Письмо со Святой Земли(продолжение)

Святая гора Фавор

С Праздником Преображения Господа нашего Иисуса Христа!

Встречал я сегодня с семьей праздник Преображения в главном соборном храме в Иерусалиме у Гроба Господня (по-гречески «кафаликон»).  В Храме шла обыкновенная воскресная служба, но с особым Фаворским чувством. Малочисленные молящиеся,  - все остальные были ночью на Фаворе или на ночной на Гробе Господнем, - и тихая служба дала возможность не отвлекаться, а сосредотачиваться на смысле праздника. Преображение Господне и Господь, который преображает нашу жизнь. Даже те монахини-гречанки, которые обычно бывают на службе по воскресеньям, сегодня отсутствовали. Возникает вопрос: если я живу здесь, тем более, если я еще и гид, почему я не был на Фаворе в эту ночь? Дело в том, что на Фаворе я , конечно, бываю с группами довольно часто, поскольку посещение Фавора входит во все стандартные программы. Последний раз на престольном празднике я был там 2 года назад. Все знают, что в Иерусалиме на Пасху и на Фаворе 19 августа бывают многочисленное духовенство, паломники, бывает Патриаршая служба с сослужащими священниками со всего мира. Иногда во время причастия суетливо. Но все более или менее получают особое праздничное благословение и радость на душе. Все это мы знаем. Однако, иногда хочется проникнуть в суть святого места. и шумный праздник как-то отвлекает. Тем более, что известное человеческое желание увидеть что-то необычное может вызывать даже полуистерические реакции у абсолютно нормальных людей. Как знаменитое ожидание облака на Фаворе или беспорядки, которые возникают в ожидании благодатного Огня в Великую Субботу. Я заметил, что иногда самые лучшие паломники бывают верующие дети. Их голова не занята разными заданиями, которые надо выполнять,  например: приобретение дорогих подарков для себя, более дешевых - для соседей, различные требы, фотографирование и проч. Конечно, желание все это выполнить у взрослых понятно, но освобожденные от этого груза дети получают великое благословение, - настоящее созерцание самой сути святого места и встречу с живым Богом. Когда посещаешь Фавор надо, в идеале, посвятить этому минимум пол дня: пешеходное восхождение, круговой обзор вершины горы, посещение обоих участков - католического и православного, наблюдение природы святой горы, и, желательно, участие в литургии. К сожалению, ни в одной программе такого не бывает. Время у паломников по разным причинам ограниченно, подъем и спуск совершаем на микроавтобусах, а у меня самая неблагодарная обязанность - собрать всех паломников для спуска с горы, в то время как они чувствуют как апостол Петр во время Преображения: «Хорошо нам здесь быть!»   И я так чувствую. А особенно чувствовал в первый раз, так сильно, что никаких внешних впечатлений о самом месте и храме у меня тогда не осталось.

16.02.2013_image030
Фото: Фаворская колокольня. Зима.

Но сейчас, Слава Богу, Фавор - как дом родной. Даже при ограниченном времени с группой, всегда читаем Евангелие, иногда священники совершают молебен, на Литургиях там был не раз, и когда у группы свободное время после общей молитвы, я молюсь или любуюсь видом. Так же и когда игумен монастыря, архимандрит Иллиарион, на месте, общаюсь с ним. Монастырь настраивает на молитву. Как только заходишь на участок сразу видишь деревья - сосны. На них надписи по-арабски. Часто паломники спрашивают, что там написано. Некоторые гиды, которые не знают, придумывают: «Написано, что это дерево ап. Иоанна или ап. Петра». На самом деле там написано: «Не играть в мяч. Не делать пикники. Не рвать цветы и кусты. Не мусорить.» и т.д. Отец Илларион мне рассказал, что бывший настоятель относился спокойно к таким явлениям, а он, о. Илларион,  старается, что бы монастырь был для молитвы. Дело в том, что арабские семьи  церковные приходы любят выезжать на пикники. Поклонившись святому месту, жарят шашлыки, веселятся, кончено, в меру - никто не напивается. На Фаворе это разрешается делать только за пределами монастыря. Так же в монастырь пускают только православных паломников. Ни католиков, ни протестантов, ни иудеев не пускают. Они, если хотят, посещают соседний  католический храм. Так же игумен строго соблюдает время приема паломников - с 8:30 до 15ч. Священники, которые хотят служить на Фаворе, могут это делать после 8:30 в маленьком храм Пресвятой Троицы, но не в базилике Преображения.

16.02.2013_image031

Фото: Миторполит Филарет Минский (в центре)  в гостях у архимандрита Иллариона (слева от владыки, в очках). Рядом - русские паломники.

Вспоминаются  редкие Фаворские моменты. Восхождение на Фавор. Два года назад, вечером накануне Преображения Господня, мы с группой решили пешком подниматься до монастыря. Стандартное посещение храма у нас уже было в этот день, и хотелось почувствовать гору и торжественно встречать праздник. Для желающих подниматься есть две опции: подниматься по тому же серпантину, по которому едут машины, либо подниматься по лесной тропинке. Тропинка эта очень крутая. Местами надо лезть по камням. Тех, кому это было бы трудно, я отправил подниматься по серпантину. Для меня подъем всего лишь полчаса, хотя и трудно.

16.02.2013_image032

Фото: Фаворская тропинка. Русские паломницы на легкой части подъема.

С группой, в которой люди разного возраста и комплекции, подъем занял больше часа. Я постоянно бегал вверх-вниз, проверяя, что все в порядке с отстающими и слишком торопящимися. Когда стало темнеть, единственная мысль в голове была, что сделал большую глупость. А как только добрались до конца пути, нас встретила каменная стена. Сейчас знаю, как обойти ее вокруг, а тогда в темноте не знал как преодолеть это препятствие. Препятствие было преодолено таким образом: я помогал паломникам залезать на стену, а другой паломник, с другой стороны стены, помогал людям слезть вниз. Открылся великолепный вид, который обычно паломники не успевают увидеть. Малонаселенные галилейские холмы, украшенные мелкими огоньками от поселений, долина Армагедонская.  Я думал, что все будут на меня сердиться, ведь все постились к причастию, даже воду не пили. Однако увидев этот вид и всю дорогу, по которой мы шли, услышав звук монастырского колокола, который мешался со звуками мусульманской молитвы (под горой - арабская деревня) и звал нас идти дальше, все стали меня благодарить. Недаром понятие восхождение, как  физическое действие, связанно с духовным восхождением. «Кто взыдет на гору Господню?» - спрашивает псалмопевец. Путь к Богу связан с движением, восхождением. Моисей восходил на гору Хорив, Илия пророк - на гору Кармил. Ветхозаветный храм стоял на горе Мориа. Так же, обидно читать праздничную молитву: «Придите, взыдем на гору Господню/ и в дом Бога нашего/ и зрим славу Преображения Его» стоя в храме, когда есть возможность осуществить этот подъем, к которому призывает нас церковь. Дело в том, что физический мир связан теснейшими связями с миром духовным . Опыт физического восхождения на Фавор, полученный на Святой Земле, подталкивает человека к восхождению молитвенному, духовному. После того, как все было совершено. Литургия закончилась, все причастились, с благоговением и благодарностью стали спускаться с горы, но уже по серпантину - асфальтовой дороге. После услиенной молитвы, стеснения в толпе, спуск был очень легким, на душе был настоящий покой. Когда дошли до автобуса было уже светло.

Даже после этого мне хотелось все таки  еще глубже познакомиться с Фавором и побывать на литургии не только в праздник. Но как? Живу я в Иерусалиме, игумен категорически не открывает монастырь до 8:30. Как быть? И вот, случилось так, что была одна группа, которая прилетала и улетала обратно  двумя рейсами. Одна часть улетела домой, а другая осталась еще на день. Отель был забронирован с субботы на воскресенье в Галилее. В ближайших храмах службы в то воскресенье не было или она начиналась слишком поздно, и мы не успели бы выполнить программу. Позвонил я отцу Иллариону и сказал: «Как быть? Останемся без Литургии». Он сказал: «Пожалуйста. Приходите после 8:30». А я говорю» У нас в группе  батюшка уже улетел домой, служить некому». «Сколько человек в группе? - он спросил. Было не больше десяти. "Приходите к 5-ти утра". Он, в виде исключения, поскольку маленькая группа, согласился пустить нас на монастырскую литургию.  Пели сестры монастыря. Пара слов о сестрах. Старшие монахини там из Греции, остальные - румынки, одна сербка. Всего насельниц не больше 8 человек. Была зима. Раннее утро. Туман вокруг. А в монастыре уже идет утреня. Отец Илларион удивил нас тем, что служил наполовину по-славянски. И мне, недостойному, дал по-славянски читать праздничное евангельское чтение о Преображении.

Так мы участвовали в монастырской службе, когда весь мир спит.

Интересный факт, что о горе Фавор я в детстве и юности почти ничего не знал. Конечно, знал, что существует такое место, на иврите - хар Тавор, но не предавал этому особого значения. В книге судей я читал, как пророчица Девора посылает Варака к горе Фавор, что бы собрать там весь народ против царя Сисара: "Пойди, взойди на гору Фавор, и возьми с собой 10 тысяч человек из сынов Нефалимовых и сынов Завулуновых." (Книга Судей, 4:6). Но сама гора как таковая оставалась просто одной из гор. Так же, когда позже я уже читал  Евангелие, и узнал о Преображении Господнем, а это до было до моего крещения, когда я не одного православного человека живьем не знал, - то не мог я и знать, что священное предание связывает Фавор с Преображением Господним. Так же и о самом смысле этого события я ничего не знал. Кроме того, только в Православии существует догма о Фаворском свете, в православной церкви событие Преображения и праздник Преображения играют важнейшую роль, в то время как на западе этот праздник еле отмечают, и в народной и культурной традиции он никак не выражен. Живого общения с христианами у меня не было, все мои знания приходили из мировой культуры, в основном западной, и восточный православный мистический мир был для меня закрыт. Тут нужно пояснить, что в Израиле православная община (арабы, греки, русские, румыны) малочисленна и разрозненна по стране. Православные праздники, если ты не едешь специально к тому или ному святому месту, на улице и в городах не ощущаются. Исключением являются тардиционно хрситианские города Вифлеем и Назарет, а так же Христианский квартал старого города в Иерусалиме. Но большинство израилитян ничего об этих местах не знает и туда не ездит. И вот проявилась сила русской культуры и литературы, как посредника и проповедника о духовном мире. Работая с паломниками, я замечаю несколько прохладное, даже порой равнодушнное отношение современных Россиян, в том числе и церковных людей, к классической русской музыке и литературе. А жаль. Сколько не верующих, не русских западных людей стали интересоваться вопросами вечности благодаря русским художникам, как Достоевский, Пушккин, Лермонотов и т.д. Кто-то благодаря им стал глубоко верующим человеком, другие - просто полюбили Россию. О том, что благодаря Пушкину я стал заниматься изучением русского языка, я уже писал в одном из постов (сообщений). А о Преображении, как о о православном празднике я впервые узнал от Бориса Пастернака. Стихотворение "Август" Б. Пастернака из книги "Доктор Живаго" говорит о вечном и преходящем, о конце, который есть начало. Весь стих так же проникнут ощущением света, - поэт связывает свет вещественный, тварный, с предчувствием света нетварного. Начинается стих так:

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Далее поэт, разбуженный этим светом, описывает свой сон:

....Мне снилось, что ко мне на проводы,

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по-старому,

Преображение Господне.

Внимательный не русский читатель как я, может отсюда понять очень много всего: во-первых само значение света в этот день, во-вторых, что существует церковный календарь, старый и новый стиль, а меня еще и впечатлила особая славянская красота слова "Преображение". Надо понять, что по-английски слово "transfiguration" - преображение, немного холодное, а на иврите "hиштанут" - изменение, не дает таких богатых ассоциаций и не передает смысл события.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная как знамение,

К себе приковывает взоры.

Само звучание ивритского слова Тавор (Фавор) в этом очень русском стихе, и этот свет, о котором говорит поэт, поразили меня. И мне захотелось соблюдать этот день в августе каким-то орбазом.

16.02.2013_image033

Фото: Сборник-антология Русской поэзии с паралельным переводом на-английский, где я впервые прочитал о празднике Преображения Господня в стиховторении Б. Пастернака "Август".

Далее описывается сон поэта о его собственных похоронах, и сама смерть смотрит в его умершее лицо. Эта мнимая победа смерти преодолена через духовное качество человеческой души Богом созданной, которую поэт называет: "то прежний голос мой провидческий." Хочу пояснить этот момент. После смерти моего отца (он умер когда мне было 18 лет),  я постоянно думал о том, как относиться к исчезновению человека из этой жизни, трагическому самому по себе, но так же к ощущению, что каждая смерть является каким-то новым началом. И вот именно в этом стихотворении поэто прощается с миром, со своим прежним я, умирает до своей физической смерти и ощущает предчувствие вечного блаженства. Все это у Пастернака связанно так же с законом природы: август - начало осени. Созревшие плоды падают с деревьев, - то же вроде бы умирают, но получают благословение Божие, - мы их освещаем в этот день, как Богом данную нам пищу. Интересно, что в Евангелии до Преображения Иисус впервые говорит: "что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть." Петр возмущенно говорит: "Будь милостив к себе, Господи! Да не будет этого с тобою!" (Мтф. 16:21, 22)  Ему, естественно не хочется, прощаться с любимым учителем. Тут, однако, Христос открывает духовный закон: "Если кто хочет идти за мной, отрекись от себя, и возьми крест свой, и седуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Какая пользаа человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мтф. 16:24-26) Получается, кто ради Христа умирает для мира до своей физической смерти, получает Божественное утешение. Иисус дальше обещает апостолам: "Истино говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сынаа человеческого грядущего в Царстве Своем".(Мтф. 16:28)  Царство Божие не от мира сего. Значит то, что Иисус обещал апостолам, сбылось по прошествии дней шести, когда Он взял их на высокую гору и преобразился перед ними. Ученикам, которые до этого видели только Иисуса-учителя, Человека, является Царь славы. Рядом с Ним, как свидетели, стоят, беседуя, великие пророки-Боговидцы Илия и Моисей. Они свидетельствуют о том, что Иисус не только Человек из Назарета, а тот Бог, который им явился. Митрополит Калист Уэар (Диоклейский), когда пишет о неопалимой купине, говорит: «В этом кусте, на который он (Моисей) смотрит, благодаря этому кусту, Моисей входит в общение с Богом Живым. Но и это не все. Моисей не просто встречает Бога, он встречает Христа. Все Богоявления Ветхого завета - соглашаются между собой святые отцы церкви - не могут быть явлениями Бога Отца, ибо «Бога никто же виде нигде же» (Ин. 1:18). Эти Богоявления - явления «Единородного Сына, Сущего в лоне Отчем», Христа до воплощения.» (лекция «Через творение - к Творцу», митрополит Каллист Уэар). Явление Моисея и Илии, однако, отвлекают апостола Петра, который хочет построить ради них кущи (сени). Пророки исчезают, облако сходит с небес, и голос из облака говорит: «Сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте», что бы никаких сомнений не было насчет истинности видения. Дальше Иисус заповедует ученикам Своим, никому не говорить о виденном до Его воскресения. И так, совмещены в Евангелии (у разных евангелистов) смерть Христова, Его Воскресение и Преображение, как Царство Царя Славы, которое уже прибывает в сердцах учеников. Об этом же говорит Пастернак, в своем стихотворении «Август», не смотря на то, что вроде бы о смерти Христа и Его Воскресении там ничего прямо не сказано. Поэт прощается с жизнью, при этом искры Божественного света проникают в его душу, которая созерцает всю красоту видимого мира, с убеждением ,что есть вещи, которые никто не может от нас отнять.

«Прощай, лазурь Преображенская,

И золото второго Спаса.

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины.

Простимся, бездне униженней

Бросающая вызов женщина!

Я - поле твоего сраженья.»

Из этой долины слез, из бурного моря житейского, из поля битвы, человек освобождается еще живя на земле через смерть своего ложного «я». Можно этот стих интерпретировать как память о смертном часе, как двигатель к изменению и приобретению покоя во Христе. А о том как наши духовные врачи - подвижники, относятся к этому вопросу - в одном из следующих постов.


Предрождественское

Дорогие читатели, вот и получился у меня долгий отдых от моего журнала. Кроме того, что я все время почти был в пути, еще и подготовка к празднику занимает время, а так же во время последней израильской операции в Газе большинство Россиян были так напуганы телевизором, что я не хотел увеличивать их страх, - мой опыт говорит, что даже если здесь очень спокойно, достаточно нескольких ракет с северной или южной границы, и пары репортажей взволнованных иностранных корреспондентов в шлемах, что бы уже никто ничего не хотел слышать о том, что здесь происходит на самом деле, поскольку это не соответствует телевизионному образу. Поэтому, если бы я написал в те дни: «Смотрю на небо, любуюсь природой и вожу паломников», никто бы не поверил. А у меня политическое решение: в этом блоге НЕ писать о политике. И если бы я что-то написал, касающееся этих событий, сразу вопросы и комментарии увели бы журнал совершенно в другое русло. У меня, конечно, есть мнение, касающееся политической ситуации в Израиле, но сейчас идут выборы у нас, и кому это интересно, тот может почитать об этом во многих других местах. Мое же убеждение, что здесь, в этой стране, главную роль играет не политика, а вера. И именно об этом я и пишу.
Моя Святая Земля - это  израилитяне, арабы,  христиане, мусульмане и иудеи. То есть те народы, которые живут здесь. Через ЖЖ и через мою работу с паломниками стараюсь именно показать мой опыт жизни с этими народами, а вернее - народом Святой Земли, так как в конечном итоге культуры и веры здесь удивительным образом соединяются в одно, не смешиваясь при этом. В идеале я бы называл всех живущих здесь одним народом... Даже иудеи, кроме одного нюанса, правда очень важного, а именно, что они до сих пор не приняли Христа, на самом деле имеют много общего со всеми остальными. Вот некоторые забавные примеры. В декабре, когда во всем мире приближается Рождество, у иудеев бывает Ханука - праздник в память о победе веры в истинного Бога над язычеством, которая произошла при Маккавеях. Это событие произошло до Рождества Христова и описано оно в книге Маккавеев в Библии. (Подробнее, если интересно,  напишу как-нибудь в другой раз, что бы не уйти сейчас от темы.) Евреи возжигают свечи в девятисвечнике (ханукия), поют ханукальные гимны, прославляющие победу Израиля над врагами, дети играют со светящимися лазерными волчками с музыкой, которые продаются повсюду. Елок нет и Деды Морозы так же отсутствуют, но другие атрибуты Рождества налицо: светящиеся гирлянды украшают улицы и дома, повсюду продаются пончики - традиционное немецкое Рождественское лакомство, а детям на Хануку принято дарить подарки. На шоссе, которое ведет из Иерусалима к Вифлеему иллюминацию вешают перед Ханукой и оставляют до православного Рождества. Правда, звезды и ангелы  появляются только после пересечения границы с Вифлеемом, то есть уже на палестинской территории, так как такая символика на территории, где живут в основном иудеи может вызвать большой скандал. Так в прошлом году религиозные общины Иерусалима грозились байкотировать торговую улицу Мамила (возле старого города), из-за того, что ее к Хануке украсили светящимися гирляндами перевитыми еловыми ветками, которые они восприняли как рождественское украшение. И никакие объяснения главного дизайнеры этого торгового центра, что, мол, Ханука, а еловые ветки это просто для драпировки проводов, не подействовали и лампочки убрали. А в этом году моя жена была с одной из наших дочек в торговом центре в нашем районе. Там по случаю Хануки на площади поставили электрические машинки в виде животных, на которых ребенок может свободно кататься по площади всего за 10 шек. Катание сопровождается песенками, которые  машинка поет со словами и довольно громко. Большинство жителей нашего района - религиозные иудеи и смешно, что они не обратили внимание ЧТО пели эти машинки. Наша дочка выбрала жирафа, и после полученной монетки, он громко и радостно запел на всю площадь знаменитую во всем мире песенку: «Желаем Вам веселого Рождества!...»  (We wish you a Merry Christmas). Машины были видимо из Китая, и сделаны специально для Рождественских праздников. Заказчики и не уследили, видимо, не знали английского языка. Если бы кто-то обратил внимание, был бы скандал. Наша двухлетняя дочка, которая говорит по-английски, была очень довольна и пела вместе с жирафом.

16.02.2013_image0035Конечно, само Рождество, что католическое, что Православное,  не ощущается в большинстве городов Израиля. Только в Назарете и в старом городе Иерусалима, где существуют разные христианские общины, можно увидеть елки и Санта Клаусов. И, конечно, в палестинских городах - в Рамалле и Вифлееме. Получается, что большинство Христиан Святой Земли - это арабы. Однако, к местным арабам добавились еще репатрианты из России - православные и те, кто просто скучают по Деду Морозу. Так же есть много иностранных рабочих, особенно из Филиппин и Эритерии, которые 25-го декабря идут в свои храмы и празднуют Рождество. Их можно видеть в Тель-Авиве, и, чуть меньше, в Иерусалиме. Так же Россияне, которые кроме Деда Мороза скучают еще и по снегу и Алле Пугачевой, отмечают Новый Год в русских ресторанах, а некоторые отправляются на гору Хермон, снимают там в складчину домик среди НАСТОЯЩИХ снегов, наряжают ЖИВУЮ елку и всю новогоднюю ночь поют песни и веселятся как могут. Все работодатели знают, что русских надо отпускать на 31 декабря и 1-ое января, потому что у них есть там «русский праздник». Официально в Израиле это рабочие дни. Новый Год отмечают так же европеизированные мусульмане и христиане. Но далеко не все. Главное - Рождество. Его празднуют у нас дважды - 25 декабря и 7-го января, причем некоторые мусульмане даже покупают елки и ставят их в домах. «Это же наш палестинский праздник», говорят они. И правда так - ведь Иисус родился здесь. Покойный Ясир Арафат всегда торжественно приезжал в Вифлеем на праздничную Рождественскую  католическую мессу 25 декабря и на  православную Утреню в Храме Рождества Христова 7-го января. Во время каждения ходил рядом с покойным Патриархом Диадором, а так же спускался с ним в пещеру Рождества Христова для специального молебна. Важно сказать, что вся наша Иерусалимская Патриархия прекрасно говорит по-арабски, хотя большинство из них - греки. По этому поводу мне вспоминаются слова, которые писал господин Иоанн Тлиль, наш православный Иеурсалимец, по национальности, палестинский грек, в своей книге «Иерусалим - это я» (I am Jerusalem).

«Патриарх Иерусалимский, по моему мнению, это Патриарх всех жителей, независимо от их религии, веры, исповеданий, деноминаций или национальностей.  Он - непрерывающаяся история Иерусалима. Завоеватели и властители, империи и сильные народы приходили и уходили, а Патриархи всегда были, есть и будут всегда. Они - вечная связь прошлого и настоящего со всеми последующими поколениями. В этом смысле Патриарх Иерусалимский - это вечный патриарх Авраам, и наивысшая священная духовная инстанция в мире. И это дух Иерусалима и единственная причина его существования.

Патриарх Иерусалимский, вот уже две тысячи лет хранит Новый, а так же и Ветхий завет. В то время, когда  голос иудеев не был слышан в стенах Иерусалима, чтение пророков Патриархом звучало вместо него. С мусульманами, несмотря на взлеты и падения, Православный Патриарх Аль-Кудса (Иерусалима) делил общую историю и общую судьбу. Между ними есть священная, крепкая, непрерываемая ничем связь.»

Эти слова я часто вспоминаю, поскольку образ Патриарха здесь действительно выходит за рамки одной личности. Это некая сила, которая может объединить все народы Святой Земли  во едино, даже если они этого и не понимают. кто старается всех разъединить - судите сами.

Зима в Иерусалиме

Вот наконец-то я нашел свободную минутку, что бы пообщаться с Вами, дорогие читатели, чему очень рад. Так же особая радость у нас - наконец-то по всей стране начались настоящие дожди. Паломники, как правило, этим не довольны. «Что за слякоть? Дождь у нас и так есть в России!»

16.02.2013_image036
Дождь в старом городе (Иерусалим)

Но увы,  дождь для русского человека обычно не связан с приятными занятиями. Когда снег - можно на лыжах, на санках, весной - приятно наблюдать пробуждение природы, лето - много всего, а осень - что в ней хорошего? Как любой человек. знающий европейскую литературную традицию, я знаю о том, как поэты всегда радовались весне, лету, даже зиме. Однако дождливую осень воспел только А.С. Пушкин. На Святой Земле же все по-другому. Как и в других странах плодородного полумесяца, год у нас довольно грубо разделен на 2 части. Сухой сезон - лето, и сезон дождей - зима. Сухой сезон, который в принципе начинается с мая (европейская весна) высушивает всю траву. Сезон дождей, который начинается в конце октября - начале ноября питает иссушенную землю влагой и повсюду снова появляется трава и цветы. Даже пустыня расцветает. Особый трепет ощущается повсюду, когда наконец-то не просто случайные капли падают с неба, а устанавливается дождливая погода. И через 2-3 недели уже появляется зеленая трава. В современном мире человек нашел способы вроде бы не зависеть от стихий: насосы выкачивают воду из подземных источников, поливать можно все круглый год, но, тем не менее, и эти источники не наполнятся водой, если не будет дождей. Так что ощущение, что мы не зависим от стихий - самообман и иллюзия. Мы знаем, как в древности эти перемены и эта зависимость впечатляла жителей Востока. Вся их жизнь зависела от этого цикла, даже само их понятие о Боге. Мы все знаем, что в Библии жители Ханана почитали Ваала или Ваалов. Слово «Ваал» взято из греческого перевода Библии, в оригинале оно звучит как «Бааль», что на языке угарит (древнесирийский), на финикийском, на иврите и на ханнаских диалектах означает «хозяин». Бааль - древний бог растительности. Его позже так же идентифицировали с месопотамским богом дождей Ададом. Часто встречается название Бааль-Адад. Его напарницей была Ашэра или Астарта. Все это многобожие в библии называется словом «ваалы», что показывает отношение древних пророков к этим культам. Известно, что св. пророк Илия упрекал Израиль в том, что они подражали почитателям ваалов. Так он и говорил: «Доколе будете хромать на оба колена?» В оригинале на иврите, он говорит: «Ад матай атэм посхим аль штей hасээфим». Это можно понять как: «Вы и этот богатый мир язычества не получаете полностью, поскольку не можете в него до конца погрузиться, так как вы - евреи, и пользу, которую получают язычники не получаете, и за истинным Богом тоже не следуете, поэтому для вас оба мира - закрыты.» На иврите «посхим» - хромаете, от глагола «пасах» (отсюда название еврейской Пасхи - Пэсах) можно понять как «хромать» или «пропускать что-то мимо». Если Господь есть Бог, последуйте ему, а если Ваал - то Ваалу. Далее на горе Кармил пророк Илия призвав огонь с Неба доказал истинность бога Израилева, посрамив жрецов Ваала.
Интересно, что в Израиле в 30-е годы было культурно-политическое движение под названием «Кнааним», то есть «Ханаанеи». Среди них были скульпторы, поэты, партизаны, политические деятели. Их целью было укоренение на этой земле через возрождение языческих культов древнего Ханаана. Они не хотели, что бы государство было иудейским и считали, что новая иврито-говорящая империя завоюет весь восток. Интересно так же, что такие параллели были и в других соседних странах. Например, движение «Финикийцев» в Ливане, которые относились отрицательно к арабскому и мусульманскому влиянию. Арабов-мусульман они воспринимали как оккупантов. Среди «Финикийцев» были люди, которые родились как мусульмане. Так же как «Хананеев» были евреи из Одессы. Не те ни другие не оставили в последующих поколениях серьезных последователей, потому что нельзя искусственно действовать на пустом месте. А возрождение древних культов египетских, германских, славянских, финикийских, ханаанских - не возможно и глупо. Тем не менее, я вижу в этих попытках настоящее стремление осмыслить духовное прошлое, которое каким-то образом до сих пор действует в нашей жизни, хотя, большинство людей этих мифологических персонажей не знает, и вряд ли кто-то может заставить их им молиться. Труды всех библейских пророков были успешны - больше не встречаются в Иерусалиме еврейские женщины, оплакивающие месопотамское божество Думузи (в русской Библии - Фаммуза).

«И привел меня ко входу во врата дома Господнего, которые к северу, и вот там сидят женщины, плачущие по Фаммузе». (Иезекииль, 8:14)

Еврейские женщины теперь плачут у гробницы Рахили или у стены плача и по другим поводам. По какому же поводу плакали те древние женщины по всему Востоку: сирианки, финикийки, шумерки и египтянки? Думузи, согласно с мнением некоторых ученых, был богом зерен. Другие, считают, что он был богом пастухов, а не богом растительности, как Бааль. Но кто живет здесь, знает, что без дождя - нет растительности, без травы - нет скота, а без них обоих нет ничего. Думузи даже не бог, а полубог, который периодически умирает, и снова возвращается к жизни. Он так же возлюбленный Инанны. Инанна - мессопотамская царица неба. Его культ можно сравнить с культом Адониса или Адона. Интересно, что «адон» на иврите - Господь. В библии не описан плач женщин по Фамузе, потому что пророк Иезекииль смотрит на это как на мерзость, тем более, что плач происходил во дворе Иерусалимского храма. Но остались письменные шумерские и аккадские гимны и плачи о Думузи.

Вот один из них:
«Мой плач о Думузи, о царе жреце! Скажи, где Думузи!
Без него не будет рожать поле! Не будет рожать поле янтарный ячмень!
Без него не родит река рыбы! А старый тростник не родит нового!
Без него не родят оленихи оленят! Овцы ягнят не родят!
Сады не взрастят плодов! Латук и салат не родят огороды!
Скажи мне, Уту, где брат мой Думузи!»

В этом плаче видно как все связанно друг с другом. Так что не так важен ученый спор какие именно функции выполнял Думузи. Из плача видно, что после его ухода наступает смерть или сухой сезон - наше лето, которое даже сейчас некоторых людей очень пугает, а в те времена это было как смерть и наступление сезона дождей, (возвращение Думузи) было как победа над смертью и воскресение. В детстве я читал, так же, древнегреческий миф о Деметре и Персефоне. Пока Персефона собирала цветы, Аид похитил ее. Ее мать Деметра плачет о ней и ищет ее. Деметра скорбит и поэтому земля плодов не дает. Деметра умоляет Зевса, что бы он заставил Аида вернуть ее дочь. Персефона возвращается к матери. Все вокруг расцветает. Но поскольку она ела зерна граната в преисподней, она обязательно должна туда вернуться. В объяснении на этот миф я читал, что миф связан с временами года. Зимой - Деметра скорбит, когда Персифона у Аида, а когда она возвращается -наступает весна. Объяснение ошибочно. Хотя климат Востока и Средиземноморья отличается, момент сошествия Пресифоны в преисподнюю соответствует Греческому лету, а не зиме. Так как и там все растет в период дождей, то есть зимой, а не летом.
Несмотря на все климатические изменения в мире времена года как были, так и есть. Поэтому желание израильский «Ханнеев» и ливанских «Финикийцев» найти вдохновение для своего творчества и для народного самосознания в этих мифах правильно. Тем более, что на самом деле ни те и не другие не собирались практиковать поклонение языческим богам. Хорошо если бы они придерживались своей веры - христианской, мусульманской или иудейской, используя древние мифы этой земли как вдохновение для своего творчества. Так делали и Пушкин и Шекспир. Что же человек будет сидеть в пустыне или на берегу Средиземного моря и копировать поэтические манеры и настроения других народов, живущих в других условиях. Так же, все эти мифы связаны с сельским хозяйством. Хоть у нас почитателей Бала на Святой Земле и нет, но у палестинцев до сих пор те плантации, которые не поливаются искусственно, называются по-арабски «баали», то есть «от Ваала». Все знают, что овощи, которые поливаются естественно, имеют особый неповторимый вкус в отличие от тех, которые поливают искусственно. Сейчас идет сбор урожая оливок. И так же - особо ценятся те оливки, которые поливаются только дождями. Ошибка этих интеллигентов в отрицании религии. Большинство израильских «Хананеев» были атеистами. Если бы они знали, например, что наш православный календарь соответствует сельскохозяйственному циклу, который идет от времен древних хананеев, может быть и Православными бы стали (раз уж они были против иудаизма). Об этих связях очень интересно пишет палестинский этнограф Али Клейбо. Сам он будучи мусульманином доказывает, что жизнь крестьян Святой Земли (по-арабски «фаллахин») связана с древними обычаями, которые не имеют отношения к исламу. Наш православный календарь со своими праздниками и днями святых соответствует древнему ханаанскому сельскохозяйственному календарю сева, жатвы, сбора урожая и проч. Когда наступили первые дожди в этом году, я понял, что всегда ощущал эту связь с древним миром, что эти реальности действуют и сейчас. Это совсем не означает, что человек должен быть идолопоклонником, что бы понять пользу этих образов. Особенно сейчас, когда человек так оторван от естественной жизни. Наши настоящие идолы теперь совсем другие. Появилась новая религия - технологическая. И действительно, Думузи ушел ), и без него всем плохо. Ну, какие плачи или гимны писали бы современные женщины и мужчины?
Получилось бы что-то вроде:

«О горе мне! О горе нам без него!
Ай-фон упал, упал Ай-фон, уронен был!
Сломался он! Испортился он! Не работает он!
Без него - нет друзей, без него - нет семьи,
Без него - нет работы, без него - нет связи!»

Или:
«Мой плач о компьютере, о моем помощнике и друге!
Заразился вирусом он!...» и проч.

Все это было бы очень смешно, если бы наша жизнь не зависела так от всего, что действительно питает нас не только материально, но и духовно. Когда на архиерейской службе владыка произносит: «Призри с небесе и виждь и посети виноград сей...», мы не получаем тех богатых ассоциаций и того ощущения связи с Богом созданным миром, которые получали наши предки слыша эти слова. Так же благословение хлеба вина и елея, которое бывает в храме, почти потеряло для современного человека смысл.

16.02.2013_image037
Благословение пяти хлебов в Крестном монастыре на Крестовоздвижение

16.02.2013_image038

Сейчас существуют только продукты. Да, можно их благословить, даже освятить, но все равно это продукты, а не произведения земли. Так же, язычников может быть и не существует в современном мире, но, как считают многие верующие люди, материализм намного страшнее. У язычников хотя бы было благоговение перед чем-то, а у современных материалистов даже этого нет. Думаю, что если бы народы живущие здесь на Востоке поняли бы и осмыслили сколько они потеряли от появления чужих элементах во всех областях их жизни, и попытались бы арабы, евреи, мусульмане и христиане действительно любить эту землю, не навязывая ей чужие идеологии, и, конечно, не отходя от своей религии и не придумывая новых религий, то Восточная империя от реки Тигр до реки Нил, о которой мечтали израильские «Хананеи» была бы возможна. Потому, что не смотря на то что сам пользуюсь современными технологиями, понимаю, что в любой момент все это может исчезнуть и сожалеть об этом я не буду.
Некоторые считают, что антихрист - это такой масон, который объединит все религии. В каком-то смысле это так и есть. Но его синтеза будет искусственной для того что бы контролировать массы. О том же, что существует много общего между людьми разных религий мы, живя здесь, знаем не в теории, и не от навязанных сверху экуменистических встреч, а на практике. Это не означает отхода от откровения или от Церковных догм. Это - реальное понимание того, что верующие люди, исповедующие даже разные религии, являются противовесом антихристу и тому миру, который он хочет создать. Тот мир, который Господь сказал, что мы должны ненавидеть, так же ненавидят и они. Другое дело, что часто используют веру для чуждых ей идеологий и целей. Это, к сожалению есть у всех: и у христиан, и у мусульман, и у иудеев и у прочих. Получается, нас объединяет многое истинное и верное, но так же и общие грехи и ошибки... Углубляясь в наши Православные традиции, и прислушиваясь внимательно к ее глубине и красоте, человек находит целый мир, на который часто не обращают внимания. Часто говорят о том, что Православие должно быть ближе к современному человеку и современному обществу. Но мы тоже должны понять, что очень много хрупкого есть и в нашем мире, и в нашей Церкви. Есть вечный закон Божий, но так же существует условные от человека идущие обычаи, которые сохранились у народов, которые не смотря на последние 150 лет современности придерживаются настоящего живого Православия. Это я наблюдаю здесь среди Палестинцев, у греков, особенно крестьян, у некоторых Украинцев, а я нахожусь в очень похожем состоянии, которое есть у большинства православных Россиян - пришел к Православию осознанно, хотя и рос в другой традиции. Только для многих Россиян это была традиция безбожия и атеизма, а у меня - иудейская традиция, и традиция Святой Земли - звук мусульманских намазов с минаретов и звук колоколов христианских храмов окружает меня с детства. А когда ливень бьет по крышам кажется, что даже слышу древние ханаанские барабаны, стучащие в честь древнего бога бури Адада.

16.02.2013_image039
Зима в Иерусалимских горах

 

Снег на Елеоне

Сегодня получил подарок - замечательные  фотографии заснеженного Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне. Спешу поделиться с Вами и спасибо автору, матушке Марине.

Иерусалимский январь

10.01.2013__image007
На мосту над рекой Иордан между Капернаумом и Вифсаидой

Итак, после долгого расставания с моим журналом и с моими читателями - снова встреча, которой я очень рад. Время быстро идет, и жизнь так полна событий и ощущений, что иногда трудно устоять на ногах.  Паломники в протяжении недели проживают целую жизнь. А я,  живущий в Иерусалиме, проживаю один месяц как «веки вечные», если можно так выразиться. На гражданский Новый год была прекрасная погода. Все холмы зеленые, солнце, но не слишком палит. Одним словом - курорт.

10.01.2013__image009
Галилейское море 1-го января 2013 года

 

Однако я подсказал группе, что когда доберемся до Иерусалима, курорт закончится. И погода поменяется, и вообще в Иерусалиме холоднее, чем на Галилейском море, потому что выше. Так именно и было.

В Рождественский Сочельник была буря. Сильнейший ветер, деревья попадали. В городе Иерусалиме - более 2000 деревьев. В искусственно посаженных лесах в Иерусалимских горах тоже много упало. Около моего дома упало много деревьев, и сейчас стали видны здания промзоны и огни города на той стороне ущелья.

Иерусилимский лес после бури:

После Рождества, как Вы наверняка все знаете, был снег в Иерусалиме. Рождественский праздник. Интересно, что современные священники и библиисты считают, что у европейцев связь между Рождеством и снегом является плодом народного творчества не соответствующего реалиям Ближневосточного климата. Они ошибаются!

10.01.2013__image014

Библиисты дорогие, если бы вы открывали иногда Библию, вы бы увидели, что снег упомянут и в Ветхом и в Новом Завете. Конечно, здесь не Европа, и с нег быстро тает, однако народы живущие здесь имели и имеют понятие о снеге. (Например, народы, живущие в тропических лесах, даже не имеют слова «снег» или «лед» в своем языке.) На иврите снег называется «шЕлег». Православные должны знать, что царь Давид (родившийся так же в Вифлееме), знал снег. В пятидесятом псалме он сказал: «омыеши мя и паче снега убелюся» (на иврите: «техабсЕни умишЕлег альбИн». )

В Библии снег - образ чистоты, очищения. Так же это и у пророка Исаии.

«Если будут грехи Ваши, как багряное,  - как снег убелю».

(глава 1, стих 18)

Что-то действительное чистое, девственное даже можно сказать, есть в Иерусалимских снегопадах. Острые углы, камни, пыль, накопившаяся, не только в земле, но и в самом воздухе тяжесть,  - все получает облегчение и очищение.  Снег все выравнивает - ландшафт становится совсем мягким.

И не смотря на то, что это бывает только на очень короткий срок, остается ощущение чуда. Можно даже сказать, преображения. Не случайно, святой евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит:

«Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить».

В этот раз у нас все произошло за одно утро - зима с метелью и снегопадом и весенняя капель с припекающим солнцем. Пока снег еще шел и лежал, мы с детьми выбежали на улицу и лепили снеговиков. Швейцария в Иерусалиме - снег такой белизны, что режет глаза.

После того, как снег весь стаял, на третий день, мы, вернувшись из Храма, отправились погулять с детьми в Иерусалимском районе Бака.  Улицы, дома, каждый листик на деревьях и кустах были словно вымыты и начищены невидимой рукой.  Город после стирки! Дети играли с остатками снега. Я специально заранее так организовал свое расписание, что бы перерыв с группами выпал на Святки. И, слава Богу, что так. Удалось с детьми полепить снеговиков, и избежать работы в крайне тяжелых условиях - паломничать в такую погоду нелегко: дороги закрывают, некоторые храмы тоже. Да и паломники, приехавшие погреться, обычно недовольны и расстроены. А вот Богоявление я встречал с группой. Можете представить себе, что после бури, дождя и снега, потоки с гор переполняются водой и несут ее в Галлилейское море и реку Иордан. Я это все знал, но оказался не готов к сюрпризу, который ждал меня у места Крещения Господня. Я был там за пару дней до Праздника, что бы люди могли окунуться спокойно, без толпы. Обычно к Иордану спускаешься по длинной каменной лестнице, затем идет деревянный  помост и от него еще небольшой спуск уже к воде. Я пришел в полный восторг, когда увидел, что спускаться некуда. Вода затопила всю лестницу и пальмы у помоста, который теперь стояли «по шейку»  воде. К сожалению, я не взял с собой фотоаппарат. Когда мы с группой были там уже в день праздника, вода чуть-чуть опустилась. Однако по Иордану плавала лодка со спасателем, и течение было очень сильным. 25-го января, когда я снова был на месте Крещения Господня с группой, вода опустилась еще немного. Течение, впрочем, оставалось сильным. Один паломник, где-то под 60 лет, не соображая, что река является границей между Израилем и Иорданским королевством, решил поплавать. Под водой на середине реки есть деревянный барьер - собственно, граница. Барьер не виден. Но при плавании его можно почувствовать. Паломник решил сплавать на тот берег. Его стало сносить течением в сторону Мертвого моря.  Тут же служащий общества Национальных парков Израиля и бросил ему спасательный круг. Паломник упорно не хотел его брать. Он видимо понял это предложение как намек на свой немолодой возраст. Что-то вроде: «Что я плавать что ли не умею!» Он упорно пытался плыть против течения. Не удалось. Наконец, его прибило поближе к Израильскому берегу (слава Богу, что не к Иорданскому) и он ухватился за прибрежный тростник и так выбрался на берег. Первым делом он подошел к израильскому служащему, предлагавшему спасательный круг, и дружески пожал ему руку. Знай наших! Во время этого заплыва, я пытался успокоить служащего, так как слышал, что он говорит по рации с начальством и с армией. Что же вы думаете беспокоило их больше всего? Жизнь иностранного гражданина? Нет! Диалог был примерно таким (внимание, наш паломник еще в воде, борется со стихией):

Голос начальства  из рации: «Возьми его номер паспорта».

Служащий на берегу: «Хорошо».

Голос: «На сколько метров он удалился от места предназначенного для окунания?»

Служащий: «Недалеко, но течение очень сильное.»

Голос: «Иорданский тростник он трогал?»

Служащий: «Неуверен. Надо спросить их гида».

Голос: «Разберись!»

Когда паломник вышел, мне было конечно забавно, но надо было изобразить какой-то гнев. Так что я «отругал» паломника, который так и не понял, что едва не нарушил государственную границу. Затем я поспешил успокоить служащего на берегу, и заверить его, что иорданский тростник мой паломник НЕ трогал. Уже в автобусе, я поздравил  паломника с окунанием в святые воды Иордана и так же сказал ему: «У Радонежа есть программа Израиль+Иордания, которая стоит дороже простого тура по Святой Земле. Вам же удалось побывать в Иордании за те же деньги».

Главный праздник на Иордане у нас бывает 18, на Богоявление. Приезжает Патриарх. Когда он опускает в воду крест, пускают белого голубя, который кружит над людьми. Подробности о том, как это праздник проходит можно читать в самых разных источниках. Все сегодня знают, про то, что Иордан возвращается вспять в момент освящения его вод и так далее. Есть благочестивый обычай идти к Великому Водоосвящению на Иордане натощак. Так я всегда делал, и так говорил делать своим паломникам, организуя для них сухой паек вместо завтрака.  В этот раз решил иначе. Вечером я объявил группе, что есть такой обычай. И если кто-то желает, может пропустить завтрак. Никто не пропустил. Все завтракали. Я просто понял, что мне было бы очень трудно самому работать до вечера без еды. Так что в этом году голодали до воды мы с группой не на Богоявление, а 19-го, на Крещение, при более благоприятных условиях: на Литургию ходили в Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне. Паломник были очень довольны - все по-русски, все понятно, и замечательная трапеза после службы и Великого водоосвящения.

Я уже понял для себя, что на наших Иерусалимских двунадесятых праздниках нельзя настраивать себя на какую-то сугубую молитву. Наш праздник здесь - это радость, общее собрание разноязычных христиан, которое является настоящим чудом. Для меня это большее чудо, чем то, что река возвращается вспять. Несмотря на благодать в этом месте, в былые годы всегда были искушения, трудности, раздражение, осуждение. В этом году решил, что несмотря не на что, буду все воспринимать все со смирением и не буду настраивать себя на какие-то идеалы. Приехали мы с группой на место Крещения первыми. Кроме нас были только корреспонденты и военные. Получается, моя группа могла занять любое место. Минут через 40 картина резко изменилась, стало прибывать много паломнических групп.    К 9:30 утра все места были уже  заняты. Обычно я жду Патриарха под навесом, где потом будет проходить сама служба. Но в этом году там был какой-то особенно сильный сквозняк и холод, а Патриарх как обычно задерживался, и я ушел к ступеням над рекой. Там я сел на заграждение, и смотрел на нашу святую реку. На противоположном берегу уже шла служба в Иорданском храме. У них хорошо работали микрофоны и усилители. Так что мог не просто любоваться, но и слушать службу (я немого понимаю Богослужение по-арабски). Вокруг меня православные арабы из Бейт-Сахура (поля пастухов) беседовали, я с ними поздоровался. Они предложили мне арак (анисовую водку). Я вежливо отказался. Тогда они предложили мне палестинскую булку, которую взял с удовольствием. Поскольку еще и еще собирались люди, и толпа становилась большой, я решил перейти в другое место.  Но до этого решил постоять на заграждении, и еще полюбоваться на реку. Именно тогда Иорданское духовенство на том берегу спустилось к реке, что бы освящать воду. Так что в этом году они не подождали нашего Патриарха, и освятили воду раньше. Странно. Почему так - не знаю. Река вообще-то постоянно освящена, поскольку сам Христос там крестился. И, наверное, молитва об освящении Иордан нужна больше нам, от самой молитвы мы приобретаем благодать, а кто первый освятил, владыка Венедикт из Иордании или Патриарх Феофил из Иерусалима уже не так важно. Красивые облачения священников, чинно спускающихся к реке из красивого храма в Иордании привлекли внимание всех фотографов - и любителей, и профессионалов. Меня удивили монахини с новейшими моделями фотоаппаратов (такие экраны, которые держат в руках, не знаю как называются). А так же смартфонов и айфонов всех сортов и видов.  Сзади себя я услышала голос, говорящий по-русски: «Молодой человек! Ты там долго будешь? Ты мешаешь!» Я заранее собирался не раздражаться и спокойно ответил: «Да это вообще не наша служба.  Патриарх еще не пришел. Я только на реку смотрю». Она: «Я бы тоже хотела так стоять. Все видеть. Всем видно, а мне ничего не видно.» Я: «Если Вы хотите  что-то видеть, Вам надо идти туда (показываю на навес). Там скоро начнется Патриаршая служба.» Я еще немножко постоял, и потом решил сесть отдыхать. Как только услышал крестный ход с Патриархом, взял свои вещи и пустил благодарную женщину на свое место. Я пошел к навесу, где началась служба - Вечерня с великим Водоосвящением. И там было полно места! Все столпились у реки, как и та женщина, ожидая чего-то там такое увидеть. Стоял я довольно близко к Патриарху. Тем не менее. Почти ничего, увы, не было слышно. Микрофоны у нас работали почему-то в этом году очень плохо. Я даже сказал об этом арабам, стоявшим рядом. Сказал без раздражения, я же решил заранее не раздражаться :-) Патриарх стоял, и, как всегда, на его посохе сидел белый ручной голубь. Но большинство людей почему-то смотрели не на живого Патриарха, а на два больших экрана, монитора, которые висели справа и слева от навеса.  Настолько сильна привычка смотреть телевизор. Справа от Патриарха  стоит греческий консул. Слева - израильский офицер. Пришла в голову мысль: как два разбойника, один - одесную, другой - ошуюю. К счастью русских паломников, именно когда отец Феофан из Русской Миссии читал Евангелие, микрофон вдруг заработал и было отлично слышно. Я не ставил себе цель увидеть, как Патриарх бросает крест в Иордан, но сама мысль, что нахожусь в этот день на этом месте, где наш Спаситель принял крещение от Иоанна грела мое сердце. К сожалению, много паломников в этот день расстраиваются, ожидают одно, а получают другое, не понимают службу, много для них всего чужого, непривычного. Одного курящего каваса (патриаршая стража) достаточно, что бы испортить человеку весь молитвенный настрой. «Конечно, можно было все организовать получше», - говорил мой рассудок. Но сердце говорило мне, что все так, как должно быть: и неработающий микрофон, и пикникующие арабы, и курящие кавасы, и ощущение то чинного Богослужения, то какого-то карнавала - все это надо любить. Иначе впадаешь просто в грех осуждения и уныния.

После бурных дождевых дней было две недели солнца, лета, которые закончились  несколько дней назад повсюду трава, зелень. И даже пустыня цветет.

Поздравляю всех с грядущим праздником Сретения Господня!

Обновлено (19.05.2013 14:59)

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: