Покаяние

П О К А Я Н И Е

Что же делать тем, кому совесть не дает покоя?

Отвечает священник Максим Обухов

- Прежде всего, осознать тяжесть этого греха  и принести покаяние на исповеди. Надо также попросить священника дать епитимью - церковное наказание для исправления человека, которое привлекает милость Божию.

Епитимья носит не искупительный, а дисциплинарный характер и сообразуется с духовным и телесным состоянием кающегося, она строго индивидуальна. Епитимья, данная одному, не может быть автоматически перенесена на всех. Имеют значение  возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и многое другое, включая внешние обстоятельства.

Но что еще возможно, кроме исповеди и епитимий, назначенных священником? Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялись от детей, должны принести покаяние, их рожать: «жена (...) спасется через чадородие, сели прибудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим., 2, 14-15). К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже не возможет по возрасту. Но у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые перестали делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха.

Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями - одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность. Часто человек не может избавиться от гнетущего чувства зря прожитой жизни.

Но есть еще один способ облегчить свою совесть. Ежедневно  совершаются тысячи абортов, при чем не где-то в отдаленном месте, а рядом с нами: на соседней улице, в соседнем доме, в ближайшем подъезде. Многие из тех, кто идет в абортарий, делают это не осознанно. Кто по молодости, по глупости, по незнанию, кто под влиянием стечения обстоятельств, под внешним давлением или даже просто так, потому что посоветовала подружка или родственница. Часто в трудной ситуации рядом не оказывается человека, который может сказать правду, объяснить, в чем дело, оказать моральную, а может быть и материальную поддержку. Таким человеком можете стать вы. Не надо думать, что нужно многое. Часто бывает достаточно проявить любовь, объяснить и рассказать о возможных необратимых последствиях аборта, о том, что это грех. Иногда бывает достаточно подарить человеку пачку пеленок, чтобы остановить от убийства своего ребенка. И дел не только в стоимости самих пеленок, а прежде всего в живом участии. Представьте себе, как мало нужно, чтобы спасти человеческую жизнь, и не только жизнь этого несчастного ребенка, но всех его будущих детей и внуков.

В послании св.апостола Иакова говорится: «Обративший грешника от  ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5, 20). И еще: «Спасай взятых на смерть, и не ужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч., 24,11). Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит покрывает и свои грехи. Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их. При чем не формально, а оказать конкретную, ощутимую помощь. Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния, дела милосердия, спасительное терпение скорбей, силен помиловать любого грешника.


Отвечает архимандрит Рафаил (Карелин)

- Свершившим этот грех следует опасаться двух крайностей: оправдывать свой грех, преуменьшать его значение, и другая крайность - впадать в отчаяние, которое есть наивысшая форма уныния, состояние безвыходности. Человеку кажется, что выхода нет. Как оправдание греха, так и отчаяние приводит к одному результату: человек лишается покаяния - единственного пути к духовному возрождению.

Покаяние приносит определенное облегчение душам убитых детей, ведь между ними и родителями остаются некие невидимые связи. Но покаяние  должно быть сопряжено с двумя условиями: первое - не повторять греха и стараться помочь другим, чем возможно, чтобы они не совершили этого преступления. Второе - молиться за убиенных младенчиков и творить милостыню, которая может принести душе убитого определенную радость. Когда женщина будет посещать храм, исповедоваться и причащаться, когда в каждом живом ребенке она будет видеть отображение убитого ею младенца и проявлять к ним заботу и любовь, то души ее детей в это время будут чувствовать утешение.

На том свете мать увидит своих детей, и если она не может дать им крещения, то, по крайней мере, сможет сказать им: «Я совершила великий грех перед вами, но потом сделала все, что могла».

 

Акафист

Акафист покаянный жён, погубивших младенцев во утробе своей

Кондак 1

Агнче Божий, вземляй грехи мира, услыши стенание мое и скорби сердца моего вонми, возьми мое тяжкое бремя греховное, понесший немощи наша, приими в покаянии припадающую к Тебе, молящуюся из глубины души взывающую: Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.

Икос 1

Боже и Господи! Твое бо есть творение, но увы мне, в рай содеянный Адамов грех живет во мне и в телеси, и яко раба усердно работаю ему всегда, ныне же молю Тя: помилуй мя, Творче мира горняго; помилуй мя, Создателю естества дольняго; помилуй мя, Владыко сил Небесных; помилуй мя, Управителю тварей телесных; помилуй мя, Промыслителю всяческих; помилуй мя, слезы мои о гресех моих к Тебе приносящую; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 2

Владыко всемилостивый, како столь гнусная грешница смею приступити к Тебе с молитвою моею, преступившая заповедь Твою, яже ты заповедал мне чрез Моисея пророка твоего: не убий; аз же убийца есмь, и увы, жесточайшая во сто крат, змеиного нрава, кий хотя на малое время дает чадам своим увидеть свет, последиже пожирает, аз же, окаянная, немилосердо лишила чад своих не токмо чувственнаго, но наипаче и истиннаго Света, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Таинство Крещения озаряющаго; и ради временнаго телеснаго покоя избегая многочадства, еще во чреве своем убившая. А посему аз, омраченная сими и многими без числа грехами, надеюсь токмо на милость благоутробия Твоего, и со дерзновением зову Ти: Аллилуиа.


Икос 2

Глаголы жизни твои презреша, Господи, и по воле сердца моего ходиша, от самой юности моея даже до сего дня, ныне же в покаянии зову ти, Всещедре Спасе мой: помилуй мя, в беззакониих зачатую; помилуй мя, во гресех рожденную; помилуй мя, заповеди Твоя не сохранившую; помилуй мя, благодати Твоея лишившуюся; помилуй мя, о спасении своем не радеющую; помилуй мя, в сети страстей улучившую; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 3

Добро и красно есть еже жити братии вкупе и друг друга любити, якоже заповедал еси нам, Спасе наш, яко гневающийся на брата своего, убийца есть, аз же гневом своим превзошла всех от века рожденных, наипаче же убийц, коих жертвы были различных причин, жизней и возрастов во времени, аз же, окаянная, лишила жизни тех, кои еще токмо получили время на жизнь от Тебя, Подателя жизни для их существования, но я в безумии моем безжалостно отымала ее еще во утробе моей, без страха Божия отвергая волю Твою и благословенный Тобою дар чадородия. Я своевольно вырывала из творческих рук Твоих невинных чад моих и перед глазами Твоими не стыдясь убивала их. Но судьбы их в деснице Твоей, Господи, а грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому каюсь, и молю Тя, Блаже, на путь покаяния стопы мои направи, да со всеми покаявшимися грешниками вспою Тебе: Аллилуиа.


Икос 3

Едине ведый человеческою немощь, веси вся грехопадения моя, грехи юности моея не помяни, и от тайных моих очисти мя, зовущую Тебе: помилуй мя, великую грешницу; помилуй мя, закона Божию преступницу; помилуй мя, завета твоего нарушительницу; помилуй мя, яко Тебе, Владыце моему злом мзду воздавшую; помилуй мя, в покаянии к Тебе во единодесятый час пришедшую; помилуй мя, окаянную детоубийцу; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 4

Жизни подателю, Царю небесный, прииди и вселися в мя, грехами оскверненную и очисти мя от всякия скверны, и спаси, Блаже, душу мою, да зову Тебе спасаемая: Аллилуиа.


Икос 4

Заблудших, яко овча погибшее, взыщи мя, рабу Твою, Боже мой, удалившуюся от заповеди твоих в непроходимую дебрь страстей и своеволий, спаси мя, недостойную, тепле тебе стенящи, молящуюся и вопиющую: помилуй мя, своевольными грехами отягченную; помилуй мя, страстьми омраченную; помилуй мя, гордостию восхищенную; помилуй мя, завистию снедаемую; помилуй мя, неправдою исполненную; помилуй мя, не хотящий смерти грешника; помилуй мя, убийцу своих чад нарочитую; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 5

Идеже хощеши, Всемогущий Боже мой, там и побеждается естества чин, победи во мне живущее, греховное естество мое, и силы его, влекущие меня ко греху, яко Ты еси Творец всяческих и Создатель естества, Божественною благодатию Твоею дух прав обнови во утробе моей, не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене, и сотри достойно налагаемую на душу мою смертную печать детоубийцы, наложенную правосудием Твоим по шестой заповеди закона Твоего «не убий" и возстанови вновь грехами моими расторгнутый Твой вечный завет к нам, Господи, и возврати мои прежние добродетели, через грех погибшие, да невозбранно воспою Тебе: Аллилуиа.


Икос 5

Кто согрешил когда-либо, яко согрешила я, окаянная, коего греха не соделала, коего зла не вообразила в душе моей, но с раскаянным сердцем и со слезами прихожу к Тебе, Всещедре Господи, вопиюще: помилуй мя, неверную рабу Твою; помилуй мя, во гресех окамененную; помилуй мя, ближняго ненавидящую; помилуй мя, словом и делом обидящую; помилуй мя, душею и телом скверную; помилуй мя, совестию сожженную; помилуй мя, детоубийцу, Ироду подобную; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 6

Лучами благодати Твоея, Господи, просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя, да, радуяся, воспою Тебе: Аллилуиа.


Икос 6

Многое множество моих, Христе, прегрешений и яко ночь мрачное все житие мое, но не отчаявшаяся в милосердии Твоем, Спасе мой, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, в лености все житие иждившую; помилуй мя, о молитве за грехи нерадеющую; помилуй мя, неблагодарную за Твои благие внушения о покаянии; помилуй мя, закона Твоего не чтившую и заповеди не сохранившую; помилуй мя, яко мир и что в мире возлюбившую; помилуй мя, в суете мирской дни века моего иждившую; помилуй мя, яко подражая законам века сего и гнушаясь благословенным Тобою чадородием, детоубийство совершившую; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 7

На небо очи мои возвожу к Тебе, Слове Божий, но бренно естество мое долу влечет мя, Спасе мой. О, Создателю неба и земли и всего, яже в них! Возстави мя к горнему яже ми мыслити и деяти, да всегда победно сердцем и усты воспою Ти: Аллилуиа.


Икос 7

Око имам лукавоеи всякия нечистоты исполненное, прелестию мира сего выну прельщаюся, тем же молю Тя, Всеблаже, отврати очи мои еже не видети ми суеты, да молебно зову Ти: помилуй мя, жаждущую верно Тебе послужити; помилуй мя, желающую поклонитися Тебе в духе и истине; помилуй мя, слезы покаяния моего яко жертву за грехи моя к Тебе приносящую; помилуй мя, прощение за убийство чад моих у Тебе просящую; помилуй мя, избавления от страстей моих от Тебе ожидающую; помилуй мя, зельно плачущую о тяжких и смертных моих согрешениях; помилуй мя, убийцу повинную суду Божескому и человеческому; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.



Кондак 8

Пощади мя, Господи, Спасе мой, пришедший в мир грешныя спасти, от нихже гнуснее всех я, но молю Тя, Всемилостиве Боже мой, приклонися на милость благоутробия Твоего, услыши сердечныя воздыхания моя, приими источники слез моих, теплыя душевныя молитвы, душе Спасе мой, да воспою Тебе: Аллилуиа.


Икос 8

Разбойнические злые помыслы нападоша на мя, совести моей спящей, увы мне, одежды светлыя, данные мне при крещении моем, за гнусность грехов моих лишилась, оттоле чадоубийство совершила, нага добродетели доселе пребываю, темже вельми стремлюся возвести очеса моя горе, долу поникшия за множество лютых,  содеянных пред Тобою, Господи, и тако вопию к Тебе: помилуй мя, смертный грех содеявшую;  помилуй мя, доселе во гресех коснеющую; помилуй мя, всякой мерзости  преисполненную; помилуй мя, противоестественными пороками запятнанную; помилуй мя,  чистоту девства своего не сохранившую; помилуй мя, яко благочестиваго материнства себе лишившую; помилуй мя, из чрева моего чада своя без времени извергшую; Господи мой,  Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.



Кондак 9

Слезные ми подаждь Токи, Боже мой, да плачуся грех моих, и тако радуяся, возопию: Аллилуиа.


Икос 9

Тело мое осквернила тайнами мерзкими, душу мою омрачила безместными деянии моими, немощствует тело, немощствует и душа моя. К Тебе, Единому Непамятозлобному, Милосердному Судии и Богу моему припадая, молюся: помилуй мя, убийцу, яко память о судьбе изверженных чад моих приводит мя в трепет и ужас и неизглаголанное удивление: како Милосердие Господи и Судия Праведнейший, терпиши и благотвориши мя, адскую пресельницу, даже до сего дне и часа, всячески ожидая моего покаяния; помилуй мя, неоднократно обещавшую исправиться, и снова возвратившуюся ко грехам, яко пес на свою блевотину; помилуй мя, многое число убийств совершившую; помилуй мя, яко без страха Божия и материнской любви к чадам, но со свирепостью дикаго зверя чад своих растерзавшую; помилуй мя, яко волею своею грехи своя совершившую; помилуй мя, дух мой мерзкими помыслы осквернившую; помилуй мя, яко греховную жизнь свою и по сей день проводящую; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 10

Уязвилася прелестию мира сего и преклонила колена пред ним, избрав пагубный путь мерзкаго закона его, забыв обещания свои, данные мною при Крещении и совершая одно за другим свои преступления, какие только подсказывал мне мир, я, наконец, достигла самой вершины смертных грехов - чадоубийства, но объятия, Отче, отверзти ми, Боже мой, потщися, доколе на конец жизни моея жертву хвалы принесу Ти, вопия: Аллилуиа.


Икос 10

Хищницы, убийцы, тати и вси нераскаянные грешницы Царствия Божия не   наследуют. Аз же всякою неправдою и всякими мерзкими грехами осквернила тело и душу мою, сего ради душевнаго бедствия моего, припадая, зову Ти: помилуй мя, в Новом Завете благодатнаго Царства Твоего рожденную; помилуй мя, в Церкви, созданной Тобою, воцерковленную; помилуй мя, дарами Духа Святаго запечатленную; помилуй мя, Твоим Пречистым Телом и Животворящею Кровию окормленную; помилуй мя, во Христа крещенную, во Христа облеченную; помилуй мя, все сии благодеяния отвергшую и порочную жизнь избравшую; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.

Кондак 11

Целомудрия дух даруй ми, Господи и Владыко живота моего, зане от самой юности моея лишилась добродетели, всю себя поработила страстем, дух и душу осквернила и тело растлила. Боже щедрот и милосердия! Не погнушайся очисти мя, столь гнусную грешницу, создание Твое аз есмь, помилуй мя; и очисти мя от всякия скверны плоти и духа и сподоби мя дерзновенно пети Тебе: Аллилуиа.


Икос 11

Чаяния сердца моего, уповающаго на Тя не отрини, Господи, и не посрами мя пред ангелами и человеками на праведном и Страшном Суде Твоем, не осуди мя тогда по делом моим, но по милости Твоея прости вся грехи моя, вопиющей Ти: помилуй мя, сердце нечистое имущую; помилуй мя, демонским пленом пленшуюся; помилуй мя, во гресех рожденную, Крещением омывшуюся и паки, яко свиния в беззаконие впавшую; помилуй мя, язвы грехопадения души моея смрадны имущую; помилуй мя, от тяжких и смертных грехопадений моих в уныние и отчаяние впавшую; помилуй мя, всякий грех соделавшую и всякаго наказания достойную; помилуй мя, Создателю мой, и в покаянии приими мя, падшую; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.

Кондак 12

Широтою любви Твоея, Боже мой, покрый вся грехи беззакония моего, приемлюще покаяние мое, да в любви к Тебе всегда зову: Аллилуиа.


Икос 12

Юность моя проиде в безумии моем, все житие мое иждившая во гресех, в лености и нерадении к покаянию, но старость моя ужасом смерти неминуемаго Суда Твоего приведе мя к покаянию. Не отрини мене, Спасителю мой, и во единодесятый час пришедшую в Отчее объятие Твое и в покаянии зовущую: помилуй мя, яко кровь неповинных моих чад вопиет к Тебе, свидетельствуя о моем убийстве их; помилуй мя, Боже мой, естеством Триединый; помилуй мя, Господи, милосердием предивный; помилуй мя, Владыко, о наших согрешениях долготерпеливый; помилуй мя, Царю Святый, немощи исцеляющий; помилуй мя, любвеобильный, и отчаянных грешников любовию Своею согревающий; помилуй мя, Всемогущий, понесший немощи наша; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 13

Явитися имать знамение Сына Человеческаго на Небеси, в день оный страшнаго и втораго пришествия Судии живым и мертвым, Сына Божия Пречестный и Животворящий Крест. Тогда восплачутся вся племена земная. О, Иисусе Христе, Спасителю и Судие наш и всех Царю! даждь ми прежде дне онаго слезы покаяния, да плачуся теплее злых моих и пагубных деяний, имиже душу мою омерзих и твою Пречистую Кровь Завета Твоего горце преобидела! Да тогда же со ангелы, и со всеми святыми и праведными пою Тебе: Аллилуиа.


Икос 1

Боже и Господи! Твое бо есть творение, но увы мне, в рай содеянный Адамов грех живет во мне и в телеси, и яко раба усердно работаю ему всегда, ныне же молю Тя: помилуй мя, Творче мира горняго; помилуй мя, Создателю естества дольняго; помилуй мя, Владыко сил Небесных; помилуй мя, Управителю тварей телесных; помилуй мя, Промыслителю всяческих; помилуй мя, слезы мои о гресех моих к Тебе приносящую; Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Кондак 1

Агнче Божий, вземляй грехи мира, услыши стенание мое и скорби сердца моего вонми, возьми мое тяжкое бремя греховное, понесший немощи наша, приими в покаянии припадающую к Тебе, молящуюся из глубины души взывающую: Господи мой, Господи, радосте моя, помилуй мя, падшую.


Молитва первая

О, Владыко, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Премногия благости Твоея, нас ради человек и нашего ради спасения в плоть оболкийся и распныйся и погребыйся, и Твоею Кровию обновивый растлевшее естество наше, приими мое покаяние во грехах и услыши глаголы моя: согрешила, Господи, на него и перед Тобою, словом, делом, душею и телом, и мыслию ума моего, заповеди Твоя преступила, не послушала повеления Твоего, прогневала Благость Твою, Боже мой, но яко творение Твое есть, не отчаяваюся во спасении, но к безмерному Твоему Благоутробию дерзая прихожу и молюся Тебе: Господи! в покаянии даждь ми сокрушенное сердце и приими мя молящуюся и даждь ми мысль благую, даждь ми помысл исповедания грехов моих, даждь ми слезы умиления, Господи, даждь ми по благодати Твоея положити начало благое. Помилуй мя, Боже, помилуй мя, падшую, и помяни мя, грешную рабу Твою во Царствии Твоем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Молитва вторая

О Боже, премилосерднейший Христе Иисусе, Искупителю грешных, ради спасения рода человеческаго Ты оставил еси, Всемилостиве, преславная Небеса и вселился еси во юдоль сию плачевную и многогрешную, Ты принял еси на Божественная рамена Твоя наша немощи, и понесл еси наша болезни; Ты, о Страдальче Святый, язвлен был за грехи наша и мучим за беззакония наша, а посему и мы к Тебе, Человеколюбче, возносим наши смиренныя мольбы: приими их, о Преблагий Господи, и снизойди к немощам нашим и грехов наших не помяни, и гневное намерение отмстить за грехи наша отврати от нас. Кровию Твоею Всечестною обновивый падшее естество наше, обнови, Господи Иисусе Христе, Спасителю наш, и нас, во тли грехов сущих, и утеши сердца наша радостию всепрощения Твоего. С воплем и безмерными слезами раскаяния припадаем к стопам Твоего Божественного милосердия: очисти нас всех, Боже наш, Божественною благодатию Твоею от всех неправд, беззаконий жития нашего. Да во святыни Твоего Человеколюбия восхвалим всесвятое имя Твое, со Отцем, и Преблагим, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Молитва верующей матери к Милосердному Господу о сознательно загубленных душах во утробе своей


Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей, за веру и слёзы мои, ради

милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного.

 

Ребенок под вопросом. Как отговорить от аборта

"ЕЩЕ НЕ ЧЕЛОВЕК"
Наверное, главное, что подталкивает женщину к аборту, - это смутное убеждение, что тот, кто мешает каким-то твоим планам, еще никакой не человек, и человеком станет еще очень не скоро. В спорах, которые стихийно возникают на интернет-форумах, убежденные сторонники этой позиции встречаются довольно часто.

Они говорят так: "Вся эта теория на тему того, что как только эмбрион образовался - это уже человек, - это же просто фикция! Эмбрион на начальной стадии - просто кучка клеток. С таким же успехом можно ужасаться операциям по удалению опухолей".

Или так: "Очевидно, что оплодотворенная яйцеклетка - это еще не человек... Дождевой червяк тоже имеет свою кровеносную систему, а ядро лесного ореха напоминает сморщенное лицо человека..."

В общем, варианты могут быть разными, но все они схожи в одном: не человек это! Клетки какие-то или головастик, похожий на всех зародышей животных. Ведь и мы сами на уроках биологии в 9-м классе видели в школьном учебнике рисунок, на котором рядом изображены зародыш рыбы, ящерицы, курицы и человека. "Нелегко ответить на вопрос, кому принадлежит данный зародыш", - говорит учебник.

Уточняя у экспертов мнение науки, мы неожиданно получили четкие и однозначные ответы. На вопросы отвечает заведущий кафедрой эмбриологии МГУ профессор Владимир Голиченков.

- Владимир Александрович, на каком сроке человеческий эмбрион похож на эмбрионы животных (как в учебнике биологии: на ящерку, рыбку, курицу) и насколько похож?


- Ни насколько не похож. Просто в эмбриональный период у человека улавливаются переходные анатомические черты, которые в функциональном виде существуют у тех, кого вы перечислили. Все эти жаберные щели и т.д. потом преобразуются в другие органы. Но и на раннем этапе эмбрионы не похожи. Нужно быть знатоком сравнительной анатомии, чтобы это сходство уловить. Нужны специальные знания и подготовка, а так, на обычный взгляд - ничего общего.

- Но уж если взять человекообразную обезьяну, то ее, наверное, на такой стадии от человека отличить невозможно?

- Вы имеете в виду, если вскрыть утробу, покрыть операционное поле марлей и спросить, кто это? Любой акушер отличит, несмотря на морфологическое сходство. У человека, прежде всего, голова гораздо больше, чем даже у человекообразной обезьяны. Ведь у человека колоссальный мозг, который не сравнить с мозгом других позвоночных, а чем крупнее и развитее орган у взрослого организма, тем раньше он закладывается и тем больше размер у этой закладки. Много и других различий, но это самое яркое.

- Скажите, а в науке есть точные определения эмбриона? Это еще не человек? Пока не человек?

- Безусловно, это - человек! Это всегда и только человек на вот этой стадии развития, и ничем другим он не является. Генетически тождественным человек становится в яйцеклетке, оплодотворенной сперматозоидом, когда появляется зигота - первая клетка нового организма. И уже это - человек, человек на стадии зиготы.

- Но обычно про эмбрион на этой стадии говорят, что это просто скопище клеток...

- Ничего подобного! Зигота - это одноклеточный зародыш. Но и на стадии нескольких клеток (ранний зародыш) эти клетки не являются простым скопищем. Почему люди так говорят, я не знаю. Вы приведите их сюда, мы им все покажем и объясним! Это пример того, как важна биологическая грамотность. Дело все в том, что такие "скопища клеток", как правило, представляют собой закладки будущих органов. Клетки в этих закладках чрезвычайно похожи друг на друга, но они все с разной судьбой. Внешне, на уровне микроскопа, вы увидите большое сходство, но если будете углубляться на молекулярный уровень, то там увидите различия. Их ядра по-разному работают, программируя синтезы разных белков. И все эти клетки очень тесно и сложно взаимодействуют.

- Есть еще такое мнение: эмбрион еще не может по-человечески чувствовать. Вот когда начнет чувствовать - тогда станет человеком.

- Ну что вы, как же "не может чувствовать"? Наш известный ученый Волохов как раз занимался физиологией (т.е. чувствованиями и ответами на воздействия) эмбрионов. Это все очень разработано, известно, на что и как эмбрион реагирует, и что реагирует он очень сложно, и чем дальше, тем сложнее реакция.

Человеческий эмбрион не похож на человека, а именно человек! Это все равно, что сказать, что старик похож на человека или младенец. И тот человек, и этот человек, только один в молодом возрасте, а другой - в позднем. А этот - человек в эмбриональном возрасте, в очень раннем.

На третьем месяце эмбрион становится плодом. Плод - это уже человек по всем критериям, только с другими пропорциями. У раннего же эмбриона действительно нет глаз, нет ушей, нет рецепторов, которые есть у более взрослого организма, но у него есть клеточные рецепторы, системные рецепторы, которые дают адекватную реакцию. Вы, например, знаете, сколько у вас реакций, которых вы не осознаете? У человека в автономном от сознания режиме работают кишечник, печень. И что же? Мы не говорим, что эти органы работают не по-человечески.

- Я читала критические замечания американских медиков по поводу антиабортного фильма "Безмолвный крик". Они считают фильм антинаучным, искажающим факты. В частности, они говорят, что 12-недельный эмбрион не может испытывать боль, как говорится в фильме.

- Вы знаете, боль может быть достаточно субъективным чувством. Боль - это сигнал неблагополучия. Но бывают патологии, когда человек вообще не испытывает боли. И что? Что он, не человек? Эмбрион ведет себя по-человечески, но соответственно своей стадии развития. Он также может испытывать неудобства, дискомфорт, но в тех физиологических проявлениях, которые присущи этой стадии. Старик и младенец, наверное, по-разному переносят боль, но на этом основании не будут же американские ученые говорить, что старик не чувствуют боли? Так что их логика ущербна.

Если даже в этом фильме что-то неверное говорится, здесь нужно просто определить свою позицию. Аборт - это хорошо или плохо? Это убийство или не убийство? Убийство!

- Это вы говорите как эмбриолог или просто как человек?

- Если живое превращается в неживое в результате некоего акта, то этот акт называется убийством. Правда, юридически разрешенное убийство называют казнью, убийство в остром эксперименте оправдывают целью эксперимента и тому подобное. Если убивают человека на любой стадии его развития, то это убийство человека. Если убивают лягушку на любой стадии ее развития, то это убийство лягушки. Мы много совершаем убийств лягушек, мышей, лабораторных животных в экспериментах. Многие защитники животных против этого возражают. И, кстати, реакция на это такая: теперь студенты нашего факультета имеют право не участвовать в острых опытах. Когда я учился, мы такого права не имели.

Что касается картинки из школьного учебника, то оказалось, что авторы учебника вкладывали в нее несколько другой смысл. Они подчеркивали общее сходство строения всех позвоночных независимо от их возраста. Это нам объяснил преподаватель гимназии кандидат биологических наук Сергей Глаголев: "Головной мозг человека состоит из тех же отделов, что и, например, головной мозг рыбы. Поэтому чисто морфологически, по строению, сравнивать даже взрослого человека с рыбой достаточно легко". Так что нам с вами, дорогие взрослые, обольщаться на свой счет не приходится: биологи и нас с таким же успехом сравнивают с животными для выведения каких-то своих закономерностей.

Конечно, взрослого человека ни с кем не спутаешь, в реальности его не усомнишься, потому что - вот он, у всех на виду.

Есть, правда, люди, которые видят и нерожденных детей еще до того, как они родились.

ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ

В последние годы в западных странах появились новые медицинских специалисты - перинатологи. Их пациент - нерожденный ребенок. В нашей стране за его здоровье обычно отвечают акушеры-гинекологи. На приборах ультразвуковой диагностики они наблюдают за тем, как ребенок развивается в утробе матери.

Таким способом можно увидеть даже мелкие подробности жизни маленького человека. Например, как шестинедельный младенец длиной всего 4-5 мм уже может вытягивать и поворачивать голову, двигать руками и ногами. Или рассмотреть лицо ребенка на восьмой неделе, когда он величиной с ягоду клубники (22-24 мм): на этом сроке уже заметен кончик носа, вырисовываются ноздри, образуется рот, уже есть язык, видно наружное ухо... Недавно пресса сообщила о новом ультразвуковом сканере, изобретенном в Великобритании. С его помощью на мониторе можно в красках увидеть, как эмбрион зевает, улыбается и плачет (раньше считалось, что до рождения ребенку не свойственны подобные действия).

Врач-акушер Роман Гетманов:
"Дети, которых абортируют, выглядят как куклы, которыми играют маленькие дети. 11-недельный ребенок, если подсолить околоплодную воду, в которой он живет, будет ее выплевывать, если подсластить - будет ее глотать, пить. Он может сосать палец, он реагирует на все эмоции мамы. 14-недельный ребенок перекачивает в сутки 24 литра собственной крови - вы только себе представьте: 24 литра! Какой же это головастик?!"

К концу 22-й недели ребенок весит около 500 граммов, рост его - 20-25 см. Он уже учится понимать, как сгибать ручки и ножки, как двигать ими, как они соотносятся. Если ему хочется пососать палец, он способен либо поднести палец ко рту, либо наклониться к нему головкой. А еще он иногда икает после того, как глотает околоплодную жидкость.

Вплоть до 22-й недели женщина все еще может сделать аборт "по социальным показаниям" (см. справку на стр. 75). При этом практически таких же детей, родившихся после полных 22 недель, врачи уже умеют выхаживать. У такого ребенка есть свой собственный врач - неонатолог, или, как их еще называют, микропедиатр. Вообще неонатология - это наука о выхаживании новорожденного. Но чтобы выхаживание протекало успешно, нужно наблюдать за пациентом еще тогда, когда он постепенно растет в утробе матери. О своей работе рассказывает главный неонатолог комитета здравоохранения Москвы доктор медицинских наук Дмитрий Дегтярев: "Мы настроены на то, чтобы поддерживать жизнь любого недоношенного ребенка с признаками сердечной деятельности начиная после полных 22 недель беременности, т.е. с начала 23-й (это уровень возможностей современной медицины). Раньше жизнеспособными считались только те дети, которые после рождения могли дышать самостоятельно. Сейчас даже если новорожденный не дышит, но бьется его сердце, или есть другие признаки кровообращения - мы начинаем искусственное дыхание делать, поддерживать его жизнь.

Кто-то говорит, что зародыш - не самостоятельный организм, что это часть организма матери. Но как же: вот материнский организм, женщина выглядит здоровой, а внутри - другой организм, и он болеет. Конечно, это отдельный человек, страдающий, больной, нуждающийся в нашей помощи. Сейчас, например, медики научились делать плоду операции, исправляющие некоторые пороки развития, или делать ему внутриутробное переливание крови.

Что касается отношения к плоду, то те, кто работает в нашей профессии, относятся к этому вопросу примерно так же, как и верующий человек. У нас нет границы: вот до этих пор он не человек, а здесь он человек. В нашей клинике есть отделение перинатальной диагностики. Там неродившийся человек очень хорошо виден на экране телевизора. У него свое поведение и в 9 недель, и в 15 недель - с 15 недель у него все больше и больше индивидуальных отличий. Благодаря новым диагностическим возможностям изменилась и тактика акушеров-гинекологов: они вынуждены относиться к плоду как к внутриутробному пациенту, как к человеку".

Для выхаживания глубоконедоношенных детей разработано сложнейшее оборудование. Их помещают в специальный инкубатор - кувез, в котором поддерживается оптимальная температура. При нарушениях дыхания ребенку помогает аппарат искусственной вентиляции легких. Специальный насос очень медленно и равномерно вводит питательные вещества в кровь. А на приборах, установленных около каждого кувеза, регистрируется артериальное давление ребенка, электрокардиограмма, частота сердечных сокращений.

Показывая всю эту сложную и дорогостоящую аппаратуру, Дмитрий Николаевич сказал: "Это, конечно, парадокс: мы предпринимаем совершенно титанические усилия, чтобы спасти жизни этих младенцев, а где-то рядом совершенно таких же абортируют, и в несравнимо больших количествах. Это трудно понять".


НУЖНЫЕ СЛОВА

Ученые и врачи могут многое рассказать о ребенке, который еще не родился. Кажется, что, если бы об этом узнали все, никто больше не захотел бы пойти на аборт.

Впечатление это, наверное, слишком идеалистическое. Но все-таки есть люди, в том числе врачи, которые вполне успешно разубеждают женщин делать аборт. Какие аргументы оказываются действенными, мы спросили у Натальи Бойко, врача-гинеколога с более чем 20-летним стажем. Наталья Николаевна, работая участковым врачом, была "кризисным центром" в одном лице: по собственной инициативе беседовала с женщинами, приходящими на аборт, пытаясь предостеречь их от этого шага. Недавно Наталья Николаевна стала директором православного центра "Жизнь".

- Наталья Николаевна, по каким причинам чаще всего сегодня приходят на аборты?

- По моим наблюдениям, на первом месте - житейские проблемы: несогласие мужа, свекрови, родителей женщины... Кто-то учебу хочет завершить, у кого-то поездка на море в связи с беременностью отменяется. Это не преувеличение, приходят и с такими случаями: вот у нас с мужем запланирована поездка в Турцию, в Италию, а я беременная поехать не могу. Поэтому сейчас я беременность прерываю, мы отдохнем, а где-нибудь к зиме забеременею.


- И что вы говорите в таких случаях?

- Во-первых, я, как гинеколог, обязана предупредить женщину о последствиях аборта. Ведь это большая травма для женского организма: воспалительные процессы, дисфункции, изменения в щитовидной железе, в костной системе и т.д., возможный исход - бесплодие. Медицина сейчас очень часто ссылается на то, что существуют новые методы лечения бесплодия. Да, есть разные методы, но лучше ведь не доводить себя до этого! Когда женщине это объяснишь, то иногда уже это ее останавливает. И нередко в ответ слышу: "А почему же мне раньше не объяснили?.. Я, если бы знала, и предыдущий аборт не сделала бы..."
Потом, у нас есть муляжи плодика на различных сроках беременности: пять недель, семь, двенадцать, двадцать. Этого ребеночка можно подержать в руках, посмотреть. Я показываю женщине, какой у нее сейчас ребеночек на этом сроке. И смотришь, женщина пальчиком этого ребеночка погладит, на глазах - слезы, и уходит очень часто настроенной на сохранение.


Ну а в остальном все очень индивидуально, каждый случай - неповторимый. Иногда и с мужьями беседую. Например, как-то обратилась ко мне спортсменка-альпинистка, у которой муж тоже альпинист. У них был запланирован поход в горы. Женщина пришла ко мне с рыданиями: "Мне - на аборт! Потому что иначе я и мужа подведу, и группу..." В общем, всех она подведет. А в беседе с ней выясняется, что в общем-то, если бы не все это, то она бы обязательно родила. Мне пришлось созваниваться с мужем, приглашать его, беседовать. Говорю ему: "Горы - это очень хорошо, и группа ваша - тоже. А кто у вас в группе?" Называет. Я спрашиваю: "Семейный?" - "Да". - "Дети есть?" - "Да". - "А у этого?" - "Тоже". - "Ну а Софья-то? - говорю, - Софья тоже сейчас уже - мама, у нее уже чувства материнские появились. Если бы она была равнодушна к ребенку, она бы не плакала в кабинете". В результате оставили они беременность, родился ребенок замечательный.

Часто женщина просто хочет удержать мужчину, который не хочет ребенка. Например, пришла ко мне женщина 34 лет, живет в гражданском браке, забеременела. Вопрос встал об аборте, потому что мужчина был старше ее, у него уже взрослые дети - ребенок ему был уже не нужен. Мы с этой женщиной обсуждали ее ситуацию. Я ее спрашиваю, должна она вообще быть матерью? Оказалось, она в принципе этого хочет. Если она сделает аборт сейчас, сможет ли она вообще забеременеть? И где гарантия, что мужчина захочет ребенка в следующий раз? И ждать будет уже поздно, ей уже по возрасту может быть поздно рожать.

Когда об этом вместе говоришь, женщина воспринимает свою ситуацию по-другому. И отказывается от аборта. Той женщине мы предложили материальную поддержку. Кстати, хочу сказать, что очень часто женщины, даже замужние, первым аргументом в пользу аборта выставляют свое материальное положение. Все очень любят фразу: "Зачем нищету плодить?" Но когда предлагается материальная поддержка - почти все отказываются от денег. Тем же, у кого действительно трудное положение, мы помогаем.

- А бывают ли случаи, когда женщину не удается отговорить? Почему это происходит?

- Да, бывают, конечно. Даже если женщина сама настроена рожать, но муж - против. И так как он основной кормилец в семье, то он выставляет жене материальные условия: кормить не буду, обузу такую на меня не вешай, я уйду, а ты сама будешь крутиться...

Бывали случаи, когда мужчины сначала настаивали на аборте, а потом меняли свое отношение. Это очень часто происходит: жену заставляет делать аборт, а потом ему хочется ребенка, он считает себя уже оперившимся и вставшим на ноги, но жена просто не в состоянии родить. И очень часто такие семьи распадаются.

В моей практике был случай, когда муж просто за руку отвел жену на аборт, настоял... Их сыну было, наверное, лет пять. Женщина была уже на большом сроке беременности и понимала, что ребенка убивает, но просто перешагнула через себя. Через некоторое время после того, как этого ребеночка извлекли, она пошла в туалет и ошиблась дверью: зашла в служебное помещение. Там она увидела, как корчился, умирая, ребенок. У женщины после этого был ярко выраженный "постабортный синдром", как называют это медики. Она запила. С мужем они развелись, причин точных я не знаю. Спас ее второй брак и рождение второго, вернее, третьего ребенка. Но вот этого, второго, она помнит до сих пор, хотя столько времени прошло: "Мне даже снится, - говорит, - что я - убила..."

- Вы этим женщинам ничего о вере не говорите?

- Всегда по-разному. Во-всяком случае, никогда не начинаю с обвинений: вот вы что творите, Бога не боитесь. Спрашиваю, крещеная ли, ходит ли в церковь. Хотя могут и тут оборвать: мол, не надо меня агитировать. А бывает, что хорошо реагируют даже неверующие или женщины других конфессий (где тоже, конечно, аборт не поощряется). Один раз протестантка, которая так и не сделала аборт, перешла в Православие, один раз мусульманка, которая тоже от аборта отказалась, приняла крещение - ей очень понравилось в нашем храме.

Так что с верой - очень индивидуально. Но в любом случае я говорю о том, что аборт - это убийство, что уничтожается ребенок, объясняю, что он боль ощущает, могу посоветовать посмотреть фильм "Безмолвный крик", но тоже далеко не каждой женщиной, чтобы в худшее состояние не вогнать.

- Значит, не все средства хороши, чтобы от аборта отговорить?

- Не все, ни в коем случае, надо быть очень тактичным. Вообще у беременной женщины идет такая перестройка в организме - и гормональная, и психическая, и психологическая. Женщины, которые уже родили, говорят: "Мы находились в такой, как нам казалось, неразрешимой ситуации, что малейшее подталкивание к какому-то решению могло вызвать непредсказуемую реакцию".

- А как же плакатики центра "Жизнь" со страшными стихами:

Врачи, производящие аборты,
Убийцы неродившихся детей!
Пусть после вашей дьявольской работы
У вас сочится кровь из-под ногтей!


Они ведь тоже вызывают обратную реакцию!


- К центру "Жизнь" это не имеет никакого отношения, центр бы себе такого никогда не позволил, хотя многие уверены, что это наши листовки. Такие методы действительно всех раздражают, поэтому лично я воспринимаю это как провокацию в отношении центра.

Я считаю, что давить на женщину ни в коем случае нельзя. Я больший упор делаю на то, что пациент должен быть полностью информирован - о психологических последствиях, медицинских осложнениях. И о том, что человека убиваешь. Еще я обязательно говорю женщине, что ответственность за решение все-таки берет на себя она. В основном любая женщина, может быть, даже подсознательно настроена на рождение ребенка.

- Даже несовершеннолетняя?

- А несовершеннолетние, мне кажется, даже из какого-то любопытства чаще настроены ребенка родить. Просто они часто подчиняются общественному мнению. Одна мама привела ко мне на аборт беременную дочку, которой не было 16 лет. Мама была начальником в гороно. Но сама девочка хотела родить. В результате ребенка она сохранила, вышла потом замуж за молодого человека, от которого была беременна. Сейчас в этой семье уже трое детей.

Бывает, конечно, что женщина заходит во врачебный кабинет
с каменным лицом, решительно настроенная на аборт. От врача ей нужно только направление. Такой иногда очень трудно бывает с любой стороны предложить помощь. Но если женщина заходит за направлением: "Я - на аборт", а при этом слезы в глазах, то тут обязательно нужно выяснять: почему слезы? И хочу сказать, что ни одна, родив, не сказала: "Зачем я родила?" Наоборот - приносят мне недельных младенцев из роддома похвастаться, звонят - даже из других городов, благодарят...

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Бывают ситуации, когда от родителей, кажется, ничего не зависит. Потому что это врач дает медицинское заключение: беременность - прервать, роды опасны для здоровья женщины, или ребенок родится больным.

Конечно, даже и в этом случае решение принимает сама женщина. Мы не хотим сейчас говорить о ее моральном праве на то или другое решение - выбор бывает действительно труден и часто предполагает реальные жертвы. Но мы решили спросить у самих врачей, насколько часто возникает настоящая угроза, какие случаи можно считать однозначным приговором.

Врач-акушер Роман Гетманов: "По медицинским показаниям" - это, на мой взгляд, довольно лукавая формулировка. Давно работая в этой области, я могу сказать, что не знаю ни одного медицинского показания к прерыванию беременности (не считая внематочной). Ни одного! Здесь столько бывает ошибок! Как врач могу привести множество примеров, когда мы рождали детей, которым врачи ставили пороки развития, и рождались здоровые дети. За свою 15-летнюю практику я лишь четыре-пять раз сталкивался с ситуациями, когда мы вынуждены были прервать беременность - из-за того, что состояние матери становилось угрожающим. Я сам лично знаю очень много случаев, когда женщины, переболев краснухой в первом, самом ответственном триместре беременности, рожали здоровых детей. Хотя сегодня по закону краснуха является показанием к аборту. Из-за краснухи у каждого четвертого возможны какие-то пороки. Но кто вам сказал, что вы убиваете каждого четвертого, а не первого, не второго, не третьего?.."

Неонатолог Дмитрий Дегтярев: "Те гинекологи, которые считают, что при малейшем подозрении на отклонения в развитии плода надо прервать беременность и дело с концом - это, скорее всего, люди, выросшие в пору, когда не было точных методов определения, есть порок или нет. Была статистика: при таком-то заболевании риск развития порока - 50%. Вы представляете - 50%! Половина-то плодов являются здоровыми!"

Врач-гинеколог Наталья Бойко: "Если приходит женщина с тяжелым заболеванием, врач обязан сказать, чем сохранение беременности будет опасно для здоровья этой женщины. Но задача врача - объяснить, а не подталкивать, потому что решение все равно остается за женщиной. И очень часто, несмотря на состояние, которое формально подлежит прерыванию беременности, женщина настаивает на ее сохранении. Потому что для нее это, возможно, единственный в жизни шанс родить ребенка. Я, например, могу назвать как минимум пять женщин, которые имели единственную почку, и по медицинскому заключению им была противопоказана и беременность, и тем более роды. Но они сохранили беременность и родили прекрасных детей. Был такой, например, случай: мама привела дочку, дочке 20 лет, замужем, первая в жизни беременность, единственная почка, и врач на участке сказал: "Вы по медицинским показаниям подлежите прерыванию беременности". Но мы сделали исследование функции ее работающей почки, сделали все анализы, оказалось - все хорошо. Женщина прекрасно носила всю беременность, родила сама. Сейчас, между прочим, вот тут рядом с колясочкой гуляет.

Был у меня случай, когда молодая женщина решила оставить ребенка, имея миому матки. Родила. А когда мальчику ее было, наверное, года два, у нее начался бурный рост миомы, и через полтора года матку пришлось просто удалить. Но женщина счастлива, что успела родить, говорит: "Если бы я не родила тогда, то осталась бы без детей..."

К медицинским показаниям относится, например, тяжелая форма ДЦП. Но в моей практике было много случаев, когда женщина, несмотря на этот диагноз, рожает, и причем абсолютно здоровых детей. Есть у меня такая пациентка, у нее достаточно ярко выраженная форма ДЦП: она ходит на пальчиках. Вопреки болезни и сопротивлению свекрови, она друг за дружкой родила сына и дочь. Дети совершенно здоровые, сыну уже 22 года, а дочке 20. Так что мне кажется, что важен именно настрой женщины".

В том, что многие появляются на свет вопреки прогнозам и советам врачей, вы можете убедиться сами, расспросив своих родных и знакомых. Мы, надо признаться, были удивлены таким мини-опросом: почти всем знакомым - и ровесникам, и родителям, и бабушкам - в тот или иной период беременности врачи убежденно советовали аборт! Вот что рассказала, например, о своей бабушке одна из сотрудниц нашей редакции: "У бабушки был порок сердца. Во время войны она работала в госпитале для моряков и постоянно сдавала для них кровь. Даже когда была беременна, но еще не знала об этом. Врачи были категорически против родов, убеждали ее сделать аборт, но она никого не послушала. Родилась моя мама".

Обновлено (06.12.2010 11:38)