«Лекарство» от боли

Тот, кто внимательно читает Слово Божие, не может не заметить, что в русском и славянском текстах существуют несостыковки. Например, в Евангелии от Иоанна в 21 Главе говорится:

1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море.

8 А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.

9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

По-славянски же этот текст звучит более красочно:

Посéмъ яви́ся пáки Иисýсъ ученикóмъ [сво­и́мъ, востáвъ от­ мéртвыхъ,] на мóри тиверiáдстѣмъ. Яви́ся же си́це:

бя́ху вкýпѣ Си́монъ пéтръ, и Ѳомá нарицáемый близнéцъ, и Нафанáилъ, и́же [бѣ́] от­ кáны Галилéйскiя, и сы́на зеведéова, и и́на от­ учени́къ егó двá.

Глагóла и́мъ Си́монъ пéтръ: идý ры́бы лови́ти. Глагóлаша емý: и́демъ и мы́ съ тобóю. Изыдóша [же] и всѣдóша áбiе въ корáбль, и въ тý нóщь не я́ша ничесóже.

У́тру же бы́в­шу, стá Иисýсъ при­­ брéзѣ: не познáша же ученицы́, я́ко Иисýсъ éсть.

Глагóла же и́мъ Иисýсъ: дѣ́ти, едá чтó снѣ́дно и́мате? Отвѣщáша емý: ни́.

О́нъ же речé и́мъ: ввéрзите мрéжу о деснýю странý корабля́ и обря́щете. Ввергóша же, и ктомý не можáху при­­влещи́ ея́ от­ мнóже­ст­ва ры́бъ.

Глагóла же учени́къ тóй, егóже любля́ше Иисýсъ, Петрóви: Госпóдь éсть. Си́монъ же пéтръ слы́шавъ, я́ко Госпóдь éсть, епенди́томъ препоя́сася, бѣ́ бо нáгъ, и ввéржеся въ мóре:

а друзíи ученицы́ кораблецéмъ прiидóша, не бѣ́ша бо далéче от­ земли́, но я́ко двѣ́ стѣ́ лактéй, влекýще мрéжу ры́бъ.

Егдá ýбо излѣзóша на зéмлю, ви́дѣша óгнь лежáщь, и ры́бу на нéмъ лежáщу и хлѣ́бъ.

[И] глагóла и́мъ Иисýсъ: при­­неси́те от­ ры́бъ, я́же я́сте ны́нѣ.

Влѣ́зъ [же] Си́монъ пéтръ, извлечé мрéжу на зéмлю, пóлну вели́кихъ ры́бъ стó [и] пятьдеся́тъ [и] три́: и толи́ко сýщымъ, не протóржеся мрéжа.

Обычно, это Евангелие читается за Всенощным бдением под воскресенье через каждые десять недель. Евангельский текст, указанный выше, пронизан какой-то внутренней болью. Петр, внутри которого пылало пламя отречения, считает себя достойным только участи рыбака: «Иду ловить рыбу» (Ин.21:3), - говорит он. Остальные апостолы соглашаются с ним: «Идем и мы с тобой» (Ин. 21:3). Апостолы, которые творили чудеса, исцеляли больных, сопровождали Спасителя, апостолы, которые были «ловцами человеков» (Мф. 4:19), теперь со смирением считают себя достойными только ловить рыбу. Отрекшиеся, но не отверженные Богом, они видят Иисуса, стоящего на берегу: «но ученики не узнали, что это Иисус». Какая сумятица происходила в их душах, мы можем только себе представить.

И вот появляются слова Господа, обращенные не только к апостолам, но и к каждому из нас: «Дети! есть ли у вас какая пища?». Здесь обращение «дети» звучит, как великое утешение от Господа. Если дети, значит свои, родные, близкие. Не смотрит Господь на всё их падение и малодушие, а обращается к ним с просьбой о пище, как бы указывая им, что имеет в них нужду.

По слову Спасителя они закидывают сети - «и уже не могли вытащить сети от множества рыбы». «А рыб было сто пятьдесят три» – так написано в русском Синодальном переводе Евангелия. В славянском же тексте эта цифра разделяется: «пóлну вели́кихъ ры́бъ стó [и] пятьдеся́тъ [и] три́». Многие толкователи обращают внимание не только на цифру, но и на то, что в славянском тексте она разделяется на сто, на пятьдесят и на три. Христос стоит на берегу озера, а апостолы влекут к нему мрежу рыб. Православная Церковь соборная и апостольская, т.е. утвержденная святыми апостолами, которые влекут нас к Спасителю. А мы, как рыбы, наполняем «сети» святых апостолов.

Многие толкователи считают, что разделение общей цифры «сто пятьдесят три», говорит о разных временах в истории Церкви. В первые века практически 100% христиан обладали непоколебимой верой, каждый из них готов был умереть за Господа. В средние века вера стала угасать – та самая вера, о которой Господь однажды изрек: «Сын Человеческий, прийдя, найдёт ли веру на Земле!» (Лк.18:8), - и число верующих стало гораздо меньше. И в последние времена их будет очень мало, что и обозначается цифрой «три». Значит, и среди христиан будет некое угасание, оскудение в любви, сострадании. Мы будем жить своими проблемами, но если нас будут настигать беды, мы будем замыкаться на них и не допускать до себя никого. А беды тем и страшны, что человек замыкается в себе и не видит тех, кому, может быть, сейчас больнее, чем ему. Любая скорбь и страдание могут стать легче, если ты увидишь и поможешь человеку, который тоже страдает в этот момент. Как бы ни было кому-то из нас больно, но радость от творения добра ближнему притупляет любую боль.

Ученики Христовы, изображенные в названном Евангелии, разбитые и подавленные, получают от Господа вместо упреков прощение и восстановление в апостольском звании. По-сути к ним возвращается радость. Отступает сердечная боль.

Так и мы ожидаем милости и помощи Божией, и также, претерпевая душевную боль, должны надеяться и осознавать, что явится Христос у «берегов» нашей души, и рассеются беды и печали. А пока этого не произошло, мы, осыпанные напастями, должны непрестанно растворять свое сердце маленькими радостями. Радости эти рождаются от творения добра, когда мы помогаем ближним, делясь теплом сердца с теми, кому еще труднее в этот момент.

Протоиерей Димитрий Соловьёв

август 2014

Обновлено (09.09.2014 22:37)

 
Недавно обновленные
Новое на сайте: