Преображение

19 августа православный мир отметит праздник Преображения Господня, который в народе больше известен как второй или Яблочный Спас.

Алина ЗАБОРСИНА, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Священное Предание гласит, что за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор, и там его лик преобразился, открыв истинную сущность Сына Божия.

-  Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам славу своего божества для того, чтобы они во время его грядущих страданий и крестной смерти не поколебались в вере в Него, - рассказывает настоятель храма Святого князя Владимира протоиерей Дмитрий СОЛОВЬЕВ. - После всего увиденного пораженный и испуганный Петр сказал явившимся пророкам Моисею и Илие: «Давайте сделаем здесь три кущи». То есть, ему в этом месте было так хорошо, что он не хотел спускаться с Фавора. Святые отцы говорят, что это символически указывает, что когда человек достигнет духовной радости, то все мирские радости не принесут ему такого же  душевного удовлетворения.

Фавор (или Тавор) значит собственно центральное выпуклое место, пуп. Гора эта совершенно отделена от всей цепи гор и округлая от подошвы до вершины, отчего и получила своё название. Вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность.

- Фавор символизирует преображение в духовной жизни. Вот как тяжело подниматься на  эту гору, так тяжело и  в духовной жизни.

Для благословения плодов

В православном календаре Преображение Господне приходится на Успенский пост, который соблюдается с 14 по 28 августа, заканчиваясь в праздник Успения Божьей Матери. Церковным уставом в эти дни строгость в трапезе предписывается такая же, как и в Великий пост.

- Этот пост короткий, но очень строгий, - говорит отец Дмитрий. - Нельзя вкушать не только мясную и молочную пищу, но и рыбу, а в некоторые дни запрещено употреблять даже растительное масло. Послабление допускается в сам праздник Преображения Господня. В этот день разрешается есть рыбу.

Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме (откуда заимствован наш Устав) к этому времени созревает виноград, который положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, показывает, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу как его творение. В тех странах, где не растет виноград, установился обычай освящать вместо него яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас.

 

О внешнем и внутреннем

Господь Иисус Христос однажды сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смерен сердцем», - и смирение есть вожделенная для многих христиан добродетель. Но часто, не добившись настоящего смирения, не сумев победить собственный эгоизм, многие «младенцы» духовной жизни бросаются в лжесмирение, пытаясь через него скрыть свою гордыню и предполагая, что через это лжесмирение они будут уважаемы и любимы обществом, и самое главное - исполнят заповедь Христову.

Вы никогда не замечали таких людей вокруг себя? Например, когда люди не опрятно одеты или пышут «смиренными» эпитетами,  и через это пытаются приобрести вид смиренного, доброго человека.  Им кажется, что если одеться чуть хуже среднего уровня или вообще не обращать внимание на одежду, то смирение уже будет обитать в их душах. А многие оправдывают свою внешнюю неопрятность еще и тем, что душа важнее тела, а  значит, последнее ничего не значит по сравнению с душевным. Но на самом деле все как раз таки наоборот: внешняя неопрятность раскрывает и внутреннюю разобщенность. И по внешним признакам можно судить и о душе человеческой. Представим себе такую картину: на похоронах у своей мамы стоит родная дочь, внешне она одета прилично, но короткий топик не дает закрыть нижнюю часть живота и пупок, а джинсы плотно обтягивают нижнюю часть тела. Что можно подумать при виде такой картины? Можно предположить, что у доченьки настолько окостенела душа, что даже вид лежащей в гробу матери ее не трогает. А как следствие этого и соответствующая одежда. Или другой пример. В храм приходит человек грязный и непричесанный, рубашка застегнута не до конца, и живот вываливается наружу.  О чем говорит его внешний вид? О том, что у этого человека нет уважения не только к храму, но и к обитающему в нем Богу. Вот если бы на этом месте стояла резиденция премьер-министра или хотя бы какого-нибудь мелкого чиновника, то, наверное, он и оделся бы соответствующе.

Естественно, здесь не идет речь о дорогостоящей или дешевой одежде, потому что возможность одеться чисто и со вкусом и в таком виде прийти  в церковь не зависит от бедности или богатства. В нашем мире существует парадокс - самое ценное является самым простым и обыденным. Видимо так устроил Господь, что самое драгоценное, что есть у человека невозможно купить даже за большие деньги, а все второстепенное приобретается уже за деньги, и это касается не только души и тела, которые дал нам Господь как благой дар, но и многого другого. Например, воздух, вода, свет, хлеб присутствуют на земле в изобилии и доступны каждому, а представьте, если дорого стоило бы хождение по земле или отдых на траве? Или хлеб являлся б не самой дешевой пищей, а какой-нибудь дорогой? Сколько людей тогда были бы голодными? Нет, Господь так устроил, что всё самое ценное является одновременно самым доступным. Так и мы в одежде и внешнем виде должны ценить не изысканность и дороговизну, а опрятность, чистоту и простоту.

Мое внимание привлекает  в храме одна пожилая бабуличка, всегда скромно и по- старушечьи одетая, но при всем этом ее одежда на столько опрятна, что создается впечатление не только внешней, но и внутренней чистоты этого человека. А вот, например, предметы роскоши, наоборот, стоят очень дорого, хотя по сути дела являются излишеством. Почему-то с советских времен нас убеждали в том, что быть христианином значит быть отсталым человеком. А в Римской Империи вообще считали христиан варварами. Но Церковь Христова - не вера варваров, а вера людей, уважающих законы этого мира и почитающих Законы Божии. Везде, где ступала нога христианина, наступал духовной и материальный подъем. Хотя с христианами поступали как раз по-варварски как в древности, так и сейчас. Во времена самого «просвещенного» Римского императора Марка Аврелия христиан мучили так же жестокого, как и при императорах-глупцах. Например, страдания мученика Аттала. Человека удивительного благородства души судили за то, что он был христианином. На суде ему предложили отречься от Христа, а когда он отказался это сделать, его раздели, посадили на раскаленный железный стул. Святой Аттал сел спокойно, хотя всё тело его обугливалось, и он, обличая римлян говорил: «Вы называете нас христиан варварами, а сами какое варварство творите?»

То же самое и во времена нашествия Наполеона, который вошел к нам как варвар и насильник, а ушел, как побитый пес. Чем мы, христиане, «отомстили» Франции? Только одним - любовью и прощением (даже строительством занимались во Франции, помогая бедным парижанам). Это было и во времена Христа. На примере Пилата видно, что он признает Христа невиновным и в то же время предает Его на смерть. Разве это не варварство? Или в наше время: беснующиеся девушки из группы «Рussy Riot» оскверняют Храм Христа Спасителя, а их с любовью и с просьбами препровождают в места не столь отдаленные, чтобы только оградить этих девушек от самосуда общественности.

Даже к варварам Церковь проявляет любовь. Поэтому, когда говорят о христианах, как о варварах, это можно  воспринять как клевету. Уж кто-кто, а христиане никогда варварами не были и не только по делам, но и по внешнему виду. Образ христианина  (внешний) соответствует его внутреннему миросозерцанию. Если это Церковь, то, как икона Царства Небесного, внешний вид священника благолепен, если это мирянин, - то, во-первых, его внешний вид не должен концентрировать на себе внимание, а во-вторых, он должен соответствовать месту, в котором христианин находится, т.е. Храму Божиему. Каждый человек своим  внешним видом свидетельствует о внутреннем состоянии, и поэтому очень важно, чтобы внешнее находилось в соответствии с внутренним.

Протоиерей Димитрий Соловьев

август 2012 г.

 

Апостолы над Прохоровкой

12 июля Православная Церковь отмечает память святых апостолов Петра и Павла. На эту дату приходится окончание Петрова поста. В старину в этот день устраивали обильное угощение - накрывали богатые столы для всех, кто не смог себе этого позволить.

petr_i_pavel12 июля во всех православных храмах прошла торжественная Литургия памяти святых апостолов Петра и Павла. В храме святого князя Владимира служба в прошлый четверг началась в 8 часов утра. К этому времени в церкви собралось несколько десятков верующих. Каждый мог приложиться к иконе с ликами святых апостолов и попросить о помощи себе или своим близким.

- Сегодня у нас двойной праздник, - говорит настоятель храма святого князя Владимира протоиерей Димитрий Соловьев, - С одной стороны, это церковный праздник, с другой - светский. Церковный - потому что празднуется память святых апостолов Петра и Павла, которые начали проповедовать христианское учение по миру. До Петра и Павла мир был жесток и коварен, но после их проповедей народ стал задумываться о духовных и моральных ценностях: добрых деяниях, нравственности, помощи ближнему своему, любви друг к другу. Мир действительно стал преображаться. Но метаморфозы происходили не с помощью денег или оружия, ведь апостолы были простыми людьми, а с помощью любви к  ближним.

Этому празднику предшествует пост, который начинается через неделю после Дня Святой Троицы. В этом году Троица выпала на 3 июля. Пост длился с 11 июня по 11 июля.

- Этот праздник считается еще и светским, - продолжает настоятель храма. Петр и Павел почитались на Руси издревле. Православные считают, что эти святые проявили себя во время Великой Отечественной войны.

Именно в праздник Петра и Павла, 12 июля 1943 года, советские войска одержали победу в танковом сражении под Прохоровкой на Курской дуге над силами вермахта. Эта битва стала переломной в самой крупномасштабной и кровопролитной войне XX века. В 1995 году на месте «битвы моторов» в поселке городского типа Прохоровка возведен храм святых апостолов Петра и Павла.

- У многих жителей нашего города есть родственники, которые участвовали в той битве, - вздыхает Димитрий Соловьев. - У меня прадед погиб в том сражении.

Петр и Павел были близкими по духу, любви к человеку и  к Богу, но абсолютно разными по происхождению и характеру, - рассказывает отец Димитрий. - Пётр был простым рыбаком, а Павел - выходцем из известной семьи, который пользовался привилегиями граждан Рима.

Пётр (Симон) не умел ни писать, ни читать, в то время как Павел(Савл) учился у Гамалиила (известнейшего иудейского законоучителя того времени)

- Ранее Павел был гонителем христианства, он уничтожал церкви, - продолжает Димитрий Соловьев. - Но однажды, по пути в один из городов, где предполагалось уничтожить церковь, ему был свет с неба. Господь сказал ему: «Почему ты изгоняешь меня?» Павел ослеп, после чего изменил своё отношение к религии и стал приверженцем христианства. Впоследствии апостол обрёл зрение.

Но окончание жизненного пути для обоих апостолов стало трагичным - их казнили. Павла, как гражданина Рима, обезглавили, а Петра, как простолюдина, обрекли на мучительную смерть - распятие.

Их казнили в одно время - 12 июля 67 года новой эры(29 июня по юлианскому календарю). Причём приговоренный к кресту Пётр попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.

Владимир Бурьянов

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


 

 

Литургия

Святость Церкви не только в неповрежденности ее учения, но и в причастности к святости Основателя - Господа Иисуса Христа. Очень ярко о близости Христа и Церкви пишет св. первоверховный апостол Павел, сравнивая отношения Христа и Церкви Его с чистым  и непорочным браком, «не имеющим пятна, или порока, или чего-либо подобного»(Еф 5:2; 5-27, 29-30), подчеркивая при этом: «Тайна сия велика, я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32).

Чудом и красотой Церкви является Богослужение. «Службы церковные своим ходом и содержанием молитв, чтений и песнопений внушают глубокую благодарность к Богу и взаимное общение и любовь друг к другу.»(св.прав.Иоанн Кронштадтский)

Участие в Богослужениях настолько важно, что без него невозможно стать настоящим христианином.  В Богослужениях, особенно в Литургии, совершаемой в Церкви, подаются благодатные силы бороться с грехом,  смывать грех, удаляться от греха и возвращаться к Богу. Если в Таинстве Крещения происходит рождение человека в «пакибытие» (в вечное гражданство), то на Литургии в Таинстве Причастия Тела и Крови Христовой подаются силы в духовном возрастании, неприметном духовном росте. В Таинстве Исповеди, которую можно назвать духовной баней, происходит омовение проступков, совершенных после крещения, омывается духовная грязь. Поэтому, когда спрашивают: «С чего начинать христианскую жизнь после крещения -  с поста, молитв, чтения Псалтыря, покупки Библии с иллюстрациями или другого? - можно  однозначно сказать, - Нет». Жизнь христианская начинается с посещения Богослужений, особенно Литургии.

«Божественная служба при всех борениях наших с вами грехами и противоречиями злобными силами  удивительно обновляет, укрепляет, очищает, ободряет,  и она есть для меня величайшее  благо в жизни. Благодарю за это Господа. Бесценное благо дано мне от Господа в Богослужении. В нем вся жизнь нашей души, все сокровище, тут ее родина, ее жизнь, ее святыня, ее воспитание, врачевание,  пища и питие, ее сила, ее слава» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Это слова православного святого нашей Церкви, но и в жизни простых людей  Литургия преображает очищает и  умиротворяет их души, помогая бороться со злом. Вот как это преображающее действие, видимо испытанное на себе, описал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852): «Действие Божественной Литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто... И если общество еще совершенно не распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная  причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату... Велико и неисчислимо может быть  влияние Божественной литургии, если бы человек слушал ее с тем, чтобы вносить в жизнь  слышанное. Всех  равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего нищего, всем говорит одно, не одним  и тем же языком, всех  научает любви, которая есть связь общества сокровенная пружина  «всего стройно движущегося, пища жизнь всего..» (Гоголь. «Размышления о Божественной литургии»)

Божественная Литургия содержит в себе все Евангелие. Читаются часы. Совершается  первая часть Литургии - проскомидия. Занавесь закрыта, свет погашен, священник в алтаре вырезает Агнца, невидимо для народа, прикровенно рождается Христос.

Священник возглашает: «Благословенно Царство...», - это призыв  душ  христианских все свои силы положить для достижения благословенного отечества, благословенного Гражданства.

Священник выходит с Евангелием, звучат  слова Нагорной  проповеди: «Блаженны нищие  духом...», читаются Апостол и Евангелие -  все это проповедь Христова, дошедшая и до 21 века, и, если Бог даст, и до 101 века!


Звучат заздравные и заупокойные записки. Поминаются разные люди. В именах этих людей можно увидеть больных, хромых, глухих, немых, желающих исцеления Христова.

Но вот Херувимская песнь, ноты приобретают минорный характер. Христос идёт на страдание,  и мы вместе  с разбойником поминаем  своих родных, близких. Далее идет преосуществление св.Даров, т.е. хлеб и вино становятся Телом и Кровию Христовой. С большим духовным трепетом Гоголь пишет о  приложении св. Даров на Божественной Литургии в Тело и Кровь Христа: «Благословив, произносит священник: преложив Духом Твоим Святым: троекратно произносит диакон: Аминь -  и на престоле, уже Тело и Кровь: пресуществленье совершилось! Словом вызвано Вечное Слово. Иерей (Священник), имея глагол вместо меча, совершил закланье. Кто бы он ни был сам, - Петр или Иван,- но в его лице Сам Вечный Архиерей совершил сие закланье, и вечно свершает Он его в лице своих иереев, как по слову: да будет свет, свет сияет вечно, как по слову: да произрастит земля обилие травное, произращает его вечно земля». На престоле не образ, не вид, но самое Тело Господне, - то самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушения, было оплёвано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку и потому что Сам Господь сказал: Аз есмь хлеб. Церковный звон подъемлется (начинается) с колокольней возвестить всем о великой минуте, чтобы человек, где бы он в это время не находился - в  пути ли, в дороге, обрабатывает ли землю полей своих, сидит ли в дому своём, или  занят другим делом, или томится на одре болезни, или в тюремных стенах - словом, где бы ни был, чтобы он мог отовсюду вознести моленье, и от себя в эту страшную минуту». (Гоголь)

Наступает минута Причастия. Царские врата еще закрыты - гроб завален камнем. Христос погребен за стенами алтаря. Священники молчат, лишь с клироса доносятся тихие ко-причастные молитвы, как будто бы жены - мироносицы молятся у закрытого гроба Господня.

Но вот  загорается свет - утро Воскресения! Открываются Царские Двери! И Воскресший Спаситель в Святых Дарах Своих  выходит из гроба к верующим в Него. Череда причастников проходит,  и Св. Дары вносятся в алтарь  и уносятся на жертвенник, что символизирует Вознесение Христово.

Церковь - наша мать. И только  крепко держась за  руку Матери, можно быть спокойным за свою судьбу. Как только мы вырываем эту руку и говорим: «Я сам», - начинаются духовные передряги. Но как крепко держать и не отпустить руку Матери-Церкви в  нашем житейском море? Кто крепче вцепится в эту руку: тот кто венчался, кого когда-то крестили, кого  принесли отпевать, или тот, кто усиленно ставит свечи и обливается святой водой? Думаю, нет. Скорее всего, сыном или дочерью Церкви можно назвать того, кто постоянно стремится в Храм, кто радуется Богослужению, живет  таинствами церкви, переживает, когда долго не может посетить свою Мать, пытается воплотить в своей жизни Евангельские заветы и в этом находит  неописуемую радость, несказанное утешение.

Протоиерей Димитрий Соловьев
март 2010

 

 

В День святого равноапостольного князя Владимира

 

28 июля в День святого равноапостольного князя Владимира в храме в честь его имени в г.Актюбинске прошли торжества в которых приняло участие духовенство города во главе с благочинным Актюбинского округа  протоиереем Николаем Гузевым. Благочинному сослужили настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира протоиерей Димитрий Соловьев и клирик Свято-Никольского кафедрального Собора г.Актюбинска протоиерей Виталий Павлов. Перед Божественной литургией был совершен водосвятный молебен, а после совершения Божественной Литургии сотоялся праздничный Крестный ход. В 2 часа дня по актюбинскому времени город Актобе огласил праздничный перезвон в честь  Дня  крещения Руси.

 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: