За два месяца в храме Архангела Михаила отец Николай провёл 4 молебна на дождь.
– Всё в нашей жизни взаимосвязано. У нас жара такая стоит, климат поменялся. Однако если каждый человек заглянет в себя, в свою душу, то поймёт, чем он прогневил Господа Бога, – говорит корреспонденту «Д» настоятель храма. – Господь таким образом вразумляет людей, я бы сказал, тепло и мягко. Люди ведь всё-таки не роботы, не одни деньги всё решают, нужно подумать и о духовном развитии. Но многих больше интересует, как быстрее обогатиться материально. За два месяца, что я нахожусь здесь, мы провели всего четыре молебна пророку Илье на дождь. Всего 40 человек из более чем полумиллионного города приходили на службу помолиться о дожде. Только им нужен дождь? И за это, честно говоря, стыдно.
Николай СЫРБОВ diapazon.kz
Через два дня – Пасха. Прихожане Владимирского храма встретят Христово Воскресение с новым иконостасом. Местные художники и резчики по дереву работали над ним 8 лет. Старый иконостас, которому уже почти 100 лет, отреставрировали и установили во втором пределе храма – Покрова Божьей Матери.
Согласилась не сразу
Большинство икон для нового иконостаса написала актюбинская художница Елена Ерохина.
– Эту работу восемь лет назад мне предложил прежний настоятель Владимирского храма отец Александр, – рассказывает Елена Борисовна. – До этого я никогда не пробовала себя в таком направлении. Сразу даже стало страшно. Чувствуя огромную ответственность перед прихожанами и Богом, долго размышляла над предложением батюшки. Сомневалась, достойна ли я изображать святые лики. Вспоминала великих иконописцев, бесценные работы которых сейчас находятся в храмах по всему миру. Я много читала о том, какую им пришлось выдержать душевную борьбу. При всём этом я чувствовала призыв божий.
Через время Елена Ерохина согласилась и приступила к написанию иконы Христа Спасителя, работа над которой заняла больше двух месяцев. Первым готовый образ увидел настоятель Александр. Икона ему очень понравилась, и Елена Борисовна продолжила начатое дело.
Просила божьей помощи
– Лики святых в разных стилях изображаются по-разному, – говорит художница. – Меня попросили писать в более реалистичном стиле. Мне самой он больше нравится, чем древнерусский, поэтому, наверное, и работа давалась легче. Правда, был период, когда я оставила её на целый год. Были на то причины.
Как рассказала Елена Борисовна, иконы выполнены на холсте маслом. У неё были образцы не всех ликов. Для некоторых приходилось делать предварительный рисунок, его смотрели церковные служители и при необходимости вносили коррективы. Только после этого работа над иконой шла дальше.
– В любой живописной картине чувствуется авторство, – говорит Елена Ерохина. – Икона – это тоже живописная картина, и в каждую из них я вложила частичку себя. Каждый лик пропустила через своё сердце и душу. Приступая к работе, молилась, просила у Бога помощи и вдохновения. Часто вспоминала тот день, когда покрестилась в церкви. Произошло это 13 лет назад. Помню, вышла из храма после крещения и почувствовала, что меня как будто кто-то несёт на крыльях. Ощущение этой лёгкости не покидает меня до сих пор. Елена Борисовна не знает, будет ли работать в иконописи ещё, но если предложат, говорит, что не откажется.
– Когда захожу в храм и смотрю на написанные мною иконы, понимаю, что их я делала не для себя, а для церкви, прихожан и Бога. Они уже не мои. Ни одну из них я не подписала. Людям новый иконостас нравится, значит, я не зря работала, – сказала напоследок художница.
История продолжается
Настоятель храма Святого Князя Владимира Дмитрий Соловьёв рассказал, что первая служба перед новым иконостасом прошла на Благовещение, 7 апреля. Столбы для него изготовлены из липы. Актюбинских резчиков по дереву специально отправляли на обучение в Санкт-Петербург. Резьба покрыта позолотой и специальным составом левкас. По мнению Дмитрия Соловьёва, иконы выполнены Еленой Борисовной, что называется, один в один, их не отличишь от оригиналов. Новые хоругви для храма вышивали монахини одного из монастырей Екатеринбурга.
– А старый иконостас прослужил в этой церкви около 45 лет, – говорит священник. – Его перенесли сюда, когда закрыли храм на планетарии. До этого он стоял в храме Александра Невского, который возвышался на холме, где сейчас расположены горакимат, драмтеатр и телевышка. После революции его разрушили, иконостас, царские врата, престол и другое убранство перенесли в церковь на планетарии. Тогда она называлась Владимирским храмом. Так что прежнему иконостасу почти сто лет. У нас есть очень древние иконы, которые, передавая в дар, подписывали император Николай II, известные российские купцы.
По словам Дмитрия Соловьёва, было много противников того, чтобы во Владимирском храме установили новый иконостас. Люди говорили, что старинный простоял много десятилетий, перед ним молились их предки и выбросить его невозможно.
– Но никто не собирался выбрасывать прежний иконостас, – продолжает настоятель. – Это – кощунство. Его славная история продолжается. Мы отреставрировали его и установили в пределе Покрова Божьей Матери, где теперь ежегодно 14 октября будет проходить престольный праздник. Замечу, что с новым иконостасом прихожан в храме намного прибавилось.
Помогала вся семья
Елена Ерохина по образованию художник-оформитель. Окончила Актюбинское культпросветучилище. Некоторое время работала там преподавателем. В данное время выполняет заказы на дому. У неё трое сыновей. Дети и супруг помогали Елене Борисовне в работе над иконами чем могли. Муж, например, обтягивал рамки холстом.
Помолимся кормящей Богородице
Во Владимирском храме есть единственная в Актобе икона «Млекопитательница», на которой изображена Богородица, кормящая грудью младенца Иисуса. Перед ней совершают молитвы за больных и трудных детей, кормящие матери, беременные женщины. В знак благодарности молящиеся приносят крестики и кольца. Икону «Млекопитательница» написала Елена Ерохина.
Сергей ЖЕЛЕЗНЯК diapazon.kz
|

На днях, перед христианским праздником Крещения Господня, корреспондент газеты «Эврика» узнал некоторые подробности этого обряда, производимого в церкви
Крещение, как оказалось, само по себе делится на две основные части. Это само крещение и миропомазание. При крещении младенец окунается в купель, и священник крестит его со словами – «Освящается раб божий…, или раба божья… во имя Отца (аминь), и Сына (аминь) и Святаго Духа (аминь).
И потом еще происходит миропомазание. Это тоже таинство. Специальным маслом, которое варится один раз в год в Москве святейшим патриархом в чистый четверг, производится помазание. Это масло, называемое миро, на протяжении многих столетий добавляется в старое, оставшееся миро, отсюда и происходит выражение «Одним миром мазаны». Миропомазание происходит в жизни человека лишь один раз. Вторично могут быть помазаны лишь цари, восходящие на престол, это так называемое «помазание на царство». Это такой обряд, когда в результате помазания как бы нисходит благодать от бога на царя.
Бывают трудные жизненные ситуации, когда женщина, родившая ребенка, видит, что он вот-вот умрет. Тогда она может тоже его крестить. Для этого ей достаточно омочить головку ребенка водой и произнести соответствующие слова. Такое крещение признается церковью.
Санат РАШ
Исцеление водой
Что нужно знать о празднике
1. Обязательно ли окунаться в прорубь?
– Издревле принято, что каждый христианин проверяет свою веру, окунувшись в праздник Крещения Господня в морозную воду. Но все зависит от здоровья. Если оно не позволяет омываться в проруби, то можно просто умыться святой водой, – рассказывает настоятель Храма Святого Князя Владимира священник Дмитрий СОЛОВЬЕВ.
2. На какие реки традиционно выезжают актюбинцы?
– Около нашего храма на Илеке – прямо под мостом – практически каждый год делаются проруби. Кто-то выезжает на другие реки. Я знаю, что многие едут на родники и набирают воду там.
3. Когда брать святую воду в церкви?
– Утром в Крещенский сочельник в нашем храме пройдет литургия, а потом около десяти часов утра состоится первое освящение воды. Во второй раз вода будет освящаться уже на Крещение – в полночь – после праздничной службы. В Храме Святого Архангела Михаила этот обряд проведут тоже утром 18 января, а второй раз утром 19 января. Вообще, лучше, чтобы люди приходили со своей водой, потому что будет очень большое скопление народа. Кстати, святую воду могут брать все люди, независимо от вероисповедания. В этом отношении церковь не отвергает никого.
4. В чем сила святой воды?
– Святая вода долгое время не портится. Многие считают, что тлению она не поддается, потому что освящают ее золотым или серебряным крестами. На самом деле часто мы делаем это и деревянными. Так что никакой разницы нет. Просто Господь дает воде силу. Больные люди получают через нее исцеление, те, кто подвластен нечистым духам, кого обуревают страсти, мучают грехи, умывшись, чувствуют облегчение и отход дьявольской силы.
5. В каких целях запрещается использовать святую воду?
– По-гречески крещенская вода именуется «великая агиасма», что означает «великая святыня». Употребляется она для окропления храмов, жилищ, для освящения и во здравие души и тела. Святая вода – это духовное лекарство, и использовать его в оккультных, магических, гадательных целях нельзя, – заключает священник.
Алина ЗАБОРСИНА
Совсем недавно, на прилавках наших магазинов, стали появляться необыкновенные детские игрушки. Родители, всматриваясь в них, на первый взгляд могут видеть в них милые, детские создания. Но нынешние игрушки несут в психику ребенка такие задатки, которые превратятся в будущем в сильнейшие страсти и пороки. Психологи говорят, что ребенок часто подражает игрушке, а иногда даже копирует. Многие девочки с самых юных лет играют с "милой" куклой Bratz, которая заменила на прилавках Барби. Кукла выглядит дерзко, нагло, и изображается как ровестница тем, кто в нее играет. Если барби мы видели врачем, ветеринаром, то Bratz живет только на дискотеках, в клубах, флиртуя с мальчиками, и изображается циничной по отношению к другим. Все детские журналы и детские каналы рекламируют стиль Bratz: "Одевайся как Bratz, моя страсть Bratz, моя любовь Bratz". Психологи называют эту куклу стервой в детской комнате.
Но это не все. Сейчас продаются игрушки еще более страшного содержания. Например, шимаджиро - это японский тигренок, который быстро научит вашего ребенка туалетной риторике. Мы нажимаем кнопочку и зверек поет. "Дерьмо - чемпион, и другое." Будьте осторожны, потому что в продажу пущены "шедевры" игрушечного мира: детская разборная стойка для стриптиза. Не буду писать, что туда входит, но скажу лишь, что игрушка дорогая, и выпущена в Великобритании. Или продают на прилавках магазинов куклу - медвежонка с мешком, - при внимательном рассмотрении видно, что в мешке наркотики, естественно, игрушечные, а сам медвежонок - наркоман, и глаза, кстати, у него, как у наркомана. Еще продается медвежонок, который издевается над более слабым медвежонком, например, у него в руках утюг, и этим утюгом он пытает другого медвежонка, более слабого.
Будьте внимательны, родители, стали продаваться детские доски, для скатывания с ледяной горы... фаллической формы. Еще продается супер-герой, почти как человек-паук, но зовут его Райан Хатчет (дети называют его топор). Он продается обычно вместе с топориком, копьем, лопатой, к нему обязательно прилагаются игрушечные, окровавленные кишки, сердца, головы людей. Короче говоря, распотрошенный человеческий труп. В свободной продаже продаются куклы-гермофрадиты, т.е. такая кукла, у которой видны очертания мужских гениталий, при этом у них пышная девичья шевелюра.
Кстати, хочу заметить, что дети лучше, чем взрослые, понимают язык игрушек. И быстрее воспринимают медведей-извращенцев и мишутек-наркоманов. Конечно, можно было бы продолжить этот список человеком-пауком, из-за которого выбрасываются из окна маленькие дети, другими куклами, но достаточно и этого.
Детская игрушка - это важнейший элемент культуры, через который ребенку передаются знания о современном мире, и нужно, чтобы эта игрушка была бы максимально нравственной.
Протоиерей Димитрий Соловьёв
|