Батюшка, я одержимый

Эту фразу я стал часто слышать от людей, приходящих в церковь. Чаще всех ее любят повторять алкоголики и наркоманы, потому что действия в них нечистой силы особенно явно. Иногда это действие просто разрушительно, но самостоятельно справиться с этим человек не может. Он понимает, что разрушает сам себя, понимает, что рушит свою судьбу, понимает, что «дальше так жить нельзя», но выход из создавшегося положения найти не может. Трудно передать, что испытывает человек, имеющий неадекватное отношение к алкоголю, после «веселого» дня во рту сухость, нос расплывшийся, как у свиньи, рубашка, из-за сильного пота, прилипает к телу, в комнате стоит запах гнили, перемешанный с перегаром, руки трясутся, голова не держится, щеки не бритые, глаза распухшие, порой хочется уйти в «нирвану».

С чем можно сравнить такое состояние? Только с одержимостью. И люди подверженные алкоголизму и наркомании, осознают это больше, чем все остальные. Как помочь такому человеку?  Что сделать для его исцеления? Я много раз задавал себе этот вопрос и никак не мог найти на него ответ. Иногда мне казалось, что нужно силой принуждать человека избавиться от этой страсти. Иногда казалось, что сам человек своей силой должен подавлять в себе эту пагубную страсть. Иногда я склонялся к тому, что необходима медицинская помощь больному. Но сейчас мое мнение склоняется уже к другому. Не знаю, насколько оно справедливо, право судить о нем оставляю за вами. Но перед тем, как сказать, замечу еще следующее: в разные годы жизни я по-разному относился к людям, пришедшим в храм пьяными. В начале я был «непримирим» к ним, строго с ними разговаривал и «деловито» объяснял о вреде пьянства, но всегда такое отношение вызывало у «слушателя» полное отторжение. А однажды (каюсь перед вами), когда я рассказывал о вреде пьянства, у слушающего вырвалось: «если в Церкви я не нужен, то не нужен никому». В дальнейшем я поменял отношение к этому вопросу.

Надо заметить, что на нашем сайте редко затрагивается эта тема. Прежде всего, это связано с тем, что та категория людей, которая приходит на наш сайт, в основном далека от этой проблемы, кроме того, информацию об этом недуге можно найти и в других источниках. Но все-таки вернемся к моему нынешнему отношению к этой болезни. Хочу рассказать такую историю: один достаточно сильно пьющий мужчина, проснувшись, как всегда, в состоянии похмелья после бурно проведенной ночи и сопровождавшейся, как обычно, дракой с женой, оделся и пошел за еще одной бутылкой. Вдруг слышит за спиной кто-то идет за ним, он оборачивается и видит, что вслед за ним идет его сын. Мужчина спросил: «Куда ты идешь?» На это мальчик ответил: «Куда ты, папа, туда и я».

Я не знаю, почему так ответил ребенок, сознательно он это сделал или неосознанно, но только такая любовь озарила отца, в этот момент он понял, что губит не только себя, но и сына - сын пойдет по его стопам. Неужели если погибаю я, должен погибнуть мой ребенок? - Нет. Мужчина развернулся и пошел домой делать уроки с ребенком. Любовь ребенка заставила отца не пить.

Узнав об этой истории, я стараюсь подражать этому мальчишке, и когда в храм приходят люди выпившие, то делаю все, чтобы они почувствовали с нашей стороны не презрение или отторжение, а любовь и сочувствие, и только в этом случае они не только возвращаются и приходят в храм трезвыми, но и меняются и становятся трезвенниками.

Замечено, что любовь творит чудеса. Любовь меняет человека и преображает его. И со страстью винопития любящее и сострадательное сердце способно сотворить чудо.

От пристрастия к винопитию молятся перед иконами Пресвятой Богородицы Неупиваемая чаша, Отрада и Утешение, мученику Вонифатию, св.Моисею Мурину, Архангелам Михаилу и Рафаилу, св.прав. Иоанну Кронштадтскому, мученикам Флору и Лавру.

Протоиерей Димитрий Соловьев

ноябрь 2011 г.

 

Молитва демонам

Подходя к школе, стал замечать, как сквернословят подростки, да и не только подростки, но и школьники младшего звена. Раньше я думал, что сквернословие - это болезнь «сапожников», но оказывается, что благополучные семьи заражают своих детей злословием не меньше, а порой и больше, чем люди из более низкой социальной среды. Сегодня наблюдал такую картину: с иголочки одетая родительница, от которой на 100 м запах «Шанеля», ведет в школу малыша, ребенок тоже одет по последней моде. И вот этой родительнице прямо на тротуаре преграждает путь въехавший автомобиль, в этот самый момент из уст молодой матери начинают изливаться такие срамные слова, о которых не каждый зэк знает. Женщина же продолжила путь, за руку ведя своего ребенка в школу. Со стороны я взглянул на ее лицо, оно выражало чувство удовлетворенности за то, что по ее мнению она дала ребенку все, что могла бы дать «нормальная» мать: ребенок сыт, хорошо одет, дорогой ранец украшает плечи, вроде бы такая мелочь, как сквернословие, никак не должна отразиться на малыше. Но на самом деле лучше бы эта мать дала ребенку меньше всего, что перечислено, только оградила бы его от тюремной культуры, ведь слыша такие вещи от матери, он воспринимает их как авторитетные.

Вообще же, надо заметить, что некоторые преступления не наказываются уголовным кодексом, но судятся Законом Божиим. Для человека неверующего таких законов не существует, он старается исполнять только те законы, которые прописаны в уголовном и административном праве, остальные законы - Законы Божии - не являются для него авторитетом. Допустим, в законе нет статьи о прелюбодействе, статьи о сквернословии, а некоторые статьи, хотя и взяты из Закона Божиего, но переделаны до неузнаваемости. Например, статья о растлении девицы: согласно Закону Божиему  это величайшее преступление, которое навсегда останется черным пятном в жизни девушки и не только девушки, но и всей ее будущей семьи. С точки зрения современного законодательства преступлением этот грех будет считаться только тогда, когда девушка не дала согласия растлевать себя.

То же самое и с грехом сквернословия. Ну что страшного, говорят безбожники, если мой рот и рты моих детей станут помойкой - разве этим я наношу кому-нибудь вред? Но с точки зрения Закона Божиего вред действительно есть, ведь Заповеди Божии по отношению к нам являются не просто волей Божией, но, прежде всего, оградительным средством. Если Господь что-то запрещает, значит, он от чего-то ограждает.

Почему нельзя сквернословить? Не только потому, что это приобщение к низкой культуре, но и по многим другим причинам. Многие скверные или жаргонные слова имею значение, о котором мы можем даже не догадываться. Например, польское слово «быдло» - оскотинившийся человек - 50% человек, 50% животное. Или еврейское слово «пацаны» - половой орган. Поэтому многие слова несут в себе или тайный смысл или глубочайшее оскорбление собеседника. Если с вами общается сквернослов, то будьте уверены - во время своей речи с помощью нечистых фраз и выражений он оскорбит вас, вашу мать и Господа. При этом неважно, будете вы это понимать или не будете, - факт остается фактом.

В святоотеческой литературе замечено, что во время  молитвы дом или квартира наполняются чистыми ангельскими духами. Во время сквернословия пространство начинают занимать скверные духи, ведь сквернословие - это тоже молитва, только молитва тому, кто царствует на дне ада. За сквернословие не сажают в тюрьму, за сквернословие даже не дают условные сроки, но для человека, принадлежащего к Церкви Христа Спасителя, любое жаргонное или скверное слово должно казаться ядом, пролитым в душу.

P.S. Кстати, замечено, что скверное слово может не выветриваться в течение многих лет. Так, многие низкие люди пользуются этой диавольской способностью и запоминают море скверных анекдотов, а когда их попросишь рассказать что-то нескверное, их языком овладевает полный паралич.

Протоиерей Димитрий Соловьев
ноябрь 2011 г.

 

Погоня за «жизнью»

Иногда нам кажется, что мы можем что-то не успеть в этой жизни. И действительно люди чувствуют, что многое сделать не успевают, огромные усилия тратят на здоровье, но удержать его в целости не получается. На работе беспрерывное колесо разных дел, но все как будто стоит на месте и не сдвигается с мертвой точки. Постоянно мучает чувство беспокойства о земном, особенно «о хлебе насущном». Но кушать как хотелось, так и хочется. Чувство голода удается удовлетворить на час или два от силы.

Такая погоня за тем, чего не успеешь, длится всю жизнь, и только с Богом и в Боге погоня прекращается. Молясь о спасении души, совершая добродетель, милосердствуя о людях, человек совершает то, что не улетучивается, собирает то, что не ускользает. Любое другое дело, будь оно даже первостепенной важности, например, здоровье, образование, работа, «съедается» годами, - то, что дает вера, не подвластно времени.

Один батюшка людям, бегущим в припрыжку по жизни, говорил: «Не знаю, как все остальное, а вот умереть точно успеете». Мне рассказывали о случае, как однажды группа паломников опаздывала на скорый поезд, чтобы вернуться домой. И вот в монастыре праздник, совершается Всенощное бдение, но половина группы решили все-таки, дабы не опоздать на поезд, до начала Богослужения сесть на проходящий автобус и уехать на станцию, а вторая половина решила «помазаться» священным елеем и после помазания с Божией помощью отправиться в путь. Когда прошло само помазание, и оставшиеся паломники пришли на остановку, то узнали, что последний автобус на вокзал прошел час назад, и больше автобусов не предвидится. Но тут же подъехала газель, водитель которой, завидя паломников из монастыря, любезно пригласил их бесплатно довезти до железнодорожного вокзала. Подойдя к поезду, группа паломников, оставшихся на Богослужение, заметила, что нет тех, которые уехали раньше них. Поезд уже отправлялся, и за несколько минут до отправления они увидели своих впопыхах бегущих товарищей. Оказывается, сломался автобус, и последние оказались первыми, а первые - последними.

Время очень обманчивая штука, кажется, что его еще много, а в реальности его уже нет, оно бежит с неумолимой скоростью и только с Богом возможно использовать его по назначению.

Яркий пример этому сегодняшний день. Так получилось, что мне удалось узнать, сколько на кладбище сегодня похоронили актюбинцев. Для нашего маленького городишки цифра просто колоссальная - 18 человек. Вряд ли можно сказать, что это касается «их», т.е. кого-то другого, а не нас, нет, это касается всех нас, потому что наступит такой момент, когда среди этих 18-ти окажемся и мы с вами. Помня об этом, начинаешь понимать всю значимость текущих событий, начинаешь дорожить не только годами, но и минутами. Мы часто боимся смерти, боимся воспоминаний о ней, но Церковь Христова утверждает, что воспоминания о смерти делают нашу жизнь светлее, ведь все проблемы связаны только с одним - с нашей кажущейся долговечностью. Но когда мы начинаем помнить, что мы не долговечны, начинают улетучиваться проблемы. Человек, помнящий о своей временности, ни на кого не накричит, не обидит, не разведется, не станет блудить, полностью переменит свою жизнь. Святые отцы говорят: «Помни час смерти и вовек не согрешишь». Кстати, скорби имеют то же воздействие, что и воспоминания о смерти. Человек, испытывающий скорби в виде болезней, не способен кого-то унизить, не способен судить, не способен возгордиться. Мирские понятия и церковные - расходятся. В миру принято одно, а в Церкви - другое. Но та жизнь, которую предлагает мир, подобна мыльному пузырю. То, что предлагает Церковь, останется с человеком навечно.

Протоиерей Димитрий Соловьев

Ноябрь 2011 г.

 

Мой Казахстан

Мой Казахстан

(к 20-летию независимости Республики Казахстан)


Кто жил и вырос в Казахстане,
Тот не забудет никогда
Весной  - цветущие тюльпаны
И вкус речного родника.

Идешь по полю - собираешь

И ищешь самый яркий цвет,
И только с грустью понимаешь
Тебя теперь там больше нет.

Мы все разъехались куда-то

В другие страны, города,
Но очень часто вспоминаем
В степях прожитые года.

Мы все уехали когда-то

И в этом нет ничьей вины,
Что очень часто вспоминаем
Просторы нашей стороны.

Юлия Рисслинг (Германия)

bilateralrelation2-okissueno5Это стихотворение, пронизанное грустью, болью и любовью к своей Родине, прислала мне одноклассница, давно покинувшая свою судьбоносную Отчизну. Прошло уже почти 10 лет, как я окончил Белгородскую православную духовную семинарию с миссионерской направленностью,  и все годы учебы вдалеке от своей Родины и от своего любимого города были наполнены какой-то грустью и нежностью, и как бы ни была привлекательна чужая страна, Родина, она как мать, - одна, а матерей, как известно, не выбирают, они определяются каждому Богом.

Пережив эти грустные годы в тоске по Родине, понимаешь и дорожишь ею еще больше. Сейчас многие уезжают в другие государства, но даже те, кто прожил уже 10-летия в «чужой» стране, с «чужим» народом, продолжают тосковать по своей родине. Для них эти места, овеянные ковылем и полынью, навсегда останутся святыми.

Когда Господь благословляет меня посетить Россию, первое, что привлекает мое внимание, это белоснежные березы или сосновый бор, наводящий страх своим могуществом. Но наши степи все-таки дороже, почему-то ближе сердцу. На красоту российской природы можно посмотреть, полюбоваться, но заменить ею красоту просторов нашей степи нельзя. Конечно, может быть это связано с воспоминаниями детства (а детство, как известно, счастливая пора), но все-таки Казахстан - это особая, святая земля. На ней живет особый дружный, единый народ, именуемый казахстанцы.

В 1990 году на Алма-Атинскую Кафедру  был назначен архиепископ Алексий (в миру Кутепов Андрей Николаевич). Пробыв на этой кафедре 12 лет, до 7 октября 2002 года, определением Священного Синода он был переведен на Тульскую Кафедру. Сам по рождению москвич, россиянин, уже почти 10 лет как покинувший Казахстан, Владыка Алексий не может без слез говорить о нашей стране. Когда Владыка был переведен в Тулу, то этот перевод он воспринял как ссылку из рая, и в будущем, рассказывая в Туле о своем архипастырском служении в Казахстане, он влагал в свои слова столько нежности, столько любви, что нельзя не удивиться тому, как быстро и как сильно можно полюбить нашу страну. Да и многие люди, встречавшиеся мне на жизненном пути, близкие или дальние, приехавшие сюда по воле случая или по семейным обстоятельствам, не только не скучали по пределам своей земли, не только быстро привыкали к своей новой родине, но и влюблялись в нее с первого взгляда. И такие чувства возникали не только благодаря доброте людей, благодаря простоте казахстанцев, но  прежде всего, благодаря особой атмосфере этой земли.

Владыка Алексий назвал казахстанские земли святым антиминсом. Антиминс - это особый плат, на котором совершается Божественная Литургия, в него всегда вкладывается частица святых мощей мучеников. Таким антиминсом является вся казахстанская земля. Как семечки являются основой посева, так и наша земля хранит в себе останки святых мучеников и исповедников за веру Христову. Вся земля, на которой пролита кровь мучеников, благодатная, и такая земля - наш независимый Казахстан. Конечно, нельзя все идеализировать, и у нас есть множество проблем: покореженный асфальт, низкие пенсии, голодная старость, неразвитое здравоохранение, низкий уровень образования, но все это можно преодолеть, все это возможно исправить, лишь бы народ Казахстана оставался дружным. Там, где народ живет, как единая семья, будет развиваться  и остальное. Там, где народ разъединяется, воюет и рушит, не будет и страны.

Скоро наш Казахстан будет праздновать 20-летие независимости и дай Бог, чтобы это событие воспринималось не просто как дата, но как призыв к единству, чтобы оно объединило нас в одну  настоящую семью.

Протоиерей Димитрий Соловьев

ноябрь 2011 г.

 

 

Закон бумеранга

9339Все в нашем мире взаимосвязано, и одно обязательно следует за другим, как в песне из кинофильма «Гардемарины вперед»: «Как жизнь без весны,  весна без листвы,      листва без грозы, а гроза без молнии», - так и в нашей жизни, одно следует за другим. И хотя некоторые вещи нам в полной мере не открываются, при желании проследить эту взаимосвязь всегда можно. Мужчины, растлевающие молодых девушек, получают таких же растленных дочерей. Родители, не исполняющие Заповеди Божии, получают непослушных детей. Общество, проповедующее на страницах массовой информации культ разврата и насилия, получает выросших из этого культа киллеров, маньяков и убийц - одно порождает другое. И святые отцы говорят, что мы все, живущие на планете, именуемой Земля, настолько близко взаимосвязаны, что грех одного человека ложится тяжелой ношей на другого. Проще всего осудить обычаи этого мира, но гораздо сложнее и правдивее вникнуть и понять, что я привнес в эти обычаи. Если мы внимательно и правдиво посмотрим, то поймем, что в этот мир мы внесли с вами почти одно зло. И тогда нам не захочется никого осуждать, нам захочется всех простить... и понять.

Вспомним, что все мы с вами были когда-то маленькими-маленькими детками, которых любила мама и на которых возлагала большие надежды. И может быть не наша вина в том, что эти надежды мы не оправдали. Круг друзей, образование, принадлежность к вере, общество - все влияет на нас, и все мы впитываем, как губка. В нашем мире настоящей правдой будет лишь признание двух вещей: во-первых, осознание своего недостоинства, а во-вторых, прощение к другим. Прежде, чем кого-то осудить, всегда надо подумать, а что сделал я, а как вел себя я. Можно привести самый простой пример: в святоотеческой литературе существует понятие о мытарствах, мытарства - это некие царства определенного греха, в котором царь - демон, покровительствующий определенной страсти. Одним из 20 мытарств является мытарство блуда, где на страшном престоле восседает нечистый дух, отсылающий своих подчиненных демонов на распространение на земле этого низкого порока. Работой этих демонов является попрание брака, растление девиц, открытие порочных ресторанов, распространение через прессу и ТВ скверны и т.д. Самые близкие слуги, стоящие у престола повелителя блуда, - это держатели саун, ресторанов, где растлевают чьих-то дочерей и чьих-то будущих матерей. Рядом в этом царстве находятся маньяки, педофилы, но тут же окружают престол этого низкого духа все прочие блудники, которые внесли свою лепту в распространение царства блуда и не важно, как это произошло - через ТВ, через прессу, через тело, через интернет. Главное, что всех их объединяет одно - служба этому скверному духу. И поэтому мы с вами вряд ли можем кого-то осуждать. Скорое всего мы можем осудить самих себя.

Парадоксально, но в нынешнее время исключением из правила стали супруги, не изменяющие друг другу. В основном, к сожалению, семьи стали лицемерными. Легко говорить об этом, но трудно бороться с тем, что считается в обществе как бы естественным, но есть способы духовной борьбы и с этим врагом человеческого рода. При нападении беса блуда нужно помнить о своих детях, к которым может возвратиться бумерангом грех родителей. Наши мысли не могут быть пустыми и поэтому мы должны с вами пребывать с молитвой, лучше, если это будет молитва Иисусова, потому то имя Иисус само по себе палит нечистых духов.  Если брань блуда особая, то лучше хранить свое зрение и не смотреть на лица людей, особенно на лица противоположного пола. Хорошо в этой брани помогает воздержание от телевизора, интернета, пищи и прессы. И хотя враг будет говорить о том, что без просмотра новостей по телевизору весь мир рухнет, нужно смело отказаться от него ради духовной чистоты, понимая, что из года в год нам показывают одно и тоже.

Сегодня плотские грехи приобретают огромную силу. Люди целомудренные и скромные не в почете, многодетность в презрении и мы с вами должны приложить хотя бы маленькую капельку к распространению на земле царства Христова, а царство Христово - это царство белоснежной чистоты.

Протоиерей Димитрий Соловьёв

 
Еще статьи...
Недавно обновленные
Новое на сайте: