:1.
19Мф 14 гл., Мк 6 гл., Лк 9 гл., Ин 6 гл.
20 на иврите – «мигдаль».
21ныне он высох.
22на 2008 год.
23для христианства, иудаизма, ислама.
24Исаак являлся прообразом Господа Иисуса Христа.
25Хотя уже достоверно известно, что «стена плача» не настоящая стена Иерусалимского Храма, а построенная гораздо позже. Действительно, частицы древней стены есть, и находятся они в нескольких местах стены, но все же постройка датируется более близкой современностью, чем эпоха Соломона.
26Кроме сионской горницы.
27Синагоги еврейские не являются храмами, а только местом религиозных собраний.
28Вернее существуют от «овчей купели» одни развалины.
29Ин.18:28
30via doiorosa (лат.)
31каменный помост (перевод с лат.)
32череп
33православные, католики, армяне
34место Воскресения Христова
35 Поэтому под Крестом всегда на иконах рисуют череп.
36Или другие названия: кувуклия, балдахин.
37«дом хлеба» - перев.с иврита
38имеется в виду высокий забор
39Только при крестоносцах заменили вид крыши. Она приобрела вид средневековой готики.
40преподобный Савва умер в возрасте 96 лет.
41Католическая церковь
42Как говорят, в обмен на апельсины.
43Почти тоже произошло с т.н. Порогом Судных Врат, обнаруженных с покупкой земли отцом Антонином. Вообще архим.Антонин был поистине святой и незаурядной жизни человеком, и может быть когда-то мы доживем и до его прославления!
44ныне этот поток в районе Гефсимании взят в трубы.
45Костел назван в честь 12 стран, пожертвовавших деньги на строительство.
46Илия – митрополит Гор Ливанских, молитвенник за Россию в годы ВОВ, за что и получил премию от И.В.Сталина.
47здесь очень дорогая земля для захоронения.
48под стеклом
49Это определили по остаткам древней базилики ц.Елены, воздвигнутой на месте дома, где жили Захария и Елисавета.
50Память святой совершается в последний день «старого года» - 31 декабря по старому стилю (13 января по новому стилю).
51Его сбросили со стен Иерусалимского Храма.
52Благодатный огонь сходит раз в год чудесным образом на гроб Господень в Великую субботу перед православной Пасхой. Принимает огонь и православный Иераусалимский Патриарх. Этот огонь в первые минуты не обжигает, и вскоре его развозят по всему миру, как живое доказательство правоты нашей веры.
53Он прожил здесь около 3-х лет. Это место было удобно для проживания близостью к Гробу Господню. А в местечке Бейт-Джала Святитель Николай уходя для молитвы и подвига, найдя там пригодную для этих целей пещеру.
54Монофизиты - еретики, признающие во Христе одну природу.
55не путать с Марией Магдалиной.
56Кстати, именно этим жителям уподобляются женщины и мужья, совершающие убийство живых детей с помощью абортов. Этих детей тоже убивают мучительно, без обезболивающих, с помощи соли, сжигающей кожу нерожденных детей, с помощью насосов и инструментов, отрывающих «живьем» части тела.
57Эта эпоха началась приблизительно с 313 г. по Р.Х., когда Святой равноапостольный царь Константин Великий издал свой знаменитый Меланский эдикт, отменивший гонение на христиан. Римская империя со своими непобедимыми когортами капитулировала перед смиренными и безоружными христанами!
58При Ясере Арафате на гору построена канатная дорога и кафе кощунственно названо «Искушение».
59или по-другому: «пустыня Иорданская»
60о чем свидетельствует надпись при въезде в город
61Каждого паломника здесь бесплатно кормят и никого не отпускают без подарков. Даже, несмотря на наш поздний визит!

Протоиерей Димитрий Соловьёв

Обновлено (06.04.2013 22:37)

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: