25 апреля состоялось заседание епархиального совета

5d6fe881dc25 апреля состоялось заседание епархиального совета под председательством Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Антония архиепископа Уральского и Актюбинского. На заседании участвовали:  Благочинный Уральского округа- игумен Дионисий (Козулев), благочинный Актюбинского округа- протоиерей Николай (Гузев), настоятель кафедрального собора Михаила Архангела г. Уральска- архимандрит Феодосий (Курьянов), секретарь епархии - архидиакон Василий (Крюков), настоятели городских храмов.

Его Высокопреосвященство проинформировал определение и задачи поставленные архиерейским собором. Владыка заслушал отчет руководителей епархиальных отделов о работе и подготовки празднования Светлого Христова Воскресения. Правящий архиерей обсудил вопросы касающийся строительства новых воскресных школ на некоторых приходах. Владыка обозначил основные проблемы  духовно-нравственной жизни епархии.

 

Помощник Деда Мороза

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. (Мф.18:2)


Вы замечали, что в детстве молитвы к Богу, пусть даже самые наивные, вроде как: помириться с подружкой или получить пятерки по итогам четверти, как-то исполнялись быстро и легко? Почему же с возрастом мы утрачиваем ту чистоту, искренность молитвы и твердую веру в то, что наши просьбы обязательно будут услышаны Богом? Наверное, дело не только в том, что меняется характер и масштабы наших чаяний и стремлений, но и в том, что на фоне духовной заскорузлости, отягощенности грехами мы утрачиваем необходимую доверчивую детскость, с которой следовало бы относиться к окружающему миру, к ближним и к своему Небесному Отцу.

Иногда случайные встречи (хотя, как известно, случайностей не бывает) открывают глаза на многие серьезные вещи, ответ на которые ищешь не один год. Таким откровением стала для меня «случайная» встреча на улочках Святого Града Иерусалима с удивительным человеком, которого, пожалуй, знают очень многие паломники.

09.04.13iiiКогда мы подходили к храму Гроба Господня, греческий монах маленького роста стоял неподалеку от колонны у входа в окружении паломников, о чем-то шумно и весело беседовавших. Завидев нас, он приветливо поднял руку и, подозвав к себе, спросил меня: «Откуда я тебя знаю?». Я ответила, что нахожусь на Святой Земле в составе казахстанской группы, возглавляемой Владыкой Антонием. Наш новый знакомый, имя которого нам еще не было известно, с легкостью подхватил нас за руки и со словами «пойдем-пойдем, храм уже закрывается, лучше отведите меня к Владыке» повел нас по улочкам Старого Иерусалима. На вопрос, как его зовут, он по-детски задорно ответил: «Евсюша!». Увидев недоумение на моем лице, он представился более развернуто, но еще более  загадочно: «Помощник Деда Мороза», - и потихонечку запел известную русскую песню «Катюша», вставляя, вместо имени Катюша, - Евсюша. Когда батюшка понял, что мы просто полностью обескуражены его необычной персоной, он, наконец, представился официально, вручив нам свою визитку: «Архимандрит Евсевий Дангалас, Иерусалимский святогробец, переводчик Патриарха Иерусалимского». (примеч.: Хранители Святого Гроба - это монашеская община, располагающаяся в монастыре святых Константина и Елены в Иерусалиме. Задачи и обязанность Братства - охрана и забота о паломниках, руководство православных христиан в Святой земле. Хранители Святого Гроба всегда на переднем краю, они зарекомендовали себя как стойкие защитники рубежей православной веры. Свое историческое начало братство берет несколько столетий назад, оно стало продолжателем традиций Братства "Знамения", служившего паломникам в славной церкви Святой Гробницы. Древние рукописи подтверждают существование "Знамения" до посещения св. Еленой Иерусалима в 326 г. В 638 г. по Р.Х. деятельность Братства была разрешена Омаром и его преемниками. В последующие столетия все завоеватели Палестины признавали права греческих монахов. Сейчас Хранители Святого Гроба управляются советом из 18 членов с председателем - Иерусалимским Патриархом).

Наверное, мы живем совершенно в другом измерении или даже на другой планете, или просто наше сознание уже настолько поражено, но поверьте, простота, веселость, открытость и искренность этого человека никак не соотносились со значимостью и масштабностью его положения. Но это было только начало, дальше сюрпризы  продолжали появляться и возрастать.

Едва познакомившись с нами, отец Евсевий сразу стал расспрашивать, нет ли с нами детей, сколько у нас детей, сколько им лет, и немного расстроившись от того, что деток с нами нет, он стал доставать из сумки, карманов, которые казались просто бездонными из-за числа в них спрятанного, подарки - благословение архимандрита Евсевия - маленькие пакетики с иконочкой, крестиком и воздушными шариками, собранные его руками и освященные им же на Гробе Господнем. Неожиданность от такой щедрости и внимательности к нам, случайным прохожим, просто вскружила голову, мало того, о.Евсевий и нас, как малых деток, наградил подарками. Кстати, вручая подарки, он спрашивает: «Что нужно сказать?» - как обычно мы учим младенцев, начинающих говорить, и, услышав наше «спасибо», поправляет: «Не-е-т! Дай ещё!». Позднее, передавая моим многочисленным племянникам и крестникам подарочки, он также учил меня, как нужно вручать эти подарочки: «Ты всё сразу не давай, вытащи один, а они обязательно будут ждать и заглядывать, нет ли у тебя еще чего-нибудь, тогда ты вытащи следующий подарочек и только после этого достань сумочку-конвертик и сложи подарочки туда, тогда дети будут довольны. Увидишь, им понравится». Вот такая «инструкция»  по вручению подарков от старшего помощника Деда Мороза!

09.04.13_IMG_6507

Когда мы шли по улочкам Иерусалима, нам то и дело встречались группы паломников, которые тот час окружали батюшку, и было заметно, как люди меняются рядом с ним, на лицах появляются улыбки, люди просто оттаивают в присутствии этого маленького греческого монаха с сердцем, полным любви. Он встречал их с таким теплом и приветливостью, как может встретить даже не отец, а любящая мать свое чадо, вернувшееся после долгой разлуки. Складывалось впечатление, что его знает весь русскоговорящий православный мир и не только русскоговорящий - мы встретили многочисленную группу паломников из Украины (это и священники, убеленные сединами, и тихие монахини, и бабушки-паломницы, и детвора) и батюшка с легкостью поприветствовал их на украинском языке, а те в свою очередь  на просьбу батюшки прямо посреди улицы по-украински мощно, от сердца грянули рождественскую колядку «Добрий вечір тобі, пане господарю», что вызвало интерес и удивление прохожих, для которых и язык, и культура наших соотечественников выглядят экзотикой. Батюшка весело подпевал своим украинским друзьям.

Отец Евсвий очень хорошо знает русский язык и русскую культуру, родился он в Греции в большой и дружной семье, закончил Иерусалимскую семинарию, окна которой выходят во двор Иерусалимской Патриархии, где и находится келья батюшки. А продолжил учебу будущий архимандрит в Ленинградской Духовной Академии, ректором которой в период его учебы был нынешний Святейший Патриарх Кирилл. Отсюда и такое отношение к России и ее чадам.

Во многом поведение этого доброго батюшки, общение с людьми, умение дарить не просто подарочки, а часть  своей души, весь образ его жизни- это и есть «инструкция» любви, пример служения ближним и Богу. Даже старенькие бабушки, здоровые дяди и тети рядом с таким человеком чувствуют себя маленькими детками, какими мы и в самом деле являемся для нашего Небесного Отца, только из самомнения, самонадеянности и гордости не хотим в этом признаться. И вот такой человек, как отец Евсевий, несет свою проповедь, как бы показывая, что для того, чтобы дарить тепло другим, не обязательно иметь много денег, возможностей, достаточно дарить доброе слово, маленькие подарочки, чтобы человек помнил - ты не один, тебя любят.

Придя по приглашению батюшки в его келью, я оказалась в прямом смысле в большой детской комнате, именно таким представлялся мне в детстве домик доброго маленького гномика. У входа в келью висит несколько колокольчиков - звоночков для гостей, внутри все уставлено игрушками, коробками с посылками для детей, стены увешены детскими рисунками, даже на диванных подушках красуются добрые смайлики. Из окошка его кельи выступает рычаг, на конце которого на веревочке подвешена корзинка, спускающаяся с помощью лебедки вниз, прямо на улицу. Так батюшка затейливо спускает подарки детям, с радостью принимающих корзинку, таким же образом о.Евсевию доставляются продукты из соседнего супермаркета, расположившегося внизу,  напротив окна кельи. Признаться, и я с разрешения батюшки из любопытства, как малолетний ребенок, с удовольствием опробовала работу устройства, высунувшись из окошка и наблюдая за спуском корзинки. У окна уютно расположилась игрушечная перепелка, реагирующая веселой трелью на громкие звуки, доносящиеся с улицы. От всего этого ощущение сказки только усилилось, а в голове всерьез и без сомнения промелькнуло: это действительно помощник Деда Мороза, причем старший, ведь младшую - Снегурочку - знают все.

Мы разговаривали, обедали (о.Евсевий, как хлебосольный гостеприимец, щедро, с присущим ему вниманием и заботой угощал нас монастырской едой), выполняли небольшие поручения батюшки, но меня все равно не покидало ощущение того, что я нахожусь в сказочном сне, потому что в жизни такого не бывает... ну, разве что на Святой Земле.

Надо сказать, что за внешней веселостью и безмятежностью о.Евсевия скрывается очень сильный и твердый характер служителя Церкви Христовой. Переходя на серьезную беседу о вере, монашестве, христианской жизни, речь и выражение его лица менялись, он говорил убедительно и твердо, это был уже не только добрый помощник Деда Мороза (пусть даже и старший), а настоящий воин Христов, уверенно стоящий на избранном пути служения и способный вести за собой других.

Очень не хотелось возвращаться из этой сказки в свою серую и обыденную жизнь, полную забот, ненужной суеты, склок и интриг. Но все же мы увозили с собой лучик света надежды и добра, пролитого в темноту наших душ отцом Евсевием, ставшим таким близким и родным, как будто он был знаком нам всю жизнь, как Дед Мороз из далекого детства.

Пример жизни о.Евсевия - это проповедь Любви, которая доступна каждому, он как бы говорит без слов: не нужно искать больших дел и свершений, живи просто, как дитя, и делись тем, что имеешь: частью своей души, ее теплом, сердечностью, улыбкой, тем, что сегодня тебе дал Господь, учись видеть в каждом человеке ЧЕЛОВЕКА или, правильнее сказать, такого же ребенка, как и ты, и когда изменишься сам, изменится окружающий тебя мир. Вот такая она проповедь маленького человека с большим христианским сердцем.

 

Татьяна Музенко. Иерусалим. 2013 г.

 

Алименты

ob_alimentah11 марта 2013 года настоятель храма святого князя Владимира протоиерей Димитрий Соловьёв принял участие в работе «круглого стола», проведенного Департаментом по исполнению судебных актов Актюбинской области. Заседание «круглого стола» возглавили прокурор г.Актобе и начальник Департамента по исполнению судебных актов, в его работе приняли участие представители ГУ «Отдел образования г.Актобе», заместитель начальника УВД г.Актобе, представители ГУ «Центр занятости Актюбинской области», ГУ «Департамент по защите прав детей». На заседании «круглого стола» протоиерей Димитрий Соловьев представил следующий доклад:

«В Священной Книге для всех христиан - в Евангелии - признаком конца существования этого мира будет исчезновение любви. (Мф. 24:12). И такое охладение любви мы видим в нашем обществе. Но сегодня мы дожили до того момента, когда любовь стала оскудевать там, где ее должно быть очень много - в семье. Из-за этого оскудевания любви самые близкие родные люди становятся в лучшем случае далекими, а в худшем случае - врагами. При этом в этой вражде наиболее уязвимы их дети, и, к сожалению, больше всего им приходиться страдать в этой войне.

Сложилось мнение, что семья создается под звуки вальса Мендельсона, все наполнено романтикой и внешней мишурой. При этом забывается, что семья предполагает особую социальную ответственность друг перед другом. Семья - это школа жизни и становления обоих супругов в их социальной значимости. Святой Апостол Павел в Пслании Ефесянам прямо говорит о высокой ответственности мужчины в семье: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5,25 -28). В этих словах мы видим очень высокое сравнение роли мужчины в семье, ведь Апостол Павел уподобляет главу семьи  Христу - Главе Церкви.

У нас принято считать, что в годы службы  в армии мальчик становится мужчиной, конечно, это так, но по настоящему школой закалки, во всех смыслах, для молодого человека является семья. Зачастую же, после  свадьбы складывается все наоборот - женщина тянет на себе всё и, по существу, является мужественным человеком, а у мужчины начинается обратный процесс: в лучшем случае он превращается в безответственного, слабовольного человека (т.е. принимает черты женственности), а в худшем случае - тяготясь своим положением, проявляет себя как тиран и мучитель собственной семьи. Если в таком случае брак распадается, то он изыскивает все способы, чтобы сделать существование своей семьи невыносимым, оправдывая свое поведение тем, что им и так всего хватает, она тратит средства на себя, но по сути дела за этими словами стоит элементарный эгоизм и желание причинить как можно больше боли своим некогда самым родным людям. Ведь, выплачивая какую-то часть своего дохода на содержание своего же ребенка он должен предполагать, что часть этих средств возможно будет расходоваться и его бывшей супругой для собственных нужд. И каждый нормальный мужчина, если конечно он мужчина, должен относиться к этому с пониманием, так как ребенку важно не только иметь еду, игрушки, одежду, для ребенка важна и атмосфера в его и без того «урезанной» семье, ему хочется видеть красивую и радостную маму. Ведь взрослым только кажется, что дети мало что понимают во взаимоотношении родителей, на самом деле они очень чутко чувствуют не только по внешнему настроению обстановку в семье. Дети настолько связаны с родителями, что способны ощущать и внутренний мир, внутреннее состояние мамы и папы. И конечно, ребенок может быть по-настоящему счастливым в семье, где межу супругами царит любовь, которая не может быть измерена или подменена ни размером алиментов, ни количеством подаренных плюшевых медведей, ни айпадов ко дню рождения.

Но мало того, что мы сталкиваемся сплошь и рядом с личной безответственностью родителей (как правило, отцов), позицию уклонения от уплаты алиментов практически напрямую поддерживает общество. Большая часть работодателей, выплачивая зарплату «в конвертах», преследуя цель уклонения от налогов, непосредственно способствует мизерным размерам алиментам, взыскиваемых с должников, тем самым вновь наносится удар по детям. И это только один из примеров такой «помощи» алиментщикам.

Часто приходится слышать, что каждое новое поколение детей отличается большей жестокостью, холодностью, враждебностью, отсутствием уважения к старшим, к родителям, учителям и т.д. Собираются диспуты, семинары, круглые столы, где пытаются найти причины и пути разрешения подобного разложения. На самом же деле ответ на эти вопросы лежит на поверхности - все это происходит в нашем обществе от отсутствия любви. Сначала неродившихся еще на свет детей всячески пытаются убить и зачастую убивают при активной поддержке органов здравоохранения (эта проблема в нашем обществе очень острая и мы будем о ней говорить, несмотря на то, что многим это не нравится), затем несформировавшуюся психику ребенка травят грязным потоком  информации через СМИ, Интернет и прочих источников; кроме того, в семье ребенок остается просто не нужным и брошенным собственным родителем, у которого вдруг появляются другие интересы, в круг которых не только не входит забота о собственном чаде, но наоборот он тщательно изыскивает все способы, чтобы уклониться от своих прямых родительских обязанностей, а общество только способствует этому. Несложно представить, кто или «что» получится из такого ребенка, и какое общество мы с вами своими же руками сейчас формируем, не замечая или старясь не замечать своего собственного участия в этой культивации. Поэтому обсуждаемая проблема имеет черты как личностные, внутренние, так и общественные, но и те и другие имеют первопричину - охладение любви и, как следствие, падение нравственности.

Протоиерей Димитрий Соловьёв

 

Маленькая школа

«Если  я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.» ( 1Кор.13:3).

«Благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею.» (Тов.8:7).

«Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос»

Святитель Иоанн Златоуст


«Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять»

Святитель Феофан Затворник


Уже ни для кого не секрет, что семейные ценности являются приоритетными в нашем обществе, и хотя с этим пытаются поспорить, и даже пытаются доказать обратное, семья остается главной ценностью. Конечно, из этого правила бывают исключения, которые, по Слову Спасителя, «кто может вместить да вместит» (Мф.19:12). Основная часть жителей нашей небольшой планеты - семейные люди, а это значит, что семейное счастье или несчастье - основная доминанта счастья или несчастья почти каждого человека. Что же такое семья? В чем причина семейного неблагополучия и как достичь семейной гармонии? На эти вопросы, наверное, почти каждый пытался найти ответ. Складывается такое впечатление, что мы рукой пытаемся дотянуться до семейного счастья, а оно ускользает от нас. Многие вообще считают, что семья создается во время свадьбы, а после свадьбы, когда, по их мнению, семья уже построена, можно смело заниматься чем угодно,  только не семьей. Вторая же половина должна стать чем-то типа мебели, интерьера в доме, радующие глаз и являющиеся уже частной собственностью. Поэтому и представления об идеальном браке соответствующие, к примеру, у женщин: «мало зарабатывает, вальяжные привычки, разучился меня понимать». Как следствие и отношения  в таком браке характерные.  А у мужчин идеальные представления об идеальном браке складываются по мнению о знакомых семьях, которые всегда воспринимаются только с одной иллюзорной стороны, без осознания того, что кроме иллюзии и праздника в них также присутствуют будни.

Ситуация действительно странная: с одной стороны, семья - главная бесспорная ценность, а с другой, никто не знает, что это вообще такое. И это не голословное утверждение: семейные ценности настолько утрачены, что на каждые 100 браков приходится около 95 разводов (максимальный предел), в среднем же ситуация по России - на каждые 100 браков 60 разводов. У нас, в Казахстане, ситуация получше, связано это с парадоксальной вещью - нас меньше травят отходами «просвещения», в России же «просвещение» достигло полного маразма, в одной общероссийской газете, кстати, постоянно огрызающейся на Церковь Христову, прочитал мнение ведущего обозревателя о том, что в отношении сексуального просвещения надо снять все запреты, чтобы через это повысить рождаемость в Российской Федерации. И хотя всем понятно, что разврат не повышает демографию, а порождает содомию, педофилию, аборты, измены, в «уважаемой» газете утверждается совершенно обратное.  Если общероссийская газета позволяет себе ставить брак на одну ступеньку со скотским воспроизводством, то  можно представить себе, о чем пишут провинциальные газеты. Читая такие статьи, перестаешь удивляться числу разводов, ведь основная масса населения до сих пор со времен ленинизма и сталинизма продолжает относиться к газетным «шедеврам», как к непререкаемому авторитету.

Не каждый осознает, что в тот момент, когда вальс Мендельсона торжественно прозвучал над двумя любящими сердцами, на них нацелила свое оружие целая плеяда растлителей всех мастей. Конечно, называя всё своими именами, Церковь становится ненавистна, но знать правду и говорить о ней - великая обязанность Церкви Христовой, а исполняющий ее веления имеет в душе, как стержень, мир и радость. Приведу слова святой императрицы Александры Фёдоровны: «Радость - это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние. Никогда не следует сомневаться, что добро победит зло. Жалующийся и напуганный христианин предает своего Бога. Неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце. В беде оно приносит нам утешение, а в минуты слабости - силу. Оно заставляет лица сиять, делает мужчин патриотами, а женщин терпеливыми и добрыми. Оно приносит в дома благословление, а в жизнь - красоту...».

Семья - великая драгоценность, школа, где мы учимся ответственности и жертвенности, где коэффициент любви должен быть выше всего остального. В истинной семье мы учимся тому, чего у нас нет, и, прежде всего, учимся отдавать всё самое лучшее родному человеку, пытаемся вопреки своему эго осчастливить других и насладиться чужим счастьем, как своим. Семья растит героев духа, способных на любой героизм, семья делает человека счастливым, а счастливым может назвать себя лишь тот, кто способен любить ближнего своего, как самого себя. Оценка семьи по пышной свадьбе, по красивым личикам, по путешествиям на курорт и вылазкам на природу не верна. Красивая и сильная семья проявляет себя в трудностях. Самый простой пример - рождение детей.

В современном обществе почти всегда первый и второй малыш ожидаем, третий воспринимается как печальная действительность, а четвертый - как ужасная реальность. Но семейный героизм в том-то и состоит, чтобы быть семьянином не только на свадьбе, но и во время рождения третьего, шестого, девятого ребенка. Семья учит героизму порой вопреки себе. Говорят, что армия делает из безусого мальчугана крепкого мужчину, во многом так оно и есть, но иногда и из армии выходят неспособные брать ответственность и принимать решения. По-сути, в семье есть больше возможностей превратиться в настоящего мужчину, чем в той же армии. Зачастую после свадьбы происходит всё наоборот - женщина тянет на себе всё и, по существу, является мужественным человеком, а у мужчины начинается обратный процесс: в лучшем случае он превращается в безответственного, слабовольного человека (т.е. принимает черты женственности), а в худшем случае - тяготясь своим положением, проявляет себя как тиран и мучитель собственной семьи.

В семье есть возможность преодолеть свои комплексы и проблемы. Также как и есть возможность опускаться всё ниже и ниже. Если  кто-то, читающий эти строки, когда-то пытался завести разговор об абортах, как о детоубийстве, то, наверное, не мог не заметить, что мужчины считают аборт исключительно женской проблемой. А я берусь утверждать, что это не женская, а мужская проблема, и что в абортах нужно больше каяться не женщинам, а мужчинам, ведь чаще всего именно их трусость и «женственность» подтолкнули супругу на этот шаг. Эгоисты не способны  дарить любовь другим, поэтому и детей в эгоистических семьях мало, так как, по их мнению, и роды являются особо опасным шагом, где есть риск для их собственной жизни, и идти на них, не оберегая себя, безумие.

Человек с искренней любовью наоборот стремится дать жизнь всем деткам вопреки опасностям и страхам, да и само вступление в брак разве не подразумевало многочадство? Разве вступление в брак не подразумевало стремление к рождению детей? Но интересно, что в брак мы стремимся, а следствие брака - рождение детей - отвергаем.

Представьте себе такую картину: кто-то из нас любитель хорошо поесть, любит участвовать в дружеском застолье, изучает кулинарные рецепты, воплощает их в реальность, подолгу засиживается за столом вместе с близкими и родными, но у него есть только одна проблема - за столом он не ест. И вот в чем вопрос: если у человека боязнь вкусить еду, то не будет ли безумием всё остальное? Какой тогда смысл читать кулинарные рецепты, сидеть подолгу за сытным столом, если ты не любишь есть? Такое раздвоение личности, по меньшей мере, может показаться странным, но разве не это происходит с теми, кто стремится в брак, играет свадьбу, а детей, посланных Богом, не принимает?

Прочитал в социальных сетях статус одной знакомой женщины: «Замужем. За мужем. Как за каменной стеной. Как в тюрьме.» Прочитав такой статус я задумался: действительно, мужчина, как капитан корабля, может иногда вести свой корабль на мель, конечно, он будет кичится и доказывать свою правоту, отвечая на все вопросы неизменно: «Потому что я мужчина». Особенно этот рецепт действует в семейных перепалках, очень, кстати, удобный аргумент, конечно, ничего не доказывающий и не объясняющий, но зато самоутверждающий. Многие мужья кичатся тем, что работают день и ночь и приносят семье какой-то достаток, но вне зависимости от этого в семейном корабле чувствуется какая-то пробоина, и при всём достатке чего-то не достает, не хватает терпения и любви.

В первые годы совместной жизни казалось, что брак будет навсегда и что развод может коснуться кого угодно, только не тебя, но пробоина заполняла семью сначала безразличием, потом какой-то озлобленностью, а дальше уже ненавистью и разводом. Кстати, по поводу развода: согласно заповеди Христовой брак не расторжим: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Но почему же тогда в исключительных случаях Церковь благословляет развод? Чтобы избежать большего зла через меньшее, то есть, чтобы оградить мужчин от убийства неугодных жён, Господь допустил возможность развода.

К сожалению, об этом не говорят семейные психологи, это не изучают в школах, этому не учат родители, но это остается существенным фактом нерасторжимости брака: брак - это не что-то статическое, это не то, что когда-то создано и не требует каких-то дополнений, за брак надо постоянно бороться, семью надо постоянно укреплять, привносить в нее новые импульсы любви друг к другу. В нашем обществе брак считается построенным во время бурной свадьбы, а далее молодожены должны увлечься карьерой, бизнесом, материальным ростом, отдавая этому все силы, всю энергию, а брак при этом будет существовать без прилагаемых усилий, и, в конце концов, у семьи есть всё, но нет самого главного - любви. Есть только уставшая, нервная, растрепанная и склонная к скандалам жена, превратившаяся в такую из жизнерадостной веселой девчонки, и гордый, амбициозный, ожесточенный муж, бывший когда-то беззаботным, юным пареньком. Кстати, православным мужьям в этом смысле приходится сложнее, чем неверующим. С неверующими всё понятно: пил, гулял, ходил в казино, шатался по ночам, в конце концов - развод и одиночество. А вот с верующим мужьями сложнее: не пил, не гулял, вкалывал с утра до вечера  на работе, двадцать лет кичился тем, что не изменял жене, а в итоге развод и одиночество. Вторая картина выглядит, конечно, красивее, но что толку в красоте, если исход один и тот же? Так в чем же проблема семейного устоя? Проблема начинается тогда, когда мужчина начинает определять свою роль в семье, как кормильца. При этом его не интересует, что супруга несет на своих плечах гораздо больше, чем этот так называемый «кормилец». Он возвращается домой с работы, требует к себе внимания, он ведь «кормилец», хвастается перед другими мужчинами, насколько строго он держит в узде свою жену, а она, с его точки зрения, несет второстепенный труд, не столь важный и не столь необходимый, какой несет он.

Обычно женщины сопротивляются такому подходу мужчин около трех лет. В течение трех лет женщина пытается доказать, что она тоже человек, что ее труд тоже чего-то стоит, потом смиряется ради детей и старается не лишать их отца. Мужчина же продолжает давить на нее, понимая, что она никуда не уйдет, у них общие дети и дети - это связующее звено, да и уходить-то особо некуда. Но такое состояние семьи уже фальшивое, и хотя внешне все остается также: он вроде как трудится, она смиренно ждет его дома, но состояние такое, как точно определила молодая девушка в статусе: «Замужем. За мужем. Как за каменной стеной. Как в тюрьме».

Конечно, иногда мужья понимают, что они не правы, видят, что вечерняя улыбка на лице у благоверной вымученная, что, в сущности, уходя на работу и не помогая ей после работы, они бросают жен с детьми, определяя на замкнутое одиночество. Да, такие мужья обычно самоутверждаются: «Моя жена действительно замужем, как за каменной стеной, от всех бурь и нестроений стараюсь закрыть ее и защитить». Не до каждого мужчины дойдет, что эта стена может стать тюремной. Не до каждого дойдет, что есть две чистые правды: первая состоит в том, что внешне он безукоризненный, а вторая в том, что внутри себя он подменил понятие «любовь» чувством долга. И это чувство долга могло бы стать чем-то ценным в обществе друзей, в общественной работе, но оно не может заменять собой чувство любви в семейных узах. За всем внешним мы просто не можем уловить самого главного - внутреннего состояния нашего духа. Если это внутреннее состояние пропитано любовью, то оно является верным. Если оно не имеет в себе любви, то оно ложно.

При всех признаках уважения к семейным ценностям складывается впечатление, что это лишь отвлекающий маневр, на самом же деле семье объявлена война, а семейные ценности подвергнуты поругательству, что, по сути дела, является геноцидом самого народа. Не верите? Давайте посмотрим на факты. Для начала я открою свою пенсионную книжку и посмотрю, сколько в реальности выплачивает ежемесячно государственных пособий для многодетной семьи. На моих шестерых - 6 876 тенге по состоянию на 26 февраля 2013 года. Делю на калькуляторе эту сумму на «6» и получается 1 146 тенге на каждого ребенка в месяц (!). При этом, согласно данным министерства труда и социальной защиты, официальный прожиточный минимум на одного человека в 2013 году составил 18 660 тенге. То есть пособие вроде бы как де-юре существует, но  де-факто оно в 16 раз меньше реального прожиточного минимума. А если ежемесячное пособие разделить на всех членов семьи, включая родителей, то ситуация усугубится в разы. Поэтому даже поверхностный взгляд на семейные ценности говорит о катастрофической ситуации. Чаще всего действительно получается некая социальная шизофрения - говорят об одном, а делают совсем другое.

Теперь давайте перенесемся к киоскам прессы и посмотрим, каких журналов там больше - семейных или грязных? Ничего не надо считать, достаточно просто взглянуть, и всё сразу станет понятно. У меня есть одна знакомая семья, вырастившая для нашего государства восьмерых детей. Отец работал на производстве до того момента, пока не заработал себе серьезную грыжу. Мать, естественно, сидела с детьми. Живут они в настоящее время в съемном доме, за который оплачивают ежемесячно 50 тысяч тенге. В связи с болезнью супруга эта сумма стала для них почти неподъемной. И тогда мать восьмерых детей, повторюсь, вырастившая и воспитавшая их для государства, берет в одну руку «Кумыс-алка» (орден Материнской Славы), в другую руку «Алтын-алка» (орден Матери-Героини) и со слезами на глазах идет к чиновникам, умоляя только об одном - немного продвинуть их в очереди на квартиру, в связи со сложной семейной ситуацией. Но ответ известного в нашем городе чиновника был потрясающий: «А кто вас просил их рожать?» Может быть, конечно, он выразил свое личное мнение, но, скорее всего, это позиция всего общества. Поэтому, действительно, семья у нас не в почете.

Современными молодыми людьми, естественно под влиянием СМИ, стали все чаще и чаще применяться так называемые пробные браки или, по-другому, гражданские браки. И хотя, естественно, о браке здесь не может идти и речи, ведь пробный брак - это вообще не брак, а полная подмена понятия, но дело даже не в этом, дело совсем в другом - насколько в сознании молодых людей, особенно девушек, нужно опошлить брак, чтобы считать друг друга пробным материалом. А когда перед тобой не человек, а пробный материал, зачем на нем, допустим, жениться? С одной стороны, конечно, понятны намерения молодых людей, вступающих в «пробный» брак, в смысле того, что это достаточно дешево, ведь использование проституции для них гораздо накладнее, но, с другой стороны, непонятна логика девушек, не только не боящихся быть пробным материалом, но еще и заменяющих собой для мужчин женщин легкого поведения.

Если продолжать перечислять всю «артиллерию и танки», пытающиеся раздавить семейные ценности, то это можно делать бесконечно. Но дело даже не в этом, дело в том, что после этого не приходится удивляться огромному количеству разводов, а скорее начинаешь удивляться тому, как в таком положении вообще могут существовать семьи, могут рождаться дети.

Интересная деталь: в Ветхом Завете величайшее чудо, Венец Творения - брачная пара -Адам и Ева, - и в Новом Завете первое чудо Христос совершает на брачном пиру (Ин.2:1-11). Почему и в Новом и Ветхом Заветах такое главенствующее место, можно даже сказать, первостепенное, отдается браку? Видимо, Господь видел, что в мире, где царит разобщенность, чуждость, недоверие, семья является школой единения, единомыслия.

В Послании святого Апостола Павла семья уподобляется Церкви (Еф.5:21-3), но в чем это подобие? Семья и Церковь - два чуда в нашем мире. И семья и Церковь дают, можно сказать единственную возможность стать единым целым в первом случае  двум совершенно разным людям, а во втором - обществу верующих, соединенных Евхаристией. Святой Апостол Павел однажды сказал: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор.13:8), - и, наверно, исходя из этого Габриель Марсель, французский философ, вывел такую мысль: «Сказать человеку «я тебя люблю», - то же, что сказать «ты будешь жить вечно».

Почти каждый христианин, хотя бы раз в неделю посещающий храм, видел, наверное, в центре храма, чаще всего по воскресным дням, икону, именуемую «Схождение во ад», где Господь Иисус Христос выводит из преисподней семейную пару - Адама и Еву, выводит, чтобы дать радостную вечность. Их «школа жизни», как теорема, ложится на каждую семейную пару, этапы их жизни схожи с нашими, Бог соединяет узами брака Адама и Еву: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Они вместе начинают жить, радоваться, «спотыкаться», каяться, восставать, вместе изгнаны из Рая, вмести воспитывали и растили деток, вмести переживали страшные испытания - трагическую гибель сыночка от руки старшего сына, другие скорби, выпавшие на их долю. Вместе отошли в иной мир, вместе пережили богооставленность, не покинув друг друга, а оставаясь верными, вместе умерли, вместе сошли во ад, а на иконе «Сошествие во ад» мы видим, как их вместе Господь выводит из него, выводит из ада двух людей, доказавших своей жизнью, что «любовь никогда не перестает» (1 Кор.13:8). О таких людях трудно сказать, что их двое, - у них одна судьба на двоих и эта судьба не только связывает их навечно, навсегда, но и делает их единым целым - «плоть от плоти и кость от кости».

Думаю, никто сегодня не будет спорить, что мужчины и женщины все-таки разные, но это различие не взаимоотталкивающее, а скорее наоборот, взаимодополняющее, взаимообогащающее. Супруга имеет то, что не достает супругу, а он обладает тем, чего не достает ей. И вместе они только потому, что они разные, и каждый является половиночкой чего-то целого.

Святитель Григорий Богослов в своей проповеди однажды сказал: «Составляя одну плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимною любовию одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений. Как малый корабль и при слабом ветре движется вперед, быстро носимый по водам распростертыми парусами - даже и руки без труда принуждают его к бегу ударами весел, - большого же корабля не сдвинет легкое дыхание, напротив того, когда он с грузом выходит на море, только крепкий и попутный ветер может придать ему хода, - так не обремененные житейскими заботами имеют нужду в меньшей помощи великого Бога, а кто обязан быть попечителем милой супруги, имения и чад, кто рассекает обширнейшее море жизни, тому нужна большая помощь Божия, тот взаимно и сам более любит Бога.»

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в скудости самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности.»

До брака смотри в оба глаза, а после брака - на всё закрывай глаза. А у нас, обычно, наоборот: до брака мы на всё закрываем глаза, а после брака мы придираемся к каждой мелочи. В некоторых семьях после нескольких лет брака ситуация на столько усугубляется, что в своем супруге или в своей супруге уже не могут увидеть того, или ту, на которой женились или за которого выходили замуж. Если брак - это великое чудо Божие, то рождение и воспитание детей можно назвать творчеством.

Митрополит Антоний (Сурожский) как-то сказал: «Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может существовать без таинств, то есть без того, чтобы какие-то состояния, какие-то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и - продолжает он - брак как единство двоих в разрозненном мире является таким таинством, чудом, превосходящим все естественные взаимные отношения, все естественные состояния. И телесный брак тоже, по учению одного из отцов Церкви, предстает таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих. В каком смысле? В том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей любви и веры друг во друга верующий и Христос делаются едиными. И в браке (конечно, на другом уровне и по-иному), благодаря взаимной вере и взаимной любви, два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Это является одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность.»

В браке могут раскрыться великие добродетели. Мы можем научиться смирению, прощению, мы можем воспитать детей в понятиях о Боге, о Церкви и этим осчастливить их на всю жизнь. Мы можем открыть в детях чуткое отношение к окружающим людям, сострадание к ним, можем научить и научиться сами любить свою Родину и Отечество, и всё это совершается не в приказном порядке, не с указкой в руках, а само собой, изначально. Эта учеба происходит даже тогда, когда нет слов, а есть только добрые глаза или чей-то понимающий взгляд. Наверное, именно это описывает Митрополит Антоний (Сурожский) в своей книге о браке и семье: «Кто из нас не сидел с дорогим ему человеком - матерью, женой, мужем, другом - в вечерний час, когда спускались сумерки, когда все затихало вокруг. Вначале идет разговор, потом он замирает, но остается какая-то тишина; мы прислушивались к звукам: к потрескиванию дров в камине, к тиканью часов, к внешним отдаленным шумам; потом и эти звуки исчезают, и наступает глубочайшая тишина, безмолвие души. И вот в этом безмолвии души вдруг чувствуешь, что стал так близок своему другу, тому человеку, который рядом находится. Это, конечно, не слияние в том отношении, что один человек делается другим, но оба соединяются на такой глубине взаимного переживания, где слов больше не нужно: они вместе, и если любовь достаточно глубока, они стали одним целым.

И это относится к браку во всех отношениях, не только к чувству, не только к общению в мысли, но и к телесному общению. Только надо помнить, надо твердо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей - не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одного другим, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему.»

Но наверное, самое главное, чему мы учимся в браке, это любовь - чувство, которое иссякает в нашем, теперь уже капиталистическом обществе. Брак же имеет данную ему Богом силу восстанавливать любовь в сердцах людей. Митрополит Антоний (Сурожский) пишет: «Многие рассматривают брак с чисто общественно-государственной точки зрения. В таком случае семья делается не чем иным, как частичкой, очень малой частичкой общегосударственного аппарата, который налагает на нее большую тяжесть, и эта тяжесть иногда оказывается непосильной. Если всмотреться в причины этого, или в то, как люди сейчас вступают в брак, мне кажется, можно разделить людей на несколько категорий.

Некоторые вступают в брак, вернее, я бы сказал, в сожительство, потому что они нравятся друг другу, потому что между ними существует физическое или психологическое притяжение. Они не ищут в браке осуществления какой-либо цели, не хотят чего-то достигнуть, им кажется, что если они могут удовлетворить один другого телесно или психологически, то все уже достигнуто. Для этого они не ищут ни Божьего благословения, ни того, чтобы включить себя в человеческое общество и внести в него что-то новое.

Другие ищут брака, потому что между ними есть согласованность душевная, телесная, но, вместе с этим, и общность какого-то идеала. Они хотят стоять не лицом к лицу, а плечом к плечу, они не хотят провести жизнь во взаимном созерцании и взаимном удовлетворении, они хотят вместе вступить в жизнь и творить жизнь. В зависимости от того, каковы их убеждения, одни - неверующие - будут строить общество без Бога, но искать в нем всю доступную им глубину по отношению к человеку; другие - верующие - будут искать какого-то иного измерения. Некоторые верят просто в какое-то неопределенное божество, в какую-то высшую силу и будут, с одной стороны, искать благословения этой силы, доброго слова, сказанного от имени этого божества, а, с другой стороны, будут вдумываться: как можно создать брак, который был бы больше человека, был бы настолько велик, чтобы стать всечеловеческим.

Те, кто верит в определенного Бога (сейчас я буду говорить с точки зрения христианина), будут искать осуществления брака по таким образцам, которые нам даны в христианской Церкви: брак как единство, брак как образ вечной жизни.»

И закончить я хотел бы историей, рассказанной в далеком 1971 году все тем же Митрополитом Антонием Сурожским: «Помню, однажды в Америке я зашел в старый храм. Я просто зашел посмотреть и увидел: сидит человек, охватив голову руками в состоянии, как мне показалось, глубокой подавленности. Я подошел к нему, обнял за плечи и сказал: "В чем дело?" Он обернулся ко мне и начал плакать, а потом рассказал, что женат уже двадцать пять лет, что он священник. И он обнаружил, что больше не любит свою жену, и единственный выход для них - расстаться. А если он расстанется с женой, то расстанется и со священством, потому что это будет полный крах всего, во что он верил.

Мы поговорили, не очень долго, но действительно, что называется, "от сердца к сердцу". И я посоветовал ему пойти домой, и прежде чем позвонить в дверь, остановиться и осознать, что он ищет не девушку, на которой женился двадцать пять лет назад, что он не станет искать черты, которые он видел некогда, и в целом девушку, которой больше нет; он остановится и скажет себе: я звоню в дверь незнакомой женщины. Кого я встречу? - и спросит себя, может ли он полюбить эту женщину, которую прежде никогда не видел. Он так и сделал, и потом написал мне, что никак не ожидал того, что случилось. Он остановился, отбросил все прежние образы, позвонил в звонок и взглянул в лицо женщины, открывшей дверь; и влюбился в нее. Потому что он посмотрел в лицо действительности и не отогнал ее ради того, что когда-то было реально, но не отвечало его ожиданиям теперь.»

Протоиерей Димитрий Соловьёв.

Март 2013

 

 

О праздновании Крещения Господня в храме св.кн.Владимира г.Актобе

Kreshenie2013В ночь с 18 на 19 января 2013 г. в храме святого князя Владимира г.Актобе прошло праздничное ночное Богослужение, посвященное Великому Празднику Крещения Господа нашего Иисуса Христа. На праздничном Всенощном бдении на помазание освященным елеем подошло более 240 человек. После «Запричастного стиха» настоятель храма протоиерей Димитрий Соловьёв обратился к прихожанам с проповедью о Святой Богоявленской воде. За целый канун Праздника было роздано более 9 тонн Святой Богоявленской воды.


 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: