К нам в храм обратились люди, которые не остались равнодушными к судьбе многодетной семьи, воспитывающей целых 5 граждан нашего независимого Казахстана. Желающих помочь привела в храм не только проблема этой семьи, но прежде всего, то, что храм Божий и народ Божий оказался единственной надеждой людей, попавших в очень затруднительную ситуацию.
Огромное количество людей в наше «экономически стабильное время» приходит в храм не только для того, чтобы получить духовное оживление, но и за материальной помощью. Они не идут с просьбой о помощи и не стоят с протянутой рукой около банков, около солидных фирм, около респектабельных заведений, потому что денег в этих заведениях много, а милосердия мало. Они иду к храму Божиему, потому что знают, что денег здесь мало, но милосердия много.
В последнее время в храме стали оказываться люди, ограбленные в поездах. В основном эти люди иногородние, и когда мы их спрашивали о том, как они находили наш храм в чужом городе, они отвечали: нас сюда привезла полиция и сказала, что если здесь вам не помогут, то больше вам в этом городе никто не поможет.
Иногда эту же историю рассказывают бомжи, которые благополучно доставляются к стенам церкви. Вот на днях на ступеньках храма не сидит, а фактически лежит слабая, промерзшая, голодная старушка. Еще несколько месяцев назад у нее был дом, который обманным путем был переоформлен на родственников, а потом все просто - родственники взяли топор и выгнали старуху на все четыре стороны. А наша доблестная полиция, естественно, жалея слабое существо, привезла ее к храму. Погода стояла холодная, а на бабушке не было даже колготок.
И к сожалению, такие случаи не единичны. Но то, о чем мы хотим сейчас вам поведать, конечно, является особым случаем и по причине того, что пять детей могут остаться без крова, да фактически уже остались без крова, и по причине вопиющего безразличия.
Я держу перед собой фотографии этих детей, детей, с которыми я познакомился около года назад, когда их крестил. На обратной стороне фотографии написаны даты их рождения. Прежде, чем их назвать вам, стоит заметить, что все они дети одной матери.
Михаил - 27.03.2005 г.
Карина (в крещении Екатерина) - 12.04.2006 г.
Владимир - 19.07.2007 г.
Андрюша - 29.11.2008 г. (скоро день рождения)
Даша - 29.05.2010 г. (кстати, Дашенька только недавно вышла из больницы, у нее был сильный ожег из-за пролитого кипятка)
Папа у деток неродной. Родной папа болен алкоголизмом. Но тот папа, который воспитал детей, любит их больше родного. Да и дети полюбили его и молятся, как за родного, тем более, что в данный момент он особо нуждается в этих детских молитвах.
А началась вся история с того, что этот папа принял чужих детей, как своих, и только последний ребенок, младшая девочка - совместная. Сам этот человек (назовем его Михаил) был детдомовским. Мама с папой запойно пили, и ребенок очутился в госучреждении. Однажды, когда мама вышла из запоя, она выкрала маленького Мишу из детдома, но повела его не в квартиру, а в подвал. Там в пьяном угаре она и скончалась. А ребенок продолжал жить, жить по уличным законам - где сворует, где найдет «вкусные» объедки на мусорке, часто просто питаясь голодом.
Так с малолетства он приучился к воровству. Теперь же, когда у него появилась любящая и любимая семья, он стал зарабатывать на пропитание своими руками, выполняя порой тяжелую и мало оплачиваемую работу. Но ради детей он шел на любой заработок. Часто бывало так, что выполнив определенную работу, деньги он не получал. Ведь, чем он мог себя защитить? А если он не может себя защитить, то, как считают многие работодатели, и денег ему платить не надо.
Но Михаил жил не один, у него была большая семья. И в последний раз, когда ему не заплатили, он пошел на воровство. Впереди была зима и дети были раздеты. Чтобы хоть как-то обеспечить пятерых детей теплыми вещами, он совершает преступление. Да и преступление-то мелочное, но срок грозит реальный. Завтра суд. А дети - дети каждый вечер стоят на молитве, вымаливая у Боженьки папу...
Так семья осталась без средств к существованию, живя в маленькой, снятой на время комнате. Семья состоит на учете на получение жилья под номером 447, а в год очередь двигается на 2, максимум 3 человека (во всяком случае, в этом году, 2011-м, она продвинулась только на 3 человека). Пособия, которые выплачиваются государством, составляют в общем, на пятерых детей - менее 14 тыс. тенге. На эти деньги не то, чтобы снять квартиру, но даже и питаться нормально невозможно.
Мама деток, как может, старается подработать. В данное время она моет полы в подъезде одной многоэтажки и при другом доме работает дворником. В общем, с учетом подработки, доход этой семьи с 5-ю детьми составляет 35 тыс. тенге, из которых 14-ть они платят за комнату. Но по сути дела в этой комнате и жить-то с детьми невозможно. Для того, чтобы снять более или менее сносное жилье нужно не менее 35 тыс., а когда хозяева узнают, что в их квартире будут жить дети, которые могут порвать обои и в добавок шуметь и бегать, цена возрастает до 45-50 тыс.
Сердобольные люди пришли за помощью к Богу и к небезразличным к чужому горю христианам. Я попросил маму деток написать о себе. Вот текст, который я держу в руках, написанный на скорую руку:
«Меня зовут Бондарь Инна Анатольевна. Родилась я в Одессе в 1982 году. Родная мама почти сразу от меня отказалась и уже в детском доме меня удочерили приемные родители из Казахстана. Они были довольно преклонного возраста, поэтому я не могла их назвать «мама» и «папа», а всегда называла их «бабушка» и «дедушка». Прожила я у них до 13-ти лет, а потом они как-то быстро и скоропостижно скончались.
Так я опять оказалась в детском доме, но уже не в украинском, а казахстанском - в Алгинском детском доме. Там я окончила 11 классов и поступила в Актюбинский политехнический колледж. К сожалению, с третьего курса я ушла - уж больно торопилась замуж, о чем сейчас сильно жалею. Но подсказать и направить меня в то время было некому, а сама была сильно молода.
Прожила с мужем 7 лет. Брак официально зарегистрировать не получалось из-за того, что он постоянно пил. С ним у нас родились дети, но пьянства и побоев я не вынесла. Ушла с детьми, куда глаза глядят. Сама я не пью, не курю. Очень сильно люблю своих детей. Сейчас они смысл моей жизни. Многие меня осуждают за то, что я их родила, да и еще и при таком муже. Но я не жалею, потому что рядом с ними мне не страшны никакие беды. Да, в сущности, и проблема у меня только одна - найти жилье для себя и для своих деток, хотя бы съемное, но по приемлемой цене. Своего жилья у меня нет. Стою в очереди на получение, пока еще только 447-я в списке. Пособия на своих деток я получаю смешные - по уходу за ребенком 1512 тенге на каждого (выходит 7560) и как многодетная мать 6006 тенге, т.е. всего 13566 тенге. Но как-то уже стало привычно существовать на эти деньги, хватает на еду и одежду. А вот с жильем у нас действительно большие проблемы, потому что с детьми нас никто не хочет брать, а те, кто берет, заламывают баснословные цены. Про детский садик я вообще молчу, стараемся, как можем сами заниматься дома. Скоро (на следующий год) двое моих старших деточек пойдут в школу. Прошу вас помочь. Заранее благодарю за любую помощь. Спаси вас Бог.»
Протоиерей Димитрий Соловьев
Недавно в одной актюбинской газете прочитал статью такого содержания: «Нашей газете требуется журналист. Главное условие - видеть в окружающих событиях захватывающие вещи». То есть при выборе потенциального претендента на должность журналиста редакция руководствуется одним единственным принципом - додумывать и придумывать. Когда я прочитал этот текст в газете, то мне стало жалко тех, кто читает такие газеты. И не только из-за того, что на газету надо тратить целых 60 тенге, но главное, что вместо новостей приходят пародия на новости, т.е., попросту, говоря комиксы.
Конечно, всем понятно, что региональные СМИ ровняются на центральные, но вместо того, чтобы ровняться на наши республиканские СМИ, провинция старается ровняться на Америку. Там на телезрителей льется разврат и у нас стараются даже рекламу сделать вульгарной. Там телевидение и СМИ выливают на слушающих и смотрящих огромное количество криминальных помоев, и наши СМИ стараются иметь своих завербованных журналистов в судах, прокуратуре, УВД.
Почему так происходит? Потому что у многих региональных СМИ (не у всех) ориентация идет только на рейтинг, т.е. не важно, что писать и о чем говорить, главное, чтобы повышался рейтинг, потому что от рейтинга зависят доходы.
В России самым криминализованным является НТВ, а самым непристойным каналом - РЕН-ТВ. Но, в то же время, эти каналы, играя на низменных чувствах человека, зарабатывают самые большие гонорары. В регионах тоже стараются от них не отставать и пытаются преподносить своим потенциальным жертвам то, к чему стремится их душа. Веришь в гороскопы - пожалуйста, вот тебе гороскопы. Нужен разврат - пожалуйста, вот тебе телефон, звони и «общайся». Хочешь посмотреть, как убивают жен, мужей, детей, матерей - пожалуйста, мы для тебя все это покажем в подробностях.
Один западный телепродюсер откровенно сказал: «Рынок заставляет меня искать и показывать самые мерзкие сенсации. Какой смысл мне показывать священника, который учит людей добру - это банально и совсем не интересно, а вот если я покажу изнасилованную малолетнюю девочку, а еще лучше мальчика, а еще лучше старушку, это вызовет колоссальный интерес и принесет мне баснословный гонорар».
Для меня вообще удивительно, как можно в странах СНГ бороться с педофилией и в то же время, разрешать проповедь этого порока на форумах, сайтах, телевидении? Возникает вопрос: если вы против этого боритесь, то зачем разрешаете? Ведь решением суда, хотя бы на территории нашей Республики, можно закрыть непристойные сайты и низкие газеты. Но почему это не делается? Почему наши «всесильные» органы трусят в борьбе с растлением наших детей? Получается, что на словах все умные, но в реальности это никому не надо. Конечно, мне могут возразить тем, что весь разврат, всю педофилию уничтожить невозможно. Но на этот вопрос я ответил бы вопросом: а кто пытался? Слышали ли мы когда-нибудь, чтобы был закрыт хотя бы один порнографический сайт? Нет. А слышали ли мы когда-нибудь, чтобы закрыли газету за написанные непристойности? Нет. А, может быть, газету закрывали когда-нибудь за проповедь насилия? Нет, этого не было. К сожалению...
Один слишком откровенный журналист мне доходчиво объяснил политику наших СМИ. Я попросил его написать статью об абортах, о домах смерти для актюбинских детей, на что он мне ответил: «Если мы все это напишем, то нашу газету вообще никто не будет читать, потому что люди не любят и не приемлют, когда их призывают к нравственности, но зато с легкостью поглощают всякую грязь».
Психологи утверждают, что за долго до террористических актов в Москве (Норд-ост) и Беслане телевидение методично и уверенно через верстку новостей, закупку криминальных фильмов готовило потенциальных террористов. Ведь каждый знает по себе, что люди склонны ко всему привыкать и это еще лучше знают телевизионные и газетные редакторы и сценаристы. Поэтому и варианты разврата и насилия становятся все более оригинальными, все более циничными. Почему законодательно, хотя бы если не запрещают, то ограничивают сцены насилия и порнографии? А если есть такие законы, то почему они не действуют? Речь идет не столько об индустрии порока и насилия, сколько о простой банальной человеческой этике, которой совсем нет в наших художественных фильмах, рекламе, а тем более в пиар-проектах. Может быть, это делается за счет чужих средств, для того, чтобы заставить нас жить не разумом, а инстинктами?
Когда смотришь на происходящее вокруг нас, то появляется некая ностальгия по прошлому, когда девушки носили скромные платья, исполнялись добрые песни, материнство было в почете, насилие считалось чуть ли ни шизофреническим заболеванием, а страну никто не принуждал к дебилизации. Но, судя по всему, при всем внешнем прогрессе, в душах людей происходит полный регресс.
В прошлом году наблюдал такую картину: выпал снег, и глава семейства убирал вокруг дома снежные сугробы. Я подошел, мы разговорились, он мне рассказал, что стены дома могут отсыреть, а хочется, чтобы дом достался в целости и сохранности детям. Прошел год. Вижу табличку на дверях этого дома, оповещающую о его продаже. Стал интересоваться и оказалось, что семья разводится, и их дом продают за бесценок. Я сразу же вспомнил, как они любили и оберегали этот дом, а тут прошел только год и они готовы отдать его почти даром первому встречному. Только тут я понял, какую силу и влияние имеют наши страсти: играя на них, не добропорядочные СМИ научились не только зарабатывать деньги, не только разрушать семьи, но и губить человеческие души.
Протоиерей Димитрий Соловьёв
Ноябрь 2011 г.
|
Когда на Земле рождается ребенок, то все вокруг радуются, а ребенок плачет. Но при переходе в Вечность должно быть все наоборот - мы должны радоваться тому, что идем ко Господу, а люди должны плакать о том, что расстаются с нами.
«Не стоит село без праведника», - гласит народная мудрость. И действительно, если мы оглянемся по сторонам, то увидим яркие примеры для подражания. Таких примеров в моей жизни было множество. Как-то я приехал на Причастие к человеку, тяжело больному, он попросил поисповедовать его за всю жизнь. Во время Исповеди он плакал о прожитой жизни и искренне каялся в грехах. Но я, стоя рядом, понимал, что жизнь этого человека - жизнь праведника. И все его грехи - недоразумения, свойственные людям вообще. Он осознавал их, как величайшие преступления, мы же на такие вещи, наверное, не обратили бы никакого внимания.
Еще как-то исповедовался другой человек и после Исповеди сказал мне: «Батюшка, а Вам не противно меня исповедовать?». Я же про себя подумал, что если его грехи «противны», то что говорить о моих грехах.
Вспоминаю еще один случай, произошедший в нашем храме. Один прихожанин стоял перед иконой и горько плакал, я спросил у него:
- Что случилось?
Он ответил:
- Ни чего.
-Может быть , просите Господа, - сказал я, - о прощении грехов?
И этот человек мне ответил:
- Я молюсь о том, чтобы Господь меня здесь наказал.
Когда я это услышал, заинтересовался, потому что обычно мы просим об обратном, о том, чтобы Господь не наказывал нас, и этот человек мне пояснил: «Пусть Господь меня накажет здесь, как Ему угодно, только пусть не лишит меня Спасения».
Порой на людей, отошедших в тот мир, мы смотрим как на далеко ушедших от нас, но на самом деле нас от них разделяют только цифры. У кого-то эта последняя цифра будет «2002», у кого-то «2011», у кого-то «2013», а у кого-то «2017» - вот и вся разница между теми, кто уже ушел и кто еще уйдет. Помнить об этом необходимо для нашего спасения.
Для человеку дана жизнь? Многие ответили бы так: «для самообразования», «для рождения детей», «для приобретения квартиры», «для покупки красивой дачи». Но разве все это будет постоянным? Разве это навсегда останется с человеком? Нет, с человеком останется только Вечность, и подготовить себя для Вечности, подготовить своих детей - задача и цель каждого из нас.
Преподобный Серафим Саровский поставил в своей келье гроб. Другой батюшка, ныне здравствующий, купил себе могилку, красивый памятник, выбил на нем дату рождения, потом поставил черточку, а вот дату смерти заповедовал выбить своим детям. И каждый день после вечернего Богослужения он старается придти на это место и вспомнить о скоротечности земного существования. Но действительно люди, которые помнят «последние своя», провождают на земле ангельскую жизнь. Вот даже этот батюшка, помня о своем смертном часе, настолько всех любил, включая и своих детей тоже, что никого не хотел обременять даже покупкой креста и небольшого памятника. Он говорил: «Вот отойду, а все будет уже готово, только циферки нацарапают, когда время будет, и все».
Однажды в храме одна женщина мне сказала: «Батюшка, а я совершенно не боюсь смерти. Если бы мне сказали - прямо сейчас, то я с радость бросила бы все и пошла бы к моему Господу, к моему любимому Господу». Такое дерзновение удивительно и чудесно. И только Церковь Христова совершает такое чудо.
Протоиерей Димитрий Соловьев,
Ноябрь 2011 г.
За каждый прожитый день происходит множество событий и в стране, и в мире, и в нашей повседневной жизни. И хотя их смена обновляет нашу жизнь, все же эти события заставляют нас привыкать к ним и воспринимать как что-то обычное. За одну минуту в мире умирает 90 человек, значит на одну секунду приходится 1,5 человека, за год в иной мир переходит 5 млн.человек, а рождается чуть-чуть больше. И на память приходят слова известной песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». В реальности, действительно, мы проживаем только миг, а прошлое остается в истории. Будущее же еще не наступило. И этот миг, который, по сути дела, является нашей реальной жизнью, мы заполняем суетой, беспокоимся о глобальных проблемах, об экономическом развитии страны, о новых законодательных актах, ищем свежие новости - и так беспрерывно. Все это на первый взгляд обычная мирская жизнь, но эта обычная мирская жизнь прекращается у меня тогда, когда я переступаю порог храма. Здесь, в Доме Бога Вышняго, начинаешь понимать и осознавать насколько эта суета пуста и никчемна. Здесь, в Храме Божием, начинаешь понимать и осознавать, что эта суета вытесняет из нашей жизни Бога, а без Бога вся наша жизнедеятельность обесценивается и приходит к тупику: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а за тем мы наш, мы новый мир построим - кто был ничем, тот станет всем» (гимн «Интернационал»). Идеи хорошие, но к чему они привели? К обнищанию населения, падению нравов, разрушению культуры и духовности - к полному тупику.
Вокруг храма кипят страсти: люди женятся, разводятся, взрывают, делят, обманывают, а в храме совершается тихая молитва. И, несмотря ни на что, эта молитва Церкви «за всех и за вся» будет продолжаться до скончания века. На каждом Богослужении Церковь Христова в духе любви совершает свои молитвы за мечущийся мир, за отчизну, природу и народ. В газетах пылают страсти, интриги, а священники православные на Богослужении под пение хора многократно повторяют: «О богохранимой стране нашей казахстанской, Президенте, властех, воинстве и народе ея Господу помолимся! О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся! О даровании плодов земных и временех мирных Господу помолимся!», - эти слова, как живительный бальзам, умиротворяющий стихии житейского моря. Они наполнены такой искренностью и простотой, и в то же время, такой любовью и нежностью к своему народу, Отечеству, к своему граду, на которую способна только Церковь Христова. Ведь как Христос положил жизнь свою за нас и нашего ради спасения, так и мы на молитве и Богослужении полагаем минуты и часы, вымаливая у Бога блага людям, нас окружающим, городам, в которых мы живем, земле, которая нас кормит. И пусть житейские волны будут продолжать возвышаться и яриться, Церковь Христова будет продолжать свое плавание по пути к Небесному Отечеству, беззаветно желая спастись всем.
Казахстан - земля мучеников
Казахстан - земля мучеников. Сколько здесь пролито невинной крови! Сколько верующих людей полегло здесь за свои убеждения! Обильно пропитана земля казахстанская потом и кровью людей, стойко стоявших за веру в Бога. И, наверное, их кровь, как семя, посеянное в землю, дает плод, который мы все видим сегодня - семя миролюбия, свободы и взаимной дружбы ислама и христианства, и дай Бог, чтобы так продолжалось на долгие года, на долгие столетия - навсегда!.
Новые горизонты взаимоотношений государства и религиозных объединений, которые заменили старый уклад и строй, стали выражаться в разных поощряющих религию со стороны государства мерах. У религиозных объединений появилось право юридического лица, а следовательно возможность иметь в собственности недвижимость, защищать свои права и интересы в суде, религиозные организации могут теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации. Командованию воинских частей запрещено препятствовать военнослужащим участвовать в богослужениях в свободное время. Дозволено совершение религиозных обрядов в больницах, госпиталях, домах престарелых, в тюрьмах и лагерях.
Пик фундаментального изменения закона пришелся еще на постсоветский период и отразился на законах всех стран, составляющих нынешнее СНГ, в том числе и на законе суверенного Казахстан. Первого октября 1990 г. был принят Закон, который сохранил прежний Совет по делам религий, но существенно менял его функции в сфере отношения к религии. «Государственный орган СССР по делам религий является информационным, консультативным и экспертным центром» (Русская Православная Церковь в советское время. М., 1995, с.284).
Радикальные перемены в правовом статусе религиозных объединений, рост влияния и высокий авторитет ведущих религиозных организаций Ислама и Православия не вызывали, мягко говоря, энтузиазма у сторонников прежних порядков. И только каким-то чудом или мудрой политикой в Казахстане посткоммунистический вакуум, образовавшийся после 70-летнией атеистической пропаганды, тихо и спокойно сумел перейти в нормальные взаимоотношения атеистов и верующих, чего нельзя сказать о России, где, к сожалению, энтузиасты и сторонники прежних законов приняли новый Закон, легализовавший религию, в штыки. Так, 9 сентября 1990 г. неподалеку от своего дома был убит широко известный на Западе и пользовавшийся большим авторитетом в церковной и около церковной интеллигенции протоиерей Александр Мень. Вся Россия была потрясена злодеянием, совершенным в Оптиной Пустыни на Пасху в 1993 г., - убийством монахов Русской Православной Церкви.
К счастью Правительство нашей Республики в переходный момент от массового атеизма к массовому либерализму сумело поставить мощный заслон для проникновения деструктивных и тоталитарных сект, как христианского, так и исламского направления. Но этого мало - даже самый мощный заслон имеет иногда трещины, через которые проникают духовно нечистоплотные люди, а иногда и целые организации, которые стремятся (а в некоторых случаях, не просто стремятся, а делают это намеренно) не признавать авторитета никакой власти, подрывают демократические устои нашей Республики, запрещают своим адептам служить в армии, разжигают национальные или расовые конфликты, калечат психику нормальных людей. К сожалению, действовавший Закон «О свободе совести» открыл широкие ворота для деструктивных и тоталитарных религиозных объединений. И часто эти новоявленные религиозные модернистские организации, прикрываясь красивыми названиями и якобы международным признанием, получали государственную регистрацию и начинали свое «черное дело» на территории нашей страны. И к великому сожалению, на территории нашего суверенного государства продолжают свою деятельность психолого-терапевтические и сатанинские организации религиозного толка.
Политические перемены конца 1980-х и начала 1990-х годов вызвали колоссальный рост числа действующих на территории Казахстана новых религиозных организаций. При этом некоторые новоявленные религиозные организации уже успели «прославиться» в мире, как практикующие психотеррор в отношении своих последователей, подозреваются в шпионаже, известны множеством судебных процессов по фактам нанесения психического и физического вреда адептам, различных антиобщественных и антигосударственных действий, вплоть до проникновения в государственные органы. Кстати, работа некоторых так называемых тоталитарных религиозных объединений уподоблется действиям специальных служб. Многие религиозные объединения занимаются абсолютно неконтролируемой «целительской» деятельностью, приводящей часто к умопомешательству и подрыву здоровья людей, а на языке сектантов такой подрыв здоровья человека после продолжительного лечения - кара за грехи.
Так что же такое тоталитарная секта? Часто в адрес православных или мусульман от адептов сект христианского направления (например «Аум Сиреке» и др.) или исламистского (к примеру, ваххабитов) слышатся упреки: «почему вы нас называете сектантами?» Но эти упреки разбиваются как лодки о камни при первой же полемике. Если мы называем ваххабитов сектой, то только потому, что с традиционным исламом эти политиканствующие элементы ничего общего не имеют. Т.е. они отсечены от традиционного ислама и их «выходки» нельзя приписывать всему исламу. То же самое можно сказать и об «Аум Синреке» - они отсечены от христианства, и их поведение отнюдь не сообразуется ни с какими христианами. Поэтому от таких «горе-мусульман» и «горе-христиан» возможны непредсказуемые действия, направленные и против личности, и против государственных органов, и против общества в целом.
В 2011 году в жизни Республики произошло неординарное событие - открылись 3 новые епархии Русской Православной Церкви в Казахстане. Общее число епархий выросло до восьми. Со времен постперестроечного периода Церковь Христова старается играть в жизни Казахской ССР, а позже и независимого Казахстан, не только религиозную, но и социальную роль. И новые структурные объединения призваны эту роль развивать и усиливать.
В 1984 году 1-го апреля на Алматинскую кафедру был наречен наместник Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит Евсевий. После хиротонии во епископы он получил титул Алматинского и Казахстанского. Пробыв на кафедре до 20 июля 1990 г., переведен в Поволжье, а ныне возглавляет Псковскую кафедру в сане митрополита. В тот же день и год - 20 июля 1990 года на Алматинскую и Казахстанскую кафедру назначают следующего наместника Троице-Сергиевой Лавры - Архимандрита Алексия. Почти год новоизбранный Владыка управляет обширной Казахстанской епархией. В 1991-м году Казахстанскую епархию делят на три части - три равноправные епархии с подчинением Святейшему патриарху Московскому. Епархиальные архиереи получили титулы - Алматинский и Семипалатинский, Уральский и Гурьевский, Чимкентский и Акмолинский. 31-го марта 1999 года Алматинская и Семипалатинская епархия Указом Священного Синода РПЦ переименовывается в Астанинскую и Акмолинскую. 7-го октября 2002 года архиепископа Астанинского и Акмолинского Алексия переводят в Тулу, а через несколько лет награждают саном Митрополита.
Решением Синода от 7-го мая 2003 года в Казахстане открывается митрополичий округ. Возглавил новообразованный Митрополичий округ митрополит Астанайский и Акмолинский Мифодий, переведенный с Воронежской кафедры. Юридически в 2003 году произошло открытие Митрополичьего округа, но практически, реально вплоть до 2010 года округ, как административная структура, не существовал. Синод РПЦ освободил Митрополита Мефодия от управления митрополичьим округом и перевел в Пермь, а на его место был избран председатель молодежного отдела Священного Синода архиепископ Костромской и Галичский Александр. Через несколько месяцев после назначения архиепископа Астанинским и Акмолинским 26 июля 2010 г. ему присваивается титул Астанайского и Казахстанского. 28 июля 2010 г. в день святаго равноапостольного князя Владимира на центральной площади г.Киева во время Божественной Литургии Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом архиепископ Александр возведен в сан митрополита. С 6-го октября 2011 г. митрополит Александр является постоянным членом Священного Синода РПЦ.
В настоящее время в митрополичий округ входит 8 епархий:
1) Астанайская - Алматинская область, г.Алматы, г.Астана. В епархии 61 приход, 4 монастыря 64 воскресные школы, 1 семинария. Возглавляет епархию Митрополит Астанайский и Казахстанский викарный архиерей, ректор АДС, епископ Каскеленский Геннадий;
2) Уральская и Гурьевская - Уральская, Актюбинская, Атырауская и Мангистауская области. Насчитывается 15 приходов. Возглавляет архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний.
3) Кустанайская и Руднинская - Костанайская область. Правящим архиереем
является епископ Анатолий.
4) Павлодарская - Павлодарская область. Управляющий епархией - епископ Варнава.
5) Петропавловско-Булаевская - Северо-Казахстанская область. Управляющий епархией - епископ Гурий.
6) Карагандинская - Карагандинская область. Титул епископа - Карагандинский и
Шахтинский. Управляющий епархией епископ Севастиан.
7) Кокшетауская - Акмолинская область. Временно управляет епархией
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
8) Чимкентская - Южно-Казахстанская, Кызылординская и Жамбылская
области. По данным на сентябрь 2011 г. она включает в себя 94 прихода, 22 часовни, 80 священников, 11 диаконов, 19 заштатных священнослужителей, 2 православные гимназии, 47 воскресных школ. Титул епархиального архиерея - Чимкентский и Таразский. Управляет епархией с 15 февраля 1991 года архиепископ Елиферий.
Православные церкви являются динамичными организациями, продолжающими нести Весть о Воскресшем Спасителе в современном Казахстане.
Земля Казахстана - это земля, освященная кровью мучеников. Первый мученик, проливший свою кровь за веру в Бога, был епископ Пимен Верненский (Белоликов), пострадавший на заре коммунистической власти - 16 сентября 1918 года. Начиная с этого времени, со всех концов бывшего Союза в Казахскую ССР ссылали всех лучших людей нашего Отечества - цвет веры, науки, культуры, тружеников на Ниве Христовой. Поименно мы знаем не многих, но кровь, пролитая ими, является лучшим свидетельством их святого подвига. Святые мученики Серафим и Феогност Алматинские, преподобный Севастиан Карагандинский, святитель Николай Алматинский, старец - митрополит Иосиф Алматинский и многие-многие другие, прошедшие через пытки и унижения, муки в застенках КАРЛАГА, и своею кровью, засвидетельствовавшие непоколебимость Церкви Христовой. Сегодня они предстоят Престолу Божиему и молятся о нас.
Святии новомученицы и исповедницы земли Казахстанския, молите Бога о нас!
Молитва
О, преславнии воины Отца Небеснаго! О, Божественнии храборницы! В годину гонения лютаго в земли Казахстанстей за веру Христову пострадавшии и сея земли предстатели теплейшии явившиися! Вам ныне мы, смиреннии и недостойнии, усердное моление приносити дерзаем в день благознаменитый праздника вашего. Обаче недоумеюще, како нарещи вас подобает или како по достоянию воспети подвиги ваша, сице вопием:
О, святителие Христовы, Евангелия Божественнаго и предания церковнаго носителие, о народе Божием печальницы! Помозите нам закону Господню прилежно поучатися и ближним своим милости творити, да будем достойни вашея любви и заступления.
О, священницы Господни, Жертвы Безкровныя совершителие и о прощении грехов людей христоименитых ходатаи! Испросите нам прилежание к службе Божией и попечение об исправлении грехов наших.
О, преподобнии отцы и матери, во ангельстем чине Богу послужившии, страстей победителие и даров Духа Святаго честнии сосуди! Излейте на нас благодать даров ваших, да возревнуем страсти вся победити.
О, страстотерпцы Божественнии, терпения адаманти твердии, кротости Христовы цвети благоуханнии! Далече отжените от нас малодушие и ропот, научите нас надежду на единаго Бога спасающаго возлагати и ближних немощи терпеливно носити.
О, святии сродницы наши, Земли Казахския украшение, юдоль печальную в славы Божия селение претворившии, равноагельнии хранителие градов и весей наших, о людех православных приснии молитвенницы! Якоже во время земнаго жития вашего во всяких нуждах страждущим помогали есте, тако и ныне будите нам помощницы и заступницы, яко велие дерзновение пред Богом стяжали есте, в тяжких страданиях верны Христу явившеся. Помозите нам поприще земное без порока прейти и Царствия Небеснаго достигнути и тамо купно с вами прославляти в Троице певаемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Протоиерей Димитрий Соловьев
ноябрь 2011 г.
|