Праздник Крещения Господня: вчера, сегодня и всегда
Скоро Праздник Крещения Господня. Главное событие, которое отличает Праздник Крещения Господня от других праздников Церкви, - великая агиасма, т.е. крещенская вода, освященная великим чином. В Церкви нет истории, а события, описываемые в Евангелии, повторяются каждый год в Богослужении, отображаются в наших сердцах. На Праздник Святой Троицы мы поем вместе с Церковью: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», т.е. «сегодня благодать Святаго Духа нас собрала». В Праздник Рождества Христова опять этот же лейтмотив: «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит». В Праздник Крещения Господня не столько вспоминается событие далекой давности, сколько зрится сам Господь наш Иисус Христос, грядущий на реку Иордан: «Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося Безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих».
Кто будет присутствовать на Богослужении Всенощного бдения, предшествующего Божественной Литургии Праздника, тот не может не заметить в церковных песнопениях с каким трепетом и ужасом принимает Креститель Иоанн пришествие к реке Иордан Самого Бога и Владыки. В Церковных песнопениях очень трогательно описываются те переживания, которые испытывал Предтеча: «Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды».
Присутствующие за Богослужением Праздника Крещения Господня как будто бы сами стоят у реки Иордан и вместе с Предтечей видят сходящего в него Спасителя.
С рождения Господь являл образ смирения. Родился Он в тесной и холодной пещере, не постеснялся согреваться дыханием животных. В будущем Богомладенец будет гоним, бездомен и предан казни, страшнее которой человечество не придумало. И здесь, на Иордане, мы тоже видим смирившегося Господа, входящего в эти холодные, почти ледяные воды, и приклоняющего Свою главу перед творением (Иоанном Крестителем).
По сути, это и есть кульминация Праздника, а итог – завершающая черта Праздника Крещения Господня, - когда мы прикасаемся к этой воде, в которую вошел Спаситель: умываемся ею, окунаемся в нее, черпаем ее в свои сосуды. Но второе невозможно без первого – невозможно получить милость от Христа, просто набрав воду и забыв о Самом Христе. Невозможно забыть смирение Христово, проявленное на реке Иордан, и просто безрассудно набрать с нее воду для употребления ее в своих нуждах. Второе должно проистекать из первого. Умом и сердцем видеть сошедшего Христа в реку и радоваться, что Господь сподобляет нас сегодня (днесь) черпать из этой «реки». Вот поэтому выход священников на освящение воды в День Богоявления, т.е. в День Крещения Господня, именуется шествием на Иордан.
К сожалению, сегодня для многих исчезает главное, внимание переключается на второстепенное. Любят многие из нас крещенскую водичку, но забывают о Христе, освятившем эту воду. Любят многие приходить в этот день в храм и нести ее в свои дома, но забывают о смирении Христовом.
Так часто происходит в нашей жизни - мы зорко смотрим за событиями, но забываем, что за этими событиями стоит. Например, видим проступки людей и недостатки ближних. Но забываем, что за этими проступками стоят самые близкие нам человечки. Видим Праздник Рождества Христова, но не видим тесную пещерку, людей, которые грубо обошлись со святым семейством, не пустив их в свои дома. Видим святую воду, но Видим Христа. Видим иконы вокруг нас, но не видим Библию на своей полке. Мы многое видим, но от самого главного отворачиваемся.
В Праздник Крещения Господня нужно постараться увидеть Христа, смиренного стоящего у этой реки, подумать, что привело Его к этому месту, вспомнить, что в день, когда Христос сошел в реку Иордан, все воды мира стали стихией для Таинства Крещения. Понять, что сошествие Спасителя в этот источник, дало нам возможность очищаться от наших грехов. Не было бы Крещения Господня – не было бы и нашего крещения. А если бы не было нашего крещения, то не было бы и спасения: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).
Протоиерей Димитрий Соловьёв
январь 2016
Обновлено (18.01.2021 01:38)