Господь Иисус Христос однажды сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смерен сердцем», - и смирение есть вожделенная для многих христиан добродетель. Но часто, не добившись настоящего смирения, не сумев победить собственный эгоизм, многие «младенцы» духовной жизни бросаются в лжесмирение, пытаясь через него скрыть свою гордыню и предполагая, что через это лжесмирение они будут уважаемы и любимы обществом, и самое главное - исполнят заповедь Христову.
Вы никогда не замечали таких людей вокруг себя? Например, когда люди не опрятно одеты или пышут «смиренными» эпитетами, и через это пытаются приобрести вид смиренного, доброго человека. Им кажется, что если одеться чуть хуже среднего уровня или вообще не обращать внимание на одежду, то смирение уже будет обитать в их душах. А многие оправдывают свою внешнюю неопрятность еще и тем, что душа важнее тела, а значит, последнее ничего не значит по сравнению с душевным. Но на самом деле все как раз таки наоборот: внешняя неопрятность раскрывает и внутреннюю разобщенность. И по внешним признакам можно судить и о душе человеческой. Представим себе такую картину: на похоронах у своей мамы стоит родная дочь, внешне она одета прилично, но короткий топик не дает закрыть нижнюю часть живота и пупок, а джинсы плотно обтягивают нижнюю часть тела. Что можно подумать при виде такой картины? Можно предположить, что у доченьки настолько окостенела душа, что даже вид лежащей в гробу матери ее не трогает. А как следствие этого и соответствующая одежда. Или другой пример. В храм приходит человек грязный и непричесанный, рубашка застегнута не до конца, и живот вываливается наружу. О чем говорит его внешний вид? О том, что у этого человека нет уважения не только к храму, но и к обитающему в нем Богу. Вот если бы на этом месте стояла резиденция премьер-министра или хотя бы какого-нибудь мелкого чиновника, то, наверное, он и оделся бы соответствующе.
Естественно, здесь не идет речь о дорогостоящей или дешевой одежде, потому что возможность одеться чисто и со вкусом и в таком виде прийти в церковь не зависит от бедности или богатства. В нашем мире существует парадокс - самое ценное является самым простым и обыденным. Видимо так устроил Господь, что самое драгоценное, что есть у человека невозможно купить даже за большие деньги, а все второстепенное приобретается уже за деньги, и это касается не только души и тела, которые дал нам Господь как благой дар, но и многого другого. Например, воздух, вода, свет, хлеб присутствуют на земле в изобилии и доступны каждому, а представьте, если дорого стоило бы хождение по земле или отдых на траве? Или хлеб являлся б не самой дешевой пищей, а какой-нибудь дорогой? Сколько людей тогда были бы голодными? Нет, Господь так устроил, что всё самое ценное является одновременно самым доступным. Так и мы в одежде и внешнем виде должны ценить не изысканность и дороговизну, а опрятность, чистоту и простоту.
Мое внимание привлекает в храме одна пожилая бабуличка, всегда скромно и по- старушечьи одетая, но при всем этом ее одежда на столько опрятна, что создается впечатление не только внешней, но и внутренней чистоты этого человека. А вот, например, предметы роскоши, наоборот, стоят очень дорого, хотя по сути дела являются излишеством. Почему-то с советских времен нас убеждали в том, что быть христианином значит быть отсталым человеком. А в Римской Империи вообще считали христиан варварами. Но Церковь Христова - не вера варваров, а вера людей, уважающих законы этого мира и почитающих Законы Божии. Везде, где ступала нога христианина, наступал духовной и материальный подъем. Хотя с христианами поступали как раз по-варварски как в древности, так и сейчас. Во времена самого «просвещенного» Римского императора Марка Аврелия христиан мучили так же жестокого, как и при императорах-глупцах. Например, страдания мученика Аттала. Человека удивительного благородства души судили за то, что он был христианином. На суде ему предложили отречься от Христа, а когда он отказался это сделать, его раздели, посадили на раскаленный железный стул. Святой Аттал сел спокойно, хотя всё тело его обугливалось, и он, обличая римлян говорил: «Вы называете нас христиан варварами, а сами какое варварство творите?»
То же самое и во времена нашествия Наполеона, который вошел к нам как варвар и насильник, а ушел, как побитый пес. Чем мы, христиане, «отомстили» Франции? Только одним - любовью и прощением (даже строительством занимались во Франции, помогая бедным парижанам). Это было и во времена Христа. На примере Пилата видно, что он признает Христа невиновным и в то же время предает Его на смерть. Разве это не варварство? Или в наше время: беснующиеся девушки из группы «Рussy Riot» оскверняют Храм Христа Спасителя, а их с любовью и с просьбами препровождают в места не столь отдаленные, чтобы только оградить этих девушек от самосуда общественности.
Даже к варварам Церковь проявляет любовь. Поэтому, когда говорят о христианах, как о варварах, это можно воспринять как клевету. Уж кто-кто, а христиане никогда варварами не были и не только по делам, но и по внешнему виду. Образ христианина (внешний) соответствует его внутреннему миросозерцанию. Если это Церковь, то, как икона Царства Небесного, внешний вид священника благолепен, если это мирянин, - то, во-первых, его внешний вид не должен концентрировать на себе внимание, а во-вторых, он должен соответствовать месту, в котором христианин находится, т.е. Храму Божиему. Каждый человек своим внешним видом свидетельствует о внутреннем состоянии, и поэтому очень важно, чтобы внешнее находилось в соответствии с внутренним.
Протоиерей Димитрий Соловьев
август 2012 г.
12 июля Православная Церковь отмечает память святых апостолов Петра и Павла. На эту дату приходится окончание Петрова поста. В старину в этот день устраивали обильное угощение - накрывали богатые столы для всех, кто не смог себе этого позволить.
12 июля во всех православных храмах прошла торжественная Литургия памяти святых апостолов Петра и Павла. В храме святого князя Владимира служба в прошлый четверг началась в 8 часов утра. К этому времени в церкви собралось несколько десятков верующих. Каждый мог приложиться к иконе с ликами святых апостолов и попросить о помощи себе или своим близким.
- Сегодня у нас двойной праздник, - говорит настоятель храма святого князя Владимира протоиерей Димитрий Соловьев, - С одной стороны, это церковный праздник, с другой - светский. Церковный - потому что празднуется память святых апостолов Петра и Павла, которые начали проповедовать христианское учение по миру. До Петра и Павла мир был жесток и коварен, но после их проповедей народ стал задумываться о духовных и моральных ценностях: добрых деяниях, нравственности, помощи ближнему своему, любви друг к другу. Мир действительно стал преображаться. Но метаморфозы происходили не с помощью денег или оружия, ведь апостолы были простыми людьми, а с помощью любви к ближним.
Этому празднику предшествует пост, который начинается через неделю после Дня Святой Троицы. В этом году Троица выпала на 3 июля. Пост длился с 11 июня по 11 июля.
- Этот праздник считается еще и светским, - продолжает настоятель храма. Петр и Павел почитались на Руси издревле. Православные считают, что эти святые проявили себя во время Великой Отечественной войны.
Именно в праздник Петра и Павла, 12 июля 1943 года, советские войска одержали победу в танковом сражении под Прохоровкой на Курской дуге над силами вермахта. Эта битва стала переломной в самой крупномасштабной и кровопролитной войне XX века. В 1995 году на месте «битвы моторов» в поселке городского типа Прохоровка возведен храм святых апостолов Петра и Павла.
- У многих жителей нашего города есть родственники, которые участвовали в той битве, - вздыхает Димитрий Соловьев. - У меня прадед погиб в том сражении.
Петр и Павел были близкими по духу, любви к человеку и к Богу, но абсолютно разными по происхождению и характеру, - рассказывает отец Димитрий. - Пётр был простым рыбаком, а Павел - выходцем из известной семьи, который пользовался привилегиями граждан Рима.
Пётр (Симон) не умел ни писать, ни читать, в то время как Павел(Савл) учился у Гамалиила (известнейшего иудейского законоучителя того времени)
- Ранее Павел был гонителем христианства, он уничтожал церкви, - продолжает Димитрий Соловьев. - Но однажды, по пути в один из городов, где предполагалось уничтожить церковь, ему был свет с неба. Господь сказал ему: «Почему ты изгоняешь меня?» Павел ослеп, после чего изменил своё отношение к религии и стал приверженцем христианства. Впоследствии апостол обрёл зрение.
Но окончание жизненного пути для обоих апостолов стало трагичным - их казнили. Павла, как гражданина Рима, обезглавили, а Петра, как простолюдина, обрекли на мучительную смерть - распятие.
Их казнили в одно время - 12 июля 67 года новой эры(29 июня по юлианскому календарю). Причём приговоренный к кресту Пётр попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.
Владимир Бурьянов
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
|
Святость Церкви не только в неповрежденности ее учения, но и в причастности к святости Основателя - Господа Иисуса Христа. Очень ярко о близости Христа и Церкви пишет св. первоверховный апостол Павел, сравнивая отношения Христа и Церкви Его с чистым и непорочным браком, «не имеющим пятна, или порока, или чего-либо подобного»(Еф 5:2; 5-27, 29-30), подчеркивая при этом: «Тайна сия велика, я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32).
Чудом и красотой Церкви является Богослужение. «Службы церковные своим ходом и содержанием молитв, чтений и песнопений внушают глубокую благодарность к Богу и взаимное общение и любовь друг к другу.»(св.прав.Иоанн Кронштадтский)
Участие в Богослужениях настолько важно, что без него невозможно стать настоящим христианином. В Богослужениях, особенно в Литургии, совершаемой в Церкви, подаются благодатные силы бороться с грехом, смывать грех, удаляться от греха и возвращаться к Богу. Если в Таинстве Крещения происходит рождение человека в «пакибытие» (в вечное гражданство), то на Литургии в Таинстве Причастия Тела и Крови Христовой подаются силы в духовном возрастании, неприметном духовном росте. В Таинстве Исповеди, которую можно назвать духовной баней, происходит омовение проступков, совершенных после крещения, омывается духовная грязь. Поэтому, когда спрашивают: «С чего начинать христианскую жизнь после крещения - с поста, молитв, чтения Псалтыря, покупки Библии с иллюстрациями или другого? - можно однозначно сказать, - Нет». Жизнь христианская начинается с посещения Богослужений, особенно Литургии.
«Божественная служба при всех борениях наших с вами грехами и противоречиями злобными силами удивительно обновляет, укрепляет, очищает, ободряет, и она есть для меня величайшее благо в жизни. Благодарю за это Господа. Бесценное благо дано мне от Господа в Богослужении. В нем вся жизнь нашей души, все сокровище, тут ее родина, ее жизнь, ее святыня, ее воспитание, врачевание, пища и питие, ее сила, ее слава» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Это слова православного святого нашей Церкви, но и в жизни простых людей Литургия преображает очищает и умиротворяет их души, помогая бороться со злом. Вот как это преображающее действие, видимо испытанное на себе, описал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852): «Действие Божественной Литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто... И если общество еще совершенно не распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату... Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной литургии, если бы человек слушал ее с тем, чтобы вносить в жизнь слышанное. Всех равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего нищего, всем говорит одно, не одним и тем же языком, всех научает любви, которая есть связь общества сокровенная пружина «всего стройно движущегося, пища жизнь всего..» (Гоголь. «Размышления о Божественной литургии»)
Божественная Литургия содержит в себе все Евангелие. Читаются часы. Совершается первая часть Литургии - проскомидия. Занавесь закрыта, свет погашен, священник в алтаре вырезает Агнца, невидимо для народа, прикровенно рождается Христос.
Священник возглашает: «Благословенно Царство...», - это призыв душ христианских все свои силы положить для достижения благословенного отечества, благословенного Гражданства.
Священник выходит с Евангелием, звучат слова Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом...», читаются Апостол и Евангелие - все это проповедь Христова, дошедшая и до 21 века, и, если Бог даст, и до 101 века!
Звучат заздравные и заупокойные записки. Поминаются разные люди. В именах этих людей можно увидеть больных, хромых, глухих, немых, желающих исцеления Христова.
Но вот Херувимская песнь, ноты приобретают минорный характер. Христос идёт на страдание, и мы вместе с разбойником поминаем своих родных, близких. Далее идет преосуществление св.Даров, т.е. хлеб и вино становятся Телом и Кровию Христовой. С большим духовным трепетом Гоголь пишет о приложении св. Даров на Божественной Литургии в Тело и Кровь Христа: «Благословив, произносит священник: преложив Духом Твоим Святым: троекратно произносит диакон: Аминь - и на престоле, уже Тело и Кровь: пресуществленье совершилось! Словом вызвано Вечное Слово. Иерей (Священник), имея глагол вместо меча, совершил закланье. Кто бы он ни был сам, - Петр или Иван,- но в его лице Сам Вечный Архиерей совершил сие закланье, и вечно свершает Он его в лице своих иереев, как по слову: да будет свет, свет сияет вечно, как по слову: да произрастит земля обилие травное, произращает его вечно земля». На престоле не образ, не вид, но самое Тело Господне, - то самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушения, было оплёвано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку и потому что Сам Господь сказал: Аз есмь хлеб. Церковный звон подъемлется (начинается) с колокольней возвестить всем о великой минуте, чтобы человек, где бы он в это время не находился - в пути ли, в дороге, обрабатывает ли землю полей своих, сидит ли в дому своём, или занят другим делом, или томится на одре болезни, или в тюремных стенах - словом, где бы ни был, чтобы он мог отовсюду вознести моленье, и от себя в эту страшную минуту». (Гоголь)
Наступает минута Причастия. Царские врата еще закрыты - гроб завален камнем. Христос погребен за стенами алтаря. Священники молчат, лишь с клироса доносятся тихие ко-причастные молитвы, как будто бы жены - мироносицы молятся у закрытого гроба Господня.
Но вот загорается свет - утро Воскресения! Открываются Царские Двери! И Воскресший Спаситель в Святых Дарах Своих выходит из гроба к верующим в Него. Череда причастников проходит, и Св. Дары вносятся в алтарь и уносятся на жертвенник, что символизирует Вознесение Христово.
Церковь - наша мать. И только крепко держась за руку Матери, можно быть спокойным за свою судьбу. Как только мы вырываем эту руку и говорим: «Я сам», - начинаются духовные передряги. Но как крепко держать и не отпустить руку Матери-Церкви в нашем житейском море? Кто крепче вцепится в эту руку: тот кто венчался, кого когда-то крестили, кого принесли отпевать, или тот, кто усиленно ставит свечи и обливается святой водой? Думаю, нет. Скорее всего, сыном или дочерью Церкви можно назвать того, кто постоянно стремится в Храм, кто радуется Богослужению, живет таинствами церкви, переживает, когда долго не может посетить свою Мать, пытается воплотить в своей жизни Евангельские заветы и в этом находит неописуемую радость, несказанное утешение.
Протоиерей Димитрий Соловьев март 2010
28 июля в День святого равноапостольного князя Владимира в храме в честь его имени в г.Актюбинске прошли торжества в которых приняло участие духовенство города во главе с благочинным Актюбинского округа протоиереем Николаем Гузевым. Благочинному сослужили настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира протоиерей Димитрий Соловьев и клирик Свято-Никольского кафедрального Собора г.Актюбинска протоиерей Виталий Павлов. Перед Божественной литургией был совершен водосвятный молебен, а после совершения Божественной Литургии сотоялся праздничный Крестный ход. В 2 часа дня по актюбинскому времени город Актобе огласил праздничный перезвон в честь Дня крещения Руси.
|