Трудности молодежного служения

Прошел уже 21 год  с момента распада Советского Союза. Строя, который отделил Церковь от государства и который так тщательно подавлял всякую возможность проповеди молодого поколения нашей страны, больше нет. Прошел 21 год, как у нас появилась возможность обратить свою миссию к молодым людям нашего Отечества, но до сих пор многие живут предрассудками советского режима. Многие даже из числа священнослужителей считают, что Церковь должна быть церковью стариков и маргиналов, а молодежь никак не вписывается в эти рамки. Преодолеть такое предубеждение очень сложно, ведь в ответ на прямые слова Господа нашего Иисуса Христа «идите проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15), «идите научите все народы» (Мф.28:18) они приводят свои часто невнятные доводы, например: молодежь носит слишком короткие юбки, красится и т.п., т.е. живет своей субкультурой, якобы несовместимой со словами Евангелия.

Мало того, огромным промахом в работе с молодежью является несовместимость языков - не в смысле того, что мы разговариваем на разных языках, а в смысле того, что проповедник должен говорить и просвещать на языке слушающего. Но нам так тяжело перейти с языка «елейно-слащавого», который так часто режет слух на проповеди, на язык, доступный современному пониманию. Поэтому, когда проповедник начинает говорить доступно, понятно даже молодым людям, на него, как правило, обрушиваются людские укоры, и такой священник приравнивается чуть ли ни к отступникам.

В этой связи серьезной проблемой миссии в среде молодежи является отсутствие «дара языка». Наверное, именно об этом даре так пеклись святые апостолы, об этом так понятно пишется в Книге Деяний святых апостолов.

Какой язык воспринимает современная молодежь лучше всего? Таким доступным языком является сегодняшний съезд, 2-й съезд православной молодежи, как язык общения друг с другом. Но этот язык можно перенести из разряда всеказахстанского в разряд приходской. Например, несложно позволить почти каждому приходу вместо республиканского съезда подвигнуть себя на такое мероприятие, как выезд на природу. Огромным шагом в проповеди молодым людям является организация музыкальных коллективов. Музыка, которая должна объединить в себе с одной стороны - проповедь Православия, с другой стороны - молодежную субкультуру.

«Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22).

Еще в 2009 году тогда Высокопреосвященнейший Архиепископ Костромской и Галичский (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский Александр) сказал справедливые слова, которые вполне отражают сегодняшнюю ситуацию, цитирую: «Церковь отделена от государства, но невозможно разделить молодежь на церковную и государственную». Действительно, опираясь на лозунг, выдвинутый приверженцами марксистов об отделении Церкви от государства, нас пытаются убедить, что мы должны быть вдалеке от молодых людей, нам как бы говорят, что ваше дело заниматься маргинальными слоями общества, инвалидами, престарелыми, а всякая деятельность, направленная на молодых людей, должна быть неким табу. Наверное, именно поэтому мы знаем множество храмов, часовен в тюрьмах, домах престарелых, приемниках социальной адаптации, но мы не назовем ни одного храма при высших учебных заведениях, при школах (за исключением православных школ). И на сегодняшний момент необходимо себя переубеждать в том, в чем нас убеждали 70 лет.

Что такое Церковь? Церковь - это общество людей, объединенных верой в Бога. И эти люди являются православными не только в среде храма, но и на предприятиях, в школах, институтах, это те же православные люди. Нельзя сказать, что в храме они православные, а за пределами храма они уже не православные. А если они православные, то они вправе слышать или хотя бы видеть православного священнослужителя.

В это выступление мне задана тема «Трудности молодежного служения». И вот одной из таких трудностей на сегодняшний день для всей Церкви Христовой является способность обратить свое внимание на молодежную интеллектуальную элиту.  При этом мы не говорим о высших духовных заведениях, мы говорим о светских ВУЗах. Естественно, обращаясь к студентам высших учебных заведений, Церковь должна уметь говорить на языке понятном, доступном и соответствующем уровню интересов и интеллекта определенных кругов молодежи. И не надо бояться выходить к этим людям с проповедью, проповедь мира, добра и любви должна касаться и этих людей. Тем более, что через какое-то время именно этими людьми будет созидаться наше государство, наш независимый Казахстан.

Я еще раз хочу напомнить, что здесь мы обсуждаем проблемные вопросы, говорим о проблемных вещах. Еще одной важной и в то же время неосвоенной темой молодежной «политики» является сам подход к молодому человеку. Какой подход лучше всего выбрать  в работе с молодежью? Что больше всего привлекает молодежь? Можно почти однозначно сказать, что таких способов существует два и особенно продуктивны они, когда находятся в сотворчестве. Во-первых, церковная жизнь с организацией молодежного досуга. Этот досуг может иметь спортивную окраску, совместные выезды на природу, музыкальнее группы, социальные группы помощи. Молодежь нуждается не только в Таинствах Церкви, но и в практической деятельности, центром которой будет являться отношение к Церкви. С учетом интересов и способностей определенных групп, к примеру, в части информационных технологий - создание православных Интернет-ресурсов, в части спортивных увлечений - создание спортивных секций, можно создать условия для реализации такого потенциала. В общем, молодежь быть занята.

Молодой человек должен иметь возможность организовать свой досуг в церковной общине, где подросток или юноша должен найти ответы на самые сокровенные и важные для него вопросы, получить опыт общежития и даже основы практических жизненно важных навыков.

Сегодня слух режут слова, которые должны стать для нас естественными и не только естественными, но и приемлемыми для каждого городского прихода (сразу повторюсь: этих слов бояться не надо!): православные песочницы, православный спортзал, зимний каток при храме, православная музыкальная группа, православный клуб материнства или православных клуб крепких семей, православный клуб молодоженов. И хотя на сегодняшний день от таких мероприятий и клубов могут быть только затраты, но через время отдача будет гораздо больше и значимей.

По всему видно, что против молодежи ведется война. Некоторые ошибочно предполагают, что это простое и естественное распространение греха на земле. На самом же деле тем, кто распространяет грех, например, разврат, есть с кем блудить, им хватает таких же, но им нужны именно чистые, детские, неокрепшие души. Заражая грехом, они наносят удар по их будущим семьям. И сегодня нам не надо бояться словом и делом противостоять попыткам растлить нашу молодежь. Наверное, самым главным препятствием для растления будет распространение веры Христовой среди молодых людей.

К сожалению, мы не слышим сегодня обличения этого шквала зла, который обрушился на наших детей. Молчат депутаты, учителя, медики, естественно, молчат СМИ, но именно в это время Церковь должна возвысить свой голос и зло называть злом. Если Петр I прорубил окно в Европу, и через это окно пошатнулось дворянское общество, почти не задев другие сословия, то сегодня, через СМИ, прежде всего, через Интернет, социальные сети к нам прорубили уже не окно, а огромные ворота, откуда идет такой мощный поток зла, что касается он почти каждого человека. Я специально опрашивал по этому поводу родителей детей, и практически все из них «смирились» перед злом, насилием и развратом. Кто-то из них говорит: а куда сейчас бежать? Другие говорят: спастись можно только в пустыне. Некоторые говорили о том, что, ограничивая зло у себя дома, они не могут уберечь детей от того, что они нахватаются его в школе. Когда я слышу это, мне вспоминаются Евангельские слова, произнесенные Господом нашим Иисусом Христом: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14). Действительно, Господь приводит нам в пример Моисея. В трудные времена для еврейского народа, во время перехода через пустыню, змеи стали жалить евреев, испуская свой отравляющий яд. Моисей по указанию Божьему вознес на своем жезле в воздух змею и всякий ужаленный мог взглянуть на нее и получить чудесное исцеление. И хотя это было пророчеством о Животворящем Кресте Господнем и распятом на нем Сыне Божьем, мы можем провести параллель между Евангелием и ситуацией сегодняшнего дня. Нужно понять, что и мы сейчас бродим по пустыне среди духовной обмерщвленности, и нас с вами кусают жестокие змеи. Противопоставить и защитить себя своими силами мы не можем, но возвысить свой голос, вознести на высокую и доступную  ступень проповедь о Христе мы просто обязаны.

Буквально за несколько месяцев до второго съезда православной молодежи в Алматы на сайте нашего прихода www.hram.kz мы проводили опрос-голосование, спрашивая у посетителей сайта, какую из форм они считают наиболее эффективной для работы с молодежью в Церкви. 29% из числа опрошенных ответили, что самым эффективным способом является доступная проповедь за Богослужением, 25% - организация досуга детей при храмах, 19% - организация групп молодых людей, ориентированных на оказание социальной помощи, 17% - православная спортивная площадка, 10% - выезды на природу всем приходом.

Обычно принято считать, что если государство демократическое, то каждый человек обладает полной свободой, но на самом деле это совсем не так. Наоборот, в настоящем демократическом обществе строго регламентируется поведение человека. И если оно выступает за какие-то рамки, то соответственно оно наказуется уголовным или административным кодексом.  Все понимают, что наличие уголовного кодекса не противоречит демократии, значит, настоящая демократия - это не «что хочу, то и делаю», а настоящая демократия - это власть народа. Но почему-то средства массовой информации как раз с этим народом не только не считаются, но и очень жестко и систематически поливают этот самый демократический народ настоящей грязью, «проповедуют» по всем телеканалам (простите за грубость) такое скотство, что сомневаешься вообще во власти народа. Действительно, ведь народ никто не спрашивает, по каким принципам он хочет жить - по принципам животного или человека. Естественно, этот удар разврата в первую очередь направлен по молодым людям. Делают всё, чтобы они не смогли создать крепкие семьи, делают всё, чтобы упразднить институт брака и заменить его полуживотным сожительством. Сознательно внушают молодым людям разнузданный образ жизни. И дело Церкви Христовой возвышать свой голос в защиту молодых неокрепших душ. Конечно, на такую защиту нам опять начнут говорить о свободе, но тогда уместно задаться вопросом: почему им позволено калечить через разврат наших детей, а нам не позволено через слово добра и Правды Божией защищать наших детей. Думаю, что на сегодняшний момент это самая актуальная задача. И если мы через слово Правды Божией спасем хотя бы одного человека, то уже будет спасена целая семья.

Надо сказать, что молодые люди нуждаются не в словесном назидании, а в живом искреннем внимании, интересе к их жизни. Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой человек, которого мы хотим вовлечь в церковную жизнь, должен восприниматься нами как активная личность, которой мы помогаем раскрыться в церковном делании. Очень важно, чтобы характер церковной деятельности, социального служения, к которому привлекается молодежь, носил не специфический воспитательный характер, а был в равной степени близок, интересен и важен для всех участников, включая организаторов. Тогда из просто формирующей деятельность он превращается в полнокровную церковную жизнь.

Подводя итог сказанному, целесообразно четко выделить принципы, которыми, на наш взгляд, необходимо руководствоваться при организации молодежной работы:

1)      уважение молодого человека как свободной личности;

2)      принятие возрастных и личностных особенностей человека;

3)      церковный приход должен быть основным местом организации молодежного служения;

4)      молодежное служение, в первую очередь, должно строиться на литургической жизни; Литургия должна быть объединяющим началом молодежного служения;

5)      необходима взаимосвязь с семьей молодого человека;

6)      организация немногих, но самых необходимых направлений для работы;

7)      охват всех сторон жизни молодого человека.

Протоиерей Димитрий Соловьев. 2013 год.

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: