"По любви" никто не женится

Существует обыденное представление, что каждый брак должен строиться на твердом фундаменте любви. В основном так мыслят светские люди, но иногда и воцерковленные разделяют их мнение. Такое утверждение расходится с Домостроем - памятником 17 в., который настаивает на том, что для сына невесту могут выбирать родители. Причем, вмешательство родителей в выбор невесты или жениха является предельным, то есть до свадьбы родители вмешиваются в судьбу детей, включая, как сказано выше, даже выбор жениха и невесты, но как только этот выбор состоялся, родители предоставляют молодым возможность жить самостоятельно, пусть иногда и с ошибками, но всё-таки самостоятельно. Та любовь, которая, как считается, является основой брака, по сути дела является влюбленностью, той самой влюблённостью, которая через года, через десятилетия должна возрасти до размера ЛЮБВИ.

Думаю, не секрет во что влюбляются люди до брака, угадайте... В кожу. Причем в ее внешние слои. Практически не бывает случаев, когда до брака люди полюбили бы не внешнее, а внутреннее, полюбили бы вторую половину за какие-то душевные или духовные качества. В основном влюбляются во внешние. Но и такая влюблённость не является преградой для брака, а наоборот, она должна явиться не фундаментом, который размоют года, дожди, треволнения, а фундаментом, который станет основанием для настоящей жертвенной любви. Поэтому действительно, в брак вступают по влюбленности, а вот настоящая любовь рождается на 10-15-м году совместной жизни, при условии, конечно, постоянной жертвы ради друг друга.

У Марка Твена есть замечательное высказывание по этому поводу: «Тот, кто не прожил в браке хотя бы 25 лет, ничего не может сказать о любви. Чувство, которое часто принимают за любовь, интерес и влечение к другому человеку может возникнуть ни один и ни два раза в жизни, а множество, тогда как брак в идеальной счастливой судьбе заключается всего лишь раз.»

Святые отцы называли брак остатком рая на земле. И действительно брак может быть величайшим счастьем, но и, к сожалению, иногда величайшим горем. Любовь в баке – это не какое-то приятное ощущение, это, прежде всего, готовность приносить себя в жертву ради любимого.

протоиерей Димитрий Соловьёв

 

 

Казусы духовной жизни

Одного инока сжирала черная тоска. Он уж и так с ней, и эдак - не уходила. И был он в монастыре самым веселым человеком - все шутки шутил, все посмеивался. Только в последний год инок погрустнел и стал тихий, тоска его совершенно оставила, и можно было уже не шутить. Он вдруг начал слабеть, ослабел и умер. Во время его отпевания в храме разлилось благоухание, многим показалось - расцвела сирень. А это отец Василий просто победил дьявола.


***

Один батюшка вообще ничего не умел. Не умел отремонтировать храм, и храм у него так и стоял пять лет в лесах. Не умел с умом заняться книготорговлей и выбить точки, запустить книжный бизнес...У него не было нужных связей, щедрых спонсоров, десятков и сотен преданных чад, не было машины, мобильника, компьютера, е-mailа и даже пейджера. У него не было дара рассуждения, дара прозорливости, дара красивого богослужения - служил он тихим голосом... Проповеди он мямлил и повторял все одно и то же из раза в раз. Его матушку тоже было не слышно и не видно, хотя она у него все-таки была, но детей у них тоже не было. Так батюшка и прожил свою жизнь, а потом умер. Его отпевали в хмурый ноябрьский день, и когда люди хотели зажечь по обычаю свечи - свечи у всех загорелись сами, а храм наполнил неземной свет.

 

День памяти жертв массовых политических репрессий

poklonnaya_gora31 мая 2012 г., как и в предыдущие годы, в Казахстане отмечался День памяти жертв политических репрессий. Траурные мероприятия с участием Акима Актюбинской области А.Б. Мухамбетова, Акима города, председателей областного и городского маслихатов, руководителей департаментов, руководителей правоохранительных и судебных органов, ректоров высших учебных заведений прошли на месте массового расстрела жертв политических репрессий - Верблюжьей горе. В мероприятии также принял участие и настоятель храма св.кн.Владимира протоиерей Димитрий Соловьёв.  Перед началом заупокойного пения, панихиды он обратился к присутствующим: «Уважаемый Архимед Бугежанович, достопочтимое высокое собрание, братья и сестры! Сегодня мы присутствуем на этом поистине святом месте, чтобы отдать дань памяти всем безвинно убиенным отцам, братьям и сестрам нашим. Мы все стоим здесь в красоте и благолепии, а безвинных страдальцев привозили на эту гору в мрачных тюремных фуфайках, но этих людей украшала великая сила духа, такая, которую не могли сломить никто и ничто. На это место свозили интеллектуальную и духовную элиту нашего народа, для того, чтобы похоронить здесь интеллект и духовность. Но многих сюда привозили уже мертвыми, потому что путь сюда из Актобе они преодолевали в «черных воронках», выхлопные трубы которых находились внутри кузова для того, чтобы травить безвинных страдальцев. Многие теряли сознание и умирали еще на пути следования к этой горе. Обессиленные, окровавленные, прошедшие через душегубку «черного воронка» они здесь, на этом месте насильно разлучались душой от тела. Слава Богу, что мы об этом помним, Слава Богу, что мы собрались здесь, потому что память об этом является знаком того, что подобное никогда не повторится. Как только мы забудем об этом, всё может вернуться вновь. Вечная память и вечный покой всем страдальцам, жизнь свою положившим на этом священном месте.»

Мероприятие закончилось возложением цветов и венков к обелиску жертвам репрессий.

 

Вокруг пустого Гроба (часть 2)

Тель-Авив

Тель-Авив - столица Израиля. Тель-Авив переводится с иврита, как «холм весны»: («тель» - холм, «авив» - весна). Город построен при турецком владычестве. Архитектура города представлена в трех стилях: берлинском, одесском и американском. Причем самый красивый из этих трех стилей все-таки одесский. Одесские постройки самые благородные и почти всегда украшены бульварами, скверами. Берлинские - однотипны, в серых тонах. Американские - высотные здания.

Надо сразу сказать, что с точки зрения архитектурного планирования город построен неверно. В то время было принято считать, что морской воздух вреден для здоровья, и поэтому город, находясь на самом берегу Средиземного моря, почти всеми постройками как бы огражден от морского ветра.

Когда мы проезжали по улицам Тель-Авива, видели много вольнонаемных рабочих, стоящих в ожидали, что их наймут. Обычно самую черную работу в Израиле выполняют суданцы, нигерийцы, азиаты.

В Иерусалиме нет борделей и дискотек, зато в Тель-Авиве таких заведений достаточно.

В городе высокий процент русскоязычного населения и соответственно много вывесок и объявлений на русском языке. Иногда, заметив туристическую группу, кто-нибудь из прохожих, владеющий русским языком, может вступить в разговор и расспросить о своей далекой родине. Однажды, разговорившись с одним таким бывшим соотечественником, мы задали ему вопрос: «Где Вы живете? - на который услышали странный ответ, - Живу в дыре, купаюсь в яме.» Уже потом мы узнали, что «дыра» в переводе с иврита - это квартира, а «яма» - это море. Кстати, цена квартиры самой простой доходит до 1 млн.долларов, самые дешевые квартиры можно приобрести в Галилее, например в г.Тиверия, там квартира стоит до 500 тыс. долларов.

Тель-Авив живет по своим законам. До сих пор сохранились субботние гои (это люди, которые выполняют работу в субботу вместе евреев), кошерные лифты, кошерные рестораны, которым выдаются сертификаты кошерности.  До сих пор существуют правила, по которым евреи в субботу не смотрят телевизор, не разговаривают по телефону, не водят машину. Если же они не увидели на улице прохожего из евреев, который, к примеру, упал на землю, вследствие болезни, то, как умирающего, его позволительно поднять и сделать для всё возможное для его спасения, но если этот человек не еврейской национальности, то помочь ему считается грехом.

Все правительственные организации, а также консульства иных государств переехали из Иерусалима в Тель-Авив. Самые влиятельные министерства Тель-Авива - это министерство туризма и министерство обороны. Причем воинскую обязанность в Израиле несет не только мужская часть населения, но и женская.

В Израиле существует достаточно оснащенная армия, средний возраст солдат - с 18 до 21 года. Мужчины служат 3 года, женщины - 1,5 года. Позволяется служить рядом со своим домом.

Не каждый знает, но в районе Тель-Авива находится древняя Иопия или Яффо (Яффа), которая является пригородом Тель-Авива. Уже несколько лет Яффой управляет Архиепископ Яффский Дамаскин. Каждый год на Крещение Господне Владыка освещает Средиземное море. Отплывает на корабле вглубь и бросает крест в воду.

Единственной структурой, которая не переместилась в Тель-Авив, а остала за собой столицей Иерусалим - Иерусалимская Православная Церковь, которая, хотя и небольшая -  1 Патриарх, 9 митрополитов и 9 архиепископов, - но дело проповеди, которое она несет, и охрана православных святынь для всей Церкви имеет огромное значение.

 

Самария и Сектор Газа

Совсем недавно была Неделя о самарянке. Ученики удивились тому, что Господь беседовал с ней (чит. Евангелие от Иоанна). Но непонятно, почему ученики Христовы так удивились. Как тогда, так и сейчас Самария, хотя и относится к Израилю, но, по сути дела, является государством в государстве, и многие израильтяне, да и паломники, приезжающие на Святую Землю, стараются объезжать ее стороной, даже тогда, когда значительно прибавляется время пути. Народ, проживающий на территории Самарии, под воздействием языческих нападений в значительной степени исказил Древний Божий Закон. И поэтому еще со времен Христовых эта внешне неизолированная территория была фактически изолирована от Израиля.

В Самарии расположены многие святыни: гробница Иисуса Навина, Иосифа Прекрасного, пророка Самуила, внука и сыновей Арона. Здесь же на горе Гарезин находится первый жертвенник, сооруженный Авраамом. Это был действительно самый древний жертвенник, который был построен даже раньше жертвенника в дубраве Мамвра (имеется в виду жертвенник, построенный возле дуба Мамврийского,  у которого явилась Святая Троица).

В Самарии много лесов, оливковых рощ, фруктовых садов и родников. Всё вокруг дышит какой-то первозданной красотой, а люди (самарийцы) живут за счет земледелия. Но до сих пор Самария остается совершенно другим, непохожим на Израиль «государством».

Сейчас прилагаются все усилия, для того, чтобы израильская Самария не разделила судьбу палестинского Сектора Газа.

Сектор Газа относят к Палестинскому Автономному округу, но фактически это территория, находящаяся под военным контролем Израиля и ООН. Это связано с тем, что до сих пор Сектором Газа и его центром, городом Газа управляет радикальная партия Хамас.

В настоящее время в Секторе Газа находится более 2 тысяч православных христиан, и по негласной традиции из Иерусалимской патриархии в Сектор Газа отправляют обычно провинившихся священнослужителей.

В Газе легко стать мучеником за Христа, многие православные епископы и священники даже тогда, когда им предлагали эвакуироваться, отказывались, потому что не хотели бросать свою паству.

Еще совсем недавно, благодаря своему расположению, на берегу Средиземного моря Сектор Газа был курортом, сейчас эта территория полностью отделена военными частями от Израиля. И хотя в 2005 г. Израиль вывел свои войска из самого Сектора, вокруг него таких военных группировок достаточно. Исламистская партия Хамас в 2007 г. произвела переворот в Секторе Газа, и вся власть Палестинской Национальной Администрации перешла под контроль Хамас.

На территории Сектора Газа поживают около 1 млн. 600 тыс. человек. Длина Сектора Газа составляет 50 км по берегу Средиземного моря, а ширина - от 6 до 12 км. Естественно, эта территория   является абсолютно закрытой для паломников.


Мои чувства

Путешествуя по святым местам Палестины, в мыслях постоянно возникают какие-то ассоциации. Поднимаясь на Святую гору Фавор, вспоминались ступени к духовному преображению своей христианской жизни. Почему-то это преображение прочно ассоциировалось с Иисусовой молитвой, и большое количество вставленных на продажу четок в монастыре Преображения Господня,были явным признаком того, что мои чувства меня не подводят. Действительно, преображение совершается с помощью Божией и посредством Иисусовой молитвы. Так хотелось побыстрее научиться этому великому духовному делу! Да и из книг святителя Григория Паламы известно, что Фаворское Преображение и созерцание взаимосвязаны. А вот в Вифлееме, у звезды, указывающей на место Рождества Христова, возникало чувство того, что без совершившегося здесь начала нашего спасения, ни один человек не достиг бы блаженной вечности. Взирая на погребенных неподалеку в гротах Вифлеемских младенцев, осознаешь, что иногда вера в Бога требует не только пота, но и крови. У Святой Голгофы на какое-то время как бы пропадает всякая мысль, и у некоторых просто текут слезы, а некоторые только в смирении могут произносить: «Господи помилуй, Господи помилуй…». На месте Воскресения Господня возникает какое-то непреодолимое желание молиться обо всех. На месте, где Архистратиг Гавриил принес Благую весть, хочется вместе с радостным благовестником радоваться самому и радостно восклицать к Матери Божией: «Богородице Дево радуйся!».

Люди, даже впервые посещающие Святую Землю, замечают, что эта, казалась бы чужая земля, становится какой-то родной, какой-то близкой. Наверное, это связано с тем, что все христиане – одна большая семья, а если сказать точнее, одно тело, один организм. Ведь не даром на каждой Божественной Литургии священник торжественно возглашает о молитве "Едиными усты, единым сердцем", и это христианское сердце по-особому раскрывается на Святой Земле, по которой ходил Господь наш Иисус Христос. Здесь, как никогда уместно высказывание – «близко к сердцу». И именно поэтому простые люди, состоятельные люди, праведные и грешные, посетив один раз Святую Землю, навсегда влюблялись в нее. Почти каждый хотел бы вернуться и вновь испытать  внутренние благодатные ощущения от соприкосновения со святыней. А некоторые даже хотели бы быть там погребенными, как например святая преподобномученница Елизавета Федоровна, мечта которой, кстати, сбылась - в Гефсимании, неподалеку от места гробницы Пресвятой Богородицы, была погребена и святая преподобномученница.

 


 

Я родился, когда мне было 63

Однажды, беседуя с одним прихожанином, я остановился мыслью на его словах: «До 30 лет человек живет бессознательной жизнью, и по-настоящему обдуманно он начинает жить после 30». Хотя в этих словах есть определенная натяжка и с ними нельзя согласиться полностью, но все-таки отчасти правда в этих словах есть.
В церковной практике обычно к Исповеди начинают допускаться дети с семилетнего возраста, а значит, с семилетнего возраста человек может понимать и осознавать, что является хорошим, а что плохим. Поэтому и нельзя сказать, что только с 30-летнего возраста грехи могут вменяться, но всё же бывает и так, что внешне сильный и образованный человек в душе оказывается слабым невеждой.
Можно заметить, что в храме на Богослужении обычно стоят люди престарелого возраста, не потому, что у них тело крепче, чем у молодых, а потому, что дух сильный и крепкий. Молодых же людей, сильных телом, мало, потому что дух слабенький. Тронь сильного духом человека, и он сумеет воздать тебе добром, но тронь слабого и немощного духом человека, и он сразу же начнет злиться и извиваться.
Рост и возраст в духовной жизни определяется не годами жизни, а скорее принадлежностью к Церкви. В Таинстве Крещения, например, читаются молитвы о взрослых крещаемых как о младенцах, потому что  возраст духовный начинает отсчет с момента духовного рождения. У каждого этот возраст разный - кто-то становится младенцем в 35 лет, кто-то в 70, а кто-то в 40-й день от рождения. Например, интересно, что Ной родил своего первенца в 500 лет, значит до этого возраста он креп духом и духовно возрастал. А о жизни Авраама до 70 лет мы вообще из Библии ничего не знаем, видимо, отсчет его жизни начинается с 70 лет.
Однажды, освещая квартиру одного прихожанина и разговорившись с ним, я заметил, что, несмотря на преклонный возраст, он как ребенок чему-то радуется. Я спросил его об этой необыкновенной радости, и он ответил, что радуется тому, что ушел на пенсию, и теперь может возрастать духовно так, как не мог этого делать раньше: «Еду в самый дальний храм,  выхожу за 4 остановки раньше и читаю 150 раз «Богородица Дево радуйся!». Иду обратно и читаю Иисусову молитву. Прихожу в свою берлогу, передо мной книги - и опять радость от вкушения духовного слова. Моя жизнь началась в 63 года».
Не всегда внешний возраст соответствует внутреннему, а чаще всего внешний возраст намного опережает внутренний. Господь Иисус Христос однажды сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:43). Обязанность каждого ученика Христова совершенствоваться и укрепляться не только и не столько телом, сколько совершенствовать и укреплять свой ум».


Протоиерей Димитрий Соловьёв
 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: