Крым православный

Чаще всего при упоминании этого уникального во всех смыслах (географическом, климатическом, политическом (!), историческом и т.д. и т.п.) полуострова в первую очередь возникает образ далекой, из детства, некой заветно-курортной мечты нашего советского человека. И действительно, Крым до сих пор остается неповторимым, красивейшим туристическим и оздоровительным местом на территории бывшего Союза.

Но сегодня хотелось бы рассказать о Крыме не только как о живописном природном уголке, а как о колыбели русского православия, его святынях и храмах, какими они предстоят пред глазами современного паломника.

Этот рассказ - события всего одного дня. Если кто не знает, поясню: Крым, несмотря на насыщенную концентрацию всего, чего только можно: исторических памятников, памятников культуры, религии, неописуемых памятников природы и уникального по разнообразности ландшафта, - имеет площадь всего в 27 тысяч квадратных километров. Протяженность береговой линии составляет примерно 1000 километров. Максимальная протяженность Крыма с запада на восток - 324 километра, с севера на юг составляет 207 километров. При этом при такой сравнительно небольшой площади  климатические зоны полуострова делятся на три типа:

- зона степного умеренно-континентального климата - жаркое и сухое лето, прохладная и влажная зима;

- зона горно-лесного слабоконтинентального климата - теплое и влажное лето, прохладная и влажная зима;

- зона субсредиземноморского слабоконтинентального климата (южный берег) - жаркое и сухое лето, теплая и влажная зима.

Расположение Крыма на территории с климатом Восточного Средиземноморья делает его погодные условия очень комфортными. Например, в Симферополе, несмотря на то, что он находится в центральной части полуострова, климат является более комфортным для человека, чем в тех же широтах Восточного полушария (здесь более холодная зима и контрастный климат по временам года) и Западного (здесь прохладное лето).

Если измерять количество солнечных дней в часах, то в Крыму это составит 2180-2470 часов в год, что во много раз превышает это значение в Кисловодске, Сочи и Ницце и позволяет отнести Крымский полуостров к числу самых солнечных районов европейской части Содружества Независимых Государств.

Немного отвлекшись на географические характеристики (ну, очень люблю Крым, поверьте), вернусь к основной линии повестования.

По преданию, задолго до крещения Руси Св. кн. Владимиром, северо-восточное побережье Черного моря посетил с проповедями св. Апостол Андрей Первозванный.
Результаты его проповедничества засвидетельствовал один из отцов Церкви, св. Климент Римский, третий наследник св. Петра на кафедре епископа Римского, сосланный императором Траяном в Крым в 98 году
(о нем расскажем поподробнее чуть позже). Свидетельство его особенно ценно тем, что он, римлянин по происхождению, был обращен в христианство самим апостолом Петром, братом апостола Андрея, и в дальнейшем был верным помощником в святом делании апостола Павла. Представьте себе, что в 98 г., т.е. в 1 веке нашей эры, св. Климент застал в Крыму уже около двух тысяч христиан!

Существует летописное предание о том, что св. Апостол Андрей Первозванный не только посетил причерноморье, но и поднялся по Днепру до места, где позже встал Киев.
Христианство широко распространилось в греческих колониях на Черном и Азовском морях.

Но начну я свой рассказ не в порядке хронологического повествования - от момента зарождения первых христианских святынь, - а с описания в порядке посещения  храмов и монастырей  в нашей паломнической поездке.


Храм Святого Архистратига Михаила в Верхней Ореанде

Нашей первой остановкой стал Храм Святого Архистратига Михаила в Верхней Ореанде на Южном побережье Крыма. Ореанда - залитый ярким солнцем поселок городского типа, расположенный в 6 км западнее Ялты, рядом с Ливадией. Ореанда является частью Большой Ялты. Название Ореанды - «скалистая», пошло от обнаженных скал у подножья поселка. Большая часть поселка находится ближе к морю - Нижняя Ореанда. Верхняя Ореанда находится выше старой дороги из Ялты в Севастополь. Проехать к Ореанде можно либо через Ливадию, либо по верхнему Севастопольскому шоссе, путь по которому очень живописен.

12873_20120612_183202

С 1825 г. Ореанда принадлежала царской семье Романовых, и с тех времен сохранила романтическую красоту и редкую на побережье какую-то пронзительно возвышенную тишину. По Ореанде проходит «Солнечная тропа», по которой так любил ходить Государь-Император Николай II, проложенная в 1861 г., которая начинается в Ливадийском парке.

Церковь Святого Архистратига Михаила над поселком Ореанда, построена в 2006 году у подножия горы Ай-Никола (кстати, очень много названий в Крыму имеют приставку «ай» - святой) рядом с автомобильной дорогой Ялта - Севастополь. Церковь возведена возле места, на котором располагался древний христианский монастырь, остатки которого были найдены археологами. Идея возведения на этом месте храма во имя архистратига Михаила принадлежит ялтинской семье Михаила Карашкевича, члены которой вместе с другими ктиторами пожертвовали деньги на возведение храма. 21 ноября 2006 года церковь была освящена митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем.

12873_20120612_182529

Церковь построена по проекту известного ялтинского архитектора Вячеслава Бондаренко. Внутренний интерьер (иконостас и иконы) разрабатывали иконописцы из Западной Украины во главе с В. Гуменюком, который украшал многие церкви Западной Украины.

Место, в котором находится этот храм настолько живописное, что просто не хватает слов для описания. Со смотровой площадки, от ротонды и колокольни, открывается вид на Медведь-гору и область Большой Ялты. Он стоит на возвышении среди скал, что придает ему величественность и монументальность. Расположение его очень символично, ведь и сам Архистратиг Божий Михаил - воевода ангелов, оставшихся с Богом после отступничества Сатаны, защитник и хранитель мира.

Церковь имеет пять башен-куполов, которые величественно устремляются в небо. Она очень органично вписывается в окружающий пейзаж - море и скалы служат окружением этого храма. Здесь часто проводят службы, а благодаря уникальному расположению, в храме Архистратига Михаила также часто дает концерты мужской хор. Скалы подхватывают звук и усиливают его, делают глубже и придают ему небывалой силы. Такого эффекта можно достичь лишь в немногих концертных залах мира. Сила, энергия и красота храма Святого Архистратига Михаила в Ореанде поражают. Здесь настолько ярко и живо ощущается сила стихии и величие Божиего творения земной красоты, что просто дух захватывает!

В 200 метрах от храма недалеко от шоссе берет начало родник. Вода из него проведена по трубе к самому храму. Источник носит имя святого Николая, по имени расположенной рядом горы Ай-Никола. Каптаж заложен камнем и забетонирован. Родник был оборудован еще в 70-х гг. 19 в.  при прокладке нового участка Севастопольского  шоссе.

В поселке очень спокойно и хорошо, это одно из самых лучших мест в окрестностях Ялты. В этом замечательном поселке находится парк, в котором гуляли герои произведения Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой». На скалах этого района тренируются спортсмены-скалолазы со всего СНГ, здесь также проводятся соревнования по скалолазанию.

Форосская церковь

Наш путь пролегает по юго-западной части Большй Ялты, по дороге, что вьется вдоль берега моря и соединяет Большую Ялту с  Севастополем.  Мы приближаемся к знаменитому поселку Форос. Не знаю как вы, а я неоднозначно реагирую на это название, что-то щемящее не очень приятное возникает в душе, но конечно же это не связано с самим поселком, просто очень четко врезались в память события 1991 года, когда была действенно запущена чудовищная машина разрушения великой страны, а практически абсолютно безвластный президент находился в фактической изоляции в этом самом поселке. Но не будем о грустном, тем более, что при виде красот местности всякие мрачные воспоминания быстро улетучиваются, а природа просто завораживает.

Находится Форос у самой южной точки Крыма – мыса Сарыч. Он приютился на берегу мор у подножья Ай-петринской яйлы, в небольшом удалении от г. Ай-Юри (чаще именуемой Драконом). Чистейший воздух, целебный климат, древнейшая и интересная история, красивейшая природа горных ландшафтов главной гряды крымских гор и это лишь очень малая часть эпитетов, которые можно сказать об этом поселке, население которого составляет чуть более двух тысяч. Сегодня Форос – это дорогой дачный поселок успешных политиков и бизнесменов Украины и России, а также курорт, в котором сочетаются различные уровни отдыха - от студенческого до фешенебельного, комфортабельные санатории с великолепной лечебной базой и уютные частные пансионаты.


В V в. словом «форос» называли дань, подать, денежный взнос, поступавший в общую казну Делосского союза (союз древнегреческих приморских городов и островов Эгейского моря) во главе с Афинами. В средние века Форос являлся пограничным пунктом, куда стекались подати со всего Южнобережья. Некоторые ученые предполагают, что название возникло от слова Фарос, знаменитого маяка античной Александрии (одного из семи чудес света): выше поселка обнаружен древний храм, который мог служить одновременно и маяком.

После присоединения Крыма к России этой частью Южного берега владел князь Потемкин (1739-1791). Затем большая часть Фороса была подарена императором Александром I обер-гофмаршалу К.А. Нарышкину, а меньшая Н.Н. Раевскому-старшему. Но здешние места пустовали, потому что к ним было трудно добираться по бездорожью, кроме того, эта часть Крыма характеризуется отсутствием пресноводных источников, гораздо позднее эта проблема была решена путем прокладки двольно длинных водопроводных сетей из мест, более обеспеченных водой. После открытия в 1848 году дороги, связавшей Ялту и Севастополь, прибрежные участки стали быстро раскупать.

В 1887 году участок земли купил у Нарышкина известный купец первой гильдии Александр Григорьевич Кузнецов (1855-1895)— известный  владелец фарфоровых заводов и чаепромышленник, построивший церковь в память о чудесном спасении императора Александра ІІІ с семьей при крушении поезда в октябре 1888 года на Курско-Харьковской железной дороге. Белокаменная церковь стоит над поселком Форос, на отвесной скале (более 400 м над уровнем моря). Скала, необычного красноватого цвета, отделившаяся от основного массива гор, носит название – Кильяс-Кая, а церковь – Воскресения Христова или Форосская. Проект был разработан лучшим  архитектором академиком Н. М. Чагиным в 1888 году. Именно он и выбрал для нее это красивейшее место, видное издалека — у дороги, в двух километрах от Байдарских ворот. Через 4 года после закладки первого камня строительство храма завершили. Построен он в  византийском  стиле, с девятью куполами разного размера в центре и по бокам. При его строительстве  применялась особая техника кладки кирпича, а стены облицевали инкерманским белым камнем. Украшением являлось и узорчатое крыльцо, и  устремленная кверху колокольня, и цветные витражи в окнах, и позолоченные кресты, сияющие на солнце. Панели, колонны и подоконники были вырезаны из дорогого караррского мрамора. Пол украшала чудесная мозаика одного из самых знаменитых итальянских мастеров — Антонио Сальвиати. Оформлена церковь была лучшими художниками — К. Маковским, А. Корзухининым, академиком Е. Сверчковым.  Внутри стены храма были расписаны  византийским орнаментом. Также привлекал внимание  резной дубовый иконостас редкой красоты с позолоченными Царскими вратами.


Сооружение храма стоило А.Г. Кузнецову более 150 тысяч рублей. Конечно, этот богатый и деловой человек, постройкой храма на скале в благодарность небесам за благополучный для царской семьи исход железнодорожной катастрофы, великодушно выразил верноподданнические чувства. В последствии изображение церкви А.Г. Кузнецов поместил на своей продукции – жестяных коробочках с чаем.

Четвертого октября 1892 года церковь освятил епископ Таврический Мартинианом во славу Воскресения Христова. А в 1898 году, в десятую годовщину чудесного избавления от смерти царя Александра III, церковь посетил сам Государь Император Николай II и Государыня Александра Федоровна.

С этого времени храм стал местом паломничества православных христиан. Не было путешественника, который, приехав на Южный Берег, не посетил бы его. Многие просили отслужить напутственные молебны.  Настоятелем храма, с самого начала и до его закрытия в 1924 году, был Павел Ундольский.

В 1917 году, после прихода к власти большевиков, для всех святых мест — храмов, церквей, монастырей — наступили трудные времена. Двери многих из них закрылись. В Форосской церкви, находящейся далеко от больших городов, еще несколько лет проходили службы. Но в 1924 году храм был закрыт, а отца Павла сослали в Сибирь, откуда он больше не вернулся. Кресты сорвали, с колокольни сбросили колокола, сняли позолоту с куполов. Бесследно исчез иконостас из черного дуба, золотые подсвечники и сосуды для богослужений, дарохранительница, золоченые ризы с икон и т. д. Сами же иконы пропали бесследно. Лики святых, написанные знаменитыми художниками, закрасили масляными красками и устроили в здании церкви склад.

Через несколько лет здесь открыли ресторан (с национальной татарской кухней и с лучшими винами Крыма)   для партийных руководителей, приезжающих на отдых в открывшиеся для них санатории и пансионаты в Форосе, Мухалатке, Мелассе. Буфетная стойка была поставлена на место алтаря.

Во время Великой Отечественной войны Форосский храм  оказался на пути у фашистких захватчиков к Севастополю, в самом центре тяжелых боев. Но, оставив отметки от пуль и снарядов, война прошла мимо, пощадив его. После войны в нем снова открыли ресторан.

Рассказывают, что в 50-е годы тогдашний Генсек Хрущев (уж его-то современные крымчане вспоминают по-особому), известный гонитель православия, пригласил на ужин в этот ресторан лидера одного из арабских государств. Высокопоставленный гость из мусульманской страны, увидев, что здание ресторана является культовым сооружением, наотрез отказался входить в него, - дело запахло обострением межгосударственных отношений. Никита Сергеевич рассвирепев от такого неожиданного поворота событий, повелел закрыть ресторан.

В 60-е годы было построено новое шоссе ЯлтаСевастополь. Форосская церковь осталась от него в стороне, постепенно ветшала и разрушалась.

В 1980 году жители Фороса  добились признания Форосской церкви  памятником архитектуры XIX века, чем спасли ее от полного разрушения. А через год Киевским управлением реставрации и живописи было проведено комплексное обследование состояния кровли и остатков внутреннего убранства. В 1987 году государство наконец-то выделило деньги на реставрацию, но только внешнюю. В июне1990 года, в канун праздника Святой Троицы засияли золоченые кресты, и отреставрированная Форосская церковь была заново освящена и передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

В 1992 году ей исполнилось 100 лет. К этому времени бригада реставраторов поставила на звонницу Церковный колокол, подаренный Форосской церкви Черноморским флотом. Он был отлит в 1862 году и вес его – 200 пудов. Через семьдесят лет опять зазвучал церковный благовест. В апреле 2004 года Форосскую церковь посетил президент Украины Леонид Кучма и дал поручение восстановить ее на уровне лучших храмов Украины. Тогда и начались масштабные ремонтно-реставрационные работы.  Был обновлен внешний вид фасада, выложен новый мозаичный пол, полностью заменены витражи в окнах, проведено отопление и электричество, работы по внутренней росписи стен и позолоте интерьера, восстановлено каменное ограждение вокруг территории храма. Украшением церкви является новый иконостас, вырезанный черкасскими мастерами по старинным образцам из черного дуба.

Теперь возрожденная Форосская церковь по праву является одним из чудес Крымского полуострова. Если смотреть снизу, храм словно парит над долиной, напоминая маленькую диковинную шкатулку, впечатление усиливается, когда с моря поднимается туман. В здании форосской церкви как во всем маленьком Крыму, можно разглядеть символ единения лежащих по обе стороны цивилизаций - древнего Востока, юга Европы и России. Особая византийская кладка стен, яркая, солнечная раскраска, а куполов много (девять), как в русских деревянных храмах... Скала с обрывом, лес, внизу бескрайнее и искрящееся в лучах солнца море - все для восхищенного человеческого взора, все для осознания красоты и величия Божьего мира!

 

Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь

06122012190Двигаясь по Старой крымской дороге, мы медленно, но уверенно поднимаемся вверх по горному серпантину. Окружающие пейзажи просто захватывают дух: позади, внизу сияет золотом куполов ставший совсем маленьким и еще более сказочным храм Воскресения Христова, широко простирается еще более обзорная панорама юго-западного побережья Крыма, встречающего в свои объятья бескрайнее, ласково подмигивающее солнечными отблесками бескрайнее и такое ярко-голубое Черное море. Растительность также изменяет свой облик: по обеим сторонам дороги стоит такой необычный для нас буковый лес, всем своим видом указывающий на некую загадочность, которую он хранит в своих глубинах. Буковый лес похож на иллюстрацию к сказке нашего детства, когда волшебство столь же реально, как повседневные события. Здесь прохладно даже в самый жаркий день и очень тихо... Двухсотлетние деревья царят единовластно, могучие кроны почти не пропускают солнечных лучей, почти нет ярусов кустарников и трав. Очень мало насекомых. Птицы обитают преимущественно в недосягаемой высоте крон, при этом их здесь не много и из-за необычной тишины этот лес называют мертвым. Интересно то, что эти деревья растут на высоте от 500 до 2300 м над уровнем моря, то есть высота для них наиболее комфортна. Они имеют темно-серые гладкие стволы, раскидистую и очень плотную крону, благодаря которой из-за невозможности проникновения солнечного света растения в нижних ярусах не имеют возможности развиваться, поэтому буковый лес выглядит каким-то ухоженным, без привычных зарослей кустарников и прочей растительности.

Ну, а мы поднимаемся дальше - вверх, к Байдарским воротам. Проложить дорогу в горах непросто, ее строительство сопровождалось определенными проблемами. Прокладывалась она по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича Воронцова с 1837 по 1848 годы. В ознаменование окончания строительства первой дороги между Севастополем и Ялтой были возведены Байдарские ворота, как монументальный памятник завершения этого сложного проекта. Байдарские ворота - это массивный портик, выдержанный в классическом стиле. Полуколонны дорического ордера обрамляют прямоугольный портал. По сторонам сводчатого проезда - два караульных помещения. Проект Байдарских ворот был разработан архитектором Карлом Ивановичем Эшлиманом. Рядом с Байдарскими воротами до 20-30-хх годов XX века размещались две гостиницы, а также почтовая станция и павильон-ресторан.

 

06122012image001

Отсюда открывается такой великолепный вид на море и горы, что просто не возможно насмотреться. О панораме, открывающейся через арку ворот, известный путешественник Евгений Марков писал: "Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что вряд ли в ней найдётся более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа... Панорама, открывающаяся из Байдарских ворот, сама по себе одна из грандиознейших, какие где-либо можно увидеть".

На крыше ворот устроена смотровая площадка - в позапрошлом (XIX) веке было принято встречать на ней восход солнца...

061212image003

Проехав через Байдарские ворота, мы оказываемся в живописной залитой солнцем Байдарской долине. Наш путь идет к пос.Инкерман, расположившемуся в окрестностях славного города, Города-Героя Севастополя. Конечно, история Севастополя - эта история войн нашего Отечества и история Великих Побед Силы Духа нашего народа. Каждый клочок Крымской земли пропитан кровью защитников Родины. Следы этих войн она до сих пор хранит в себе, как живое свидетельство для нас и будущих поколений. Особенно ярко это свидетельство вопиет незаживающими ранами времен Великой Отечественной Войны. Война началась для Севастополя в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 года с налета немецкой авиации. На город полетели первые бомбы, в акваторию бухты были сброшены мины. И даже стены древнего инкерманского монастыря, к которому мы сейчас подъезжаем, до сегодняшних дней несут на себе отпечаток этой страшной войны, на них отчетливо видны сколы от удара снарядов и следы от проникших пуль. Но вернемся к более древней истории этой обители.

Инкерман - один из самых древних христианских монастырей на территории бывшего Союза. Здесь добывают инкерманский камень - плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Добывали этот камень с незапамятных времён, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Каменоломни работают и по сей день: вероятно, это самое древнее из действующих предприятий в Крыму. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, в средние века возник пещерный монастырь. Монастырская скала, по всей высоте сплошь усеянная кельями-пещерами, считается прибежищем первых христиан в Крыму. Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента - римского епископа с 92 по 101 год. Когда сюда, в инкерманские каменоломни, в 98 году новой эры он был сослан властями Рима, то уже застал здесь множество христиан.

klimentСвятой Климент родился в Риме у знаменитых родителей-язычников: отец его Фавст был римским сенатором. Еще во время младенчества святого его мать Матфидия вынуждена была оставить Рим и с двумя старшими сыновьями отправиться в Афины. Корабль пострадал от бури, и родные святого пропали без вести. Отец Климента отправился искать их, но успеха не было, и он, ожесточившись против всего мира, скитался, как нищий. Климент, оставшись в Риме среди всех родительских богатств сиротой, оплакивал и родителей, и братьев.

Молва о появлении Иисуса Христа в Иудее увлекла Климента на восток, где уже распространился свет истинной веры. В Александрии св. Климент встретился с Апостолом Варнавой и слушал проповедь его о Христе; потом нашел Апостола Петра и принял от него Крещение. Путешествуя со своим наставником, юноша нашел мать, потом братьев, уже уверовавших в Господа, а наконец - и престарелого отца.

Св. Климент был ревностным сотрудником и Апостола Павла, разделял с ним опасности и труды апостольской проповеди.

Священномученик Климент был четвертым римским епископом; он занял эту кафедру в 92 году, хотя был возведен в свой сан раньше Апостолом Петром. Время после кончины Апостолов Петра и Павла с 67 по 92 год св. Климент, вероятно, проводил в миссионерских трудах. В 93 и 96 годах он показал удивительный пример терпения и самоотвержения во время гонений. За обращение в христианскую веру многих римлян, император Троян осудил св. епископа Климента на заточение в Таврические каменоломни, находившиеся в Ахтиаре (ныне Инкерман) в семи верстах от Херсонеса.

При отправлении св. Климента из Рима многие, уверовавшие во Христа, обрекли себя на добровольное изгнание со своим архипастырем. По прибытии в Инкерманские каменоломни нашли они до 2000 христиан, из которых некоторые были прежде сосланы из Рима на тяжкие работы, а другие - туземные жители полуострова - вероятно, были просвещены св. Апостолом Андреем Первозванным.

Труд в каменоломнях был изнурителен; вдобавок, близ места работ не было воды, а климат в Крыму достаточно жаркий. По молитвам св. Климента Господь открыл источник. Предание указывает на колодезь, находящийся между двух скал Инкерманской киновии, как на источник, чудесно явившийся по молитве св. Климента. Иногда в обитель приходят старожилы, которые помнят, что пили воду из этого колодца, и рассказывают, какова она была на вкус. Но сейчас источник иссяк. Зато если пересечь монастырское плато, то можно увидеть озеро с необычными берегами. И вода в нем особенного цвета, почти всегда голубая. Это залитый водой карьер. В монастыре говорят просто: рыли-рыли, вот и докопались до водоносного слоя. Так появилось озеро, а святой источник закрылся. Озеро называют святым, в нем купаются и просто так, и с молитвой о здравии души и тела.

Монастырские труженицы рассказали еще более интересную историю о появлении озера. Когда в начале девяностых начали восстанавливать монастырь, попросили закрыть этот карьер: и грохот невозможный, и пыль, и территория, по большому счету, монастырская. Начальство, естественно, отказалось наотрез. И вскоре ночью, когда в карьере никого не было, вода из источника поднялась и залила все - даже технику не смогли убрать.

Но это современное предание, и никто не может сказать, где здесь правда, а где благочестивый фольклор. А в первом веке действительно совершилось чудо. Слухи о нем распространились по всему Таврическому полуострову, и многие туземные обитатели приходили креститься. Есть сказание, что св. Климент всякий день крестил 500 язычников.

Слава о быстром успехе евангельской проповеди св. Климента достигла Рима, откуда вышло повеление Трояна его умертвить. После различных мучений мученику привязали якорь на шею и бросили его в море 25 ноября 101 года, напротив берега Херсонеса. Верующие молили Бога о даровании им видеть тело угодника, и их молитвы были услышаны. Уже через год в день мучений и блаженной кончины св. Климента море отошло от берега на семь дней, и чтящие память мученика могли по сухому дну моря ходить и поклоняться нетленным мощам угодника. Чудо отлива воды совершалось до VI столетия.

Однажды маленький мальчик замешкался и остался в гроте, а море сомкнуло свои волны. Долго горевали родители, а через год пришли забрать тело своего сына. Но каково же было их удивление, когда увидели его живым и здоровым. Мальчик рассказал, что спас его седой старец, по описанию он был очень похож на святого Климента.

В IX столетии, когда св. Кирилл и Мефодий находились в Херсоне, мощи священномученика были обретены. Бог вознес нетленное тело св. Климента на берег, и тогда при торжественном служении мощи его были перенесены в Херсонес. На обратном пути в Рим свв. Кирилл и Мефодий взяли с собою для благословения из Рима часть мощей св. Климента. Мощи св. Климента оставались в соборе Херсонеса до Х столетия, когда князь Владимир, по принятии Крещения, испросил себе на благословение от местного епископа честную главу и часть мощей св. Климента. Так мощи святого Кимента были принесены на Русь, а святой Климент стал первым святым, чьею честной главой и мощами она была освящена.

По преданию, проповедь св. Климента обращала ко Христу множество язычников, поэтому число христианских общин-церквей уже в начале II века увеличилось здесь до 75. Тридцать из них, в том числе девять монастырских комплексов, обнаружено в скалах Инкермана. Первые храмы устраивали не только в пещерах, были и домашние церкви. Святой Климент часто посвящал в пресвитеры отцов семейств, так что приход и семья в таких случаях были одним целым.

Примерно в VIII-IX веках в бывших каменоломнях возник пещерный монастырь. Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

В 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Некоторые учёные полагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь.

Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России. Архиепископ Иннокентий не мог обойти стороной место, связанное с именем папы Римского Климента. Благодаря его стараниям Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн. К церкви ведёт длинный коридор, в котором вырублены каменные скамейки - очевидно, здесь богомольцы ожидали начала службы. В апсиде сохранился двухступенчатый синтрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене вырублена ниша для запрестольного образа. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге.

С правой стороны храма находился древний придел в честь апостола Андрея Первозванного - небольшой, с низким потолком. Алтарь отделялся от остальной части сплошной скальной перегородкой с Царскими вратами посередине.

В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану. В храме прямоугольной формы, перекрытом полукруглым куполом, расширили апсиду.

061212IMG_2852Через два года после открытия монастыря началась крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. 24 октября 1864 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, в которой располагались русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу, в которой могло разместиться 24 человека.

В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Д.М.Струков так описал его: «В той же скале, в той же балке, под вершиною скалы встречаем храм... по сторонам его есть скамьи, высотою 9 вершков. Алтарная преграда до потолка, в ней по середине вход в алтарь. В алтаре у стены престол со впадиной вверху: над престолом по стене надпись и остатки фресковых изображений святых в архиерейских облачениях. В северо-западном углу алтарь - жертвенник со впадиною, удобною для хранения священных сосудов, м в юго-западном углу - седалище для священнослужащего.» Во время реконструкции 1905 года скальные стены побелили, но из-за побелки можно было рассмотреть 8 фигур святителей в кресчатых одеждах с нимбами над головами. Над престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись - моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом. Уже в начале XX века в храме совершали захоронения, сохранились три гробницы, вырубленные в полу небольшой пещеры рядом с храмом.

На верхнем плато в то же время закончили строительство храма во имя святого Николая Чудотворца Мирликийского. Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм устроили на месте древней Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Спроектировал и построил этот храм архитектор А.М.Вейзен. Внутри хранились образа войсковых частей, принявших участие в боях на Чёрной речке.

К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков... В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника, всего 147 человек.

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими... Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. В 1927 году сильное землетрясение повредило здания собора святого Николая и Благовещенской церкви, в из стенах образовались многочисленные трещины. Было решено эти храмы разобрать. Собор святого Николая на верхнем плато уничтожили в 1932 году. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу.

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина.

Сейчас в монастыре действует пять храмов, братию монастыря составляют около 20 монахов. Как правило, в монастырь принимаются люди, имеющие строительную специальность, это связано с тем, что в монастыре активно ведутся строительные и реставрационные работы и это очень заметно, с тех пор как мы впервые побывали в этой обители, а было это в 2009 году, здесь многое изменилось. Жизнь монастыря стала более активна, вот и в этот раз нашу группу встречали сразу несколько экскурсоводов (в Крыму запрещено проведение экскурсий внутри храмов и монастырей специалистами, не принадлежащими к миссии епархии), причем несколько из них были  совсем молоденькие девушки.  Внешний вид храмов и зданий на территории монастыря заметно преобразился, но дух древности остается все тем же и, поднимаясь по каменным лестницам, мы словно переносимся в какой-то неведомый мир.

В левой стене - склепы-костницы и три пещерные церкви. В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Сложенные в особом помещении кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Снаружи помещения верхнего яруса выглядят теперь как две прилепившихся к отвесной скале деревянных часовенки, увенчанных маковками с крестами.

Средняя из трех церковь - во имя святого апостола Андрея - как считают, вырублена самим папой Климентом. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделен от основного помещения сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. Через правое окно, говорит предание, принимали исповедь кающихся: тут устроено седалище из камня для священника. Престол в алтаре, примыкающий, как принято, к восточной стене, тоже вырублен из камня. Свято-Андреевский храм - это настоящая пещерная церковь, какой ее себе представляешь, читая про катакомбы первых христиан: стены и свод здесь не выпрямлены, они грубы и морщинисты, в отличие, скажем, от соседнего храма во имя св. Мартиниана Исповедника (другого папы Римского, сосланного в Крым). И именно эта простота и безыскусность рождают особое чувство общности с первыми исповедниками христианства.

Главный храм монастыря, освященный во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделенной на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа - традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса - комната с каменной скамьей, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три описанных пещерных храма - действующие. Народу здесь может поместиться немного, и богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы. Здесь же находится частица мощей священномученика Климента, переданная из Киева.

Грустно покидать эту древнюю обитель, но мы очень надеемся, что обязательно вновь вернемся сюда ...

Усыпальница адмиралов

15.02.2013_image002В самом центре Севастополя на Центральном городском холме возвышается Собор во имя святого Равноапостольного князя Владимира - один из немногих сохранившихся храмов города второй половины XIX в.  История собора ведет свое начало с посещения Севастополя Александром I в октябре 1825 г., когда император выразил пожелание увековечить знаменательный факт отечественной истории - крещение Великого князя Владимира.

В июне 1842 г. Главный командир Черноморского флота адмирал М.П. Лазарев обратился к императору Николаю I с докладом, в котором "испрашивал позволения воздвигнуть храм во имя святого Владимира не в Херсонесе, а в самом Севастополе, где он с пользой для жителей может быть, как драгоценный для каждого россиянина памятник, чаще посещаем, нежели за несколько верст от города". Через месяц разрешение императора было получено, он сам указал на плане Севастополя место для строительства собора - на вершине Центрального городского холма.

 

15.02.2013_image003

Адмирал Михаил Петрович Лазарев

Адмирал М.П. Лазарев уделял большое внимание сооружению храма святого Владимира. Он заказал в Италии иконостас, мраморные детали для отделки храма и иконы на медных досках. Порядок расположения икон был также разработан адмиралом М.П. Лазаревым и св. Иннокентием, архиепископом Херсонским и Таврическим.

Адмирал Михаил Петрович Лазарев скончался от тяжелой болезни 11 апреля 1851 г. в Вене. В рапорте исполняющего обязанности Главного командира Черноморского флота адмирала М.Б. Берха начальнику Главного Морского штаба князю А.С. Меншикову сообщалось о том, что тело покойного будет доставлено в Севастополь для погребения в склепе на территории строящегося собора святого Владимира". На сооружении склепа днем и ночью работало около 200 человек, и к прибытию 5 мая 1851 г. в Севастополь парохода "Владимир" с телом адмирала М.П. Лазарева строительство было закончено.

15.02.2013_image005

Адмирал Владимир Алексеевич Корнилов

В первые дни обороны Севастополя адмиралы В.А. Корнилов и П.С. Нахимов выразили пожелание, чтобы их похоронили возле М.П. Лазарева, так как склеп, где покоился его прах, мог вместить еще две могилы. Это пожелание адмиралов было не только известно, но и понятно всем. Еще в знаменитом Наваринском бою 1827 г. капитан 1-го ранга М.П. Лазарев, командовавший линейным кораблем "Азов", обратил внимание на своих незаурядных подчиненных лейтенанта П. Нахимова, мичмана В. Корнилова и гардемарина В. Истомина, которые впоследствии стали его преданными учениками и талантливыми продолжателями лучших традиций Российского военно-морского флота. 5 октября 1854 г. во время 1-й бомбардировки Севастополя вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов был смертельно ранен на Малаховом кургане и через несколько часов скончался. Последние его слова: "Отстаивайте же Севастополь" стали лейтмотивом всей обороны города. За заслуги перед флотом, перед Россией В.А. Корнилову была оказана честь - его похоронили в склепе строящегося собора, рядом с адмиралом М.П. Лазаревым.

15.02.2013_image007

Контр-адмирал Владимир Иванович Истомин

7 марта 1855 г. на Камчатском люнете, близ Малахова кургана, был убит ядром в голову контр-адмирал Владимир Иванович Истомин. П.С. Нахимов предложил похоронить его в том же склепе, где уже покоились адмиралы Лазарев и Корнилов. Вместе с другими офицерами адмирал Нахимов нес на руках гроб с телом своего сподвижника и друга до самого склепа, не сменившись ни разу. Войска отдали последние почести - прогремел пушечный салют, гроб опустили на дно склепа. Нахимов сказал: "Есть место еще для одного, лягу хоть в ногах у своих товарищей". В письме брату В.И. Истомина Константину Нахимов писал: "По единственному желанию всех нас, бывших его сослуживцев, мы погребли его в почетной и священной могиле для черноморских моряков, в склепе, где лежит прах незабвенного Михаила Петровича и Владимира Алексеевича. Я берег это место для себя, но решил уступить ему. Три праха в склепе Владимирского собора будут служить святынею для всех настоящих и будущих моряков Черноморского флота".

15.02.2013_image009

Адмирал Павел Степанович Нахимов

28 июня 1855 г. на Малаховом кургане был смертельно ранен Павел Степанович Нахимов: "Пуля прошла выше виска над левым глазом, пробила череп и тронула мозг. Адмирал произнес что-то невнятное и более не приходил в сознание", 30 июня в 11 час. 10 мин. он скончался. "Его положили в то место, где он стоял при погребении Истомина - около того, которое он сам себе готовил в твердой уверенности, что должен пасть за Севастополь".

15.02.2013_image012

Так в ходе Крымской войны еще недостроенный собор святого Владимира стал усыпальницей выдающихся адмиралов Российского флота, памятником героям обороны Севастополя 1854-1855 гг. Через два месяца после похорон Нахимова оборона Севастополя подошла к концу. Южная сторона города была оккупирована войсками неприятеля. "...Севастополь пал, но пал с такою славою, что каждый русский, а в особенности каждый моряк должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед. К сожалению, подобная слава не покупается дешево. Россия потеряла трех героев; черноморские моряки - трех славных адмиралов ... " (из письма М.А. Бестужева к М.Ф. Рейнеке 1 января 1856 г.).

В феврале 1883 г. последовал Высочайший указ Александра 111 об увековечении памяти героев севастопольской обороны: "1) в Севастополе, в храме Св. Владимира, иметь мраморные доски с именами и фамилиями Адмиралов, штаб- и Обер-офицеров Морского ведомства, убитых или умерших от ран во время войны 1853 - 1 856 годов, с обозначением, когда и где убит, 2) в том же храме иметь доски для умерших впоследствии Георгиевских кавалеров: Адмиралов, Генералов, штаб- и Обер-офицеров Морского ведомства, удостоившихся получить орден Св. Георгия за храбрость во время той же войны, и впредь вносить на эти доски имена и фамилии таких же кавалеров, по их кончине Первой на стене собора была помещена памятная доска с именем адмирала Г.И. Бутакова и надписью: "Взятие - "Перваз - Бахры" 5 ноября 1853 г. Защита Севастополя с 13 сентября 1854 по 27 августа 1855 г." Всего по периметру внутри верхней церкви на стенах разместили 81 мраморную плиту с 72 именами офицеров Морского ведомства согласно Высочайшего указа Александра. Надписи были выполнены свинцовыми буквами, покрытыми сусальным золотом. Но тексты имелись только на 31 плите. Не было надписей на плитах стен алтаря и клиросов, так как их не смогли бы видеть молящиеся; на слишком узких, чтобы делать надписи, боковых плитах; на вогнутых плитах апсид из-за сложности крепления букв; на западной стене, так как для прочтения надписей надо было бы повернуться спиной к алтарю, что недопустимо.

15.02.2013_image013

Собор святого князя Владимира закладывался как памятник Крещению святого князя Владимира, но в ходе строительства превратился в памятник героям Крымской войны, в усыпальницу адмиралов Черноморского флота. Это проявилось уже в самом освящении собора, на которое были приглашены ветераны обороны Севастополя и был дан салют на местах гибели адмиралов; в установлении диоритовых плит на южной и северной сторонах храма с именами М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова, похороненных в соборе; в размещении в верхней церкви мраморных плит с именами 72 морских офицеров - участников Крымской войны. Превращению собора в памятник способствовало и то, что позднее в его нижней церкви во имя святого Николая Чудотворца производились захоронения адмиралов флота. С 1869 по 1920 гг. здесь было похоронено еще девять адмиралов: контр-адмирал П.А. Карпов, последний командир Малахова кургана в дни обороны Севастополя 1854-1855 гг. (1869 г.); генерал-адъютант И.А. Шестаков, управляющий Морским министерством (1888 г.); генерал-адъютант, адмирал П.А. Перелешин, Георгиевский кавалер, герой севастопольской обороны, первый градоначальник Севастополя, почетный гражданин города (1901 г.); адмирал С.П. Тыртов, Главный командир Черноморского флота и портов (1903 г.); вице-адмирал Г.П. Чухнин, Главный командир Черноморского флота и портов (1906 г.); адмирал В.П. Шмидт, участник обороны Севастополя (1909 г.); вице-адмирал И.И. Дефабр, участник обороны Севастополя, девять лет состоявший старостой храма святого Владимира (1910 г.); адмирал И.М. Диков, участник обороны Севастополя, член Государственного Совета (1914 г.); вице-адмирал М.П. Саблин, командующий Черноморского флота (1920 г.). Всего в соборе святого Владимира было похоронено 13 адмиралов.

Храм святого Равноапостольного князя Владимира по своей архитектуре и изящной внутренней отделке был одним из красивейших и заметных сооружений Севастополя.

Судьба главного морского храма Севастополя складывалась непросто, порой была трагичной и всегда определялась особенностями города-форпоста на южных рубежах Российской империи, политическими потрясениями, круто менявшими привычную жизнь государства. В декабре 1920 г. в Севастополе установилась Советская власть. Государственная политика воинствующего атеизма изменила отношение к религии и церкви. В соборе святого Владимира неоднократно в эти годы происходили кражи церковного имущества, случались драки, разбой и хулиганство. Собор закрыли. Более трех десятилетий (1854-1888 гг.) шло возведение храма святого Владимира, неповторимого по архитектуре и внутреннему убранству, и почти столько же времени (1932-1965 гг.) собор подвергался разрушению или пребывал в полном забвении.

Известно, что могилы адмиралов, похороненных в соборе, не раз подвергались глумлению и мародерству. Так было после окончания первой обороны, в середине Х1Х в., и позже, в 1930-е годы, когда собор был закрыт и передан Авиационному спортивному обществу под мастерские, а позже отведен под склад. В период обороны Севастополя 1941-1942 гг. в соборе размещались госпиталь, бомбоубежище и даже корректировочный пост 1-го гвардейского отдельного артдивизиона. Храм очень пострадал во время бомбежек и обстрелов города. Восстановление Собора началось только в 1965 г.

С 1973 г. собор святого Владимира решением Севастопольского горисполкома был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя. Только в 1991 г. в храм был вновь освящен и в нем возобновились Богослужения. Музей и церковь используют собор совместно, сообща проводя восстановление храма.

 

Мемориал героям Крымской войны

Из центра Севастополя мы отправляемся в его северную часть. Надо сказать, что Севастополь отличается очень необычным для нас пассажирским транспортом - морскими катерами. Кроме привычных трамваев, троллейбусов, автобусов, суетливых, душных маршруток, по этому замечательному городу легко и приятно можно перемещаться на стареньких, но довольно вместительных и каких-то уютных катерах, так быстро рассекающих морскую гладь многочисленных  бухт Севастополя.

Слова «необычный», «уникальный» очень характерны для Крыма и невольно, описывая те или иные памятники, будь то природы или истории, невозможно отказаться от их применения. Вот и сейчас, рассказывая о севастопольском мемориале героям Крымской войны и храме святителя Николая Чудотворца - небесного покровителя моряков, нельзя не сказать о том, что памятников, подобных этому, на территории бывшего Союза просто нет.  Называя этот мемориал памятником, как-то по-особому понимаешь связь этого слова со словом «память». Это память о славе воинов, это память о мужестве, это память о духе русского народа, это память о высокой христианской духовности наших предков, их братстве во Христе - святая память.

22.03.2013_image001

Братское кладбище, пожалуй, важнейший памятник среди многочисленных памятников воинской славе в Крыму.  Его возникновение относится к первым дням осады Севастополя, т.е. к сентябрю 1854 г., когда он был основан по приказу адмирала В.А. Корнилова.

В то время, когда в осажденной части города слышался беспрерывный гул канонады, неслись по всем направлениям в воздухе тысячи всевозможных снарядов, раздавались победные крики, стоны и вопли раненых и умирающих, - на Северной стороне сравнительно все было тихо, мирно. Сюда свозились все убитые и умершие от ран, ежедневно, во все время 11-месячной осады, убитых солдат привозили на берег бухты в район Николаевского мыса. Ежедневно подъезжала сюда большая лодка, затем унтер-офицер, прозванный Хароном, переправлял убитых на баркасах на Северную сторону бухты, подчас под падающими в воду вражескими бомбами и ядрами.

Могилы для общих захоронений готовили заранее. Рыли их в основном арестанты, но иногда к этой тяжелой работе привлекали и матросов.

По воспоминаниям командира 1-й карабинерной роты Алексопольского егерского полка Валериана Зарубаева, солдат их полка назначали «копать громадной величины могилы и хоронить убитых, которых каждый день транспортами привозили на татарских арбах, с каким-то особенно заунывным скрипом. Но эта поистине печальная картина не производила на нас грустного настроения. Клали в могилу по 50 усопших, в одном белье, без сапог, головами к краям могилы, ногами вместе или друг к другу. Первый ряд засыпали землею и известкой, потом клали второй ряд, и так до верху».

По свидетельству современников, иногда в братских могилах хоронили по сто и более солдат и матросов. Только некоторые моряки, семейства коих долго еще, почти до последней минуты, оставались в осажденном городе, умирая, имели утешение, что жена и дети проводят до могилы, обольют ее слезами. Они имели еще и то преимущество, что все, до последнего матроса, были хоронены в гробах, сколоченных часто из досок забора и дверей собственного жилища.

Офицеров хоронили в гробах, которые были «в большинстве случаев розовые с серебряными крестами», часто с металлическими ручками, приспособленными от зарядных ящиков, на причале они перекладывались на длинные телеги и печальный поезд, сопровождаемый священником с крестом и печальным «Святой Боже», медленно двигались в гору, в сторону захоронения.

Строительство мемориала началось в 1856 году, закончилось освящением храма в честь Святителя Николая в 1870 году.

22.03.2013_image003

Всего на кладбище 472 братские могилы, в каждой захоронены сотни безымянных солдат, а также 130 индивидуальных захоронений офицеров и генералов.

Левее от храма по аллее расположен современный мемориал. Он посвящен погибшим на линкоре "Новороссийск", подводных лодок "Комсомолец", "Курск". Аллеи могил и братских могил, погибших при обороне 1941-1942 и освобождении 1944. В центре огромный памятник скорбящего моряка.

22.03.2013_image005

Предложения о строительстве храма появились сразу после окончания Крымской войны. В сентябре 1856 года Александр II дал разрешение на сооружение храма на «добровольные пожертвования». Проект храма был разработан архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. Храм выполнен в крайне не обычной для русской архитектуры форме - в виде усеченной пирамиды, увенчанной крестом. 5 сентября 1857 года были освящены и заложены первые камни храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Под закладные блоки положили медали: «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». В августе 1861 года в Севастополь прибыл Александр II с императрицей Марией Александровной и младшими детьми - Павлом, Сергеем, Алексеем и Марией. Император посетил Братское кладбище и Херсонесский монастырь, где заложил первый камень и установил деревянный крест в основание будущего храма в честь Святого Равноапостольного князя Владимира. Храм на Братском кладбище благословили назвать именем одного из самых почитаемых в Православии святых - Николая Чудотворца (Мирликийского).

22.03.2013_image007

В августе 1898 года Братское кладбище и храм Святого Николая посетил Николай II с Императрицей Александрой Федоровной и детьми. Здесь они не только обошли памятники и могилы героев Крымской войны, но побеседовали с 34-мя севастопольскими героями кампании 1854-1855 годов о севастопольской защите, расспрашивая их, в каких делах они принимали участие и какие имеют знаки отличия.

23.03.2013_image009

В годы послереволюционных событий храму Святого Николая, можно сказать, повезло, его не снесли. В годы же Великой Отечественной войны храм претерпел удары страшного времени. Братское кладбище оказалось в четвертом секторе Севастопольского оборонительного района. С декабря 1941 года на кладбище расположился командный пункт четвертого сектора, а звонницу храма артиллеристы облюбовали для корректировки огня. В 1942 году на территории некрополя находился «взвод разведки штабной батареи».
В июне 1942 года во время артобстрела и авиационного налета обрушилась верхняя часть пирамиды, крест при падении раскололся на три части. Получили повреждения мемориальные доски внутри и снаружи храма, иконостас. Из 644 кв. м. общей площади мозаичной живописи было утрачено более половины - 357 кв. м.

22.03.2013_image011

Реставрационные работы, начатые в июне 1968 года, заняли много сил времени. При расчистке верхней части храма строители обнаружили останки немецкого пулеметчика, выбравшего удобную позицию, видимо, в мае 1944 года. Нашли и его пулемет с не дострелянной лентой. Там же, в северо-восточной стороне храма, наткнулись на неразорвавшийся снаряд, застрявший в стене. Приехавшие саперы осторожно извлекли и обезвредили опасный сюрприз, оставшийся от войны, а строители продолжили работу.

В 1971 году храм Святого Николая был восстановлен, за исключением креста. Расколовшийся на три части диоритовый крест в Севастополе реставрировать не удалось. Его отвезли в Киев, где после долгих споров и раздумий, всё же нашли инженерное решение, позволившее в 1974 году водрузить уникальный крест на вершине храма-пирамиды.

22.03.2013_image013

Первоначально в храме Святого Николая намечалось открытие музейной экспозиции - филиала Музея героической обороны и освобождения Севастополя, но, к счастью, православную святыню вернули верующим, реставрация храма продолжилась.

В мае 2010 года пришла новая беда. От креста, венчающего купол храма со 155-летней историей, откололся значительный кусок и его пришлось срочно демонтировать. Постоянные прихожане храма - моряки большого десантного корабля «Ямал», курируемого Ямало-Ненецким автономным округом, обратились к губернатору округа за помощью в восстановлении навершия Свято-Никольского храма-памятника. На просьбу откликнулись общественные и национально-культурные организации, компании региона.

Силами уральских мастеров храм обрел новый крест. Новый крест является уникальным произведением искусства. Он изготовлен из цельных глыб гранита и частично покрыт сусальным золотом. Его высота превышает 7 метров, а вес - более 23 тонн. На сегодня он самый большой в мире из устанавленных на куполе храма.

22.03.2013_image015

Но и старый крест, возвышавшийся над храмом полтора столетия, было решено сохранить, как великую святыню, бывшую свидетелем многих событий и служившую маяком для душ, ищущих спасения в житейском море. Его расположили в горизонтальном положении на гранитной плите рядом с храмом.

22.03.2012_image017

И закончить свой небольшой рассказ об этом святом и священном месте хотелось бы замечательными поэтическими словами, посвященному храму святителя Николая Чудотворца.

Гимн храма

Белый храм
Муз. Н.Гулимовой, слова Н.Лукьяновой


На высоком холме -
Виден издалека -
Белый храм православный стоит.
Здесь святая земля,
Каждый камень ее
Кровью воинов наших омыт.

Храм Свято-Никольский -
Дом наших сердец.
Здесь причащает в вечность
Нас Сам Господь-Творец

И дорога одна
Нас ведет всех сюда,
Благодати здесь дух обитает.
Поклонитесь святым,
Всем светилам земным -
Чрез них Бог чудеса нам являет

Храм Свято-Никольский -
Дом наших сердец.
Здесь причащает в вечность
Нас Сам Господь-Творец

Наша вера жива -
Простояла века.
Только верою каждый спасется.
Так звони же, звонарь,
По старинке ударь,
Пусть в сердцах этот звон отзовется

Храм Свято-Никольский -
Дом наших сердец.
Здесь причащает в вечность
Нас Сам Господь-Творец


(При подготовке статьи использованы материалы сайта Владимирского Собора, протоиерея  Алексия Тупикова)

Обновлено (13.03.2014 22:13)