Буквально на днях ехал на отпевание пожилой женщины, и разговаривая по пути с ее сыном, узнал, что ему с трудом удалось похоронить бабушку на «новом кладбище» в Актюбинске, в связи с тем, что кладбище уже исчерпало свой ресурс, оно переполнено, и захоронение совершается только по разрешению соответствующих инстанций. Само же кладбище перенесли в сторону Родниковки. Ему с трудом удалось похоронить свою маму на так называемом «новом кладбище».
Я задумался о том, как быстро все новое становится старым. «Город-спутник» Актюбинска разрастается с гораздо большей скоростью, чем сам Актюбинск. В самом городе говорят, что хотят приблизиться к городу-миллионнику, а в реальности миллионником становится кладбище. И это не пустые слова, действительно, на новом кладбище уже, наверное, гораздо более двух миллионов. Видимо этому есть причины, ведь основная масса захороненных - это люди, даже не достигшие преклонного возраста. Обо всем этом не пишут в газетах, не говорят по телевизору, - не хотят вспоминать о том, что нас становится больше, но не в городе, а за его пределами. А может быть так легче жить, не вникая в то, что когда-то несомненно произойдет?.. Может быть и так. Но все-таки замечено, что когда человек вспоминает свой последний путь, самим этим воспоминанием он отодвигает дату своей смерти. Почему? Потому что тот, кто помнит о своем конце, не будет напиваться, не станет алкоголиком, не станет осуждать других. Кого ему осуждать, когда он сам не вечен на земле? Он не откроет кабак, и не будет тратить драгоценное время на пустое. И если помнить о своевременности, то жизнь преобразится. Но многие, к сожалению, не хотят, чтобы эта жизнь преображалась. Мы живем в иллюзии того, что скоро будет город-миллионник, но не задумываемся о том, что станет еще тесней, будет больше автомобильных катастроф и возрастет нехватка детских садов.
Кроме нового кладбища, уже так называемого, существует и «старое», которое сейчас, конечно, привели немного в порядок. Неподалеку даже установили полицейский пост с самым взаправдашним участковым. Но наркоманов на нем меньше не стало -по всему периметру лежат шприцы, и это святое место для каждого христианина находится в поругательстве. Есть и еще одно кладбище, стертое к сегодняшнему дню с лица земли, - кладбище основателей нашего города. Располагается оно, начиная с Колхозного рынка и заканчивая колонией (р-н "Малышки"). Об этом кладбище вообще все забыли. По останкам этих людей топчутся и не имеется даже обелиска, напоминающего о том, что здесь захоронены не просто люди, а люди, благодаря которым был основан наш город, внесшие беспрецедентный вклад в жизнь нашего города.
Конечно, мы легко забываем, но совесть подсказывает, что забывать нельзя. Церковь является святым местом для каждого православного, но и кладбище тоже является особым местом, к которому можно отнести даже понятие святости. Многие боятся кладбища, но все же, воспоминания о нем каждого приводит в трепет и заставляет бороться со своими грехами. К сожалению, мы находимся в мире каких-то фантазий и забываем, что живем в реальности. В каждой маршрутке обсуждают, когда же Актюбинск превратится в миллионник, и на эту иллюзию тратят много времени. Но реальность... она расходится с иллюзией почти всегда. Какова реальность? Она такова: море машин, пробки, в целых районах города нет ни одной мусорной урны, детских садов катастрофически не хватает и т.д. и т.п. Мы должны жить в реальности, а реальность состоит в том, что же я могу сегодня принести в этот мир. Если это добрая улыбка - хорошо. Если это добрый поступок - еще лучше. Но, а если это целое дело - это просто прекрасно! Мы живем на земле, как вечные, и это справедливо - мы действительно все бессмертны, но бессмертны мы не в этом мире, а в будущем. И душа человеческая внутренне это осознает, она не может быть довольной только тленным. Даже если это тленное стоит миллионы долларов, ей надо что-то и духовное. И дай Бог, чтобы мы с вами, устрояя здесь свое благополучие, не забывали бы о том, что жизнь человеческая не заканчивается жизнью на земле.
Протоиерей Димитрий Соловьев
июнь 2011 г.
Каждый из нас приходит к вере в Бога по-разному и в разное время. Священник Дмитрий СОЛОВЬЕВ решил посвятить себя служению Господу еще в шестилетнем возрасте. В правильности выбранного пути он никогда не сомневался.
В церковь его привела прабабушка. Она, единственная верующая в их семье, сама посещала ее регулярно и приобщила к этому и любимого правнука Диму. Первую в своей жизни службу в храме Святого князя Владимира, на которой присутствовал в качестве прихожанина, он помнит до сих пор.
– На меня сильно подействовал тот особенный церковный запах. Тогда для меня было завораживающим и облачение священников. Я это все прекрасно помню. Помню, что в храме было немножко другое расположение, и было очень темно, потому что окна были решетчатые, состоящие из маленьких стеклышек. Все это производило, конечно, большое впечатление.
Крестили его в этом же храме в 1986 году, а ровно через двадцать лет он стал его настоятелем...
Не по разуму, а чудом Божьим
Отец Дмитрий признается, что для родителей его желание стать священнослужителем было неожиданным, и какое-то время они не понимали его выбора. Но, осознав, что сын не шутит, поменяли свое отношение, и даже сами повернулись лицом к церкви. Так что, когда он собрался поступать в Белгородскую духовную семинарию с миссионерским уклоном, они были только за.
– Конечно, учиться было тяжеловато. Потому что было очень много специфических предметов. Особенно тяжело давались языки. С нас очень строго требовали знание латинского, греческого, славянского, церковнославянского языков. Честно говоря, были такие моменты, когда приходилось и осенью пересдавать, но, слава Богу, закончил без троек. И, конечно это, наверное, более не по разуму, а просто чудом Божьим.
Не пасовать перед трудностями помогала вера в Бога. Мысль бросить все и уйти с выбранного пути в голову не приходила никогда.
На годы учебы в семинарии в Белгороде приходятся, пожалуй, самые счастливые и одновременно самые тяжелые события в жизни отца Дмитрия.
Здесь он повстречал свою будущую жену – матушку Ирину. Девушка состояла в братстве по послушанию при Храме Преображения Господня. А познакомились они в онкологическим диспансере, куда семинариста Дмитрия и сестру милосердия Ирину направили для помощи находящимся здесь больным. Потом было еще несколько таких встреч. Через год молодые люди расписались, а еще через месяц обвенчались. Регистрация была в Белгороде, а венчание уже в Актобе – в храме Святого Архангела Михаила, где на тот момент отец Дмитрий был послушником. Спустя неделю после этого его рукоположили в диаконы. В этом духовном сане он прослужил три с половиной года. Затем почти столько служил здесь же вторым священником. В храм Святого князя Владимира, с которого по сути и начался его духовный путь, он вернулся летом 2006 года в качестве настоятеля...
Голос с небес
Перед этим было, наверное, самое страшное испытание, которое отцу Дмитрию послал Господь. В последний год учебы в семинарии его стали мучить непонятные боли в животе. Местные эскулапы подозревали то язву, то гастрит, но к единому мнению так и не пришли. Предложили сделать операцию: мол, разрежем, увидим, что же вас так беспокоило. Отец Дмитрий отказался. Решил: будь что будет. Ходить он уже тогда практически не мог. В основном лежал. От не утихающих болей спасали только самые сильные обез-боливающие.
– Узнавшие о моей болезни прихожане принесли мне иконку Николая Чудотворца, положили ее на живот и очень долго читали акафист. Я был в забытьи, но вдруг очень ясно расслышал незнакомый голос, который сказал: срочно поезжай в Оренбург, твоим врачом будет Николай.
Гласа небес отец Дмитрий послушался и на свой страх и риск в тяжелейшем состоянии отправился на автобусе в Оренбург. Сам себе в дороге колол обезболивающие, которых набрал полную сумку.
На следующий по приезду день пошел в больницу. Усиленно вглядывался в бейджи мелькавших перед глазами врачей, ища среди них того, которого зовут Николаем. Но он все не попадался.
Оренбургские специалисты обнаружили у отца Дмитрия опухоль кишечника. И настояли на срочном оперативном вмешательстве, поскольку болезнь была сильно запущена.
– Операцию мне делал заведующий отделением Николай Михайлович. Врач со стажем, он провел ее очень мудро. Сразу стало лучше. Прошло уже шесть лет. Слава Богу, ничего не беспокоит. Все получилось просто чудесно.
С того момента он полюбил Оренбург, который раньше казался ему каким-то серым и сумрачным, а тамошних врачей, лечивших и наблюдавших его, считает ангелами.
Самое дорогое сокровище
Отец Дмитрий и матушка Ирина – многодетные родители. Пока Господь дал им четырех детей. Все они названы именами членов последней царской семьи Романовых: Анастасия, Николай, Александра, Алексей. Это не прихоть супругов. Такое условие выдвинул афонский старец, благословлявший их на брак.
– Не знаю, поверите ли вы мне, но у всех них характеры схожи с характерами царских мучеников. Я специально интересовался этим, – говорит отец Дмитрий.
Будни в семье Соловьевых начинаются, как и в самых обычных семьях, с подъема и сборов в детский сад и школу. Отличие лишь в том, что каждое утро и вечер читаются молитвы. Если в храме нет службы, отец Дмитрий сам отводит погодков Колю и Сашу в детский сад, а матушка Ирина отправляет старшую, Настю, в школу. За самым младшим – Алешей – в это время присматривает кто-нибудь из знакомых.
За службами в храме день пролетает очень быстро, и надо опять спешить в детский сад. Кстати, свой утренний и вечерний моцион отец Дмитрий совершает только пешком. Ведь это очень полезно для здоровья. Машиной пользуется только по необходимости, если нужно куда-то выезжать на требы. Да и то не сам садится за руль, а вызывает такси.
– Детки для нас радость. Это, наверное, самое дорогое сокровище. Когда приходишь домой, уставший после служб, погребений, отпеваний, а тебя встречают со словами «Папочка любимый пришел!», все проблемы уходят на второй план. Поэтому дети – большое утешение, но не самое главное.
Естественно, что, как и любые родители, отец Дмитрий и матушка Ирина хотят видеть своих детей счастливыми. Не обязательно священнослужителями. Главное, чтобы были хорошими людьми.
– Единственное, о чем мечтаю, как это ни банально звучит, довести своих детей до Царствия небесного, чтобы дать им полноценное счастье. Потому что, как я наблюдаю, здесь на земле его нет. Я вообще воспринимаю этот мир, как утробу матери, в которой все мы развиваемся. И так хочется, чтобы роды – переход в ту жизнь – были благополучными, чтобы там ребенок уже рос счастливым. Это единственная мечта и желание.
Алина ЗАБОРСИНА,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
|
Почему в наше время люди перестали думать головой? Приходит в храм молодой человек и спрашивает Батюшку, что мне делать: "Я поругался со своей девушкой?" Но прежде, чем ответить священнику, выясняется, что он состоит с ней в так называемом "гражданском браке". И из-за усиленной атаки прессы, он даже не помышляет о том, что это великий грех блуда. Зато переживает за гораздо меньший грех ссоры. Получается, "комара отцеживает, а верблюда поглощает". Или на Пасху: женщина отстояла всю службу на Литургии, после всех подходит к Причастию, каким - то чутьем священник ее спрашивает: "Исповедовались ли Вы?", - на что она отвечает, что даже не крещеная. Священник начинает объяснять, что некрещенные не могут приступать к Святым Тайнам. Она в ответ: "Так Вы мне отказываете?". И уходит обиженной. Так что же для человека важнее? Принадлежность к вере или формальное причащение? Так что же важнее - жить с девушкой в блуде или недопонимание? Мне кажется, что наше время - это время, когда люди теряют главное, и при этом цепляются за второстепенное, переживают, что в пост скушали плавленный сырок, и при этом смело "пожирают" друг друга.
Наш современный XXI век вообще стал интересный. Социологи говорят, что 70% казахстанцев верят в астрологический прогноз, - это действительно национальная проблема, когда люди вместо Бога, от которого зависит человеческая жизнь, веруют в водолеев, тельцов и носорогов. Хотя любой здравомыслящий человек понимает, что звезды - бездушные создания. Они не могут соображать, а тем более не могут управлять человеческой жизнью. И если человек родился в один день с соседом, то это вовсе не означает, что жизнь у них будет одинаковая. Кроме того, жизнь человека начинается скорее в момент зачатия, а не рождения, ведь вскоре после зачатия начинает биться сердце человека. Да и сами названия звездных светил у астрологов сомнительные. Почему, например, близнецы? Потому что с Земли кажется что звезды расположены фронтально с рисунком близнецов. Но если на эти звезды посмотреть не с Земли, а допустим с Сатурна, то вместо близнецов можно увидеть курицу или утку. И получается что близнецы - это уже не близнецы, а какие-то прямо скажем утконосы. Вся эта путанница складывается только на основе одного - безверия Богу. Поэтому, когда нет веры, люди веруют во что угодно: верят в "мощи" в мавзолее, верят в черных кошек, даже в пустые ведра. Вот, правда, в облезлых собак что-то не верят. Поэтому, настоящая национальная проблема - это прежде всего состояние, когда люди теряют голову. Но это, кстати, не самая серьезная проблема нашего времени, все предыдущие можно обобщить одним словом - "суеверие". Но есть еще более сложное состояние человека - это зловерие. Т.е. когда человек своей верой несет зло другим и не обязательно для этого быть сатанистом. Можно вполне успешно прикрываться добрыми понятиями и при этом нести зло обществу, семье и людям, ненавидеть государство, ненавидеть Новый год, ненавидеть даже собственный день рожденья. И при этом самое страшное, считать себя хорошим и пригожим. К сожалению, об этой национальной проблеме никто не задумывается, потому что все к этому привыкли, но мы должны помнить, что это только сегодняшняя действительность.
Протоиерей Димитрий Соловьев, июнь 2011 г.
Недавно в городе Екатеринбурге провели конкурс красоты для маленьких девочек. Девочек от 7 до 10 лет учили стильно одеваться, подбирать специальную косметику, вышагивать настоящей модельной походкой по подиуму. На первый взгляд инициатива выглядела неплохо. Но надо было видеть эту картину... Совсем маленькие малышки по-взрослому кокетничали, дефилировали и демонстрировали оголенные плечи и яркий вызывающий макияж. Дети, к сожалению, в наше время изменились, это замечают даже взрослые. Основа детской психологии сегодня - это, во-первых, развязность и желание жить, как взрослые. Вы никогда не замечали, дорогие пользователи, как общаются между собой мальчики-подростки? Они общаются языком взрослых и не просто взрослых, а языком взрослых полу уголовного мира. Такие слова, как «братан», «пахан», да и сами жесты, высказывания говорят только о том, что подростки в нынешнее время «повзрослели».
Но причина все-таки кроется не в самих подростках и детях, а во взрослых и родителях, которые очень рано начинают учить детей быть взрослыми. Да, нынешние дети изменились и стали более продвинутыми не только в компьютерах, но и во многом другом. В нынешних детях, за редким исключением, исчезли понятия стыда, совести, зато появилось новое понятие - иллюзия всезнайки. Современные психологи говорят, что нынешние дети имеют «клиповое сознание», т.е. сознание, кем-то продиктованное. Чему учат современных детей? Быть красавицами, быть модницами. Мальчиков учат развязному поведению, а если это тихоня, то в нынешней школе или детском саду его считают белой вороной. Я наблюдал за детьми в детском саду. Это угорелая стая, которая несется и все сокрушает на своем пути: разломанные игрушки, оторванные у живых рыбок головы, постоянные «не хочу», «не буду» и т.д. и т.п.. Если появляется ребенок, который просто сидит за столом и читает книжку, или спокойно играется в игрушки, никого не обижая, то даже воспитатель смотрит на него, как на ненормального.
Мне кажется, что в нынешнее время происходит Четвертая Мировая Война, Первая мировая и Вторая мировая войны известны. Третья мировая - о ней говорит своим генералам Президент США Клинтон: «Используя промахи советской дипломатии, мы добились того, что собирался сделать Президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы, правда, с одним отличием - мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство». Эту Третью мировую войну Америка выиграла. Сейчас началась Четвертая, которая именуется культурной войной. И первые удары в этой войне, конечно, направлены на детей. Буквально все, что их касается, пропитано откровенным цинизмом. Чему сейчас их учат? Детские, молодежные журналы «Gool», «Ну и ну», «Молоток» пронизаны откровенными скверными лозунгами. Сейчас стали рассылаться особые смс-сообщения. Например, такие: «Самые страстные признания через смс», «Узнай, что тебя ждет в любви», или «Холостой? - Стреляем глазками». Школьницам иногда присылают: «Насладиться созерцанием суперпопулярных моделей-мужчин в своем телефоне». Причем, чтобы иметь лады с законом, эти люди провокационно предупреждают: «Смс для взрослых», - как будто бы подросток, увидевший, что это сообщение для взрослых, не будет его открывать. Или недавно в журнале «Молоток» была рубрика «Антипреподаватель», где публиковались способы сорвать урок. При этом в жаргоне, крайне отрицательном. Цитирую: «Достали учителя? Не дает прохода завуч? Маринка озверела? - Пора с ними разобраться. Для этого есть масса способов. Лучшие из них в нашей рубрике.» Еще в одном детском журнале есть специальная рубрика, где учат детей уличные вывески превращать в нецензурные слова. Поэтому спорить о том, что началась Четвертая мировая война - культурная война - не приходится.
В этой самой войне дети гибнут не только морально, но и физически, под натиском извращенцев, педофилов и проч. и проч. Остановить ее вряд ли кому-то удастся и защитить ребенка, чтобы информационный шквал не покалечил, тоже будет нелегко. Фильтровать всю информацию, которая приходит к тебе тоже невозможно. Что же остается? Остается только одно - привить ребенку настоящую веру в Бога, которая защитит его в самых трудных жизненных ситуациях. Защитит его даже тогда, когда отца и матери рядом не окажется. Вера в Бога - это самое крепкое оружие в этой войне.
Протоиерей Димитрий Соловьев, июнь 2011 г.
|