Архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний (в миру Москаленко Владимир Иванович)


Родился 29 сентября 1940 года в городе Хабаровске.

Детство Владыка провел на Брянщине – родине родителей, в деревне. С раннего детства Владыке пришлось испытать многое – и нужду, и лишения, так как время было тяжелое, везде была послевоенная разруха. Все это наложило отпечаток на дальнейший его характер – это сострадание ко всем, испытывающим нужду. Рано ему пришлось привыкать к труду и самостоятельности, он до сих пор, какое бы высокое положение не занимал, он любит копаться в земле в огороде. Близость к животным и забота о них не чужды Владыке и теперь. Даже будучи Архиепископом, Владыка часто, когда имеется возможность, при посещении приходов любит ходить в лес за грибами, собирать щавель. Наверно особо можно отметить его увлечение рыбалкой – это тоже говорит о том, что, как любому человеку, так и человеку, обличенному высоким саном, ничего не чуждо.

Ну, вот пришла пора идти в школу – это тоже огромная глава в жизни… Десять лет, следуя своим религиозным убеждениям, Володя и учился примерно, и в церковь ходил. Часто верующие малограмотные бабульки поручали ему читать Псалтирь.

С особой теплотой Владыка вспоминает своих учителей. Это простые люди - односельчане, пользовавшиеся заслуженным авторитетом своих земляков. Надежда Тимофеевна, часто интересовавшаяся учебными делами сына, говорила учителям: «Вы там ему спуску не давайте, можете и дать по уху».

Сёла Лысое и Денисковичи навсегда стали для Владыки самыми дорогими. Там прошло его детство, учеба, первые шаги в самостоятельной жизни. Первые Богослужения. Мама – Надежда Тимофеевна – была простой русской женщиной, старавшейся воспитать сына настоящим человеком. На ее плечи пала нелегкая ноша. Так сложилось, что она была и за мать, и за отца. Личным примером честного, трудолюбивого и открытого человека явились для Владыки и его бабушки и дедушки, воспитанные еще при старом режиме (как говорили в советское время). От них он учился постигать все премудрости ведения хозяйства.

В 1958 году закончилась школьная пора. Позади выпускные экзамены. Была трудовая деятельность, послушания в храме.

В 1960 году состоявший на учете в Военном комиссариате Владимир Москаленко призывается в ряды Советской Армии и направляется на Тихоокеанский флот, где в «учебке» осваивает воинскую специальность – гидроакустик подводной лодки. Четыре года отдал Владыка стране, выполняя свой гражданский и почетный долг. В дни несения службы, вспоминает Владыка, 12 апреля их собрали на плацу на построение, сердце сжалось от неопределенности, раздался громовой голос из динамика: «Говорят все радиостанции Советского Союза…» Что же скажут? – терялись все в догадках. Но тут прозвучало правительственное сообщение, что в космос полетел Юрий Гагарин, - это было поистине историческое событие. Страну охватило всенародное ликование и чувство гордости – мы первые в околоземном пространстве. По прошествии многих лет Его Высокопреосвященство был удостоен памятной медали Российской Федерации в ознаменование юбилея Флота. Было приятно держать такую награду, уже неся архиерейское послушание в Казахстане. Так руководство отметило службу Владыки.

Служба на Флоте, новая обстановка, воинская дисциплина, учения и выход в море – обо всем этом можно говорить много, и только тот, кто это прошел, сам может понять, насколько это все требует собранности и отдачи. Там продолжилось формирование характера, и утверждалась вера. Образцовая закалка, полученная на флоте, помогала в жизни. В современных условиях служба на Флоте требует большой подготовки и знаний, а как это было много лет назад… Требовался больший багаж знаний: ведь много было с теперешних позиций всего несовершенного. Огромную роль играли опыт и сноровка. Его Высокопреосвященство часто вспоминает годы службы и своих сослуживцев.

В 1964 году на основании Приказа Министра обороны был демобилизован, уволен в запас. Закончилась еще одна глава жизни.

В том же году он становится иподиаконом у архиепископа Иркутского Вениамина (Новицкого). Часто, обращаясь со своими иподиаконами, Владыка Антоний приводит примеры взаимоотношений прежних архиереев со своими подчиненными, подчеркивая большую официальную и строгую обстановку, архиерейскую малодоступность, царившую в то время.

Уместно немного рассказать о Владыке Вениамине. Он был уроженцем Минской области, состоял в братстве Свято-Успенской Почаевской Лавры, служил в Остроге и Львове и в других местах, на Западе. Затем, находясь на Иркутской кафедре, он снискал к себе неподкупную любовь многочисленной паствы. Многим он запомнился по прекрасным проповедям, отличавшимся жизненным содержанием. Он отличался кипучей энергией.

Позади остались школа, армия. Надо было дальше определяться в молодой жизни. Сдав успешно вступительные экзамены, в 1965 году Владимир Москаленко был зачислен на первый курс Государственного Иркутского Университета, на юридический факультет. Но пять лет учебы пролетели незаметно, в 1969 году закончилась студенческая пора. Во времена советской власти верующему человеку было достаточно сложно поступить в какие-нибудь престижные учебные заведения и многие Архиереи не имели возможности учиться до хиротонии в светских ВУЗах, а Владыке по милости Божией удалось получить светское образование.

В то время, еще будучи мирским человеком, Владыка познакомился с Архиепископом Новосибирским и Барнаульским Павлом (Голышевым), у которого он тоже нес послушание иподиакона и от рук которого 27 сентября 1969 был года восприял диаконское рукоположение, начав служение у Престола Божиего. Было живо еще старое поколение священства, которое воспитывалось на примерах духовенства, переживших и ссылки, и гонения, и лагеря, и все унижения социалистического рая на земле. Божиим промыслом на жизненном пути Владыки Господь послал духовника – архимандрита Нифонта. Этот человек был духовным наставником во всем. У отца Нифонта жизнь тоже складывалась нелегко – это и Велика Отечественная Война, унижения от большевистского режима за веру. Он тяжело перенес закрытие Свято-Киево-Печерской Лавры, где он нес клиросное послушание, а затем оказался на далеких и холодных Сибирских просторах. До своей кончины в преклонном возрасте он всегда оставался наставником и молитвенником. Много помнивший о жизни Лавры, о прежних монахах, отец Нифонт часто вспоминал с грустью и добрым словом упокоившихся сослужителей.Особенно почетно то, что батюшка был и защитником своей Родины, когда гитлеровский и человеконенавистническийфашизм поставил своей целью смести с лица земли не только страны и народы, но и любую религию. Оставшаяся позади война напоминала о себе ежечасно – покалеченные на фронте ноги не давали ее забыть, о.Нифонт был инвалидом ВОВ 1-й группы.

Немногим более двух недель продолжалось служение Владыки в сане диакона, незадолго перед Покровом, 12 октября 1969 года в Вознесенском соборе города Новосибирска состоялось рукоположение в пресвитера, началось духовное восхождение от силы в силу.

20 октября 1969 года Преосвященный Новосибирский архиерей подписал указ о назначении настоятелем Никольской церкви с.Большой Улуй Красноярского края и вручил его Владыке. По воспоминаниям того времени, этот приход был простым сельским, храм особым великолепием не отличался и находился в простой хате. Как-то Владыка рассказывал забавный случай о своем предшественнике: захотелось батюшке совершить Чин Воздвижения Креста (Архиерейским Чином), батюшка для пущей важности поставил посреди храма табуретку, взгромоздившись на нее, начал священнодействовать и вот незадача – рухнул и полетел вниз.

Прошло еще немного времени, и вот 13 апреля 1970 года Владыка принимает монашеский постриг с именем Антоний, в честь преподобного и богоносного отца нашего Антония Киево-Печерского, начальника монашества на Руси. Восприемником при постриге был отец Нифонт, о котором кратко упоминалось выше.

Для получения духовного образования, получив благословение правящего архиерея, в 1970 отец Антоний поступает на заочный сектор Московской Духовной Семинарии.

Семинария, как мы знаем, располагается в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и осталась, наряду с Ленинградской Семинарией, основным учебным заведением, где в годы Советской власти можно было заочно учиться. Естественно, что к абитуриентам предъявлялись жесткие правила отбора. Учась «у Троицы», Владыка получил большой запас знаний и опыта. Как-то ему встретился один батюшка, который не одну пятилетку учился в семинарии и при случае хвастался массой однокурсников и коллег, которых насчитывал сотни. Сама духовная обстановка, царившая в духовных школах, их близость у раки преподобного в Лавре, накладывала особый отпечаток и оставила незабываемый след. Атмосфера глубокого благоговения и жизни в монастыре оказывала огромное влияние на учащихся.

15 августа 1970 года иеромонах Антоний был назначен вторым священником Троицкой церкви в городе Красноярске. Церковь находилась на кладбище, оставаясь одной из немногочисленных из числа действующих, поэтому там было большое количество прихожан и требовался энергичный и знающий клир.

В 1973 году успешно заканчиваются годы учения в семинарии и в том же году осенью, успешно выдержав вступительные экзамены, Владыка зачислен в Московскую Духовную академию. Обучение тоже требовало не мало усилий, ведь это были годы официального атеизма и построения коммунизма, память о котором, по словам псалмопевца, «погибе с шумом», нужны были и учебные пособия, не хватало информационно-методического обеспечения, но с помощью Божией все это было успешно преодолено, и Академия была окончена с хорошими результатами.

В августе 1977 года Владыка назначается настоятелем Свято-Троицкой церкви города Томска.

5 октября 1981 года он переведен для пастырского служения в пределы Украинского Экзархата и назначается настоятелем Михайловского храма г.Дунаевцы и благочинным храмов Дунаевецкого округа Хмельницкой епархии. Правящим архиереем в то время был преосвященный Агафангел (Савин), теперешний постоянный член Синода Украинской Православной Церкви, митрополит Одесский.

12 октября 1984 года митрополитом Киевским и Галицким Филаретом (Денисенко), патриаршим Экзархом Украины (в последствии анафемствованным) назначается настоятелем Кафедрального Владимирского Собора города Киева и Управляющим делами Экзархии. Нелегким было несение этого ответственного послушания, нужно было уделять много времени и Богослужению, как священнослужителю, и проявлять административные способности, не только как настоятелю первенствующего собора Украинской главной кафедры, но и быть помощником по управлению делами, быть в курсе всех событий в области взаимоотношения церкви и власти, устроении приходской жизни.

Надо отметить, что в то нелегкое для Церкви время был ряд высших иерархов, которые при занятии ими ключевых постов Управлении играли большую роль. Так, в семидесятые годы появились митрополиты Никодим (Ротов) – митрополит Ленинградский и Новгородский, Алексий (Ридигер) – впоследствии Святейший патриарх Московский и всея Руси, Владыка Филарет, одним из помощников которого и был наш Владыка.

Приняв во внимание усердные труды архимандрита Антония в его должности, митрополит Филарет представляет на рассмотрение Священного Синода Русской Православной Церкви его кандидатуру для епископской хиротонии.

Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и Священного Синода от 4 октября 1985 года архимандриту Антонию определено быть епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской митрополии и Управляющим делами Экзархата. Вскоре состоялось наречение во епископы, а накануне Покрова, 13 октября того же года во Владимирском Кафедральном Соборе за Божественной Литургией в день, когда празднуется память митрополита Михаила, первого первосвятителя Киевского, состоялась его хиротония.

Божественную Литургию возглавил митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины с сонмом архиереев: митрополитом Львовским и Тернопольским Никодимом, архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием, архиепископом Ивано-Франковским и Коломыйским Макарием, архиепископом Винницким и Брацлавским Агафангелом, епископом Полтавским и Кременчугским Саввой, епископом Черновицким и Буковинским Варлаамом. Все владыки уже преставились, и по милости Божией только митрополит Никодим и митрополит Агафангел несут свое архипастырское служение, являясь старейшими по хиротонии, да и по годам в пределах Московского патриархата.

В епископском сане возросла нагрузка, прибавилось хлопот, служение уже не ограничивалось стенами собора, приходилось одному или сослужить Экзарху в храмах страны.

Большое стечение народа Божиего – духовенство, миряне – все ехали в Киев, в Митрополию для разрешения всякого рода проблем, каждого нужно было выслушать, разрешить недоразумения каждого.

Следовало проводить собеседования и оценивать ситуацию правильно перед тем, как выносить на митрополичье рассуждение целый ряд вопросов. Это тоже нелегкий труд.

Проявив ответственность и организаторские способности, Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода епископ Антоний назначается на самостоятельную кафедру – Черновицкую и Буковинскую, где его трудами было открыто 90 приходов, рукоположено 150 священников.

Надо заметить, что Буковина – это часть тогдашней Украинской ССР – оказалась в составе Советского Союза после военных действий и когда-то была под Австро-Венгрией, окормлялась Буковинскими митрополитами и имела различный национальный состав, но при этом православного народа со своими традициями и богослужебными обрядами. И было приятно, когда на приходах, где основная часть населения имела эти различия, часть Богослужения велась на их родном языке.

Там же, на Буковине и застала Владыку перестройка и новые веяния во взаимоотношениях по своей сути атеистического государства и Русской Православной Церкви. Этому способствовал промысел Божий и приближающийся юбилей 1000-летия Крещения Руси. Уже не так жестко вели политику на уничтожение и искоренение Церкви в обществе уполномоченные Совета по делам религий при Совете Министров всех уровней – эти чиновники от государства того времени, являвшиеся своего рода надзирателями. Если образно сравнивать, то Владыки были Преосвященнейшими, а уполномоченные – наисверхосвященнейшие.

Свое архипастырское служение Владыка нес с тщанием и много положил сил для того, чтобы Православие на Буковине возрастало. Много осталось молитвенников у Владыки – это и батюшки, которых он рукоположил, и люди, которые благодаря Владыке оказались в спасительной церковной ограде. Но с развалом Советского Союза обстановка в бывших республиках стала меняться, изменилась она и на Украине. 24 ноября 1990 года по личной просьбе, в связи с незнанием государственного языка, Его Преосвященство был освобожден от должности. 31 января 1991 года определением Священного Синода и Святейшего Патриарха образовывается Уральская кафедра и ее первым Правящим Архиереем назначается Преосвященный Епископ Антоний.

В состав новой Епархии вошли области, выделенные из состава некогда единой Алма-Атинской и Казахстанской Епархии – это Уральская (Западно-Казахстанская), Актюбинская, Гурьевская (Атырауская), Мангышлакская (Мангыстауская), Кустанайская (Костанайская) и Тургайская (ныне расформированная, часть ее районов присоединены к Костанайской).

Получив Указ о назначении, Его Преосвященство вылетел в центр бывшей единой Епархии – город Алма-Ату, где правящим Архиереем являлся архиепископ Алексий (Кутепов). Отслужив вместе незадолго до Сретения Божественную Литургию в тогдашнем Свято-Никольском кафедральном соборе и получив личные дела духовенства, отошедших к новой Епархии областей, он выехал в свой новый кафедральный град – Уральск.

Город Уральск – это город на берегу Урала, имеющий самобытную и интересную историю. Основан он в 16 веке и занималвыгодное географическое положение. При впадении рек получался участок, защищенный от неприятеля естественным расположением. Он славился и количеством построенных храмов, и количеством прихожан. Одним из древнейших в современном Казахстане и капитально сооруженным явился Соборный Храм Архангела Михаила, которому было суждено через столетия стать кафедральным.

В 1992 году Епархия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана и власти Уральска предоставили здание для Епархиального Управления и архиерейского дома.

При деятельном участии Владыки и благодаря его заботам в Уральске был возрожден разоренный большевиками в первой половине 20-го века женский Покровский монастырь, где пребывает местная святыня – ковчег с частью мощей блаженной Матроны Московской. Поскольку в государстве кардинально изменилось отношение к религии и, в частности, к Русской Православной Церкви, то начался этап возрождения и в нашей Епархии. Увеличилось количество приходов с 22-х до 46-ти. В этом видна архипастырская забота нашего правящего архиерея. За понесенные труды во благо Церкви 25 февраля 1997 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ Владыка был возведен в сан архиепископа.

Архиепископ Антоний удостоин ряда церковных наград: орденом прп.Сергия Радонежского ІІ степени, орденом прп.Даниила Московского ІІ степени и высокой наградой Польской православной Церкви – орденом равноапостольной Марии Магдалины.

Определением Священного Синода и Святейшего Патриарха была создана межепархиальная комиссия в Казахстане для координации по основным вопросам, архиепископ Антоний был включен в ее состав.

Архиепископ Антоний все эти годы плодотворно работает: строятся и реставрируются храмы, совершаются многочисленные рабочие поездки в страны дальнего и ближнего зарубежья, ведется переписка с политическими деятелями, вносятся предложения в Парламент Республики.

Высоко оценивая труд и служение на благо страны, по инициативе Президента Назарбаева Н.А. архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний введен в состав Ассамблеи народов Казахстана. Этот конституционный орган играет далеко не последнюю роль в деле сохранения мира и добрососедства.

Все свое время Владыка отдает на проповедь мира, согласия и патриотизма в Республике Казахстан, за что и был удостоен государственной награды – ордена Дружбы «Достык».

В 1995 году Казахстан посещает Патриарх Алексий ІІ, в этой исторической встрече приняли участие архиепископ Алексий, архиепископ Антоний и епископ Елевферий. На приеме прозвучали знаменитые слова Назарбаева Н.А., которыми была дана высшая оценка нашей Церкви: «У Казахстана два крыла – мусульманская мечеть и Православная Церковь». Из этого определения видно, что свою мироспасительную миссию мы несем здесь с достоинством, и наши скромные усилия не остаются без внимания, и в этом не малая заслуга нашего архипастыря и как духовного наставника, и как правящего иерарха, и как общественного деятеля, и как гражданина своей страны, занимающего активную жизненную позицию. Мы видим, что возрастает авторитет Церкви, во всех значимых мероприятиях принимают участие религиозные деятели традиционных конфессий, к мнению Церкви стали прислушиваться в обществе. Так что, слава Богу, нашему архипастырю приходится быть всегда в курсе событий и держать руку на пульсе. Ведь кому много дано, с того много и спросится.

Уместно так же сказать, что слова Президента получают огромное подтверждение в повседневной жизни: строятся новые храмы – это прекрасные образцы теперешнего зодчества – храмы в Хромтау, Жетыкаре, Семиозерном, соборы в Костанае, Актобе, Актау. По благословению Владыки, по просьбам верующих начато было стоительство единственного на просторах страны храма во имя священноисповедника митрополита Казахстанского Николая. В его строительстве большое участие принимали и власти предержащие и весь верующий народ. Знаменательно, что на его торжественном открытии присутствовали Президенты Казахстана и России - Н.А.Назарбаев и Д.А.Медведев. Гордостью Епархии является и прекраснейшее здание Епархиального Управления, образно говоря, построенного всем миром. В его строительстве принимало участие множество разных людей и по положению и по вероисповеданию.

Жизнь продвигается вперед, с Божией помощью смотрим в будущее.

 

Обновлено (25.12.2010 01:21)

 
Поиск на сайте: