Литургия

Святость Церкви не только в неповрежденности ее учения, но и в причастности к святости Основателя - Господа Иисуса Христа. Очень ярко о близости Христа и Церкви пишет св. первоверховный апостол Павел, сравнивая отношения Христа и Церкви Его с чистым  и непорочным браком, «не имеющим пятна, или порока, или чего-либо подобного»(Еф 5:2; 5-27, 29-30), подчеркивая при этом: «Тайна сия велика, я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32).

Чудом и красотой Церкви является Богослужение. «Службы церковные своим ходом и содержанием молитв, чтений и песнопений внушают глубокую благодарность к Богу и взаимное общение и любовь друг к другу.»(св.прав.Иоанн Кронштадтский)

Участие в Богослужениях настолько важно, что без него невозможно стать настоящим христианином.  В Богослужениях, особенно в Литургии, совершаемой в Церкви, подаются благодатные силы бороться с грехом,  смывать грех, удаляться от греха и возвращаться к Богу. Если в Таинстве Крещения происходит рождение человека в «пакибытие» (в вечное гражданство), то на Литургии в Таинстве Причастия Тела и Крови Христовой подаются силы в духовном возрастании, неприметном духовном росте. В Таинстве Исповеди, которую можно назвать духовной баней, происходит омовение проступков, совершенных после крещения, омывается духовная грязь. Поэтому, когда спрашивают: «С чего начинать христианскую жизнь после крещения -  с поста, молитв, чтения Псалтыря, покупки Библии с иллюстрациями или другого? - можно  однозначно сказать, - Нет». Жизнь христианская начинается с посещения Богослужений, особенно Литургии.

«Божественная служба при всех борениях наших с вами грехами и противоречиями злобными силами  удивительно обновляет, укрепляет, очищает, ободряет,  и она есть для меня величайшее  благо в жизни. Благодарю за это Господа. Бесценное благо дано мне от Господа в Богослужении. В нем вся жизнь нашей души, все сокровище, тут ее родина, ее жизнь, ее святыня, ее воспитание, врачевание,  пища и питие, ее сила, ее слава» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Это слова православного святого нашей Церкви, но и в жизни простых людей  Литургия преображает очищает и  умиротворяет их души, помогая бороться со злом. Вот как это преображающее действие, видимо испытанное на себе, описал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852): «Действие Божественной Литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто... И если общество еще совершенно не распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная  причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату... Велико и неисчислимо может быть  влияние Божественной литургии, если бы человек слушал ее с тем, чтобы вносить в жизнь  слышанное. Всех  равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего нищего, всем говорит одно, не одним  и тем же языком, всех  научает любви, которая есть связь общества сокровенная пружина  «всего стройно движущегося, пища жизнь всего..» (Гоголь. «Размышления о Божественной литургии»)

Божественная Литургия содержит в себе все Евангелие. Читаются часы. Совершается  первая часть Литургии - проскомидия. Занавесь закрыта, свет погашен, священник в алтаре вырезает Агнца, невидимо для народа, прикровенно рождается Христос.

Священник возглашает: «Благословенно Царство...», - это призыв  душ  христианских все свои силы положить для достижения благословенного отечества, благословенного Гражданства.

Священник выходит с Евангелием, звучат  слова Нагорной  проповеди: «Блаженны нищие  духом...», читаются Апостол и Евангелие -  все это проповедь Христова, дошедшая и до 21 века, и, если Бог даст, и до 101 века!


Звучат заздравные и заупокойные записки. Поминаются разные люди. В именах этих людей можно увидеть больных, хромых, глухих, немых, желающих исцеления Христова.

Но вот Херувимская песнь, ноты приобретают минорный характер. Христос идёт на страдание,  и мы вместе  с разбойником поминаем  своих родных, близких. Далее идет преосуществление св.Даров, т.е. хлеб и вино становятся Телом и Кровию Христовой. С большим духовным трепетом Гоголь пишет о  приложении св. Даров на Божественной Литургии в Тело и Кровь Христа: «Благословив, произносит священник: преложив Духом Твоим Святым: троекратно произносит диакон: Аминь -  и на престоле, уже Тело и Кровь: пресуществленье совершилось! Словом вызвано Вечное Слово. Иерей (Священник), имея глагол вместо меча, совершил закланье. Кто бы он ни был сам, - Петр или Иван,- но в его лице Сам Вечный Архиерей совершил сие закланье, и вечно свершает Он его в лице своих иереев, как по слову: да будет свет, свет сияет вечно, как по слову: да произрастит земля обилие травное, произращает его вечно земля». На престоле не образ, не вид, но самое Тело Господне, - то самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушения, было оплёвано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку и потому что Сам Господь сказал: Аз есмь хлеб. Церковный звон подъемлется (начинается) с колокольней возвестить всем о великой минуте, чтобы человек, где бы он в это время не находился - в  пути ли, в дороге, обрабатывает ли землю полей своих, сидит ли в дому своём, или  занят другим делом, или томится на одре болезни, или в тюремных стенах - словом, где бы ни был, чтобы он мог отовсюду вознести моленье, и от себя в эту страшную минуту». (Гоголь)

Наступает минута Причастия. Царские врата еще закрыты - гроб завален камнем. Христос погребен за стенами алтаря. Священники молчат, лишь с клироса доносятся тихие ко-причастные молитвы, как будто бы жены - мироносицы молятся у закрытого гроба Господня.

Но вот  загорается свет - утро Воскресения! Открываются Царские Двери! И Воскресший Спаситель в Святых Дарах Своих  выходит из гроба к верующим в Него. Череда причастников проходит,  и Св. Дары вносятся в алтарь  и уносятся на жертвенник, что символизирует Вознесение Христово.

Церковь - наша мать. И только  крепко держась за  руку Матери, можно быть спокойным за свою судьбу. Как только мы вырываем эту руку и говорим: «Я сам», - начинаются духовные передряги. Но как крепко держать и не отпустить руку Матери-Церкви в  нашем житейском море? Кто крепче вцепится в эту руку: тот кто венчался, кого когда-то крестили, кого  принесли отпевать, или тот, кто усиленно ставит свечи и обливается святой водой? Думаю, нет. Скорее всего, сыном или дочерью Церкви можно назвать того, кто постоянно стремится в Храм, кто радуется Богослужению, живет  таинствами церкви, переживает, когда долго не может посетить свою Мать, пытается воплотить в своей жизни Евангельские заветы и в этом находит  неописуемую радость, несказанное утешение.

Протоиерей Димитрий Соловьев
март 2010