Храм на белом холме
"Помня ваши начальнические постановления при назначении на настоящую должность и считая священным долгом все сделанные мне наставления исполнить по возможности в точности и поставив себе в обязанность выполнить одно из главнейших, которое состоит в построении Священного храма в укреплении...” - так начинается письмо капитана Павленко, начальника укрепления Актобе, к оренбургскому генерал-губернатору, датированное маем 1870 года, письмо с просьбой разрешить сбор средств с солдат для строительства деревянной церкви для 300 прихожан..
В те далекие времена атеизм еще не был в моде и выходцы из России, приехавшие на службу в незнакомый степной край, нуждались в церкви. Глубокая, привитая еще в раннем детстве религиозность простых солдат - выходцев из народа - давала о себе знать. То же касалось и старших чинов, оставшихся без духовного наставничества, что, по всей видимости, и привело к "оскудению” веры, а значит, и морали офицерства (об этом чуть ниже).
В 1870 году была построена деревянная церковь на 300 человек.
Небольшой гарнизон был не в силах собрать достаточной для строительства храма суммы. О чем капитан Павленко и уведомил генерал-губернатора: "Но так как число чинов весьма ограничено, то и пожертвованных денег высшими чинами в числе 89 рублей оказывается недос-таточным”. Далее в своем послании капитан просит:”...осчастливить как меня, так и всех чинов гарнизона пожертвованием посильной лепты для благого дела”.
В 1871 году издан циркуляр Николая 2 о сборе необходимой сумме для возведения в укреплении православного храма во имя Святого князя Александра Невского. Просьба была удовлетворена, причем в масштабах, о которых начальник укрепления Актобе, наверное, и не предполагал - пожертвования собираются по всей империи! Об этом свидетельствуют переводы, присланные "казенными палатами” со всех концов страны: Москвы, Киева и даже Варшавы. В общем, вся громада Российской империи принимала участие в постройке храма на белом холме посреди бескрайних казахских степей. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Десяток лет пролетит со времени просьбы Гр.Павленко до постройки храма. А пока укрепление снабжают походной церковью. Сохранился документ тех времен, в котором некий оренбургский священник Василий Зватарев по причине "оскудения религиозных чувств у чинов гарнизона” просит "о дозволении ему ... степных командировок в Актобе... устроить там походную полотняную церковь”. Такие командировки, судя по всему, были разрешены. Священник ЗВТОРЕВ едет в укрепление для совершения таинства брака и крещения детей, прихватив с собой на время полотняную церковь. До этого в крепостце проводил уроки богослужения священник православной церкви Арсений МАЗОХИН. А в Оренбурге появляется "Дело о снабжении укреплений Эмбенского и Актюбинского походными церквами”, начатое в 1871 и закрытое в 1874 году. В "Дело...” подшит любопытный список из 25 предметов культа, среди которых: Евангелие большое и малое, полный круг богослужебных книг, кадило, кропило и еще 20 наименований с указанием цен. Итак, время бежало вперед, подходил к концу 1879 год.
18 октября 1879 г. к Его Высокопревосходительству господину оренбургскому генерал-губернатору из Министерства внутренних дел военного губернатора Тургайской области отправляется письмо следующего содержания:”С высочайшего соизволения в 1870 г. открыта была подписка по всей империи на возведение в укреплении Ак-тюбе православного храма, во имя св.Благоверного Князя Александра Невского. В настоящее время из пожертвований составилась сумма в 19000 рублей, вполне достаточная на постройку храма из кирпича на 300 прихожан”. Но начало всему положила все-таки уже существовавшая деревянная церковь, на основании которой впоследствии и был возведен храм имени Святого Александра Невского, благополучно просуществовавший до тех пор, пока не наступили те самые «антихристовы» времена.
В скором времени на самом высоком месте укрепления Актобе началось долгожданное строительство. Велось оно в соответствии с "Проектом церкви для степных укреплений в Орен-бургском военном округе”. Возможно, что были допущены некоторые вариации, связанные, скорее всего, с "творческим вдохновением” инженера, ведущего строительство. Кстати, похожая церковь сохранилась до сих пор на станции Шалкар, став составной частью местного вокзала (erbolius.narod.ru/history_of_aktobe.html).
Построенный главный городской храм носил статус собора во имя святого князя Александра Невского. В настоящее время рядом с этим местом располагается областной драматический театр.
Кроме главного храма в городе находилась миссионерская православная гимназия (церковно-приходская школа), которая была открыта стараниями священника Александро-Невской церкви в 1890 году, когда число детей в Актюбинском русско-киргизском двухкласс-ном училище (первая школа), переведенном в 1884 году в укрепление, возросло до 160. Именно в этом здании, расположенном на улице Жанкожа-батыра 50 (бывшая Фрунзе), и находится в настоящее время Храм Святого Архангела Михаила. Точная дата постройки здания храма неизвестна. В то время прокладывали Туркестанскую железную дорогу, видимо, одновременно с ней построили и здание миссии. В гимназии, как и в любом другом учебном заведении доре-волюционной России, был свой храм имени святого князя Владимира. Что интересно, Закон Божий в гимназии преподавал православный казах.
В 38 или 39 году.
При советской власти, примерно на рубеже 30-х годов XX века, собор Александра Невского был разрушен "до основания". Около пятидесяти лет простоял Свято-Александровский храм на том месте, где ныне расположен областной драматический театр. Пережил он несколько войн, революции, но последствии известной "безбожной пятилетки”, объявленной Сталиным и направленной на полное искоренение среди советских людей религиоз-ной веры, храм пережить не мог. Одно из старейших нашего города было разрушено в страшные 30-е годы. Сегодня от той церкви осталось немногое: позеленевшая от времени крышка кадильницы да несколько хранящихся в областном архиве церковно-приходских книг с записями о рождении и крещении. Еще остались воспоминания людей, посещавших этот храм и видевших его руины. Да и этих людей с каждым годом становится все меньше.
Антонина Степановна приехала в Актобе весной 1927 года из поселка Сорочинск Оренбургской области. По ее словам, она была удивлена скромными размерами главной городской церкви. Ведь даже в ее родном поселке была не одна, а две гораздо больших церкви. Впрочем, несмотря на свои малые размеры или, наоборот, благодаря им, Свято-Александровский храм был очень уютным. И все же он кому-то помешал...
Обломки стен, купол и колокол еще долго лежали в пыли и трогать их никто не решался. Позже колокол увезли, наверное, на переплавку, а площадь освободили от руин и использовали под строительство театра.
На этом конкретные и точные сведения о первом и долгое время бывшем для православных верующих святым местом храме заканчиваются. Что же стало с ним дальше? До сегодняшнего дня не сохранилось ни одной его фотографии (прим. в моем личном архиве есть фотография вида нынешнего Дома школьников, там на заднем плане, примерно на месте нынешнего Драмтеатра плохо, но видны, купола того самого храма, как появилось это фото у нас никто не знает).
Известно только, что находился он приблизительно в районе нынешнего драмтеатра и просуществовал почти в первозданном виде до начала 30-х годов. В известные же годы коллективизации его просто уничтожили, как уничтожили и мечеть, построенную позднее церкви, но не избежавшую такой же тяжкой участи.
До сегодняшнего дня как доказательство реальности существования храма чудом сохранилась лишь фотография картины актюбинского художника ПРОСТЕВА, на которой, наряду с мельницей КАЮДИНА-ЕФРЕМОВА и главным возвышением города, изображен тот самый храм. И, судя по его расположению, находился он действительно примерно в районе нынешнего драмтеатра. Все эти скудные сведения, как и проекты постройки первых мечетей и ксерокопии некоторых писем той поры, бережно собраны и сохранены старшим научным сотрудником областного музея Розой БОЛДЫГАРИНОЙ. Кстати, воспоминания ее детства сохранили образ белого одноэтажного здания на месте драматического театра, и было это примерно в году 1955. Возмож-но, это и было тем, что осталось от некогда величественного храма? (Прим. не пойму, почему 55 год, гогда снесли его в 30-х? Или опечатка, имелось в виду в 35?)
"Былого уже не вернешь...”
(Из беседы с благочинным Актюбинской области протоиреем Валерием Щербаковым) "То была великая трагедия для нашей страны. Храмы, церкви безжалостно разрушали повсюду. Не миновала чаша сия и Актобе. Храм Александра Невского был разрушен якобы по воле народа. На самом деле все было не так. Ломать стены заставили заключенных, притом место было оце-плено солдатами и подойти туда никто не мог. Да и боялись люди, ведь за желание унести и сохранить что-нибудь от разрушаемой святыни можно было поплатиться свободой, а то и с жизнью. Как-то судьба столкнула меня с одним стариком, который находился в одном лагере с последними священниками этого храма. Из его слов следует, что все они были расстреляны. В православии людей, претерпевших за веру, называют мучениками и причисляют к лику святых. Не хотелось бы, чтобы такая беда вновь посетила наш народ, нашу страну. ”
Визит к директору областного драматического театра Лире ШАРИПОВОЙ приоткрыл завесу тайны над потерянным храмом, бывшим в свое время первым в нашем городе символом веры. Здание дома культуры, на основании которого позднее и был выстроен драматический театр, было возведено пленными японцами в 1944 году.
Николай ЛАПШИН в 1959-82 годах бывший главным архитектором области и в свое время занимавшийся реконструкцией театра, как рассказала директор драмтеатра, был свидетелем того, как пленные японские солдаты строили дом культуры на старых деревянных сваях, оставшихся от старой постройки, некогда стоявшей на этом месте. И сам главный архитектор области утверждал, что остатки деревянного свайного фундамента, на котором и был возведен дом культуры, служил некогда фундаментом старому храму! Правда, он же впоследствии говорил, что остатки храма находились в стороне от дома культуры, но если знать, какое тогда было время и что могло воспоследовать за утверждением о том, что советский дом культуры не что иное, как бывший храм, то становится понятно, почему уважаемый архитектор был столь разно-речив. В пользу этой версии говорит еще такой факт, что между зданием театра и вершиной холма, на котором в те далекие времена стояла сторожевая башня, почти нет места для значительной постройки, каким, по свидетельствам ушедших из жизни старожилов города, был храм. Если учесть еще и то, что на этом участке некогда стояли, кажется, и казармы воинского гарнизона крепости, то вывод из этого короткого исследования напрашивается сам собой. Храм стоял всё-таки на месте нынешнего здания театра!
У городского священника Дмитрия СОЛОВЬЕВА нет никаких сомнений в этом. Он окончательно дополнил историю старого храма, рассказав некоторые подробности. Дело в том, что испокон веков при каждой православной церкви находилось кладбище. Не стал исключением и храм Святого Александра Невского. Кладбище было. И за долгие годы существования оно разрослось, занимая пространство нынешнего Колхозного рынка, «Малышки» и часть района Москвы, там, где сейчас находится следственный изолятор.
Самое первое кладбище находилось у восточного подножья малого холма метрах в трёхстах от озерца. ??? Там хоронили в основном солдат и казаков. Второе "железнодорожное" на месте тюрьмы, третье за Оторвановкой.
Старожилы города делились в свое время воспоминаниями о появлении одного из пер-вых кладбищ Актобе: ''Зима 1871-77 годов, как никогда, выдается очень суровой. Но пока сол-даты продолжают умирать. Этих солдат хоронят у южного склона южного второго меньшего холма - Барбета-2. Революционное мракобесие 30-х годов за пару дней буквально стерло все захоронения с лица земли, не удосужившись не только перезахоронить останки предков, но и не дав этого сделать оставшимся в живых родственникам. Вот так почти в один день было уничто-жены и могилы предков почти всех горожан, и святой храм, положивший некогда начало нашему городу. В самом конце 30-х годов XX века, когда город начнет расширяться, и возникнет необходимость строительства жилых объектов, именно вокруг этого кладбища и появится улица Кладбищенская.
После разрушения собора все церковные службы в нашем городе стали проводиться в храме миссионерской гимназии. Приход святого князя Владимира остался единственным православным храмом в городе. В то время в нем служили священники, уже отбывшие срока в лагерях и высланные к нам из родных мест. Это протоиерей Сергий Попов, протоиерей Василий, иеромонах Серафим, иеромонах Амвросий (Вакуленко), протодиакон Михаил Рак.
Перед войной он был закрыт и в 1947 году открылся вновь. Службы в гимназическом храме проходили до 1961 года. Во время хрущевских гонений на Церковь здание гимназии вместе с храмом было отобрано у верующих. В 1962 году здание прихода было передано под библиотеку.
Тогда группа прихожан купила дом по адресу Жанкожа батыра(Фрунзе), 127, общей площадью 42 м². Все церковное имущество и богослужебная утварь была перенесена в этот частный дом, находящийся по той же улице, затем перестроенный в храм и названный также Владимирский. С тех пор здание неоднократно перестраивалось. При протоиерее Льве был расписан потолок придела князя Владимира, при протоиерее Владимире Королёве храм был перестроен. За счет сноса ветхой крестильни была освобождена территория и были пристроены придел Покрова Божией Матери и колокольня. Храм в 1985 году приобрел вид, который имеет в настоящее время. Позже выкуплен участок для строительства часовни от храма князя Владимира, которая будет располагаться по улице Каратаева, 13А. В настоящее время настоятелем храма святого князя Владимира является иерей Дмитрий Соловьев.
В те далекие времена атеизм еще не был в моде и выходцы из России, приехавшие на службу в незнакомый степной край, нуждались в церкви. Глубокая, привитая еще в раннем детстве религиозность простых солдат - выходцев из народа - давала о себе знать. То же касалось и старших чинов, оставшихся без духовного наставничества, что, по всей видимости, и привело к "оскудению” веры, а значит, и морали офицерства (об этом чуть ниже).
В 1870 году была построена деревянная церковь на 300 человек.
Небольшой гарнизон был не в силах собрать достаточной для строительства храма суммы. О чем капитан Павленко и уведомил генерал-губернатора: "Но так как число чинов весьма ограничено, то и пожертвованных денег высшими чинами в числе 89 рублей оказывается недос-таточным”. Далее в своем послании капитан просит:”...осчастливить как меня, так и всех чинов гарнизона пожертвованием посильной лепты для благого дела”.
В 1871 году издан циркуляр Николая 2 о сборе необходимой сумме для возведения в укреплении православного храма во имя Святого князя Александра Невского. Просьба была удовлетворена, причем в масштабах, о которых начальник укрепления Актобе, наверное, и не предполагал - пожертвования собираются по всей империи! Об этом свидетельствуют переводы, присланные "казенными палатами” со всех концов страны: Москвы, Киева и даже Варшавы. В общем, вся громада Российской империи принимала участие в постройке храма на белом холме посреди бескрайних казахских степей. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Десяток лет пролетит со времени просьбы Гр.Павленко до постройки храма. А пока укрепление снабжают походной церковью. Сохранился документ тех времен, в котором некий оренбургский священник Василий Зватарев по причине "оскудения религиозных чувств у чинов гарнизона” просит "о дозволении ему ... степных командировок в Актобе... устроить там походную полотняную церковь”. Такие командировки, судя по всему, были разрешены. Священник ЗВТОРЕВ едет в укрепление для совершения таинства брака и крещения детей, прихватив с собой на время полотняную церковь. До этого в крепостце проводил уроки богослужения священник православной церкви Арсений МАЗОХИН. А в Оренбурге появляется "Дело о снабжении укреплений Эмбенского и Актюбинского походными церквами”, начатое в 1871 и закрытое в 1874 году. В "Дело...” подшит любопытный список из 25 предметов культа, среди которых: Евангелие большое и малое, полный круг богослужебных книг, кадило, кропило и еще 20 наименований с указанием цен. Итак, время бежало вперед, подходил к концу 1879 год.
18 октября 1879 г. к Его Высокопревосходительству господину оренбургскому генерал-губернатору из Министерства внутренних дел военного губернатора Тургайской области отправляется письмо следующего содержания:”С высочайшего соизволения в 1870 г. открыта была подписка по всей империи на возведение в укреплении Ак-тюбе православного храма, во имя св.Благоверного Князя Александра Невского. В настоящее время из пожертвований составилась сумма в 19000 рублей, вполне достаточная на постройку храма из кирпича на 300 прихожан”. Но начало всему положила все-таки уже существовавшая деревянная церковь, на основании которой впоследствии и был возведен храм имени Святого Александра Невского, благополучно просуществовавший до тех пор, пока не наступили те самые «антихристовы» времена.
В скором времени на самом высоком месте укрепления Актобе началось долгожданное строительство. Велось оно в соответствии с "Проектом церкви для степных укреплений в Орен-бургском военном округе”. Возможно, что были допущены некоторые вариации, связанные, скорее всего, с "творческим вдохновением” инженера, ведущего строительство. Кстати, похожая церковь сохранилась до сих пор на станции Шалкар, став составной частью местного вокзала (erbolius.narod.ru/history_of_aktobe.html).
Построенный главный городской храм носил статус собора во имя святого князя Александра Невского. В настоящее время рядом с этим местом располагается областной драматический театр.
Кроме главного храма в городе находилась миссионерская православная гимназия (церковно-приходская школа), которая была открыта стараниями священника Александро-Невской церкви в 1890 году, когда число детей в Актюбинском русско-киргизском двухкласс-ном училище (первая школа), переведенном в 1884 году в укрепление, возросло до 160. Именно в этом здании, расположенном на улице Жанкожа-батыра 50 (бывшая Фрунзе), и находится в настоящее время Храм Святого Архангела Михаила. Точная дата постройки здания храма неизвестна. В то время прокладывали Туркестанскую железную дорогу, видимо, одновременно с ней построили и здание миссии. В гимназии, как и в любом другом учебном заведении доре-волюционной России, был свой храм имени святого князя Владимира. Что интересно, Закон Божий в гимназии преподавал православный казах.
В 38 или 39 году.
При советской власти, примерно на рубеже 30-х годов XX века, собор Александра Невского был разрушен "до основания". Около пятидесяти лет простоял Свято-Александровский храм на том месте, где ныне расположен областной драматический театр. Пережил он несколько войн, революции, но последствии известной "безбожной пятилетки”, объявленной Сталиным и направленной на полное искоренение среди советских людей религиоз-ной веры, храм пережить не мог. Одно из старейших нашего города было разрушено в страшные 30-е годы. Сегодня от той церкви осталось немногое: позеленевшая от времени крышка кадильницы да несколько хранящихся в областном архиве церковно-приходских книг с записями о рождении и крещении. Еще остались воспоминания людей, посещавших этот храм и видевших его руины. Да и этих людей с каждым годом становится все меньше.
Антонина Степановна приехала в Актобе весной 1927 года из поселка Сорочинск Оренбургской области. По ее словам, она была удивлена скромными размерами главной городской церкви. Ведь даже в ее родном поселке была не одна, а две гораздо больших церкви. Впрочем, несмотря на свои малые размеры или, наоборот, благодаря им, Свято-Александровский храм был очень уютным. И все же он кому-то помешал...
Обломки стен, купол и колокол еще долго лежали в пыли и трогать их никто не решался. Позже колокол увезли, наверное, на переплавку, а площадь освободили от руин и использовали под строительство театра.
На этом конкретные и точные сведения о первом и долгое время бывшем для православных верующих святым местом храме заканчиваются. Что же стало с ним дальше? До сегодняшнего дня не сохранилось ни одной его фотографии (прим. в моем личном архиве есть фотография вида нынешнего Дома школьников, там на заднем плане, примерно на месте нынешнего Драмтеатра плохо, но видны, купола того самого храма, как появилось это фото у нас никто не знает).
Известно только, что находился он приблизительно в районе нынешнего драмтеатра и просуществовал почти в первозданном виде до начала 30-х годов. В известные же годы коллективизации его просто уничтожили, как уничтожили и мечеть, построенную позднее церкви, но не избежавшую такой же тяжкой участи.
До сегодняшнего дня как доказательство реальности существования храма чудом сохранилась лишь фотография картины актюбинского художника ПРОСТЕВА, на которой, наряду с мельницей КАЮДИНА-ЕФРЕМОВА и главным возвышением города, изображен тот самый храм. И, судя по его расположению, находился он действительно примерно в районе нынешнего драмтеатра. Все эти скудные сведения, как и проекты постройки первых мечетей и ксерокопии некоторых писем той поры, бережно собраны и сохранены старшим научным сотрудником областного музея Розой БОЛДЫГАРИНОЙ. Кстати, воспоминания ее детства сохранили образ белого одноэтажного здания на месте драматического театра, и было это примерно в году 1955. Возмож-но, это и было тем, что осталось от некогда величественного храма? (Прим. не пойму, почему 55 год, гогда снесли его в 30-х? Или опечатка, имелось в виду в 35?)
"Былого уже не вернешь...”
(Из беседы с благочинным Актюбинской области протоиреем Валерием Щербаковым) "То была великая трагедия для нашей страны. Храмы, церкви безжалостно разрушали повсюду. Не миновала чаша сия и Актобе. Храм Александра Невского был разрушен якобы по воле народа. На самом деле все было не так. Ломать стены заставили заключенных, притом место было оце-плено солдатами и подойти туда никто не мог. Да и боялись люди, ведь за желание унести и сохранить что-нибудь от разрушаемой святыни можно было поплатиться свободой, а то и с жизнью. Как-то судьба столкнула меня с одним стариком, который находился в одном лагере с последними священниками этого храма. Из его слов следует, что все они были расстреляны. В православии людей, претерпевших за веру, называют мучениками и причисляют к лику святых. Не хотелось бы, чтобы такая беда вновь посетила наш народ, нашу страну. ”
Визит к директору областного драматического театра Лире ШАРИПОВОЙ приоткрыл завесу тайны над потерянным храмом, бывшим в свое время первым в нашем городе символом веры. Здание дома культуры, на основании которого позднее и был выстроен драматический театр, было возведено пленными японцами в 1944 году.
Николай ЛАПШИН в 1959-82 годах бывший главным архитектором области и в свое время занимавшийся реконструкцией театра, как рассказала директор драмтеатра, был свидетелем того, как пленные японские солдаты строили дом культуры на старых деревянных сваях, оставшихся от старой постройки, некогда стоявшей на этом месте. И сам главный архитектор области утверждал, что остатки деревянного свайного фундамента, на котором и был возведен дом культуры, служил некогда фундаментом старому храму! Правда, он же впоследствии говорил, что остатки храма находились в стороне от дома культуры, но если знать, какое тогда было время и что могло воспоследовать за утверждением о том, что советский дом культуры не что иное, как бывший храм, то становится понятно, почему уважаемый архитектор был столь разно-речив. В пользу этой версии говорит еще такой факт, что между зданием театра и вершиной холма, на котором в те далекие времена стояла сторожевая башня, почти нет места для значительной постройки, каким, по свидетельствам ушедших из жизни старожилов города, был храм. Если учесть еще и то, что на этом участке некогда стояли, кажется, и казармы воинского гарнизона крепости, то вывод из этого короткого исследования напрашивается сам собой. Храм стоял всё-таки на месте нынешнего здания театра!
У городского священника Дмитрия СОЛОВЬЕВА нет никаких сомнений в этом. Он окончательно дополнил историю старого храма, рассказав некоторые подробности. Дело в том, что испокон веков при каждой православной церкви находилось кладбище. Не стал исключением и храм Святого Александра Невского. Кладбище было. И за долгие годы существования оно разрослось, занимая пространство нынешнего Колхозного рынка, «Малышки» и часть района Москвы, там, где сейчас находится следственный изолятор.
Самое первое кладбище находилось у восточного подножья малого холма метрах в трёхстах от озерца. ??? Там хоронили в основном солдат и казаков. Второе "железнодорожное" на месте тюрьмы, третье за Оторвановкой.
Старожилы города делились в свое время воспоминаниями о появлении одного из пер-вых кладбищ Актобе: ''Зима 1871-77 годов, как никогда, выдается очень суровой. Но пока сол-даты продолжают умирать. Этих солдат хоронят у южного склона южного второго меньшего холма - Барбета-2. Революционное мракобесие 30-х годов за пару дней буквально стерло все захоронения с лица земли, не удосужившись не только перезахоронить останки предков, но и не дав этого сделать оставшимся в живых родственникам. Вот так почти в один день было уничто-жены и могилы предков почти всех горожан, и святой храм, положивший некогда начало нашему городу. В самом конце 30-х годов XX века, когда город начнет расширяться, и возникнет необходимость строительства жилых объектов, именно вокруг этого кладбища и появится улица Кладбищенская.
После разрушения собора все церковные службы в нашем городе стали проводиться в храме миссионерской гимназии. Приход святого князя Владимира остался единственным православным храмом в городе. В то время в нем служили священники, уже отбывшие срока в лагерях и высланные к нам из родных мест. Это протоиерей Сергий Попов, протоиерей Василий, иеромонах Серафим, иеромонах Амвросий (Вакуленко), протодиакон Михаил Рак.
Перед войной он был закрыт и в 1947 году открылся вновь. Службы в гимназическом храме проходили до 1961 года. Во время хрущевских гонений на Церковь здание гимназии вместе с храмом было отобрано у верующих. В 1962 году здание прихода было передано под библиотеку.
Тогда группа прихожан купила дом по адресу Жанкожа батыра(Фрунзе), 127, общей площадью 42 м². Все церковное имущество и богослужебная утварь была перенесена в этот частный дом, находящийся по той же улице, затем перестроенный в храм и названный также Владимирский. С тех пор здание неоднократно перестраивалось. При протоиерее Льве был расписан потолок придела князя Владимира, при протоиерее Владимире Королёве храм был перестроен. За счет сноса ветхой крестильни была освобождена территория и были пристроены придел Покрова Божией Матери и колокольня. Храм в 1985 году приобрел вид, который имеет в настоящее время. Позже выкуплен участок для строительства часовни от храма князя Владимира, которая будет располагаться по улице Каратаева, 13А. В настоящее время настоятелем храма святого князя Владимира является иерей Дмитрий Соловьев.
Разрешение на возвращение здания Церкви по улице Фрунзе (сейчас Жанкожа-батыра 50 - здание бывшей миссионерской православной гимназии, где ранее был храм имени святого князя Владимира), верующим удалось получить лишь весной 1991 года. Храм решили назвать (после 1991 г.) в честь святого Архангела Михаила (так назывался малый придел в миссии). Малый придел назван в честь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Первая служба в возвращенном храме состоялась в марте 1991 года на Вербное Воскресенье. С 1991 г. по 2006 г. настоятелем Храма Святого Архангела был протоиерей Валерий Щербаков. В настоящее время настоятелем храма является игумен Илия (Данилейко).
Сейчас в городе возведен новый храм. Его решено назвать в честь святителя Николая, митрополита Алматинского и всего Казахстана, который когда-то отбывал ссылку в Актюбинской области. Прообразом церкви стал собор апостола Петра и Павла в Новотроицке. Будущий храм рассчитан на 800 прихожан и будет занимать площадь в 1,38 гектара. Строился он на благотворительные средства.
Обновлено (16.07.2019 16:21)