Образовательная конференция «Христос и семья», посвященная традиционным православным семейным ценностям.

Образовательная конференция «Христос и семья», посвященная традиционным православным семейным ценностям.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

По благословению Предстоятеля Православной Церкви Казахстана, митрополита Астанайского и Казахстанского АЛЕКСАНДРА, с 21 по 23 декабря 2012 г. в Свято-Матронинском храме Серафимо-Иверского женского монастыря города Алма-Аты состоялась Образовательная конференция Митрополичьего Округа «Христос и семья», посвященная традиционным православным семейным ценностям.

Конференция была организована Комиссией Округа по делам молодежи совместно с Алма-Атинской  духовной семинарией.  В работе конференции приняли участие представители  епархий Округа, ответственные за молодежное служение и  проповедь семейных ценностей, клирики епархии,  студенты  Духовной семинарии, учащиеся  воскресных школ города, педагоги, представители и лидеры православных молодежных клубов г. Алма-Аты  и Алма-Атинской  области.

Конференция проходила под председательством Преосвященного ГЕННАДИЯ, епископа Каскеленского, Управляющего делами Округа. Ректора Алма-Атинской духовной семинарии.

Основными тематическими направлениями работы Конференции были: Состояние института семьи в Православной Церкви; роль семьи в воспитании личности;  культурные, религиозные, этнические, экономические и политические факторы укрепления семьи и семейных ценностей в Православной Церкви; православная семья в различные исторические периоды; экономика современной православной семьи; религиозная сторона жизни семьи в Православной Церкви; семейные ценности в  русской классической и духовной литературе.

На пленарном заседании участники конференции заслушали:

- Приветственное слово митрополита Астанайского и Казахстанского АЛЕКСАНДРА;

- Выступление епископа Каскеленского ГЕННАДИЯ, ректора Алма-Атинской духовной семинарии: «Православная семья в контексте русской культуры»;

- Доклад протоиерея Димитрия  Соловьева (Актобе): «Смысл и предназначение семьи»;

-  Доклад протоиерей Виктора Михейкина (Петропавловск):  «Семья и школа - опыт православной гимназии»;

- Выступление иерея Александра Триандафилова: «Радости и проблемы многодетной семьи.  Важность семейной иерархии»;

- Выступление  Черепановой  Г. В., директора центральной воскресной школы г. Алма-Аты при Свято-Никольском соборе:  «Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка»;

- Сообщение  Рогальской  Ю.П. ( г. Есик ): «Влияние предварительных понятий о семейных ценностях в созидании молодой православной семьи».


Работа Образовательной конференции продолжилась на секциях, где обсуждались различные направления деятельности по реализации образовательного процесса и вопросы созидания семьи на традиционных основах Святого Православия, а также был  представлен опыт работы клубов молодой семьи.

На Образовательной конференции состоялась также дискуссия с участием представителей православного духовенства, студенчества, православной молодежи, научно-педагогической общественности города.


Заслушав и обсудив предложенные доклады и сообщения, участники конференции «Христос и семья» считают необходимым отметить:

1.     В настоящее время в христианских странах и общинах наблюдается кризис семейных ценностей, что выражается, в частности,  в большом количестве ( более 50% )  расторжений церковных браков.  В связи с этим существует острая потребность в создании и  продвижении положительного образа, идеала православной семьи.

2.     Сегодня невозможно создать  образ христианской семьи без обращения к духовному наследию Святых Отцов, опыту прошлых лет и веков.  Духовная культура вбирает в себя  весь опыт человечества.  Невозможно представить жизнь души без ее бытийного центра - духа. Именно духовная культура создает и питает ценности человеческой жизни, в том числе, семейные ценности.

3.     Человеческое общество без семьи не имеет будущего. Потребительское мировоззрение, которое навязывает рыночное мышление, разрушает альтруистические принципы, лежащие в основе любой семьи. Сегодня, когда на смену традиционной семье и венчанному браку приходят новые формы отношений - пробный брак, гражданский брак, однополый брак, мы должны отстаивать традиционный  семейный уклад христианской жизни. Поэтому занимаясь подготовкой молодежи к браку необходимо прививать все те добродетели, без которых невозможна семья - взаимопонимание, любовь, доброжелательность, готовность придти на помощь и пожертвовать собой.

4.     Путь христианской семьи есть путь совместного спасения, устремленный в вечность. Только при таком подходе супруги чувствуют высший смысл своего брака. Образ христианской семьи -  корабль, парус которого - искренняя любовь. Но этот парус  способен раскрыться  только при благодатном веянии Духа Святого.

5.     Духовно-нравственному воспитанию современных школьников и молодежи не уделяется достаточного внимания. Это происходит из-за недооценки православного мировоззрения, побуждающего личность к совершенствованию во Христе. Богочеловек Иисус Христос-  идеал человеческой личности.

6.     Успехи в строительстве крепкой православной семьи как малой Церкви в значительной степени определяются   неуклонным следованием всем церковным правилам и наставлениям Святых Отцов, как-то: регулярная совместная молитва,  чтение Слова Божия, строгое соблюдение дисциплины постов, паломнические поездки, назидательное чтение житийной литературы, совместное социальное служение, и другое.  Глава семьи и старшие в семье призваны являть  образ благочестия, умение оказать любовь и прощение, быть снисходительными и, движимые любовию Христовой, всегда готовыми принести свои личные  интересы в жертву общему благу.

7.     Участники Конференции обращают внимание педагогов воскресных школ, пастырей и воспитателей детей и молодежи на благотворное влияние  паломнических поездок, как средства, которое помогает созидать православное мировоззрение и совершенствовать духовно-нравственные  качества личности. Игумен Георгий (Шестун) так  выразил нашу воспитательную цель: «...научить молодых людей стяжать благодать Духа Святого, научить каждого стать личностью - духовной ипостасью человеческой природы». Над этим будут трудиться ведомые Церковью и семья, и воскресная школа, и молодежные клубы.

8.     Участники Конференции считают необходимым создать силами  Алма-Атинской духовной семинарии и Комиссии Округа по делам молодежи «Кодекс ценностей православной семьи» а также обращаются к Синоду  Митрополичьего Округа с просьбой рассмотреть вопрос о назначении в каждой епархии священнослужителя, ответственного за духовно-нравственное просвещение в области традиционных ценностей православной семьи.

9.     Участники конференции «Христос и семья» выражают благодарность Высокопреосвященнейшему митрополиту Астанайскому и Казахстанскому АЛЕКСАНДРУ, Преосвященному епископу Каскеленскому ГЕННАДИЮ и председателю Комиссии Округа по делам молодежи игумену Игнатию (Сидоренко) за внимание к проблемам воспитания семьи и высказывают пожелание об организации подобных конференций в будущем.

 

«Смысл и предназначение семьи»

KAE_3133Создание семьи - земное чудо, осуществляемое по благословению Божиему, еще самая первая Книга Библии свидетельствует о браке, как об особой заповеди, данной человеку: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт.3:24). Здесь надо заметить, что богословы расходятся во мнении, кому принадлежат эти слова - Богу или Адаму. Но, исходя из того, что у Адама не было ни отца, ни матери в нашем понимании этих лиц, то эти слова можно отнести к Божественному установлению. А вот авторство слов, стоящих строчкой выше, Библия относит Адаму: «И сказал человек вот эта кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт.3:23) (кстати, в еврейском тексте эти слова звучат в стихотворной форме, и видимо они являются первым на земле стихотворением, при этом посвященным женщине).

Есть такая шутка, что Бог создал жену для Адама именно из той кости, где отсутствует мозг, но на самом деле Бог создает жену из того «материала», который ближе всего к сердцу мужчины. Мало того, жена создана не из праха земнаго, а в отличие от мужчины, из более совершенного материала - из человеческой плоти. Кроме того, только Ева - райское создание, только она была создана в саду Эдемском после того, как Адам был в него поселен. В раю появилась первая семья, созданная и благословенная Самим Богом.

С того момента, как учит нас традиция Христовой Церкви, прошло уже более 7,5 тысяч лет. Менялись поколения, царства, падали империи, уходили в небытие цивилизации, но семья оставалась. Оставалась на такой же твердой основе, как солнце, луна, свет, зиждущиеся на Заповеди Божией. Но именно это Божественное установление, Божественная Заповедь по особому не давала покоя врагу рода человеческого - диаволу. Наверное, со времен грехопадения диавол объявил войну святости и нерасторжимости брака. В этой войне не стреляли пушки, не свистела картечь, была лишь линия фронта, которая, по меткому слову Ф.М.Достоевского, проходила «по сердцу человеческому», а я наберусь смелости прибавить: и по семьям человеческим, по семейным ценностям и нравственным устоям. Сегодня это Божественное установление подвергается откровенным и скрытым нападкам с помощью культа разврата, подавления нравственных устоев у молодежи, программ телевидения, прессы и многого-многого другого.

Наглядных примеров этому мы видим множество, один из последних - законодательный запрет в некоторых государствах Запада употреблять термины «отец» и «мать», якобы для того, чтобы не обидеть представителей однополых браков, заменив их терминами «родитель №1» и «родитель №2». Свои удары по семье наносит ювенальная юстиция, валеология и многое-многое другое, так откровенно раскрученное в современном обществе. Наверное, почти каждая семейная пара, не обязательно многодетная, может рассказать, как эта война происходит. Например, молодая мама ожидает рождения первенца. Проходит, согласно медицинским предписаниям, так называемый анализ на уродство плода или на болезнь Дауна, и почти сразу же сталкивается с твердым, но чаще всего совсем необоснованным приговором врача о наличии патологии. Невоцерковленная или маловоцерковленная женщина, не разобравшись в сути проблемы и не осознавая начавшейся против ее семьи войны, свершает первый аборт. И вот первый удар нанесен, первая трагедия в семье состоялась, первый ребенок был жестоко убит. Бывают и другие способы борьбы, если можно так выразиться, более легкие. Например, когда многодетная мама заходит с пятью детьми в переполненный автобус, ей принципиально никто не уступает место, а все пассажиры стараются отвернуться от нее в противоположную сторону. Или в очереди к кассе, при выходе из супермаркета, женщина с маленьким ребенком и коробкой молока просит пропустить ее без очереди, на что разъяренная очередь, видимо из тех, кто уже расправился со своими детьми, начинает судорожно кричать: «Нарожали тут!..». И таких примеров можно привести море. И чем больше их приводишь себе на память, тем ясней начинаешь понимать, почему у нас такой огромный процент разводов, почему браки распадаются, а малыши становятся заложниками семейных проблем.

Как-то мы решили провести опрос молодых людей, посещающих храм, на тему «В чем цель брака?». Ответы были самые разные, приведу лишь самые распространенные. Некоторые отвечали, что целью брака является рождение детей. Но разве пары, несущие крест бездетности, неполноценные? - парировал я, - и неужели только дети являются основой брака? Конечно же, нет. Полноценным браком является и многодетный и бездетный брак, ведь даже по утверждению генеологии между родителями и детьми существует первая степень родства, а между мужем и женой степени родства не существует - это больше, чем просто родственники, эта связь выше, чем та, что существует между родителями и детьми. Да и в то же время надо понимать, что дети - временные гости в каждой семье, которые побудут-побудут и разбегутся.

Кто-то из респондентов отвечал, что цель брака - это стремление к взаимной радости. Тогда я возражал: хорошо, а если в браке не найдется повода для радости, например, тяжелая болезнь супруга, которая на долгое время сведет его к одру болезни. Или какая-то другая тяжелая проблема, которая ляжет тяжким беременем на супругов, и не даст им даже подумать о радости, например из-за нехватки финансовых средств или врожденной болезни детей. Неужели в этом случае семья будет неполноценной? Другой интервьюированный сказал, что цель брака - это целомудрие, и когда я попросил пояснить, он ответил, что цель брака - не дать разжигаться плоти. Наверное, это утверждение можно отнести к одному из атрибутов брака, причем, не к основному, на который, кстати, указывает Апостол Павел: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор.7:2). Но здесь надо понимать, что Апостол Павел говорил о земном восприятии брака, сам же брак дан человеку в раю, когда блуда еще не существовало.

Что же в действительности может считаться целью и основой брачного союза? И что в действительности является целью каждой семьи? Из чего состоит фундамент и основа семейной жизни?

Наверное, ни для кого не секрет, что в среде светских и околоцерковных людей существует четкое мнение, что жениться надо по любви. Но, к сожалению, по любви женятся редко, в основном женятся или влюбляются по влюбленности. Влюбляются «в кожу», причем в ее верхние слои: влюбляются в глаза, в красивые волосы, в остроумие. Редко бывает так, что влюбляются в характер, еще реже - в разум, а уж совсем редко - в качество души. Но эта же самая влюбленность может стать той самой искрой, из которой разгорится пламя настоящей любви. Каждый час, каждый день, каждый год совместной жизни должны стать ступенью к возогреванию такой настоящей жертвенной любви друг к другу. Каждая жизненная ситуация, каждая проблема, преодолеваемая вместе, каждое радостное событие, переживаемое также бок о бок, являются тем самым Божественным промыслом, который должен все более и более укреплять любовь в семье. Но меня могут спросить: «А что Вы подразумеваете под словом «любовь»? Я бы ответил, наверное, неординарно, ответил не формулой, а сердцем: любовь - это благоговение перед тем, кого любишь, любовь - это когда не смотришь «на кожу», на характер, а когда благоговеешь перед святыней - мужем или женой, которого тебе доверил Господь. Кстати, именно отсюда возникает четкое осознание заповеди «не прелюбодействуй». Если ты смотришь на свою супругу, как на святыню, доверенную тебе Самим Христом, то как ты можешь покуситься на святыню, которая принадлежит другому человеку? И вот когда такое чувство возникнет в душе человека, а оно возникает не сразу, а со временем, семейная жизнь становится совсем другой. При влюбленности каждый добивался своих прав в семье, что по-сути дела являлось простым эгоизмом, а при любви наоборот - ищешь не своих прав, а жертвуешь собой ради своей второй половиночки. И апогей этой любви должен быть не в день свадьбы, а где-то далеко-далеко в глубокой старости.

Еще задолго до прославления святых царственных страстотерпцев я со своей будущей супругой для благословения на венчание посетил духовника Рыльского Николаевского монастыря архимандрита Ипполита (Халина), долгое время подвизавшегося на Святой Горе Афон. Отец Ипполит совсем неожиданно благословил нас иконой святых царственных страстотерпцев, которые на тот момент еще не были прославлены Церковью, и благословил называть наших детей по именам святых царственных страстотерпцев. Тогда все было как-то непонятно и лишь позже, когда стали рождаться детки - Николай, Александра, Алексей, Мария, Анастасия - постепенно мы стали осознавать, что домашняя церковь последнего Государя Николая Александровича была воистину примером возрастания в любви. Царь и Царица старались беречь это чувство - любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать. Не так, как происходит сейчас: чуть случатся в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны... Если вникнуть в то, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое, не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. Она пишет: «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения...»; «Как счастлив дом, где все - дети и родители - верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье - когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом - это место тепла и нежности».

И вот так они жили, так понимали семейную жизнь - «место тепла и нежности», очень бережного отношения друг к другу. Удивительная гармония взаимоотношений, удивительное духовное возрастание, удивительное спокойствие перед страшным крестоношением и самим Крестом. Эта семья была объединена одним чувством, поэтому естественно, не могло быть и речи о ропоте, взаимных упреках, тоске о прошлом - этого просто не существовало. Если бы что-то из этого было, большевики бы не поленились использовать это в пропаганде против царственных мучеников. Но была лишь счастливая семья, даже тогда, когда казалось бы невозможно быть счастливыми. В заточении святые царственные страстотерпцы являют настолько высокий духовный подъем, настолько великую любовь, что даже большевики, осознавая это, пытались, как можно чаще менять надзирателей, попадающих под воздействие красоты этой семьи, быстро претворяющейся в людей. Их единство и кротость делали окружающих людей другими, иногда совершенно другими. Вот именно поэтому прямо перед казнью большевики заменили охрану, для того чтобы она не успела изменить свой «звериный нрав».

Вряд ли можно найти еще одну такую семью, где к лику святых причислена вся домашняя церковь. Мы знаем святых, у которых просияли святостью родители, но братья и сестры не были в лике святых, у некоторых не был прославлен отец и т.д., у святых же страстотерпцев в лике святых прославлены отец, мать и все дети. На примере этой домашней церкви можно учиться основам любви, эти уроки любви можно брать, и когда еще нет детей, и когда появился первый ребенок, и когда семья стала многодетной, и когда в семье один из детей болен, и когда семью постигли серьезные испытания.

В традиции толкования святыми отцами Священного Писания на один и тот же текст могут быть разносторонние толкования, не разные по духу, но именно разносторонние по степени раскрытия заложенных в них духовных истин. Например, слова из Священного Писания «и будут двое одна плоть» можно понять как в прямом, так и в переносном смысле. В прямом смысле они касаются человеческого тела, а в переносном смысле - они могут касаться единства человеческих душ - абсолютное духовное единение двух любящих сердец. И хотя, может быть, кто-то скажет, что речь идет именно о плоти, многие святые отцы, например преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Макарий Великий, святитель Игнатий (Брянчанинов) и другие, настаивают на том, что в точном смысле слова духом может называться только Бог, а всё остальное называется духом бесплотным, невещественным по отношению к грубому вещественному миру, но отнюдь не по отношению к Богу. Только Бога мы можем назвать вполне Духом, всё остальное - плоть, хотя быть может и аморфная, и невещественная, и одухотворенная, но всё-таки по отношению к Богу всё равно плоть. Поэтому и слова «и будут двое одна плоть», согласно святым отцам, можно воспринимать как единение душ. Но это единение возникает не на влюбленности, влюбленность не позволяет любить душу человека, влюбленность концентрирует внимание на внешнем, а для того, чтобы в браке добиться единения необходимо, конечно, возрастить влюбленность в настоящую любовь. Думаю, что взращивание любви является целью брака.

Особо хотелось бы сказать о необходимости рождения в браке именно стольких детей, сколько дает Бог. Нам пытаются через массмедиа навязать установку, что многодетные семьи всегда проблемные: пустой холодильник, нищенское существование, грязные и оборванные дети, пьяные родители и т.д. Но я берусь сегодня утверждать: все эти стереотипы, хотя и взяты из реальной жизни, но являются скорее исключением, чем правилом. Да, это существует, но этого так мало, что об этом не стоит и говорить. На самом деле гораздо больше многодетных семей, из которых вышли великие люди или просто добропорядочные, честные христиане. Таких много и таких больше, но о них не говорят и не пишут в газетах, ведь освещение подобного прямо противоречит заказу общества, которое не способно принять многодетность. Есть разные причины малодетности, озвучу некоторые: «мне жалко тарелку супа на своего ребенка», «мой ребенок может претендовать на мою жилпощадь», «он не позволит мне построить карьеру», «я люблю смотреть по вечерам кино, а он будет мне мешать, и вообще выгодней завести собаку - с ней меньше проблем, и самое главное меньше затрат» и т.п.

На собственном опыте я могу свидетельствовать о том, что с рождением каждого ребенка приходит особая помощь Божия. На каждого ребенка Господь посылает дополнительные квадратные метры жилплощади, здоровье и благословение родителям, находятся люди, которые начинают помогать многодетной семье. И самое интересное, что чем больше детей, тем больше таких людей. Кстати, в нашей епархии такую помощь мы пытаемся оказывать на всех ступенях епархиальной жизни. Многодетным клирикам по благословению его Высокопреосвящества Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Уральского и Актюбинского выплачиваются дополнительные финансовые средства. Епархиальная комиссия по благотворительности и социальному служению оказывает помощь семьям, находящимся в особо острых и проблемных ситуациях, а приходы в свою очередь помогают не только своим постоянным многодетным прихожанам, но и тем, кто просто обращается за помощью.

Причин отвержения многодетности и деторождения вообще много, но все-таки основная причина будет одна - страшный внутренний эгоизм, неспособный одаривать любовью не только ближнего, но и своего родного ребенка. Конечно, в этом смысле слова понятие «любовь» уже полностью устарело, под любовью понимают хоть что, только не самопожертвование. Но смысл и ценность брака именно во взаимной любви, которая является цементом, который не позволяет разрушиться семейному дому.

И в заключении я хотел бы привести две шкалы ценностей: первая шкала ценностей самого замороченного эгоиста на свете, а вторая - любящего отца. Для эгоиста ценно поваляться с бутылкой пива около телевизора, а по субботам обязательно в бане и с друзьями, хорошая зарплата, крутая машина, квартира со всеми сверхудобствами, за городом обустроенная дача, поездка в худшем случае Египет, в лучшем - на Мальдивы. Шкала ценностей любящего отца: подготовка подарков детям на Новый год, непреодолимое желание вкусить в доме запах зеленой красавицы (ёлочки), озорные детские глазки, поцелуй перед сном, вечерний выезд на каток, а летом - на природу. Понятно, что эти люди мыслят абсолютно разными категориями, понятно, что первый индивидуум будет идти по головам не только людей, но и собственной жены, для того, чтобы добиваться все больших и больших удовольствий. Человек, принадлежащий ко второй группе, наоборот, вопреки удовольствиям, иногда даже вопреки собственной усталости будет добиваться счастья своей семье и благополучия своих детей.

Завершая свое выступление, предлагаю для решения вопросов, поднимаемых на сегодняшней конференции, принять следующие возможные меры и действия:

- проповедование верных ориентиров для создания христианской семьи в современных условиях на известных примерах христианской истории и житиях святых;
- проводение обязательных курсов бесед для лиц, желающих вступить в брак (по-возможности выйти с предложением о совместной работе в данном направлении с органами ЗАГС);
- создание организационных основ в приемлемых для прихода формах для реализации системы подготовки прихожан к ответственному родительству, предупреждению социального сиротства и разрушения семьи;
- создание школы христианской семьи и семейных центров по оказанию социальной, психологической, юридической, педагогической помощи семьям при приходах;
- разработка и распространение специальных буклетов и методических пособий об основах христианской семьи и брака;
- создание страничек христианской семьи на Интернет-сайтах приходов;
- совместно с органами образования рассмотреть возможность организации встреч, бесед со школьниками в старших классах школ, на которых освещать основы христианского брака и взаимоотношений в семье;
- совместно с компетентными государственными органами, общественными организациями способствовать недопущению распространения в средствах массовой информации, в размещаемых рекламных материалах, полиграфических изданиях, произведениях искусства образов и идеалов, влекущих подрыв христианских основ семьи и брака;
- выступить с инициативой совместной работы с органами образования и здравоохранения, общественными организациями по проведению мероприятий в различных формах по проблеме абортов.

И в заключении хочу сказать, что сегодня этот доклад Господь сподобил меня представить не только в Праздник Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, но и в таком, поистине символичном месте, как град Алматы, ведь именно он имеет покровителями святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию, которые тоже являются маленькой домашней Церковью, соединенной тремя добродетелями. Когда-то в наших актюбинских краях нес бремя ссылки будущий старец, а тогда просто ссыльный этапированный архимандрит отец Исаакий (Виноградов), позже, по благословению святителя Николая Алматинского он нес свое послушание здесь, в этих благодатных крах. Ему принадлежат замечательные стихотворные строки, в которых так мудро и точно раскрывается понятие любви, и именно ими мне хотелось бы резюмировать мое выступление:

Однажды красавица мне говорила
О том, что такое любить:
"Любить - это падать, и в этом паденье
Другого с собой захватить".

Такую любовь я не знал и не знаю,
И знать не могу, не хочу.
Иную мечту о Любви в своём сердце
Я светом надежд золочу.

Любить - самому в высоту подниматься
Тернистою, узкой тропой.
Любить - это в райские двери стучаться,
Другого ведя за собой.

Протоиерей Димитрий Соловьёв,
настоятель храма святого князя Владимира г.Актобе

 

Конференция в Алматы

Эта поездка была не запланирована и, наверное поэтому, она прошла под Праздник иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Центральной целью поездки было общение. Общение, прежде всего, с Богом, и, конечно же, с людьми. Южная столица Казахстана - г.Алматы встретила меня холодной погодой, что совсем не характерно для этого города, ведь Алматы город солнца, гор, тепла и яблок. Кстати, город расположен всего лишь в 300 км от границы с Китаем и всего лишь в 1100 км до северной границы Индии. И хотя на улице был крепкий мороз, теплота человеческих взаимоотношений восполняла недостающее тепло. Конечно, морозами нас не удивишь, а вот теплота душевная была поистине удивительная. И, прежде всего, было удивительно видеть и осознавать, что Церковь Христова, Церковь Православная уже не «Церковь пожилых», но и молодых, да, тех самых молодых, у которых с таким интересом горят глаза и души.

Одной из основных целей моего приезда в Алматы было участие в конференции «Христос и семья», на которой Господь сподобил меня представить доклад «Смысл и предназначение семьи». Конференция по размаху охватила все епархии Казахстана через участие в ней своих представителей. Как любое доброе дело, конференция началась с молитвы - с Божественной Литургии, которую совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Астанинский и Казахстанский Александр в Иверско-Серафимовском женском монастыре. После Божественной Литургии началась конференция. В начале  состоялось награждение многодетных семей медалями и ценными подарками. С приветственной речью к присутствующим обратился Митрополит Александр. После Митрополита слово взял епископ Каскеленский Геннадий, осветивший тему «Православная семья в контексте русской культуры». Затем один за одним посыпались доклады и прения собравшихся. Итогом конференции стал документ, в котором собравшиеся выступили за укрепление семьи и противодействие всему тому, что направлено на ее разрушение. Уже ближе к вечеру конференция подошла к завершению.

На следующий день вместе с оставшимися в Алматы священниками мы принимали участие в совершении Божественной Литургии в самом большом храме Алматы - храме Христа Спасителя. Так чудесно пел детский хор, и все Богослужение было наполнено миром и тишиной. Не чувствовалась оторванность от родного города, а всё вокруг казалось каким-то родным. Вообще же в Алматы проводится большая и значимая работа. Например, совсем недавно, 7 октября 2012 г., состоялся первый молодежный фестиваль православного юмора. В этом же году впервые в истории Казахстана проведен съезд православной молодежи. Надо заметить, что в целом в Церкви Казахстана произошли значительные изменения. Существует несколько достаточно крупных молодежных организаций: «Альфа и Омега», «Синергия», «Вифлеемская звезда» и «Скиф». Кроме того, в Алматы начал функционировать клуб, способствующий объединению православных семей, «Райский сад». На добровольных началах существует музыкальный коллектив «2-ри», клуб православных мам и многое другое. И хотя Алматы по духовной составляющей всегда первенствовала среди городов Казахстана, сейчас это развитие существенно возросло.

Уезжая в день, когда состоялась Божественная Литургия, в Алматы пошел дождь, температура повысилась, достигла +7, погода стала похожей на алматинскую. Осталось множество впечатлений и приятных знакомств. Думаю, что эти встречи в Алматы  станут стимулом развития и для других городов Казахстана, которые примут эстафету от южной столицы.

Протоиерей Димитрий Соловьёв.

 

В Южной столице состоялась образовательная конференция «Христос и семья»

22 декабря 2012 года, по благословению Главы Казахстанского Митрополичьего Округа митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в Свято-Матронинском храме Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты состоялась образовательная конференция Митрополичьего Округа «Христос и семья», посвященная традиционным православным семейным ценностям.

Конференция была организована Комиссией Округа по делам молодежи совместно с Алматинской Православной Духовной семинарией и Информационным отделом Православной Церкви Казахстана.  

В работе конференции приняли участие представители всех епархий Митрополичьего Округа, ответственные за молодежное служение и проповедь семейных ценностей; студенты Семинарии, учащиеся воскресных школ города, педагоги, участники православных молодежных клубов г. Алма-Аты и Алматинской области.

Конференцию предварила Божественная Литургия, которую в Софийском соборе монастыря возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.

По окончании богослужения прошла церемония награждения многодетных семей. Затем состоялось открытие пленарного заседания конференции. Со словами приветствия к участникам обратился митрополит Александр.

В ходе работы Форума участники обсудили роль семьи в воспитании личности, а также культурные, религиозные, этнические, экономические и политические факторы укрепления семьи и традиционных семейных ценностей в церковной среде. Собравшимися также были подняты вопросы: православная семья в различные исторические периоды и религиозная составляющая в современной православной семье. Присутствующие обсудили роль семейных ценностей в русской классической и духовной литературе.

В ходе конференции были заслушаны доклады:

- Управляющий делами Митрополичьего Округа, ректор Алматинской Православной Духовной семинарии епископ Каскеленский Геннадий: «Православная семья в контексте русской культуры»;

22122012_1- настоятель Свято-Владимирского прихода г. Актюбинск протоиерей Димитрий Соловьев (Уральская епархия): «Смысл и предназначение семьи»;

- председатель комиссии духовного образования и катехизации Петропавловской епархии, директор православной гимназии в честь преподобного Сергия Радонежского протоиерей Виктор Михейкин (Петропавловско-Булаевская епархия): «Семья и школа - опыт православной гимназии»;

- председатель Комиссии Астанайско-Алматинской епархии по миссионерскому служению иерей Александр Триандафилов: «Радости и проблемы многодетной семьи. Важность семейной иерархии»;

- директор центральной воскресной школы при Свято-Никольском соборе Алма-Аты Г.В. Черепанова: «Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка»;

- участник православного молодежного клуба «Вифлеемская звезда» Ю.П. Рогальская (г. Иссык, Алматинская облась): «Влияние предварительных понятий о семейных ценностях в созидании молодой православной семьи».

По окончании докладов работа конференции продолжилась по двум секциям, где обсуждались различные направления деятельности по реализации образовательного процесса, вопросы созидания семьи на традиционных православных основах, а также был представлен опыт работы клубов молодой семьи.
В ходе мероприятия прошли дискуссии с участием представителей православного духовенства, студенчества и молодежи, а также научно-педагогической общественности города.

В завершение заседания форума собравшимися был принят итоговый документ, в котором организаторы и участники конференции обращают внимание общественности на тот факт, что успехи в строительстве крепкой православной семьи, как малой Церкви, в значительной степени определяются следованием церковным правилам и наставлениям Святых Отцов, таким как: регулярная совместная молитва, чтение Слова Божия, соблюдение дисциплины постов, паломнические поездки, назидательное чтение житийной литературы, совместное социальное служение. Глава семьи и старшие в семье призваны являть образ благочестия, умение оказать любовь и прощение, быть снисходительными и, движимые любовью Христовой, всегда готовыми принести свои личные интересы в жертву общему благу.


Присутствующие считают необходимым создать силами Алматинской Православной Духовной семинарии и Комиссии Округа по делам молодежи «Кодекс ценностей православной семьи», а также обращаются к Синоду Митрополичьего Округа с просьбой рассмотреть вопрос о назначении в каждой епархии священнослужителя, ответственного за духовно-нравственное просвещение в области традиционных ценностей православной семьи.

В заключение участники конференции «Христос и семья» выразили благодарность Главе Казахстанского Митрополичьего Округа митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру, Управляющему делами Округа Преосвященному епископу Каскеленскому Геннадию и председателю Комиссии Округа по делам молодежи игумену Игнатию (Сидоренко) за внимание к проблемам воспитания семьи и высказали пожелание об организации подобных конференций в будущем.

22122012

по материалам http://mitropolia.kz

 

Интервью протоиерея Димитрия Соловьева о 21 декабря 2012 года как дате конца света

Настоятель Храма святого Равноапостольного князя Владимира Дмитрий Соловьев:

- С одной стороны, церковь относится к этому нормально. В том смысле, что каждый день для христианина - это чудо Божье. И в любой день может состояться конец всего. Но к именно этой дате мы относимся скептически. Те люди, которые говорят о конце света, они чаще всего под своим носом погоду не чуют. Эти ученые не могут создать что-то действительно нужное. Например, лекарство от туберкулеза или от рака. Но зато они лезут в космос. Почему эта область - ее невозможно проверить. И поэтому они говорят, что какие-то планеты выстроятся в ряд. Вы лучше сделайте полезное. Исцелите больных, а не создавайте что-то призрачное. Сколько раз уже давали такие прогнозы. Это сродни сектантам. Те же свидетели Иеговы назначали постоянно прогнозы. А когда их спрашивают: почему это не сбылось? Они говорят, что конец света был, только он произошел в духовном мире. То есть выворачиваются, как могут. Эти люди, которые сейчас распространяют подобную информацию, тоже выкрутятся, перенесут на другое время. Я бы еще понял людей, если бы они к 21-му декабря продали свои квартиры и отдали деньги в детдом или дом престарелых. Но они не продают, а наоборот собирают. Скорее всего, это финансовая махинация. С населения собирают деньги. Не надо быть так называемыми «чемоданными людьми». Чего-то постоянно ждем, не ценим того, что есть. Надо жить сегодняшним днем.

 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: